Певцы ссср 70 80 годов. Самые любимые советские певицы

Певцы ссср 70 80 годов. Самые любимые советские певицы
Певцы ссср 70 80 годов. Самые любимые советские певицы

Восьмидесятые для российского шоу-бизнеса весьма интересный период. Советские устои постепенно прекращали действие, на сцену попадали неординарные и талантливые юноши - певцы 80-х, русские. Список их можно продолжать практически до бесконечности. Интересно и то, что на одной сцене нередко встречались настоящие мэтры и представители новой эстрады. Также в эти года произошел расцвет рок-культуры, которая до этого находилась в жестких рамках.

Легенды сцены

Родоначальниками современной эстрады стали певцы 70-80-х (русские). Список их включает всем известные фамилии:

  1. Владимир Пресняков (старший) в конце 70-х делал головокружительную карьеру в группе «Самоцветы». В 1987 году покинул большую сцену, чтобы помочь сыну сделать первые шаги в шоу-бизнесе.
  2. В 80-х Валерий Леонтьев одевался более скромно, но он уже был знаменит благодаря сотрудничеству с Раймондом Паулсом. По итогам десятилетия продажи звуконосителей Валерия побили все рекорды.
  3. Пиком карьеры Льва Лещенко стало закрытие Олимпиады в Москве. Не многие певцы 80-х (русские), список которых почти безграничен, могут похвастаться такой честью.

В этот же список можно включить и других достойных исполнителей того времени. Иосиф Давыдович Кобзон, например, к восьмидесятым уже стал преподавателем вокала и выпускал грампластинки с записями ретро-песен, но пик его карьеры пришелся на семидесятые годы.

Забытые исполнители

Некоторые певцы 80-х русские, список которых будет приведен ниже, сейчас необоснованно забыты:

  1. В конце восьмидесятых СССР потрясла группа, в которой выступал воспитанник детдома - Юрий Шатунов. Его соратник Андрей Разин грамотно продвигал проект, используя слухи, двойников и другие приемы. Спустя много лет Юрий так и не смог повторить былой успех.
  2. Виктор Салтыков в восьмидесятых выступал в составе группы «Электроклуб», но знают его чаще как отца Ирины Салтыковой.
  3. Сергей Минаев стал родоначальником дискотек и клубного движения, сегодня о нем мало кто вспомнит.

Забвению эти исполнители были преданы лишь из-за быстро изменяющейся эстрады того времени. Такой участи не ожидали певцы 80-х русские. Список забытых звезд 90-х будет значительно больше, так как многие тогда исполняли один хит и исчезали. Сейчас звезды 80-х и 90-х нередко выступают на сборных ностальгических концертах, посвященных тому времени.

Представители рок-клубов

Не все забыты певцы 80-х (русские). Список мужчин, которые выступали в жанре рок-музыки, состоит только из культовых личностей, которые до сих пор активны на сцене:

  1. Владимир Кузьмин начал карьеру в конце 70-х в группе «Карнавал», но пика популярности достиг в 80-х с коллективом «Динамик». Его начали узнавать в каждом доме в 1986 году, когда он выступал в дуэте с Аллой Пугачевой. В 2017 году он представил альбом «Рокер-3. Закрытие сезона».
  2. Валерий Кипелов начал карьеру в коллективе «Лейся песня» в 1980 году. Когда коллектив не сдал государственную программу и закрылся, его пригласили в группу «Ария». С 1985 года он выступал именно в ней. В 2017 году выступал на «Нашествии» уже с собственной группой «Кипелов», которая была создана в 2002 году, когда Валерий покинул прежний коллектив из-за разногласий.
  3. Юрий Шевчук стал известен благодаря своим хитам «Дождь», «Осень», «Это все...». С 1980 года он лидер группы «ДДТ». Отличается оппозиционными взглядами, не принимает ни одну власть. В 2017 году стал хэд-лайнером фестиваля «Нашествие», выступал 2.5 часа и был отлично принят публикой.
  4. Необычным феноменом для эстрады стали следующие певцы 80-90 х. Список «Русские культовые рокеры 80-х» замыкают сразу два исполнителя: братья Самойловы - Вадим и Глеб. Не так давно их творческий путь разошелся, Глеб стал лидером группы Matrixx и в 2017 году порадует публику новым альбомом, а Вадим полпредом Президента. Он регулярно выступает на российских площадках, участвовал в концертах в Сирии и на Донбассе. В свве время Саймоловы выступали в стиле «рок-декаданс», чем и отличаются от перечисленных выше.

Восьмидесятые стали золотым веком для русского рока. Большинство кумиров даже современных поклонников этого жанра пошли именно с этого периода. В список певцов можно включить Гребенщикова, Шклярского, Макаревича, Кинчева и многих других.

