Биография аркадия аверченко. Краткая биография аркадия аверченко Литературные критики об аркадии аверченко

Биография аркадия аверченко. Краткая биография аркадия аверченко Литературные критики об аркадии аверченко
Биография аркадия аверченко. Краткая биография аркадия аверченко Литературные критики об аркадии аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик

Родился 15 марта (27 н. с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете “Южный край” был опубликован первый рассказ Аверченко “Как мне пришлось застраховать жизнь”, в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала “Штык”, почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий – “Меч”, – тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале “Стрекоза”, позднее преобразованном в “Сатирикон”. Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: “Веселые устрицы”, “Рассказы (юмористические)”, книга 1, “Зайчики на стене”, книга II. “…их автору суждено стать русским Твеном…”, – проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих” утвердили за автором звание “короля смеха”.

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую – не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах “Приазовский край” и “Юг”, выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в “Доме Артиста”. В это же время пишет пьесы “Лекарство от глупости” и “Игра со смертью”, а в апреле 1920 организует свой театр “Гнездо перелетных птиц”. Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга “Дюжина ножей в спину революции”, сборник рассказов: “Дети”, “Смешное в страшном”, юмористический роман “Шутка мецената” и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н. с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Он был как вихрь. Влюбленный в жизнь и солнце,

Здоровый телом, сильный, молодой,

Он нас пьянил, врываясь к нам в оконце,

И ослеплял, блестя меж нас звездой.

Горя в огне безмерного успеха,

Очаровательно дурачась и шаля,

Он хохотал, и вся страна, как ,

Ликуя, вторила веселью короля.

Аркадий Тимофевич Аверченко

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881/1925) - русский писатель, автор сатирических рассказов, фельетонов и пьес, раскрывающих сущность бытующих нравов. После революции 1917 г. жил за границей, где выходит в свет его сатира на советскую власть - «Дюжина ножей в спину революции», а также роман «Шутка мецената».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 5.

Аверченко Аркадий Тимофевич (1881-1925) - писатель, драматург, эмигрант. Родился в Севастополе. С 1907 г. жил в Санк-Петербурге, сотрудничал в юмористическом журнале "Стрекоза". С 1908 г. главный редактор журнала "Сатирикон". В России опубликованы книги: "Круги по воде" (1912); "Рассказы для выздоравливающих"; "Сорные травы" (1914); "Чудеса в решете" (1915) и др. После Октябрьской революции уехал на занятый белыми Юг. Сотрудничал в газетах "Приазовский край", "Юг". "Юг России" и др. С 1920 г. в эмиграции в Константинополе. С 1922 года жил в Праге. Умер в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (15.03.1881-12.03. 1925), писатель, драматург, театральный критик. Родился в Севастополе. Сын мелкого торговца. По свидетельству Аверченко, из-за отсутствия в семье денег первоначальное образование получил дома с помощью старших сестер.

С 1908 - сотрудник, позже редактор юмористического журнала «Сатирикон», затем редактор «Нового сатирикона» (с 1913). В юмористических рассказах и фельетонах Аверченко высмеивал пошлость буржуазного быта (сб. «Веселые устрицы», 1910, и др.). Писал также юмористические пьесы-миниатюры, ставившиеся в театрах. После 1917 эмигрировал во Францию. Книга рассказов эмигрантского периода «Дюжина ножей в спину революции», 1921) имела шумный успех во всем русском мире.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881 - 1925), прозаик. Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", книга 1, "Зайчики на стене", книга II. "...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах "Приазовский край" и "Юг", выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в "Доме Артиста". В это же время пишет пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью", а в апреле 1920 организует свой театр "Гнездо перелетных птиц". Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга "Дюжина ножей в спину революции", сборник рассказов: "Дети", "Смешное в страшном", юмористический роман "Шутка мецената" и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Русский сатирик

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (15/27.03.1881, Севастополь - 12.03.1925, Прага) - русский сатирик, юморист, театральный критик. С 15 лет А. «служил младшим писцом в транспортной конторе», конторщиком на каменноугольных разработках Донбасса. В 1903 переезжав! в Харьков на службу в правление рудников. Печатается с 1903. С 1906 А. совершенно «забросил службу», редактор журнала «сатирической литературы и юмористики с рисунками» «Штык», а затем - «Меч». Переехав в Петербург, А. сотрудничает с журналом «Стрекоза», преобразованным в 1908 в «Сатирикон», ставший важнейшей вехой в творческой биографии А. В период общественной реакции «Сатирикон» остался единственным в России популярным журналом юмора и сатиры. В нем сотрудничали художники Н. В. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, и О. Дымов, поэты Саша Черный, С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Маяковский, писатели А. Куприн, JI. Андреев, А. Толстой, А. Грин, Тэффи. Произведения самого А. составляли едва ли не половину журн. В 1913 из-за конфликта с изд. А. и его сотрудники основали «Новый Сатирикон», который с начала Первой мировой войны включился в патриотическую кампанию («Четыре стороны Вильгельма» и др.). Приветствуя Февральскую революцию, Октябрьскую революцию А. встретил враждебно. Болезненно переживал бытовые неурядицы («Быт», «В ожидании ужаса» и др.). В августе 1918 «Новый Сатирикон» был закрыт. А. пробрался через охваченую гражданской войной Украину в Севастополь, где с июня 1919 сотрудничал в газете «Юг России», агитируя за Белое движение. В 1920 газета закрыта врангелевской цензурой. С ноября 1920 - в эмиграции (Константинополь, София, Белград, с 1922 - Прага). В 1921 опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» с острой критикой большевизма, в 1923 - сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Грустно высмеивал жизнь русской эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и др.). Сотрудничал в газете «Prager Presse». Роман «Шутка мецената» написан в 1923, вышел посмертно в 1925.

Н. А. Герулайтис.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 70-71.

Писатель XX века

Аверченко Аркадий Тимофеевич - прозаик, драматург, журналист, критик.

Сын небогатого купца. Получил начальное домашнее образование. Есть сведения, что Аверченко обучался 2 года в севастопольской гимназии. С 15 лет начал зарабатывать себе на жизнь.

С 1896 по 1897 служит младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. С 1897 работает конторщиком в Акционерном обществе Брянских каменноугольных копей и рудников. Вместе с правлением рудников затем перемещается в Харьков. 31 окт. 1903 в харьковской газете «Южный край» напечатан первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ «Праведник» (Журнал для всех. 1904. № 4). В 1905 сотрудничал в «Харьковских губернских ведомостях». С 1906 редактирует журнал «Штык», с 1907 и журнал «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

1907 - переезд в Петербург, сотрудничество во второстепенных изданий, в т.ч. в журнале «Стрекоза». С 1908 группа молодых сотрудников «Стрекозы» начала издание нового юмористического журнала «Сатирикон». Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. Рассказы Аверченко подписывал настоящей фамилией. Под псевдонимами Фальстаф, Медуза Горгона, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и фельетонами, за подписью Волк - с юмористической «мелочью», а под псевдонимом Ave сообщал о вернисажах, музыкальных вечерах, театральных постановках, вел знаменитый «Почтовый ящик». За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию. Популярности Аверченко это не убавило. Слава и успех сопутствовали ему в эти годы - его произведения занимают около половины в каждом номере «Сатирикона», ежегодно издает по 2-3 сборников рассказов.

Современники вспоминают его как веселого, остроумного, окруженного свитой поклонников, «прекрасно одетого господина, немножко полного, красивого и ленивого» (Лев Гумилевский). В этой атмосфере удачливости и довольства стали мелькать «пошловатые или поверхностные вещицы» (Михайлов О. С.11). В 1910 сб.: «Рассказы (юмористические)»; «Зайчики на стене»; «Веселые устрицы» (более 20 переизданий). После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» (Солнце России. 1910. №12) критики заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена (В.Полонский, М.А.Кузмин), другие сопоставляли его с ранним Чеховым (А.Измайлов). Бодрый, заразительный смех Аверченко звучал некоторым диссонансом с утонченно-изломанным эстетизмом декаданса. Аверченко выступал активным сторонником реализма и в своих непосредственных творческих декларациях: «До сих пор при случайных встречах с модернистами я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы».

