Рассказ андрея платонова "возвращение". Урок литературы А.Платонов "Возвращение" Анализ последнего эпизода в рассказе возвращение

Рассказ андрея платонова "возвращение". Урок литературы А.Платонов "Возвращение" Анализ последнего эпизода в рассказе возвращение

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Рассказа А. Платонова «Возвращение».
Цели :

Раскрыть идейное содержание, увидеть эволюцию главного героя;

Развить навыки работы с текстом, умение через сюжетное содержание раскрыть идейный замысел писателя;


Ход урока
1. Слово учителя .
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» публикуется рассказ А. Платонова «Семья Иванова». И волна жесткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах «Литературной газеты» появилась разгромная статья под названием «Клеветнический рассказ Платонова», в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как «гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью».

Главный герой Платонова – солдат, возвращающийся с войны, но это не герой-победитель, а обыкновенный человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесенным войной.


2. Вопросы для выявления особенности идейного содержания рассказа

Что мы узнаем о главном герое рассказа? (Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил всю войну, возвращается домой. «На вид ему было лет тридцать пять, кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет, серые глаза…»).

Почему, встретившись на перроне с «Машей-дочерью пространщика», Иванов отодвигает встречу с родными? (он боится возвращаться домой, «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей»).

Что объединяло Машу и Иванова? (они оба возвращаются домой после войны, «единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека», оба чувствуют себя «осиротевшими без армии»).

Как живут дети и жена Иванова в ожидании его возвращения? («Любовь Васильевна три дня подряд выходила ко всем поездам, отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, на четвертый день послала на вокзал детей, чтобы они встретили отца, если он приедет днем, а к ночному поезду она опять вышла сама»).

Кто встречает Иванова? В чем особенность встречи? (Встречает его Петруша, которого отец называет Петр Алексеевич, отец сына не сразу узнал, диалог между ними совсем не близких людей, Петруша берет вещевой мешок отца и несет его, а отец идёт следом).

- Какими мы видим детей Иванова?

Петруша . Ему шел уже 12 год, это серьезный подросток, «маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно», он в доме хозяин, дает наставления матери и сестре. Петруша хозяйственный, всю работу мужскую по дому выполняет сам. Велит Насте каждый день заниматься, писать палочки. Старается есть меньше всех, «боится, что если начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, а ему жалко», он хочет, чтобы родителям «больше досталось», дает указания отцу сходить «в райсовет и военкомат, чтобы скорее карточки на него получить», заботится обо всех.

Настя . Ей 5 лет. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Настя беспрекословно слушается брата, который был все эти 4 года за отца. «У нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку». Когда мать плачет, Настя «обхватила ногу матери руками, прижалась лицом к ее юбке и исподлобья сурово посмотрела на отца», она говорит: «А мама плачет, и я буду». Девочка заботливо оставляет кусок пирога для дяди Семена, оборачивает его салфеткой и кладет под подушку.

Почему Петруша такой взрослый? (Раннее взросление Петруши объясняется его жизнью без отца, который был на войне. У мальчика не было детства, всю тяжесть забот он кладет на свои плечи. Петруша похож на маленького старичка. И перед ним его отец робеет. Для него характерны рассудительность, постоянный учет дел, «нужд» дома, семьи. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи. Так не должно быть. Петруша занял место отца. На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: «Здравствуй , Петр Алексеевич », дальше – «Петр ». А мать – «Петруша »).

Ночной разговор Иванова и Любови Васильевны. Чьими глазами мы его видим? (Семейная драма Иванова предстает перед нами в восприятии Петруши. Для Платонова, художника, мыслителя, философа, была важна детская точка зрения на происходящее. В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешенности от привычного хода жизни. Речь Любы нерешительна, тускла. Уличить ее в нелогичности, непоследовательности, слушая ее сбивчивую речь, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчужденным сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля ее минувшей жизни и ее мук, правильно не поймет. Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырехлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей).
3. Чтение текста по ролям.

Со слов «Алеша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «…а я тоже человек, а не игрушка».

