Для чего нужна государственная печать. История возникновения герба и первых печатей советской россии

Для чего нужна государственная печать. История возникновения герба и первых печатей советской россии

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати подлежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами. Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемые вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III, который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.


Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями. Например,приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы. До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица.

Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I.

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».

Печать является неотъемлемой составляющей современной жизни. На самом деле человечество ежедневно печатает умопомрачительное количество информации, нанося ее на бумагу и другие носители. Однако прежде чем были достигнуты результаты сегодняшнего дня, людям пришлось долгое время работать над совершенствованием технологий и принципов нанесения отпечатков на различные носители.
Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, принципы нанесения информации на носитель не всегда были совершенными. Люди долгое время выбивали изображения и символы на камнях, создавая тем самым нерушимые, но и не слишком емкие записи, к тому же не очень понятные современному человеку.

Часть 1. История печати: эволюция идей и технологий

Поиск носителя

Первым шагом в области переноса информации на материальный носитель стал папирус, который был изобретен в Египте, а спустя некоторое время в городе Пергама придумали выделывать кожу так, чтобы на нее можно было легко наносить чернила – так получился пергамент. Однако создание обоих носителей было очень трудоемким, и никто даже не задумывался о печати книг или других объемных произведений.
Настоящей революцией стало изобретение бумаги в древнем Китае. Она состояла из волокон бамбука и шелковичного дерева. Преимуществом этого процесса была его простота: все «ингредиенты» разваривались в горячей воде, затем крошились и из получившейся жидкой массы формировались бумажные листы. Заметьте, этой технологией мы пользуемся до сих пор! Слава китайцам!

Вот так китайцы и делают бумагу

Идея переноса или офсетная печать
Историки до сих пор спорят, кому же первому пришла в голову идея ускорения процесса создания манускриптов за счет переноса информации с уже готовых носителей на бумагу или другие носители (например, фольгу или металл). Некоторые считают, что еще туземцы полинезийских островов, глядя на то, как насекомые проделывают дырки в растениях, придумали переносить изображения с банановых листьев на другие поверхности – проделывая в них отверстия и наливая в них краситель. Что же, возможно современные любители трафаретных раскрасок действительно родом из Полинезии – времени то прошло очень много.
Однако признанный прорыв в области печати произошел в XV веке, когда немецкий ювелир Гуттенберг изобрел метод наборных литер. Он придумал, что можно отливать трафареты в зеркальном отражении из свинца, а потом наносить отпечатки на бумагу. Сначала в роли обволакивающего материала использовался картон, а потом – резина, которая долгое время играла в печати важную роль. Кстати, первая отпечатанная книга – Библия – была сожжена в городе Кёльне как «дело рук сатаны», ибо она лишала дохода монахов-переписчиков. Впрочем, Гуттенбергу повезло – он остался цел и смог продолжить свое дело.

Печатные машинки
Однако уже через двести лет у людей появилось желание дифференцировать печатные тексты, не отливая каждый раз новые трафареты и колодки…тогда трафарет уменьшился до одной буквы и появилась печатная машинка. Кстати, в следующем году исполнится триста лет с момента изобретения печатной машинки Генри Миллом в 1714 году. Этот факт подтверждается патентом на изобретение, выданным Королевой Англией. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось.

Принцип работы печатных машинок можно увидеть в некоторых современных принтерах, о которых будет рассказано в следующем посте. Машинки же обладают набором молоточков с выгравированными на них буквами и цифрами. При нажатии на клавиши, молоточки ударяют по бумаге через окрашенную ленту. В некоторых моделях печатных машинок использовались ленты разного цвета для создания цветного текста, например, выделения заглавных букв абзаца красным. Если задуматься, в этом тоже можно увидеть прообраз цветных принтеров.

Изобретения прошлых веков
Ставшая действительно популярной печатная машинка была создана почти сто лет спустя. Впервые серийную модель разработал итальянец Терри Пеллегрино в 1808 году. Он создал пишущий аппарат для одной слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно.

И только в 1863 году появился предок всех современных печатных машин. Американцы Кристофер Лехтем Шоулз и Самуэль Суле уже являлись сотрудниками типографии и придумали сначала устройство для быстрой нумерации страниц, что и вдохновило их на разработку работоспособной, но не очень удобной машинки, печатающую слова и буквы.
Они получили патент на изобретение в 1868 году. Первый вариант их изобретения был оснащен двумя рядами клавиш с алфавитным расположением букв от A до Z только в строчном варианте. Цифр на той машинке не было. Да и вообще при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор.

И вот тогда г-н Шоулз разработал привычную нам клавиатуру QWERTY, которая решала вопрос «заклинов» при печати. Проанализировав сочетаемость букв в английском языке он предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний молоточков при печати.
Впрочем, классическая печатная машинка Ундервуд (Underwood) появилась в 1895 году и стала самой популярной в начале XX века. В результате многие производители печатных машинок выполняли свои модели в том же стиле и также располагали основные элементы.