Аверченко затрагивал разные темы, но главный его «герой» - это быт Петербурга и жизнь его обитателей: писателей, мировых судей, ремингтонисток, городовых, коммивояжеров, горничных, недалеких и всегда у него очаровательных дам. Аверченко изобретательно издевается над глупостью, вызывая у читателя «ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю» (К.Чуковский).

В 1912 в Петербурге выходят в свет книги Аверченко «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за А. закрепляется титул «короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Однако примерно к этому времени относится и суровая критика «пустозвонства» (А.К.Воронский) и «сытого смеха» Аверченко. Революционно настроенной части российской интеллигенции претил «краснощекий юмор» Аверченко. Но многоперсонажный «театр абсурда» писателя давал богатую панораму русской жизни этих лет.

До 1913 Аверченко продолжал вести «Сатирикон», который был «чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух» (А.Куприн). Здесь, а затем и в «Новом сатириконе» сотрудничали в разное время художники Ре-Ми (Н.Ремизов), А.Радаков, А.Юнгер, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, А.Бенуа, Д.Митрохин, Н.Альтман. Печатались мастера юмористической прозы - Тэффи, О.Дымов, поэты Саша Черный, С.Городецкий, О.Мандельштам, молодой В. Маяковский, а также А.Куприн, Л.Андреев, А.Толстой, А.Грин. В коллективных усилиях «Сатирикона» ощущалась цельная эстетическая программа. По замыслу сотрудников, их ж. «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листкам». Хлестко высмеивая бездарность, дешевые штампы («Неизлечимые», «Поэт»), Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Высмеивает крайности романтизма («Русалка»), теоретические постулаты «нового» искусства («Аполлон»).

В 1913 из-за разногласий с издателем «Сатирикона» М.Г.Корнфельдом основные сотрудники выходят из состава редколлегии и основывают «Новый Сатирикон». С началом Первой мировой войны появляются политические темы. Редакция разделяет мнение правительства о необходимости единства нации перед опасностью внешнего врага. Публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и др. Полны горечи очерки и фельетоны Аверченко, передающие то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых своих рассказах Аверченко бичует разгул спекуляции, лихоимства, нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: Фома Опискин. «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких - для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особую страницу среди них представляют «детские» рассказы А. (сб. «О маленьких - для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).

Аверченко не огорчило падение романовской монархии («Мой разговор с Николаем Романовым»), но приход к власти большевиков вызвал его резкое неприятие («Дипломат из Смольного» и др.). В 1918 Аверченко уехал на занятый белыми войсками юг, сотрудничал в газете «Приазовский край», «Юг России». В памфлетах и рассказах этого периода обращается к белым генералам с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. Подвергся репрессии со стороны врангелевской цензуры, распорядившейся закрыть газету «Юг России». В апр. 1920 Аверченко организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В окт. 1920 эмигрировал сначала в Константинополь, а затем, по его собственным словам,- «кубарем по Европам». В 1921 в Париже вышла книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о гибели России. Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В советской печати прозвучала резкая отповедь. Критик Н.Мещеряков писал: «Вот до какой мерзости, до какого юмора висельника дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». 22 нояб. 1921 в «Правде» была опубликована статья В.И.Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем». Однако В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой», отметив, сколь искусно «изображены» впечатления и настроения представителей старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, «объевшейся и объедавшейся России». Среди эмиграции Аверченко отмечал «кипящий распад» («Осколки разбитого вдребезги», «Разговоры в гостиной» и др.). Некоторые рассказы, по мнению В.И.Ленина, «заслуживали перепечатки», что и выполнялось, поскольку часть произведений Аверченко продолжала выходить и после его эмиграции.

С июня 1922 Аверченко жил в Праге, издал несколько сб., юмористический роман «Шутка мецената» (Прага, 1925). Трудно переживал разлуку с Россией: «...Тяжело как-то стало писать... Не пишется. Как будто не на настоящем стою» (из воспоминаний журналиста Л.Максима). Скончался в Пражской городской больнице от болезни сердца. Главные достижения Аверченко современная критика связывает со стихией юмористического. Н.А.Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала - единственного русского юмориста».

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 10-13.

Далее читайте очерки:

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Русская поэзия XX - XIX веков. Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО .

Сочинения:

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1913;

Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1911;

Рассказы. Т. 1, 11-е изд. Пг., 1916. Т. 2 - Зайчики на стене. 10-е изд., Пг., 1916. Т. 3 - Веселые устрицы, 24-е изд., Пг., 1916;

Осколки разбитого вдребезги. Л., 1926;

Записки театральной крысы / предисл. В.Мейерхольда. М.; Л., 1926;

Избранные соч. Т. 1-2. М., 1927;

Юмористические рассказы. М., 1964;

Избранные рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1985;

Кривые углы. Рассказы / предисл. П.Горелова. М., 1989.

Литература:

Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сотириконцы. М., 1968;

Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971;

Левицкий Д.А. А.Аверченко: Жизненный путь. Вашингтон, 1973;

Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1980;

Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика. А.Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в. Тверь, 1994. С. 42-47;

Молохов А.В. Аркадий Аверченко, страницы биографии // Россия и современный мир. 1995. №1. С.184-197;

Спиридонова А.Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе Русского зарубежья. М., 1999. С. 76-120.

Аверченко Аркадий Тимофеевич - автор сатирических рассказов. Его произведения получили широкую известность в России за несколько лет до революционных событий. А после он эмигрировал. Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны в начале века. Чем интересны сегодня произведения, который создал Аверченко Аркадий Тимофеевич?

Краткая биография

Герой этой статьи изложил главные события своей жизни в одном из ранних рассказов. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель, чьи произведения отличаются легким слогом и острой, но беззлобной сатирой. Он умел говорить о печальной стороне жизни с иронией. Доказательство тому - рассказ «Автобиография».

Аверченко Аркадий Тимофеевич родился в Севастополе. С детства он имел плохое зрение. В силу этого недуга образование получал дома. Отец был купцом и, согласно воспоминаниям писателя, мало времени уделял сыну, поскольку был обеспокоен вопросом о том, как бы быстрее разориться. Своих устремлений незадачливый предприниматель достиг.

Аверченко-младший тем временем стал жертвой педагогических экзерсисов старших дочерей разорившегося купца. Что, впрочем, пошло на пользу будущему писателю. В то время, когда его отец утратил последнюю надежду на улучшение семейного благосостояния, сын был в меру грамотным молодым человеком. А потому уже в пятнадцать лет поступил на службу в транспортную контору.

Начало творческого пути

Аверченко Аркадий Тимофеевич рассказы начал писать в годы службы на каменных рудниках. Здесь он также трудился в небольшой конторе. Глухой населенный пункт, в котором несколько лет провел Аверченко, изображен в его произведениях. Местные жители шахтерского городка пили как сапожники. Степной донецкий пейзаж нагонял тоску. Когда правление рудников было переведено в Харьков, Аверченко был столь окрылен, что написал небольшое литературное произведение. В последующие два года молодой писатель создал и опубликовал всего три рассказа.

Редакторская деятельность

Окрыленный литературным творчеством, Аверченко Аркадий Тимофеевич в 1905 году устроился на службу в харьковский сатирический журнал. В издательстве он редактировал, корректировал и рисовал карикатуры. И так он увлекся этой деятельностью, что был оштрафован генерал-губернатором на пятьсот рублей.

Несмотря на популярность у жителей Харькова, Аверченко пришлось покинуть этот славный город. Платить штраф он не желал, да и не имел возможности. А пререкаться далее с губернатором не имело смысла.

«Сатирикон»

В Петербурге карьера Аверченко пошла в гору. Статьи и заметки, которые он публиковал в «Сатириконе», были чрезвычайно популярны. В основании этого литературного журнала Аверченко принимал самое активное участие.

Сатириконовцы пользовались признанием и свободой творчества. Но лишь до тех пор, пока в стране почти не существовало цензуры. В 1917 году все изменилось. Аверченко Аркадий Тимофеевич был вынужден уехать в Севастополь, а затем и вовсе эмигрировать.

Автор сатирических произведений и сегодня остается одной из самых загадочных фигур в русской литературе. Споры ведутся и относительно даты его рождения, и болезни, в силу которой он так рано ушел из жизни. А главное, нет достоверных сведений о личной жизни писателя. Белые пятна в появились оттого, что интервью он всегда давал в довольно шутливой форме. Кроме того, он слишком долго входил в список запрещенных авторов.

