В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем? (ЕГЭ по литературе). Сборник идеальных эссе по обществознанию

В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем? (ЕГЭ по литературе). Сборник идеальных эссе по обществознанию

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми отношениями, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вернером?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

Что до меня касается, то я убеждён только в одном... - сказал доктор.

В чём это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, - и мы оба замолчали.

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово - для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Печорин и Вер­нер схо­дят­ся на водах. Они сразу за­ме­ча­ют друг друга, так как оба вы­де­ля­ют­ся на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с по­лу­сло­ва по­ни­ма­ют друг друга, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в людях. Од­на­ко при всей их общ­но­сти они разные. И эти раз­ли­чия на­столь­ко сильны, что функ­ции в ро­ма­не им от­во­дят­ся разные: док­тор - лишь со­про­вож­де­ние Печорина, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим участ­ни­ком жизни, Вер­нер - ее свидетель.

Приятельские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют Оне­ги­на с Ленским, ко­то­рые по­доб­но ге­ро­ям Лер­мон­то­ва «от де­лать не­че­го друзья». Они, по сути, яв­ля­ют­ся антиподами, хотя на фоне де­ре­вен­ско­го об­ще­ства ка­жут­ся похожими. Как и Вер­нер с Печориным, они вы­де­ля­ют­ся в «толпе», по­то­му и ста­но­вят­ся приятелями. Лен­ский - мо­ло­дой поэт, пыл­кий влюбленный, романтик, да­ле­кий от ре­аль­ной действительности. Оне­гин - реалист, под­вер­жен хандре, устал от свет­ско­го об­ще­ства и пу­стой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о про­ти­во­по­став­ле­нии своих ге­ро­ев не ска­жет никто:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Разность Вер­не­ра и Пе­чо­ри­на при­во­дит к тому, что они рас­ста­ют­ся до­воль­но холодно, Пе­чо­рин при этом остал­ся «холоден, как камень». Кон­фликт между Оне­ги­ным и Лен­ским во­об­ще трагичен: дуэль.

Потренируйтесь:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание экспертам : Оцените ответы выпускников,
Примеры ответов выпускников на задания типа С1-С4,требующие развернутого ответа.

С1. Как в «Капитанской дочке» показана трагедия «русского бунта»?

Ответ №1. «В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина показана трагедия «русского бунта». Подобная проблема затрагивается в произведении этого же великого поэта и писателя А. С. Пушкина «Дубровский». Все бунты обречены на обвал. Также и в Капитанской дочке» похож Пугачева и его казаков привел их в тупик. Все пугачевцы были повешены, а предшествовала этому происшествию песня, распеваемая казаками. В песне есть слова, которые дают читателю представление о дальнейшей судьбе пугачевцев:»…среди поля хоромами ли высокими, что двумя столбами с перекладиной». Итак, трагедия «русского бунта» заключается в казни бунтарников, с самого начала обреченных на гибель».

Ответ №2. « В «Капитанской дочке» очень ярко показана трагедия «русского бунта».Эта тема является сквозной темой для всего произведения. Уже в завязке А. С. Пушкин говорит читателю, что бунт будет подавлен («… какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице»), но в то же время он показывает решительных. Храбрых и готовых бороться за свои цели людей. Возможно, они понимают неосуществимость своих планов и понимают, какое наказание должны будут нести, однако бунтари не отступаются. Именно поэтому в произведении А.С. Пушкина очень сильно ощущается трагедийность «русского бунта».

С2. В каких произведениях отечественной классики затрагивалась проблема «русского бунта»?

Ответ №1 .В отечественной классике эта проблема затрагивалась неоднократно. В качестве примера можно привести «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где главный герой-Раскольников- поднимает бунт против себя, против своей совести и своих принципов. Также примерами могут служить «Война и мир» Толстого, «Гроза» Островского (там психологический бунт против самодурства), «Метель» и «Дубровский» Пушкина.
Ответ№2. Пушкин в своем романе «Капитанская дочка» описал трагедию «русского бунта». Он показал, как многие крестьяне не хотели подчиняться Пугачеву и в итоге расплачивались своими жизнями. Так произошло и с родителями Марьи Ивановны. Тем, кто боялся потерять жизнь приходилось вставать на сторону Пугачева, что и сделал Швабрин. Такая же проблема была затронута Пушкиным в своем произведении »Дубровский». Эта история двух друзей - Дубровского и Троекурова. Троекуров вскоре решил отнять у Дубровского имение. Но крестьяне подняли бунт, не желая, чтобы их новым хозяином становился Троекуров, так как они были верны Дубровскому. Сам Дубровский понимал, что имение ему не вернуть больше назад и он поджег его, решив, что дом не достанется никому.
С3. Что придает стихотворению А. С. Пушкина «Узник» философское звучание?

