Что отвечать атеисту. Как отвечать на аргументы воинствующих атеистов, чтобы они превратились в смиренных верующих

Что отвечать атеисту. Как отвечать на аргументы воинствующих атеистов, чтобы они превратились в смиренных верующих
Что отвечать атеисту. Как отвечать на аргументы воинствующих атеистов, чтобы они превратились в смиренных верующих

Энциклопедический словарь верующего человека. Аргументы, которые помогут тебе разгромить в споре любого воинствующего атеиста, мирного атеиста и даже полного богохульника (да, мы пробовали, и получилось бы, если бы они захотели мыслить логически…).

Текст: священник Дмитрий БЕРЕЗИН
Иллюстрации: Борис ЗАБОЛОЦКИЙ

Благодарим Гая Серегина и журнал «Максим» за прекрасную структуру и набор мыслей. Данная статья – зеркальный ответ на антиклерикальную публикацию , где слово «верующий» заменено на слово «атеист» с небольшими правками.

Верующему (или человеку, ищущему, что, в принципе, одно и то же) тяжело вести дискуссии с людьми, которые «точно знают, что Бога нет». Лучше всех эту ситуацию, конечно, описали незабвенные Ильф и Петров в «Золотом теленке»:

«- Бога нет, - сказал Остап.
- Есть, есть, - отвечали ксендзы».

Как существование Бога, так и его отсутствие недоказуемы в принципе в пределах естественнонаучных дисциплин, чем охотно пользуются атеисты. По всем законам логики Творец мира «из ничего» не должен быть составляющей частью этого мира, а следовательно, не должен подчиняться законам этого мира, а следовательно, не может быть определен в рамках естественнонаучных дисциплин. Не найдут, факт.

Поэтому самая большая ошибка - это пытаться воздействовать на атеистическое сознание, доказывая существование Бога научным путем. Никаким научным путем, никакими логичными аргументами ты свою убежденность подкрепить не сможешь. Атеисты отталкиваются от ложной аксиомы.

Зато у тебя есть самый широкий простор для доказательства того, что вне зависимости от владения атеистом научным методом, атеисты не верят не в Создателя или его заповеди, а в собой же созданный ворох суеверий и откровенной ерунды.

В отличие от атеистических фантазий, книги, законы, традиции и обряды любой религии реально и несомненно существуют, и, стало быть, их можно легко проверить и узнать.
В этом пособии мы собрали лучшие аргументы, которых обычно хватает для того, чтобы посеять хотя бы зерно сомнения в душу среднестатистического атеиста. Конечно, мы в основном занимались классическими атеистами, так как живем во многом в их окружении, но с неоязычниками, сектантами, пастафарианцами, скажем, эти доводы тоже можно применять.

1 «Наука все равно не может объяснить всего!»

Куда ведут черные дыры? Что было до Большого взрыва? Отчего вымерли динозавры? На эти и миллионы других вопросов у науки ответов пока нет: сумма всех наших знаний о мире - это ничтожная песчинка по сравнению с глыбой того, что мы о нем пока не знаем. Да, наука не готова ответить на многие вопросы, но это не повод думать, что она когда-нибудь ответит на все вопросы.

То, что критики текста Библии зачастую весьма несведущи в герменевтике, текстологии, археологии, истории, теологии и массе других наук - совершенно очевидно. С первых попыток критики Библии до последней статьи в журнале «Максим» аргументы изобилуют нелепейшими на взгляд современного человека неточностями, передергиваниями, а то и полностью выворачиваниями смысла наизнанку.

Критики пытаются найти в Библии учебник физики или химии, и напрочь отказываются допустить, что это может быть Слово Божие к людям. Они верят, что сначала было яйцо (или точка, или еще непонятно что), которое взорвалось, и из него получились галактики, звезды и много чего другого. Но не верят, что в начале было Слово. Они верят, что потом это все случайно самоорганизовалось, и наконец появилась планета Земля, такая удобная для живых существ.

Они верят, что на этой планете совершенно случайно под влиянием сотни факторов появились живые клетки, которые не погибли в следующий же момент, от тех же факторов, а стали жить-поживать. Правда, они не могут до сих пор повторить что-либо подобное. Они даже верят в то, что эти живые клетки были настолько разумными, что смогли самосовершенствоваться… в то время как для них самих, высших разумных существ, заставить себя оторваться от дивана, это уже подвиг.

Все это было бы неважно, и данные нестыковки можно было бы списать на ошибки ученых или заблуждения малограмотных публицистов, но все дело в том, что именно такой взгляд считается официальным, и именно такой взгляд преподается в школе как единственно верный. Например, что много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным…

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли - родоначальники царства растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну…учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм. Учебник биологии, 5 класс

2 «Религия не имеет ничего против науки»

Атеисты, пытаясь защитить свою веру, вынуждены неустанно бороться с необъяснимыми для них фактами, но они верят в то, что когда-нибудь наука за них на все вопросы ответит. Ученые, например, отказывались признавать Землю шаром, вертящимся вокруг Солнца, несколько тысяч лет, только в XVII веке гелиоцентрическая система получила среди ученых своих последовательных сторонников.

Сам же Галилей отмечал, что если Священное Писание целиком понимать буквально, то окажется, что у Бога есть руки, он подвержен эмоциям типа гнева и т. п. Галилей цитировал кардинала Баронио, что Библия учит тому, как взойти на небеса, а не тому, как они устроены. Атеистов мнение Галилея, видимо, не интересует.

С идеей Сотворения мира Богом атеисты бодаются до сих пор (да и неоязычники с саентологами), каждый сооружает наскоро свою теорию «научной эволюции», все-таки пытаются защищать в школах идею о том, что кролики и плезиозавры были результатом стечения некоторых, нам пока неизвестных, обстоятельств. А певец атеизма Ричард Докинз, автор знаменитой книги «Бог как иллюзия», например, считает, что «теория [читай — гипотеза] естественного отбора Дарвина гораздо экономичней, что она с неподражаемой элегантностью рассеивает иллюзию сотворения живых существ… правда… теория [читай — гипотеза] естественного отбора не может разгадать все загадки биосферы».