Чего не может простить Иванов своей жене? Почему? Какой выход он видит? (Слушая рассказ Любы о Семене Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведет себя как человек, думающий только о себе. Автор мастерски рисует обольщение героя своим «я». («Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу». «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя») Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу («Стерва ты, и больше ничего»). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний. Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорбленного самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает все случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом («Ничего без расчета не бывает»). Вынужденное взросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью. Выход Иванову видится один – уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека – это труд души. Встретившись со своей семьей, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признается).

Как рассказ Петруши о Харитоне повлиял на Иванова? (Из уст ребенка звучит нравственный укор ревнивому отцу: «У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие». Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений. Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искаженного фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни. Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой («Иванов с удивлением слушал историю, что рассказывал ему Петруша и думал: он и про Машу мою скажет сейчас»).

Финал рассказа. Самый драматичный и кульминационный момент рассказа.
3. Чтение учителем .

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессиливших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем... Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети ».


4. Комментарии учащихся.

Кто помог Иванову возвратиться? (Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, увидеть главное за своим собственным «я», заставили его пойти следом за сердцем).


5. Выводы .

В чем идейное содержание рассказа? (Ради сохранения семьи взрослые должны уметь прощать, любить и понимать друг друга, быть выше своих собственных страстей: ревности, эгоизма, жестокости; в любых условиях человек должен оставаться человеком и не дать окаменеть своему сердцу)

Смысл заглавия рассказ? (возвращение домой с войны, возвращение к семье и детям, возвращение к себе, человеку доброму и любящему).

Первоначально рассказ был назван «Семья Ивановых», позже название было изменено на «Возвращение». Какое название, по-вашему, подходит рассказу?

Имя человека несет в себе отпечаток его жизни. Зная толкование имен героев, можно ли сказать, что значения имен отразили их судьбу и характер? (Алексей – др.-греч. ‘защитник’; Мария – др.-евр. ‘горькая’, ‘любимая’, ‘упрямая’; Любовь – ст.-слав. ‘покладиста, уступчива, отличается красотой и добротой’; Петр – др.-греч. ‘скала’, ‘утёс’, ‘каменная глыба’; Настя – др.-греч. ‘воскресение’, ‘возвращение к жизни’).
6. Язык писателя .

1. «Чувства свои они затрачивали уже более сокращенно». 2. «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека». 3. «Жить гражданской жизнью». 4. «Издали смеется над ним и бывает счастливым вместо него». 5. «Настроеньем заболели». 6. «Он нам пользу приносит. Пусть живет». 7. «У меня вся душа продрогла». 8. «Сердце ее мучилось». 9. «Чувствовать жизнь обнажившимся сердцем». 10. «У нас дело есть, жить надо».
7. Подведение итогов урока .
Разработка Урока русского языка в 9 классе
А.А. Мусиралиева

(Школа-лицей № 23, г. Шымкент , Казахстан )


Тема : Сложносочиненные предложения с противительными союзами .
Цели урока :

Закрепить знания об основных группах сложносочиненных предложений,

Познакомить с ССП с противительными союзами; сформировать умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненного, правильно ставить и объяснять знаки препинания;

Помочь учащимся осознавать окружающую их действительность, выражать свое отношение к миру и к жизни.


Наглядность : опорные схемы, таблица, раздаточный материал.
Ход урока

I . Организационный момент .
Психологическая разминка .
«Какие задания я люблю выполнять на уроках русского языка». Учащимся предлагается выбрать любимый раздел «Стилистика», «Синтаксис», «Орфография». После этого класс условно делится на три группы, и в ходе урока каждая группа выполняет свои задания.

II . Проверка домашнего задания .

Упражнение 29. Учащиеся читают предложения, объясняя орфограммы и пунктограммы.


Приближал... зима. Был конец октября и по-осеннему завывал холодн... ветер. Листья с деревьев уже осыпались и сад был весь прозрачн... . Снега еще не было но чувствовал...сь дыхание зимы. Утром на поля ложился туман а днем он рассеивался и пропадал.

III . Актуализация опорных знаний .

Работа по карточке.

Закончи мысль :

- Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью... (союзов и интонации).

