Как нарисовать 3д рисунок на бумаге карандашом поэтапно. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Как нарисовать 3д рисунок на бумаге карандашом поэтапно. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Для того, чтобы познакомиться с трёхмерным эффектом, достаточно начать с простых 3D-рисунков. В нашей статье вы найдёте рекомендации для начинающих художников по созданию лёгких рисунков, выполненных с учётом принципов 3D.

Для реализации даже самых простейших 3D-рисунков на бумаге нужно иметь хотя бы начальное представление о том, какие принципы лежат в визуализации трёхмерности. Это, прежде всего, перспектива, светотень, а иногда и .

Создание базовых объёмных фигур: куб

Куб строится с использованием исходной точки и трёх осей. Базовые геометрические фигуры, из которых состоит этот объект – квадраты, которые являются сторонами куба.

Смысл в том, что глядя на куб, мы не видим одновременно все его грани, а только три из них. Важно понимать, как они располагаются друг относительно друга, как при этом распределяется тень на самом предмете, и как он отбрасывает тень.

О том, как построить эту объёмную фигуру, о том, как правильно определить источник света и нанести на объект тень и полутень, вы можете прочитать в нашей статье, посвящённой построению .

Изображение 3D-сферы на бумаге

Ранее мы научились создавать кубическую форму, учитывая принципы 3D.

В отличие от куба у сферы нет ни одной отправной точки или оси, от которой можно начинать работать, поэтому нам нужно применить немного здравого смысла и фантазии.

Мы узнали о бликах, тенях и средних тонах. Мы будем использовать эти понятия снова, но подключим ещё два тона – основная тень и отбрасываемая тень. Их мы будем использовать, чтобы создать эффект тени предмета.

Для обучения вам понадобится: мягкий карандаш 2B, лист бумаги, линейка, стакан, ластик и растушёвка (её можно либо купить, либо сделать самостоятельно из кусочка бумаги, свернув его конусом). Под руку рекомендуется подкладывать ткань, салфетку или бумагу.

Поместите стакан дном на лист и легко обведите его. У вас останется идеальная окружность. Определите, с какой стороны будет располагаться воображаемый источник света. В нашем примере он расположен сверху с правой стороны.

Используя линейку, рисуя очень легко без нажима, проведите пунктирную линию от источника света к центру окружности, но заходя внутрь круга лишь примерно на сантиметр от края. Её конец будет ориентиром для светового блика. Лёгким контуром нарисуйте небольшой овал вокруг крайней точки пунктира.

Снова возьмите стакан и поместите его так, чтобы противоположная от света сторона была немного видна, и был создан как бы эффект затмения. Обведите внутри окружности получившуюся дугу. Полученный «полумесяц» – будущая тень.

Повторите эту процедуру еще четыре раза, двигаясь по направлению к источнику света, и делая «полумесяц» с каждым разом немного шире. Остановиться следует тогда, когда вы дойдёте уже примерно до половины окружности. Ближайшие к центру «полумесяцы» станут полутонами.

Вы обратите внимание на то, что дуги, которые ближе к середине, не повторяют форму сферы. Поэтому вам придётся самостоятельно их немного подкорректировать, просто немного заворачивая концы внутрь. Следуйте форме круга. Также вы можете ориентироваться на овал, который мы нарисовали в самом начале для блика.

Начнём делать тени. Самый первый «полумесяц», который расположен дальше всего от света, нужно заштриховать наиболее интенсивно. Старайтесь, чтобы при этом ваш карандаш тоже повторял очертания шара, не делайте резких перпендикулярных штрихов.

Далее переходите к следующим «полумесяцам». Заштриховывая каждый последующий сегмент, делайте его на тон светлее предыдущего. В конце концов вы должны прийти к наиболее светлому оттенку, который будет располагаться сверху сферы непосредственно под источником света. Помните, что самое светлое место шара – это световой блик.

Чтобы сделать переходы мягче и незаметнее, используйте растушёвку. Двигайтесь ею немного круговыми движениями вдоль нарисованных нами дуг.

Теперь настало время добавить отбрасываемую тень. Она образуется в результате того, что объект препятствует прохождению света. Соответственно, расположить его надо с противоположной от источника света стороны относительно предмета.

Затем можно добавить основную тень. Это то место на изображении, которого не может достичь абсолютно никакой свет, например, самое основание субъекта.