И то, что все промежуточные формы жизни оказываются почему-то нежизнеспособными, их не беспокоит. Ящерицы, выращивающие себе крылья в течение сотен тысяч лет, почему-то не съедены другими ящерицами, а рыбы, выращивающие себе легкие в течение десятков тысяч лет, почему-то не сдохли от странного новообразования в груди, которое мешало им все это время, и только через десятки тысяч лет рыбы поняли, ради какой высокой цели у них в груди была эта странная штука. Любой мелкий ляп в гипотезе эволюции атеисты списывают на то, что наука пока еще не все изучила. Но надо сражаться! Если эволюция, то должна быть тотальной, за это надо бороться!

3 «Суть веры - в вере, не нужно пытаться понять это»

Вера не зиждется на чувствах, и вера, основанная только на чувствах, не может быть полноценной. Знание (разум), воля и чувства – вот три силы души, три основания веры. Атеисты движимы тоже этими тремя силами. Знание ограниченное не дает им понять смысла Писания. Воля склоняет человека к удовлетворению своих первичных потребностей, поскольку стремиться к более высоким нет мотивации. Чувства почему-то подменяются инстинктами. Журнал «Максим» прекрасно это все иллюстрирует.

«Не верю, ибо не верю» — очень надежный ход, когда тебя хватают за хвост и спрашивают, а почему твой замечательный атеизм состоит из сплошных неувязок и фактических ошибок. В ответ на высказывания в таком духе уместно будет заметить, что если человек произошел случайно, то и претензий к нему быть не должно. Отсутствие разума и логики вполне объяснимо и допустимо.

А ведь именно с их помощью мы строим самолеты, лечим зубы и добываем электричество, а вот, будучи «случайно созданными», мы почему-то должны отбросить в сторону и то и другое. Интуиция есть и у тараканов, а вот разумом во всей его полноте обладает только человек. И когда мы добровольно отказываемся от него, потому что он «вредит нашему атеизму», мы, несомненно, расстраиваем Создателя, так как проявляем неуважение к его главному подарку для человечества.

4 «Не надо воспринимать Библию совсем буквально, это многоплановый источник, состоящий из очень разных книг очень разных периодов»

Воспользуемся методом редукционизма: не станем ворошить весь миллион погрешностей против реальности в атеистической аргументации, а остановимся на одной - утверждении, что Солнце возникло позже Земли (и позже травы, кстати).

Во второй половине 20 века в научном сообществе появилась и получила значительное развитие теория струн, которая до сих пор до конца не проработана, но вполне может себе объяснить появление света до появления Солнца как звезды достаточной яркости.

И создал Бог два светила великие, светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы… И был вечер, и было утро - день четвертый. Бытие 1, 16-19

Движение Солнца по небу в Библии нигде не формулируется в формате «звезда по имени Солнце вращается вокруг планеты по имени Земля». Просто говорится о движении Солнца по небосводу.

И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Исаия, 38, 8

Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аналонскою! И остановилось солнце, и луна стояла… Иисус Навин 10, 12-13

А теперь маленькое логическое упражнение. Зачем атеисты нам говорят неправду? Они по определению не в состоянии услышать аргументы и факты или почему-то считают нужным вводить нас в заблуждение?

На это у современных атеистов существуют два ответа: один попроще, второй похитрее.

ОБЪЯСНЕНИЕ А. Весь атеизм строго научен - это наука, нельзя спорить с фактами. Да, но ведь согласно научному методу в науке нет более серьезной опоры, чем факты, а единственная возможная методология – научная. И как мы теперь можем разобрать, что именно из написанного атеистами является доказанными фактами и обоснованными теориями, а что - конкретным, не допускающим толкований утверждением? Да если бы с таким подходом верующие подходили к вопросам веры, мир давно сошел бы с ума, примером тому несчастные пастафарианцы. Неужели нельзя хоть немного уважать свои слова?

ОБЪЯСНЕНИЕ Б. Верующие люди дремучие, они либо согласятся с нами, либо объявим их мракобесами. Претензия на истину – серьезная претензия. Правда, история показывает, что атеисты в своей массе представляют собой гораздо более жуткое мракобесие, чем даже не очень образованные верующие люди.

* — Примечание Капитана Очевидность:
« Кстати, одним из первых всерьез эту мысль реализовал атеист Владимир Ильич Ульянов-Ленин, объявив кровавый террор всем, кто с ним не согласен ».

Замечательно. Попытки воплотить атеистическую гипотезу в жизнь удались на славу, задержав лет на сто развитие страны, усеяв ее миллионами трупов сограждан. Но оставим обиды в стороне и вернемся к главному вопросу: если атеизм насколько банален и ненаучен, то почему атеисты по-прежнему пытаются рассматривать его как руководство к действию? Где положительные плоды атеизма? Почему столь прогрессивные люди ничего ощутимого не создали?

И непонятно — почему атеисты с надеждой смотрят на ученых (среди которых, между прочим, немало верующих людей), ожидая от них заветного вердикта «Наука доказала, что Бога нет». Еще Галилей их в этом должен был разубедить, если бы они его читали. Мы изменились, а атеисты до сих пор думают, что верующие в Бога люди верят в то, что Солнце вращается вокруг Земли.

Неудивительно, что современные атеисты вообще не понимают, что такое «научный метод», что такое «правила дискуссии». Они мыслят до сих пор изданиями и плакатами Союза воинствующих безбожников начала 20 века. Так каким образом современные атеисты могут знать, есть Бог или нет (и навязывать это знание окружающим)?

Есть, кстати, третий вариант объяснения. Так как науки очень сложные, и все науки один человек постичь не может, то среди атеистов просто нет ученого, который мог бы знать геологию, астрономию, биологию, физику, химию и множество других наук в совершенстве. На это мы опять спросим: а что поделывают атеисты, которые вроде бы и слабо, но заинтересованы в нашем вразумлении? Им что, трудно было собрать всех ученых и закрыть вопрос раз и навсегда? Они же сильные!