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» написано в годы ссылки. Поэтому стихотворение пронизывает идея свободы, побега из «темницы сырой». Находясь в одиночестве, лирический герой находит себе друга, единомышленника- орла, который стремится улететь на волю и тоже хочет сбежать. В этом стихотворении мы видим, что А. С. Пушкин, размышляя о своем положении, стремится вырваться на свободу. Все это придает стихотворению «Узник» философское звучание.

С3. Как можно определить настроение стихотворения С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных..»?

Настроение прощания: осеннее, предсмертное. Есенин как будто прощается с лирической героиней. Осень поселилась в его душе, распевчатость стихотворения, его монотонность, воспоминания прошлого намекают на близкий конец чего-то. Возможно любви, возможно жизни. Но при этом стихотворение С. А. Есенина не мрачное, а наоборот светлое. Светлая печаль поселяется в его строчках. Есть некое сходство с А. Блоком и его одиночеством в этом мире, также с Гумилевым и его «Озером Чад»….

С4. Какие стихотворения поэтов ХХ века тематически близки этому стихотворению С. А. Есенина?

Поэт с ностальгией вспоминает образ когда-то любимой им женщины. Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» передает читателю настроение легкой грусти. Автор щедр на метафоры («Со снопом волос твоих овсяных»). О героине произведения он говорит: «На закат ты розовый похожа» Это сравнение придает стихотворению легкость и нежность. Поэт также использует цветопись: «в кустах багряных», « с алым соком», « на закат ты розовый похожа», «синий вечер». От стихотворения веет слабым теплом прощальных лучей заходящего солнца.

Несмотря а пафос эпохи, Есенин остался верен себе и продолжал традиции дореволюционной русской поэзии. Подобному стилю посвятили свое творчество такие художники слова, как Мандельштам и Ахматова.

С 1. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

В основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе» лежит борьба закрытого, живущего по патриархальным устоям мира и веяний новой жизни. И хотя явно это в поэме не отражено, здесь показаны несостоятельность и постепенное разрушение старого бытового уклада под влиянием приближающихся социальных изменений.
С 2. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

Подобные конфликты изображены и во многих других произведениях русской классики. Такими произведениями можно назвать комедию Грибоедова «Горе от ума» и «Недоросль» Фонвизина. И несмотря на то, что в них преобладают черты классицизма, а не реализма, как в «Грозе», проблемы, поставленные в них, и по социальному, и по нравственному аспектам близки затронутым в пьесе Островского.
С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия»)

Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины. Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.

С 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Тема России звучит и у Некрасова, и у А.А.Ахматовой, у Есенина.

В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чем эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

Бобчинский Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба). много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » - а Влас и отвечает на это: «Это», - говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, - да-с, - едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » - говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! - сказали мы с Петром Ивановичем. - А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, - ревизор.

Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, - больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? - ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Показать текст целиком

Русские классики в своих произведениях нередко освещали нравы чиновников в России. Так, в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» показано «фамусовское общество». В нём изображены «слуги народа», которые отстаивают старые порядки, выступают за чинопочитание и пресмыкание перед высшими чинами. Яркий представитель этого общества – Молчалин, лицемерный и беспринципный молодой человек. Он угодлив и безнравственен («Ведь надобно ж зависеть от других…// В чинах мы небольших»). Комедии «Ревизор» и «Горе от ума» схожи тем, что описанные в них чиновники (городничий, Земляника


Главным качеством, характеризующим Андрея Штольца, является трудолюбие. Он с отличием окончил университет, поступил на службу, стал зарабатывать деньги, после начал развивать собственное дело. Поэтому его можно назвать "деятельным".

В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" также представлен "деятельный" персонаж. Чичиков, следуя завету отца "береги копейку", всю свою жизнь посвящает зарабатыванию денег. С этой целью он стремится совершить аферу с мёртвыми душами. Оба героя делают своё состояние, однако Штольц зарабатывает его законными, честными способами и это не является целью и смыслом его жизни. Чичиков же напротив, поставил себе цель и идёт к неё любыми способами. Герой абсолютно лишён каких-либо моральных качеств и представлений.

"Деятельным" персонажем можно назвать и Евгения Базарова из романа И.С.

Тургенева "Отцы и дети". Так же, как и Штольц, Базаров трудолюбив. Он преследует цель стать лекарем и все средства направляет на её достижение. Подобно Штольцу, герой не равнодушен к учёбе. Помимо занятий в университете, он читает соответствующую литературу, проводит опыты. Все его мысли и действия направлены на извлечение практической пользы. Впоследствии Базаров оказывает помощь Павлу Петровичу, излечивает ребёнка Фенечки.

Данных персонажей объединяет стремление извлечь как можно больше пользы из своих действий. Однако, Штольц способен существовать в гармонии разума и чувств, а Базаров пытается подчинить чувства разуму. Штольц, способный восхищаться произведениями искусства, развит духовно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»? и В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

Тема «отцов и детей»
16. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «отцами и детьми»?
Идейные столкновения представителей разных поколений отображены в драме А.Н. Островского «Гроза» и в комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума».
В драме А. Н. Островского « Гроза» происходит конфликт между представительницей « тёмного царства» Марфой Игнатьевной Кабановой, защитницей старых устоев, и представительницей молодого поколения Катериной. Кабаниха привыкла к беспрекословному подчинению ей близких, но в своей же семье она видит пробуждение чего-то нового, чуждого ей. Катерина не может смириться с властностью, деспотизмом, тиранией своей свекрови.
В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» происходит столкновение на идейной почве Фамусова, представителя « века минувшего», и Чацкого, представителя «века нынешнего». Основу конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному.
Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь у молодого и старшего поколений в разные времена не совпадает.

Тема «герой- предприниматели»
16. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного героя» и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
«Деятельные герои» изображались А. П. Чеховым, И. А. Гончаровым, Н. В. Гоголем.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Ермолай Лопахин сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Герой правильно оценивает положение владельцев вишневого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу: от предлагает хозяевам разбить сад и землю на реке на дачные участки.
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» П.И.Чичиков показан как предприимчивый человек. Он выполняет наказ отцу- копить копейку. Оставленные отцом деньги не истратил, а преумножил(слепил из воска снегиря, раскрасил и продал; продавал одноклассникам еду), в губернском городе N сумел найти подход к каждому, к кому обращался с просьбой продать «мёртвых душ».
Таким образом, и Андрей Штольц, и Чичиков, и Лопахин- это « деятельные герои», каждый из них зарабатывает деньги, каждый стремится стать успешным человеком.

Тема дуэли
16. Герои каких произведений русской классики проходят испытания дуэлью?
В дуэли участвовал Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, а также Пьер Безухов и Долохов из романа- эпопей «Война и мир».
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина главный герой был вынужден принять вызов Ленского, он испугался « мненья света», которое сам так презирал.
В романе - эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьер Безухов стреляется с Долоховым, в результате которой второй был ранен.
Таким образом, герои решаются на дуэль, надеясь, что она снимет с обиженного позор и восстановит их честь.
Мотив сна
16. В каких произведениях русской классики описаны сны героев?
Сон часто является продолжением событий, произошедших недавно, или, наоборот, предсказывающих будущее. В русской литературе мотив сна- один из приёмов психологического анализа. Во сне передаётся душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.
«Сон Обломова» в одноимённом романе Гончарова позволяет найти истоки характера героя, представить быт, среду, нравы, которые сформировали Илью Обломова. В детстве Илюше не разрешали даже одеваться самому. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Действие происходит в детстве Родиона. Снится ему, что они с отцом проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают лошадёнку. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.
Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.

Образы накопительницы
16. В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, схожие по характеру и мировоззрению с Настасьей Петровной Коробочкой, чём именно заключается это сходство?
Образ накопительницы можно наблюдать в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Коробочка копит денежки «в пестрядевых мешочках», заботится о сохранности своего состояния, поэтому держит огромное количество псов.
Старуха- процентщица также хочет увеличить свой доход за счёт того, что даёт в долг под проценты.
Простакова обобрала своих крепостных до нитки. Главное для неё в жизни - личная выгода.
Таким образом, все героини хотят обогатиться за счёт других людей.

«Русский бунт»
16. В каких произведениях отечественной классики показана трагедия «русского бунта»?
В отечественной классике тема «русского бунта» затрагивалась неоднократно. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какой она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за своё счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» и романа «Капитанская дочка».
Троекуров, один из главных героев, с помощью взяток и подкупа завладел Кистенёвкой, и теперь по закону крестьяне становились собственностью этого жестокого и деспотичного помещика. Владимир Дубровский не может смириться с мыслью, что в доме, где прошло его детство, где умерли его мать и отец, поселится человек виновный во всех обрушившихся на его голову несчастьях. Дубровский решает сжечь дом и скрыться. Многие крестьяне, проявившие своё недовольство нынешним положением, следуют за ним. Стремясь восстановить справедливость, отряд разбойников грабит на дорогах богатых.
Историческую основу романа « Капитанская дочка» составляют реальные события крестьянской войны 1773-1775года под предводительством Емельяна Пугачёва. А.С.Пушкин подробно описал весь ход событий: взятие крепостей, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва, подавление восстания.
Таким образом, борьбу с несправедливостью народ вел во все времена.

