Сочинение на тему истинные и мнимые ценности в романе мастер и маргарита, булгаков читать бесплатно. Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита"

Сочинение на тему истинные и мнимые ценности в романе мастер и маргарита, булгаков читать бесплатно. Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита"

Ставит своих героев перед нравственным выбором, заставляет их размышлять об истинных и мнимых ценностях жизни, о цели существования и законах бытия. Неоспоримой и высшей ценностью в романе выступает любовь. Именно она способна изменять все вокруг и преодолевать самые сложные препятствия. В самом начале произведения автор знакомит нас с двумя литераторами Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным .

Из их разговора становится ясно, что их творчество ложно и однобоко. В наказание Берлиозу отрубает голову трамваем, а Бездомный попадает в психиатрическую клинику, где встречает настоящего писателя с верными ценностями. Иван сам осознает бессмысленность своей поэзии и обещает Мастеру впредь ничего не писать. Таким образом, по версии Булгакова творчество может быть истинным и мнимым. К другим спорным материям он относит свободу личности и дружбу.

Например, в Московской Ассоциации Литераторов руководители создали огромное множество никому не нужных кружков, лишь бы как-то занять время участников. В наказание свита Воланда заставила их петь без остановки, чтобы они почувствовали, каково это делать что-то без особого желания и без способностей. Тема дружбы в романе тесно переплетается с нравственными проблемами. По мнению автора счастлив тот, кто находит дружбу в любви и каждому воздается по его вере.

Лучшим примером дружбы можно назвать тесную связь между Мастером и Маргаритой и добросердечные отношения между простым смертным Га-Ноцри и могущественным Понтием Пилатом . Мнимой и явно ложной ценностью автор представил деньги. Как в ершалаимском мире, так и в современной Москве они ведут к отрицательным последствиям. Две тысячи лет тому назад за тридцать серебряников Иуда продал Га-Ноцри, за что был впоследствии убит.

А в Москве 1930-х годов люди теряют головы от неожиданного денежного дождя, устроенного Воландом в театре Варьете. В наказание все купюры, которые они жадно собирают, позже превращаются в обыкновенные бумажки. Особое наказание было предъявлено председателю жилтоварищества дома на Садовой, который страдал манией взяточничества. Ему было предъявлено обвинение за спекуляции с валютой. Единственными героями, которые оставались равнодушными к деньгам, были Воланд и его приспешники.

Нужно отметить, что Маргарита также не была во власти денег. Её интересовали лишь личное благополучие с Мастером и достойная оценка его творчества. Если составить два отдельных списка истинных и мнимых ценностей, затронутых в романе, то к первым примкнут любовь, дружба, истинное творчество, свобода личности, вера и честность. А под вторую категорию подойдут деньги, лжетворчество, «квартирный вопрос», предательство и жажда личной выгоды.

Подводя итог, можно сказать, что Булгаков, разделяя мир на истинное и мнимое, выделял сильных и слабых людей. Сильные люди могли противостоять ложным ценностям и их гнету, а слабые нет.

В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями — представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Для него талант меряется преданностью слову партии. Об истинном искусстве Берлиоз не имеет никакого представления. Юный друг Берлиоза — Иван Бездомный — во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе, и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение. Для автора оценки истинности искусства особо болезненна, неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Писатель показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Они не творцы, идеалы этих писак — собственное, сугубо материальное, благополучие. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца. Если Мастер — это воплощение истинного творчества, то Маргарита — идеал «настоящей, верной, вечной любви». Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане. Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника. Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности. Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа у Мастера не «божественное явление», а просто бродячий философ, несущий миру своим учением простые, но вечные нравственные ценности. Через библейскую линию в романе Булгаков продолжает утверждать тему истинных и ложных ценностей в жизни человека. Так, на примере образа Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Прокуратор стоит перед серьезным выбором — истинная или ложная ценность — правда или карьера. Испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести. Важно, что в «реальной» Москве 20-ых годов 20 века - Булгаков наблюдает лишь людей, которыми овладели пороки. Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский — все они забыли о нравственности, о простых человеческих ценностях. Корысть, мздоимство, похоть, пьянство и чревоугодие — все это, как показывает Булгаков, типичные черты москвичей начала 20 века. И именно за них они несут наказание — каждый свое, но страшное. Таким образом, в своем гениальном романе М. А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Так, среди прочих, в своем произведении писатель затрагивает проблему истинных и ложных ценностей. Он утверждает, что вечными являются нравственные - библейские — установки. Только они способны сохранить душу человека бессмертной.

