Пропаганда группа год создания. Группа «Пропаганда

Пропаганда группа год создания. Группа «Пропаганда
Пропаганда группа год создания. Группа «Пропаганда
Группа «Пропаганда» создана в 2001 году. К известному, на тот момент, продюсеру Сергею Изотову пришли три девочки-подростка и сказали, что у них есть замечательные песни и они хотят стать знаменитыми. Это были Вика Воронина, Вика Петренко и Юля Гаранина. Песни действительно понравились продюсеру и он начал с девочками записывать песни. Во время работы выяснилось, что из всех троих петь умеет только Вика Воронина, поэтому для остальных были написаны «партии речетатива». Так родился собственный стиль «Пропаганды», но в таком составе коллектив просуществовал менее года. Вскоре после выхода первого альбома, как вспоминает Вика Воронина, девочек захлестнула звездная болезнь и продюсер вынужден был расстаться с двумя из них. На их место некоторое время претендовали несколько более ярких участниц, к которым предъявлялись повышенные требования в плане вокала. В итоге в коллективе продолжительное время поработали Катя Олейникова (2002-2003), Ольга Морева (2002-2006) и Ира Яковлева (2003-2009). В творчестве группы «Пропаганда» произошел поворот – отказ от речетативных партий и переход к профессиональному лирическому вокалу. Кроме того, в коллективе появляется четвертая участница – музыкант, саксофонистка Даша.
В 2007 году все права на группу «Пропаганда» переходят к новому продюсеру Сергею Иванову, который работал с коллективом до этого момента в качестве директора. Места в группе из четырех участниц сохраняют только Вика Воронина и Ира Яковлева, к ним присоединяется Мария Букатарь. Именно с этого момента группа начинает выступать исключительно вживую, без использования фонограммы голоса. Гастрольный график группы «Пропаганда» включает ежемесячно 10-15 концертов, а свободные от гастролей дни у девочек занимают практически ежедневные репетиции вокала и хореографии.
Не все выдерживают такой график, и в 2010 году коллектив покидает Виктория Воронина, которая мечтает найти время для сольного творчества. А немного ранее, в 2009 году вместо Иры Яковлевой появляется новая участница – Анастасия Шевченко.

Группа имеет большое количество национальных музыкальных наград («Золотой Граммофон», «Песня года», «Стопудовый хит», «Высшая лига», «Серебряный диск», «Бомба года» и многие другие) и является лауреатом многих телевизионных фестивалей и конкурсов.
За годы существования группа выпустила большое количество хитов, такие композиции, как «Мелом», «Кто», «Никто», «Так и быть», «Дождь по крышам», «5 минут», «Яй-я», «Супер-Детка» и «Quanto Costa» неделями возглавляли различные хит-парады радиостанций и телеканалов.
В 2010 году таким хитом стала песня «Знаешь», композитором которой является Александр Янковский. Этот трек несколько недель провел на верхних строчках чарта DFM, а видео на эту песню до сих пор находится в эфирах музыкальных телеканалов.
С этого момента основными авторами последующих треков становятся Александр Янковский и Сергей Иванов. Этот творческий союз приносит успехи.
Группа «Пропаганда» в составе Маши Букатарь и Насти Шевченко продолжает радовать своих поклонников новыми танцевальными композициями и постоянными концертами.
В 2011 году выходит трек и одновременно видеоклип "Я такая", который попал в чарт DFM и набрал в YouTube более 10 миллионов просмотров. Затем группа выпускает альбом "Знаешь", где один из треков "Наберу", также появляется в эфирах на некоторых радиостанциях.
В начале 2013 года выходят треки "Подруга" и "Я написала любовь". На эти треки также сняты видеоклипы, которые широко представлены на телеканалах.
Трек "Подруга" завоевал огромную популярность в народе. Совсем недавно группа выпустила новый альбом - "Фиолетовая пудра" и сняла видео на сингл "Жаль".

Три солистки группы «Пропаганда» - Вика Петренко, Вика Воронина и Юля Гаранина - стали широко известны публике в начале 2000-х. Это случилось во многом благодаря их яркой внешности и харизматичному исполнению. Но и не без помощи продюсера Сергея Изотова группа «Пропаганда» привлекла к себе внимание многомиллионной российской аудитории.

