Декорации в театре. Сценическое оформление хореографической постановки

Декорации в театре. Сценическое оформление хореографической постановки
Декорации в театре. Сценическое оформление хореографической постановки

Декорации различаются еще по характеру выразительности. Каждый такой тип декораций базируется на одном или нескольких типах по конструктивным качествам.

Повествовательная декорация изображает реальное пространство того места, где происходит действие. Главное ее выразительное качество – достоверность. Повествовательная декорация самое большое распространение получила в реалистическом театре. В этом типе декораций работали художники Шишков, Бочаров, Симов и многие другие. Архитектура повествовательной декорации выполняется через павильон и макеты. Пейзажи изображаются с помощью мягких декораций. В повествовательных декорациях большую роль играет точная работа театрального света, который имитирует реальные состояния погоды, времени суток и времени года. Наивысшего расцвета этот тип декораций получил в творчестве молодого Станиславского в период его сотрудничества с художником Симовым. Этот тип декораций включал в себя очень внимательное отношение к национальным традициям в архитектуре, костюме, к этнографии.

Метафорическая декорация представляет собой обобщенный образ всего спектакля в целом. Сама декорация это символ идеи спектакля. Метафорическая декорация стала использоваться с 10-х годов XX века. Одной из первых постановок в метафорических декорациях был спектакль «Победа над солнцем» в оформлении К. Малевича. Одной из картин этого спектакля был знаменитый «черный квадрат» символизирующий победу зла в мире. Это было очень смелое и неожиданное использование павильона, который до сих пор применялся только для повествовательных целей. Чаще всего, метафорическая декорация выполняется при помощи установки. Однако, может быть использовано и оформление в сукнах, и кулисные декорации. Метафорические декорации используют в своем творчестве все современные художники вслед за великими мастерами XX века: братьями Весниными, Экстер, Дмитриевым, Шифриным, Акимовым, Кноблоком и многими другими.

Живописная декорация – это такое декоративное решение, где доминантой является цвет, колорит художественного образа спектакля. Тонкая работа цвета помогает создать лирическую силу образу, глубокий психологический язык спектакля, вызывать яркий ряд эмоций зрительного зала. Живописная декорация пришла на русскую сцену вместе с появлением в постановочной театральной работе ярких русских художников-станковистов: В. Васнецова, М. Врубеля, В. Поленова, В. Серова, К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста и многих других. Живописные декорации могут быть выполнены практически в любом типе конструктивных декораций. Цветовое решение выполняется и через театральную живопись и через тонкий цветовой подбор тканей, фактур, окрашенных поверхностей бутафории и реквизита и костюмов. Живописная декорация особенно ярко украшает музыкальные спектакли, в которых цвет органично сливается со звуковой лексикой. Особую страницу в историю живописных декораций внесла антреприза Дягилева. Волшебная живопись наших художников вместе с богатейшей национальной музыкой и новаторством постановки потрясли Европу.



Архитектурно-пространственная декорация призвана создавать на сцене образ масштабный, эпичный, несущий глобальные мировые идеи. Масштабность может быть 2-х типов: масштабность, направленная вертикально в вверх, и масштабность, направленная горизонтально в ширину.

Сценографический образ с направленными вверх вертикалями создает условия для подъема духа, пафоса, торжественности и величия идеи. Примером может быть знаменитая постановка «Гамлета» Станиславского и Крэга, где образ спектакля строился при помощи высоких вертикальных движущихся ширм. Эти вертикали зрительно делали сцену более высокой и предавали образу значительность и возвышенный пафос. Архитектурно-пространственная декорация, направленная горизонтально, зрительно расширяет пространство сцены и передает чувство свободы, воли, бесконечности пространства. Человек испытывает чувство полета, простора. Известная постановка «Оптимистической трагедии» Вишневского (художник В. Рындин) может быть хорошим примером масштабной декорации. На сцене была установка, напоминающая палубу корабля, с доминирующими горизонтальными линиями, которые хорошо передавали идею свободы этого спектакля. Архитектурно-пространственные декорации могут выполняться в любом типе конструктивных декораций. Многие из них дополняются горизонтом с живописью, панорамой, или видео проекцией на его плоскости.



