Мастер-класс. Теневой театр своими руками

Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Мастер-класс. Теневой театр своими руками

Изготовление афиши - очень ответственная часть подготовки спектакля, в ней в сжатой форме можно рассказать, что ждет зрителей, заинтересовать, и, в то же время, афиша не должна раскрывать все секреты будущего действа, таить в себе некую интригу.

Наверняка вы видели много афиш в окружающей жизни, какие - то вам нравились, мимо каких-то вы проходили мимо. Афишу нужно сделать такой интересной, чтобы ее хотелось прочитать, поэтому главное создании афиши - тщательно продуманное содержание. Укажите название спектакля, фамилии занятых в нем актеров и его краткий анонс. Конечно, афиша должна быть достаточно большого размера, с крупным шрифтом, чтобы информация, отраженная на ней, легко воспринималась. Хорошо, если на афише будет нарисован фрагмент будущего спектакля, это заинтересует зрителей.

Также на афише обязательно должно быть написано время и место будущего спектакля.

Пригласительный билет можно купить в магазине или скачать с интернета и распечатать, но ведь вашим зрителям будет гораздо приятнее получить открытку, сделанную собственными руками.

Приглашение должно быть оформлено таким образом, чтобы у приглашённого моментально создалось ощущение предстоящего творческого чуда, даже если сам спектакль состоится только через две недели.

В приглашении обязательно указывается фамилия и имя приглашенного и название спектакля. Далее указывается точное число и день недели, на которое назначен праздник, время начала представления. Если человек еще ни разу не был у вас, то в приглашении следует указать точный адрес. Пригласительный билет может быть не на одного человека, а на целый коллектив - например, школьный класс или группа детского сада.
Пригласительный билет должен быть красочным, ярким, оригинальным.

Что останется зрителю после посещения , кроме впечатлений? Конечно, билет и . С билета посещение театра начинается, изучением программки - заканчивается.

Конечно, первое, на что следует обратить внимание - оформление. Рекомендуем использовать различные вариации на тему стандартного листка А4, сложенного вдвое-втрое вдоль или поперек, выполненные в типографии, но иногда можно придумать что-нибудь поинтереснее.

В проектировании программки есть несколько подходов - и стандартная "обложка" с вкладышем, соответствующим конкретному спектаклю, и "персональные" программки.
Прежде всего - о "действующих лицах и исполнителях". По сути все понятно, по форме - возможно несколько вариантов. Как это обычно делается? Слева - "действующее лицо", справа - "исполнитель" (иногда и наоборот), один или несколько, если несколько, отмечено, какой играет.
Есть еще некоторые моменты, которые можно указать в программке - продолжительность спектакля, возраст участников, информация о том, когда состоялась премьера. Какие-то сведения об авторах пьесы и спектакля, о самой пьесе могут расширить впечатление о спектакле и даже частично сформировать его.

Можно так же включить в программку общий текст о школе, в которой работает ваш театральный коллектив, с информацией о новых спектаклях (хотя зачастую он один на весь учебный год). Иногда включают в программку отзывы о спектакле, что может послужить хорошим поводом для дискуссии.

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу...).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед-ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия - один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо-нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле-мика вокруг творчества ав-тора, актуальность пробле-матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен-ных достоинствах исследуе-мой постановки и его значимос-ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль - это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Процесс создания собственной пьесы очень увлекателен, но произвести глубокое впечатление на аудиторию и добиться, чтобы ваше творение запечатлелось в их памяти надолго гораздо сложней, и от этого попытаться достичь такого воздействия еще более заманчиво. Даже если спектакль действительно впечатлил зрителей, нужно заставить их по-настоящему сопереживать всему происходящему на сцене, ну, и, конечно же, оставить им что-то памятное о вечере. Театральная программка как раз то, что нужно. Они имеют на любителей театра колоссальное влияние. Сделать самостоятельно программку не сложно, а для зрителей они будут занимательны во время спектакля, а по его окончания останутся милыми напоминаниями о пьесе. Далее представлю вам поэтапный рассказ, как самостоятельно изготовить театральную программку.

