Против чего направлен рассказ «После бала»? Моральный анализ произведения Л. Н

Против чего направлен рассказ «После бала»? Моральный анализ произведения Л. Н

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» направлен против жестокости, царившей в армии. Этот авторский протест лежит на поверхности рассказа: жестокая сцена избиения солдата про­изводит очень тяжелое впечатление на читателей. Перемены в человеческих отношениях часто зависят от того, что люди привыкнуть видеть друг друга в одной из масок, а ког­да видят другую маску или истинное лицо, не могут их при­нять. Иван Васильевич увидел полковника во время наказания, его потрясла эта сцена. Знал ли, действительно, полковник что- то оправдывающее жестокость? Было ли что-то оправдываю­щее избиение одного человека другим? Иван Васильевич не смог найти такого оправдания, не находит его и автор, и читатель. Поэтому можно сделать вывод о том, что маски разрушают че­ловеческие отношения.

Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца - Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
- Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина... ”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю? ” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком, - самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Против крепостничества, против жестокости в царской армии, против телесных наказаний и унижений. А перемена в личных отношениях происходят от открытия в близком человеке омерзительных качеств, в данном рассказе - это открытие жестокосердия у отца возлюбленной.

Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий.
Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – генерала Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и в самом выгодном свете – как любящий отец и хороший военный.
Но вот наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро генерал Б. открывается совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.
Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: “При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова”.
Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. И всем этим руководил генерал Б.
Увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой рушил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о своем долге и о своей совести.
Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.
В этом рассказе Толстой выступает против жизни “по указке”. Он говорит нам, что нельзя жить, следуя указаниям других людей, какой бы пост они не занимали. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос “Что же такое долг, совесть, честь?”, то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино. Л. Н. Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель.

  • Против Чего Направлен Рассказ После Б
  • Против Чего Направлен Рассказ Толсто

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Эти вопросы рано или поздно ставит перед собой каждый Read More ......
  2. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” – произведение во многом шокирующее. Оно о том, как событие одного утра кардинально изменило всю жизнь человека. Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты Read More ......
  3. 20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ “После бала”.Это рассказ о лицемерных и двуличных людях. “… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas Read More ......
  4. В основе рассказа “После бала” лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того Read More ......
  5. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” – позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь Read More ......
  6. Антон Павлович Чехов – мастер миниатюры, рассказа. В сравнительно небольшом объеме писатель умеет сосредоточить основные идеи, раскрыть глубокий замысел задуманного. Так, рассказ “Ионыч” по широте и философскому раскрытию темы сопоставим с повестью. Автору удалось “концентрированно” изложить важные проблемы современной ему Read More ......
  7. Антон Павлович Чехов в рассказах 90-х годов “Дама с собачкой”, “Душечка”, “Попрыгунья” исследует женский характер, интересы и помыслы героинь, смысл их жизни. Порой писатель безжалостен. Он отказывает персонажу в духовности, умении сострадать, любить. Героиня рассказа “Попрыгунья” Ольга Ивановна довольно легкомысленная Read More ......
  8. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, Read More ......
“Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого “После бала”? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» направлен против жестокости, царившей в армии. Этот авторский протест лежит на поверхности рассказа: жестокая сцена избиения солдата про­изводит очень тяжелое впечатление на читателей.

Другой конфликт — внутренний конфликт человека, кото­рый выносит на обсуждение

Полковник надевает то одну, то другую маску в зависимости от того, где он находится. «Должно ли так быть?» - задает чита­тель себе вопрос. Известно, что Л.Н. Толстой считал, что чело­век должен быть самим собой. Но от «масок» полковника стра­дает не он, а Иван Васильевич. Хуже всего то, что люди, наде­вающие маски, редко способны признать эту свою особенность как недостаток. Страдают от этого другие люди, живущие ря­дом с ними.

Перемены в человеческих отношениях часто зависят от того, что люди привыкнуть видеть друг друга в одной из масок, а ког­да видят другую маску или истинное лицо, не могут их при­нять. Иван Васильевич увидел полковника во время наказания, его потрясла эта сцена. Знал ли, действительно, полковник что- то оправдывающее жестокость? Было ли что-то оправдываю­щее избиение одного человека другим? Иван Васильевич не смог найти такого оправдания, не находит его и автор, и читатель. Поэтому можно сделать вывод о том, что маски разрушают че­ловеческие отношения.

Против чего направлен рассказ Толстого «После бала»

4.9 (98.1%) 42 votes

На этой странице искали:

  • против чего направлен рассказ после бала
  • против чего направлен рассказ после бала от чего зависят
  • отзыв о рассказе после бала
  • против чего направлен рассказ после бала от чего зависят по мысли автора
  • Против чего направлен рассказ после бала от чего зависят по мысли автора перемены в человеческих отношениях

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий.
Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – генерала Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный.
Но вот наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро генерал Б. открывается совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.
Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова».
Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим руководил генерал Б.!
Увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой рушил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о своем долге и о своей совести.
Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.
В этом рассказе Толстой выступает против жизни «по указке». Он говорит нам, что нельзя жить, следуя указаниям других людей, какой бы пост они не занимали. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино. Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель.

Сейчас смотрят:



Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества. Фольклор в поэме - это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песн

События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла -”Морфий”. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В

«Божественная комедия» - величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери - вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения. В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневековой чело

В 1904 году была поставлена пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад”, в которой автор изображает прощание хозяев с родовым дворянским гнездом. Тема эта была уже не раз освещена до Чехова литераторами второй половины XIX века. В пьесе автор затрагивает проблемы отцов и детей, любви, страдания. Но главное - на примере судьбы дворянской усадьбы автор рассматривает настоящее и прошлое всей России. Центральным образом, объединяющим героев пьесы, несомненно, является вишневый сад. Для Раневской сад - это

Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и нет счастливой развязки, но и в том, что в «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта. «Горе от ума» - комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом). Пьеса

Изображение героев в «Сказке о царе Салтане» В изображении героев поэт сохранил фольклорную типизацию, но вместе с тем стремился превратить их в полнокровные человеческие характеры. Реализм Пушкина находил внутреннее соответствие специфическому реализму фольклора, поэтому его литературная авторская позиция выступает в единстве с фольклорными деталями в системе сказки.

Проблема памяти волнует многих современных писателей. Наиболее полно и интересно она решается в творчестве Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Солоухина, Ю. Бондарева… В своих произведениях эти писатели исследуют психологические основы духовной человеческой памяти. Память рассматривается ими как высшая, непреходящая ценность, многогранная по своей сути, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, к родным могилам, что в целом символизирует нерасторжимую связь времен. И как то

Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Поэма Некрасова была всецело посвящена народу. В своих стихах и поэмах великий русский поэт рисовал правдивые полные горя и страдания картины народной жизни. Особое внимание Некрасов уделял созданию образа величавой русской женщины. Он понимал их горькую участь и суровую долю. Княгиня Е. И. Трубецкая из жён декабристов последов