Они что, не понимают, что если верующие считают небо твердым, а землю стоящей на трех слонах, с ними будет очень сложно вместе уходить в небытие и удобрять собой землю? И как атеист может теперь понять смысл жизни? Ведь столько вокруг сумасшедших, обреченных уйти в небытие в состоянии заблуждения об устройстве этого мира…

5 «Вера придает жизни смысл и дает людям утешение»

Вот это важный аргумент атеистов против верующих людей: Бог освящает Собой все, Он смысл жизни и цель ее. Нет Бога - и все вокруг теряет значение, все прах, тлен и пустая суета. Да, конечно, очень неприятно ощущать себя маленькой и смертной колонией генов, сидящей на крошечном шарике, крутящемся с дикой скоростью в страшной космической пустоте без цели и смысла.

Атеисты, впрочем, это спокойно переносят – у них не кружится голова, и их не укачивает, бессмысленность бытия в этом плане чрезвычайно удобное приспособление: на него можно спихнуть все свои страхи, довериться ему, зажмурив глаза и сняв с себя ответственность за происходящее. Тем не менее, нам кажется, что трусость, слабоволие и нерешительность - не самый лучший материал для человеческой жизни. В три года не стыдно ничего не знать о жизни, но совершеннолетним гражданам ни разу не прочитать хотя бы Новый Завет, как-то не к лицу.

6 «Христианство - это фундамент европейской культуры»

И это замечательно! Оставим в стороне отношения гениев и Церкви, они не всегда были счастливы вместе. Но архитектура соборов, мессы Баха, живопись Возрождения - кругом библейские сюжеты! Да что там живопись! Наши имена, наша повседневная речь и бытовые ритуалы - кругом Библия. И слава Богу. Никто не собирается отнимать у человечества его культуру. Боже упаси! Библейские образы красивы и сюжеты захватывающи. Мы с удовольствием будем ими вдохновляться и дальше. Даже атеисты.

Не будем вспоминать о культуре Византии или Древней Руси, чтобы не оскорблять чувств верующих атеистов. Но они плохо знают историю, и им можно простить незнание того, что если греческие боги – это персонажи мифически-художественные, то Христос реален и историчен, и Его слова тоже. С этим надо что-то делать. Атеисты, конечно, если им не нравится этот факт, могут зарыться головой в песок. Но осторожно – пол бетонный!

7 «Религия делает человека лучше»

В отличие от человека верующего атеисту не на кого свалить свою вину — он обязан предвидеть последствия своих действий и сам держит за них ответ. Правда, держать ответ ему не перед кем, поэтому он полностью свободен в своих словах, мыслях и поступках. Пока на дороге не встретится кто-то, кто сильнее или хитрее.

Если этот корабль утонул - ты его криво построил, ну и ладно, в следующий раз сделаешь лучше, все равно смысла нет. Если ты протыкаешь человека вилами - это не Бог вершит суд твоими руками, это твое волевое решение. Беда с атеистами заключается в том, что они, к сожалению, говорят чаще всего о Любви и Красоте, а получается в результате -Подлость, Жадность, Глупость, и Ненависть, которые оправдываются их доктриной, становясь во много раз опаснее.

Да, атеист тоже может разбомбить детский сад, и даже целую страну, и с огромной долей вероятности он сможет заставить себя поверить, что это было хорошее, правильное дело. Так устроены люди. «Светлые» лица сотрудников НКВД - очень яркая иллюстрация к тому утверждению, что религия удерживает человека от зла.

8 «Войны и беды - это вразумление, которое нам посылает Бог»

Слабое место у любого атеизма - это его результат. Если атеизм столь полезен и благ, то почему столь ужасны его плоды? А если не столь полезен и благ, то как дальше, спрашивается, жить? Все атеистические гипотезы решили этот вопрос примерно одинаково: мир им видится исполненным препятствий полигоном, на котором верующие люди мешают атеистам привести человечество к светлому будущему.

Правда, атеистам для ускорения процесса хочется оставить жить наиболее ценные кадры, а остальных отправить в «адскую помойку». Отдадим должное атеистам: они не всегда столь последовательны в воплощении своих идей. У нас есть свободная воля, нравственный закон внутри нас и есть звездное небо над головой. Увы, но в этой замечательно понятной картине есть свои огрехи. Получается, что сам человек не только превращается таким образом в первопричину всех гадостей, которые творятся в мире, - он еще и явно настаивает на том, чтобы эти гадости продолжались до скончания света.

Все светские власти занимают свое место по человеческому велению, но истинный христианин не должен протестовать ни против Диоклетиана, ни против Сталина, что делает его удобным для уничтожения.

Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Римлянам 13, 1

Озеленять свой скверик и слушать пение птичек - это в целом похвально, но истинно угодны атеизму те, кто пусть только сейчас, на этом маленьком отрезке истории, для светлого будущего потомков выкапывает экскаватором рвы и расстреливает на их краю тех, кто не хочет жить в «светлом будущем». И истинный атеист очень мало стремится к справедливости сейчас, ведь он живет в своих детях, которые должны жить на земле в комфорте, удобстве, мире и спокойствии. И отправиться в свой черед в небытие.

9 «Христианская вера изменила нашу цивилизацию, превратив животное в человека»

Конечно же, на фоне древних греков, разбивавших детские головы о стены и африканцев, пивших мозги своих врагов, многие атеисты выглядят посимпатичнее. Но, скажем, рядом с полубуддийскими обитателями японского государства Хэйан, в котором триста лет, с IX по XI век, казни и пытки были запрещены законом — атеисты с их пытками, тюрьмами, расстрелами, вовсе не выглядят такими уж миролюбивыми.