Когда у нас появилась основная тень и приблизительный силуэт отбрасываемой тени, можно перейти к её заштриховке. Её интенсивность будет меняться симметрично тени на предмете, однако яркость оттенков здесь будет гораздо ниже.

Не забывайте использовать растушёвку, чтобы сгладить переход от тёмных тонов к более светлым, а также смягчить край тени. Он не должен быть ярко выраженным.

Сфера почти готова. Осталось добавить с помощью ластика ещё несколько бликов сверху, возможно, немного увеличить светлую область сверху. Ещё одно место, где можно добавить блик, это левая сторона сферы вблизи тени. Дело в том, что свет отражается от поверхности, отбрасывается обратно и попадает на объект.



Объёмная пирамида карандашом

Нарисуем равнобедренный треугольник. Из его вершины опустим вниз линию, чуть длиннее высоты треугольника. Её нижнюю точку соединим с двумя нижними углами фигуры. У вас уже практически готова пирамида, только чересчур идеальная.

Продлим одну нижнюю грань пирамиды на несколько миллиметров, затем конечную точку этого отрезка соединим с вершиной пирамиды. Таким образом, мы получим новое ребро. Также необходимо скорректировать другую видимую нам сторону пирамиды.


Свет и тень наносятся известным нам уже способом. Более подробно процесс рисования пирамиды вы увидите в видео.

Секретный приём для создания иллюзии 3D

Есть один трюк, который даже совершенно не рисующим людям поможет создать удивительные трёхмерные иллюзии. На видео ниже вы увидите, что рисование 3D-объектов – довольно лёгкий процесс, главное – знать, как к нему подойти.



Для создания 3D-иллюзии вам понадобится только лист бумаги, ручка или карандаши и линейка. С технологией справится даже ребёнок, но не стоит думать, что взрослым будет неинтересно попробовать такой способ рисования. Поверьте, результат придётся по душе всем.

На первом этапе вам понадобится подобрать подходящий предмет. Дело в том, что сначала мы будем обводить его, значит, не всё может подойти для этого. Те, кто немного умеет рисовать, могут самостоятельно нарисовать силуэт какого-то объекта.

Наиболее часто такой приём используется для изображения руки, ведь это то, что всегда с нами. У руки интересная форма, она относительно плоская и её действительно можно обвести на бумаге. Кроме того, можно использовать что-то из столовых приборов (ложка, нож), некоторые овощи или фрукты (банан, баклажан).

Обведите предмет, оставляя на бумаге не жирный, очень тонкий контур карандашом. После этого возьмите линейку и более мягкий карандаш и начните проводить горизонтальные линии, но только до контура руки и между пальцами. Визуально должно выглядеть так, будто линии проходят за рукой.

Затем начните придавать объекту объём. Для этого надо соединить дугами, проходящими по руке, упирающиеся в её контур линии. Такую же операцию проделать и на пальцах. Это придаёт изображению выпуклость, то есть создаётся впечатление трёхмерности.

В завершение сверху и справа сделайте силуэт предмета поярче, обозначьте границы. Также добавьте справа тень, чтобы завершить ощущение реальности предмета. По желанию в самом конце вы можете добавить цвета вашему рисунку, раскрасив полосы разными оттенками.

Трехмерные или как их сейчас называют 3д рисунки вызывают у зрителей ощущение реальности, а у начинающих художников непонимание, каким образом получается иллюзия объемного изображения. Создавать визуальные рисунки на самом деле не так сложно, главное, правильно распределить тени и свет.

Хотите научиться рисовать в 3д формате? Следуйте нашим советам:

  • на первом этапе работайте с реальным объектом, который можно пощупать, рассмотреть вблизи и издалека;
  • сделайте сначала набросок, скрупулезно выводя контуры предмета;
  • определитесь с источником света и запомните – только боковое освещение (справа или слева) хорошо выделяет объем, форму, фактуру объекта, и чем ближе предмет к свету, тем он будет светлее, чем дальше – тем темнее.

Как быстро нарисовать 3д рисунок

Рассмотрим самый простой способ получения объемного рисунка при помощи карандаша на обычном блокнотном листе бумаги. Объект – деревянная ложка, источник света – слева.

  • Положите ложку вогнутой стороной на лист бумаги, придержите ее одной рукой, а другой – обведите карандашом.


  • Весь листок, кроме предмета, с помощью линейки расчертите полосками шириной в 1 см.


