Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. Вера Васильева: биография, личная жизнь – Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь

Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. Вера Васильева: биография, личная жизнь – Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь
Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал. Вера Васильева: биография, личная жизнь – Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

Народная артистка СССР Вера Васильева, похоже, знает секрет долголетия.

Она и сегодня играет не меньше, чем в молодости, не пьёт лекарств и радуется жизни. В этом году актрисе исполнится 90-лет. В интервью Вера Кузьминична вспомнила самые яркие моменты своего творческого пути, познакомила со своей крестницей.

- Вера Кузьминична, в этом году вы отмечаете юбилей. В Театре сатиры уже готовятся к событию?

Да. В сентябре мне будет 90 лет, и в связи с этим в театре поставили спектакль «Роковое влечение» со мной в главной роли. На днях состоялась премьера, я очень сильно волновалась! Вы знаете, я никогда в жизни не была так занята, как сейчас. Я счастлива, что много работаю. Каждая моя роль мне очень нравится. Это такое редкое счастье в актёрской судьбе. 90 лет - ещё не повод думать о возрасте.

Я живу своей профессией. Она даёт мне эмоции. Душа не засыпает, а остаётся молодой. А к такой душе подтягивается всё остальное. Мне очень не хочется, чтобы на меня смотрели с печалью и говорили: «Ой, какая была и какая стала». Мне хочется ради зрителей оставлять ощущение, что старость не так уж и страшна. Если бы я была в забвении, то, наверное, опустила бы руки. Но мои зрители и их любовь дают мне силы.

- Свободное от театра время как предпочитаете проводить?

Я отдыхаю только тогда, когда у меня отпуск. Приходится куда-то деваться. В июле я поеду на море в Хорватию. Там я уже отдыхала, мне очень понравилось. Я поеду вместе со своей крестницей Дашей. Рада, что буду не одна, а в хорошей компании. Правда, я отпуск не люблю - два месяца летнего отдыха для меня мучение. Я люблю работать.

- Расскажите о вашей крестнице Дарье.

Я познакомилась с Дашей, когда не стало моего мужа. Даша стала поддерживать меня, заботиться обо мне. Когда у Даши не стало матери, я стала её крёстной. Даша старается, чтобы её отпуск совпадал с моим. Я с удовольствием провожу время с ней и её маленькой дочкой. Они для меня как дочь и внучка. Это большое счастье! Даша - замечательный человек, она очень умная, добрая, прекрасно воспитанная девушка.

- Вера Кузьминична, можете вспомнить самые яркие моменты в вашей карьере?

Жизнь очень большая. Самыми яркими моментами для меня стали те роли, которые я очень люблю. Вы знаете, в моей семье никто не был связан с театром. Отец был шофёром, а мама вела хозяйство. Мы жили небогато. У меня были три сестры и брат. Первый раз я попала в театр в 8 лет. Моя соседка по коммунальной квартире повела меня в оперный театр, и была настолько потрясена красотой, что кроме как быть артисткой ни о чём не захотела мечтать. Мне очень нравилось посещать и театр, и оперу. Музыка и красота пленили меня. Я стала ходить в театральную библиотеку, в драмкружок, пела в хоре, изучала биографии актёров. Всё моё детство было направлено на театр.

Вы дважды становились лауреатом Сталинской премии. Каковы были ваши ощущения, ведь вы стали самой молодой лауреаткой?

Я понимала всю ответственность, и поэтому не столько радовалась, сколько пугалась. Я думала, что не смогу быть на том уровне, который мне неожиданно выпал в жизни. Я училась на третьем курсе, когда получила премию.

- Правда ли то, что в список вас включил лично Иосиф Сталин?

Я не знаю, правда ли это, но так мне говорили лица, которые якобы знали. Они рассказали, что якобы Иосиф Виссарионович заметил меня в кинокартине.

- Вера Кузьминична, ваше мнение о современном кинематографе.

Больше люблю театр, нежели кинематограф. Поэтому многие из современных кинокартин я забываю. Театр для меня - главное. Я и телевизор почти не смотрю. Включаю только канал «Культура», люблю глубокие философские передачи. Из последних киноновинок смотрела «А зори здесь тихие». Многое понравилось, но были моменты, которые я не приняла.

