Что такое масонство и как-толстой. Десять мифов о современном масонстве

Что такое масонство и как-толстой. Десять мифов о современном масонстве

По материалам книги Ю. Воробьевского и Е. Соболевой «Пятый ангел вострубил». Масонство в современной России. М: 2002.-500 с.

В смысле популяризации братства вольных каменщиков эпопея Л. Толстого «Война и мир» сделала, вероятно, не меньше, чем вся историческая литература, и сделала так, что в кругах интеллигенции любили и ценили старое русское масонство. Читатель всегда мог понять, что метания и разочарования Пьера связаны с его личной драмой, что он сам отчасти повинен в переживаемых неудачах и ударах судьбы. И не один раз, как свидетельствует автор, масонство являлось для его героя не только источником утешения, но и давало возможность подняться на большую духовную высоту. А эти страницы написаны Толстым с такой яркостью и убедительностью, что впечатление от них не меркнет, несмотря на последующие колебания и сомнения.

Лев Толстой - культовый персонаж российской интеллигенции.

Лет в 12 одного из авторов повезли в Ямную Поляну, поклониться могиле великого писателя. Могила эта, холмик без креста, произвела гнетущее впечатление. Конечно, не знала тогда пионерка, что сам Толстой завещал похоронить себя без «так называемого богослужения, а зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Так и зарыли. Как собаку. И, словно над самоубийцей, не поставили креста.

Что ж, духовным самоубийцей он и был. Могила стала, конечно, местом поклонения. Обнаружила все признаки религиозного памятника. Вскоре после смерти графа, 28 августа 1911 года, приехал сюда его верный ученик Бирюков с товарищами. Возложили цветы. Десятилетний сын Бирюкова нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребенка обвита гадюкой, укусившей мальчика... Гадюки в здешних местах не замечены, установило расследование, и появление серой змеи в три четверти аршина длиной является загадкой. Тогда же была обнаружена змеиная нора в могиле писателя.

Пресмыкающаяся «мудрость» этого грешника еще долго будет жалить и из гроба. Нет, недаром Ленин почти ласково называл Толстого зеркалом русской революции. Вообще между этими двумя персонажами существует любопытная связь, сотканная из целой серии совпадений (?). В «Анне Карениной» прообраз революционных бесов, «новый человек», склонный к самоубийству интеллигент, находящий «якорь спасения» в революции, носит фамилию Левин. Таков был один из первых псевдонимов Ленина. Слишком откровенный, указывающий на Левитские корни(как и фамилия К, Маркса - Леви). В ранней же редакции романа этот Левин назвал Николаем Лениным. Таков, как известно, следующий псевдоним «вождя мирового пролетариата» и будущего «кадавра».

В школьных и институтских программах всегда умалчивалось, что Толстой был не просто литератором. Он ведь замахивался на создание собственной религии. Якобы христианской, но без Христа. Чего стоит собранный им том различных «поучений» - из всех религиозных традиций и из всевозможных философов. В этих вполне экуменичных «четьях минеях» предписывается, какую «мудрость» надо читать в тот или иной день года. А вот запись в дневнике писателя от 20 апреля 1889 года: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие - провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией,- сделан колоколом».

Поистине мессианские амбиции! Их развивал в Толстом некий голос. Вот запись от 25 мая того же года: «Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира... Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».

Богохульник скакал по яснополянским окресностям на гнедом жеребце, которого назвал Бесом. А невидимый бес сидел за спиной графа. Как на древней печати рыцарей-храмовников - два всадника на одном коне. Что ж, древний предок писателя и принадлежал к тамплиерскому роду. Шарахнувшись от костра инквизиции, он в ХIV веке прибыл на Русь. И страшный крик Жака де Моле, его вопль из пламени: «Отмщение, Адонаи, отмщение!»,- через столетия зазвучал в душе тамплиерского потомка.

К началу ХХ века получил Лев Николаевич и специфическую интеллектуальную подготовку. Она началась с его желания изучить еврейский язык. Учителем стал московский раввин Соломон Моисеевич Минор (настоящая фамилия Залкинд).