  • Нарисуйте на ложке изогнутые линии – продолжение оборванных посередине, прямых линий разметки листка.


  • Придайте ложке контур, обведя карандашом ее правую сторону, а с левой – сотрите тоненькую полоску, чтобы изображение визуально приняло объемную форму.


  • Закрепляя навыки, потренируйтесь – обведите свою руку, разлинуйте контур аналогичным способом, затемните рисунок. Если почувствуете, что кисть получилась объемной – приступайте к более сложному творчеству.


Как нарисовать 3д рисунок простым карандашом

Приготовьте альбомный лист, простой карандаш, ластик и рисуйте, ориентируясь на наши картинки-подсказки:

  • начертите на листе бумаги параллелограмм, внутри которого проведите параллельные линии к каждой его стороне;


  • добавьте еще 4 отрезка в получившемся четырехугольнике и две наклонные черточки в правом верхнем и левом нижнем уголках;


  • обведите контур рисунка жирной чертой;


  • проведите линии согласно образцу;


  • сотрите наметку;


  • заштрихуйте прямоугольник при помощи горизонтальной штриховки, делая плавные переходы от темного цвета к светлому.


Как нарисовать 3д рисунок – усложненный вариант

Рисовать будем лестницу. Для такой работы понадобится: карандаш, линейка, плотная бумага.

  • Перегните заготовку и проведите две линии в разные стороны под углом приблизительно 40º. Наметьте поперечные палочки – будущие ступеньки.


  • Соедините чуть заметной линией крайние точки лестницы. Прорисуйте падающую тень от поперечных планок, используя мягкий грифель.


  • Возьмите лист с рисунком и поднимите одну его сторону кверху так, чтобы лестница стояла прямо, тогда пририсованная тень создаст иллюзию реальности и объема.


Итак, для создания 3д рисунка не требуется особого мастерства и знаний, простая усидчивость вперемешку с нашими советами поможет вам создать настоящий шедевр и поразить своим произведением друзей и знакомых.

Прежде чем учится рисовать 3D рисунки нужно понимать, что эффект 3D достигается объемом и тенями, по этому для тех кто хочет научиться рисовать объекты так что б они казались реальными нужно сначала потрудится! Самое первое перед обучением стоит вам научится рисовать оббьем, попытайтесь нарисовать куб, шар или конус. Это может занять у Вас не мало времени, но в дальнейшем это будет все быстрее. Далее после объема идут тени и свет. Трехмерные объекты отбрасывают тень в места, которые определяют источник света. Перед началом создания трехмерного рисунка, вам потребуется некоторое время, чтобы изучить объект, который вы собираетесь рисовать - его форму, объем, тени.

1.Эскиз.

Первый этап к нарисованию трехмерного изображения это создания эскиза. Доволи просто его создать, следует определиться, где предметы будут находиться у Вас на листе. После этого предмету следует придать определенную форму. Затем следует определить источник света для того что б правильно отобразить тени.

2.Тени
Сразу скажу, что тени лучше налаживать слоями. Сначала создайте маску тени (легкие наброски) а потом можете доводить, так как вам нужно. Там где тени будут очень темные то старайтесь их очертания делать не чёткими, это предаст рисунку больше реальности.

Пользуйтесь ластиком для создания дополнительной подсветки. Аккуратно избегайте темные участки тени, чтобы не попасть на них ластиком - размажете только рисунок.



Как мы уже знаем, сейчас 3D-рисунки стали очень популярными: это мы можем видеть и в живую в форме граффити (на стенах гаражей, домов и прочих сооружений ), и всякие снимки с конкурсов в соцсетях.

Объемы в 3D рисовании

Итак, вспомним об – ведь именно с их помощью можно создать иллюзорный 3D эффект . Упомянутые объемы главным образом зависят от особенностей теней: как именно располагается множество цветов от темного к светлому.

В трехмерном изображении предметы отбрасывают тени в те места, которые дают возможность определить свет.

Это было короткое вступление, а теперь к общим советам по созданию трехмерного изображения.

Как получить 3D эффект рисунка?