Шаги

    Соберите всю необходимую информации. Без нужной информации, вы получите только пустые дизайнерские страницы, а не программку. Какие же сведения нам потребуются?

    • Кто какую роль исполняет
    • Кого следует поблагодарить за помощь в организации спектакля
    • Кто режиссер пьесы
    • Кто автор пьесы
    • (Если требуется) Кто написал музыку к пьесе
    • (Если требуется) Кто дирижер оркестра
    • Где и когда будут проходить спектакли
    • Кто будет представлять пьесу зрителям
  1. Мозговой штурм. У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это вестерн, детектив, или откровение о бесшабашной жизни хиппи или звезд, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки. (По ходу рассказа я буду приводить примеры из собственной дизайнерской разработки.)

    Выберете дизайн. Для большинства небродвейских пьес подойдет театральная программка с простым дизайном. Как правило, это брошюрка из 4-х страниц, сложенных и размещенных на одном листе глянцевой бумаги. С одной стороны листа будут обложки – передняя и задняя, которые станут внешними сторонами программки, на другой будут расположены благодарности и список актеров, участвующих в пьесе. Эта сторона станет содержанием программки и будет находиться внутри. Такой вариант программки будет прекрасным выходом из положения, если у вас скромный бюджет. Если же ваш бюджет позволяет, и у вас есть желание сообщить больше фактов о спектакле, вы можете добавить нужное количество страниц, на свое усмотрение. (А я пока представлю вам в качестве примера довольно простой и незатейливый дизайн.)

  2. Лиха беда начало. Приступить к делу легче, если у вас масса идей, но это не ваш случай, и вы хотели бы начать с самой простой и легкой в создании страницы, чтобы лучше понять и проникнуться процессом, в ходе которого у вас появятся свои оригинальные мысли. Такой страницей может послужить четвертая сторона обложки, еще называемая страницей для автографов.

    • Итак, откройте компьютерную программу по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.) и создайте новую страницу с параметрами: 612(ширина) x 792(высота). Это стандартный размер типографического листа, переведенного в пиксели. Убедитесь, что фон у страницы выбран белый.
    • Вам нужен простой, компактный, экономящий место проект дизайна, чтобы разместить его внизу страницы. Откройте новый слой, сделайте его прозрачным. Так вам будет удобно сохранять изменения в ходе работы.
    • Выбираем фон. Для фонового оформления подойдет любой цвет, но если вам нужен объемный вид, то потребуется повысить затененность до 70%. Такое изображение не будет резать глаз и будет выглядеть более привлекательно и эстетично.
    • Текст. Вы хотели бы использовать красивый оригинальный шрифт, а не, скажем, всем привычный Arial, но чтобы при этом он остался хорошо читаемым и не навязчивым. Посмотрите советы о сайтах с бесплатной загрузкой шаблонов текста (абсолютно безопасно). Ваша программа автоматически создаст новый уровень текста, но для этого нужно сначала этот текст внести в нее. Текст должен быть крупного размера, но не занимать слишком много места, и разместить его следует обязательно вверху страницы. Предполагается, что зрители могут попросить актеров оставить им автограф именно на этой странице. То есть на ней должно быть достаточно свободного места. При необходимости, увеличьте промежуток между буквами, пока слово «Автографы» полностью не заполнит верхнюю строку, размер букв при этом не изменится. (Увеличивая промежуток между буквами, вы можете зрительно увеличить буквы в ширину, не меняя их в высоту. Очень удобная штука.)
    • При желании можно внизу программки маленькими буквами написать «Автор дизайна: ваши Ф.И.О.». Но некоторые дизайнеры, в чьих ряду и я, предпочитают не делать этого, из соображений скромности.
    • Сохраните изображение в формате используемой вами программы. Например, изображение GIMP 2.0 будет переведено в формат.xcf. Не бойтесь сохранить изображение в формате используемой вами программы, при необходимости вы сможете отредактировать его поздней.
    • Еще раз сохраните изображение, теперь уже в выбранном вами формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ваша первая страница готова!
  3. Страница с актерским составом. Эта, без преувеличений, одна из сложнейших страниц. Вначале вам может показаться, что все не так уж страшно, но это обманчивое впечатление. Вы можете забыть или спутать имя или фамилию актера или персонажа, либо неправильно написать их, неправильно написать другие названия. Какие-то дополнительный факты будут постоянно меняться так, что их придется править, и в это время вам нужно будет стараться оставить как можно больше свободного места на странице. Будьте внимательны и осторожны, друзья, здесь важна каждая мелочь и деталь.