Динамическая декорация представляет собой образ, который выстраивается при помощи движущихся элементов оформления сцены. Такая декорация хорошо создает образ быстро меняющегося времени. Движение декораций на сцене определяет ритм спектакля, передает лихорадочную смену человеческих переживаний, психическое состояние людей, не приспособившихся к новизне жизни и ее быстрому темпу. Движение может быть в самых разных направлениях: параллельно рампе, по кругу, вверх, вниз. Декорации могут быть разными по конструктивным качествам, мягкими и жесткими. Примером может быть знаменитый спектакль «Мандат» Эрдмана, где движущиеся стены в сочетании с движущимися тротуарами на сцене, создавали ощущение уходящей из-под ног жизни персонажей. XXI век принес в жизнь мощное ускорение. Поэтому неслучайно, что динамическая декорация используется все чаще.

Световая декорация строится на световых эффектах. В театральных постановках всегда работает сценический свет, но в этом случае свет несет самую главную образную нагрузку, именно он несет основную идею спектакля. Световая декорация хорошо передает светлую лирику, разнообразный мистический смысл, поэтическую легкость. В качестве примера можно вспомнить известный спектакль в оформлении Й. Свободы «Вишневый сад», где световой занавес, неожиданно возникающий и исчезающий, поглощающий персонажей на глазах у зрителя, создавал особый лирический строй в спектакле, где судьба вершит свой суд. Световая декорация может быть прекрасно организована в мягком тюле, полупрозрачном шелке, так как эти материалы хорошо вбирают в себя свет и становятся сами его источником в воображении зрителя. Здесь могут быть использованы и жесткие декорации, выполненные из прозрачных пластиков, стекла, зеркал, металлов хорошо отражающих свет. Современный театр все большее внимание уделяет мистике, идет активный поиск все новых световых эффектов и возможностей, активно обогащается спектр осветительной театральной аппаратуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите типы декораций, различающиеся по конструктивным качествам.

2. В чем выражено содержание приемов художественного оформления сцены?

3. Какие типы декораций различают по их выразительным качествам?

Многие из нас очень часто слышат слово "декор " в повседневной жизни. На первый взгляд это слово понятно и подразумевает украшение какого-либо объекта или предмета. Но так ли это на самом деле? Давайте же попробуем разобраться вместе, каким он бывает и что интересного он привносит в нашу повседневную жизнь.

Декор интерьера - это последние и, можно сказать, самые приятные элементы обустройства дома. Самая первая и главная вещь в создании декора - это составление дизайн-проекта. Проект должен быть создан согласно предпочтениям и мировосприятию хозяина дома или можно создать с помощью каких-либо сувениров, вещей из путешествий или же каких-нибудь красивых и уютных искусственных предметов, с помощью оригинальной и посуды и так далее - это может быть что угодно, на ваше усмотрение. Но самый первый пункт создания декора - дизайн-проект, который должен быть тщательно продуман.

Затем необходимо будет перейти к выбору подходящей мебели. Расставляя мебель уже в выбранном стиле помещения, дизайнер обязательно поможет правильно подобрать светильники или другие предметы декора, которые будут стильно смотреться вместе с мебелью. Ещё могут понадобиться дополнительные скульптуры или искусственные вещи для декора. Будет рассмотрено множество вариантов, пока не будут найдены идеальные предметы декора.

Декор поэтапно

1). Стиль.

Является главным шагом в создании декора. При выборе стиля нужно всё хорошенько обдумать, чтобы элементы декора идеально вписывались в интерьер и не было никаких недочётов. А какой же стиль вам ближе?

2). Цвет.

Рассматривая вопрос о том, что такое декор, особое внимание нужно уделить цветовой гамме. Цвета вещей, которые будут использованы в качестве декора, очень важны, поэтому они должны быть подобраны исходя из предпочтений хозяина квартиры, местности, в которой находится квартира или дом, а главное - стиля.

3). Мебель.

Решив проблему, связанную с выбором фабрики, производящей мебель под выбранный стиль, можно начать подбирать наиболее подходящие осветительные приборы, светильники, люстры.

Большинство этапов уже выполнено, а значит, можно переходить к выбору текстиля: ковров, штор, подушек на кресла, диваны, покрывал и так далее.

В интерьере ковры очень важны. К счастью, в современном мире довольно большой выбор ковров, так что выбрать наиболее подходящий будет несложно: по форме они бывают квадратными, овальными, круглыми. Текстиль очень важен потому, что благодаря ему создается уют и хорошее настроение.

4). Аксессуары.

Композиции из различных растений и цветов являются лучшими украшениями интерьера. Если есть возможность, то обычными живыми растениями можно красиво украсить стены. Если нет, то их можно заменить искусственными цветами. Также можно создать прекрасный декор интерьера с помощью различных статуэток, картин и других предметов, которые будут демонстрировать любимые занятия владельцев.