Аркадий Аверченко в действительности не знал точной даты своего рождения. А главное, о личной жизни сатириконовца ничего не известно. Однако есть информация о его отношениях с известной в те времена актрисой Александрой Садовской. Этот роман был длительным, но все же они расстались.

О том, почему писатель так и не женился, он поведал своим читателям в рассказе «Бритва в киселе». Садовская была энергичной и деятельной дамой. Он - флегматичным и не особенно решительным человеком. Расстались они в 1915 году. Примечательно, что у актрисы было трое детей, и один из них родился в 1915 году - именно тогда, когда, согласно рассказам Аверченко, его отношения с Александрой Садовской достигли своего апогея. Более того, сын актрисы был участников прорыва Блокады, а после войны стал писателем.

Александра Садовская никому не рассказывала о своих отношениях с редактором журнала «Сатирикон». Но отзвуки этих отношений присутствуют в произведениях Аверченко. В рассказах «Окружающие», «Хвост женщины», «Обыкновенная женщина» герой долго и мучительно решает, сводить ли счеты со своим холостяцким образом жизни. А в последнем романе писателя «Шутка мецената» изображена женщина, которая по внешним данным напоминает Садовскую: пышнотелая, темноволосая, статная.

Является ли сын Садовской сыном прославленного сатирика, доподлинно неизвестно. Это лишь предположение его биографов. Однако есть сведения, что, даже находясь в эмиграции, Аверченко не прекращал интересоваться судьбой своей бывшей возлюбленной. И это при том, что Александра Садовская была в жизни сатирика далеко не единственной женщиной.

«Понять женщину легко, но объяснить ее трудно»

Эта фраза присутствует в одном из произведений Аверченко. К противоположному полу он всегда испытывал интерес, однако относился к нему несколько цинично. В своем творчестве петербургский холостяк утверждал идею мужской свободы. Дабы привлечь поклонниц, он тщательно следил за своей внешностью. Эта особенность вызывала порою критику коллег. Однако одна из поклонниц писателя призналась однажды, что человек, обладающий таким умом и чувством юмора, может выглядеть как угодно. Внешность для остроумного и обаятельного мужчины неважна.

Воспоминания современников

«Рассказы для выздоравливающих» Аркадий Тимофеевич Аверченко выпустил в 1910 году невероятным тиражом. А стало быть, и зарабатывал писатель достойно. Его коллеги, коренные петербуржцы, отмечали в нем способность располагать к себе собеседника. Аверченко, имея репутацию заядлого холостяка, поражал всегда безупречным внешним видом, несмотря на слегка провинциальный стиль в одежде.

Дабы поддерживать хорошее физическое состояние, согласно воспоминаниям знакомых и коллег, он ежедневно поднимал гири, напевая при этом партию из знаменитой оперы. К слову сказать, голоса и слуха главный сатириконовец не имел.

Болезнь, которая некогда лишила писателя возможности получить полноценное образование, напомнила о себе на чужбине. Аркадий Тимофеевич Аверченко ушел из жизни в 1925 году в Праге. Его здоровье было подорвано событиями, предвещавшими вынужденный отъезд из России. Большевики лишили его всего: друзей, Родины, работы, банковского счета.

Аверченко и новая власть

Большевистскую политику писатель назвал гнусным предательством всего того, что было в России. Свои взгляды он не преминул высказать в одном из очерков. Несовместимыми оказались новая власть и его творчество. Аверченко Аркадий Тимофеевич легко писал, был едок в оценках и поразительно наблюдателен. В рассказах он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие и хамство. Но новой власти не нужна была критика человеческих пороков. В большевистской России выжить мог лишь автор романтически-утопических произведений, прославляющих пролетарскую революцию.

Последние годы были для писателя плодотворными. Но творчество не приносило в его жизнь душевного спокойствия и гармонии. В Праге он испытывал нехватку русской литературы. Читал преимущественно местные газеты. Возможно, тоска по Родине оказала на душевное состояние писателя негативное влияние.

Аверченко умер на сорок пятом году жизни. В восьмидесятые годы впервые были опубликованы произведения антисоветского автора Аркадия Аверченко. Соотечественники о писателе вспомнили лишь спустя полвека после его смерти.

И ведущий автор популярнейшего в России юмористического журнала «Сатирикон». С 1910 г. один за другим выходят сборники веселых аверченковских рассказов, иные из них, менее чем за десятилетие, успевают выдержать до двадцати изданий. Театр широко отворяет двери его скетчам и юмористическим пьесам. К его выступлениям прислушивается либеральная печать, его острых, написанных на злобу дня фельетонов побаивается печать правая. Такое быстрое признание невозможно объяснить только литературным талантом Аверченко. Нет, в самой русской действительности 1907-1917 гг. имелись все предпосылки для того, чтобы его остроумный, зачастую беззлобный, а иногда и «сытый» смех вызвал восторженный прием у широких крути тогдашней читающей публики.

Первая русская революция

Первая русская революция вызнала небывалый доселе спрос на обличительную и сатирическую литературу . Именно в 1905-1907 гг. появляются десятки журналов и еженедельных листков и в их числе харьковские «Молот» и «Меч», где ведущим (а подчас и единственным) автором является Аверченко. Оба недолговечных журнальчика и были для него единственной практической школой «писательства». В 1907 г. Аверченко, полный смутных планов и надежд, отправляется «завоевывать» Петербург.

Журнал «Сатирикон»

В столице ему пришлось начинать сотрудничество во второстепенных изданиях, в том числе в плохоньком, терявшем подписчиков журнальчике М. Г. Корнфельда «Стрекоза», который, кажется, уже нигде и не читали, кроме как в пивных.

В 1908 г. группа молодых сотрудников «Стрекозы» решила издавать принципиально новый журнал юмора и сатиры, который объединил бы замечательные художественные силы. В «Сатириконе », а также продолжавшем его фактически с 1913 г. «Новом Сатириконе» сотрудничали художники Ре-Ми (Н. Ремизов), А. Радаков, А. Юнгер, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Д. Митрохин, Натан Альтман. На страницах журнала выступили мастера юмористического рассказа - Тэффи и О. Дымов; поэты - Саша Черный, С. Городецкий, позднее - О. Мандельштам и молодой В. Маяковский. Из ведущих писателей той поры в «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев и приобретающие известность А. Толстой, А. Грин. Но «гвоздем» каждого номера были произведения Аверченко, который устраивал на страницах «Сатирикона» веселый карнавал масок. Под псевдонимом Медуза Горгона, Фальста, Фома Опискин он выступал с передовицами и злободневными фельетонами. Волк (тот же Аверченко) давал юмористическую «мелочь». Аvе (он же) писал о театрах, вернисажах, музыкальных вечерах и остроумно вел «Почтовый ящик». И лишь рассказы он подписывал своей фамилией.

Мастер юмористического рассказа

Короткий, «выстреливающий» юмором рассказ - таков жанр, где Аверченко достигал высот подлинного словесного искусства. Глубоким политическим сатириком, «заступником народным» он, конечно, не был. Многочисленные его журнальные фельетоны - это, как правило, фельетоны -однодневки. Но среди рассказов редкими искрами проблескивают и сатирические произведения: «История болезни Иванова», «Виктор Поликарпович», «Робинзоны» и др., где зло высмеивается страх обывателя, взяточничество чиновников и эпидемия шпионажа и политического сыска.

Быт города - вот главный «герой» Аверченко. И не просто города, а города-гиганта. В Петербурге-Петрограде стократ убыстрен самый ритм, бег бытия: «Кажется, будто позавчера повстречался на Невском со знакомым господином. А он за это время или уже Европу успел объехать и женился на вдове из Иркутска, или полгода как застрелился, или уже десятый месяц сидит в тюрьме» («Черным по белому»). Здесь каждая мелочь, каждая новинка быта становится для Аверченко источником неиссякаемой изобразительности и юмора. С легкостью фокусника извлекает молодой писатель остроумные сюжеты, он готов, кажется, создавать рассказы «из ничего» и напоминает своей богатой выдумкой сотрудника «Стрекозы» и «Будильника» Антошу Чехонте.