  1. Прежде чем приступить непосредственно к рисованию, нужно потратить просто «очешуенно-гигантскую» кучу времени на тщательное изучение того, что вы собираетесь изображать, а именно: нужно внимательнее рассмотреть все особенности, подметить характеристику теней и изучить форму с объемом . Конечно, вы можете воспринять этот совет буквально, и приступить к рисованию с дрожащими от старости пальцами и седыми патлами на глазах – ну еще бы! Вы же должны НАСТОЛЬКО скрупулезно все рассматривать и проверять. Но, думается, если вы потратите на рассмотрение выбранного вами объекта хотя бы недельку – и то будет хорошо.
  2. Теперь о тенях. Как нам уже известно, свет и тень являются главными составляющими нашего эффекта 3D. Для того, чтобы понять саму суть тени (однако как таинственно звучит) , рекомендуется выполнить примерно такой ритуал: в ночь кровавой луны встать у зеркала и улови, как ложится свет… Но, вообще-то, не обязательно ждать ночи, и тем более искать кровавую луну. Достаточно просто встать под прямыми лучами света и глянуть в зеркало – тогда, при внимательном рассмотрении, вы сможете подметить, что именно тени вырисовывают объемность фигуры : они есть и возле носа, и под ним, и на других деталях вашей, так сказать, конструкции .
  3. Далее – природная среда. Чтобы было яснее, возьмем, к примеру, дерево: все мы знаем, что его ствол ближе к центру будет темнее, чем ближе к кронам. Кстати, это также является довольно научным примером расположения теней.

С советами закончили, переходим к более практической части, а именно – к алгоритму изображения 3D-рисунка. Приготовились? Выдохнули и уняли радостный трепет сердца. Всё…

Наш алгоритм рисования 3D

  1. Сначала нам нужно сделать что? Правильно, набросок. , так сказать. С этим проблем не должно быть, создаем четкий план действия: какие, куда и как именно будут «вставляться» на бумаге выбранные объекты. Этот эскиз будет чем-то вроде карты: на нем будет видна и форма предмета, и место его расположения (прям шпионские игры какие-то… )
  2. Теперь – свет, а именно его источник. Опытному, практикующему рисовальщику достаточно знать лишь расположение света (скажем, солнца или луны, или тех же фонарей… или лампочек… светлячков, наконец! ), чтобы правильно изобразить тень. То, что находится более близко к источнику освещения, естественно, будет более светлым, в отличие от того, что расположено дальше . Но тень тоже стоит использовать аккуратно, осторожно, ведь чрезмерное употребление теней – не есть хорошо. Ну вот, смотрите – чрезмерно светлые предметы затемнить не составит труда, а вот чрезмерно темные предметы осветлить не так-то и просто.
  3. Слои бывают не только в тортах. Так что лучше рисовать трехмерный рисунок с помощью слоев: сначала набросать тени (сделать теневую маску), а затем уже затемнять по вашему усмотрению .
  4. И напоследок, о наиболее темных глубоких тенях. Лучше растушевывать их, изображать неясно, размыто , чтобы они выглядели более реалистично. Потом можно применить ластик, чтоб осветлить (если понадобится) .

В случае, если вы не особо опытны в рисовании 3D рисунков, то лучше стартовать с легких упражнений.

К примеру, опять же возьмем наши старые знакомые геометрические фигурки – шарик, конус или цилиндр – и попробуем изобразить их в трехмерном формате. Безусловно, на это должно уйти немало времени и у опытных художников, но! Не стоит бросать в сердцах карандаш и бумагу: это вовсе не значит, что вы бездарь, просто со временем вам удастся достичь достаточно хорошего уровня, чтоб рисовать не только геометрические фигуры, и не только на бумаге. Главное, не сдавайтесь!

Кстати, о «…не только на бумаге ». То, что рисовать трехмерные изображения можно и на асфальте, и на прочих поверхностях, конечно же, не секрет. Но известно ли вам, что для того, чтобы приступить к этому, без сомнений, новому уровню рисования 3D рисунков, вам сначала придется подружиться не только с карандашом и бумагой, но и с ужасными и непредсказуемыми монстрами After Effects и Adobe Photoshop ?

То-то же… а пока вы в панике вспоминаете, как же этим всем пользоваться или же предлагаете вашему компьютеру взятку в виде дополнительной свободной памяти (печенюшки техника к сожалению не берет ) , я дам примерный алгоритм выполнения трехмерного рисунка на, внимание, – асфальте.

