Старый князь николай андреевич болконский. Сочинение на тему: образ старого князя болконского (л

Старый князь николай андреевич болконский. Сочинение на тему: образ старого князя болконского (л
Старый князь николай андреевич болконский. Сочинение на тему: образ старого князя болконского (л

В романе «Война и мир» - известный московский барин, богач, хлебосол. Характеристика Ростова Ильи Андреевича с цитатами приведена в этой статье.
Ростов Илья Андреевич - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети Ростова, известный московский барин, богач, хлебосол. Ростов Илья Андреевич умеет и любит пожить, добродушный, щедрый и мотоват.
Образ Болконского Николенька в романе «Война и мир» - умный, впечатлительный и нервный мальчик. Характеристика Болконского Николенька с цитатами приведена в этой статье.
Болконский Николенька - сын князя Андрея и «маленькой княгини», родившийся в день смерти матери и возвращения отца, который считался погибшим. Воспитывался сначала в доме деда, потом княжной Марией. Внешне очень похож на покойную мать
Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» - умная, гордая, что ищет большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Характеристика Андрея Болконского с цитатами приведена в этой статье.
Болконский Андрей - один из главных героев романа, князь, сын М. А. Болконского, брат княжны Марии. «... Небольшого роста, очень красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».
Образ Николая Ростова в романе «Война и мир» - открытый, веселый, доброжелательный, готовый к самопожертвованию гусар. Характеристика Николая Ростова с цитатами приведена в этой статье.
Ростов Николай - сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер., Гусар; в конце романа человек княжны Марии Болконской. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», в котором виделись «стремительность и восторженность».
Исследования ДНК, проведенные по просьбе Русской православной церкви, подтвердили подлинность останков последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Об этом заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, сообщается на сайте ведомства.
"Анализ наиболее информативных участков ДНК...
Лесков - русский писатель. Хронологическая таблица жизни Лескова, а также его творчества изложена в этой статье.
1849 - переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева. Устраивается работать в штат Киевской казенной палаты. Живет в Киеве до 1857 года - изучает польский язык, славянскую культуру, интересуется религией.
1853 - Лесков женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, без одобрения родственников.
Известного актера, народного артиста России Николая Караченцова , которого госпитализировали три дня назад, выписали из больницы и он уже находится дома, сообщили близкие родственники артиста.
По их словам, актер чувствует себя нормально. Как стало известно, Караченцов был срочно госпитализирован 8 декабря в НИИ имени Склифосовского в Москве из-за сильных головных болей.
Народный депутат Украины Владимир Парасюк в комментарии изданию Гордон объяснил, что часы, которые ему якобы подарил Святой Николай, на самом деле - подарок от сестры.
"О часы от святого Николая я написал, чтобы показать, что не боюсь деклараций... У нас в семье, сколько я себя помню, всегда было традицией дарить подарки на Николая. Мы - люди верующие, ходим в церковь. И все ждут дня святого Николая.

Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Князь Николай Болконский

Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.

На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.

Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой” Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.

У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.

Андрей Болконский – сын князя Николая

В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.



Не будет лишним упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых одним он заменяет барщину на оброк, а других отпускает в «вольные хлебопашцы».

Серьезным поводом к переменам в характере молодого человека послужила военная служба. Если в начале герой романа, отправляясь на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и славу, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.

Он разочаровался в бывшем кумире Наполеоне, и решил, возвратившись домой, посвятить себя семье. Однако, Болконскому не в последний раз пришлось пережить подобные испытания. 1812 год стал фатальным для молодого Андрея, ведь в Бородинском сражении он получил смертельное ранение. Только перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия».

Мария Болконская – дочь Николая

Это очень богатая и знатная дворянка. Автор описывает её как очень некрасивую лицом, с тяжелой походкой, слабую телом, однако, с прекрасными глазами, в которых светились любовь и грусть: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…”

Что касается характера княжны Марии, то она была чистой, невинной девушкой, доброй, спокойной и кроткой, к тому же, умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…”

Марья Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем ради блага другого. Так, узнав, что мадмуазель Бурьен (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, однако, подобным поступком только подчеркиваются положительные качества героини.

Лиза Болконская, маленькая княгиня

Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также – племянницей генерала Кутузова. Она хорошенькая лицом, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, однако, князь Андрей с ней несчастлив, хотя на людях и называет прекрасной. Может, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: супруга все больше и больше раздражает Андрея.


К сожалению, княгине Лизе так и не довелось испытать счастье материнства: при первых родах, к отчаянию мужа, она умерла. Сын Николенька остался наполовину сиротой.

Николенька Болконский

Он родился в 1806 году. К сожалению, мама умерла при родах, поэтому мальчик «жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику…”

Ребенка, как своего, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшись к нему. Она сама обучает мальчика музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают репетитора по имени месье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик еще в семь лет пережил тяжелое испытание, ведь на его глазах умер отец.

После перерыва в описании с Николенькой снова можно встретиться на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, “…Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в уголку, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее, выходившей из отложных воротничков…”

Хотя Николай со временем и забывает образ своего родного отца, но всегда с грустью и восторгом вспоминает о нем. Самым лучшим его другом является Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.

Княжна Марья и сейчас переживает за подросшего племянника, ведь он очень боязлив и робок, до сих пор спит с лампадкой и дичится общества.

Мадмуазель Бурьен

Мадмуазель Бурьен, француженка, сирота, которую из жалости подобрал Николай Болконский, была компаньонкой жены Андрея Болконского – Лизы. Она любила маленькую княгиню, спала с ней в одной комнате, и слушала, когда та изливала ей душу. Но так было до поры до времени.
Не раз на протяжении романа мадмуазель Бурьен проявляла свои негативные качества. Во-первых, когда стала нагло флиртовать с Анатолем, который, хотя и оказывал ей знаки внимания, все же был женихом Марии Болконской. Во-вторых, когда во время войны с Наполеоном перешла на сторону неприятеля, чем вызвала гнев маленькой княжны, которая больше не подпускала к себе бывшую компаньонку.

Взаимоотношения членов семьи Болконских

Сложные и порой запутанные отношения членов семьи Болконских занимают в повести Льва Толстого свое особенное место. Здесь отражена жизнь трех поколений: старшего князя Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии, а также внука Николеньки. Каждый – со своим характером, привычками, взглядами на жизнь, но объединяет этих людей горячая любовь к Родине, близость к народу, патриотизм, чувство долга. Даже князь Николай Болконский, который с первого взгляда кажется грубым человеком, перед переходом в мир иной начинает просить прощения у дочери Марьи, на которую оказывал давление в течение жизни.

Семье Болконских присуща деятельность и активность, и не эта ли черта характера стала ключевой в создании их образов? Вдумчивый читатель сам постарается исследовать такой трудный, но интересный вопрос. И, конечно же, сделать для себя соответствующие выводы.

Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев

4.5 (90.91%) 11 votes

При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Семья Болконских в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем в изучении данного произведения. Ее члены занимают центральное место в повествовании и играют определяющую роль в развитии сюжетной линии. Поэтому характеристика данных действующих лиц представляется особенной важной для понимания концепции эпопеи.

Некоторые общие замечания

Семья Болконских в романе «Война и мир» является типичной для своего времени, т. е. для начала 19 века. Автор изобразил людей, в образах которых постарался передать умонастроение значительной части дворянства. При описании этих действующих лиц нужно прежде всего помнить о том, что эти герои - представители аристократического сословия рубежа веков, времени, которое было переломным в истории России. Это отчетливо и было показано при описании жизни и быта этого старинного рода. Их мысли, идеи, взгляды, мировоззрение и даже домашние привычки служат яркой демонстрацией того, как жила значительная часть дворянства в рассматриваемое время.

Образ Николая Андреевича в контексте эпохи

Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в ней писатель показал, как и чем жило мыслящее общество в начале 19 века. Отец семейства - потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этом образе сразу угадывается типичный образ старого вельможи времен Екатерины II. Он человек скорее прошлого, 18 столетия, чем нового. Сразу чувствуется, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми порядками и привычками, которые больше к месту для эпохи предшествующего царствования.

Об общественной деятельности князя Андрея

Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается монолитностью и единством. Все ее члены очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже принимает участие в проекте составления государственных реформ. В нем очень хорошо угадывается тот тип молодого реформатора, который был характерен для начала правления императора Александра Павловича.

Княжна Марья и светские барышни

Семья Болконских, характеристика которой составляет предмет настоящего обзора, отличалась тем, что ее члены жили напряженной умственной и нравственной жизнью. Дочь старого князя Марья была совершенно не похожа на типичных светских дам и молодых женщин, которые тогда являлись в высшем свете. Отец позаботился об ее образовании и обучил ее самым разным наукам, которые не входили в программу воспитанию барышень. Последние обучались домашнему ремеслу, художественной литературе, изящным искусствам, в то время как княжна под руководством родителя изучила математику.

Место в обществе

Семья Болконских, характеристика которой столь важна для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел достаточно активную общественную жизнь, по крайней мере до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Он занимал должность адъютанта Кутузова, принимал активное участие в военных действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах. Тем не менее, с самого первого его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Он держится несколько в стороне, не очень разговорчив, хотя, судя по всему, является интересным собеседником. Единственный человек, с кем он сам выражает желание вступить в беседу, - его приятель Пьер Безухов.

Сравнение семей Болконских и Ростовых еще больше оттеняет особенность первых. Старый князь и его молодая дочь вели очень уединенный образ жизни и почти не покидали своего поместья. Тем не менее, Марья поддерживала связи с высшим светом, обмениваясь письмами со своей подругой Жюли.