Погибшие таланты

Перечисленные списки нельзя считать полными, так как в них нет двух фамилий - Цой и Тальков. Вероятно, эти певцы были бы популярнее других, ведь сейчас их песни вспоминают с особой теплотой. Для многих поклонников их творчества является огорчением тот факт, что оба исполнителя трагически погибли в расцвете своей карьеры. Виктор Цой погиб в автокатастрофе, а Игоря Талькова застрелили за кулисами концертного зала в начале девяностых.

Цой был известен как вестник перестройки. Его песни для многих стали знаковыми, действительно молодежь СССР хотела «перемен». Игорь Тальков был также певцом перестройки, его песни звучали во время путча ГКЧП. Они были более лиричные, чем у Виктора. Наиболее известными песнями Талькова являются «Чистые пруды» и «Я вернусь».

Продолжим вспоминать ведущих исполнителей 70-80 годов

Джо Дасен. Французский певец, рождённый в Нью-Йорке.

Парижанин с американским паспортом. У него было всё -- признание, талант, любовь миллионов.
Традиционный белый костюм. Бархатный голос и обволакивающая улыбка. Благожелательный умиротворяющий облик гармоничного и успешного человека. Таким весь мир узнал и полюбил талантливого французского певца Джо Дассена.

Джилла (Gilla) - Певица в стиле диско из Австрии. Огромную популярность получила в 1977году после выхода альбома на английском языке "Zieh mich aus" и супер-хитом Джонни о е (Johnny).

Франсуа Клод. Один из первых исполнителей песен в стиле Диско. Он известен своими покрытыми блестками костюмами, безукоризненной укладкой волос и неистовыми танцевальными постановками с его группой танца «Клодетты». Приобрел известность в начале 60-х годов. В конце 70-х он был назван Королем французского диско. / Певец погиб от удара электрическим током у себя в ванной 11 марта 1978 года в возрасте 39 лет. Но с тех пор «Клодомания» только усилилась - сотни преданных поклонников Кло-кло устремляются на танцпол, как только слышат первые аккорды легендарного хита своего идола -- «Alexandrie Alexandra»!


Аманда Лир (Amanda Lear) - Французская поп-певица и актриса. Пела преимущественно на английском. С 20 лет её вывел в свет великий художник Сальвадор Дали. Аманда начала карьеру певицы ближе к 30 годам и благодаря таланту композитора Дэвида Боуи сразу стала известной. Её хиты "Королева из Чайна тауна", "Чёрная леди" и другие не раз занимали вершины хит-парадов Европы.


Мирей Матьё (Mireille Mathieu) - Французская известная эстрадная певица, рассвет карьеры которой приходится на 70-е годы. В начале творчества её называли вторая Эдит Пиаф, но благодаря чудесному голосу и таланту Мирей стала символом, и гордостью Франции.

Рафаэлла Карра (Raffaella Carra) - Итальянская поп-певица и кино актриса. До певческой карьеры снималась в сериалах, но песня, записанная Рафаэллой к одной телепередаче, получила взрывной успех, который и обозначил путь 27 летней актрисы. Альбомы, записанные Рафаэллой имели большой успех, а песни одна за другой теснились на вершине Итальянских хит-парадов.


Шер (Cher) - Американская певица, актриса, топ-модель и продюсер. Первая слава пришла в 1965 году, когда Шерелин исполнила песню "Я помню тебя ещё малышом". После этого триумфа Шер уже не сходила с пьедестала славы. Особенно творческими для Шер были 70-е годы. Обладательница многих международных премий Шер была так-же продюсером молодого Майкла Джексона.


Тина Тёрнер
(при рождении Анна Мэй Буллок ) - американская певица , автор песен, актриса и танцовщица . Обладательница восьми премий «Грэмми». За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул «Королевы рок-н-ролла». Тина значится в десятке самых лучших танцоров мира. Журнал «Rolling Stone» назвал её одной из величайших певиц современности.

Сэр Родерик Дэвид «Род» Стюарт - британский певец и автор песен, получивший известность сначала в The Jeff Beck Group, затем в The Faces. Наибольшего успеха Род Стюарт добился на сольном поприще, в основном в Великобритании, где 7 его альбомов поднимались на первое место UK Albums Chart, а из 62 хит-синглов 22 входили в первую десятку. В списке журнала Q «100 величайших певцов» (англ. 100 Greatest Singers ) Род Стюарт занимает 33-место.

Шейла (Sheila) - Популярная французская эстрадная певица 60-х - 70-х годов. Её дебют с песней "Когда всё кончается" имел взрывной успех во Франции. В конце 60-х и начале 70-х Шейла записала несколько альбомов на Английском языке, которые были очень популярны в старом свете.

Бонни Тайлер (Bonnie Tyler) - Английская певица 70-х - 80-х годов. Известность пришла в 1975 году с песней "Остаться во Франции", которая месяц не выходила из десятки хит-парадов Европы. Самая популярная песня Бонни "Он душевная Боль (It’s A Heartache)", которая заняла первые места в Европе и США.