    • Составьте список всех актеров. Вы можете уточнить имена и фамилии всех задействованных актеров у режиссера, помощника режиссера, или любого другого ответственного лица из труппы театра. Самым разумным будет попросить у них список не только с именами и фамилиями, но и с указанием исполняемых ролей каждого. Не бойтесь проверить список у нескольких человек (Не редко случаются ошибки).
    • Откройте графический редактор. Создайте новое изображение с размерами: 612 x 792. убедитесь, что фон у рисунка белый. Создаете новый прозрачный слой.
    • Теперь приступим к дизайну фона. Он не должен быть слишком броским, даже если вам так хочется, потому что эта страница предназначена, в первую очередь, для знакомства зрителей с актерским составом, и все внимание должно быть приковано именно к ним. Однако, если вы решите все же сделать привлекательный цветной фон, уменьшите затененность, чтобы он не оказался ярче самих букв. Сейчас, к примеру, я работаю над разработкой программки для пьесы детективного жанра с небольшим актерским составом (18 человек), и страницу со списком актеров я сделал в виде газеты, внизу которой разместил отрывок статьи о розыске опасного преступника, чтобы придать оформлению ощущения подлинности. Когда состав актеров небольшой, внизу страницы всегда остается достаточно места, которое можно заполнить собственной дизайнерской задумкой.
    • Заголовок. Вверху страницы, предпочтительней с левой стороны, добавьте заголовок. Он может быть простым и незатейливым, как, например, «В главных ролях», «Действующие лица» и т.д. Если же вы креативны, и такой подход вас не устраивает, тем более, если тема спектакля позволяет, объедините заголовок с темой пьесы. Например, Подозреваемые (в детективе), Банда (в пьесе о хиппи), Ковбои (в вестерне), Звезды (в произведении о голливудских актерах). Размер и шрифт заголовка может быть одинаковым у страниц для автографов и странице с благодарностями, так страницы будут смотреться более гармонично, но придерживаться этого правила совсем не обязательно. (Примечание: Скорее всего, здесь не потребуется прибегать к приему с межбуквенным расстоянием, поскольку в данном случае нам нужно добиться, чтобы текст занял немногим более половины ширины страницы. Если же вас не устраивает расстояние между буквами, можете его немного увеличить. Но следите, чтобы текст заголовка не был расположен во всю ширину страницы! Этот момент очень важен, если заголовок разместить в ширину на всю страницу, он будет выглядеть несколько странно.)
    • Далее займемся текстом под заголовком. Создайте новый текстовый слой, как правило, текст размещают чуть выше середины листа по вертикале, либо опустившись на одну четвертую страницы. Но зато здесь расположение текста допустимо на всю ширину страницы. Размер шрифта у текста будет меньше, чем шрифт заголовка, и, вероятно, цвет будет отличный от цвета заголовка, не столь яркий и броский. Вы также можете использовать другой цвет фона. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, выбор зависит от вас, но в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности. Посмотрите также советы по редактированию текста страницы с актерским составом.
    • Теперь пора добавить имена актеров. Выберете выравнивание по левому краю, и сделав небольшой отступ от верхней границы страницы, расположите текст. Перечислите все имена героев пьесы, каждого записывая на отдельной строке. И если вы решите расположить каждого героя напротив фамилии актера, исполняющего его роль, то вам потребуется создать еще один текстовой слой. Постарайтесь текст расположить так, чтобы имя одного героя и актера, исполняющего его роль, поместились на одной строке (отформатировать этот параметр можно с помощью функции extra, добавив ее или убрав), если текст все же не размещается ровно, сделайте выравнивание по центру, а не по левому краю.
    • Если вы пишите имена актеров напротив персонажей пьесы без тире или точек, или других соединяющих знаков, вам потребуется создать новый слой, после списка героев. Новый слой должен начинаться в месте, где вы начинали предыдущий слой. Установите его ближе к центру, так чтобы у вас было достаточно места, чтобы написать длинные имена. Сделайте выравнивание по правому краю. Затем впишите имена актеров напротив исполняемых ими персонажей.
    • Проверьте страницу. Просмотрите страницу, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок, а затем еще раз перечитайте, проверяя слово за словом. Далее проверьте все ли герои перечислены, и еще раз проверьте все ли актеры представлены. Сравните страницу с актерским составом получившуюся у вас с эскизом страницы, то же самое проделайте со списком персонажей. Такая проверка может показаться излишне тщательной, но ее необходимо проводить. У меня был случай, когда я проверял и перепроверял эту страницу несколько раз и был уверен, что с ней все в порядке. А потом оказалось, что совсем забыл упомянуть одного героя пьесы.
    • Сохраните страницу в формате программы (Например, GIMP – : .xcf).
    • Сохраните страницу еще раз в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Распечатайте страницу с актерским составом и покажите ее нескольким людям, занимающимся постановкой спектакля. После этого попросите всю труппу проверить ваш список действующих лиц. Актеры скорее заметят ошибку или пропущенную букву в имени героев, своей фамилии или имени, фамилии своих коллег.
    • Если все в порядке и ошибок нет, страница с актерским составом готова!
  4. Страница с благодарностями. Большая часть работы по созданию программки уже выполнена. Осталось закончить с внутренним оформлением – заполнить страницу с выражением признательности и благодарностью.

