Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Семейное образование

Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Семейное образование
Какими событиями наполнена жизнь екатерины. Семейное образование

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская».
Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.
Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»
Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Автопортрет Михаила Лермонтова. 1837–1838 год

Грузинки на крыше сакли. Рисунок Михаила Лермонтова. 1837 год Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) / Getty Images

1. Соберите роман из отдельных новелл — тем более если у вас долго не по-лучается написать большую вещь в прозе. Не отчаивайтесь; в конце концов, может быть, исторический роман про демонического горбуна — это просто не ваше? А серия коротких повестей, объединенных историей загадочного и одновременно узнаваемого героя-современника, — это, в сущности, тот же роман, ничуть не хуже.

2. Рассказывайте не историю жизни героя, а историю его души. Сами знаете : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

3. Заинтересуйте читателя своим персонажем — для этого раскрывайте его постепенно. Пусть первым о нем расскажет кто-то совсем на него непохожий, человек другого поколения и иного душевного склада, добрый, честный и, конечно же, не понимающий тайных мотивов эффектных и неординарных поступков вашего героя. Дальше дайте слово тому, кто по социальным, поко-ленческим и прочим качествам стоит гораздо ближе к нему, — например, себе. Но пусть ваша встреча будет мимолетна и по-своему странна. И только после всего этого пусть о себе рассказывает сам герой. Записки нынче пишет всякий — так пусть и ваш герой тоже ведет дневник.

4. Пусть читателя не оставляет ощущение недоговоренности: герой все-таки должен остаться тайной. Пусть его намерения, характер и поступки пробуют истолковать видавший виды старый служака, влюбленная девушка, проницательный друг, давняя возлюбленная и, наконец, он сам, — но все равно никто не сможет объяснить до конца. Ведь «душу можно ль рассказать »?

5. Сделайте героя одновременно и интеллектуально-притягательным, и цинично-ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии (чем беспощаднее они будут, тем эффектнее), умением прозревать женское сердце, шерлок-холмсовской дедукцией и способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней. Но все это не должно мешать тому же герою убить на дуэли своего приятеля, разрушить жизнь былой возлюбленной, погубить целую семью горского князя, встрево-жить спокойствие мирного круга контрабандистов и многажды обидеть сочувствующего ему пожилого и «простого» давнего знакомого.

6. Запутайте хронологию событий до невозможности. Самое раннее происшествие можно смело рассказывать в начале второй части, а события, произошедшие в одном месте (например, в крепости за Тереком), можно разделить между первой и последней новеллами. И пусть потом филологи, придумав разделить сюжет и фабулу , с удовольствием используют ваш роман в качестве примера.

7. Наполните ваш роман самыми отчаянными и головокружительными приключениями, которые могут произойти с русским человеком, следующим по казенной надобности, в главном экзотическом пространстве отечественной литературы XIX века — на Кавказе. Пусть ваш герой столкнется с дикими и коварными горцами, «честными контрабандистами», бесчестными офице-рами и юнкерами, загадочными иностранцами. Пусть он множество раз будет на волосок от гибели — от черкесской винтовки или кинжала, от рук прелест-ной Ундины-контрабандистки, от шашки пьяного казака, от дуэльного вы-стрела, но из каждой переделки пусть выходит живой, спасаясь от опасности в кульминационный момент. Такие сверхспособности затмят в глазах чита-телей известие о смерти героя (если вы захотите его уморить), особенно если сообщить об этом скупо, в одной фразе , в каком-нибудь рамочном фрагменте.

8. Наведите «мостики» между разными сюжетами. Пусть некоторые эпизоды и фразы из одних повестей «отсвечивают» в других, а действующие лица разных новелл соотносятся друг с другом. Вот, к примеру, говорит ваш герой в первой новелле, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…», — покажите любовь героинь обоих типов; вот мрачно бросает: «…авось где-нибудь умру на дороге», — так пусть и умрет на пути из Персии.

9. Щедро пользуйтесь поэтическими приемами, раз уж вы не только прозаик, но и поэт. Они пригодятся вам в создании напряженных внутренних монологов героя, в описаниях экзотических горных и морских пейзажей, в эффектных аллегорических концовках отдельных новелл . Не забывайте про риторические приемы и отточенные афоризмы — они запомнятся не хуже поэтических цитат.