Баккара (исп. Baccara ) - испанская женская поп-группа 1970-1980-х годов. В мире известна благодаря хитам «Cara Mia», «Yes Sir, I Can Boogie», «Sorry I’m A Lady». Группа названа в честь сорта розы, которая и служит логотипом коллектива.

Eagles (читается иглз , в переводе с англ.  - «Орлы») - американская рок-группа, исполняющая мелодичный гитарный кантри-рок и софт-рок. В течение десяти лет своего существования (1971-81) пять раз возглавляла американские поп-чарты синглов (Billboard Hot 100) и четырежды - хит-парад альбомов (Billboard Top 200 ). А эта композиция - шедевр на все времена.

Барбара Стрейзанд - американская певица и актриса, также достигшая успеха как композитор, режиссёр, продюсер и политический активист. Обладательница двух «Оскаров » в номинациях «Лучшая актриса» и «Лучшая оригинальная песня», а также премий «Эмми», «Грэмми» и «Золотой глобус». Стрейзанд считается одной из наиболее коммерчески успешных женщин современного шоу-бизнеса. Это единственный исполнитель, возглавлявший со своими альбомами Billboard 200 в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и 2010-е годы. Всего в мире разошлось более 145 млн экземпляров её пластинок.

Пинк Флойд. Британская группа «Пинк Флойд» на протяжении более чем тридцати лет своего существования сохраняет почитателей во всем мире. Группа «Пинк Флойд» образовалась в середине 1960-х годов в Лондоне. Ее участниками стали гитарист и певец Сид Барретт, бас-гитарист Роджер Уотерс, клавишник Рик Райт и ударник Ник Мейсон.

Bad Boys Blue - евродиско-группа, образованная в Кёльне в 1984 году, которая за свою историю выпустила около 30 хит-синглов, попавших в чарты многих стран мира, в том числе и в США .

Группа базируется в Великобритании.

Ну а о самой знаменитой группе Битлз даже и говорить не надо.

The Beatles («Битлз» , отдельно участников ансамбля называют «битлами», также их называют «великолепной четвёркой» и «ливерпульской четвёркой») - британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Также в разное время в составе группы выступали Стюарт Сатклифф, Пит Бест и Джимми Никол. Большинство композиций The Beatles созданы в соавторстве и подписаны именами Джона Леннона и Пола Маккартни. Дискография группы включает 13 официальных студийных альбомов, изданных в 1963-1970 годах, и 211 песен.

Сегодня 8-е марта, и мы посвящаем этот пост рок-дивам 70-80-х годов прошлого столетия, оставившим неизгладимый след в истории рок-музыки.

Сюзи Кватро (Suzi Quatro) — американская рок-певица, автор песен, музыкант, продюсер, актриса и радиоведущая.

Сюзи Кэй Куатро (полное имя — Susan Kay Quatronella) родилась 3 июня 1950 года в Детройте в семье джазового музыканта Арта Кватро, американца итальянского происхождения, и венгерки Хелен Санислай. В восьмилетнем возрасте она уже принимала участие в выступлениях джазового коллектива «Art Quatro Trio».

В детстве девочка обучалась игре на пианино, но в 14 лет увлеклась рок-н-роллом и вместе со своими сестрами организовала группу «The Pleasure Seekers». Группа просуществовала около пяти лет, успела выпустить несколько синглов и даже побывала с концертами во Вьетнаме. После распада «The Pleasure Seekers», Сюзи оказалась в составе другой девчачьей команды, «Cradle». В 1971 году, когда «Cradle» выступали в одном из детройтских клубов, Кватро заприметил британский продюсер Мики Мост.


Он сделал Сюзи предложение и, подписав с ней контракт, привез девушку в Англию. Первый сингл, «Rolling stone», авторство которого принадлежало самой Куатро, не произвел большого впечатления на публику. Лишь в Португалии эта пластинка каким-то чудом оказалась на первом месте.

В дальнейшем Мост решил обезопасить свою подопечную от провалов и привлек к делу хитмейкерский тандем Чинн-Чапмэн. Результат не заставил себя ждать, и второй сингл Куатро, «Can the can», возглавил австралийские, японские и многие европейские (в том числе и британские) чарты. Первое появление Сюзи в передаче «Top of the pops» было запоминающимся – маленькая, полностью затянутая в черную кожу, девочка-блондинка запросто управлялась с бас-гитарой, по размерам лишь немного уступавшей своей владелице.

Со временем Сюзи Кватро уже стала признанной певицей с международным именем и репутацией «примадонны хард-рока». Ей удалось в полной мере доказать, что миниатюрная и хрупкая девушка может быть не только хорошей певицей и устраивать яркие сценические шоу, но и успешно справляться с ролью бас-гитаристки, вполне достойно работающей в рамках своего стиля.