Идея о том, что все люди - братья, а убивать нехорошо, вовсе не инновация атеистов. Эта мысль естественным образом приходила в головы самых разных людей - независимо от типа религии, которую они исповедовали, а вот горячая вера в отсутствие необходимости когда-то дать отчет о всех своих поступках, как раз преотлично воспитывала обратные мнения.

10 «Разные религии в сегодняшнем мультикультурном обществе в России мирно сосуществуют и готовы к диалогу»

Самый простой способ взять атеиста за жабры - это поинтересоваться, что он думает о других религиях, желательно о христианстве. Шаманизм какой-нибудь или верования майя с их страстью к вырванным сердцам отлично подойдут для контраста. Насмешка, которую вызывают эти невежды со своими дикими суевериями — совершенно не вызывают в душах атеистов протеста, они даже сами бывают готовы повязать ленточку на дерево, или вылить последние капли водки в костер «духам предков».

Но тот факт, что миллионы людей уже два тысячелетия верят в Иисуса Христа как Богочеловека, приводит их в неистовство. Кстати, факт мирного сосуществования и взаимного уважения между верующими разных религий в России очень не вписывается в атеистическую картину мира. Только информация о расширенной теории заговора жрецов дает им легкое успокоение. Ненадолго, само собой.

Тем не менее, беда в том, что в конечном счете атеизм не сможет жить рядом с Христом, Мохаммедом или Моисеем. И когда это сияющее атеизмом воинство с портретами Докинза, Маркса и Ленина возьмется доказывать, что Бога нет, верующим придется рвать на голове остатки волос и проклинать тот день, когда они по вялой мягкотелости терпели в школах дарвинизм, не имеющий отношения к Дарвину, терпели болтовню атеистов и садиться в тюрьму за высказывания против атеизма и атеистической власти. Богиня атеизма Кали славно потанцует в тот день, гремя черепами, если мир не одумается и не попытается максимально свернуть обратно то замечательное атеистическое возрождение, которое сейчас происходит.

7 причин бояться смерти, если ты атеист:

1. Атеист - это тот, кто верит, что Бога нет. А если есть?
2. Если нас не пугает, что нас не было до тех пор, пока мы не родились, почему мы должны бояться, что нас не будет после того, как умрем? Но все боятся, это факт.
3. Атеисты не боятся ада. Они живут в аду уже на земле и надеются, что этого не будет в вечности.
4. Каждый из атеистов при всей своей уникальности - лишь маленькая часть человечества. Даже их мысли принадлежат им меньше, чем на 1%: все остальное они позаимствовали из слов, картин, фильмов, песен, жестов и мимики других людей. Так что, когда они умрут, 99% их сознания и 99,99% их генов продолжат свое существование и дальше. Что же останется?
5. Если не рассматривать время исключительно с человеческой точки зрения, то все, что происходит с нами в эту самую секунду, будет вечно происходить с нами в эту самую секунду. Так что мы на самом деле бессмертны, если приравнять время к прочим координатам пространства. Боюсь, физики тут бессильны…
6. Жизнь - утомительный процесс. Необходимость дышать, кроветворить, думать, реагировать на импульсы нейронов кажется атеистам такой привлекательной только потому, что эволюционно в них внедрен механизм жажды жизни. Перед смертью он прекращает работать, и радость, которую по этому поводу испытывали люди, пережившие клиническую смерть, доказывает, что бояться умирания просто глупо. Смерть Вольтера, Ницше и других атеистов это доказывает со всей очевидностью.
7. У атеистов огромная привычка к смерти. Каждый вечер они ложатся умирать, и назавтра из постели встает уже немножко другая личность. Уже по прошествии пары лет атеисты будут вспоминать себя сегодняшнего как чужого и не очень понятного им человека. Владимир Ильич к концу жизни вообще перестал вспоминать себя…

Но сейчас иначе. Атеизм оказывает сильное влияние на нашу культуру, и это влияние возрастает. Вы можете быть свидетелями этого везде: начиная от полок с бестселлерами в местном книжном магазине и заканчивая видоизмененными из дарвиновских Иисусовыми рыбками, которые вы видите на соседней машине.

Атеистам удобно признавать себя атеистами, удобно провозглашать атеизм и удобно осуждать религию, которая, по мнению выдающихся атеистов, находится в списке «благословений» человечества где-то между дифтерией и нацизмом.

И теперь, когда мы встречаем его все чаще, христиане иногда оказываются плохо подготовленными для борьбы с этим противником. Особенно христиане от рождения. Аргументы атеистов такие неожиданные, что верующие не знают, как отвечать, и очень часто эти вопросы повергают их в злость («Как ты смеешь?») или страх («А если они правы?»). И ни один из аргументов не будет хорош, а только навредит свидетельству христианина и оставит атеиста неизменно укоренившимся в его неверии.

Если нам случится встретить атеистов, то мы должны быть готовы объяснить наши убеждения, которые отличаются от убеждений неверующих. Для начала нужно запомнить, что можно делать, а что нет, когда вы дискутируете на тему религии с атеистом:

1. Не бойтесь признать, что вы верите. Христиане часто рассказывают, что попадали в ситуации, где поднимался вопрос, почему они верят, и все, что они могли сказать, - это то, что у них есть вера, хотя никогда не исследовали ее основательно. Они часто кажутся озадаченными этим оправданием. Если вы оказались в такой ситуации и то, что вы «верите», - это единственное, что вы имеете, то не бойтесь остаться с этим. Озвучьте это лучше, насколько это возможно. Например, можете объяснить, что ваша вера - не просто история, которую вы себе рассказали, чтобы лучше себя чувствовать. Расскажите о том, что управляет вашей верой, имеете ли вы реальные отношения с Кем-то вне материального мира.

2. Не думайте, что ваши друзья-атеисты тайно обижены на Бога или чувствуют, что им чего-то не хватает в жизни. Думайте, что этот человек атеист, потому что он просто не встретил доказательства существования Бога.