Смеясь над пошлостью, Аверченко выступал союзно с другими «сатириконовцами» - с Сашей Черным, Радаковым, Ре-Ми, Тэффи . По мысли сотрудников, их «Сатирикон» «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листам». Здесь заслуга «Сатирикона» и Аверченко в самом деле велика. На страницах журнала хлестко высмеивается бездарность, ее дешевые штампы (рассказы «Неизлечимые», «Поэт»), устраивается показательный суд над глупостью.

Аверченко и «новое» искусство

Аверченко выступает не проем» поборником талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Восторженно откликается он на гастроли в Петербурге МХТа: «Художественный театр был единственным местом, где и спрятал свой смех в карман и сидел на своем месте, потрясенный, сжатый тем мощным потоком несокрушимого таланта, который хлынул в мою бедную, юмористическую душу и закружил ее, как щепку». Зато высмеивает он, исходя из здравого смысла, оторванный от жизни романтизм («Русалка»), и смех его достигает звенящей силы и едкости, когда он обращается к «архимодным», упадочническим течениям в современной ему литературе или живописи. И здесь снова приходится вернуться к общей линии «Сатирикона». Художники, поэты, рассказчики постоянно щбирают мишенью для сатиры уродливое, антиэстетическое, больное в искусстве. Нет ничего удивительного в том, что темы иных карикатур и пародий повторяют или предвосхищают сюжетных аверченковских рассказов. Они видели и весело изобличали в «новаторах», кичащихся своей «непонятностью», самых обычных шарлатанов. Демократизмом, ясностью вкусов Аверченко был близок массовому читателю.

Политическая сатира

С началом великого кризиса, охватившею старую Россию,- поражения на германском фронте, надвигающаяся разруха и призрак голода - замолк веселый, искрометный смех Аркадия Аверченко. Как личную драму воспринимал он все ухудшающийся петроградский быт, дорожание жизни («Запутанная и темная история». «Индейка с каштаном», «Быт»), «Когда нет быта с его знакомым уютом, с его традициями - скучно жить, холодно жить» - этими словами заканчивается автобиографический рассказ 1917 г. «Быт». Аверченко, приветcвовавший падение романовской династии (фельетон «Мой разговор с Николаем Романовым»), выступает против большевиков («Дипломат из Смольного» и др.). Однако новая власть не желает мириться с легальной оппозицией: к лету 1918 г. закрываются все небольшевистские газеты и журналы, в том числе и «Новый Сатирикон». Самому Аверченко грозил арест и доставка в петроградскую ЧК, в знаменитое здание на Гороховой. Из Петрограда он бежит в Москву, а оттуда вместе с Тэффи уезжает и Киев. Начинается «одиссея» странствий с остановкой во врангелевском Крыму. В политическом фельетоне «Приятельское письмо Ленину» Аверченко итожит свои скитания, начиная с памятного 1918 года:

«Ты тогда же приказал Урицкому закрыть навсегда мой журнал, а меня доставить на Гороховую.

Прости, голубчик, что я за два дня до этой предполагаемой доставки на Гороховую уехал из Петрограда, даже не простившись с тобой, Захлопотался...

Я на тебя не сержусь, хотя ты гонял меня по всей стране, как серого зайца: из Киева в Харьков, из Харькова в Ростов, потом Екатеринодар. Новороссийск, Севастополь, Мелитополь, опять Севастополь. Это письмо я пишу тебе из Константинополя, куда прибыл по своим личным делам».

В памфлетах и рассказах, написанных в Крыму, Аверченко обращается к белому воинству с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками.

В Севастополе Аверченко вместе с Анатолием Каменским организует театр-кабаре «Дом артиста», где ставятся его пьесы и скетчи «Капитоша», «Игра со смертью» и где сам он выступает как актер и чтец. Из Севастополя, в потоке беженцев, Аверченко уехал одним из последних. В Константинополе он задерживается на полтора года, выступая в созданном им небольшом театре «Гнездо перелетных птиц». Последним пристанищем Аверченко становится Прага.

«Дюжина ножей в спину революции»

В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Название точно отражало смысл и содержание двенадцати рассказов, которым автор предпослал предисловие: «Может быть, прочтя заглавие этой книги, какой-нибудь сердобольный читатель, не разобрав дела, сразу и раскудахчется, как курица:
- Ах, ах! Какой бессердечный, жестоковыйный молодой человек этот Аркадий Аверченко!! Взял да и воткнул в спину революции ножик, да и не один, а целых двенадцать!

Поступок, что и говорить - жестокий, но давайте любовно и вдумчиво разберемся в нем.

Прежде всего спросим себя, положив руку на сердце:
- Да есть ли у нас сейчас революция?..

Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, разве это революция?»

Никогда ранее писательский темперамент Аверченко не обретал такой яростной силы и выразительности. Рассказы «Фокус великого кино». «Поэма о голодном человеке», «Трава, примятая сапогом», «Чертово колесо», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Новая русская сказка», «Короли у себя дома» и т. д.- короткие, со стремительно, пружинно раскручивающимся сюжетом и яркостью обличительных характеристик. Куда подевалось мелкотемье, благодушный юмор, сытый смех! Завершалась книжка вопросом: «За что они Россию так?..» («Осколки разбитого вдребезги»).

Книжка вызвала отповедь в советской печати. Разобрав ряд аверченковских рассказов. Н. Мещеряков, например, сделал вывод: «Вот до какой мерзости, до какого «юмора висельника» дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». Вместе с тем на страницах «Правды» появилась статья другая, обстоятельно доказывавшая, что в сатире Аверченко есть нечто полезное и для советского читателя. Эту статью, как известно, написал В. И. Ленин. Характеризуя рассказы «озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко», Ленин отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки».

«Смех сквозь слезы»

Да, в «Дюжине ножей...» перед нами предстал «другой Аверченко». Теперь, за гребнем великих потрясений, в новых произведениях, которые писались в скитаниях - в Константинополе или в Праге, - зазвучал тот «смех сквозь слезы», что был столь характерен для отечественной литературы от Гоголя до Чехова, горькая сатира оттеснила добродушный юмор (сб. «Смешное в страшном»). Сам отъезд за рубеж окрашивается в скорбные тона, о чем поведал с горькой улыбкой пиисатель в предисловии к книге «Записки простодушного» (1923):

Сколько бы ни было недостатков у Аркадия Тимофеевича, - писал автору этих строк 4 ноября 1964 г. Корней Чуковский, когда поспе долгого перерыва вышел наконец сборник юмористических рассказов Аверченко, - он на тысячу голов выше всех ныне действующих смехачей».

  • Вопросы
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Аркадий Аверченко родился 27 марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.

Аверченко не получил никакого начального образования, так как из-за плохого зрения не мог долго заниматься, но недостаток образования со временем компенсировался его природным умом.

Работать Аркадий Аверченко начал в 15 лет. С 1896-го по 1897-й годы он служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также рассказе в «О пароходных гудках»

В 1896 году Аверченко уехал работать конторщиком в Донбасс на Брянский рудник. На руднике он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни - «Вечером», «Молния» и другие произведения.

В 1903 году в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором проявился его литературный стиль. В 1906 году Аверченко становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - «Меч», - тоже вскоре закрытый.

В 1907 году он переехал в Петербург и сотрудничал с сатирическим журналом «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем стал постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга II. «...их автору суждено стать русским Твеном...», - проницательно заметил В.Полонский.

Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 года Аверченко уезжает на юг, сотрудничает с газетами «Приазовский край» и «Юг», выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в «Доме Артиста». В это же время пишет пьесы «Лекарство от глупости» и «Игра со смертью», а в апреле 1920 года организует свой театр «Гнездо перелетных птиц». Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж, с июня 1922 года живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию и Прибалтику. Публикуется его книга «Дюжина ножей в спину революции», сборник рассказов: «Дети», «Смешное в страшном» и юмористический роман «Шутка мецената».

АВТОБИОГРАФИЯ АВЕРЧЕНКО.

Еще за пятнадцать минут до моего рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения. Ну вот.

Когда акушерка преподнесла меня отцу, он с видом знатока осмотрел то, что я из себя представлял, и воскликнул:

Держу пари на золотой, что это мальчишка!