- Кого из нынешних актёров могли бы выделить?

Это замечательный Женя Миронов, Чулпан Хаматова. Они большие артисты. Хабенский - прекрасный. Их на самом деле много, просто я не успеваю смотреть современные фильмы и постановки.

- Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые только начинают строить свою карьеру в театре?

Главное - терпеть. У меня, например, очень терпеливый характер. Жизнь не всегда была сладкая, помню, как горевала от того, что не было ролей, но я терпела, ждала и надеялась, я играла и в провинции. Главное, работать и быть готовым к любому неожиданному предложению. Везение тоже играет большую роль. Один-единственный шанс может перевернуть всю судьбу. Обидно, когда человек, талантливый, никому не нужен.

- В вашей карьере вы часто сталкивались с везением?

Любое предложение, которое было мне сделано, это был случай. По крайней мере, в начале пути, уже потом это была работа репутации.

Досье

Васильева Вера Кузьминична

Образование: Московское городское театральное училище.

Семья: муж - актёр Владимир Ушаков (01.06.1920 - 17.07.2011). Детей нет.

Карьера: фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. В Театре сатиры сыграла свыше 60 ролей. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).

Вера Васильева – любимая актриса миллионов российских и советских телезрителей, родилась 30.09.1925 года, коренная москвичка.

Детство

Из Москвы родом была мать Веры, а вот ее отец – настоящий русский деревенский мужик поселка Сухой Ручей, что в Калининской области. В начале тридцатых годов в городах начался голод, и семья, в которой Верочка была уже четвертым ребенком приняла решение перебраться поближе к земле, где проще было прокормиться.

В молодости

Отец и маленькая Вера чувствовали себя там прекрасно – великолепная природа, чистый воздух, простая и здоровая пища. Но вот мать слишком тяготилась таким бытом. Она, как могла, старалась привести в порядок и обустроить их скромное жилище. Но через несколько лет родители все же вернулись в столицу, где оба устроились на завод.

Вера пошла в московскую школу. И, хотя ей поначалу многое было непривычным, вскоре обзавелась новыми друзьями. Незадолго до войны в семье родился единственный мальчик, который сразу стал всеобщим любимцем. Поскольку нянек в семье хватало, у Веры оставалось много времени, чтобы читать и мечтать о том, как однажды она выйдет на большую сцену.

Театральным искусством девочка увлеклась еще в школе, когда впервые приняла участие в небольшой детской постановке. Но после того, как она попала в настоящий театр с подругой своей матери, она просто заболела сценой и решила после школы непременно поступать в театральное. Но в планы вмешалась война.

К счастью, Москву удалось отбить. Отец не попал на фронт по состоянию здоровья, но пошел работать водителем и сутками не бывал дома. Вера не уехала с матерью в эвакуацию, а осталась в столице с ним. Днем продолжала ходить в школу, а по ночам дежурила на крыше, как многие другие подростки, и тушила песком зажигательные бомбы.

Карьера

Но все плохое когда-то заканчивается. К 1943 году жизнь в Москве начала постепенно налаживаться. Вера закончила школу и подала документы в эстрадно-цирковое училище. Но тут ее ожидало первое разочарование.

С легкостью сдав экзамены на актерское мастерство, она провалилась на физподготовке. Мало того, что рост ее был всего 163 см, так еще и физкультуру она в детские годы не слишком жаловала.

Тогда она пошла попытать счастья в театральное, и была принята с первой же попытки. Уже в 1945 она дебютировала на большом экране в комедии «Близнецы», а три годы спустя сыграла и свою дебютную главную роль в «Сказаниях о Земле Сибирской», за которую получила Сталинскую премию, став новой звездой советского кинематографа.

В том же 1948 Вера закончила училище и была принята в труппу Театра Сатиры. Ей безумно нравилась даже сама атмосфера, которая там царила – легкая, непринужденная, с безобидными подшучиваниями друг над другом. Молодая артистка быстро влилась в коллектив и через пару лет стала одной из ведущих актрис.