Как всё начиналось...

Перед тем как девчонки завоевали популярность, им пришлось пережить массу разочарований и трудностей. Зарабатывать на жизнь доводилось выступлениями на новогодних елках. Девчонки работали и клоунами, и ростовыми куклами, и околачивались на старом Арбате, исполняя свои собственные песни.

На одно из таких выступлений случайно обратил внимание А. Козин, директор известной студии звукозаписи. Через несколько дней группа «Пропаганда» была представлена им продюсеру С. Изотову. Он помог записать коллективу первый хит и «вывел» на большую эстраду. Так широкой публике стала известна композиция «Мелом».

Смена состава

Но продержаться в одном коллективе в жестких условиях шоу-бизнеса оказалось непросто. На одном из выступлений зрители заметили, что группа «Пропаганда» изменила свой состав. Вместо трех девушек на сцену вышли две, причем одна - совершенно неизвестная. Поклонникам объяснили, что группу покинула Виктория Петренко, в результате раскола и «несоответствии» моральному облику звезд эстрады.

Вслед за ней из коллектива ушла и Юля. Как и следовало ожидать, обновившаяся группа «Пропаганда», состав которой поменялся, изменила и имидж.

Новые девчонки - Ольга Морева и Ирина Яковлева - трудились над своим внешним видом, работали над новыми песнями и с огромным трудом записывали свой первый альбом.

На вершине популярности

Альбом появился в 2002 году и назывался «Детки». Вслед за ним вышла и пластинка ремиксов. Группа «Пропаганда» выбралась на верхние строчки хит-парадов. Новые клипы, песни, гастроли привели к тому, что солисток стали узнавать, их хиты все чаще звучали в эфирах популярных радиостанций. 2003 год стал одним из самых удачных, в это время появился ещё один альбом «Так и быть». Колоссальную популярность Ире, Вике и Оле принесла песня группы «Пропаганда» под названием «Супер Детка». На неё отсняли видео и выпустили красочный диск, автором песен для которого стала солистка Вика Воронина. В 2004 году группа завоевывает «Золотой граммофон» за композицию «Яй-я».

С начала своего существования группа выпустила уже 7 альбомов, объездила с гастролями Россию и не только. Но вот «звездная болезнь» одной из участниц снова привела к смене состава. Решив начать сольную карьеру, в 2011 Вика Воронина вышла из коллектива, её место заняла Вика Богословская (одна из участниц "Фабрики звезд"). Пропев с Ирой и Олей не больше полугода, и она покинула их. И в июле 2012 года в состав группы «Пропаганда» вошла Мария Неделкова.

Постоянная работа над образами, эксперименты со стилем диско, яркая привлекательная внешность участниц, талантливое исполнение позволяют держаться на плаву в условиях жесткого российского шоу-бизнеса. И сегодня можно услышать хиты в исполнении нового состава, который, по мнению критиков, ничем не уступает первоначальному.

Настоящее время

Страна Россия Россия Город Москва Откуда Москва Язык песен русский Лейбл

(ранее) CD-LAND records
Rise-Music

(сейчас) Продюсерский центр «Пропаганда» Состав Арина Милан
Майя Подольская
Кристина
Бывшие
участники Виктория Воронина
(2001-2010)
Виктория Петренко
(2001-2002)
Юлия Гаранина
(2001-2002)
Ольга Морева
(2002-2007)
Екатерина Олейникова
(2002-2003)
Ирина Яковлева
(2003-2009)
Наталия Коршунова
(2003)
Дарья Гаврильчук
(2004-2007)
Мария Букатарь
(2007-2015)
Анастасия Шевченко
(2009-2015)
Виктория Богославская
(2012)
Мария Неделкова
(2012)
Вероника Кононенко
(2015-2017) probkistars.net

«Пропаганда» - российская женская поп-группа , основанная в 2001 году .