«Старая лисица! - подумал я, внутренне усмехнувшись, - ты играешь наверняка».

С этого разговора и началось наше знакомство, а потом и дружба.

Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола, и было всеобщее народное ликование.

Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днем моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чем здесь еще какой-то праздник?

Приглядевшись к окружающему, я решил, что мне нужно первым долгом вырасти. Я исполнял это с таким тщанием, что к восьми годам увидел однажды отца берущим меня за руку. Конечно, и до этого отец неоднократно брал меня за указанную конечность, но предыдущие попытки являлись не более как реальными симптомами отеческой ласки. В настоящем же случае он, кроме того, нахлобучил на головы себе и мне по шляпе - и мы вышли на улицу.

Куда это нас черти несут? - спросил я с прямизной, всегда меня отличавшей.

Тебе надо учиться.

Очень нужно! Не хочу учиться.

Почему?

Чтобы отвязаться, я сказал первое, что пришло в голову:

Я болен.

Что у тебя болит?

Я перебрал на память все свои органы и выбрал самый важный:

Гм... Пойдем к доктору.

Когда мы явились к доктору, я наткнулся на него, на его пациента и свалил маленький столик.

Ты, мальчик, ничего решительно не видишь?

Ничего, - ответил я, утаив хвост фразы, который докончил в уме: «...хорошего в ученье».

Так я и не занимался науками.

Легенда о том, что я мальчик больной, хилый, который не может учиться, росла и укреплялась, и больше всего заботился об этом я сам.

Отец мой, будучи по профессии купцом, не обращал на меня никакого внимания, так как по горло был занят хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться? Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость - добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом. Он это сделал при соучастии целой плеяды воров, которые обворовывали его магазин, покупателей, которые брали исключительно и планомерно в долг, и - пожаров, испепеливших те из отцовских товаров, которые не были растащены ворами и покупателями.

Воры, пожары и покупатели долгое время стояли стеной между мной и школой, и я так и остался бы неграмотным, если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная, сулившая им массу новых ощущений мысль: заняться моим образованием. Очевидно, я представлял из себя лакомый кусочек, так как из-за весьма сомнительного удовольствия осветить мой ленивый мозг светом знания сестры не только спорили, но однажды даже вступили врукопашную, и результат схватки - вывихнутый палец - нисколько не охладил преподавательского пыла старшей сестры Любы.

Так - на фоне родственной заботливости, любви, пожаров, воров и покупателей - совершался мой рост, и развивалось сознательное отношение к окружающему.

Когда мне исполнилось пятнадцать лет, отец, с сожалением распростившийся с ворами, покупателями и пожарами, однажды сказал мне:

Надо тебе служить.

Да я не умею, - возразил я, по своему обыкновению выбирая такую позицию, которая могла гарантировать мне полный и безмятежный покой.

Вздор! - возразил отец. - Сережа Зельцер не старше тебя, а он уже служит!

Этот Сережа был самым большим кошмаром моей юности. Чистенький, аккуратный немчик, наш сосед по дому, Сережа с самого раннего возраста ставился мне в пример как образец выдержанности, трудолюбия и аккуратности.

Посмотри на Сережу, - говорила печально мать. - Мальчик служит, заслуживает любовь начальства, умеет поговорить, в обществе держится свободно, на гитаре играет, поет... А ты?

Обескураженный этими упреками, я немедленно подходил к гитаре, висевшей на стене, дергал струну, начинал визжать пронзительным голосом какую-то неведомую песню, старался «держаться свободнее», шаркая ногами по стенам, но все это было слабо, все было второго сорта. Сережа оставался недосягаем!

Сережа служит, а ты еще не служишь... - упрекнул меня отец.

Сережа, может быть, дома лягушек ест, - возразил я, подумав. - Так и мне прикажете?

Прикажу, если понадобится! - гаркнул отец, стуча кулаком по столу. - Черрт возьми! Я сделаю из тебя шелкового!

Как человек со вкусом, отец из всех материй предпочитал шелк, и другой материал для меня казался ему неподходящим.

Помню первый день моей службы, которую я должен был начать в какой-то сонной транспортной конторе по перевозке кладей.

Я забрался туда чуть ли не в восемь часов утра и застал только одного человека в жилете без пиджака, очень приветливого и скромного.

«Это, наверное, и есть главный агент», - подумал я.

Здравствуйте! - сказал я, крепко пожимая ему руку. - Как делишки?

Ничего себе. Садитесь, поболтаем!

Мы дружески закурили папиросы, и я завел дипломатичный разговор о своей будущей карьере, рассказав о себе всю подноготную.

Ты что же, болван, до сих пор даже пыли не стер?!

Тот, в ком я подозревал главного агента, с криком испуга вскочил и схватился за пыльную тряпку. Начальнический голос вновь пришедшего молодого человека убедил меня, что я имею дело с самим главным агентом.

Здравствуйте, - сказал я. - Как живете-можете? (Общительность и светскость по Сереже Зельцеру.)

Ничего, - сказал молодой господин. - Вы наш новый служащий? Ого! Очень рад!

Мы дружески разговорились и даже не заметили, как в контору вошел человек средних лет, схвативший молодого господина за плечо и резко крикнувший во все горло:

Так-то вы, дьявольский дармоед, заготовляете реестра? Выгоню я вас, если будете лодырничать!

Господин, принятый мною за главного агента, побледнел, опустил печально голову и побрел за свой стол. А главный агент опустился в кресло, откинулся на спинку и стал преважно расспрашивать меня о моих талантах и способностях.

«Дурак я, - думал я про себя. - Как я мог не разобрать раньше, что за птицы мои предыдущие собеседники. Вот этот начальник - так начальник! Сразу уж видно!»

В это время в передней послышалась возня.

Посмотрите, кто там? - попросил меня главный агент.

Я выглянул в переднюю и успокоительно сообщил:

Какой-то плюгавый старикашка стягивает пальто.

Плюгавый старикашка вошел и закричал:

Десятый час, а никто из вас ни черта не делает!! Будет ли когда-нибудь этому конец?!

Предыдущий важный начальник подскочил в кресле как мяч, а молодой господин, названный им до того «лодырем», предупредительно сообщил мне на ухо:

Главный агент притащился.

Так я начал свою службу.

Прослужил я год, все время самым постыдным образом плетясь в хвосте Сережи Зельцера. Этот юноша получал 25 рублей в месяц, когда я получал 15, а когда и я дослужился до 25 рублей, ему дали 40. Ненавидел я его, как какого-то отвратительного, вымытого душистым мылом паука...

Шестнадцати лет я расстался со своей сонной транспортной конторой и уехал из Севастополя (забыл сказать - это моя родина) на какие-то каменноугольные рудники. Это место было наименее для меня подходящим, и потому, вероятно, я и очутился там по совету своего опытного в житейских передрягах отца...

Это был самый грязный и глухой рудник в свете. Между осенью и другими временами года разница заключалась лишь в том, что осенью грязь была там выше колен, а в другое время - ниже.

И все обитатели этого места пили как сапожники, и я пил не хуже других. Население было такое небольшое, что одно лицо имело целую уйму должностей и занятий. Повар Кузьма был в то же время и подрядчиком, и попечителем рудничной школы, фельдшер был акушеркой, а когда я впервые пришел к известнейшему в тех краях парикмахеру, жена его просила меня немного обождать, так как супруг ее пошел вставлять кому-то стекла, выбитые шахтерами в прошлую ночь.

Эти шахтеры (углекопы) казались мне тоже престранным народом: будучи большей частью беглыми с каторги, паспортов они не имели и отсутствие этой непременной принадлежности российского гражданина заливали с горестным видом и отчаянием в душе - целым морем водки.

Вся их жизнь имела такой вид, что рождались они для водки, работали и губили свое здоровье непосильной работой - ради водки и отправлялись на тот свет при ближайшем участии и помощи той же водки.

Однажды ехал я перед Рождеством с рудника в ближайшее село и видел ряд черных тел, лежавших без движения на всем протяжении моего пути; попадались по двое, по трое через каждые 20 шагов.

Что это такое? - изумился я...

А шахтеры, - улыбнулся сочувственно возница. - Горилку куповалы у селе. Для Божьего праздничку.