    • Сначала решите, кому бы вы хотели выразить благодарность. Обычно, благодарят актеров, хореографов, технический персонал, режиссера и помощника режиссера, театр на сцене, которого проходит спектакль, владельцев здания, где проводились репетиции (иногда это тот же театр, где проходит спектакль), и, наконец, зрителей, пришедших на представление. Возможно, вы внесете какие-то свои изменения в список лиц, которых вы будете благодарить, в зависимости от вашего конкретного случая. Но вы обязаны поблагодарить актеров, и (если это уместно) руководство труппы. Вы обязательно должны поблагодарить людей, которые решали технические аспекты организации постановки и устанавливали аппаратуру и другое оборудование, а также декораторов. Разумеется, режиссера пьесы, и других людей, работающих с ним в команде (помощника режиссера, режиссера-постановщика и т.д.) Лиц, предоставивших труппе помещение для репетиций, и руководство театра, где ставят пьесу, а также художников по костюмам, или людей, предоставивших вам костюмы. В случае, если это мюзикл, выразить благодарность необходимо хореографам-постановщикам и композитору. И, наконец, зрителям, поскольку без их участия пьеса бы тоже не состоялась. Что за спектакль без зрителей?
    • Откройте графический редактор и создайте новый рисунок с размерами: 612 x 792. Установите белый фон, и создайте новый прозрачный слой.
    • Создайте текстовой слой. Если вы хотите, чтобы вся программка выглядела примерно одинаково, выберите такой же шрифт и размер, как и в предыдущих страницах (для автографов и со списком актеров). Однако, это совсем не обязательно. Создайте строку вверху странице. Чтобы вы напишите, абсолютно на ваше усмотрение, но в любом случае примерно ваш текст должен выглядеть так: «Спасибо …», «Мы хотели бы выразить благодарность …» или «Выражаем благодарность...» и т.п. Сделайте выравнивание по ширине, и желательно, чтобы текст заполнял страницу от края до края.
    • Добавление благодарностей. Текст у вас должен быть простым и легко читаемым, и занимать не более одной страницы. Следите, чтобы программа не добавила новый слой, когда будете добавлять текст, чтобы не получилось, что вы создали новый слой раньше, чем добавили текст.
    • Создайте новый прозрачный слой. Под благодарностями, скорее всего, еще останется свободное место. Если это так, то тогда беспокоиться не о чем. Разработайте дизайн рисунка и расположите его под текстом. Уменьшите затененность до 70%, чтобы вид стал более приятным для зрительного восприятия.
    • В случае же, если свободного места внизу не осталось, вам придется вернуться обратно к первому слою, созданному в самом начале. (Нет, это не опечатка, от привычки печатать слова «добавьте новый прозрачный слой». Для этого есть причины.) Способы вернуться к предыдущему слою в различных программах могут отличаться, но надеемся, что вы хорошо разбираетесь в выбранной вами для работы графической программе, поэтому только скажем, что нужно перейти на предыдущий слой. Если вы работаете в программе наподобие GIMP, вам придется спуститься к нижнему слою, а затем подниматься вверх по тексту. В данной программе вы можете менять дизайн, не закрывая окно с набираемым текстом.
    • Разработка дизайна. Дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо. Установите уровень затененности по вашему вкусу. Помните только, что текст должен выделяться на общем фоне.
    • Сохраните текущую страницу в формате, в котором работает ваша программа-редактор (Например, для GIMP это.xcf).
    • Затем еще раз сохраните страницу в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Создание страницы с благодарностями завершено!
  5. Первая страница обложки. Пожалуй, самая сложная часть в процессе создания дизайна программки – первая страница обложки. Страница с актерским составом не простая, но после многочисленных проверок и правок с ее созданием можно справиться. А вот в разработке первой страницы требуется креативность и художественный вкус, что может стать своего рода помехой и создать дополнительный сложности. Однако, если вас сложности только больше увлекают, тогда все в порядке.