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

2) Имя простой крестьянской девушки Жанны д"Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

3) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи.

4) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари » рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».

5) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

6) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».

Проблемы:

Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Роль личности в истории

Нравственный выбор человека

Конфликт человека и общества

Человек и природа

Утверждающие тезисы:

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Цитаты:

1. Есть один несомненный признак, разделяющий по­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

Аргументы:

У каждого в руках судьба мира

1) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивав­шие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната ­ это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка бе­зымянного человека обернулась страшной бедой.

2) Историки пишут, что турки смогли захватить Константи­нополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

3) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом­ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторя­лись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

4) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообе­щал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудоч­ке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей ув­лек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тог­да колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

Человек и природа

1) Человек на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­обходимых ресурсов питания.

2) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

3) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

4) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

5) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­роду.

Роман "Мастер и Маргарита", написанный известнейшим русским писателем М.А.Булгаковым, является поистине одним из самых мистических произведений 20 века. На протяжении многих веков людей мучили вечные вопросы о любви и ненависти, о добре и зле, о свете и тьме, о правде и лжи. И Булгаков смог ясно и четко выразить свои мысли по этой непростой теме. Теме человеческих ценностей.
Он описывает общество, в котором нет моральных ценностей, а есть только деньги и опьяняющая власть. И людей, испытывающих зависть и страх перед теми, кто выше и стремящихся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Булгаков, описывая муки Маргариты на балу у сатаны, даёт нам понять, что только сильная личность может противостоять ложным, мнимым ценностям во имя высшей цели.
Говоря о ценностях, нельзя не упомянуть библейскую составляющую романа. Здесь не рассматривается вечная борьба добра и зла, но освещается немаловажная проблема совести, морального выбора. И главный герой тут - Понтий Пилат, пытающийся сделать правильный выбор: казнить ни в чём не повинного Иешуа или сохранить свою власть и могущество. Конечно, страх потерять власть сильнее страха убийства человека, поэтому его выбор однозначен - казни состояться. Таким образом, Пилат потерял себя как личность, а расплата ему - вечные угрызения совести. Подобное наказание терпят и некоторые москвичи в процессе «наблюдений» Воланда.
Воланд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Первым пороком была ложь конферансье, из-за которой ему открутили голову, и зрителей из зала, когда дело дошло до пикантных вопросов. Второй порок - жадность, выявился благодаря денежному дождю над зрителями и открытому дамскому магазину с бесплатным обменом вещей. Эти два великих греха опустили московское общество на дно. Но осталась в нём и светлая составляющая - любовь. Всепрощающая, взаимная, светлая любовь. То самое чувство, способное воскресить даже самую гнилую и самую чёрствую душу. Так Воланд, услуга за услугу конечно (ведь он дьявол), исполняет желание Маргариты - вернуть любимого Мастера к ней - и обеспечивает им побег из гнилого города в безмятежную и уютную жизнь.
Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы, что, собственно, и поразило меня. В нём нет привычного образа вездесущего Бога - только сатана в лице Воланда, устанавливающий равновесие в падшем мире.
Роман «Мастер и Маргарита» не только обращает наше внимание на мнимые ценности: деньги, имущество (дядя Берлиоза поехал в Москву из алчности, узнав про квартиру), предательство, личную выгоду (критики газеты, которые говорили о произведении Мастера), но также демонстрирует настоящие ценности: любовь, веру, свободу и дружбу.

Всегда существовали ценности, которые считались непреложной истиной; внимание, любовь, взаимопонимание, верность, сопереживание, доверие. Постепенно человек учится общению с другими людьми, набирается опыта. У него появляется свой взгляд на мир, на людей, постепенно формируется своя система ценностей. Каждый выбирает, как ему себя вести в той или иной ситуации. Но выбор человек осуществляет исходя из своей сложившейся системы ценностей.

Люди с совершенно разными взглядами на мир показаны в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого "Война и мир". В произведении автор рассказывает о жизни людей различных слоев общества. Проводниками истинных ценностей в романе-эпопее являются любимые герои автора. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Вместе с тем мы наблюдаем за жизнью светского общества, наполненную неискренностью, эгоизмом и высокомерием.