На протяжении 70-х годов Кватро пользовалась неизменным успехом, а поток ее хитов казался неиссякаемым. В 1977-м фото Сюзи оказалось на обложке журнала «Rolling stone», и тогда же певице было сделано предложение сняться в кино. Однако, после съемок в нескольких сериях комедии «Happy days», Сюзи Кватро предпочла вернуться в музыкальный бизнес.

В 1978 году Сюзи вышла замуж за гитариста сопровождавшей ее группы Лена Таки. В 1982-м у них родилась дочь, но, еще будучи беременной, Куатро успела записать альбом «Main attraction». Материнство не заставило Сюзи отказаться от гастролей, и даже после рождения второго ребенка Куатро с успехом провела мировое турне.

В начале 80-х певица рассталась продолжала сотрудничать с Майком Чапмэном, выпуская пластинки на его лейбле «Dreamland». Однако поток хитов заметно иссяк, и Сюзи пыталась найти выход в других проектах. Она работала на телевидении и по рекомендации Эндрю Ллойда Уэббера стала участницей мюзикла «Annie get your gun».

Лишь после продолжительного перерыва, в 1990 году вышел новый альбом Сюзи Кватро, «Oh Suzi Q». Самым тяжелым для Сюзи стал 1992 год: она пережила кончину матери и развод. Тем не менее рок-н-ролльный дух певицы не был сломлен, и уже в 1993-м она возобновила выступления, начав с турне по Австралии. Последующие годы Кватро исправно гастролировала и, хотя нового материала у нее почти не появлялось, публика всегда с восторгом слушала ее старые хиты.

В 2006 году Сюзи выпустила неожиданно мощный альбом «Back To The Drive», в котором ей аккомпанируют музыканты группы «The Sweet», как раз в этот момент оставшейся без бас-гитариста. В сочинении заглавного номера программы принял участие Майк Чепмэн, старый продюсер и Сюзи, и группы Sweet.

Джоан Джетт (Джоан Мари Ларкин) родилась 22 сентября 1958 года в городе Филадельфия, штат Пенсильвания. Когда девочке исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Лос-Анджелес. Спустя три года, под влиянием творчества Сюзи Кватро, Джоан собрала свою первую группу, получившую название «Runaways».


Эта первая рок-н-рольная команда, состоявшая из одних девчонок, игравшая баблгам-рок, была весьма популярна как в Америке, так и за ее пределами. Тем не менее, в 1979 году коллектив распался, и Джоан отправилась в Англию начинать сольную карьеру. Там вместе с Полом Куком и Стивом Джонсом она записала три песни, две из которых попали на сингл, выпущенный только в Голландии.

По возвращении в Америку Джетт спродюсировала дебютный альбом панк-группы «Germs», а также снялась в фильме «We’re all crazy now», где сыграла саму себя. Картина так и не вышла в свет, но зато в процессе съемок Джоан познакомилась с Кенни Лагуной, который стал ее менеджером, и с которым у нее сложились долговременные партнерские отношения.


Под руководством Лагуны в 1980 году был записан дебютный альбом, «Joan Jett», куда помимо нового материала вошли треки с голландского сингла. В попытках пристроить свое детище на какую-нибудь рекорд-компанию Джоан и Кенни получили 23 отказа, но «Joan Jett» все же вышел в свет.

Перед записью второй пластинки Джоан с помощью Кенни набрала сопровождающий состав «The Blackhearts». Откатав с этими музыкантами полнометражные гастроли, Джетт выдала свой самый хитовый альбом, «I love rock’n’roll», ворвавшийся в американский Топ 5. Заглавный трек с этого диска (кавер «Arrows») возглавил биллбордовские чарты и провел на их вершине семь недель.


Вдогонку Джоан дала залп по горячей двадцатке двумя хит-синглами, «Crimson and Clover» и «Do you wanna touch me (Oh yeah)». Третий альбом легко добрался до золотой отметки, но такой популярности как «I love rock’n’roll» уже не имел. С тех пор Джетт с переменным успехом выпускала пластинки, причем лучше всего у нее получались чужие композиции.

Параллельно с музыкальной карьерой Джоан не упускала случая и сняться в кино. Самыми ее известными работами на этом поприще являются фильмы «Light of day» и «Boogie boy». Также Джетт занималась продюсерской деятельностью, работая с такими командами как «Circus Lupus» и «Bikini kill».


Музыкальные заслуги Джоан Джетт были оценены по достоинству в начале 90-х годов, когда многие представительницы феминистского движения «riot grrrl» стали называть бывшую солистку «Runaways» своей вдохновительницей.


Лита Форд (Кармелита Розанна Форд) родилась 19 сентября 1958 года в Лондоне. Лита начала осваивать гитару, когда ей было всего 11 лет. Спустя два года она уже настолько хорошо владела инструментом, что запросто могла играть песни из репертуара Джими Хендрикса, «Deep purple» и «Black Sabbath».