    • Еще раз пересмотрите тему. Что может относиться к этой теме? Например, вы разрабатываете программку для детектива. Что с этим может быть связано? Составьте список со всем имеющим непосредственное отношение к сюжету детективной пьесы. Вначале, действуйте методом мозгового штурма, и записывайте все, что придет вам на ум. Например, как сейчас это сделаю я, запишу на бумаге следующие слова – город, описание криминального случая, полицейские, фотоаппарат, фетровая шляпа, газеты. Вы думаете, что я бы мог добавить в этот, на первый взгляд абсурдный список, еще и слово корова? А вот и нет. Первая страница обложки должна отражать суть пьесы, а корова не наведет зрителей на мысль, что пьеса будет детективного жанра.
    • Откройте графическую программу. Создайте новое изображение размером: 612 x 792. Выберите белый фон и создайте новый прозрачный слой.
    • Дизайн. Итак, вы прониклись темой, и уже готовы творить над созданием обложки. Не тяните, сразу же приступайте к делу. Дизайн обложки должен быть изысканным, красивым и запоминающимся. Пусть она будет притягивающим взгляды и захватывающей дыхание одновременно! Здесь вы можете полностью положиться на свое художественное виденье и вкус. Я не буду вас учить, как это делать. Вы можете спросить совета друга, при желании, не плохо, если это будет художник. Единственное, не забыть оставить немного свободного места для нужной информации.
    • Создайте новый текстовый слой. Нужно сразу сделать заголовок. На любой обложке всегда присутствует название, и в отличие от предыдущих страниц, оно совсем не обязательно должно быть расположено вверху. Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.
    • Создайте новый текстовый слой. В него мы добавим также необходимую информацию. Здесь фон должен быть гораздо проще, чем у всех предыдущих страниц, и шрифт меньше, чем у заголовков. В новом слое будет размещена информация следующего характера: «Режиссер…», «Автор сценария…», «В главных ролях..».
    • Вам также, возможно, придется расположить здесь дополнительные сведенья о спектакле, например, такие как – дата и время проведения спектакля, и название театра, где она состоится. Вероятно, такие моменты вам следует обсудить с кем-то из руководства, занимающегося вопросами по проведению спектакля, если вы считаете, что лучше будет, если на обложке не публиковать этих данных. Поскольку это программка, то подобная информация вовсе не обязательна.
    • Сохраните страницу в формате программы-редакторе (Например, у GIMP – .xcf).
    • Сохраните страницу повторно в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ну вот, обложка готова!
  6. Если вы используете готовые изображения: Воспользуйтесь Getty Images. Это безопасный способ получить изображения хорошего качества. Вы можете, конечно, опуститься до кражи авторских изображений. Но гораздо разумней и безопасней использовать специальное приложение, такое как Getty Images. (Примечание: Google не блокирует изображения заимствованные с других ресурсов. Даже не надейтесь на это.)
  7. Немного суеверия лично от меня: Не говорите «страница с актерским составом» до начала пьесы.
  8. Если вы используете более затейливое название для списка актеров и ваш список составлен без особого порядка и продуманной последовательности под таким заголовком всегда можно сделать примечание, что это список актеров или исполняющих ролей.
  9. Если вы используете кисти для рисования в редакторе: Воспользуйтесь приложением deviantART. Оно бесплатное, абсолютно безопасное, и в нем огромное количество качественных кистей. Только не забудьте разархивировать кисти после загрузки в папку с кистями вашей программы редактора. ;]
  10. Предупреждения