10. Следите за реакцией читателей — и реагируйте в ответ. Вас, конечно, обвинят в том, что вы нарисовали свой портрет и портреты своих знакомых, что вы защищаете своего безнравственного героя. Но вы не обращайте на это внимания, а лучше напишите остроумное предисловие ко второму изданию, где, чтобы еще больше озадачить читателей, скажите, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Да и вообще, острая полемика о герое вам только на руку: чем жарче спорят рецензенты, тем больше читателей обратят внимание на ваше сочинение.

11. Поручите издание романа опытному участнику книготоргового бизнеса и умелому редактору. Очень ценно, если он еще и издает журнал, в котором печатается симпатизирующий вам темпераментный критик. В таких руках ваша книга наверняка не пропадет, и если не успеет обогатить вас самих, то принесет некоторый доход вашим дальним пожилым родственникам .

Разделы: Литература

Цели урока:

Обучающая:

  • Проверить знания учащихся фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
  • Формировать умение ценить прекрасное.

Развивающая:

    азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Умение выделять главное из второстепенного.
  • Развивать культуру общения.
  • Развивать интерес к театральному искусству.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, стенд “Толстой – это целый мир”, иллюстрации Д.Шмаринова, учащихся; аудиозаписи оперы

С. Прокофьева “Война и мир”, Л.В.Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

Урок начинается с чтения наизусть сонета № 130 Вильяма Шекспира. (Читает ученик под музыку Л.В.Бетховена)

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней современных линий,
Особенного света на челе…

Это сонет великого Шекспира. Его называли певцом любви. Но не с меньшим основанием можно и Льва Толстого назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором “Войны и мира” мы отправимся в Москву, заглянем в гости к дядюшке, побываем на именинах у Ростовых, в вихре вальса закружимся на первом балу, испытаем тяготы и невзгоды военного времени 1812 года. И это всё мы увидим глазами любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой.

“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Тема урока: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.

Прежде, чем перейдем к теме, проведем литературоведческую разминку:

роман-эпопея
антитеза
композиция
прототип
народность
конфликт
эпилог
прекрасное в искусстве
безобразное в искусстве

А что же означает имя Наташа? (На факультативе мы не раз проводили исследовательскую работу).

В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)”.

А кто же послужил прототипом для Наташи Ростовой? (сообщение

учащихся).

Используя алгоритм “Образ героя в литературном произведении”, мы видим, что изучение литературного героя начинается с портретной характеристики:

    1. Имя героя (“говорящие фамилии”)
    2. Возможный прототип героя
    3. Портретная характеристика:
    4. Цельность портрета или противоречивость;
      -типологизм портрета;
      -социальный портрет;

    5. Самохарактеристика героя
    6. Авторская характеристика героя
    7. Характеристика другими персонажами
    8. Художественные детали, характеризующие героя литературного произведения
    9. Речевые особенности персонажа
    10. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя)
    11. Значение образа для раскрытия идеи и проблематики произведения

Вспомните, какой предстает перед нами Наташа-девочка? Зачитайте, пожалуйста. (“Бег… Несколько мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула”, - и вот она: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…”).

Лев Толстой неисчерпаем. Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера. Назовите, пожалуйста, кто из великих живописцев обращался к произведениям Толстого? (А.Н.Николаев, Н.Ге, Д.Кардовский, М.С.Башилов, И.Репин, Л.О.Пастернак, И.Н.Крамской, В.А.Серов, П.М.Боклевский).

Сегодня мы обратимся к творчеству Дементия Алексеевича Шмаринова, народному художнику, которому удалось в своих иллюстрациях раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого, исторически верно воссоздать колорит эпохи. (Сообщение учащихся).

Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – также воссоздан Д.А.Шмариновым с большим мастерством. Д.А.Шмаринов иллюстрирует образ любимой героини Толстого в отдельных портретах и в жанровых сценах, выделяя на первый план не обстановку, а внутренний мир героини.

Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. (Рисунок1) Остановимся только на портрете Наташи, чтобы показать эволюцию характера героини.