Свое боевое крещение Лита, как и Джоан Джетт, получила в рядах девчачьей группы «Runaways», просуществовавшей до 1979 года. После распада группы, Форд почти исчезла со сцены и долгое время практически не играла. К счастью, ей повстречался Эдди Ван Хален, который убедил гитаристку не зарывать свой талант в землю и начать сольную карьеру.

В 1983 году Форд заключила контракт с «Mercury records» и дебютировала с альбомом «Out for blood». Фирма сначала не хотела выпускать пластинку с изображением Литы с окровавленной гитарой, но потом оформление подредактировали, и диск вышел в свет.

В результате пластинку ожидал коммерческий провал, способный вывести из равновесия любого музыканта. Однако, Лита оказалась крепким орешком и на следующий год вернулась с альбомом «Dancin’ on the edge». Этот релиз имел значительный успех в Англии, и Форд смогла провести свое первое турне.

Последующие три года гитаристка провела в раздумьях, а когда собралась выпускать очередной альбом, оказалось, что «Mercury» потеряла к ней всякий интерес, и «Bride wore black» так и остался неизданным. Освободившись от злополучного контракта, Лита ангажировала на роль менеджера Шарон Стоун и с ее помощью подписалась на «RCA Records».

Новый альянс оказался более удачным и первый же альбом, «Lita», взобрался на 29-ю строчку «Billboard». Успех пластинке принесли песни «Kiss me deadly» и «Close my eyes forever». Долго упиравшаяся Америка, наконец-то, приняла Литу Форд и открыла ей дорогу к мажорным турам в компании с «Poison» и «Bon Jovi».

Диск 1990 года, несмотря на интересный римейк Элиса Купера «Only women bleed» и неплохой заглавный трек, не смог достичь успеха «Lita». Та же история повторилась и с «Dangerous curves», который стал самым недооцененным альбомом Литы Форд.

Между тем, гитаристка начала потихоньку сниматься в кино, но в 1992-м «RCA» выбросила на рынок сборник «The best of Lita Ford», и Лите пришлось отвлечься на американо-австралийское турне.

В 1994 году, после бурных романов с Никки Сиксом из «Motley Crue», Томми Айомми из «Black Sabbath» и замужества за Крисом Холмсом («W.A.S.P.»), Форд обрела счастье в браке с экс-вокалистом «Nitro» Джимом Джилетте.

Вскоре после этого вышел очередной альбом, «Black», имевший более грубоватый саунд по сравнению с предыдущими релизами. Однако, это было не единственное отличие – Лита перестала петь про секс и рок-н-ролл и обратилась к теме насилия в молодежной среде.

В 1997 году у Джима и Литы появился ребенок, и новоиспеченная мамаша погрузилась в домашние заботы. Музыка для нее отошла на второй план, но в 2000-м Форд все же нашла время записать концертник «Greatest hits live».

Однако, в 2009-м году Лита все же решает вернуться на сцену и записывает новый альбом — «Wicked Wonderland». Альбом получает в основном негативные отзывы, связанные с изменением музыкального стиля — если старые альбомы были записаны в духе хард — рока и хэви метала, то для нового Литой был выбран стиль альтернативного метала.

В 2012 году Лита выпускает еще один, последний на сегодня альбом — «Livin’ like a Runaway», исполненный в традиционном для нее стиле.

Доро Пеш (Dorothee Pesch) по праву считается ведущей представительницей немецкого хэви-метал.

Доро родилась 3 июня 1964 года в городе Дюссельдорф в ФРГ. Тяжелая музыка заинтересовала ее еще в 16 лет, а по окончании школы она возглавила очень популярную впоследствии группу «Warlock». Когда команда распалась, Доро начала сольную карьеру и организовала проект имени себя самой.

Состав «Doro» дополнили гитарист Джон Девин, барабанщик Бобби Рондинелли и еще один экс-участник «Warlock», басист Томми Хенриксен. Первая пластинка, вышедшая под маркой «Doro», изначально готовилась для предыдущей группы и поэтому не несла в себе никаких существенных стилевых отличий. После появления «Force Majeure», Пеш перебралась в Нью-Йорк, решив ориентироваться на американский рынок.

Второй опус Доро продюсировал сам Джин Симмонс («Kiss»), написавший для немецкой рок-дивы пару новых вещей. На диске также присутствовал «киссовый» кавер «Only you» и переработка старого хита 60-х «I had too much to dream last night» группы «Electric prunes».

Свой третий лонгплей Доро записывала с помощью гитаристов Дэнна Хаффа («Giant») и Майкла Томпсона, басиста Ли Склэра и барабанщика Эдди Байерса. В турне эту команду дополнил клавишник Пол Моррис.