  • Использование авторских материалов без согласия автора – противозаконно! Стоит ли такого риска ошеломляющее изображение на вашей театральной программке?

Теневой театр в детском саду своими руками

Театр теней своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Изготовление методического пособия своими руками

Тема занятия : Мастер-класс. Теневой театр
Автор : Суховецкая Оксана Александровна, воспитатель логопедической группы Центра развития ребенка – детский сад № 300 «Рябинушка», г. Новосибирск.

Описание материала : В этом мастер-классе вы познакомитесь с тем, как сделать теневой театр. Теневой театр – поможет детям в увлекательной форме познакомиться с театром, проявить свою фантазию, развивать речевую активность. Данное методическое пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, а так же для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. А мастер-класс поможет это пособие подготовить.

Материал : для создания театра нам потребуется:
- ширма готовая (либо ее можно изготовить самостоятельно, подробно на этом останавливаться не буду);
- ткань: белая (можно использовать кальку), цветная на кулисы;
- нитки в тон ткани;
- лента вилькро (липа)
- трубочки для коктейля;
- палочки для барбекю (большие);
- хольнитены (заклепки);
- крепления для электропроводов;
- крючки швейные.

Инструменты для работы
:
- молоток;
- гвозди;
- канцелярский нож (резак);
- дырокол для ремня;
- ножницы;
- пресс для люверсов;
- шило;
- клей-пистолет;
- линейка;
- карандаш/ручка;
- супер-клей «Момент»;
- швейная машина.
Результат мастер-класса помогает :
Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности.
Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравтсвенности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…»
(Б.М.Теплов)


«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.

Я же хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Театр теней – древний театр. С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при света масляной лампы.

Реквизит , который требуется для этого театра: источник света (например, налобный фонарик, настольная лампа, фильмоскоп), ширма с белым экраном, куклы-силуэты на палочках.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимо следующее: канцелярский нож (резак), ножницы, дырокол для ремня, пресс для люверсов, хольнитены (заклепки)


Силуэты можно подготовить на компьютере или нарисовать самим. Я идеи силуэтов нашла в Интернете, распечатала на принтере на обычных листах А4



Затем распечатанные силуэты наклеиваем на бумагу черного цвета. Я сразу подготовила силуэты персонажей и декораций.


Теперь эти силуэты нужно вырезать. Мелкие внутренние детали вырезаем с помощью канцелярского ножа, сами силуэты вырезаем ножницами.


Чтобы силуэты не гнулись, я их заламинировала. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для жесткости фигур.


Следующий шаг – уже заламинированные двусторонние силуэты вырезать.


Поскольку мне очень хотелось, чтобы персонажи (силуэты) имели подвижные элементы(например, могли идти) я сделала для силуэтов отдельные элементы: руки, лапы, ноги.
Чтобы привести их в движение, детали необходимо скрепить определенным образом. Для скрепления подойдет и проволока, и нитки с узелками на кончиках. Но мне хотелось некоторого изящества, что ли. Поэтому я соединяла детали с помощью ременного дырокола и хольнитенов (заклепок).