3. Не цитируйте Библию, но знайте ее. Библия - источник великой мудрости, но, если вы цитируете ее атеистам как авторитет, это то же самое, если бы ваш врач объяснял вам диагноз, читая отрывок из «Гарри Поттера». Не разбрасывайтесь библейскими стихами в надежде, что это кого-то убедит. Все, о чем говорится в Библии, имеет свои причины. Знайте причины и будьте готовы объяснить их.

4. Не стесняйтесь так, будто вы должны знать все ответы на вопросы. Гораздо лучше просто сказать: «Отличный вопрос! Я не знаю на него ответа, но я бы хотел это изучить и вернуться к разговору», - а потом заходите на незнакомую вам территорию.

5. Объясняйте в контексте. Ознакомьтесь с историческими аргументами, касающимися христианства, и предложите убедительное объяснение, делающее религиозные требования неоспоримыми; что жизнь и смерть Иисуса соответствует древним священным книгам; что все историки, жившие до Него согласны с этим; что почти все апостолы страдали за свою веру; что христианство распространилось как пламя, несмотря на ужасные преследования. Исследуйте свидетельства ранних христиан, которые отстаивали христианство в языческом мире, в значительной степени враждебном их убеждениям (звучит знакомо?).

6. Будьте логичными. Не отрицайте важности логических научных утверждений. Это правда, что наука не имеет ответов на все вопросы, но на некоторые имеет, и если вы пытаетесь это отрицать, вы рискуете оказаться в странной ситуации. Как постоянно напоминал нам , Бог, в Которого мы верим, - это Бог ума. Рациональные аргументы христианства имеют долгую историю, и если вы можете их использовать, то говорите терминами, ваш друг-атеист сможет понять. Ознакомьтесь с известными христианскими философами и апологетами. Если вы не читали книги Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство», то чего вы ждете?

7. Поймите, что ваша единственная цель - это посеять зерно. В таких дискуссиях мы очень часто можем сосредоточить все внимание на деталях, потеряв общую картину из виду. Крайне маловероятно, что человек, с которым вы разговариваете, полностью примет истины христианства благодаря одному диалогу. Просто отстаивайте христианство, насколько можете, и помните, что разговор - это, в конце концов, Божье дело, не ваше.

8. Поставьте себя на место своего друга-атеиста. А что если бы, например, христианство было ошибочным, а греческая мифология - истиной? Что могло бы убедить вас в обратном?

9. Не употребляйте много христианских фраз. Христиане «отдают свои сердца Иисусу», «Святой Дух пребывает в них», а также можно услышать, что они «идут с Иисусом каждый день», будучи «в мире, но не от мира сего». Все эти выражения многозначны, глубоки и легко понятны для большинства христиан, но они ничего не значат для людей вне веры. Их трудно избежать, потому что мы привыкли употреблять их, как стенографию для сложных понятий. Но вы должны уметь объяснить эти понятия доступными терминами.

10. Молитесь. Не делайте ошибки, полагаясь только на свой ум, в то время как Святой Дух - к вашим услугам. Просите о ведении для себя и открытом сердце для вашего друга-атеиста. Вы будете поражены эффективностью этой техники. И это будет полезно для вас самого.

Мы не поощряем никого начинать драку, ведь никто так не провозглашает Слово Божие. Но когда придет время, вы, будучи готовыми, сможете отстоять свою веру, используя термины, знакомые для ваших неверующих друзей или родных.

Джейсон Андерсон - программист из Вирджинии, штат Алабама, публикует свои мысли о религии и культуре на странице Cynical Christian. Дженнифер Фулвилер - писательница из Остина, штат Техас, она стала христианкой в 2007 году, будучи до этого всю жизнь атеисткой. Сейчас описывает свое обращение в христианство на странице ConversionDiary.com.

Ответ священника:

1. Святой мученик Уар помог христианке Клеопатре вымолить у Бога, её внезапно умершего сына.

2. Высказывания атеистов, типа: «Православие – вымысел, православные святые – сказки для православных», являются ценностными суждениями, то есть, такими суждениями, в которых выносятся ценностные оценки, сравниваются ценности. Можно привести и аналогичные тезисы: «материализм – лучше религии, знание (наука) – лучше суеверий (Христианства)». Здесь атеисты вступают в противоречие с постулатами собственного мировоззрения. Материалистическая картина мира отрицает духовные реалии и предполагает существование лишь материи, подчинённой неизменным законам природы. Бога – нет, а значит, нет и объективного стандарта ценностей, опираясь на который можно было – бы безошибочно утверждать истинность одного явления и ложность другого. Ценностные суждения в рамках материализма, в результате этого, становятся неизбежно субъективны, то есть превращаются в личные, или групповые предпочтения, а значит, эти суждения – суждения бессмысленные. Кто поступает правильней: афганские Талибы, взорвавшие статуи Будды, посчитавшие их идолами и, следовательно, злом, или атеистический публицист Ричард Доккинз, ругающий за это Талибов, и считающий самих Талибов – злом? – В рамках материализма, это – бессмысленный вопрос. Одна группа (Талибы) посчитала статуи Будды – злом, другая (атеисты) – памятником истории, и, следовательно, благом. Оба суждения, в материалистической системе координат, идут в одну цену: они не имеют смысла, поскольку их нельзя сопоставить с объективным стандартом ценностей, ибо, если нет Бога и мир появился случайно, в его существовании нет цели и замысла, то в таком мире нет и не может быть объективного ценностного стандарта. Но атеизм неизбежно вступает в противоречие общечеловеческому опыту, предполагающему наличие нравственного и ценностного стандарта. Вот и приходится атеистам в теории – утверждать одно, а на практике – придерживаться другого: незаметно для себя вводить в свою мировоззренческую систему эти объективные стандарты, тем самым вводя туда и Бога, который является их Источником.