Алгоритм рисования 3D на асфальте

  1. Во-первых, собираем манатки и идем гулять по городу в поисках вдохновения (нет, речь не о симпатичных брюнеточках с блондиночками и не о брутальных мачо с милыми ботаниками, а о предположительном месте расположения вашего рисунка ). Нашли? Щелкаем место энное количество раз на ваш мобильник. Если телефон оснащен совершенно печальной камерой (или же не оснащен вообще), запоминаем место и мухой домой – за фотиком .
  2. Во-вторых, находясь на том же месте (если вы ушли – вернитесь сейчас же) и продумайте, что именно и как вы будете изображать . Включаем воображение и смотрим на то, что вышло. Мысленно, разумеется.
  3. Придя домой и наколотив горячего чайку (кофейку, шоколаду, узвару, минералочки, кефирчика ), засаживаемся за наш любимый ПК и, затаив дыхание, грузим фотки в Фотошоп (также известный как Adobe Photoshop) .
  4. Далее работа в самой программе: вставляем рисунок или слово (желательно цензурное – согласитесь, как-то безвкусно будет, если улицы будут украшать совершенно неприемлемые слова) , затем применяем фильтры.
  5. Теперь тискайте на окошко «Исправление перспективы » и делаем упомянутую нами перспективу так, чтобы сетка накрывала наше изображение целиком и полностью , а затем переносим (экспортируем) то, что вышло в программу под кодовым названием After Effects .
  6. Из трех файлов, которые мы получим в результате (а именно: vpe, 3ds и png ), — выбираем наиболее читаемый – png . Ведь именно так наше изображение будет выглядеть сверху.
  7. Ну и наконец, распечатываем предыдущий файл, делаем масштабную сетку (для нашего «места труда» ) и вперед с песней. Рисунки на асфальте, как вы знаете, делаются либо цветными мелками, либо же аэрозольными красками. Как по мне, так аэрозольные краски держатся дольше, а с учетом того, сколько времени вы угрохаете на изображение трехмерного рисунка на асфальте, вряд ли вам станет весело от того, что его смоет вечерний дождик.

Ну вот и все. Дерзайте!

Wrote in March 4th, 2015

В этом посте я расскажу о принципах создания 3d-рисунков на асфальте и не только на нем. Под словом асфальт подразумевается горизонтальная плоскость по которой мы ходим каждый день, это может быть и бетон и деревянная основа, стекло и даже песок, да-да сейчас есть и такое- 3d рисунок на песке . Так уж повелось, что у нас его стали называть "на асфальте", видимо потому, что в детстве мы говорили: "Рисунок мелом на асфальте", хотя зачастую рисовали их больше на бетоне, возможно что слово бетон не звучит. За рубежом в буквальном переводе- 3d уличная живопись на англ. 3d street painting .


Многие из вас, кто сейчас читает эту статью уже знакомы с таким видом уличного искусства по фотографиям, которые находили в интернете или даже может кто из вас видел 3d-рисунки вживую, а может даже и пытался создать собственноручно и наверняка большинство задавалось вопросом, а как же уличные художники добиваются 3d-эффекта ?
Уверен, что часть из вас уже сейчас воскликнула: "Тю, да что тут секретного!?...Это же элементарная проекция изображения на плоскость !" И будут правы. Я бы уточнил, что это проекция + перспектива, хотя конечно же понятие проекции не может быть разделено от перспективы , это взаимодействующие понятия.

Так с чего же начинается работа над 3d-рисунком ? А работа начинается как и у всех художников, с определения сюжета и разработки эскиза, который зависит от размеров площадки на котором будет выполняться рисунок . Вы спросите каким образом сюжет зависит от размеров площадки?

Для этого нужно понимать, что рисунок на асфальте это проекция на плоскость, которая находится к нам под углом и имеет свое перспективное сокращение и если вы решили изобразить объект, который больше человеческого роста, предположим взрослого медведя нападающего на человека, которым будет являться фотографируемый, то такой рисунок у нас растянется на многие метры, это при условии, что высота в точке осмотра, с которой человек смотрит на рисунок, равна среднему росту человека. Поэтому иногда художники могут используют комбинацию из плоскости под ногами и стенкой, а то и двумя стенками при которой задействуються три и четыре плоскости (пол, потолок и две стенки)- угловая часть комнаты.

На этом изображении вы можете видеть как изменяются размеры изображения во время проецирования на плоскость лучом зрения. И чем острее будет угол луча зрения к плоскости асфальта, тем более вытянутым у нас будет рисунок.
Да знали это все и без тебя, давай дальше!