Тай не донесли. На мисти высмоктали. Ось как!

Так мы и ехали мимо целых залежей мертвецки пьяных людей, которые обладали, очевидно, настолько слабой волей, что не успевали даже добежать до дому, сдаваясь охватившей их глотки палящей жажде там, где эта жажда их застигала. И лежали они в снегу, с черными бессмысленными лицами, и если бы я не знал дороги до села, то нашел бы ее по этим гигантским черным камням, разбросанным гигантским мальчиком с пальчиком на всем пути.

Народ это был, однако, по большей части крепкий, закаленный, и самые чудовищные эксперименты над своим телом обходились ему сравнительно дешево. Проламывали друг другу головы, уничтожали начисто носы и уши, а один смельчак даже взялся однажды на заманчивое пари (без сомнения - бутылка водки) съесть динамитный патрон. Проделав это, он в течение двух-трех дней, несмотря на сильную рвоту, пользовался самым бережливым и заботливым вниманием со стороны товарищей, которые все боялись, что он взорвется.

По миновании же этого странного карантина - был он жестоко избит.

Служащие конторы отличались от рабочих тем, что меньше дрались и больше пили. Все это были люди, по большей части отвергнутые всем остальным светом за бездарность и неспособность к жизни, и, таким образом, на нашем маленьком, окруженном неизмеримыми степями островке собралась самая чудовищная компания глупых, грязных и бездарных алкоголиков, отбросов и обгрызков брезгливого белого света.

Занесенные сюда гигантской метлой Божьего произволения, все они махнули рукой на внешний мир и стали жить как бог на душу положит.

Пили, играли в карты, ругались прежестокими отчаянными словами и во хмелю пели что-то настойчивое тягучее и танцевали угрюмо-сосредоточенно, ломая каблуками полы и извергая из ослабевших уст целые потоки хулы на человечество.

В этом и состояла веселая сторона рудничной жизни. Темные ее стороны заключались в каторжной работе, шагании по глубочайшей грязи из конторы в колонию и обратно, а также в отсиживании в кордегардии по целому ряду диковинных протоколов, составленных пьяным урядником.

Когда правление рудников было переведено в Харьков, туда же забрали и меня, и я ожил душой и окреп телом...

По целым дням бродил я по городу, сдвинув шляпу набекрень и независимо насвистывая самые залихватские мотивы, подслушанные мною в летних шантанах - месте, которое восхищало меня сначала до глубины души.

Работал я в конторе преотвратительно и до сих пор недоумеваю: за что держали меня там шесть лет, ленивого, смотревшего на работу с отвращением и по каждому поводу вступавшего не только с бухгалтером, но и с директором в длинные, ожесточенные споры и полемику.

Вероятно, потому, что был я превеселым, радостно глядящим на широкий Божий мир человеком, с готовностью откладывающим работу для смеха, шуток и ряда замысловатых анекдотов, что освежало окружающих, погрязших в работе, скучных счетах и дрязгах.

Литературная моя деятельность была начата в 1904 году, и была она, как мне казалось, сплошным триумфом. Во-первых, я написал рассказ... Во-вторых, я отнес его в «Южный край». И, в-третьих (до сих пор я того мнения, что в рассказе это самое главное), в-третьих, он был напечатан!

Гонорар я за него почему-то не получил, и это тем более несправедливо, что едва он вышел в свет, как подписка и розница газеты сейчас же удвоилась...

Те же самые завистливые, злые языки, которые пытались связать день моего рождения с каким-то еще другим праздником, связали и факт поднятия розницы с началом русско-японской войны.

Ну, да мы-то, читатель, знаем с вами, где истина...

Написав за два года четыре рассказа, я решил, что поработал достаточно на пользу родной литературы, и решил основательно отдохнуть, но подкатился 1905 год и, подхватив меня, закрутил меня, как щепку.

Я стал редактировать журнал «Штык», имевший в Харькове большой успех, и совершенно забросил службу... Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор Пешков оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что немедленно заплачу их из карманных денег...

Я отказался по многим причинам, главные из которых были: отсутствие денег и нежелание потворствовать капризам легкомысленного администратора.

Увидев мою непоколебимость (штраф был без замены тюремным заключением), Пешков спустил цену до 100 рублей.

Я отказался.

Мы торговались, как маклаки, и я являлся к нему чуть не десять раз. Денег ему так и не удалось выжать из меня!

Тогда он, обидевшись, сказал:

Один из нас должен уехать из Харькова!

Ваше превосходительство! - возразил я. - Давайте предложим харьковцам: кого они выберут?

Так как в городе меня любили и даже до меня доходили смутные слухи о желании граждан увековечить мой образ постановкой памятника, то г. Пешков не захотел рисковать своей популярностью.

И я уехал, успев все-таки до отъезда выпустить три номера журнала «Меч», который был так популярен, что экземпляры его можно найти даже в Публичной библиотеке.

В Петроград я приехал как раз на Новый год.

Опять была иллюминация, улицы были украшены флагами, транспарантами и фонариками. Но я уж ничего не скажу. Помолчу!

И так меня иногда упрекают, что я думаю о своих заслугах больше, чем это требуется обычной скромностью. А я, - могу дать честное слово, - увидев всю эту иллюминацию и радость, сделал вид, что совершенно не замечаю невинной хитрости и сентиментальных, простодушных попыток муниципалитета скрасить мой первый приезд в большой незнакомый город... Скромно, инкогнито, сел на извозчика и инкогнито поехал на место своей новой жизни.

И вот - начал я ее.

Первые мои шаги были связаны с основанным нами журналом «Сатирикон», и до сих пор я люблю, как собственное дитя, этот прекрасный, веселый журнал (в год 8 руб., на полгода 4 руб.).

Успех его был наполовину моим успехом, и я с гордостью могу сказать теперь, что редкий культурный человек не знает нашего «Сатирикона» (на год 8 руб., на полгода 4 руб.).

В этом месте я подхожу уже к последней, ближайшей эре моей жизни, и я не скажу, но всякий поймет, почему я в этом месте умолкаю.

Из чуткой, нежной, до болезненности нежной скромности, я умолкаю.

Не буду перечислять имена тех лиц, которые в последнее время мною заинтересовались и желали со мной познакомиться. Но если читатель вдумается в истинные причины приезда славянской депутации, испанского инфанта и президента Фальера, то, может быть, моя скромная личность, упорно державшаяся в тени, получит совершенно другое освещение...

© Аркадий Аверченко

НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ РАССКАЗЫВАЕТ ОБ АРКАДИИ АВЕРЧЕНКО.

О жизненном и творческом пути Аверченко, самого талантливого, остроумного, яркого и популярного писателя-юмориста предреволюционного десятилетия, у нас известно ничтожно мало. Пожалуй, наибольшее количество сведений о нем можно почерпнуть из статьи критика О.Михайлова, предваряющей сборник юмористических рассказов Аверченко (изд-во «Художественная литература», 1964).

В этой своей статье я отнюдь не собираюсь подвергать литературно-критическому анализу многочисленные произведения писателя… Я просто хочу на основании предоставившейся мне возможности ознакомить с рядом мало, а то и совсем неизвестных у нас сведений и источников и кратко рассказать читателю об этапах биографии писателя, лишь слегка затронув его творческую деятельность.

«Биографические сведения об Аркадии Тимофеевиче Аверченко скудны. Известно только, что родился он в 1881 году в Севастополе, в небогатой купеческой семье» (О.Михайлов). Сам же Аверченко в юмористическом «Энциклопедическом словаре» сообщает: «Род. в 1882 г.». К сожалению, точную дату рождения установить нельзя, так как в его личном архиве, вывезенном из-за рубежа покойным И. С. Зильберштейном и хранящемся в ЦГАЛИ, нет ни одного удостоверения личности с указанием года и месяца рождения. Скончался же писатель 12 марта 1925 года в Праге и похоронен на тамошнем Ольшанском кладбище, где ему поставлен скромный памятник с высеченной на мраморе неверной датой рождения - «1884».

Тимофей Петрович Аверченко, отец писателя, и его мать Сусанна Павловна имели девятерых детей - шесть девочек и трех мальчиков, двое из которых умерли в младенчестве. Сестры же писателя, за исключением одной, надолго пережили своего брата.