- Части сложносочиненного предложения могут соединяться при помощи союзов... (соединительных, противительных и разделительных).

- Соединительные союзы – это... (перечислить их).

- Противительные союзы – это... .

- Разделительные союзы – это... .

2. Параллельно – выполнение тестовых заданий по карточкам (индивидуально).

1.

а) Прошла осень, за ней пришла зима.

в)

с) День уходит, и прохлада освежает и бодрит.

d) Калитку отворив чуть- чуть, выходит девушка несмело.

2. Сложносочиненное предложение.

а) Звезды сверкали холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

в) Он вскочил на ноги, но тут же присел от боли.

с) День был пасмурный, но теплый.

d) Золотистые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле.

3. Сложносочиненное предложение.

а) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла.

в) Птица далеко летает, но старое гнездо не забывает.

с) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

d) Было уже часов девять вечера, и над садом светила полная луна.

4. Сложносочиненное предложение.

а) Не гордись званием, а гордись знанием.

в) Хлеб надо беречь, как святыню.

с) Лес, в который я вошел, был очень част и глух.

d) Солнце поднялось высоко, но в воздухе было свежо и сыро.

5. Сочинительные союзы делятся на группы

а) 4 c) 3 в) 2 d) 5

IV . Усвоение новых знаний . Работа по теме урока .

1. Словарная работа .

Противительные союзы, противопоставление.

2. Запись предложений для наблюдения .

3адание.

Записать предложения, выделить грамматическую основу, определить смысловые отношения между простыми в составе сложного.


Кричащий в гневе смешон но страшен молчащий в гневе (Абай ).

Слово – серебро, а молчание – золото.

V . Закрепление знаний по теме .

Упражнение 32 (самостоятельно с последующей взаимопроверкой).


1. Весна была поздней а морозы не прикращал...сь. 2. Восток чуть посветлел, но звезды сверкал... ярко. 3. В полдень солнце припекал... но к вечеру стало холоднее. 4. Вечер был пасмурный а ночь, вероятно,будет светлой. 5. Гроза прошл... однако солнце не показывалось. 6. Был поздний час однако окна светил...сь.

VI . Лексический модуль урока .

Работа с текстом «Священный лес».


Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья. Всю ночь моряки не спали и жались к костру.

Когда рассвело, они увидели, что из пня срубленной пальмы сочилась кровь! Оборванные лианы корчились на земле, а из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. На Самоа есть растения , у которых есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на палубу, но всю остальную жизнь никогда больше не улыбались.

Наша жизнь – такой же священный лес. Кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. И в жизнь нужно входить не веселым гулякою, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (По В. Вересаеву )

Задания к тексту .
1. Для группы «Стилистика» : Прочитать выразительно текст. Определить, к какому стилю он относится. В каком абзаце заключена основная мысль текста? Как вы понимаете эти слова? Выписать слова, значения которых вам непонятны, обратиться за толкованием к словарю.

2. Для группы «Синтаксис» : Выписать из текста ССП с противительными союзами , а потом – простые предложения с однородными сказуемыми. Объяснить постановку знаков препинания.

3. Для группы «Орфография» : Объяснить орфограммы в выделенных словах. Подобрать из текста примеры на эту орфограмму и сделать записи в виде алгоритма.


Какие орфограммы вам известны? Составьте по ним карточку.

VII . Упражнения на конструирование сложносочиненных предложений .

1 уровень :

Из данных предложений сконструировать сложносочиненные с союзами а , но , зато . Составить схемы сложных предложений.


Солнце скрылось за горизонт. В степи было светло.

Наступил декабрь. Снега еще не было.

В долине шли дожди. В горах выпал снег.

В горах бушевала пурга. В долине было тепло и тихо.

2 уровень :

Дописать предложения, чтобы получились сложносочиненные с противительными союзами. Составить схемы.


На улице дождливо и пасмурно, зато...

Солнце взошло, но...

На поляне светило солнце, а...

В городе мы задыхались от жары, ...

VIII . Подведение итогов урока .
- Какие смысловые отношения выражаются в сложноподчиненных предложениях с противительными союзами?