Толстой, основателем рода которого считается рыцарь-храмовник граф Анри де Монс, архитипически точно воспроизвел тамплиерское обращение за «мудростью» к иудаизму. Через некоторое время занятий Минор констатировал: «Он)Толстой) знает также и Талмуд. В своем бурном стремлении к истине, он почти за каждым уроком расспрашивал меня о моральных воззрениях Талмуда, о толковании талмудистами библейских легенд и, кроме того, еще черпал свои сведения из написанной на русском языке книги «Мировоззрение талмудистов».

Подсказки учителей слышны во многих текстах Толстого. Например, о том, что истинно живет отнюдь не христианство, а «социализм коммунизм, политико-экономические теории, утилитаризм». Дух талмудического христоненавистничества, приземленного практицизма, замаскированного под коммунизм иудейского мессианства так и веет над этими словами.

О бесах будущей революции, убийцах Александра II, Толстой отзывается так: «лучшие, высоконравственные, самоотверженные, добрые люди, каковы были Перовская, Осинский, Лизогуб и многие другие». О масонстве: «Я весьма уважаю эту организацию и полагаю, что франк-масонство сделало много доброго для человечества». А вот о «гонимом народе»: Из письма В. С. Соловьеву, составившему в 1890 году «Декларацию против антисемитизма»: - «Я вперед знаю, что если Вы, Владимир Сергеевич, выразите то, что думаете об этом предмете, то Вы выразите и мои мысли и чувства, потому что основа нашего отвращения от мер угнетения еврейской национальности одна и та же: сознание братской связи со всеми народами и тем более с евреями, среди которых родился Христос и которые так много страдали и продолжают страдать от языческого невежества так называемых христиан».

И еще цитаты:

- «То, что я отвергаю непонятную троицу и... кощунственную теорию о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо.» - «Посмотрите на деятельность духовенства в народе, и вы увидите, что проповедуется и усиленно внедряется одно идолопоклонство: поднятия икон, водосвятия, ношения по домам чудотворных икон, прославление мощей, ношение крестов и т.п.».

- «В елеосвящении, так же, как и в миропомазании, вижу прием грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях».

Все это он и считал «злом мира». Рукой слышавшего «голоса» Толстого видил, видно, тот же персонаж, что в свое время и рукой обер-прокурора Синода Мелиссино, а позже - Ленина. Страшные слова о Боге писал граф. Но каковы были интонации! Каково раздражение, с которым это все говорилось! Каковы были глаза! В воспоминаниях современников перед нами предстает поистине нечеловеческая злоба.

Талмудическое мудрование - главное в отношении Льва Николаевича к священным текстам.»Метолика создания ереси прекрасно показана в его статье «Как читать Евангелие». Он советует взять в руки сине-красный карандаш и синим вычеркивать места, с которыми ты не согласен, а красным подчеркивать те, что по душе. По составленному таким образом личному Евангелию и надлежит жить.

Сам Толстой обкорнал начало и конец Благовестия (Воплощение и Воскресение). И в середине Христос был понужден на каждое свое слово смиренно просить разрешения яснополянского учителя всего человечества. Всего - включая Иисуса, которого по сути Толстой берет себе в ученики. Чудеса Лев Николаевич Иисусу вообще запретил творить.

Почему их всех - от Толстого до Мелиссино - так бесит сам факт чуда Божиего? Потому что сами не причастны ему? Потому что оно не подвластно гордой человеческой воле? Странно, что Толстой, утверждавший общечеловеческую солидарность в вопросах этики, твердивший, что замкнутый в своем индивидуализме человек - ущербен, настойчиво писавший, что надо соглашаться с лучшими нравственными мыслями, высказанными учителями всего человечества и всех народов, не распространял эту солидарность и на область веры. Довериться религиозному опыту людей - даже тех людей, которых он включил в число учителей своих, - он не смог.

Однажды приехал Толстой в Оптину пустынь, но, по гордости своей, так и не перешагнул порог кельи старца. После смерти богохульника раввин Я. И. Мазэ сказал: «мы будем молиться о Толстом, как о еврейском праведнике». Кагал не забыл слов графа: - «Еврей - это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он- родник и источник, из которого все остальные народа почерпнули свои религии и веры....

Еврей - первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве больше шести лет.