Дыроколом для ремня я пробила ровные дырки в местах скрепления, подобрав диаметр такой, чтобы заклепки не вылетали и имели свободный ход. Предварительно, в местах скрепления шилом намечала точки, выравнивая лапы, чтобы в дальнейшем они не перекашивались. Затем прессом для люверсов соединяла заклепки (данный пресс подошел по размеру к заклепкам).



Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Мне важно, чтобы театр был компактный. Поэтому, палочки у меня будут съемные. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы.. Подбираем к этим палочкам по размеру трубочки для коктейля с гофрой. Очень важно, чтобы палочки в трубочках не болтались, а сидели очень плотно. И нужен нам для закрепления =- клей-пистолет.


Ножницами отрезаем у трубочки часть с гофрой (гармошкой), оставляя негофрированные кончики по 1,5 см


С помощью клеющего пистолета закреплю трубочки на силуэтах. Есть два варианта крепления: горизонтальное (с гофрой) см.на волке; вертикальное (просто кусочек трубочки 2 см) см. на поросенке.


Чтобы понять в дальнейшем, какие крепления будут вам удобны, вставьте палочки в трубочки.


Попробуйте силуэты поводить, поиграйте ими. Мне в принципе, оба крепления понравились. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное.


Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Мы основу уже подготовили, когда наклеили силуэты декораций на черную бумагу, вырезали, заламинировали и еще раз вырезали. Теперь нам необходимо укрепить силуэты и заодно сделать систему крепления к ширме. К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю на клей-пистолет заостренным концом книзу.



Чтоы полноценно воспользоваться нашими подготовленными силуэтами, приведем в готовность ширму. К моему счастью, у нас на группе оказалась такая ширма.


Основные конструктивные изменения мы внесем внутри ширмы


Нам потребуются несложные инструменты:


На нижней планке окна разметим места для пластиковых креплений.


Закрепим гвоздями пластиковые крепления (эти крепления обычно используют в электрики, для фиксации проводов к стенам), заодно примерим, как будут входить палочки от декораций. Крепления должны быть зафиксированы жестко, не болтаться, иначе все наши декорации не будут располагаться правильно.


На верхнюю планку окна с помощью супер-клея «Момент» закрепим швейные крючки. Они нам нужны для размещения на них таких декораций, как облака, солнце, месяц, птицы. Под крючками крепим ленту вилькро (липу). Лучше закрепить на мебельный стиплер, чтобы не оторвалась.


На нижнюю планку над креплениями для декораций, так же зафиксируем ленту вилькро.


С внешней стороны все это даже смотрится интересно. Универсальность проведенных манипуляций в том, что все эти крепления можно использовать не только для теневого театра, но и для разыгрывания любого другого кукольного спектакля.



На ленту вилькро мы будем крепить белый экран. Экран сделаем из отреза бязи белого цвета. С помощью сантиметровой ленты отмерим ширину и высоту окна. (вместо ткани можно использовать кальку, к сожалению, она менее надежна)


Выкроим кусок прямоугольной формы, аккуратно обработаем края. На верх и низ пришьем ленту вилькро – вторую ее половину.


Теперь экран можно поместить на ширму. Он будет держаться на ленте вилькро в натянутом состоянии.



Мне внешне ширма показалась теперь скучной. Поэтому решила ее преобразить. Занавес-шторки украсят наш театр.


Сошьем ламбрекен из узкой прямоугольной полоски ткани. Ламбрекен закроет верхнюю перекладину окна.



Из прямоугольников с обработанными краями получится занавес из двух частей. Обе части по бокам можно собрать. Можно сделать съемную фибулу, чтобы занавес мог полностью закрывать окно или быть открытым беспрепятственно.
Самоклеющейся пленкой в тон нашему занавесу, я обклеила нижнюю часть ширмы.


Для сравнения: что было и что стало


Наш театр почти готов к показу спектакля. Осталось установить необходимый свет и пригласить актеров со зрителями.

Чтобы зрители могли увидеть спектакль, нам понадобится два источника света. В качестве источника света выступят обычные налобные фонарики. Они безопасны и легки в использовании.