Четвертый альбом «Doro» создавался полностью обновленным составом, а продюсировал его Жак Понти. В том же 1993-м помимо «Angels never die» вышел и первый официальный концертник Доро с простеньким названием «Live».

До сих пор все диски были сделаны в стиле традиционного хэви, но в 1995 году Пеш решила поэкспериментировать с индастриалом. Напичканный электроникой, «Machine II machine» крайне поразил поклонников певицы, однако нашлось много людей, которым пластинка понравилась. Диск охотно раскупался, и поэтому вдогонку на рынок был выброшен альбом ремиксов «M II M».

Три года спустя Пеш сделала шаг назад, попытавшись состыковать воедино хэви-метал и электронику на «Love me in black». Помимо собственного материала «Doro», пластинка содержала кавер «Barracuda» от «Heart».

Старые поклонники Доро продолжали ожидать от своей любимицы возвращения к корням, и, наконец, в 2000 году Пеш порадовала их откровенно металлическим альбомом «Calling the wild». Вся электроника была выброшена за борт, а вместо этого слушатели получили огромный заряд хэви-энергии. В качестве гостей на диске засветились такие выдающиеся личности, как Слэш, Лемми и Эл Питрелли.

В 2002-м вышло очередное творение Пеш и компании с названием «Fight». Заглавный трек этого диска был посвящен чемпионке Германии по боксу Регине Халмих.

Свое двадцатилетие на сцене певица отметила выпуском «живого» сплит-альбома с «Ostrogoth» и «Killer». С момента его выхода не прошло и трех месяцев, как Доро представила себя в новом амплуа. Записанный с симфоническим оркестром и такими гостями как Блэйз и Удо, «Classic diamonds» включал в себя не только классические вещи из репертуара «Warlock» и «Doro», но также новый материал и совершенно оригинальную трактовку «Breaking the law».

Мари Фредрикссон (Gun-Marie Fredriksson)
Дата рождения: 30 Мая 1958 года, город Эсшё, Швеция
Рост: 167 см
Цвет волос: Светлые (блондинка), настоящий цвет — шатенка
Цвет глаз: Карие
Семейное положение: Замужем
Играла с группами: Strul, MaMas Barn и соло
Хобби: Рисование, игра на рояле, бег трусцой, игра в хоккей на льду
Любимое лакомство: Паста (нечто похожее на спагетти)
Любимый напиток: Пиво
Любимый цвет: Черный
Любимый инструмент: Рояль
Любимые композиции Roxette: «Watercolors in the rain» и «Go to sleep»
Любимая страна для отдыха: Швеция
Любимый город: Роттердам
Пять слов о себе: Дружелюбная, задумчивая, скромная, честная и добрая

В 1975 Мари закончила школу и занялась своим музыкальным образованием.

В 1984 она выпустила альбом «Het Vind» (Горячий Ветер), который имел огромный успех.
В 1985 Мари выпустила свой второй альбом, который также имел большой успех.
А в 1986 она уже работала вместе с Пером Гессле.

Карьера шведской группы Roxette началась в 1986г, когда по радио впервые прозвучала «Neverending Love», ставшая бесспорным хитом шведской эстрады. Сначала песня была написана на шведском Пером Гессле. Он послал эту песню Pernill’е Wahlgren, но она не захотела записывать ее. Тогда Пер сделал английскую версию, «Neverending Love» и исполнительный директор EMI, услышав песню, предложил Перу и Мари спеть ее вместе. Что они и сделали… Так начинается история о всемирно известной группе.

В 1986 был выпущен альбом «Pearls of Passion» (Жемчужины Страсти). Этот альбом был удален из списка официально выпущенных, но вернулся туда в 1997 году с бонус-трэками.

Летом 1987 Roxette совершили тур по Швеции, который назывался «Rock Runt Riket» (Рок по стране). В этом туре Roxette услышало около 115000 человек.

Летом 1988 Roxette начали запись нового альбома, Look Sharp!, имевшего невероятный упех в Швеции и только. Нигде за границей его бы и не узнали, если бы один американский студент не взял «Look Sharp!» на местную радиостанцию в Минеаполисе. DJ’ю понравилась песня «The Look», которая быстро распространилась на радиостанциях и вскоре о ней знал каждый. И тогда был выпущен сингл «The Look», который стал №1.

Альбом «Look Sharp!» был продан мировым тиражом 8 млн. копий. Roxette начал свой первый тур по Европе. Начался он в Хельсинки 11 Ноября 1989 года. Это был дебют Roxette за границей.

Еще в 1987 году Пер Гессле написал песню «It must have been love», которая попала в фильм «Красотка». Фильм имел большой успех, а песня стала №1 в Штатах. Саундтрэк был продан тиражом 9 млн. по всему миру.

Лето 1990-го. Альбом «Joyride» был очень удачным (10 млн. по всему миру). Видеоклип гоняли по 12 раз на день на канале MTV в США, что называется «heavy rotation».

Настало время для мирового турне. Началось оно опять в Хельсинки. Тур назывался Join The Joyride и состоял из 108 концертов на 4-х континентах. Пер и Мари говорили, что по 10-ти бальной шкале они дали представление на все 11!

Но вот пришло время отдохнуть. Ходили слухи, что Roxette якобы распался, но это было не так. Может быть слухи возникли из-за того, что Мари была беременна и не появлялась так часто, как раньше.

В 1994 году Roxette вернулись с новым альбомом, который был еще круче, чем предыдущие. Он был назван «Crash! Boom! Bang!». Альбом записывался в разных местах: в Лондоне, Стокгольме и Халмстаде и на Isola di Capri, Италия.

И снова мировое турне! Теперь это «Crash! Boom! Bang! Tour». И, конечно же, первый концерт был в Хельсинки. Но в этом туре они не поехали в Штаты. Их записывающая компания EMI USA решила, что тур не будет удачным из-за малого количества дисков, проданных в США.

В октябре 1995 Roxette выпустил албом синглов и хитов — «Don’t Bore Us — Get To The Chorus! Roxette’s Greatest Hits», на котором собраны все их мегахиты количеством 14 штук и 4 новых композиции: «I don’t want to get hurt», «June afternoon», «You don’t understand me» и «She doesn live here anymore».

Новый испанский альбом «Baladas en Español» был закончен в августе 1996. И был выпущен перед Рождеством. В феврале 1997 Roxette подписали новый котракт с EMI на 10 лет.

Следующие три года о Roxette опять было мало слышно. Но многие знали, что они работают над новым альбомом. Ходило много слухов об альбоме. Когда, наконец-то, стало известно окончательное название альбома, а именно Have A Nice Day, возник слух о том, что это последний альбом Roxette (Have A Nice Day говорят обычно, когда прощаются и желают всего доброго). Даже когда Пер заявил, что они никуда не собираются уходить и по крайней мере будут еще лет 10 выпускать хиты и шедевры, слух окончательно не угас.

Альбом «Room Service» вышел в 2001 году. «Мы подумали, что «Room Service» — удачное название для альбома, потому что музыка на нем такая, как мы задумали. Нам хотелось, чтобы музыка будоражила умы людей, заполняла собой пространство, поэтому название нам кажется очень подходящим… Оно предполагает классный клип, классный альбом, да и вообще это просто классная фраза».

7 ноября 2001 года группа Roxette прибыла в Москву и выступила в «Олимпийском».

Энни Леннокс (Annie Lennox) - шотландская певица, композитор и автор песен, одна из самых известных женщин в рок-музыке в конце XX - начале XXI веков.

Энни Ленноксродилась 25 декабря 1954года в городе Абердин, Шотландия, Соединённое Королевство.

Родители определили юную Энни в школу для особо одаренных детей, окончив которую, она отправилась в Лондон для получения профессионального музыкального образования.

Энни поступила в Королевскую Музыкальную Академию, обучение в которой прекратила за несколько недель до выдачи диплома.

Она начала работать официанткой, пока в 1977 году знакомый не представил её Дэвиду Стюарту, ставшему близким другом Энни. Некоторое время они поддерживали романтические отношения, однако, затем, когда Леннокс и Стюарт расстались, они образовали группу “The Tourists”. Особого коммерческого успеха этот проект не добился, в то же время критики по достоинству оценили дебютную работу молодых музыкантов.

В 1979 году была образована группа “Eurythmics”, позиционировавшая себя как дуэт. В 1980 году вышел первый альбом дуэта - “In The Garden”, продемонстрировавший причудливую смесь электропопа, меланхолических текстов и явлений в стиле немецкой группы “Kraftwerk”. Неубедительные продажи альбома отразились на музыкантах: они переживали тяжелый депрессивный период - Дэвид был госпитализирован из-за проблем с легкими на почве душевных волнений, а Энни пережила нервный срыв.

Успех пришел к британскому дуэту в 1983 году с альбомом “Sweet Dreams”. Одноименный сингл покорил Европу и Соединенные Штаты: чрезвычайно занимательный музыкальный ряд дополнялся ярким видеоклипом. Энни появилась на обложке журнала “Rolling Stone”. Тогда же окончательно сформировался яркий стиль группы: Энни появлялась на публике в мужских костюмах, живые выступления команды превращались в феерическое шоу.

В последующие годы дуэт “Eurythmics” стал одним из символов эпохи, записав десятки песен, ставших культовыми в Европе и США, в то же время, после того, как исполнители музыки в стиле “new wave” покинули чарты, Леннокс и Стюарт смогли удержать свои лидирующие позиции в британской и мировой поп-рок музыке.

Сингл “Put A Little Love In Your Heart”, записанный в 1988 году, стал первой сольной работой Энни Леннокс, несмотря на то, что продюсером песни выступил Дэвид Стюарт.