Еврей - символ гражданской и религиозной терпимости. В деле веротерпимости еврейская религия далека не только от того, чтобы вербовать приверженцев, а, напротив, талмуд предписывает, что если нееврей хочет перейти в еврейскую веру, то должно разъяснить ему, как тяжело быть евреем, и что праведники других народов тоже унаследуют царство небесное... Еврей вечен. Он - олицетворение вечности». О, скоро, совсем скоро «вечный еврей» покажет России и свою святость, и свою культуру, и свою религиозную терпимость...

Интервью с Евгением Щукиным, историком масонства и действующим членом ложи «Имхотеп»

О братстве вольных каменщиков, его истории и учении, символике и ритуалах, написано уже много и известно практически все, несмотря на тайный характер масонского общества. Получить информацию о современном масонстве как организации, в том числе и в России, тоже нетрудно - в интернете представлены сайты всех российских масонских лож. Гораздо больший интерес представляют сами масоны - живые люди, которые по каким-то причинам решают стать частью одного из самых загадочных и скандальных сообществ в мировой истории. Кто же они - русские масоны? Почему они становятся членами этого общества? Чего ждут и чего ищут в масонстве? Говорить о всех современных российских масонах сложно, поэтому мы решили побеседовать с одним из самых активных и творческих российских «братьев» Евгением Щукиным, переводчиком, историком, занимающим в российском масонстве важное место.

Евгений, какую именно масонскую организацию вы представляете в данный момент?

Я состою в ложе «Имхотеп», которая работает в системе египетского масонства по уставу «Мемфис-Мицраим» . До этого состоял в Великой Ложе России (ВЛР) и работал по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу (ДПШУ), занимал в ВЛР и ДПШУ достаточно высокие должности, в частности должность заместителя секретаря. Вообще в масонстве я уже 17 лет, с 1993 года. Среди моих степеней посвящения: 32-й градус Шотландского устава, степень Царственного Свода английского образца, 33-й градус Устава Мемфиса-Мицраима, степень S.I. Древнего Ордена Мартинистов.

Как вы впервые познакомились с масонскими идеями?

Как и многие русские братья, с масонским учением я впервые познакомился через «Войну и мир» Толстого, потом пошел советский агитпроп - «За фасадом масонского храма» Замойского, а потом и самостоятельные поиски более объективной и полной информации, и тут я сразу наткнулся на Альберта Пайка . И в нем я сразу утонул, потому что это был гениальный человечище, нет практически ни одной духовно значимой для меня темы, которую он не раскрыл бы. В частности, именно через него я определился со своей религиозной позицией, которую можно назвать универсализмом. Он бы это так не назвал, но по сути именно универсалистскую позицию он сформулировал своими чеканными фразами, которые для меня многое определили.

Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

Чем же вас так привлекло вольное каменщичество? Почему из множества эзотерических учений и организаций вы выбрали именно масонство?

Были некоторые внешние обстоятельства, например, диссидентство. Я был и остаюсь ярым антисоветчиком, и поскольку масонство в СССР подвергалось гонениям и идеологически было заклеймено, оно меня интересовало вдвойне. РПЦ я воспринимаю исключительно как советский бюрократический продукт и для меня это никогда не было вариантом духовного поиска. Кроме того - экзотика. О масонстве в России фактически ничего не было известно, масонов у нас живых не было, все это было окружено атмосферой тайны, скандала, экзотики. Я помню, каково было мое удивление, когда я приехал в Штаты, где и прошел посвящение, на стажировку в маленький городок на 30 тыс. человек населения на границе с Канадой, и там самым большим зданием был масонский храм в 8 этажей. Вот это меня тогда поразило: то, что в СССР было тайной, там было совершенно открытым и явным - самое большое здание в маленьком провинциальном городке. Экзотика, одним словом.

Но есть и более важные вещи, внутренние, скажем так. Масонство привлекает меня в двух своих аспектах - вертикальном и горизонтальном. В вертикальном плане оно предлагает органичный синтез всех эзотерических традиций разных эпох и разных культур, аккумулирует знание о них, позволяет их изучать и создает нужную атмосферу, чтобы их изучать. А в горизонтальном плане - я говорил об этом на радио «Эхо Москвы» - это, помимо всего прочего, способ возрождения и объединения русской интеллигенции, т.е. интеллектуалов, которые помимо интеллектуальной работы занимаются также и душевной работой. На данный момент масонство мне представляется единственной организацией, способной объединить интеллигенцию и это для меня очень значимый момент. То есть это объединение на основе и интеллектуальной, и духовной. В частности, я придерживаюсь позиции, что в масонство необходимо принимать только религиозных людей, хотя по этому поводу тоже есть разногласия в масонской среде. То, что в масонстве традиции сопряжены с очень красивыми ритуалами, тоже добавляет привлекательности масонству.