После того как вы определились с эскизом, вам нужно его перенести на плоскость в нашем случае асфальт. Как же это сделать?
Часть из вас уже воскликнула, да с помощью проектора! Да, отвечу я, можно и с помощью проектора, но есть одно маленькое условие, рисунок вам нужно выполнить в течении одного светового дня, как это может происходить предположим на фестивале , при котором процесс использования проектора становиться невозможным- проецируемое изображение попросту не видно при ярком свете. Итак как!?...

Для этого буду по чуть-чуть вводить вас в курс предмета перспектива и способом построения геометрических предметов в пространстве- метод архитектора . Почему геометрических? Потому что для начала нам нужно будет построить сетку в пространстве. Этот метод знаком в большей степени художникам и архитекторам соответствующих учебных заведений, хотя кто-то сталкивался с основами в предмете черчение.

Из точки осмотра 3d рисунок должен выглядеть точно так, как у вас на эскизе.

В то же время на асфальте рисунок яблока будет выглядеть следующим образом (вид сверху). Видно как деформируется рисунок на плоскости, поэтому на 3d-рисунок или как его еще могут называть анаморфный рисунок, не путать с аморфным!:) нужно смотреть только с одной точки.
На схеме показано поле зрения у человека это прбл. 120° .

Точка осмотра для зрителя обозначается таким знаком (который использую я) или любым дуругим, дающий понять человеку, что находиться и снимать нужно именно здесь и именно в этом направлении. Так что искать для качественной фотографии нужно именно такой знак.

Пару фоток для понимания насколько рисунок меняется в размерах.
На этом фото через объектив камеры с назначенной точки осмотра.


А вот как рисунок трансформируется (вид с обратной стороны)
Нарисованный канализационный люк, который выглядит с точки осмотра (там где стоит штатив) круглым лежащим блином, ширина которого больше длины почти в два раза, на самом деле имеет форму вытянутого в длину овала, который имеет противоположные величины- длина больше чем ширина.

Пример использования двух плоскостей для 3d-рисунка

Как выглядит деформация такого рисунк а с другой точки просмотра.

Для начала нужно задать размер прямоугольной площадки, которая будет захватывать ваш рисунок на асфальте и определить перспективный масштаб , а именно масштаб длины и ширины . Для этого на листе бумаги нужно наметить горизонт и провести линию H , параллельную горизонту, эта линия является краем картинной плоскости на нашем чертеже до которой мы еще дойдем, на асфальте же эта линия является краем прямоугольной сетки, которая будет разбита на квадраты размером 50x50 см.

Размер этот задается художником произвольно, в зависимости от сложности изображения, по принципу чем больше деталей, тем меньше квадраты- для более точного определения положения линий в рисунке.
Все мы помним про то, что горизонт проходит на уровне глаз человека, при условии если луч зрения человека смотрящего на эту фигуру находиться на одной высоте, т.е грубо говоря если эти фигуры одинакового роста. И разумеется если кто-то выше или ниже, линия горизонта у нас меняеться.

Таким образом зная рост человека (возьмем средний рост 170 см) мы можем задать метраж на картинной плоскости, т.е на линии H .
Далее проводим осевую линию, которая находится под углом 90 ° к краю картинной плоскости, в даном случае к линии H.

Для удобства я разбиваю метровые отрезки по полам и соединяю с точкой P на горизонте, получив таким образом точку схода P и масштаб длины отрезков, которые у нас равны 50 см.

Теперь основное, нам нужно определить масштаб ширины или можно еще сказать масштаб глубины отрезка длинной 50см. Проще говоря нам нужно определить насколько визуально у нас будет сокращаться сетка в перспективе, положенная на асфальт. Рекомендую изначально запастись форматом бумаги для чертежа побольше.

Задаем расстояние до основной точки осмотра (с которой публика будет фотографировать 3d рисунок ) т.е до края вашего рисунка (вернее сказать до края вашей будущей сетки на асфальте) Я задаю 2 метра, художник произвольно задает дистанцию, которая ему необходима, но не думаю что ее имеет смысл делать меньше 1.5 метра.
На осевой линии нашего чертежа, от края картинной плоскости, чем является линия H , откладываем расстояние 2 метра в итоге получая отрезок C N. Сама эта точка N для дальнейшего построения чертежа не играет роль.