За годы существования группа выпустила большое количество синглов, такие композиции, как «Мелом», «Кто», «Никто», «Так и быть», «Дождь по крышам», «5 минут», «Яй-я», «Супер-Детка», «Quanto Costa», «Знаешь», «Подруга», «Жаль», неделями возглавляли различные хит-парады радиостанций и телеканалов.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первым продюсером группы «Пропаганда» был Сергей Изотов. Первым хитом группы стала песня «Мелом», которая появилась в эфире радиостанции «Европа Плюс » 1 сентября 2001 года . За время работы было выпущено 7 альбомов, автором и исполнителем всех песен, за исключением двух ("Мария полюбила Хуанна" и "Далеко ли до Таллина") является Виктория Воронина.

    С 2011 года работает сольно, как Виктория Воронина. Виктория Петренко и Юлия Гаранина - участницы первого состава «Пропаганды», авторы всех песен альбомов «Детки», «Не дети» и «Кто». Причиной распада первого состава стали разногласия между девочками и руководством. Виктория Петренко покинула состав, в поддержку следом за ней ушла и Юлия Гаранина.

    После ухода Петренко и Гараниной в группу были приняты новые участницы - Ольга Морева и Екатерина Олейникова. Имидж подростковых девушек был кардинально изменён и трансформирован согласно желанию продюсера. В 2003 году произошла ротация состава. Коллектив включал трёх девушек: Вика Воронина, Катя Олейникова и Ольга Морева.

    Пик популярности группы пришёлся на 2002-2004 гг. В этот период вышли хиты «Пять минут на любовь», «Яй-я», «Супердетка», «Кванта коста» и др. Но после клипа «Кванта коста» «Пропаганда» стала терять популярность из-за проблем с финансированием и, как следствие, уменьшением раскрутки.

    Состав группы

    Период Состав
    Сентябрь 2001 - август 2002 Виктория Воронина Виктория Петренко Юлия Гаранина
    август 2002 - август 2003 Ольга Морева Екатерина Олейникова
    август 2003 - ноябрь 2003 Ирина Яковлева Наталия Коршунова
    ноябрь 2003 - август 2004 Ирина Яковлева
    август 2004 - январь 2007 Дарья Гаврильчук
    январь 2007 - март 2007 Мария Букатарь
    март 2007 - июнь 2009
    июнь 2009 - июль 2009
    июль 2009 - декабрь 2010 Анастасия Шевченко
    декабрь 2010 - февраль 2012 Анастасия Шевченко
    февраль 2012 - апрель 2012 Виктория Богославская
    апрель 2012 - июнь 2012
    июнь 2012 - сентябрь 2012 Мария Неделкова
    сентябрь 2012 - ноябрь 2015
    ноября 2015 - июль 2017 Вероника Кононенко Арина Милан Майя Подольская
    с июля 2017 Кристина Арина Милан Майя Подольская

    EasyTimeline 1.90

    Timeline generation failed: 3 errors found
    Line 51: bar:ami from:28/11/2015 till:16/07/2017 color:Lines

    Plotdata attribute "till" invalid.

    Line 54: bar:kri from:16/07/2017 till:end color:vocals

    Plotdata attribute "from" invalid.

    Date "16/07/2017" not within range as specified by command Period.

    Line 72: at:01/01/2017 color:yellow layer:back

    LineData attribute "at" invalid.

    Date "01/01/2017" not within range as specified by command Period.

    Дискография

    Альбомы

    1. - «Детки» автор музыки и слов Виктория Воронина
    2. - «Не дети» автор музыки и слов Виктория Воронина
    3. - «Так и быть или Кто-то играет в любовь…» автор музыки и слов Виктория Воронина
    4. - «Super Dетка» автор музыки и слов Виктория Воронина
    5. - «Стихи в метро или Одни дома» автор музыки и слов Виктория Воронина
    6. - «Ты мой парень» автор музыки и слов Виктория Воронина
    7. - «Знаешь»
    8. - «Лучшие песни. Новая коллекция»
    9. - «Подруга» (цифровой альбом)
    10. - «Фиолетовая пудра»
    11. - «Золотой альбом»

    Альбомы ремиксов

    1. 2002 - «Не дети»