Посмотрите внимательно на рисунок, в рисунке есть небольшое отступление от текста. Какое? Назовите, пожалуйста. (Нет куклы Мими ).

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

Обратимся к портрету художника Д.А.Шмаринова. (Рисунок 2)

Наташа изображена сидящей на окне в лунную ночь в Отрадном. Она смотрит в сад, освещенной луной. На лице её застыла улыбка счастья, она мечтает. Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе.

Литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе

Л.Н. Толстого “По страницам “Войны и мира”, заканчивает её так: “И снова я открываю “Войну и мир” - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…”

Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. (Инсценировка). (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3)

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

“Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться. На вопрос матери: “Что ты ходишь как бесприютная?” Наташа, блестя глазами и не улыбаясь, сказала: “Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо”. При этом голос её оборвался, слезы брызнули из глаз”.

Как всегда у Л. Толстого, подлинным зеркалом души его героев служат глаза. Именно глаза Наташи сделали её неузнаваемой.

Русский композитор Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”. Сейчас прозвучит фрагмент из этой оперы. Ваша задача - записать, какой предстает перед нами в любви Наташа Ростова. (Нежной, взволнованной, мечтательной, бурной, страстной, неудержимой) . Этот материал вы сможете использовать в сочинении.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Всегда ли Наташа была такой? Назовите, пожалуйста, эпизоды из жизни Наташи Ростовой, где мы видим другую Наташу? (Смерть Андрея, гибель брата Пети, война 1812 года) . Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Иллюстрируя III том романа, Д. Шмаринов раскрывает образ Наташи на фоне грозных событий Отечественной войны. В облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. В рисунке “Наташа пускает раненых во двор своего дома” героиня показана в новой обстановке. Иными стали глаза Наташи: если раньше мы видели в них детский задор и оживление, а в сцене в Лунную ночь в Отрадном мечтательность, то теперь они полны боли и сострадания. Наташа смотрит, как одна за другой въезжают телеги с ранеными во двор. Создается впечатление непрерывного движения. (Рисунок 3)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.)

Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).

Перед вами опорный конспект. Озвучить его.

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое нездоровое отталкивает к берегу: Берга сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен … Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки - и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми… Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает её найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

А что такое любовь? Как вы понимаете значение этого слова? Дома я попросила вас найти значение этого слова в словарях. Зачитайте, пожалуйста.

На доске записаны цитаты, прочитайте, пожалуйста, ту цитату, которая послужит эпиграфом к уроку

  • Сущность её жизни – любовь.

Л.Н. Толстой

  • Эта девушка такое сокровище…

Это редкая девушка.

  • Все любовались ею…

Л.Н. Толстой

  • У неё и характер плохой, и ума нет, и эдакое…

Домашнее задание: написать письмо

“Ах, Наташа Ростова, Наташа Ростова…”

Итоги урока.

  • Почему Наташа Ростова нравится сегодня?
  • Почему её любят сегодня?
  • Почему образ Наташи Ростовой является классическим?
  • Есть ли сегодня Наташи Ростовы?

На фоне музыки Л.В.Бетховена “Лунная соната” звучит заключительное слово учителя.

Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек! Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остается любовь! И, собственно, когда человек умеет любить по-человечески, он и Человек!

Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым.

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией 6 . Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат….. И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел» 6 , «святая» 7 , нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём. 4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами. 5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна 8 , источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил 9 . Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог,творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». 4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» 4 . Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать». 4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами» 4 . Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением» 4 . Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина» 4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

  1. Женские образы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Читала сентиментальные романы , искренне сопереживая их героям , восхищаясь высоким... жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом ... и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров : “...характер положительный...

  2. Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир

    Реферат >> Литература и русский язык

    ... Гончаров . У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские , потому что его герои , как и герои До... психологом. В созданных им образах , особенно в образах главных героев романа , обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый...

  3. Слово о полку Игореве. Основные образы . Идея патриотизма

    Реферат >> Литература и русский язык

    К мужу наполнена женской самоотверженностью, преданностью, ... основные принципы социалистического образа жизни ; «В спальне... И. А. Гончаров оценивает финал пьесы... героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа . Рисуя образ ...

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.