Далее нам нужно получить дистанционную точку D1 на горизонте, из которой луч будет пересекать картинную плоскость под углом в 45° , в точке C, это поможет нам определить вершину квадрата. Для этого задаем расстояние в два раза больше высоты фигуры человека, поскольку фигура является объектом от которого мы и ведем измерение. Почему в 2 раза от картинной плоскости? Причина в устройстве человеческого глаза, угол захвата по ширине у нас больше чем по высоте. Для более-менее нормального, не искаженного восприятия, нам нужно находиться на растоянии от объекта в два раза превышающего его высоту)

Таким образом получаем точку Q (на площадке она нам не понадобиться). От основной точки схода P отложим (можно с помощью циркуля) отрезок равный PQ на линии горизонта, таким образом получив точку D1 и D2 , чаще всего она у вас будет выходить за лист бумаги, поэтому отрезок PQ делится на 2 для получения точки и на четыре для точки . Проведя луч через точки D1 ,C мы получаем прямую, которая пресекает плоскость картины под углом в 45° в перспективе.

Полученная точка B1 отрезка BP является вершиной квадрата, отрезок B,B1 -стороной длинною 50см в перспективе.

Как я говорил выше, дистанционная точка D1 выходитза лист бумаги, для удобства отрезок D1,P делится на четыре части и получаем точку
Используя дистанционную точку учитывайте, что в данном случае лучи пересекают сторону квадрата B1,C1 под другим уже углом (это в прбл. 75 ° ) к картинной плоскости. И для нахождения точки пересечения, отрезок BC делится на четыре равные части как и любой другой отрезок на линии картинной плоскости, из точки пересечения проводиться прямая в точку схода P , из в С- точка перечечения и будет определять сторону B1,C1 как это и делает луч проведенный из D1 в С.


Таким хитрым способом на пересечениях лучей из дистанционной точки с лучами сокращений AP , BP , CP , DP, EP мы получаем сетку размером 2 на 2 метра в перспективном сокращении с размером квадратных секций 50х50 см. Вуаля!

Высота фигуры человека на картинке и высота смотрящего, находящегося в точке осмотра -170 см., расстояние до точки осмотра-2 метра.
Как вы можете видеть на фото ниже, поместив наш эскиз яблока на полученую сетку, 3d-рисунок с точки осмотра на площадке должен выглядеть точно так же, как и на эскизе, т.е без искажений и деформаций.

Теперь нам нужно начертить сетку без искажений, это наш проекционный эскиз, с которым мы и будем работать на площадке и переносить изображение на асфальт.
Строится наша сетка на крае картинной плоскости, которым является у нас прямая H , сетка будет параллельна картинной плоскости и перпендикулярна плоскости основания, т.е "асфальту". Размер квадратов сетки все тот же-50 см, на чертеже конечно же он у вас в выбранном вами масштабе.

Далее следите за руками... Нумеруем для удобства квадраты. Проводим луч, я назвал его "луч проекции" , из точки осмотра N, в точку любого пересечения нашего рисунка с сеткой, которая лежит у нас в перспективе, я выбрал край листика яблока- он находится на линии нашей сетки в перспективе (основание квадрата С2 ). Пересекая нашу обычную сетку, которая параллельна нам, луч проекции отбивает точку, которая и является краем нашего листика яблока.

Таким хитрым способом мы находим все точки пересечения на нашей сетке. Точки которые попадают на осевую линию, находятся методом пропорционального расчета.
Для достижения более точного результата построения деталей и линий 3d-рисунка, сетка задается меньшим шагом клетки.
Соединяем все точки плавной линией, как это было в детском садике когда-то...
3d-рисунок в проекционном эскизе готов!
Как видно из полученного результата эскиз у нас получился деформированным. Теперь осталось его перенести на асфальт в натуре, где вы уже расчертили сетку сидите и ждете.


По такому же принципу изображение выстраивается на стенах и потолках. Тут и сказочки конец.
И не забывайте, что 3d-рисунок это в первую очередь рисунок, который требует навыков рисования,владения цветом и композиции, в противном случае работа может получиться не эффектной.

Несмотря на то, что 3d рисунок называется рисунком, он может быть выполнен и краской, где по логике вещей его правильнее было бы называть 3d-живописью на асфальте , но так случилось, что называть у нас его стали рисунком, напомню за рубежом чаще всего называют 3d уличная живопись- 3d street painting, хотя иногда можно встретить термин 3d drawings как у нас.

Взят у maksiov в Секрет создания 3D рисунка. Часть1 и Секрет создания 3D рисунка Часть2

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ .

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!