Офицеры Ложи Северного Кваббина (Массачусетс, США, 2010 год. Фото: flickr.com/photos/usonian/)

Широко распространено мнение, что членство в масонской ложе дает какие-то особые карьерные возможности, привилегии, доходы. Можете ли вы, зная ситуацию изнутри, подтвердить это или опровергнуть?

Это мнение абсолютно не соответствует действительности. Масонство вообще позволяет зарабатывать на себе только функционерам исключительно бюрократического типа. Т.е в ложах платная должность вообще только одна - Секретарь, который за все эти муки с оформлением документов получает какую-то очень низкую заработную плату. А больше никто на этом не зарабатывает, кроме каких-то коррупционных схем, которые в Великой Ложе России были в 90-е годы, а сейчас и там вряд ли кто-то что-то может получить. Просто когда ВЛР только начинала формироваться, были материальные поступления от братских организаций за рубежом, и с ними происходили какие-то удивительные вещи, в российских традициях. Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

А как соотносится ваша профанная жизнь с членством в масонской ложе? Не мешает ли одно другому?

Иногда бывают сложности. Вот, например, я давал интервью на радио «Эхо Москвы», я не мог назвать свое настоящее имя, также я старюсь именно в узком смысле отграничивать масонство от работы.

Почему в данный момент вы работаете именно по уставу «Мемфис-Мицраим», одному из самых оккультных и эзотерических? Как лично вы относитесь к оккультным практикам?

Я их не одобряю, не ценю, я не верю в возможность манипулирования божественной волей, а магические ритуалы я воспринимаю только как таковые - как попытки манипулировать божественной волей. Мысленно я могу обращаться к Богу, но без конкретных формулировок, ритуалов и прочего.

Однако, несмотря на это, Египетское Масонство интересует меня по нескольким обстоятельствам. Во-первых, никто никого в ложе ни к чему не принуждает, какие-то общепринятые оккультные практики не существуют. Это просто одно из направлений масонства, которое да, традиционно объединяет людей, глубоко интересующихся какими-то эзотерическими темами. А история эзотерики, история оккультизма всегда меня очень привлекала и интересовала, я вообще историк по своей сути, хотя по образованию и по роду деятельности лингвист, переводчик. Кроме того, что масонство дает мне возможность глубоко изучить историю эзотерики разных веков и стран, оно также дает возможность общаться с теми людьми, которые мне интеллектуально близки.

Церемония вступления в Великую Ложу Франции в конце XVIII века. Иллюстрация из "Historia General de la Masoneria" (G. Danton, Испания, 1882 год)

А как вы понимаете масонское посвящение? Что представляет собой инициация в масонстве?

В масонстве это в значительной степени просто выдача бумажки. Но это должно дополняться личными состояниями, и это уже зависит от человека. Для многих людей важно просто занимать разные должности, влиять, управлять, а никакого стремления к духовному просветлению у них нет. Я же фактически рассматриваю посвящение как структурные точки вектора духовного развития, как путь улучшения самого себя.

Можно ли назвать масонское учение религиозным, а само масонство - религией?

Масонское учение можно назвать религиозным ровно в той степени, в какой философию религиозного человека можно назвать религиозной философией. Само по себе масонство — это лишь инструмент для практической реализации внутреннего духовного потенциала человека, религиозного, нравственного, да даже физического, если человек из всего масонства вдруг внезапно выберет идею строительства и займется возведением зданий на свежем воздухе, а почему нет? Ведь никто ему этого не может запретить, если он «так это видит».

Каково ваше отношение как масона к традиционным конфессиям?