Там она получила свою вторую Сталинскую премию за спектакль «Свадьба с приданым». Но зрители больше запомнили ее в роли очаровательной и нежной графини Альмавивы из «Женитьбы Фигаро». Как приглашенная актриса, Вера Васильева нередко появлялась и на сценах других ведущих столичных театров. И каждая ее новая роль была настоящим праздником для зрителей.

Ее фильмография также очень богата, она насчитывает около полусотни больших и малых ролей. Но с театральной карьерой ей не сравниться – на счету Васильевой более сотни отыгранных спектаклей и экранизированных постановок.

Причем на сцену она выходила до глубокой старости. В 2016 году она появилась в роли бабушки Лары в постановке «Праздник непослушания. А в 2015 работала над озвучиванием полнометражного российского мультфильма.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Вера Васильева провела рядом с единственным мужчиной – актером Владимиром Ушаковым, с которым познакомилась, еще будучи студенткой. Вера тогда считала, что замуж ей еще рано, и долгих три года Владимир ее уговаривал стать его женой. Наконец, состоялась скромная студенческая свадьба, после которой они поселились в крохотной комнатушке общежития.

Оказалось, что Вера совершенно не приспособлена к ведению быта и домашнего хозяйства. Будучи с детства утонченной и возвышенной, она даже готовить толком не научилась. Тогда муж просто принял решение нанять помощницу. С тех пор все вопросы быта он решал единолично, позволяя любимой полностью погрузиться в творчество.

Каждый день супруг доказывал свою любовь к Вере, и она отвечала ему взаимностью и очень ценила такую заботу. На золотую свадьбу она наконец-то надела подвенечное платье и пара обменялась золотыми кольцами. К сожалению, Бог не дал им детей. Поэтому, после смерти мужа, у которого было больное сердце, Вера Васильева осталась совершенно одна.

С Владимиром Ушаковым

Она до сих пор очень тяжело переживает эту утрату, понимая, что другого такого мужчины на свете не существует. Боль она старается заглушить работой. А в свободное время погружается в воспоминания, которые ложатся на бумагу, превращаясь в мемуары.

В свои 90 лет она прекрасно выглядит, старается путешествовать и вести активный образ жизни. Ей удалось сохранить великолепную фигуру, хотя она признается, что не прочь побаловаться вкусненьким. Когда ее спрашивают, в чем секрет ее молодости, отвечает, что надо много работать и радоваться каждому дню.

Талантливая советская актриса Вера Кузьминична Васильева вдохновляла своих зрителей на протяжении всей творческой жизни. Ее любили за открытость, душевность и невероятную теплоту атмосферы кино и театра. В свои роли артистка вживалась полностью и фактически проживала их жизнь.

Все персонажи, сыгранные Верой, очень разнились и судьбой, и представлениями об окружающем мире, это были люди с абсолютно разными характерами и очень сложными душевными перипетиями.

Отец и мать будущей артистки были людьми с сильно отличающимися взглядами на жизнь. Ее мать была достаточно энергичной женщиной, она постоянно вертелась вокруг своего деревенского быта, постоянно раздумывая над тем, как лучше его модернизировать, улучшить и повысить его эффективность. Отец Веры Кузьминичной был человеком уравновешенным, в его характере отмечалась покладистость, он казался наполненным неторопливой мудростью.

Такое типичное начало великой истории этой гениальной актрисы – переезд в столицу. Вся семья поселилась в коммунальной квартире, с которой и начинается биография Веры Васильевой. Девочка росла самой младшей, бок о бок с тремя родными сестрами, а буквально за несколько недель до войны в многодетной семье родился еще и сын.

Родительское внимание было минимальным, потому что отец и мать трудились до изнеможения на заводе, чередуя смены, старшим дочерям было некогда, да и неинтересно заниматься воспитанием младшей сестры, они увлекались своими делами. И во всей этой канители маленькая Вера с головой погрузилась во чтение, она любила мечтать и постоянно жила своими грезами.

В один из выходных дней подруга мамы повела ее в театр, и во время представления девочка поняла, что буквально влюбилась в сцену. Отныне ее мечты о сцене не покидали ее ни на минуту.