Назовите противительные союзы.

IX . Домашнее задание :
1 уровень : Упражнение 35.
2 уровень : Упражнение 34.
Разработка занятия по русскому языку

(для студентов 1-го курса специальности «Геодезия и картография »)


Ф.Ж. Мухамедьярова

(ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан )


Тема занятия :

Р.т . : Аннотация как жанр научного стиля.

Гр.т . : Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и цели.

Л.т . : Моя специальность.
Форма проведения занятия : практическое занятие (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Тип занятия : комбинированный (изучение теоретического материала, практическое применение полученных знаний, обобщение и систематизация), с использованием активных методов обучения.
Цель занятия : с формировать систему знаний языковых форм выражения информации в жанре научного стиля – аннотации, изучить ее содержание, структуру, обучить методам и приемам составления, выработать навыки структурно-смыслового анализа, компрессии учебно-научного текста по специальности, совершенствовать языковую и коммуникативную компетенции.
Задачи занятия :

Обучающие задачи :

Обучить студентов понимать, анализировать, обобщать информацию, содержащуюся в научных текстах по специальности; аргументировать свою точку зрения;

Ознакомить со структурно-смысловой организацией аннотации ; научить определять основную и дополнительную информацию текста, интерпретировать ее с целью использования во вторичном тексте (аннотации); обучить составлению аннотации;

Обучить студентов практическому овладению русским языком, закрепить полученные знания о СПП, обогатить лексический запас специальной лексикой;

Формировать навыки лингвистической компетенции языка специальности, диалогиче-ской и монологической речи; автоматизировать навыки ознакомительного чтения;
Развивающие задачи :

Развивать навыки и умения читать научную литературу по специальности для формирования профессиональной компетенции; выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, производить анализ и компрессию учебно-научного текста;

Развивать умения строить устное и письменное высказывание; выступать с устным сообщением; корректно вести учебный диалог; способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов; развивать навыки исследовательской деятельности; повысить уровень общей гуманитарной культуры.
Воспитательные задачи :

Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка и знаниям вообще; межличностную компетентность, толерантное и уважительное отношение к мнению других людей, способность работать в группе и самостоятельно;

Помочь в овладении культурой общения в речевых ситуациях;

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к науке.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (образцы аннотаций на учебные пособия, тексты научных статей, книг по специальности).
Результаты обучения по дисциплине :

Студенты должны : 1) понимать структурно-смысловую организацию научного текста по специальности; 2) уметь выполнять различные операции с текстом: описывать, обобщать информацию, аргументировать, делать выводы; осуществлять анализ и компрессию текста по специальности; 3) уметь применять систему языковых и профессиональных знаний; 4) ориентироваться в потоке научной информации.


План и ход занятия

(последовательность учебных действий с указанием тематических блоков

и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части)
1. Формулирование понятия « аннотация », беседа о назначении, форме и структуре аннотации .


Поиск непрерывно растущего объема научной и научно-технической информации по первоисточникам требует слишком много времени и труда, но не обеспечивает нужной полноты, поэтому поиск ведется по массивам вторичных документов, к числу которых традиционно относят аннотацию .

Вторичный документ представляет собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его переработке в текст вторичного документа.

Сущность аннотирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при сохранении его основного содержания. Аннотация лишь перечисляет вопросы , которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте ?». Таким образом, основное отличие аннотации состоит в том, что аннотация дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые. Объем аннотации – 500 печатных знаков. Справочные (описательные) аннотации не должны превышать 800-1000 печатных знаков.

В аннотации не используются ключевые фрагменты оригинала, а даются формулировки автора аннотации. Лексика аннотации отличается преобладанием имен над глаголами, абстрактных существительных над конкретными, относительной замкнутостью, однородностью лексического состава.

Логичность изложения материала в тексте аннотации вызывает широкое употребление пассивных конструкций, безличных предложений с инфинитивом и предикативными наречиями на -о , с безличными глаголами или с личными в значении безличных.

Выбор лексических средств и синтаксических конструкций должен способствовать достижению высокой степени лаконичности, обобщенности, точности и логичности подачи материала в тексте аннотации.

Аннотация включает характеристику основной темы, цели работы и содержит указание на то, что нового несет в себе данная работа в сравнении с другими по этой же тематике. В аннотации могут содержаться сообщения об изменениях, исправлениях, дополнениях при переиздании настоящего выпуска.

Таким образом, аннотация – это краткое изложение содержания первичного текста, дающее общее представление о теме, его назначении и отличиях от других работ сходной тематики.


Слайд 1 . Определение понятия « аннотация ».

Слайд 2 . Виды аннотаций .


1. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на:

- справочные , их также называют описательными или информационными (характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки);

- р екомендательные (характеризуют первоисточник, дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей).

2. По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на:

- о бщие (характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей);

- специализированные (характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер).


Внимание! Текст аннотации не стандартизирован, в отличие от библиографического описания.


Аннотация отражает : 1) тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором; 2) метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников); 3) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению; 4) структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора; 5) характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.

Аннотация обычно помещается на обороте титульного листа книги.


2. Анализ структуры аннотации .

Слайд 3 . Структура аннотации .


1. Элементы выходных данных, в которых указываются имя, отчество (инициалы) и фамилия автора (авторов) книги, место, издательство, год и объем (общее количество страниц) издания в номинативной форме.

В основу работы положено

В книге (статье ) рассматривается

В книге (статье ) рассматривается (затрагивается, обобщается …), говорится (о чем?), дается оценка, анализ, обобщение (чего?), представлена точка зрения (на что?), затронут вопрос (о чем?), дается обзор (чего?), анализируются вопросы (о чем?) и т. п.

3. Композиция, структура первичного текста (факультативная часть аннотации).

Книга состоит из глав (частей) … .

В книге выделяются главы .

Пособие состоит из разделов .

4. Назначение текста.

Пособие предназначено для … .

Книга рассчитана … .

Книга представляет интерес … .

Для бакалавров, магистрантов … .

5. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал в тексте и в приложениях

Слайд 4 . Образец аннотации .

(чтение аннотации, выделение структурно-смысловых частей)


Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. – Алматы: Раритет, 2004. – 200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания – развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, тезисы, реферат, конспект, план научной работы, библиографическое описание, аннотация. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепление темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов исследования.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения. Предназначено для студентов бакалавриата, магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований».


Для формирования навыков и умений в области аннотирования необходимо проведение подготовительных речевых упражнений.

Слайд 5 .


Задание 1 . Из представленных вопросов (чего ? что ? на что ? между чем ? о чем ? на чем ? чему ?) подберите верный вариант вопроса к образцам клишированных аннотаций.

В книге исследуется (что?) …

Большое место в работе занимает рассмотрение

В книге (статье ) дается характеристика … .

В книге (статье ) дан анализ … .

В книге (статье ) анализируется … .

Главное внимание обращается … .

Проводится четкое различие … .

Раскрываются основные положения … .

Описываются некоторые методы … .

Особое внимание уделяется вопросам … .

В работе (книге, статье ) дается обзор … .

Освещаются теории … .

Нашли отражение разработка проблем , вопросы … .

Исследуются мало разработанные проблемы … .

Характеризуются предмет, место и задачи … .

Рассматривается значение … .

В книге (статье ) подробно освещаются … .

Рассматривается проблема … .

В статье на основе анализа показан … .

В статье освещаются некоторые аспекты … .

Рассматриваются факторы, способствующие

Вскрывается суть … .

Слайд 6 .

Задание 2 . Лексическое и грамматическое перефразирование предложений.

С помощью геодезических расчетов проекты зданий и сооружений составляются с миллиметровой точностью – Геодезические расчеты способствуют составлению безошибочных, предельно точных строительных проектов – зданий и сооружений.

В настоящее время на рынке геодезического оборудования существуют геодезические приборы нового поколения, позволяющие оперативно решать задачи геодезии и картографии, в автоматизированном режиме, с абсолютно новым принципом сбора пространственной информации о местности – Существование геодезических приборов нового поколения дает возможность сократить сроки решения задач геодезии и картографии и обновить качество работы с информационным полем местности .
Слайд 7 .