Больше всего меня не устраивает христианство. Это моя субъективная точка зрения, хотя и основанная на прочитанной литературе. Я очень сильно против института жречества, т.е. посредничества между человеком и богом. Я убежден, что если богу надо, он может связываться с человеком напрямую, а посредник не нужен, поэтому я отрицаю и таинства, и священников и т.д. Я не вижу этих минусов в иудаизме, исламе, но там есть много чего другого - излишняя формализованность, придуманные людьми ограничения, которые к богу не имеют никакого отношения. А не монотеистические религии я как-то вообще не воспринимаю. Потому что верю в единого творца, и считаю, что все остальное человеческие заблуждения. Тем более, что я сторонник той теории, что монотеизм - первоначальная религия человечества и лишь недоучившиеся, необразованные неумные люди могут различные символы единого божества превращать в различных богов.

На данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России.

Но ведь в масонстве тоже есть ритуалы, ландмарки, т.е. своего рода ограничения, в чем на ваш взгляд отличие?

Отличие в том, что в масонстве нет формализации и ограничений по вертикали, а только по горизонтали - ритуал это то, что связывает людей, для создания структуры ритуал очень полезен, а для общения с Богом он не нужен.

Какова, на ваш взгляд, роль масонства в обществе, в частности, в современной России?

Изначально в социальном плане масонство планировалось как узкий центр духовный, который повлияет на общество вокруг себя. Но свою задачу масонство не выполнило и вряд ли когда-то выполнит, потому что это просто срез общества. В какой-то момент оно стало работать в обратную сторону, как пылесос, стало впитывать тенденции общества в себя, и за счет этого там бывают и финансовые преступления, и тоталитаризм, и все что угодно. Насколько я понимаю, на данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России. Но в этом они не отстают от Южной Америки, например, где масонство тоже очень тоталитарно, там у них такие традиции вековые - военная диктатура. А в масонстве итальянском, например, царит абсолютная анархия и бардак

Что вообще представляет из себя масонство в России? Какова приблизительная численность членов всех масонских лож?

В России масонство представляет собой несколько групп людей, пытающихся в конкурентной борьбе между собой, в первую очередь, сами понять, что такое масонство. А поскольку при этом они формируют масонство в этой стране, оно здесь и получается такое вечно недостроенное, рассыпающееся на ходу и постоянно меняющее внешний облик — точь-в-точь как песочный замок. Никакой роли в жизни окружающего российского общества оно не играет и совершенно замкнуто само на себя и зарубежные масонские юрисдикции.

В общем и целом, масонов в России чуть больше 600, приблизительно 250 — в ВЛР, приблизительно 350 — в ОВЛР и еще приблизительно 50-60 в остальных группах.

Если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове.

Как вы думаете, каковы вообще причины, по которым люди вступают в России в масонские ложи?

Еще в середине 90-х один из братьев наших, самый странный человек в нашем масонстве, бывший милиционер и вообще человек очень простой и прямой, сформулировал это в своей собственной манере, сказав, что мы все здесь будем всегда и, несмотря на все наши разногласия, никуда отсюда не денемся, потому что все мы по голове ушибленные. Я бы это так и описал, потому что за 17 лет, что я в масонстве, я повидал людей абсолютно всех типов, и всех их объединяет именно это. У нас бывают, например, и полублаженненькие люди, которые повернулись на эзотерике, бывают священники, представители официальных конфессий, воцерковленные люди, которые тем не менее этим интересуются. Бывают прагматики, историки, например, которые изучают материал, погрузившись в него изнутри. Бывают циники, которые ищут для себя выгод каких-то материальных, социальных, некоторые думают найти у нас кровавые оргии или секрет философского камня, потом, само собой, массово разочаровываются и уходят. Сложно выделить какие-то общие причины. Но все мы ушибленные. И я всегда в ложе выдвигаю такой аргумент, когда проходит голосование по новому кандидату, я всегда говорю одну и ту же фразу: человек подал заявление в XXI веке о вступлении в масонскую ложу. Что вам еще надо? Зачем его пытать? Давайте его принимать! Я лично считаю, что если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове. И не надо никаких трех собеседований, как у нас это делается, никаких обсуждений, дебатов, голосований, переголосований, надо сразу принимать

Каковы перспективы масонства в России?