Правда, атеисты, в ответ, могут сослаться на разум, на науку, как на ценностный ориентир: всё, что «не согласуется» с разумом или научными доводами – плохо и ложно. Однако, и здесь, они противоречат собственному мировоззрению. Разум, с точки зрения материализма, обусловлен лишь материальными процессами, происходящими в коре головного мозга человека. Материальные - же процессы – работают по неизменным законам природы. Следовательно, принятие каких – либо ценностных систем, например: материализма или Христианства, зависит не от аргументов или доводов в пользу первого или второго, а от того, как у меня в головном мозге сложатся атомы. И поэтому, разум не может быть надёжным инструментом познания истины, а как следствие, становится невозможным и занятие наукой, как основанной на изысканиях разума. Лишь принимая Теистическую (от слова «Тэос» - «Бог») картину мира, как истинную, мы можем расставить всё на свои места. Кроме материи, в мире есть духовные реалии: Бог, душа, загробное бытие. Значит, мир и человек имеют объективную цель существования. Значит, есть объективный нравственный и ценностный стандарты и отсюда становятся возможными суждения типа: «это правильно, а это – ложно», «это добро, а это - зло». Поскольку человек обладает нематериальной душой, в которой заключён источник разума, разум не подчинён жёстким материальным причинно-следственным законам. Он – свободен и может быть надёжным инструментом познания истины. По этой причине становится возможной и наука, как систематизация разумной деятельности человека.

Вразумительные разговоры о жизни во Христе не являются выражением вашей личной религии. Христианство не является вашей личной верой или вашим индивидуальным толкованием Евангелия. Обсуждение вашей непоколебимой веры во Христа может быть интересным в случае, когда противопоставляются диаметрально противоположные точки зрения атеиста (неверующего) и ваша, как идейного христианина. Если вы хотите обсудить вашу веру с неверующим, очень важно спланировать ваш разговор, не забывая о вежливости, тактичности, обмене своим опытом и знаниями о жизни во Христе, таким образом, ведя аргументированную беседу, а не жаркий спор.

Шаги

Подход к теме

    Поставьте себя на место вашего собеседника. Подумайте, как бы вы ответили, если бы кто-то попытался убедить вас отвергнуть ваше служение Христу. Если ваш друг заинтересован в разговоре о вере в Бога и религии, делайте это постепенно, подбирая удобные случаи для взаимовыгодного и удобного обсуждения вашей непоколебимой веры. Никогда не навязывайте свои взгляды, особенно если собеседник в этом не заинтересован, в противном случае вы только покажетесь ему грубым и неразумным. Это лишнее.

    • Большинство атеистов могут не обращать внимания на свое неверие и вовсе, чтобы договориться с самими собой. Их больше волнует их поведение, они больше переживают за свое благоразумие, нежели за веру или систему доверия, на которую они опираются в своих поступках.
    • Всегда говорите с позиции доброго слова и любви, не осуждая. Христиане верят, что лучше проявлять безусловную дружбу, чем пытаться лишь обратить собеседника в свою веру, выиграв спор. Это именно тот простой вид личных, любящих отношений, которые могут быть подарены другим. Мы можем думать о "душах", но они хотят восхищаться, и чтоб ими восхищались/любили как друзей и просто как хорошую семью.
  1. Выберите удобное место и время для диалога о вере в Бога. Середина дебатов или дискуссии, вероятно, не подходящее время для добрых убеждений в вопросах христианской веры. Аналогично, рабочее место, занятый обеденный стол или большая группа не верное место для обсуждения ваших добрых вестей или предложения другой праведной жизни неверующему.Если тема всплывает сама собой, постарайтесь перенести разговор на другое более подходящее время, чтобы обсудить некоторые важные моменты (интересные вещи, беседы за чашечкой кофе про то, что вы думаете о сегодняшних темах, способы достижения успеха по вашему мнению и прогресс во всем, что бы мы не делали... Нет. Не о продажах. Не о покупках или вкладывании денег, нет. Давайте поговорим и побеседуем задушевно, хорошо? Нет, не будем спорить. Пусть это будет в приватной обстановке дома за кухонным столом, за чашечкой кофе в кафе или в парке на лавке.

    • Никогда не пытайтесь ошеломить неверующего друга своими взглядами или отмахнуться от его нежелания говорить (не игнорируйте протесты вроде: " Я не был готов к этому…, не сейчас; эй, чего ты от меня хочешь? "). Тема всплывет сама собой, а вам не следует торопить события, создавая неудобную ситуацию, где вы столкнетесь только с конфронтацией и недружелюбием.
  2. Ведите искреннюю полезную беседу. Каждый раз, когда вы обсуждаете вопросы веры, довольно важно вести доверительную беседу, не только перечисляя грехи и обвинения, аргументы или нравоучения. Если вы хотите убедить кого-либо в вашей точке зрения, вы должны быть сначала готовы спокойно и с подлинным интересом разузнать об ожиданиях, личных представлениях человека о Боге и Иисусе Христе. Если вы замечаете, что вам больше хочется говорить, нежели терпеливо слушать, то это скорее всего не та доверительная беседа, способная обратить человека, и таковая не является дружественной заботой, тогда зачем ее вообще начинать. Это не может походить на использование риторических неожиданных мыслей на вражескую территорию. Не забывайте, что вы ведете разговор с тем, кто вам небезразличен настолько, что вы готовы с ним обсуждать ваши причины для веры.

    • Будьте всегда честны и открыты. Вы можете нанести непоправимый вред вашей дружбе, если позволите сильным эмоциям руководить ходом вашей беседы. Она должна быть всегда цивилизованной, позитивной и сердечной. Не перебивайте своего друга, не обвиняйте его во лжи, не будьте предвзятыми, не стоит говорить злонамеренные вещи, только чтоб доказать свою точку зрения. Идея может быть оригинальна, если она беспристрастна и стоит обсуждения. А ущемление себя в еде или в некоторых моментах в жизни ради чего-то хорошего означает, что у вас есть принципы, своя точка зрения.
  3. Не пытайтесь обратить своего друга в веру или преподносить ему шокирующие идеи (не спрашивайте о его выводах и не предлагайте абсолютные дилеммы рай или ад…). Лучший способ заинтересовать кого-либо в христианстве - это показать веру в Иисуса Христа как Сына Божия, следуя за Иисусом всю вашу жизнь. Покажите христианскую жизнь полноценной, волнующей и привлекательной для других, и тогда они будут более заинтересованы, им будет любопытно узнать больше о вашей жизни как христианина.