    Сборники лучших песен и ремиксов

    1. 2002 - «Кто придумал эту любовь»
    2. 2012 - «Лучшие песни. Новая коллекция»

    Мини-альбомы

    1. - «Знаешь» (мини-версия)
    2. 2013 - «Подруга» (цифровой альбом (макси-сингл))

    Синглы

    1. - «Мелом»
    2. - «Никто»
    3. 2002 - «Холодно»
    4. 2002 - «Кто»
    5. - «Пять минут на любовь»
    6. 2003 - «Так и быть»
    7. 2003 - «Яй-Я»
    8. - «Super dетка»
    9. 2004 - «Quanto costa»
    10. 2004 - «Девочка хочет sexa»
    11. 2004 - «Мари полюбила Хуана»
    12. - «Стихи в метро»
    13. 2006 - «Скучаю»
    14. - «Ёлки-палки»
    15. - «Непростой»

    «Я рисую на асфальте белым мелом слово "хватит"» - все помнят этот хит десятилетней давности. Кое-кто даже помнит двух симпатичных блондинок Вику Петренко и Юлю Гаранину, которые пели эту песню в компании с Викой Ворониной.

    И вот теперь бóльшая часть «Пропаганды» вернулась на сцену с новой песней и прежней ни на кого не похожей индивидуальностью.

    - Что случилось много лет назад, когда вы ушли из «Пропаганды»? Или вас ушли?

    Петра: Меня уволили за аморальное поведение.

    - В чем оно заключалось? Вы бегали голой по сцене?

    Петра: Хуже... Я просто имела смелость иметь свою точку зрения на имидж группы, её репертуар и позиционирование и не стеснялась её озвучивать. Так как я являлась создателем данной группы, мне кажется, я имела на это полное право.

    Юкка: Наш продюсер решил, что тех денег, которые мы зарабатывали с концертов, ему недостаточно, поэтому стоит сменить имидж - выходить на сцену в одном нижнем белье, чтобы к нашим стадионам добавились еще и бани. От них, как известно, в те времена шёл основной доход.

    - Так Юкку уволили, потому что она не хотела в тур «по баням»?

    Петра: Юкка ушла в поддержку меня как мой лучший друг! Её никто не увольнял, даже более того - ей были предложены шуба, машина и возможность заработать на квартиру в Москве.

    Юкка: Нельзя же продать друга за трупик норки... хотя за шиншиллу, наверное, можно. Шучу. Изначально «Пропаганда» - это была мечта Петры, в которой я принимала участие. Я считаю, что когда мечта остается жить без человека, который её придумал и воплощал, то это уже не имеет смысла. Да и остаться в коллективе было бы предательством, на мой взгляд. Вообще если задуматься о том, как появляются звезды в мировой музыке, то самые успешные проекты, как правило, созданы друзьями или единомышленниками.

    Петра: Как и было с нами. Но продюсеру весьма удобно собирать группу из людей ничем не связанных. Воздействовать на людей, которые не являются сплоченной командой, гораздо легче.

    / Григорий Горячев / Russian Look

    - Ну хорошо, ушли вы из группы - почему сразу не стали записывать свой альбом?

    Петра: По условиям контракта до 2006 года мы не могли нигде светить своими красивыми фэйсами.

    - Но вас же уволили. Неужели контракт все еще действовал?

    Юкка: Юридически выходило, что да. Ну и плюс к этому нам угрожали.

    Петра: Наш продюсер сказал следующее: «Не рыпайтесь, если не хотите, что бы с вами что-то случилось». Тогда сами понимаете какие были времена. Певцы и певицы то и дело после ухода от продюсера попадали в больницу с травмами. Поэтому мало кто подавал в суд на расторжение контракта. Нам было 18 лет, и честно говоря, было страшно.

    - Что вы делали все эти годы?

    Юкка: Поначалу сопли вытирали... особенно я Петре.

    Петра: Я полгода была в депрессии, из дома не выходила. Вообще это ужасно, когда тебе [плохо], а тебя то и дело расспрашивают, что да как да почему. Короче, я побрилась наголо и сменила имидж, чтобы больше не узнавали.