Что касается кириллической раскладки ЙЦУКЕН, она также была изобретена в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали русскоязычные машинки только с раскладкой ЙIУКЕН, а используемый сегодня ЙЦУКЕН появился на клавиатуре только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли буквы «ять» и «I». И хотя пишущие машинки ушли в историю и стали музейным достоянием, они и обусловили дальнейшее развитие технологий печати.

Первый принтер – химера
Первый принтер, изобретенный Чарльзом Бебиджем (он же создал знаменитую счетную машину), так и не был создан, но именно он доказывает тесную эволюционную связь между принтерами и печатными машинками. Difference Engine так и не был создан, и лишь по чертежам изобратателя 150 спустя в музее наук Лондона данный агрегат был восстановлен. Принтер весил 2,5 тонны и состоял из 4000 частей. Такой принтер практически представлял собой усложненную версию печатной машинки. Его конструкция была настолько сложна, что на сборку аппарата ушло десять лет.

Принтеры, к которым мы привыкли

Однако все это - предыстория и рабочие модели принтеров возникли только в пятидесятых годах двадцатого века, после создания первой ЭВМ. Они разрабатывались в США и в СССР, однако об эволюции печатающей техники XX века мы расскажем в следующем посте.

И напоследок еще одна картинка очень странной печатной машинки:

С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.

Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.

Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.

Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движение вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменялись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.

Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.

Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к та-ким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.

Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.

Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались меча-ми, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозможно. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особенно в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение, и только после этого они стали называться гербами.

Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово «герб» в переводе с польского означает «наследник», «наследство». После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, обще-ства, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства».

Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов - государственных символов, олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В данной науке выделяются два основных направления: геральдическое и историко- геральдическое. Если первое занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п., то историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д.

Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика, которая занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь.

Российская геральдика официально зародилась при Алексее Михайловиче Романове. Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю

Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство

Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам.

Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России.

Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, их личные привязанности и личные качества также сказываются на государственном гербе.

Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II (предшественник Петра III, преемник Павел I)

Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США. Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории.

История возникновения печатей

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю возникновения печатей в древнем Китае и прочитать про то, как возникло и развивалось изготовление печатей в нашей стране, со времен древней Руси и до наших дней.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати полежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Интересным моментом в истории печатей древнего Китая стало то, что печати здесь постепенно превратились в настоящее произведение искусства. Производство печатей ставили наравне с искусством каллиграфии, живописи или поэзии. Мастер, изготавливающий печати, должен был обладать многими незаурядными умениями. Он должен был знать и следовать законам композиции, быть прекрасным каллиграфом, а также мастером гравировки. Не допускалось никакое отклонение от общепринятых канонов. Мастер должен был на ограниченном пространстве печати изобразить несколько иероглифов, разместив их по законам композиции, чтобы достичь максимального эстетического эффекта. Именно поэтому древние китайские печати были отнесены к культурному наследию Китая, а имена мастеров вошли в историю.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо» . А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами. Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемы вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

На Руси на протяжении почти пяти столетий пользовались вислыми металлическими печатями по образцу византийских. Они изготавливались из свинца, серебра, серебра с позолотой или даже золота. В середине же XI века начинают возникать печати «греко-русского» типа. На одной стороне таких печатей изображался святой, а на другой имелась греческая благожелательная надпись.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III , который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.

Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями. Например, приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы. До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица.
Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I .

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».

● Впервые печати появились в конце IV века в Риме. Позже они широко использовались в Западной Европе и Византии. Как правило, в средние века печати употреблялись для удостоверения подписи или для защиты подлинности подписи. В эпоху Римской республики печать применялась только для сохранения документа от подлога. Вот как описывался одним из авторов (Н.П. Ляпидевским - прим. ред) процесс приложения печати: "Документ свертывался в трубку или складывался в квадратную форму, обертывался в холст, прошнуровывался ниткой, конец которой, в том месте, где они сходились с оберткой, скреплялся посредством куска воска, и на нем клалась печать". На таких документах печати прилагались должностными лицами, а в некоторых случаях и свидетели прикладывали свои личные печати. Таким образом, для того чтобы в дальнейшем можно было ознакомиться с документом, сначала нужно было сломать печать. Так римляне охраняли свои документы от подделок и любопытных глаз. Однако, как уже подчеркивалось, печать не свидетельствовал подписи сторон. Например, для того чтобы подтвердить подпись дарителя в договоре, он должен был лично явиться в суд и подтвердить свою подпись и факт дарения, в противном случае одаряемый не вправе был претендовать на этот подарок.

● Первоначальный способ прошнуровки и проставления печатей был произвольным, но впоследствии, во времена правления император Нерона, сенат постановил, чтобы документы сшивались тройной ниткой, для чего в середине полей надлежало просверливать отверстия, через которые эти нити пропускались, а затем припечатывались на обороте документа.

Удивительно, что в наш век автоматизации и прогресса в отношении документов все еще используется такой архаичный способ, который до сих пор не изжил себя, оберегая документы от подлогов.

До XI века употребление печати в странах Европы не имело никаких определенных правил. Печать как средство утверждения документов появляется позже в Германии, при Короле Карле Великом.