Задание 3 . На основе двух самостоятельных простых предложений составьте одно сложноподчиненное с придаточным причины, используя союзы потому что , так как, оттого что, вследствие того что, поскольку, ибо и др.

1. Работа геодезиста в области строительства особенно трудоемкая. Именно геодезист занимается формированием теоретической базы путей измерения территории, вычислением координат местности и составлением топографических планов.

2. Исключительно важное значение картография имеет в деле обороны страны. Карты используют при разработке стратегических планов и проведении военных операций.

Студенты записывают предложения в тетрадь по грамматике, проводят синтаксический и пунктуационный анализ предложений по схеме.


Слайд 8 .

Задание 4 . Ответьте на вопрос «С какой целью составляют аннотацию ?», используя сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
Слайд 9 . Составление аннотации на научную статью по специальности.


Шаг № 1 . Чтение текста (научной статьи по специальности), осмысление и выявление основного содержания. Слайд 10 .

Шаг № 2 . Определение основных структурно-смысловых частей текста. Чтение абзацев, содержащих конкретную информацию: 1) по теме статьи, ее актуальности, постановке проблемы (первый абзац-зачин, введение); 2) о методе проведения работы, пути решения проблемы (основной абзац); 3) о выводах и применении результатов в конкретной области науки (абзац-заключение). Слайд 11 .

Шаг № 3 . Выделение предложений, несущих основную смысловую нагрузку абзаца. Нахождение в абзаце ключевых слов для передачи главной информации. Слайд 12 .

Шаг № 4 . Использование лексического и грамматического перефразирования, представление предложения в виде заголовка к абзацу. Слайд 13 .

Шаг № 5 . Суммирование информации (заголовков) абзацев, запись в виде тезисов.

Шаг № 6 . Составление текста аннотации. Слайд 14 .

Знакомство с таблицей «Основные компоненты аннотации». Составление текста аннотации по схеме с использованием опорных выражений и языковых средств. Аннотация включает в себя основные разделы: актуальность, постановку проблемы, пути ее решения, результаты и выводы. На каждый из разделов отводится по одному и два предложения.

Слайд 15 .

Основные компоненты аннотации

(на примере научной статьи по специальности «Геодезия и картография»)


Смысловой компонент аннотации

Примеры

Языковые средства выражения, оформляющие аннотацию (смысловые части аннотации оформляются с помощью языковых стереотипов)

Оптимальный

вариант суммированной информации


Актуальность темы.

Описание : с самого начала необходимо показать важность исследовательской проблемы, представленной в статье.


Приборы нового поколения на рынке геодезического оборудования.

В настоящее время особого внимания заслуживает изучение (чего ?) … , в статье освещаются актуальные вопросы …

В настоящее время особого внимания заслуживает существование приборов нового поколения на рынке геодезического оборудования.

Постановка проблемы и цель автора статьи.

Описание : после раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблематику, решение которой является целью автора и представлено в первичном тексте.


Внедрение новой техники, новейших принципов сбора пространственной информации о местности и оперативное, в автоматизированном режиме, решение задач в области геодезии и картографии.

Цель автора статьи – показать, объяснить, обобщить (что ?) … ; дать анализ (чего ?), оценку (чему ?) … ; статья ставит своей целью доказать, обобщить (что ?) … . В статье рассматривается, ставится вопрос о том, что … . Автор касается вопросов о … ; затрагивает, ставит, освещает вопрос о … ; говорит о проблемах … ; остановился на следующих вопросах: … .

Цель автора статьи – раскрыть суть внедрения новой техники, рассмотреть обновленные принципы сбора пространственной информации о местности и оперативное, в автоматизированном режиме, решение задач в области геодезии и картографии.

Пути решения проблемы

Описание : перечислить конкретные шаги, направленные на решение данной проблемы: 1) в качественных исследованиях (если нет описания эксперимента, анализа его результатов) – перечислить исследуемые теоретических вопросы; 2) в количественных исследованиях (если имеются статистические данные эксперимента) – описать методику проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные.