Ну, у нас сейчас очень бурная, активная жизнь, мы развиваем наше новое послушание, за один год мы продвинулись очень далеко. Мы начинали с ложи в 7 человек, а за год мы выросли до 18, у нас тесные контакты с французским центром нашего послушания, мы собираем 2 раза в месяц в полном составе работы в ложе, и это показывает, что группа у нас именно сплоченная, а это и есть то, к чему мы стремились. Масонство отрицает индивидуальное посвящение, человек не может быть масоном вне ложи, он должен участвовать в ее работах постоянно, и не за патенты, а за идею. Этот год показал, что перспективы у нас огромные, в следующем году мы откроем еще одну ложу, так что все очень радужно.

Желающему вступить в масонскую ложу я бы посоветовал сто раз подумать. Я всегда говорю: нужно быть готовым к тому, что это ничего не изменит в жизни. Посвящение происходит внутри, и если не произошло, то не судьба, значит. Это как в «Маятнике Фуко» в главе про умбанду - подругу главного героя «накрывает», хотя она этого не хотела, а шведка, 3 часа пляшущая в центре зала, изо всех сил ищущая единения с духами и корчащаяся, не получает ничего и только устает.

Как толстой описывает масонство в романе "Война и Мир"? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены. Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало. Известно, что Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в братстве возможность осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г. : в немецком городе Регенсбург он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз “Победами себя прославить”. Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.
Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена – достижение мира и спокойствия. В романе Толстого Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями, его не мучают сомнения так, как это происходит с Пьером Безуховым, которого как раз волнуют вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей в романе “Война и мир” является Иосиф Алексеевич Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью. Образ Баздеева написан с реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева, очень популярного среди московских масонов. Это обстоятельство, по-видимому, и заставило оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительные изменения в его фамилию.
Любимые герои Л. Н. Толстого проходят сложный духовный путь в мучительных поисках истины. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.
Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, - это повергает Пьера в глубокий кризис. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем? ” – спрашивает он себя. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.
Приход Пьера к масонству стал важным событием, поскольку это поможет найти выход его внутренним метаниям. Он “думал, думал, думал и думал”, – сообщает автор. Но чем больше он думал, тем “темнее, запутаннее и безнадежнее представлялись ему прошедшее, будущее и, главное, настоящее”.
Во время таких размышлений, когда Пьер был погружен “в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек”,- в этот момент в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы обратить его. Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в “братство вольных каменщиков”, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер “почувствовал надежду и успокоение”. Через неделю был назначен прием Безухова “в Петербургскую ложу Северного сияния”. Пьер был принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая жизнь вселила в Пьера новые силы, и после посвящения в масоны он был “весел и сдержан, как бы подтрунивая над всем миром, зная истину”.
Со дня приема в “братство масонов” для Пьера началась “новая жизнь – деятельности и довольства собою”. Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям “с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян”.
Смысл жизни Пьер находит в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в себе и мире.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по-прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал. В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступал к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте. Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож были Пьеру знакомые в жизни люди, и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя двадцать — тридцать рублей, записанных на приход и большею частью в долг, с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещается отдать все свое имущество для ближнего, и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться. Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей — сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломона. Пьер уважал этот разряд братьев-масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства. Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его. К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности, и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Вилларский и даже великий мастер главной ложи. К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдению Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми, богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе. Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухов успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага камеищицкого дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивали в нем, и всем показалось, что он что-то скрывает и готовит. Назначено было торжественное заседание ложи 2-го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь. — Любезные братья, — начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. — Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства — нужно действовать... действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. — Пьер взял свою тетрадь и начал читать. — «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, — читал он, — должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу. Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много нынешние политические учреждения. Что же делать при таком положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, все ниспровергнуть, изгнать силу силой?.. Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания потому, что нимало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому, что мудрость не имеет нужды в насилии. Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть — нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать все, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. Тогда, когда все погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворить своим страстям в пределах добродетели и чтобы наш орден доставлял к тому средства. Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся, — тогда все будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые, казалось, были на его стороне, понимали его по-своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее. По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухову замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре, Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

Представление о масонстве многие из нас получили по исторической и художественной литературе. Но соответствует ли оно действительности? Существует множество мифов, которые на самом деле не имеют ничего общего с реальностью и только искажают впечатление об этом достаточно древнем учении.

Миф первый. Масонство – это секта

Имеет очень мало общего с сектами. Это, скорее, эзотерическое общество, члены которого занимаются духовным поиском. Вне масонской ложи жизнь ее членов никем не контролируется, человек может заниматься чем угодно, например, ходить в церковь.