Характеристика внешности Андрея

Описание семьи Болконских также имеет очень важное для понимания характера этих людей. Князь Андрей описан писателем как красивый молодой человек лет тридцати. Он очень привлекателен, держится превосходно, в общем - настоящий аристократ. Однако в самом начале его появления автор подчеркивает, что в его чертах лица было что-то холодное, отчужденное и даже черствое, хотя совершенно очевидно, что князь человек не злой. Однако тяжелые и мрачные размышления наложили черты его лица свой отпечаток: он стал угрюм, задумчив и неприветлив с окружающими и даже с собственной женой держится крайне надменно.

О княжне и старом князе

Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.

Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.

Князь и его дочь

Отношения в семье Болконских с виду никак нельзя было назвать сердечными. Особенно это сказывалось в общении старого князя с молодой дочерью. Он держался с ней примерно так же, как и с сыном, т. е. без всяких церемоний и скидок на то, что она все-таки девушка и нуждается в более мягком и нежном обращении. Но Николай Андреевич, по-видимому, не делал особой разницы между ней и сыном и общался с обоими примерно одинаково, т. е. сурово и даже жестко. Он был очень требователен к дочери, контролировал ее жизнь и даже прочитывал письма, которые она получала от своей подруги. На занятиях с ней он был суров и придирчив. Однако на основании вышесказанного никак нельзя говорить о том, что князь не любил свою дочь. Он был очень к ней привязан и ценил в ней все самое лучшее, но его из-за строгости характера не мог общаться иначе, и княжна это понимала. Она побаивалась своего отца, однако уважала его и во всем слушалась. Она принимала его требования и старалась ни в чем не противоречить.

Старый Болконский и князь Андрей

Жизнь семьи Болконских отличалась уединенностью и замкнутостью, что не могло не сказаться на общении главного героя с отцом. Их разговоры со стороны можно было бы назвать формальными и даже несколько официальными. Их отношения не казались душевными, скорее, беседы были похожи на обмен мнениями между двумя очень умными и понимающими друг друга людьми. Андрей держался с отцом очень почтительно, но несколько холодно, отчужденно и по-своему сурово. Отец, в свою очередь, тоже не баловал сына родительскими нежностями и ласками, ограничиваясь замечаниями исключительно делового характера. Он говорил с ним только по существу, намеренно избегая всего, что могло бы затронуть личные отношения. Тем ценнее финал сцены провод князя Андрея на войну, когда сквозь ледяную невозмутимость отца прорывается глубокая любовь и нежность к сыну, которую он, впрочем, тотчас постарался скрыть.

Две семьи в романе

Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.

Вот так Толстой описывает князя Николая Андреевича Болконского. Более всего старый князь ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум» «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров», то «выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении». Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. «Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела». В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает «оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться». Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Молодой Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Пьер Безухов удивляется необыкновенной памяти, начитанности князя Андрея, его способности учиться. Пустая и бессодержательная жизнь светских гостиных тяготит князя Андрея. «...Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - говорит он Пьеру. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями. Влияние отца не прошло бесследно. Княжна Марья способна к глубокому осмыслению не только своей жизни, но и поступков "других людей, окружающей действительности. Она сразу поняла, что за человек Анатоль Курагин, и решительно отказалась от предложения князя Василия стать женой его сына. В письме к Жюли она осуждает войну, рассказывает о том, как тяжела для народа рекрутчина. В 1812 году княжна Марья отвергла предложение мадемуазель Бурьен обратиться за помощью к генералу Рамо и уехала в Богучарово, чтобы не оставаться в плену у французов. Княжна Марья была глубоко религиозным человеком. Христианское вероучение подавляло в ней чувства протеста и борьбы за свое счастье. «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе - в законе любви и самоотвержения...» Ей чужд эгоизм, она способна ради других жертвовать своими интересами; княжна Марья непоколебима в выполнении своего долга по отношению к родным и близким. Достойны уважения терпение и покорность, которые она проявляет в отношении к отцу. Она заменяет мать маленькому Николеньке, сыну князя Андрея. Узнав, что брат ее тяжело ранен и находится в Ярославле, княжна, несмотря на трудности пути в военное время, едет к нему вместе с Николенькой, считая своим долгом быть рядом с братом и принять все меры для облегчения его страданий. Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья свои духовные силы отдает семье. Она оказывает благотворное влияние на вспыльчивого, а порою грубого и жестокого в обращении с людьми мужа, с большой любовью и вниманием относится к воспитанию детей. Толстой не раз замечает, что княжна Марья не отличалась внешней красотой и. изяществом. Но она покоряла людей своей духовной красотой, высокой нравственностью. Сбылись ее мечты о любви и семье, но ей казалось, что «кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни...», поэтому графиня Марья не чувствовала себя вполне спокойной; ей иногда хотелось сказать мужу, «что не о едином хлебе сыт будет человек», «Душа, графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».