    - В 2006-м контракт истек? Почему было не вернуться после этого?

    Юкка: Далее возникли обстоятельства непреодолимой силы. Я встретила большую любовь в жизни. Он оказался по случайному (а может, и не случайному) стечению обстоятельств поклонником группы. Красиво за мной ухаживал. И я как-то полностью погрузилась в эти теплые отношения. Много лет мы были вместе. И единственное, что меня волновало, - это наша любовь. Она настолько заполнила всё мое существование, что не оставляла времени ни на какое творчество. Плюс, я поступила в институт на отделение PR, закончила его весьма успешно.

    - А Петра чем все эти годы занимались? Тоже личная жизнь?

    Петра: Я пустилась во все тяжкие. Решила попробовать всё. Поставила пластический спектакль - благо, образование мне это позволяет, я закончила эстрадно-цирковое училище по классу пантомимы. Участвовала в других театральных проектах, таких как нашумевшая хип-хоп-опера «Копы в огне», шила майки и платья, рисовала картины, работала журналистом, вела свою колонку в журнале «Браво», сняла три «коротких метра», преподавала пластику детям в англо-французской школе, работала помощником режиссера в цирке... ну, короче, много всего. И хочу сказать, это тоже было весьма интересно и ничуть не хуже, чем в группе петь.

    / Официальный сайт группы / probkistars.net

    - То есть вы не жалеете, что с «Пропагандой» не сложилось?

    Петра: Сначала жалела. Обида была. А сейчас смотрю на всё и понимаю, что было же очень интересно. Вот, к примеру, работала я в «глянце» стилистом. Приходилось все время быть в образе, разговаривать соответственно, держать себя определенным образом, одеваться странно. Как роль в театре играть. Приходишь в шоу-рум шапочки со стразами для съемки выбирать и восхищаешься минут пятнадцать напоказ их красотой, а сама думаешь: какой-нибудь Вася взял шапку за 600 рублей, страз наклеил еще на стольник, а теперь втюхивает ее за - внимание, барабанная дробь! - 60 тысяч. Шапка - 60 тысяч! Можете себе представить?

    Или клеишь гигиенические подкладки к туфлям для съемки - ну, чтобы подошву не поцарапать. А некая звезда намеренно ходит в этих туфлях по гальке. Вообще на многих работах люди мне говорили «Ну вы прямо настоящий журналист, я себе именно так их и представляла» или «Вы такой администратор хороший - сразу видно, человек такого склада не может быть артистом», а после этого я выходила к ним на сцену, и они меня не узнавали.

    Несмотря на то, что вы так драматически уходили из «Пропаганды», я знаю, в прошлом году вы выступали в старом составе. Как это случилось?

    Петра: От Вики Ворониной поступило предложение совместно выступить. Мы долго думали. И решили: а почему бы не тряхнуть стариной?

    Юкка: Решили - надо закрыть гештальт. Ну, чтобы поставить на этом жирную точку.

    Петра: Мы даже записали две новые совместные песни, которые исполнили на концерте.

    Юкка: Почувствовали: «а брючки-то малы».

    Петра: Мы поняли, что мы теперь с Викой настолько разные люди, с такими разными взглядами на музыку, стиль, позиционирование, что нам просто не ужиться всем вместе. Лучше мы будем ходить к друг другу в гости на чай.

    Юкка: Хотя, конечно, сразу пошли предложения сделать ностальгический тур по городам нашей необъятной родины. Скосить бабла.

    Петра: И хоть это покажется странным, мы отказались. Понимаем, что рефлексировать по ушедшей молодости нынче в тренде, но для нас это странно.

    - Ну а сейчас-то что?

    Юкка: А сейчас у нас родился жопанадирательный хит! Песня о мире, о добре. В наше неспокойное время что может быть важнее Добра? Петра живет недалеко от меня, заходит по утрам кофе пить. Да и вообще звонит мне по любому поводу. Однажды принесла мне очередную песню. Она оказалась хорошая. И куплет у меня к ней сразу родился.