Миф второй. Известно, что к масонству принадлежали многие выдающиеся люди, например, Петр I и Пушкин

Этого мы точно никогда не узнаем. Списки масонов хранятся внутри лож и не предаются огласке. Поэтому мы можем только предполагать, что тот или иной человек был или является масоном… Кстати, самим членам лож запрещено говорить о своих соратниках.

Миф третий. Нами правят масоны

Слухи о «масонском заговоре» - полная чушь. Масонство не является политической силой и никак не может влиять на жизнь государства. Также нет данных о том, что какие-либо представители властных структур состоят в масонских ложах. Более того, на собраниях масонских лож запрещены разговоры о политике.

Миф четвертый. В масоны принимают только «избранных» - представителей элиты и богемных кругов. Например, бизнесменов, юристов, ученых, писателей, художников

Девиз масонства: «Свобода, равенство, братство». Поэтому стать масоном теоретически может каждый, независимо от своей социальной или профессиональной принадлежности. Другое дело - надо быть готовым к тому, что придется платить взносы, как и в каждом обществе, и они здесь не символические… Да и для того, чтобы принять духовное посвящение, нужно иметь определенный уровень развития. Поэтому, как правило, все же чаще в масонство приходят люди из определенных социальных кругов и с соответствующим уровнем материального достатка.

Миф пятый. Членство в масонских ложах может способствовать карьерной или финансовой выгоде

Ничего подобного не происходит. Масонская организация является тайным орденом, куда люди приходят ради духовных интересов, а не публичной структурой. Поэтому членство в ней не дает права на какой-либо социальный статус. Более того, членам ордена вообще не рекомендуется рассказывать о своей принадлежности к масонству. Таким образом, никаких приоритетов это не дает.

Каждому, кто сюда приходит, . Если выясняется, что человек пришел ради каких-либо социальных или материальных благ, его сразу отсеивают.

Правда, одним из основных видов деятельности ордена является благотворительность. Обязательный элемент ритуальной традиции – так называемая «Кружка Вдовы». Это мешок, с которым обходят всех членов ложи, и каждый имеет право положить туда свое пожертвование. Потом эти пожертвования идут на благотворительные цели. Могут члены ордена также оказывать помощь своим братьям, попавшим в бедственную ситуацию.

Миф шестой. Масоны выделяют «особо достойных» и предлагают им вступить в орден

На самом деле прямая агитация здесь запрещена. Член ордена может намекнуть, что у него есть знакомство в этих кругах, можно порекомендовать кандидата. Не более…

Миф седьмой. При вступлении в орден кандидаты проходят через сложные ритуалы

О вступительных ритуалах масонства мы в основном знаем по роману Толстого «Война и мир», где описывается сцена принятия в масоны Пьера Безухова. В наше время тоже практически остались неизменными: опрос под повязкой, испытания стихиями… Но все они носят символический характер.

Миф восьмой. Женщин в масоны не принимают, по крайней мере, в России

Сейчас в России появились смешанные ложи, куда принимают и женщин. Хотя традиционно в масонские организации отбирали только мужчин.

Дело в том, что в масонских ритуалах очень много так называемых охранных элементов. Например, многие из них связаны с оружием. В ложу входят под сводами мечей. Первое, что видит инициируемый, когда с него снимают повязку, это полукруг людей с мечами в руках, направленными ему в грудь. Этот ритуальный полукруг символизирует лучи солнца… Чтобы правильно владеть холодным оружием, надо быть человеком очень подготовленным. Думается, именно поэтому долгое время в орден не допускали женщин.

Миф девятый. Масоны узнают друг друга по особым знакам

Как ни странно, это правда. Масоны могут узнать друг друга по особому рукопожатию. Есть также определенное слово, которое используется членами ложи. Но это достаточно архаичная традиция.

Миф десятый. Масонам запрещено рассказывать о деятельности ордена

Это тоже правда. Иначе существование ордена вообще не будет иметь никакого смысла. Масонская организация с самого начала была закрытой, а это подразумевает, что полученные ее членами духовные знания не открываются непосвященным. Ведь чтобы их воспринять, человек должен обладать определенным уровнем духовного развития и подготовки.