Методика определения срока и качества геодезических и картографических работ по изучению местности. Технология обновления топографических планов и карт на основе внедрения геодезических приборов нового поколения.

Разработана методика, приведены исследования … . в статье на основе анализа (чего ?) … показан (что ?) … ; вскрывается суть … ; рассмотрены вопросы … .

Разработана методика определения срока и качества геодезических и картографических работ по изучению местности. Приведена технология обновления топографических планов и карт на основе внедрения геодезических приборов нового поколения.

Результаты.

Описание : В данном разделе представлены количественные или качественные результаты исследования, включение в статью иллюстративного материала.


Цифровые данные (…) и эффективные лабораторные исследования.

В статье содержится большое количество примеров и иллюстративного материала. Автор приводит акты, цифры, данные, иллюстрирующие и подтверждающие основные положения статьи. Автор опирается на цифры, акты, данные. В статье приводятся цитаты (откуда ?) … ; автор цитирует высказывания (кого ?) … ; слова (чьи ?) … ; цитирует (кого ?) … .

Приведены эффективные лабораторные определения и установлены цифровые данные (…), иллюстрирующие и подтверждающие основные положения исследования.

Вывод.

Описание : В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, адресат статьи, насколько проведенная работа расширила представления об изучаемом вопросе или представила новое решение данной проблемы.


Внедрение инновационных технологий как составляющая качества работы специалистов в области геодезии и картографии.

Статья адресована специалистам (неспециалистам), широкому кругу читателей; рассчитана (на кого ?) … , интересна (кому ?) … ; представляет новые решения проблемы … ; (может представлять) интерес (для кого ?) … ; заинтересует (кого ?) … , так как расширяет представления о … .

Статья представляет перспективы внедрения инновационных технологий и рекомендует их применение специалистам в области геодезии и картографии.

Часто научно-технические статьи не содержат описания экспериментальных исследований, поэтому при написании аннотации можно ограничиться первыми тремя компонентами: актуальностью, постановкой проблемы и путями решения проблемы.

При написании аннотации следует обратить внимание на следующие вопросы.

Слайд 16 .


Лимит слов . Аннотация должна включать 100-250 слов (согласно ГОСТу, 850 знаков, не менее 10 строк).

Временн ó е единство . Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее писать в прошедшем времени.

Структура . При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры (таблица 2).

Простота в изложении . Язык аннотации должен быть простым, понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины.

Отсутствие деталей . Необходимо избегать лишних деталей, конкретных цифр.

Ключевые слова . Авторов просят выделять ключевые слова работы. Это делается для поисковых систем, классификации статей по темам. В интересах автора указать количество ключевых слов, необходимое для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.

Слайд 17 . Анализ информации и запись аннотации на статью по специальности.

Задание для СРО :

1. Составьте самостоятельно аннотацию по следующему плану, обратите внимание на языковые средства, оформляющие аннотацию.

- Название и тема (статьи , книги ).

- Проблематика (статьи , книги ).

- Композиция (статьи , книги ).

- Включение иллюстративного материала .

- Цель (статьи , книги ).

- Адресат (статьи , книги ).

2. Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки 2-3 аннотации к учебникам по вашей специальности. Выделите в них языковые и речевые стандарты-клише.

Дидактические материалы :

Методическая литература (УМКД, силлабус).

Интернет-ресурсы.

Самоанализ.

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ

«ЧИСТОТА РЕЧИ. Говорите красиво »
П.К. Утебаева

(Школа-гимназия №50 им. А. Байтурсынова, г. Шымкент , Казахстан )