    Мы её записали. И даже клип сняли. Петра была режиссером. Взяли у подруги последний «марк» . Снимали друг друга по очереди. В клипе нет ни одного кадра, где бы мы были вместе, так как лишних рук не было. Петру я на крыше ее дома снимала. У меня периодически рука срывалась, а Петра говорит: «Оставь, будем считать, что это приём».

    Петра: В клипе мы также снимали случайных людей и своих знакомых, которые писали на табличках названия городов, в которых они родились, как символ того, что независимо от того, откуда мы родом, мы едины, нет никаких различий между жителями столицы и регионов, а также других государств.

    Юкка: Для этого, собственно, мы и пошли на скейтплощадку. Нам нужны были молодые, красивые люди. И вот тут, не поверите, в процессе съемок кто-то на гитаре заиграл песню «Мелом». Нас точно не могли узнать, прошло десять лет. Более того - когда мы засмеялись, никто не обратил на нас внимания. Но для нас это было как знак.

    Петра: Небеса разверзлись, и рука Господа протянулась к нам...

    / Анатолий Ломохов / Russian Look

    - Как будет называется песня? Будет ли клип на телике?

    Петра: «Добро»! А про телик и радио - да черт его знает. Вот думаю: продать, что ли, юккину тачку и проплатить ротацию на радио. Хотя на эти деньги можно и малобюджетное кино снять или спектакль поставить.

    Юкка: А кто тебе сказал, что я тебе дам свою тачку продавать?!

    Петра: А если я очень попрошу?

    Юкка: Ну проси!

    Петра: Ну пожалуйста!..

    Петра: Я потихоньку пишу и сливаю в интернет. Вот второй клип себе снимаю, тоже сама.

    Юкка: Сейчас песня родилась, завтра что-то другое родится - передача или кино... Главное, чтобы не скучно было. Сейчас вообще возможностей много для того, чтобы пробовать. Времена нынче странные. Не осталось героев ни в музыке, ни в журналистике, хотя время героизма. Даже фриков настоящих - и то мало стало. Может, просто норма изменилась, и всё, что раньше было особенным, стало обычным.

    Петра: Мы считаем, что хорошо быть свободными. Возникает идея - беремся за реализацию.

    Юкка: Идей у нас много. Мы как Пинки и Брейн - каждый день начинается с плана завоевания мира.

    Виктория Воронина три года жила на пенсию мамы и от переживаний похудела на 28 кг

    На волне успеха проекта НТВ «Хочу в «ВИА Гру» на телеканале «MUSICBOX» недавно запустили аналогичный проект под названием «Попади в «Пропаганду». Его участницам предложили посоревноваться за право стать новой солисткой группы «Пропаганда», снискавшей известность в начале «нулевых» хитами «Мелом», «Супердетка» и «Яблоки ела». Стоит ли «попадать в «Пропаганду», нам рассказала Вика ВОРОНИНА, бывшая участница и автор всех хитов коллектива.

    У истоков группы стояли я и мои подруги из подмосковного поселка Чкаловский - Вика Петренко и Юля Гаранина, с которыми я познакомилась во время учебы в цирковом училище, - вспоминает Виктория. - Мы втроем постоянно тусили у меня дома. Я играла на пианино и сочиняла песни. А девчонки вместе со мной их исполняли. Алексей Козин из рекордс-компании «CD-Land» случайно нашел наши записи в коробке, куда в одном из московских ночных клубов выкидывали не прослушанные кассеты и диски. И убедил заняться нашим продвижением бывшего продюсера «Отпетых мошенников» и «Гостей из будущего» Сергея Изотова.
    Сначала группа называлась «Влияние». Наш первый альбом «Детки» продался огромным тиражом. Поклонники после концертов отрывали на память куски от нашей одежды. Мы могли бы стать непотопляемой группой. Но, к сожалению, наши отношения с Викой и Юлей не выдержали испытания славой.
    Поскольку родители у меня не воровали, в нашей семье всегда было плохое материальное положение. До 21 года я не имела джинсов и мобильного телефона. И меня вполне устраивало получать за концерт 100 долларов, что было сопоставимо с месячной зарплатой родителей. А девочки подхватили звездную болезнь. Начали выказывать недовольство Изотовым. Им казалось, что он все делает не так: не по тому сценарию снимает клип, не в ту одежду нас одевает и т.д. В итоге Сергей Евгеньевич их уволил. Из-за этого мы с девочками разругались и перестали общаться. Лишь через полтора года Вика и Юля мне позвонили и признались, что были неправы. Мы встретились, плакали, обнимались. Но было уже поздно.

    Сама виновата

    После Вики Петренко и Юли Гараниной я работала с двенадцатью другими составами, - продолжает Воронина. - Каждые полгода - год кто-то менялся. Бывало, я приезжала на концерт и не знала, кто будет стоять со мной на сцене. А в 2006-м у Изотова появился другой бизнес - алкогольный. И он объявил, что больше не будет заниматься «Пропагандой». Для меня это был тяжелый удар. Помню, от переживаний за две недели я похудела на 28 кг. На мне «висел» кредит на машину. Богатого любовника не было. Только родители-пенсионеры. И я не знала, как жить дальше.
    За поддержкой обратилась к концертному директору «Пропаганды» Сергею Иванову. Раньше он торговал парфюмерией. К нам в коллектив пришел в 2004 году. И стал для меня очень близким другом. «Хоть ты нас не бросай! - сказала я ему. - Давай будем как-то вместе выживать». Со слов Иванова, он долго вел переговоры с Изотовым и в конце концов выкупил у него права на «Пропаганду». «Теперь я ваш продюсер, - сказал он нам летом 2007 года. Подписываем новые контракты со мной». Я настолько человеку доверяла, что, толком не вникая, подписала все, что он просил. Более того, дважды расписалась ему на пустых листах, которые, по его словам, предназначались для фанатов. Мне и в голову не приходило, что Сергей может меня обмануть.
    Очень скоро я поняла, какая была дура. Ссылаясь на необходимость платить за нас отступные Изотову, Иванов начал забирать почти все деньги от наших концертов. Моя ежемесячная зарплата составляла в среднем шесть тысяч рублей. А мне надо было красить волосы, заправлять машину, оплачивать съемную квартиру. Мама три года отдавала мне свою пенсию. Но и этих денег на жизнь не хватало. «Можно я пойду в «Макдоналдс» работать?» - спрашивала я Иванова. «Нет, - отвечал он. - Ты медийное лицо». Продавать песни другим исполнителям мне тоже не разрешалось. Оказалось, что по контракту я передала Иванову права на все, что написала и напишу в будущем.
    За попытку пообщаться с кем-то из коллег или их продюсеров он меня штрафовал. Фактически я стала его рабыней. Летом 2010 года не выдержала и сказала Иванову: «Сережа, либо ты мне поднимаешь зарплату, либо я ухожу из группы. За такие деньги я больше работать не могу». - «Я лучше подниму зарплату другим девочкам, - ответил он. - А ты, старая, кривая, горбатая и толстая, коллективу не особо нужна». После этого «Пропаганда» какое-то время работала без меня. Иванов мне звонил. Но я была обижена и не брала трубку. «Наверное, он хочет извиниться, что погорячился, - подумала я. - А на фиг мне это нужно?»
    Через месяц мы все-таки созвонились, встретились и договорились, что я дорабатываю в группе до конца года, а потом расторгаю с ним контракт и начинаю выступать сольно.
    Последний раз я вышла на сцену в составе «Пропаганды» в ночь с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года. Однако расторгать со мной контракт Иванов и не подумал. Вместо этого он начал, как фокусник, вытаскивать на свет божий какие-то бумажки якобы о срыве мной концертов и грозить судебными исками. Сказал, что не отдаст трудовую книжку. И даже зарплату за новогоднюю ночь выплатить отказался.

    Еле убежала

    Целый год я приходила в себя и даже не пыталась заниматься сольной карьерой. Мне казалось, что все пути в шоу-бизнес для меня закрыты, - говорит Вика. - Потом подруга из Перми показала мой контракт с Ивановым адвокатам. «Этой бумажкой можно подтереться, - заверили они. - В ней допущена куча нарушений. Как можно передавать права на еще не созданные песни?! Это полная фигня». Я воспрянула духом и стала добиваться расторжения контракта через суд. Рассмотрение моего иска по месту регистрации Иванова в Сергиевом Посаде успехом не увенчалось. Их судья никогда не сталкивался с такими делами и, не разобравшись, отклонил мои требования.
    В ответ Иванов обратился в Хамовнический суд Москвы и потребовал взыскать с меня штрафы по пять тысяч долларов за невыполнение контракта, а также запретить мне что-либо делать без его ведома - давать концерты, записывать мой голос, использовать мое изображение и т.д. Но его иск тоже был оставлен без удовлетворения. А самое главное - в решении Хамовнического суда наш контракт был признан по факту прекратившим действие с 2011 года.
    Но Иванов продолжал утверждать, что я принадлежу ему, и не давал мне самостоятельно работать. В Санкт-Петербурге он даже сам явился с убэповцами в клуб, чтобы меня схватить. Еле удалось убежать от него, сесть в машину и уехать. А в Москве после моего выступления в клубе «Arena Moscow» его стараниями и вовсе возбудили уголовное дело. Интересно, что допрашивал меня как свидетеля по этому делу друг Иванова, который ранее приходил с ним на концерты «Пропаганды». Потом этого человека уволили из органов, и дело закрыли.
    Как мне передавали знакомые, Иванов прямо говорит: «Моя задача - ее уничтожить. Пока я ее не засужу, не успокоюсь».


    Неустойка $300 тысяч

    Пару лет назад по ТВ вместе с Викой Ворониной показывали двух девочек из первого состава, которые утверждали, что они и есть настоящая «Пропаганда» и что я им запрещаю выступать, но за 12 лет работы с группой я с этими девочками ни разу не сталкивался, - признался Сергей Иванов. - А Воронина сама ушла из коллектива в 2010 году. Сказала, что ей надоело петь. На самом деле она испытывала женскую ревность к другим участницам - Маше Букатарь и Насте Шевченко, которые в определенный момент стали как артистки на голову выше ее.
    После ухода Ворониной в «Пропаганде» работали только две участницы. Мы пытались брать третью, но дольше трех месяцев никто не задерживался. С Ворониной у меня остался действующий контракт, заключенный до 2017 года. В нем было прописано, что в случае ее ухода она должна выплатить неустойку 300 тысяч долларов. Но я отнесся к ней с пониманием и этих денег с нее не требовал. Два года от нее не было ни слуху ни духу. А потом Вика снова захотела вернуться на сцену, и ей понадобилось расторгнуть контракт. Если бы она пришла ко мне и по-человечески попросила, это был бы другой разговор. Но Воронина сразу подала на меня в суд. На заседаниях устраивала истерики и беззастенчиво врала, будто я годами не выплачивал ей зарплату.
    Претензии Ворониной по поводу прав на ее песни тоже были ложью. Она их продала еще прежнему продюсеру «Пропаганды» Сергею Изотову. Когда он перестал работать с группой, Вика пришла вся в слезах и попросила меня выкупить эти песни, так как у нее самой не было средств. Я долго рассчитывался с Изотовым. Залез в долги. И судья признал меня законным правообладателем. В общем, суд Воронина полностью проиграла.
    Да, я действительно обращался в полицию и требовал отмены ее концертов. Но никто не запрещал ей сочинять, записывать и исполнять новые песни. А Вика выступала со старыми, принадлежащими мне. Плюс использовала в афишах название «Пропаганда», которое зарегистрировано мной как товарный знак. Тем самым она мешала работе нашей группы и наносила нам ущерб. Уголовное дело по факту ее выступления в «Arena Moscow» не закрыто до сих пор. Следователи не могут найти ее для допроса. Насколько мне известно, Воронина скрывается за границей - в США, в городе Сент-Луис. Да, я мог бы махнуть на нее рукой и расторгнуть с ней контракт. Мне от этого ни холодно ни жарко. Но Вика так себя повела, что я ради принципа не буду ничего расторгать.