Военное время внесло в семью Веры Васильевой некоторую разрозненность. Будущая актриса остается вместе с отцом в Москве, где он работает шофером. Девочка наравне с взрослыми таскает тяжелые ящики с песком для того, чтобы успевать гасить зажигающиеся бомбы.

В голове у Веры Кузьминичной мелькнула мысль о поступлении в цирковое училище, но на экзамене по физкультурной подготовке, девушка не смогла достичь необходимой нормы. Тем не менее, она не стала унывать, и после чего решила поступать в театральный колледж.

Вера Васильева: н ачало карьеры в кино

Первая проба в кинематографе у Васильевой состоялась еще во время ее учебы. Девушка дебютировала в победном 1945 году, это была комедия «Близнецы». С этого момента начинается творческая карьера в биографии Веры.

Чуть позднее ее пригласил на главную роль известный в те времена режиссер Иван Пырьев. Юная артистка держала себя скромно и старалась не контактировать со знаменитыми актерами, уже сделавшими себе имя.

Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»

Фильм «Сказание о земле Сибирской» получило огромную популярность, поэтому за точную и искусную передачу образа Насти Гусенковой Вера Васильева была удостоена Сталинской премии.

Так в киноиндустрии актриса приобрела известность, в дальнейшем ею будет сыграно более пятидесяти ролей в разнообразных фильмах всевозможных жанров, однако более половины из них останутся непризнанными или малозаметными. А вот дебют в кинематографе дал возможность Вере Кузьминичной получить опыт для проявления себя в несколько иной сфере – на сцене театра.

Театральное творчество в жизни Веры Васильевой

Первым пристанищем Веры Васильевой стал Театр сатиры. В ее первой постановке «Лев Гурыч Синичкин» она сыграла главную роль, а спустя два года стала уже примой театра.

Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

В ходе репетиций спектакля «Свадьба с приданым» вдохновленный режиссер прогнозировал грандиозный успех, и, в конечном счете, не ошибся. Постановка была сыграна около тысячи раз, а Вера Кузьминична, талантливо представившая зрителю Ольгу, одного из ведущих персонажей, получает вторую Сталинскую премию.

Среди наиболее знаменитых ролей Веры Васильевой были такие, как:

  • Анна Андреевна («Ревизор»);
  • Домна Платоновна («Воительница»);
  • Анна Павловна («Доходное место»).

Актриса оставалась верной своему театру, она участвовала более чем в шестидесяти различных постановках, получила звание заслуженной артистки России и СССР и множество других наград.

Кадр из фильма «Деревенщина»

Семь лет назад актриса получила орден III степени «За заслуги перед Отечеством».

Личная жизнь Веры Васильевой

У талантливой артистки за всю жизнь была только одна по-настоящему сильная любовь. В скором времени она узаконила отношения с Владимиром Ушаковым. Такие ситуации бывают редко, но случаются.

Знакомство с Владимиром было весьма романтичным событием в биографии Веры Кузьминичной, которое произошло в театре, поэтому можно сказать, что внутри одной жизни (творческой) началась ее вторая (семейная). Ровно три года влюбленный мужчина добивался ее расположения, пока, в конце концов, не подвел их отношения к браку.

Борис Равенских — гражданский муж Веры Васильевой

Несмотря на то, что оба артиста были в те времена личностями знаменитыми, они не стали делать из своей женитьбы карнавал. Свадьбу справили достаточно скромно, без излишней мишуры, излишеств и не в роскошной обстановке, а тривиально в общежитии. Не было даже застолья и традиции обмена обручальных колец.

«Я надела свое первое свадебное платье и обручальное кольцо только когда мы справили золотую годовщину», — вспоминает Вера Васильева.

Супружеская пара стремилась как можно реже расставаться друг с другом. Они пребывали вместе постоянно – как на отдыхе, так и в процессе гастролей. Владимир никогда не оставлял свою жену без внимания, всячески пытался напоминать о том, насколько сильно он ее любит, осыпал подарками. Его ухаживания были красивыми и утонченными одновременно.

Одним из проявлений его пылких чувств было то, что муж практически сразу после того, как они расписались нанял Вере помощницу по домашнему хозяйству, несмотря на то, что супруги продолжали жить в небольшой комнатушке общежития.