Андрей Платонович Платонов – известный русский писатель ХХ века, по мнению многих литературоведов, один из лучших. Широкую известность его творчество получило лишь в конце ХХ века, после смерти писателя. При жизни он не был признан, и реакция критики на его книги часто бывала отрицательной. Платонов не вписывался в идеологию социалистического государства, и ему были чужды принципы социалистического реализма и другие рамки в творчестве. Он был патриот, философ и взыскательный художник, но никогда не был слугой власти, не приукрашивал действительность. Об искусстве Платонов говорил, что оно «заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее».
Рассказ «Возращение» — пример именно такого отношения к искусству. Сюжет его несложен, герои понятны и жизненны, язык нарочито прост, и при этом смысл глубок. Герой рассказа – демобилизованный капитан Иванов. Самая распространенная в России фамилия, а имя-отчество Алексей Алексеевич. Неизвестно, имел ли в виду Платонов смысл этого имени – «защитник», однако имя жены, Любовь, и сына, Петр (означает камень) кажутся выбранными не случайно.
История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает, что его жена Люба была ему неверна. Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда, когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
В экспозиции рассказывается о том, что по дороге домой Иванов познакомился с девушкой Машей и остался у нее на два дня, почему-то откладывая радостный и тревожный час встречи с семьей. Чувства капитана и Маши друг к другу бесхитростные и естественные и не вызывают осуждения у читателя. Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке, которая за четыре года войны очень изменилась, «он дышал настоявшимся родным запахом дома», обнимал жену и чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Однако «странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом». Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего Петра. Этот «малорослый худощавый мальчуган» смотрит сумрачно и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок, командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Тема «дети и война» – особая тема у Платонова. В одном из своих военных рассказов писатель устами героя, наблюдавшего, как дети, играя, хоронят глиняных человечков, говорит: «Надо отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть». Так и в этом рассказе: не по годам взрослый и рассудительный Петрушка вызывает одновременно уважение и жалость.
Дети у Платонова – существа чуткие, тонкие. Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует, что происходит между родителями. Проснувшись ночью от их тревожных голосов, Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так тяжело во время войны. Он лучше, чем отец, знает об этом. Невольное подслушивание Петей объяснения между родителями не случайно. Когда оскорбленный отец кричит: «Буди детей… Я им расскажу, какая у них мать!…», сын говорит: «Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.» Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца: «Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет». Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает, что у них дело есть, жить надо. История, которую рассказывает сын отцу про дядю Харитона и его жену Анюту, удивляет Иванова: сын кажется ему настолько проницательным, что вот-вот скажет про Машу. Автор полностью воздерживается от комментариев к поступку своего героя. То, что Иванов решил уехать к Маше, у которой «волосы пахли природой», оставив Любу и детей, тоже никак не комментируется. Однако внутренний монолог героя о том, что «нет в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с мужем», явно вступает в противоречие со словами мудрого и чуткого Петрушки. Платонов так комментирует чувства Иванова, понявшего, что бегущие к переезду и упавшие обессилившие дети – его собственные: « Иванов… почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем… лишь теперь пробилось на свободу…». Человек, живший всегда собственными интересами, внезапно коснулся жизни обновившимся сердцем.
Любовь к жизни, преодоление, возвышение над своим эгоистическим чувством – так можно охарактеризовать нравственную эволюцию платоновского героя.
Своеобразный художественный метод писателя не вписывался в жесткие рамки социалистического реализма, его мастерство не было оценено современниками: ни критиками, ни читателями. Широкое признание творчество писателя получило лишь в 60-х годах ХХ века, когда увидели свет его роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Опубликованный в 1960 г. на страницах журнала «Новый мир» рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») не был исключением: вал критики обрушился на писателя. В то время казалось неуместным, несвоевременным писать о том, о чем писал Платонов. Колоссальная свобода писателя в стихии русского языка воспринималась как косноязычие.
Понять Платонова мешали не только идеологические запреты, но и собственный недостаточный духовный потенциал читавших. По словам современного писателя Андрея Битова, «Платонов нам только-только предстает. Он нам еще предстоит».

Урок внеклассного чтения по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Цель : углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

1. Слово о писателе

2. Анализ рассказа.

    Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

    Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

    Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

    Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

    Кто герой рассказа?

    Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

    Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

    Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

    Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

    Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

    Как это разговор характеризует Петрушу?

    Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

    Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

    Как дети заботились о матери?

    Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

    Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

    Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

    Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).

Итог урока.

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

  • Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев - это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа "Идиот".

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души

    Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина

  • Сочинение Любовь в пьесе Гроза Островского

    Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.