Отец Аркадия Тимофеевича был, по определению О. Михайлова, «чудаковатым фантазером и никудышным коммерсантом», к каковому заключению критик, по-видимому, пришел на основании рассказа Аверченко «Отец», а также сведений из его же «Автобиографии».

Существуют различные сведения о начальном образовании писателя. В «Автобиографии» он говорит, что, если бы не сестры, он бы так и остался неграмотным. Но, очевидно, некоторое время он все-таки учился и в гимназии. По свидетельству близко знавшего Аверченко писателя Н. Н.Брешко-Брешковского, «недостаточность образования, - два класса гимназии, - восполнялась природным умом». И действительно, полного среднего образования он не получил, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься, а к тому же вскоре вследствие несчастного случая сильно повредил глаз, так и не поддавшийся окончательному излечению.

И вот, оставив учение, Аверченко 15-летним мальчиком поступает на службу в частную транспортную контору. Об этом периоде жизни он неоднократно вспоминает в своих рассказах. Однако Аверченко, проработав в конторе чуть больше года, в 1897 году уезжает в Донбасс, на Брянский рудник, куда поступает конторщиком по рекомендации инженера И.Терентьева, мужа одной из его сестер. Прослужив три года на руднике и написав впоследствии несколько рассказов о тамошней своей жизни («Вечером», «Молния» и другие), он вместе с рудничной конторой переезжает в Харьков, где, как пишет О. Михайлов, «в газете «Южный край» 31 октября 1903 года появляется его первый рассказ».

Л.Д.Леонидов, известный антрепренер, некогда работавший во МХАТе, а впоследствии владелец театральных предприятий во Франции и США, был одним из немногих деятелей искусства, знавших Аверченко в молодые годы: «Аркаша Аверченко был высокий, худой, как жердь, молодой человек. Он затмевал на вечеринках моих приятелей своим остроумием и удачными смешными экспромтами...»

Аверченко, будучи в 1907 году уволен со службы со словами директора: «Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь», - пережив несколько материально трудных месяцев и не найдя в Харькове достаточно широких возможностей для своей литературной деятельности, к которой он начинал испытывать сильное влечение, по совету друзей переезжает в январе 1908 года в Петербург.

Надо сказать, что к этому времени у Аверченко был уже некоторый литературный опыт - в последние годы харьковской жизни он редактировал сатирический журнал «Штык» (1906-1907) и выпустил несколько номеров журнала «Меч», Через пять лет после своего появления в столице Аверченко на страницах «Сатирикона» (№ 28, 1913) рассказывает о своем приезде в Петербург так: «Несколько дней подряд бродил я по Петербургу, присматриваясь к вывескам редакций - дальше этого мои дерзания не шли. От чего зависит иногда судьба человеческая: редакции «Шута» и «Осколков» помещались на далеких незнакомых улицах, а «Стрекоза» и «Серый волк» в центре... Будь «Шут» и «Осколки» тут же, в центре, - может быть, я бы преклонил свою скромную голову в одном из этих журналов. Пойду я сначала и «Стрекозу», - решил я. - По алфавиту. Вот что делает с человеком обыкновенный скромный алфавит: я остался в «Стрекозе».

В 1965 году М.Г.Корнфельд, вспоминая о знакомстве со своим будущим сотрудником, рассказывал: «Аверченко принес мне несколько уморительных и превосходных по форме рассказов, которые я с радостью принял. В то время я заканчивал реорганизацию «Стрекозы» и формирование нового состава редакции. Аверченко стал ее постоянным сотрудником одновременно с Тэффи, Сашей Черным, Осипом Дымовым, О.Л.д`Ором и другими...»

Поскольку журнал «Стрекоза» пришел в полный упадок, перемены были необходимы, и появление талантливого и энергичного Аверченко было очень кстати. И вот уже 1 апреля 1908 года «Стрекоза», основанная еще отцом нынешнего редактора, владельцем мыловаренного завода Германом Корнфельдом, вышла под новым названием: «Сатирикон». Заголовок нарисовал М. Добужинский, рисунок на первой странице – Л.Бакст. И Аркадий Тимофеевич, будучи уже тогда секретарем редакции «Стрекозы», продолжал свою деятельность на этом же посту в «Сатириконе», редактором которого стал в 1913 году. А вскоре после этого между группой сотрудников журнала и издателем произошел серьезный конфликт (в основном на материальной почве), и Аверченко с наиболее талантливыми литераторами и художниками покинул редакцию, и основал свой журнал «Новый Сатирикон». В его первом номере, вышедшем 6 июня 1913 года, в связи с указанным конфликтом опубликовано обиженное письмо Корнфельда с намеками на возможность примирения и тут же весьма ядовитый и иронический ответ редакции. Некоторое время оба журнала выходили параллельно, но примерно через год старый «Сатирикон», лишенный самых лучших авторов и художников, вынужден был закрыться, потеряв огромное количество подписчиков. А «Новый Сатирикон» благополучно просуществовал до августа 1918 года, после чего большинство его сотрудников подались в эмиграцию (Аверченко, Тэффи, Саша Черный, С.Горный, А.Бухов, Реми, А.Яковлев и другие).

За время своей благополучной, удачливой жизни в Петербурге Аверченко стал необычайно популярен. «Сатирикон» и большими тиражами выходившие сборники рассказов немедленно расхватывались. Во многих театрах страны с успехом шли его пьесы (в основном инсценированные рассказы). И даже Его Императорское Величество Николай Второй, будучи поклонником аверченковского таланта, однажды соизволил пригласить его в Царское Село для чтения своих произведений в кругу августейшей семьи. Но, как рассказывает М.Корнфельд: «Нам всем показалось, что выступление редактора «Сатирикона» в Царском Селе едва было бы уместным и желательным». Визит так и не состоялся, Аверченко сослался на болезнь.

В течение десяти лет своей столичной жизни Аверченко много ездил по стране с выступлениями, отправлялся и в заграничные путешествия, как правило, вместе с друзьями-соратниками по журналу художниками А.А.Радаковым и Н.В.Ремизовым (Реми). После первого же заграничного вояжа летом 1911 года он выпускает приложение к «Сатирикону» за 1912 год - книжку «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу», имевшую шумный успех. И в том же году помимо напряженной работы в журнале выезжает в продолжительное турне по России, участвуя во многих городах в вечерах писателей-юмористов.

Как же он выглядел внешне, этот в недавнем прошлом молодой и неуклюжий провинциал, сумевший за короткий срок стать знаменитым литератором, непрестанно смешившим всю читающую Россию? Художник Н.В.Ремизов, уже находясь в эмиграции, так описывает первое появление Аверченко в редакции: «В комнату вошел человек крупного роста с немного одутловатым лицом, но с приятным, открытым выражением: через пенсне смотрели глаза, которые имели особенность улыбаться без участия мускулов лица. Впечатление было с первого взгляда на него - располагающее, несмотря на легкий оттенок провинциального «шика», вроде черной, слишком широкой ленты пенсне и белого накрахмаленного жилета, детали, которые были уже «табу» в Петербурге».

Успех журнала, большие тиражи книг, выступления, театральные постановки принесли и материальное благополучие. Аверченко переезжает в уютную квартиру, прекрасно её обставляет. Н.Н.Брешко-Брешковский вспоминает, как «по утрам Аверченко под звуки граммофона занимался гимнастикой, работая пудовыми гирями». Хотя музыкального образования у него не было, но одно время он серьезно увлекался оперой, затем опереттой, а в многочисленных театрах миниатюр, где шли его пьесы, был своим человеком. Частенько в «Сатириконе» появлялись его иронические и веселые театральные рецензии под одним из многочисленных псевдонимов - А е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и другие. Вечера писатель, как правило, проводил в ресторане «Вена» в кругу своих друзей-сатириконцев, писателей, актеров, музыкантов. Одним из многочисленных житейских увлечений Аверченко были и шахматы. Л. О. Утесов рассказывал мне, что он был незаурядным игроком, составлял и печатал задачки.