Однако с XI в. механизм употребления печати перерос в право печати. Каждый гражданин, принадлежавший к дворянству, имел право иметь свой герб, но отнюдь не каждый дворянин имел право на личную печать и право утверждать документы. Такое право носило характер особой привилегии.

Вассалы при заключении различного рода сделок могли воспользоваться печатью своего господина; лица, проживающие на церковных землях, - печатью церкви или монастыря; дети - печатью своих родителей. Лишение печати рассматривается в этот период как наказание в виде лишения особых прав.

● В XI-XII веках внешний вид печатей Германии и Франции не имел особых различий, но, как правило, на рыцарских и баронских печатях были изображения всадника в полном вооружении, предметов охоты, драконов, орлов, звезд; на печатях женщин - изображение лилии. Печати имели и различные формы: печати светских лиц - круглые, духовных лиц и женщин - овальные. Можно было встретить и печати необычных форм, например, имеет форму сердца печать Конрада Тюрингского, форму груши - Рудольфа Габсбургского.

Кроме того, печати подразделялись на публичные и частные, на односторонние и двусторонние (одна сторона которых была простой, а другая - изящной, с различными украшениями для особых торжественных случаев).

Материалом для изготовления печатей служил воск или металл. Родиной металлической печати является Византия, откуда металлическая печать постепенно перешла на Запад. Императоры и короли обыкновенно употребляли золотые и серебряные печати. Другие употребляли печати свинцовые, медные, оловянные. Железными пользовались крайне редко.

● Не менее интересен вопрос о цвете печати. Самым древним цветом печати был белый, зачастую он встречался на королевских документах - со времен Меровингов до времен императора Фридрих III. Желтая восковая печать употреблялась в XII-XV веках. В Германии ей пользовались герцоги, епископы, а также монастыри и частные лица. А вот во Франции использование желтой печати относилось к исключительной привилегии королей. В начале XIV века лишь самым знатным и почетным гражданам разрешалось пользоваться зеленой печатью, однако уже со второй половины XIV в. и до XVI столетия она стала общеупотребляемой. В XVII веке германские императоры ставили красновосковые печати. Исключительное право на употребление королевской красной печати, и то лишь в виде великой милости, дозволялось только избранным особам. Но уже во второй половине XVI в. она полностью вытесняет из оборота зеленую печать, даже на документах частных лиц. Древнейшая черновосковая печать известна в дипломатии с 1248 года. Ей также пользовался Гроссмейстер мальтийского ордена, а также она была в ходу у некоторых дворянских родов.

Содержание оттисков печатей, как правило, определялось принадлежностью к какому-либо сословию, это мог быть родовой герб, однако чаще всего были надписи, состоящие из имени владельца, иногда с присоединением года рождения владельца или года изготовления самой печати. При обозначении имен в XI столетии употреблялись обычные литеры, позже готические. Сами же имена и некоторые слова надписей, как и в текстах документов, исполнены в сокращенном виде.

Не менее интересен и способ прикрепления печатей к грамотам. Практиковались два способа: прикрепление вислых печатей и проставление оттисков на самих документах.

Вислые печати чеканились на отдельных кусочках воска, свинца, золота, серебра и прикреплялись к документам на шнурках. Названия печати так же носили различные: для металлических и восковых употреблялся термин "булла"; свинцовые печати назывались моливдовулами; золотые - хрисовулами.

● На Руси печати появились в XI веке. Основным местом находок древнерусской печати является Новгород, где при археологических раскопках находят в изобилии печати посадников, тысяцких князей, тиунов, архиепископов, наместников. При покупке земли составлялись грамоты с вислыми печатями, на которых подвешенные печати в большей степени были показателями согласия сторон, нежели носили характер государственного укрепления, так как печати могли принадлежать и сторонам сделки, и свидетелям, и специальным лицам, составляющим эти грамоты. В Новгороде печатями скреплялись завещания или духовные грамоты, все сделки по передаче вотчин, холопов, и вообще все "купчие", "меновые", "выкупные", "приговорные", "вкладные" и т.д. Приведем в качестве примера использования печатей выдержку из историко-исследовательского обзора о Новгороде: "При оформлении сделок с движимым имуществом, при покупке различных изделий новгородских ремесленников особое внимание уделяли качеству продаваемых вещей. Специальные чиновники ставили на товары печати с оттиском слов "Товар Божий". Это означало, что данное изделие не является фальшивкой, а изготовлено "по Божьей правде".

(В Москве действовал Печатный приказ, в обязанность которого входило и прикладывание государственной печати к крепостям - доб. ред.).

Изданный Петром I в 1720 г. Генеральный регламент возводит документ в особый ранг. В соответствии с данным Регламентом все инстанции сверху вниз и снизу вверх сносятся между собой письменно, "ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат". Историки считают, что "в этой формуле изложена суть бюрократических порядков, бумага превращена в полновластного хозяина положения". И, несомненно, больший вес хозяину положения - бумаге - придает не что иное, как печать, которая превращает ее во всесильный документ.

Со времен Петра Великого происходило немало преобразований и реформ, направленных на ограждение документов от подделок, и до настоящего времени ведущую роль в этом занимают бумага и печати, изменяющиеся по форме и содержанию, но не по сути.