- интересное решение для любого помещения

Что такое Это прекрасное решение украсить тусклые и серые стены, добавив разнообразия в дизайн помещения. Самостоятельно это сделать очень просто. Для этого можно использовать даже обычные наклейки.

Для начала нужно понять, почему понадобилось и какие разновидности декора бывают. Соберём всё это по кусочкам и создадим конкретную идейную базу - это будет первый шаг в декорировании стен.

Почему понадобилось украшать стены?

Во-первых, это искусство. Даже не имея опыта в рисовании, можно неплохо исправить ситуацию с тусклыми стенами. Каждой человек - это творческая личность.

Во-вторых, декорируя стены, мы тем самым исправляем значительные или незначительные недостатки.

В-третьих, декор стен создаёт уют и гармоничную атмосферу вокруг, а также подчеркивает индивидуальный стиль владельца.

Разновидности декора

1). Зеркала.

2). Картины.

3). Экодекор.

4). Различные постеры, фотографии.

6). Металл.

Сделать самостоятельно или же купить в магазине?

Сделать или же купить - это личная инициатива каждого. Хотя, например, если вещь можно создать своими руками, то и покупать её не нужно будет, и наоборот. Но лучше, конечно же, постараться проявить свой талант в декорировании стен.

мы уже узнали. Теперь самое время поговорить о трафаретах и их основных особенностях.

В чем особенность трафаретов

Трафареты для декора отлично подойдут для украшения помещения, для придания ему стиля, креативности. Они являются доступным и самым популярным способом декорирования стен.

Правильно подобранный трафарет придаст помещению не только стиль, но ещё и приятное настроение.

Какие бывают виды трафаретов:

1). Объёмные, которые используются для декорирования стен.

2). Многоцветные.

3). Обратные - отлично подходят для декора стен в спальне.

4). Однотонные.

Декор своими руками. Фото оконного декора

Довольно простое занятие. Обычно нужны только ножницы да бумага. К снежинкам можно будет добавить ленточки, игрушки или же свечи - и новогоднее настроение обеспечено.

Например, с помощью атласных ленточек или же бус можно создать особую цветовую гамму.

Введение

Различное художественно-декоративное оформление способно придать сцене совершенно иной облик. Но оно всегда должно быть целенаправленным» помогать созданию соответствующего настроения и максимально служить тому, что будет происходить на сцене. Современный стиль тематического оформления характеризуется ясностью избранной художественной темы и лаконичностью решения. Он не терпит пышности, громоздкости и пестроты. Чем сдержаннее и крупнее по основным цветовым пятнам оформление, тем сильнее его воздействие на зрителя. Чтобы найти правильное решение, надо обязательно делать эскиз в цвете, в масштабе не менее 1:20. При разработке эскиза праздничного оформления сцены следует руководствоваться в основном теми же принципами, что и при подготовке сцены к спектаклю. Необходимо учитывать размеры сцены, зрительного зала, технические возможности сцены, расположение кулис и падуг, возможности подсветки элементов оформления. Оформление сцены может быть сведено только к декорированию задника; тогда вся композиция будет плоскостной. Оно может задумываться и с использованием всего пространства сцены, на всю ее глубину. Различное художественно-декоративное оформление способно придать сцене совершенно иной облик. Но оно всегда должно быть целенаправленным - помогать созданию соответствующего настроения и максимально служить тому, что будет происходить на сцене.

Сценография -- искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание.

Декорационное оформление

Декорационное искусство - является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

В древнейших народных обрядах и играх присутствовали элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси). В древнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для игры актеров, существовали объемные декорации, а затем были введены и живописные. Принципы греческого декорационного искусства были усвоены театром Древнего Рима, где впервые применен занавес.

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия". Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре,- живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

1) кулисная передвижная,

2) кулисно-арочная подъемная,

3) павильонная,

4) объемная

5) проекционная.

Новым завоеванием времени стала симультанная, т. е. совмещенная, декорация. Принцип этот, заимствованный из средневекового, был вновьоткрыт современным театром. Он состоит в совмещении на сцене одновременно всех мест действия. С ним пришла большая облегченность решений и новый вид образной условности. Чем более он внедрялся, тем стремительнее шли художники от формального совмещения к единомуобразу всего зрелища. Симультанная декорация в ее буквальном смысле вытиснилась созданием для танцора - пластической среды, для зрителя - образной.