Сватовство
16. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве?
О сватовстве речь идёт в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», в романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон», в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».
В комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль» к Софье сватается Скотинин и Митрофанушка, но Стародум им отказывает, так как она уже сговорена с Милоном.
В пьесе Н.В.Гоголя « Ревизор» Хлестаков признаётся сначала дочери городничего в любви, затем его жене. Герой делает предложение дочке, берёт деньги у городничего якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с дядей.
В романе- эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»отец Григория Мелехова сватает Наталью Коршунову, чтобы пресечь незаконную связь сына с Аксиньей.
Таким образом, счастливой из выше сказанных героинь была только Софья.

Перемены в жизни
16. В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен?
Перемены в жизни происходят у Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму», у Андрея Соколова в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», а также у Григория Мелехова в романе - эпопее Тихий Дон».
Герасима, главного героя рассказа, капризная барыня привезла в Москву из деревни, устроила его дворником. Честно и добросовестно выполнял он свои обязанности. Идя вдоль реки, герой спасает щенка, приносит его к себе домой и начинает ухаживать за питомцем. После приказа барыни - истребить собаку - дворник ослушивается свою хозяйку и уходит обратно в деревню.
В рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всё: дом, семью, и, казалось бы, нет уже никакого смысла в жизни. Герой берёт к себе на воспитание мальчика- сироту. Теперь ему есть для кого жить!
В романе – эпопее «Тихий Дон» М.А.Шолохов изображает трудный нравственный путь Григория Мелехова. Во время Гражданской войны герой переходит то на сторону белых, то на сторону красных. В финале романа он возвращается домой, он не хочет больше воевать, смысл жизни- дети. Жизнь продолжается.
Таким образом, если человек стремится к переменам в жизни, он прилагает усилия, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Драматические отношения влюблённых
16. В каких произведениях русских писателей изображены драматические отношения влюблённых?
Драматические отношения влюблённых изображены в драме А.Н. Островского «Гроза», романе – эпопее М.А.Шолохова « Тихий Дон», а также в комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».
Катерина, главная героиня пьесы, влюбляется в Бориса. Она всячески борется со своим чувством, так как является замужней женщиной. Дикой отправляет Бориса в Сибирь, герой не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины.
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий влюблён в Софью, но та предпочитает Молчалина. В любви Чацкий не столько обманут, сколько обманывает себя сам, он, как все влюблённые видит то, что хочет, не замечая очевидного.
В романе- эпопее « Тихий Дон» Шолохов повествует историю любви Григория Мелехова с замужней Аксиньей. Герои преодолевают множество испытаний, чтобы быть вместе, однако героиня погибает.
Таким образом, влюблённые борются за своё счастье, страдают, преодолевают множество жизненных испытаний.

Драма крепостного
16.В каких произведениях русской классики показана драма крепостного?
Жизнь крепостных крестьян изображали А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад», М.Е. Салтыков – Щедрин в сказках « Дикий помещик» и « повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сказках М.Е.Салтыков- Щедрин с горечью говорит о покорности мужика. Писатель наводит читателей на мысль, что пора сильному, крепкому мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться правящему классу.
Больного лакея Фирса хозяева забывают о нём, запирают на ключ, хотя старик верой и правдой всю жизнь служил Гаеву и Раневской.
Таким образом, писатели показывают, что правящий класс проявляет равнодушие к судьбе своих крепостных.

Приятельские отношения
16. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями?
В русской классике приятельскими отношениями были связаны Онегин и Ленский в романе в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин», Гринёв и Пугачёв в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Онегин и Ленский стали друзьями от «делать нечего». Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных. После ссоры друзей состоялась дуэль, на которой Ленский был убит.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина между Пугачёвым и Гринёвым складываются дружеские отношения. Автор изображает Пугачёва сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, с другой - он же справедливый и благородный человек, помнящий добро. Пугачёв помогает Петру выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина.
Таким образом, приятельские отношения героев складываются на том, что они понимают друг друга, но в то же время эти отношения кратковременные, в какой-то момент по разным причинам заканчиваются.