Ушаков не желал, чтобы его любимая женщина взваливала на себя все бремя житейских хлопот, а Вера Васильева в свое время признавалась, что личная жизнь, которая обхаживала ее со всех сторон, имела некоторые несовершенства – она совершенно не умела готовить, она не представляла, как вести быт. Поэтому все вопросы этого характера оказались на плечах главы семейства. И все задачи от покупки мебели вплоть до каких-то мелких хлопот решал муж Веры.

Их ранние отношения в браке были полны взаимодоверия и согласия, поэтому они прожили вместе счастливую пятидесятишестилетнюю совместную жизнь.

В семейной жизни у пары детей не было, но супруги об этом не сильно горевали, так как прожили насыщенную жизнь и с позиции семейных отношений, и с позиции совместного творчества.

Вера Васильева глубоко и искренне всегда благодарила своего супруга за терпимость к ее несостоятельности в быту, за то, что Владимир создал для нее все условия, чтобы ей было комфортно. Даже если супружеская пара принимала гостей, все оформление вечера и требуемые представительские расходы брал на себя либо муж, либо они перекладывались на кого-то другого. Вера не брала на себя все организационные моменты.

Актриса признавалась сама себе и публике, что никогда не была домашним человеком, заниматься подобными делами – это не для ее души. Сердце всегда тяготилось этим и рвалось обратно, на сцену, на которой Вера Васильева чувствовала себя как рыба в воде.

Смерть супруга Веры Васильевой

Сердце Владимира Ушакова в последние дни супружеской жизни напоминало себе с нарастающей частотой. Присутствовала необходимость установки кардиостимулятора, муж Веры пережил два инфаркта, последние годы жизни ознаменовались для Владимира потерей зрения, он практически не различал окружающие его предметы. Но даже и в это тревожное время супруги были счастливы.

Шесть лет назад они пребывали на отдыхе в санатории, который стал для них последним совместными времяпрепровождением. Внезапно Ушаков схватился за сердце и начал задыхаться. Очень быстро подъехала «скорая помощь», но уже через час супруге передали трагическую весточку, от которой Вера оправлялась достаточно долго.

По сей день она с теплотой и любовью вспоминает время, проведенное вместе с мужем, и неустанно повторяет, что таких же чутких, благородных и душевных мужчин она не встречала и не встретит никогда.

Вера Васильева в настоящее время — что говорит википедия

В 2016 году к актрисе наведалась съемочная группа «Первого» канала и попросила дать интервью, в котором женщина сообщила, что ее самореализация в профессии артиста достигла своего апогея, что она абсолютно счастлива и чувствует себя предельно комфортно. Она довольна той жизнью, через которую пронесла ее судьба и той, какой она живет сейчас.

Улыбка талантливой актрисы стала ее визитной карточкой. Она превратилась в своеобразный символ чистой души русской женщины, целомудрия, сохранения в сердце высоких моральных начал, спокойного благородства и скромной мудрости. Свежесть образа Веры Кузьминичны отображается как на театральной сцене, так и в жизни.

Ее обаяние очаровательно, она сама на себе создает облик умиляющей доброты, лицо словно лучится всеми позитивными красками внутреннего света. Вера Васильева сама напоминает шедевр, созданный кистью мастерского режиссера.

Стойкость и красота актрисы вызывают бурный восторг у фанатов до сих пор, потому что выглядеть хорошо в 91 год редко кому удается. Артистка утверждает, что после проведенного очередного спектакля любит побаловать себя чем-то приятным, постоянно следит за своей осанкой и даже не принимает никаких лекарств.

Вера Васильева никогда не выходит на публику, не подкрасив губы и ресницы. Она молодо выглядит потому, что чувствует себя молодой. Ее энергии еще достаточно для того чтобы и дальше продолжать удивлять и восхищать своих фанатов.

Легендарная актриса однажды произносит фразу, которая достойна, войти в лучшие цитатники мира: «Нужно оказаться достойным счастья, о котором ты грезишь, но для его достижения необходимо трудиться умом и сердцем».

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!