Вид занятия: лекционно-практическое занятие, с использованием иллюстраций.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с видами декораций и дать представление о применении полученных навыков на практике.

Задачи:

Научить правилам оформления сценического пространства;

Освоить основы изготовления декорации в контексте представления, ознакомить с приёмами декорирования (фактурность, материал, способы изготовления и т.д.).

План лекции:

1. Понятие декорации, её назначение.

2. Понятие декорирования. Приёмы декорирования.

3. Виды и типы декораций.

4. Назначение декораций в художественном действии.

Организационный момент:

Отметка отсутствующих студентов,

Проверка готовности аудитории к выполнению практического задания - способность зафиксировать рисунки, схемы и планы, демонстрируемые преподавателем.

Проверка знаний:

После выдачи теоретического материала по данной теме – письменный опрос в форме теста.

Окончательной проверкой по теме является сдача практической работы - планов и макета оформления сцены.

План практических занятий:

1. измерить сценическую площадку и зафиксировать размеры сцены,

2. придумать и зарисовать эскиз декораций к одному из эпизодов произведения К.И. Чуковского "Тараканище" по полученным размерам.

3. изготовить макет к придуманной декорации.

Форма контроля и отчетности:

1. Сдача теоретического материала посредством письменной контрольной работы в форме эссе,

2. Сдача практического материала - макет, эскизы, план разметки оформления,

3. Защита своего замысла.

Основные тезисы

Декорация - это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действа.

Декорировать - придавать чему-нибудь красивый вид внешним убранствам.

Основные виды декораций - Мягкие декорации;

- Жесткие декорации;

Мягкие декорации –кулисы, падуги, задники, горизонты, половики.

Занавесы - основной антрактовый (раздвижной, подъемно-опускной), фигурный, эффектный, занавес- раздержка.

Жёсткие декорации - станки складные, сборно-разборные, рундуки, лестницы, перила, балки, фурки прямолинейные, круговые (осевые), телари, ширмы, колонны и т.д.

Баннерные декорации - например: можно изобразить дворец любого стиля, море, небо, космос, портреты, и.т.д.. Баннерные декорации:

На люверсах

С карманами

На металлоконструкции Светодинамические декорации - декорации, в которые заряжается свет, световые эффекты.

Декорация «черный квадрат» - Оформление - чёрная одежда сцены, место и время действия обозначается отдельными деталями: фонарь в руке актера означает наступление сумерек, длинный посох - дорогу, трон - королевский замок и т.п.

Декорация-аттракцион - сценическое пространство содержит предметы, способные активно воздействовать на зрителя без видимой технологии исполнения. Декорации могут быть саморазрушающимися или самовосстанавливающимися, внезапно исчезающими либо появляющимися, самодвижущимися, трансформирующимися и т.п. Такими были на сценах и в храмах грандиозные конструкции, которые на глазах у зрителя могли неожиданно раскрываться в виде лепестков цветка, открывая большие актерские группы, либо раскалываться на части, как это случалось в эпизодах кораблекрушения.

Декорация- натюрморт - декорация является красивой упаковкой какого-либо незатейливого сюжета.

Декорация-портрет – разновидность оформления спектакля, для которого важны историческая достоверность декораций, костюмов и бутафории.

Декорация-плакат – оформление-иносказание, к подобным выразительным средствам можно отнести геральдические знаки, орнаменты, эмблемы, аллегории, предметы-символы (корона, крест, знамя и т.п.).

Декорация-станок – реализуется через набор предметов – от реквизита до объемной конструкции с лестницами и различными архитектурными элементами, т.е. все то, что способно помочь пластически выразить сущность явления.

Назначение декораций в худ. действии.

Декорации помогают:

Создать внешний облик среды, в которой живут и действуют персонажи произведения,

Раскрыть понимание содержания действия - суть эпохи, исторические события, характеры, взаимоотношения,

Создать художественный образ спектакля, постановки, предполагая композиционное и изобразительное решение сценического пространства,

Выразить психологическое состояние действующих лиц, драматический конфликта и идею спектакля.

1. Базанов В.В. Техника изготовления декораций.

2. Литвинов Г. В. Сценография. Художественно-декоративное оформление. - Ч., 2010 г.

3. Литвинов Г. В. Сценография театрализованных представлений и праздников. - Ч., 2003 г.

4. Понсов А. Д. Конструкция и технология изготовления театральных декораций.

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия


Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.