Война 1914 года на жизни и деятельности Аверченко почти не отразилась - из-за «одноглазости» в армию он призван не был и продолжал редактировать свой журнал, часто выступая на благотворительных вечерах в пользу раненых и пострадавших от войны. После же Октября и сам Аверченко, и редакция «Сатирикона» заняли по отношению к Советской власти резко отрицательную позицию, после чего журнал был закрыт правительственным распоряжением в августе 1918 года.

И вот все рухнуло. Журнала больше нет. Книги не выходят. Солидный банковский счет реквизирован. Квартиру намереваются «уплотнить». В перспективе - голодная и холодная зима. Друзья и соратники покидают Петроград - кто куда. А тут предложение из Москвы от артиста Кошевского - организовать где-нибудь на юге России театр-кабаре. Но приехавшие в Москву Аверченко и Радаков застают Кошевского тяжело больным. Весь план расстроился. И тогда Аверченко, совместно с оказавшейся также в Москве Тэффи, едет в Киев (пригласили их на литературные вечера два разных антрепренера).

В «Воспоминаниях» Тэффи очень живо и смешно описаны многочисленные передряги, в которые пришлось попадать писателям в течение своей долгой поездки через оккупированную немцами Украину. В Киеве Аверченко, однако, долго не задержался и через Харьков и Ростов, где он прожил несколько месяцев, выступая с вечерами юмора, на правах беженца отправился к себе на родину, в Севастополь, тогда занятый белыми. Было это в конце марта или в начале апреля 1919 года. Но что он делал в Севастополе с апреля по июнь этого года, когда французские войска сдали город Красной Армии, сведений нигде не удалось получить. А, начиная с июня 1919 года и по конец 1920 года Аркадий Тимофеевич, а также известные писатели И.Сургучев, Е.Чириков и И.Шмелев активно работали в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), интенсивно агитируя за помощь Добровольческой армии. Аверченко также совместно с писателем Анатолием Каменским (впоследствии возвратившимся в СССР) открыл театр-кабаре «Дом артиста», где в начале 1920 года была поставлена его многоактная пьеса «Игра со смертью», написанная летом минувшего года. Судя по рецензии, опубликованной в газете «Юг» (4 января 1920 г.), пьеса имела хороший успех. А весной того же года Аверченко уже участвует в спектаклях нового театра - «Гнездо перелетных птиц» и продолжает устраивать свои вечера в Севастополе, Балаклаве и Евпатории.

К концу октября войска Врангеля попали в Крыму в отчаянное положение. Второго ноября красные заняли Севастополь. А за несколько дней до этого Аверченко в пароходном трюме на угольных мешках отправился в Константинополь. Об этом своем путешествии он с горьким юмором поведал в книжке «Записки Простодушного. Я в Европе» (Берлин, изд-во «Север», 1923). Друзья в Константинополе (ныне Стамбул) заранее сняли ему маленькую комнатку на Пере (городской район), и полтора года он прожил там, воскресив свой театр «Гнездо». В городе тогда была масса русских беженцев, работали русские театры миниатюр и рестораны.

Но жизнь в чуждой нравами, традициями и языком стране стала для Аверченко крайне тяжелой. Он со своей труппой покидает Турцию, и 13 апреля 1922 года прибывает на славянскую землю - в Софию, где предполагал задержаться надолго, но, поскольку тогдашнее правительство Стамболийского весьма сурово относилось к белым эмигрантам, и ввело для них многочисленные ограничения, труппа вместе со своим руководителем, дав всего два спектакля, поспешно отбыла в Югославию, и 27 мая в Белграде состоялся имевший огромный успех первый спектакль. Потом еще один, по другой программе - и Аверченко с театром выезжает в Прагу, по дороге дав концерт в Загребе. А через два дня, 17 июня, Аверченко прибывает в Прагу, где и обосновывается, наконец, на постоянное жительство.

Прага, гостеприимно и радушно встретившая писателя, пришлась и ему по душе. Он быстро приобрел немало друзей и почитателей. Многие его рассказы были переведены на чешский. 3 июля состоялся первый вечер, имевший большой успех и получивший восторженные отклики во многих газетах. Затем с июля по сентябрь прошли его гастроли по стране - побывал он в Брно, Пльзене, Моравской Остраве, Братиславе, Ужгороде, Мукачеве и, вернувшись в Прагу только в первой половине сентября, начал интенсивно работать для газеты «Прагер пресс», там еженедельно появлялись его фельетоны и новые рассказы. В октябре же состоялись успешные гастроли в Прибалтике, Польше и Берлине.

Неприятности Аверченко ждали в связи с его предстоящей поездкой в Румынию - поначалу долго не давали визы. Когда же он 6 октября, наконец, появился перед кишиневской публикой, она устроила писателю овацию, после чего в Бухаресте произошло неожиданное осложнение. Дело в том, что тогдашние румынские газеты вдруг вспомнили, что в годы мировой войны Аверченко в своем «Новом Сатириконе» поместил несколько язвительных и обидных фельетонов о румынской армии, и потребовали у правительства запрета на его выступления и выезда из страны. Но впоследствии дело уладилось после ходатайства по дипломатическим каналам членов чешского правительства, поклонников дарования писателя.

А потом опять скитания: Белград, снова Берлин. Получено приглашение из США, намечался отдых на Рижском взморье. Но все планы поломались - накануне отъезда в Ригу у него серьезно заболел левый глаз, поврежденный еще в харьковские времена. Была сделана операция, пришлось вставить искусственный глаз. Казалось бы, все обошлось благополучно, но писатель стал чувствовать общее недомогание, поначалу не придавая этому значения. Но дела пошли хуже - пребывание на курорте Подобрады не помогло, начались припадки удушья, и 28 января 1925 года его почти в бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице. Диагноз: почти полное ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек.

Несмотря на заметное улучшение в начале февраля, после вторичного кровоизлияния в желудок в 9 часов утра 12 марта 1925 года в возрасте 44 лет скончался в гостеприимной, но чужой стране замечательный русский писатель-юморист Аркадий Тимофеевич Аверченко. Тело его было положено в металлический гроб и заключено в специальный футляр на тот случай, чтобы кто-либо в будущем - родственники или культурные организации - смог бы перевезти прах покойного на родину. Прямых наследников у Аверченко не осталось, он был холостяком.

О произведениях Аверченко с самого начала его петербургской деятельности в печати появлялось множество рецензий. На Западе после смерти писателя вышло немало книг, посвященных ему. Но ни в одной из них почему-то никогда не оцениваются и даже почти не упоминаются два крупных произведения: повесть «Подходцев и двое других» и юмористический роман «Шутка Мецената».

Аверченко неоднократно пользовался излюбленным им литературным приемом - в литературных персонажах отображал внешность и характеры своих друзей и соратников по «Сатирикону», чаще всего художников А.Радакова и Н.Ремизова, изобразив их (под псевдонимами) в «Экспедиции в Западную Европу» (в книге этой художники рисовали шаржи друг на друга). В персонажах «Подходцева», собственно, не повести, а ряда смешных, а подчас и лирических новелл с тремя «сквозными» персонажами – Подходцевым, Клинковым и Громовым, - тоже просматривается сходство с характерами и внешним обликом друзей-сатириконцев.

Последняя работа Аверченко «Шутка Мецената» была написанна в 1923 году в Цоппоте (ныне Сопот) и изданна в Праге в 1925 году после кончины писателя. Роман и веселый и грустный, пронизанный ностальгией по милой сердцу автора беззаботной богемной петербургской жизни. И снова в персонажах романа приметы самого автора и его друзей.

Аркадий Аверченко был похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

В 2006 году об Аркадии Аверченко была снята телевизионная передача «Человек, который смеялся».

Your browser does not support the video/audio tag.

Сборники рассказов:

«Юмористические рассказы»
«Весёлые устрицы»
«Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"»
«Двенадцать портретов (в формате "Будуар")»
«Дети»
«Дюжина ножей в спину революции»
«Записки Простодушного»
«Кипящий котёл»
«Круги по воде»
«Маленькая лениниана»
«Нечистая сила»
«О хороших, в сущности, людях!»
«Пантеон советов молодым людям»
«Рассказы для выздоравливающих»
«Рассказы о детях»
«Рассказы о старой школе»
«Смешное в страшном»
«Сорные травы»
«Чёрным по белому»
«Чудеса в решете»
«Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»
«Юмористические рассказы»