    • Не приводите только лишь одни аргументы. Вы обсуждаете веру, основанную на правде о Божьем сыне. Это лучшее, что вы можете сделать. Не следует надоедать или принуждать кого-либо, превращать беседу в жаркий спор о добродетелях Иисуса (но вам надо быть готовым ответить на вопрос о том, как ваша вера в Бога не противоречит «заблуждениям» или плохим\хорошим сторонам мировых религий или прошлым или нынешним цивилизациям и их божествам). Такая риторика разговора является важной частью жизни во Христе.

    Беседа о вашей вере

    1. Расскажите вашему другу, что христианство значит лично для вас. Объясните, как ваша вера помогает вам проживать лучшую жизнь и обсудите, что значит для вас Иисус Христос. Будет также полезным упомянуть о людях, которых вы встретили в церкви, и о круге знакомств, который вы там сформировали. Сфокусируйте разговор на инструментах, которые даются последователям Божьего сына.

      • Почему вы чувствуете себя более полноценным, живя во Христе во время вашей повседневной жизни? Лучше всего избегать обсуждения концепции вечных мук для нехристиан в разговоре с атеистом. Если кто-то чувствует, что вы пытаетесь «спасти» его, ваш друг может найти это снисходительным и разочаровывающим.
    2. Найдите общий язык. Когда у вас идет беседа, лучше разговаривать на одном языке. Это означает, что вам следует пойти навстречу своему собеседнику и использовать обычные мирские термины при обосновании своих теологических идей. Такая техника может помочь в обсуждении христианства с точки зрения морали, практических инструментов в повседневной жизни и многих других светских тем.

      Не пытайтесь спорить о специфике Библии. Дискуссия между верующим и неверующим не должна переходить в споры о науке или креационизме, запутанных рассуждениях о сотворении мира согласно Книги Бытия. Обсуждайте веру в рамках вашей церкви, писаниях ранней церкви и вашем личном опыте в этом. Что значит лично для вас быть христианином? Вы ничего не сможете поделать с костями динозавров или возрастом Земли, поэтому избегайте этих тем.

      • Многие христиане имеют различные отношения к Библии, и вы можете много знать о библейских учениях и самой истории этой книги. С другой стороны, многие из них выделяют свое личное отношение к Иисусу как фундаментальный аспект их благословения в вере.
    3. Атеист может захотеть услышать определенные доказательства, а не рассуждения о вашей жизни во Христе, но дискуссии о христианстве не является спором между «наукой», «разумным замыслом» и «креационизмом». Если относиться к этому, как к дебатам с наукой, то это приведет вас в никуда в разговоре с неверующим. Всё, что вы можете, это преподнести Иисуса как того, за кем вы следуете.

      Попытайтесь понять видение вашего друга. Был ли он всегда неверующим? Случилось ли что-то, что принесло в его жизнь боль или заставило думать, что религиозные лидеры лицемерны? Или ваш друг просто решил основываться на научных эмпирических доказательствах? Какая бы ни была причина, вам следует узнать основы верований вашего друга и попытаться понять их.

      • Не пытайтесь предположить, что вы знаете ответы на вышеуказанные вопросы. Не все атеисты «злы» на Бога, не все были когда-то верующими, не все в отчаянии, что им в какой-то момент не хватило немного веры. Слушайте ответы, когда задаете свои вопросы и пробуйте понять причину неверия.
    4. Позвольте вашему другу попытаться убедить вас. Вашему другу может быть интересны причины вашей веры, особенно, если вы не выросли в христианской семье. И если человеку комфортно с вами, он начнет задавать вопросы. Чем менее оборонительную позицию вы занимаете, тем более разумным вы кажетесь. Не стесняйтесь своей веры в Бога и оставайтесь спокойными. Если вам интересен разговор, то для вашего собеседника он будет также интересен.

      • Не начинайте спор, если ваш друг постоянно пытается усомниться в сюжете Библии или спрашивает вопросы такого характера: " А может ли Бог сотворить гору, которую сам же не может сдвинуть? ". Все, что вам необходимо сказать, это: " Это невозможно узнать, и я не беспокоюсь об этом. Это не делает меня ни на капельку менее верующим ".

    Ведение открытого диалога

    1. Делайте то, что сами проповедуете. Если вы собираетесь ввязаться в серьезный разговор о том, как прекрасна ваша жизни во Христе, вы должны это подтвердить действиями. Продемонстрируйте, что в вашей собственной жизни есть любовь. Некоторые атеисты являются таковыми, потому что предвзято считают христиан лицемерными. Но вы то знаете, что они совсем не такие, покажите это на собственном примере.

      Пригласите вашего друга посетить церковь вместе с вами. Лучший способ представить атеисту вашу религию - это отнестись к этому, как к любой другой социальной функции. Подчеркните вашу общительность и товарищество, отвлеченно пригласив его на обед или пикник.

      • Если вы приглашаете атеиста на религиозное действо, скажите ему, что оно именно таковое. Не пытайтесь схитрить. Не забудьте представить вашего друга другим прихожанам, пусть он почувствует себя комфортно среди других последователей вашей церкви и религии.
    2. Будьте терпеливы. Присмотритесь, развивается ли интерес у человека к посещению вашей церкви. Вы можете пригласить его посетить церковь вместе с вами, но лучше всего, если ваш друг из своего любопытства сам к придет к этому, ощущая себя при этом комфортно и держа все под контролем. Не надо сильно давить. Чем больше действий будет со стороны вашего друга, тем более лучший результат вы получите.

      Будьте настойчивыми. Продемонстрируйте практичность христианства с помощью ваших собственных успехов и дружбы с другими христианами, покажите, что они всегда готовы проявить любовь и заботу, тогда ваш друг будет знать, куда обратиться в тяжелые времена..