Истинным ценностям Толстой противопоставляет ложные и раскрывает их в полном объеме на примере семьи Курагиных.

С главой семьи, Василием Курагиным, мы знакомимся уже в первой главе романа. Во время разговора с Анной Павловной Шерер мы узнаем, что главной целью посещения Курагина было не спросить о здоровье фрейлины (она болела гриппом) или поговорить о войне с Францией. Нет. Главной задачей было узнать, "правда ли, что вдовствующая императрица желает назначения барона Функе первым секретарем в Вену". Князь Василий желал определить сына на это место. Впоследствии мы узнаем, что Курагин желал лишь богатства себе и своим детям, почему и выдал дочь Элен за разбогатевшего Пьера Безухова.

Интерес к богатству проявляется и у Анны Шерер. Ее отношение к Пьеру резко изменилось, как только он разбогател.

При первой встрече "Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низкой иерархии в ее салоне". Когда граф получил наследство, "все, что ни говорил он, все выходило очаровательно". И для Курагина, и для Анны Шерер главным достоинством человека являлось его богатство.

Семье Курагиных противопоставлена семья Болконских. Николай Андреевич Болконский, несомненно, любит своих детей. Он считает необходимым постоянные занятия математикой с дочерью. Сам он постоянно занят какой-нибудь физической или умственной деятельностью: "высокий стол для писания, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенным инструментами и с рассыпанными кругом стружками". Николай Андреевич любит и своего сына Андрея. Старый князь знал военные и политические обстоятельства Европы во всех подробностях, но не отговаривал сына идти на войну, хотя и очень переживал. В отличие от князя Курагина, Болконский не пытался пристроить своего сына на престижное, доходное место.

Немало места в романе уделено описанию военных событий. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкое сражение, и Бородинская битва. В произведении при описании Шенграбенского боя автор рассказывает о проявлении героизма капитаном Тушиным и проявлении геройства Федором Долоховым.

Долохов, которого недавно разжаловали в солдаты, стремился как можно быстрее вернуть себе звание офицера. Федор проявил себя, убив одного француза и взяв в плен офицера вражеской армии. Но в голове его, возможно, меньше всего мелькали мысли о том, что сражается он на благо страны, а не ради собственной выгоды. Долохову было важно, чтобы его поступок заметил и запомнил полковой командир. Федор назойливо твердит: "мною взят в плен офицер. Я остановил роту... Прошу запомнить, ваше превосходительство". Таким образом, Долохов заботится лишь о возврате чина, его волнует только повышение по службе. В отличие от Тушина, которого заботит успех общего дела, Долохова занимают лишь корыстные интересы.

Капитан Тушин проявил немалый героизм и отвагу в бою. Располагая лишь четырьмя пушками, капитан на протяжении долгого времени отбивал атаки французов. Капитан проялвет мужество, не подпуская врагов к основному войску. Тушин мог обратить внимание князя Андрея на свой вклад в общее дело, когда тот приехал с приказанием отступать, но не сделал этого, так как не искал славы.

Толстой развивал семейную мысль на протяжении всего произведения. В конце романа подводятся итоги. Автор завершает "Войну и мир" описанием жизни двух семей. Мария Болконская вышла замуж за Николая Ростова, а Наташа Ростова - за Пьера Безухова. В семьях царило взаимопонимание, супруги любили друг друга. На примере Наташи Ростовой автор показывает, что в жизни намного важнее богатый духовный мир, любовь к людям, умение сопереживать и сочувствовать им, нежели внешние показатели. Сравнивая Наташу с Элен, "неизменная улыбка" которой не сходила с лица, можно сказать, что Наташа не искала в общении с людьми выгоды для себя, не искала счастья в деньгах и богатстве. Она проявляет искренние чувства и эмоции. Она любит петь и танцевать. Наташа представляется живой, настоящей. С образование семьи Наташа обретает счастье. Она полностью отдает себя семье, свое предназначение теперь она видит в служении мужу и детям.

Таким образом, в романе Толстого большое внимание уделяется истинным ценностям. Их носителями являются любимые герои автора. Они заботятся друг о друге и любят свое отечество. Ложь, хитрость, приспособленчество неприемлемы для них. Толстой показывает, что именно за такими людьми будущее, именно такими людьми может гордиться Россия.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -