Презентация по литературе "Ситуационная задача на уроке изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский""

Презентация по литературе "Ситуационная задача на уроке изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский""

«Великие реформы» Александра II - важный шаг на пути к либеральному характеру развития России, ее прогрессу и процветанию. В 1864 г. правительство императора проводит судебную реформу, которая должна была сделать суд России открытым, гласным, состязательным. Вводился суд присяжных заседателей, утверждалась презумпция невиновности. Гражданственность и демократия стали целью политики правительства. В эти изменения вошли как передовые черты новой судебной системы России второй половины XIX в. Однако Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, великие русские писатели и философы, имели иной взгляд на либеральные преобразования и дали свою оценку социально-политических последствий судебной реформы.

Роман «Воскресение» Л. Н. Толстого и публицистические очерки Ф. М. Достоевского содержат сюжеты необыкновенных историй жизни обычных людей, которые становились главными участниками судебных процессов. Сравнительный анализ работ дает ясное представление о сущности событий, происходящих в период социальнополитических нововведений. Классовый характер нового суда, его несправедливость для бедных людей подробно описал Л. Н. Толстой в романе «Воскресение». Это его последнее и самое не однозначное произведение, в котором нашли свое отражение конфликты веры, творчества и политики. В центре сюжета романа история простой женщины, Екатерины Масловой, обвиняемой в краже и убийстве, которые она не совершала. Л. Н. Толстой дает подробное описание обстановки в новом суде, где решается судьба героини. Перед читателем портрет председателя, адвоката, прокурора, присяжных - ключевых участников процесса: «В небольшой комнате присяжных было человек десять разного сорта людей»1 , - автор подчеркивает всесословность. «На всех был, - не-

смотря на то, что многих это оторвало от дела и что они говорили, что тяготятся этим, - на всех был отпечаток некоторого удовольствия сознания совершения общественного важного дела» 2 . Будто каждый пришел в суд, чтобы успокоить свою совесть и поддержать социальный статус, а не для того, чтобы искренне помочь. Таким образом, Толстой указывает на лицемерие и равнодушие присяжных к судьбам обвиняемых и пострадавших: «Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах, обязанностях и ответственности… Все слушали с почтительным вниманием. Купец, распространяя вокруг себя запах вина и удерживая шумную отрыжку, на каждую фразу одобрительно кивал головою»3 . Л. Н. Толстой отмечает, что в новом суде вердикты не стали справедливее, зато речи выступающих наполнились нотами пафоса и удлинились. «И зачем это читать?

Только затягивают. Эти новые метлы не чище, а дольше метут» , - говорит один из членов заседания. «Войдя в совещательную комнату, присяжные, как и прежде, первым делом достали папиросы и стали курить» , - сидя в зале, как подчеркивает автор, присяжные испытывали «неестественность и фальшь» своего положения. Когда присяжные приступили к обсуждению дела Екатерины Масловой, выявился весь непрофессионализм участников и их пренебрежение ответственностью. Автор неоднократно подчеркивает, что при вынесении решения по делу обвиняемой, присяжные не утруждались в поисках справедливых фактов в защиту подсудимой. Все дело в том, что согласиться на обвинение прокурора было легче, чем идти против него. А все присяжные стремились к завершению процесса и освобождению от этой благотворительной деятельности. Интуитивно они понимали, что Маслова не виновна. При составлении своего решения, присяжными была упущена деталь, которая имела большое значение при вынесении приговора. Заседатели снимали обвинение с подсудимой в краже, подразумевая тем самым и невиновность в убийстве, для них эта связь была очевидна, но не для председателя суда. Таким образом, невиновному человеку было предъявлено наказание. Чтобы подать прошение, необходимо иметь деньги и связи.

Маслова, женщина незнатного происхождения, не могла позволить себе такую защиту. Однако благородная по своим помыслам, героиня Толстого, не смогла и позволить влюбленному в нее Нехлюдову, человеку высшего общества, исправить эту судейскую ошибку. Анализ романа «Воскресение» показывает, как новые реформы отразились на судьбах обычных людей. На страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского последствия реформы судебной системы выступают в качестве одной из важных общественно-политических тем. Автор предпринял попытку описать новую судебную действительность глазами не профессионального юриста, не политика, а простого наблюдателя.

В статье «Среда» приводится пример того, как присяжные заседатели, наоборот, оправдывают виновного. Несмотря на то что судебная реформа должна была привести к росту гражданственности, пишет Достоевский, она становится источником проявления старой народной, чисто русской черты - «жалостливости». Смысл присяжных заседателей заключается в том, что они должны выражать мнение большинства, то есть фактически «возносить себя до целого мнения страны»6 . А русские присяжные жалостливо оправдывают настоящих преступников, будто это их личное дело, ссылаясь на состояние общественной «среды»: «Есть только подлое устройство среды, а преступлений нет вовсе» . Представляя несчастными настоящих преступников, присяжные делают несчастными мирных граждан, считает Достоевский.

Всему виной миф о, так называемых, «невыносимых условиях», которые вынуждают слабых духом людей совершать преступления. Писатель убежден, что безнаказанность приводит к упадку нравственности в обществе. Виновный должен пройти путь очищения, его пример должен стать показательным для других, а иначе «откуда у нас взяться гражданам-то?»8 - спрашивает автор. Проблему судопроизводства Достоевский продолжает рассматривать и в более поздних статьях «Дневника писателя» за 1876-1877 гг., описывая судебные процессы частных лиц. Это и дело Кронеберга, и суд над госпожой Каировой, и освобождение подсудимой Корниловой, а также дело семьи Джунковских, процесс, давший материал для романа «Братья Карамазовы». Здесь нелепость, несостоятельность судебной системы России выходят на передний план. Автор снова обращается к теме «заедающей среды», которая оправдывает безнравственное поведение. Родители, жены, мужья, дети становятся преступниками ввиду различного рода неблагоприятных условий: недостатка денег, внимания, признания, любви. Главными действующими лицами на суде становятся адвокаты. Достоевский видит проблему в том, что адвокаты талантливо убеждают публику и судей в невиновности своих подзащитных, призывают людей к жалости. Адвокат - это лишь набор риторических навыков, адвокату не важно, виновен его клиент или нет. Главное - «выбить слезу».

Достоевский раз за разом разочаровывается неискренностью судебных ораторов, которые защищают только частные интересы и не делают ничего для того, чтобы «мир в целом стал лучше». Новый суд - лишь сцена для демонстрации таланта «изворотливости», резюмирует автор. Кульминацией всех рассуждений Достоевского на тему судебного вопроса становится серия статей о семье Джунковских, в частности, «Фантастическая речь председателя суда». Автор начинает с того, что семья - это опора государства, от нее зависит облик страны. Современность Достоевский характеризует обилием «случайных семейств», в которых порвана связь с «отцовскими традициями», такая семья не дает новому поколению «добрых и святых начал». В такой «случайной семье» и зарождаются общественные болезни и преступления. В «Фантастической речи» писатель говорит о том, что избежавшие физического наказания преступники еще не свободны от терзаний совести.

И методом лечения общественных язв отнюдь не является состязательный суд, а искренние чувства: «Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Любовью лишь купим сердца детей наших, а не одним лишь естественным правом над ними». Только нравственный суд может стать совестью и наказанием преступников, этих слабых людей, раздраженных средой эгоистов, «позволивших себе принять слишком близко к сердцу свой неуспех»10. Описывая жизнь обычных людей, их проблемы и переживания, автор показывает последствия судебной реформы, намекая на то, что либеральные преобразования не способствуют улучшению общества.

Таким образом, и роман «Воскресение» Л. Н. Толстого, и «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского расширяют представление о судебном вопросе в России второй половины XIX в. Разные тексты двух авторов показывают, что преступником может оказаться любой из участников процесса. Будь это простой человек из народа или член дворянского рода, оказавшись на скамье подсудимых, он получит такой приговор, который будет удобно составить и услышать людям, которые спешат домой, не принимают во внимание факты или просто испытывают жалость. Исходя из этого можно утверждать, что и Толстой, и Достоевский видят справедливую и функциональную судебную систему России в совсем других идеалах, далеких от западных. Отказ ли это от суда формального в пользу морально-нравственного?

Петракова Анна Владимировна (МГУ имени М. В. Ломоносова)

«Тема суда в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели урока:

- совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, анализировать эпизод романа;
- проследить за поведением героев во время суда;
- раскрыть своеобразие темы суда, представленной в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
- развивать умение работать со словарями различного типа.
Тип урока: урок-рассуждение.
Ход урока:

1
.Организационный момент (объявление темы, постановка целей урока).
2. Беседа по вопросам:
- какие роды литературы вам известны?
- какие жанры литературы можно отнести к эпосу? (в случае затруднений можно обратиться к таблице на с.48 учебника).
- какими отличительными признаками обладают произведения эпического рода?
- что такое роман?
3. Проверка домашнего задания :
а) варианты заглавия II главы (отвечают учащиеся): «Суд», «Несправедливый суд», «Сумасшествие Дубровского», «Неправедный суд» (один из вариантов записывается в тетради; в результате постепенно все главы должны быть озаглавлены).
б) работа с текстом (глава II)
- как вы считаете, какой эпизод во II главе является центральным? (сцена суда)
в) Словарная работа (индивидуальное домашнее задание):
Суд – 1). Орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела на основании действующего законодательства;
2). Орган борьбы с преступностью.
Апелляция – обжалование судебного приговора.
Земский судья – выборный судья, ведавший судебными делами дворян в узде.
Заседатель – служащий суда, помощник судьи.
Истец - лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Ответчик - участник судебного процесса, привлекаемый в качестве предположительного нарушителя прав истца.
(делается запись в тетради).
4. Выразительное чтение сцены суда. 5. Работа в группах . Задание: - проанализируйте поведение участников процесса
- 1-я группа- Дубровский (
в этой сцене подчёркнуто безразличное отношение к А.Г.Дубровскому. Поручик Дубровский «стоя, прислонился к стенке. «Дубровский стал неподвижен, потупя голову»)
- 2 –я группа – Троекуров (
Троекуров ведёт себя надменно и самоуверенно. Он встречен «с изъявлениями глубокого подобострастия». «Писаря встали и заложили перья за ухо…придвинули ему кресла из уважения к его чину…», «Торжествующий Троекуров…подписал под решением суда совершенное своё удовольствие»).
- 3-я группа – представители власти (судьи): («
Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.) 6. Ответы учащихся. 7. Беседа по тексту :
- С какой целью Троекуров отнимает у Дубровского имение? (
Богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)
- Какие чувства испытывает Троекуров, выиграв суд? (
Троекуров должен был бы только радоваться своему успеху в судебном процессе, но внезапное помешательство Дубровского «сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко.)
- Как изменился старый Дубровский со времени суда? («
Здоровье было плохо», «силы ослабевали», «был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях») 8. Вывод:
- Какую роль в композиции романа А.С.Пушкина «Дубровский» играет сцена суда? (
Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях).
9.
Творческая работа.
Учащиеся пишут мини-сочинение «Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?»
10.Домашнее задание:
- прочитать 3-7 главы, озаглавить их;
Задание - вопрос:

- Как решение суда повлияло на дальнейшую судьбу Дубровского.
(Урок №3. Образ Владимира Дубровского)

В этой статье мы опишем ключевые эпизоды "Дубровского" - произведения, созданного Пушкиным. Начнем с представления главных героев.

Троекуров и Дубровский

Троекуров Кирила Петрович живет в поместье Покровское. Это знатный и богатый барин. Его опасаются все соседи, зная крутой нрав этого человека, лишь Дубровский Андрей Гаврилович, бедный помещик, поручик гвардии в отставке и бывший сослуживец Кирила Петровича, не боится его. И тот и другой - вдовцы. У Дубровского есть сын Владимир, который служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая живет с отцом. Часто Троекуров говорит о том, что хотел бы поженить детей.

Ссора друзей

Ключевые эпизоды "Дубровского" открываются раздором друзей. Ссорит их неожиданная размолвка, а независимое и гордое поведение главного героя еще сильнее отдаляет друг от друга. Всесильный и самовластный Троекуров решает выместить свое раздражение тем, что замышляет отнять имение у Дубровского. Он приказывает Шабашкину, заседателю, найти для этого "законный" путь. Тот исполняет желание, и вот Дубровского наконец вызывают для решения данного дела. Эти события описывает в произведении "Дубровский" эпизод в суде.

В присутствии сторон на судебном заседании читается решение, которое исполнено множеством юридических казусов. По нему имение Кистеневка, принадлежащее Дубровскому, переходит во владение Троекурова. У бывшего владельца происходит припадок безумия.

Дубровский умирает

Ухудшается здоровье старшего Дубровского, и старуха Егоровна, ходившая за ним, пишет сыну помещика в Петербург письмо, уведомляя того о случившемся. Владимир едет домой, получив отпуск. Кучер дорогой рассказывает молодому человеку об обстоятельствах данного дела. Дома он находит одряхлевшего больного отца.

Ключевые эпизоды "Дубровского" впереди. А повесть продолжается тем, что Андрей Гаврилович медленно умирает. Троекуров, мучимый совестью, отправляется мириться. При виде гостя хворающего помещика разбивает паралич. Сын больного велит передать соседу, чтобы тот убирался прочь из их дома, и тогда же умирает Дубровский-старший.

После его похорон приезжают в Кистеневку исправник и судейские чиновники, чтобы ввести в права владения Троекурова. Отказываются повиноваться ему крестьяне, хотят разделаться с чиновниками. Останавливает их Владимир Дубровский.

Дубровский поджигает дом

В доме своем он ночью застает Архипа, кузнеца, который решил было убить приказных, и Дубровскому удается отговорить его от этого дела. Владимир решает покинуть свое имение и приказывает также вывести людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, для того чтобы из дома могли выйти чиновники, но тот нарушает приказ и запирает их. Поджигает дом Дубровский и отправляется прочь со двора, а в образовавшемся пожаре погибают приказные.

Весть о разбойниках

На главного героя падает подозрение в убийстве чиновников и поджоге дома. Троекуров начинает новое дело, послав губернатору донесение. Но здесь отвлекает от Дубровского внимание всех другое событие: разбойники появились в губернии. Они грабят всех помещиков, и лишь владения Троекурова не трогают. Все считают, что предводителем является Дубровский.

Дефорж

Для Саши, своего внебрачного сына, Троекуров из Москвы выписывает мсье Дефоржа, учителя-француза, на которого огромное впечатление производит красота Марьи Кириловны, семнадцатилетней дочери его. Но девушка на наемного учителя никакого Подвергают испытанию Дефоржа, вталкивая его в комнату вместе с голодным медведем (это является обычной шуткой в обращении с гостями в семье Троекурова). Убивает зверя учитель. На Машу производят сильное впечатление его смелость и решительность. Она сближается с учителем, и близость эта перерастает в любовь.

Праздник в доме Троекурова

Ключевые эпизоды "Дубровского" продолжает праздник в доме Троекурова. Сюда съезжаются гости. За обедом заходит речь о Дубровском. Спицын Антон Пафнутьич, помещик, один из гостей, признается в том, что он дал ложные показания в суде в свое время в пользу Кириллы Петровича против Дубровского. Сообщает одна дама о том, что главный герой обедал у нее неделю назад, и рассказывает, что посланный с деньгами и письмом для сына приказчик вернулся и сказал, что Дубровский его ограбил. Однако он был уличен во лжи бывшим сослуживцем покойного мужа, приехавшим в гости. Приказчик рассказывает, что, действительно, Дубровский по дороге к почтовому отделению остановил его, но не стал грабить, прочитав письмо матери. В сундуке у приказчика нашлись деньги. Дама же полагает, что выдавший себя за друга мужа человек был самим Дубровским. Однако, по ее описаниям, у нее находился человек примерно 35 лет, а Троекуров между тем точно знает, что главному герою было 23 года. Данный факт подтверждает и обедающий у него новый исправник.

Завершается балом этот праздник. Антон Пафнутьич решает ночевать с Дефоржем в одной комнате, так как знает о его храбрости и надеется, что тот в случае нападения разбойников его защитит. Однако ночью тот его грабит и сообщает, что является Дубровским. Он встретил француза, едущего к Троекурову, дал ему денег, взамен получив бумаги учителя. Так Дубровский и поселился в доме у Троекурова.

Свидание Дубровского с Машей

Ключевые эпизоды в романе "Дубровский" продолжаются свиданием главного героя с Машей. Спицын утром покидает дом, не обмолвившись о происшествии. Марья Кириловна влюбляется в Дефоржа. Однажды тот просит о свидании. Маша в назначенное время является, и тот сообщает о своем скором отъезде, открыв, кто он такой. Дубровский говорит, что простил отца девушки.

Маша, возвратившись в дом, застает здесь тревогу, и Троекуров говорит ей, что Дефорж - это Дубровский.

Эпизод с кольцом

На другое лето князь Верейский возвращается в свое поместье. Он поражает Машу красотой, но замуж за него девушка выходить не хочет, думая о главном герое. Продолжаем описывать ключевые эпизоды в романе "Дубровский". Влюбленные встречаются ночью, договариваются, что Маша не станет выходить за Верейского. Дубровский на прощание дает ей кольцо, говорит, что в случае беды нужно будет опустить его в дупло дерева, и девушка узнает, что делать.

Маша накануне свадьбы пишет письмо Верейскому, умоляя отказаться от нее. Но Кирилла Петрович, узнав о письме, назначает свадьбу уже на другой приказывает запереть девушку. Саша приходит ей на помощь, относит в дупло кольцо. Но оборванный мальчик при его виде пытается завладеть украшением. Выручает садовник. На обратном пути встречается Троекуров, который под угрозами заставляет Сашу рассказать о поручении. Он запирает мальчика, но вскоре тому удается пробраться в Кистеневку.

Венчание Маши

Отметим и еще один важный эпизод из "Дубровского" - венчание. Молодые отправляются в Арбатово, но вдруг карету на дороге окружают, и человек в полумаске открывает дверцы. Князь ранит его. Его хватают и хотят убить, но Дубровский велит не трогать. Молодой человек теряет сознание.

Дубровский скрывается в лесу с разбойничьей шайкой. Однажды приходят солдаты, но разбойники их побеждают. После этого Дубровский говорит о своем решении оставить шайку. Он исчезает. По слухам, находится где-то за границей.