      Если вы хотите помолиться о вашем друге, делайте это наедине. Фраза «я помолюсь за тебя» в конце разговора может показаться грубой. Если Бог собирается ответить на вашу молитву и обратить атеиста, то он это сделает в независимости от того, слышал ли атеист эту фразу или нет.

    • Атеизм - это не вера, это сомнения. Это важно понимать, перед тем как обсуждать Христа. Атеисты больше склоняются к аргументированным доказательствам. Ключевым здесь является то, что не следует пытаться обратить атеиста с одной веры в другую, лучше представьте доказательства вашей веры, слушайте собеседника и принимайте их выбор.
    • Не пытайтесь обхитрить кого-то. Никогда не обманывайте. Если приглашаете атеиста на христианскую встречу, уточните для него, что там будет происходить. Или это обычное социальное действо, или это церковная служба, или же это чтение Библии?
    • Такие вещи требуют времени и терпения. Не пытайтесь торопить вашего друга, как бы вам этого не хотелось.
    • Слушайте внимательно опасения и оговорки неверующего. Попытайтесь понять его, а потом апеллируйте к каждому его опасению конкретно. Отдавайте предпочтение доказуемой правде, а не недоказуемым догмам, и вместе приходите к истине с честностью и пониманием друг друга. Если вы покажете открытость к пониманию его взглядов, вы заслужите уважение.
    • Скажите вашему другу подумать над принятием таких абсолютных понятий как «добро» и зло». Ваш друг может иметь недоверие, сомнения и вопросы, так что процесс его убеждения может занять месяцы и годы вашей доброты.
    • Следующие книги включают в себя обсуждения о христианской вере, которые помогут вам в подобных беседах с вашими подопечными:
      • Help! I"m a Student Leader (с англ. " Помогите! Я студенческий лидер! ") – автор Дог Филдс – предложения, идеи, верования и примеры, в конце каждой главы вы найдёте заметки и комментарии реальных студентов, собранные во время написания книги…Издатель: Zondervan, ISBN: 0310259614.
      • Max Q – автора Энди Стенли и Стюарт Холл – работа посвящена самым сложным испытаниям на космическом корабле, таким как сверхнагрузки при старте, привыкание и отвыкание от гравитации и атмосферы Википедия: Max Q . Книга о том, как справляться с трудностями и соблазнами в жизни, о том, как развивается вера в Божью волю и следование Христу. Издатель: Howard Books, ISBN-10: 1582291780. Также к этой книге идёт дополнение: Max Q Student Journal с вопросами и предложениями для журналистики.
    • Некоторые атеисты никогда не станут христианами. Представьте, как бы вы себя почувствовали, если бы ваш друг пытался обратить вас в другую веру.
    • Мой пастор однажды сказал: " Не надо приглашать кого-либо в церковь всего раз. Пригласите их вернуться 3 раза. Ваш друг может не прийти и 3-й раз, но попытайтесь его убедить ".
    • Разберитесь в себе и в вашей вере.
    • Слушайте внимательно то, что вам говорит атеист. Если вы считаете его аргумент весомым, не надо сразу его отвергать.
    • Позвольте вашему другу понять, что ваша религия значит для вас, а затем спросите, что она значит для него.

    Предупреждения

    • Весьма вероятно, что у вас не получится обратить вашего друга в веру. Большинство атеистов имеют твердое мнение о том, во что они верят. И хоть многие открыты к обсуждениям, шанс их обращения довольно мал.
    • Старайтесь избегать упоминаний об атеизме при каждой встрече. Люди не любят, когда к ним относятся как к «безбожным грешникам» и будут избегать встречи с вами.
    • Не падайте духом, если у вас не получилось обратить человека. Если ваши попытки провалились, не разочаровывайтесь! Вы можете продолжать их или принять веру человека и остаться друзьями (или родственниками). Пытайтесь не потерять друга, только из-за того, что он не верит в Бога.
    • Вам следует знать, что многие атеисты, встреченные вами, скорее всего воспитывались в христианской вере или приближенно к ней. Многие когда-то честно и всем сердцем верили, были активно вовлечены в жизнь церкви и принимали все аспекты веры как истину. Через время эти бывшие христиане по личным причинам отказывались от своей веры. Часто у них были вопросы в их религиозной жизни и в верованиях и они искали ответы на них: некоторые в разговорах с их священником, пастором, некоторые изучали Библию, философию, религиозную историю, другие религии и науку. Вы можете верить, что вы приносите им свежее и яркое видение своей веры, о которой они еще не слышали, но у них могут быть лучшие академические знания об их идеях, чем ваши знания о ваших идеях. Такой подход к вопросам привел их к отказу от веры. Некоторые основывались не только на христианской вере, но и на информации об огромном количестве других религий, философий, истории и науке. Также не стоит забывать, что у них есть опыт жизни верующего, жизни, где есть место свету и Божьей любви. Многие открыто признают, что они скучают по чистоте отношений, по социальному и культурному аспектам церкви и христианства, но они также верят, что вернуться к вере, которую они отвергли, будет лицемерием для них. И, как атеистам, им сложно притворяться. Так что будьте осторожным и подумайте дважды, прежде чем пытаться обратить своего друга атеиста. Разговоры на тему Бога и веры с вашим другом могут вскрыть такие вопросы, на которые вы не готовы ответить и могут вызвать смущение или сомнения.
    • Настаивать на обсуждении или поклонении вашей религии неэффективно. Помните, это решать лично человеку. Как сказал Иисус: " Мир вам! Как послал меня Отец, так и я посылаю вас " (Евангелие от Иоанна, 20:21).
    • Суета и придирки к вашим друзьям, после того как вы им сообщили о вашей вере, только оттолкнут их от вас. Молитесь за них, и остальное оставьте Богу. Он когда-то призвал вас; когда-нибудь он призовет и их в нужное время.