К 1990 году группа “Eurythmics” фактически прекратила творческую деятельность, хотя об официальном разрыве никто из музыкантов не говорил. Инициатором расставания была Леннокс - она хотела взять творческий отпуск, чтобы завести ребенка и обдумать направление дальнейшего творчества вне рамок дуэта. Стюарт также был не против - с 1990 по 1998 год Леннокс и Стюарт практически не общались.

Уже в 1992 году Энни выпустила свой первый сольный альбом - “Diva”. Альбом был тепло встречен критиками, его объем продаж превзошел все ожидания.

После успеха “Diva”,Энни получила ряд престижных музыкальных наград, а Фрэнсис Форд Коппола предложил ей написать песню к фильму «Дракула». Результатом работы Леннокс явилась мелодичная и в то же время мрачная “Love Song For A Vampire”.

В 1995 году вышел альбом “Medusa”, состоявший из кавер-версий знаменитых песен прошлого. Лучшего результата в чартах добилась “No more “I love you’s””, памятной работой стала знаменитая песня “A Whiter Shade Of Pale”.

В 1999 году “Eurythmics” воссоединились и записали альбом “Peace” в поддержку “Amnesty International” и “Greenpeace”. Сингл “I Saved The World Today” вошел в двадцатку лидеров британского хит-парада, песня “17 Again” возглавила американский “Billboard Dance”. В английском хит-параде “Peace” добрался до четвертого места. Позже, однако, музыканты опять разбежались.

Третий сольный альбом Леннокс, “Bare”, увидел свет в 2003 году. Он был отмечен ярким дизайнерским решением Леннокс: она заявила, что хочет показать себя как можно более естественной, поэтому сознательно отказалась от косметики, грима и прочих традиционных атрибутов индустрии красоты. На обложке диска была размещена фотография сорокавосьмилетней женщины, не стесняющейся себя настоящей. Песни “Pavement Cracks” и “A Thousand Beautiful Things” достигли вершины хит-парада “Billboard Dance”, а тур в поддержку альбома Энни провела вместе с известным британским певцом Стингом.

Годом позже Леннокс записала песню “Into The West”, вошедшую в саундтрек фильма «Властелин колец: возвращение короля». Эта песня принесла Леннокс премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня к кинофильму».

В 2007 году свет увидел её четвёртый сольный альбом - “Songs Of Mass Destruction”, первым синглом с которого стала очень эмоциональная композиция “Dark Road”. Вторым синглом с альбома стала песня “Sing”, свои голоса для которой подарили самые известные певицы современности, в числе которых Мадонна, Селин Дион, Ферги, Пинк, и др.

В 2010 году вышел сборник лучших хитов певицы - “The Annie Lennox Collection”. Помимо старых, в альбом вошли две новые композиции: “Shining Light” и “Pattern Of My Life”.

На сегодняшний день Энни Леннокс выпустила 5 студийных альбомов и сборник “The Annie Lennox Collection”. За свою карьеру она удостоилась премий «Оскар», «Золотой глобус», трёх «Грэмми» и восьми рекордных “BRIT Awards”.

Энни Леннокс была включена в список «100 величайших исполнителей всех времен по версии Rolling Stone». Ей был присвоен титул «Самого успешного музыканта Великобритании» благодаря ее коммерческому успеху. Леннокс является одним из самых продаваемых музыкантов с продажами более 80 миллионов записей по всему миру.

Энни Леннокс активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью (борьбой за права женщин, геев и лесбиянок, за сохранение лесов, против эпидемии ВИЧ, нищеты, и т.д.). Она является послом доброй воли UNAIDS, а в 2011 году была награждена орденом Британской империи.

Использованы материалы с http://motolyrics.ru

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно поверить, но популярная музыка гораздо влиятельней, чем кажется: для успешного хита необходимо учитывать множество факторов – как актуальных в данный момент тенденций, так и ставших классикой канонов прошлых лет. Иначе чем объяснить все возрастающее количество песен, основной упор делающих на использование сэмплов – небольших отрывков золотых шлягеров прошлых лет?

В полной мере это проявилось в творчестве Мадонны (Madonna ), в 2005 году с выходом нового альбома в очередной раз сменившей имидж и превратившейся в диско-диву. В заглавном треке Hung Up встречаются сразу две поп-эры: золотая классика от ABBA и актуальнейший в те дни модный саунд. Переплетение популярной музыки в ее лучшем виде с новыми тенденциями, удачные стилизации и подражание – одно из определяющих направлений музыкального творчества в эти годы.

Начало этой музыкальной эры началось с повального увлечения всем латиноамериканским – на волне успеха такие исполнители, как гениальный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana ), испанский красавец Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias ), пуэрториканская секс-бомба Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez ) и ее соотечественник Рики Мартин (Ricky Martin ), а также небезызвестная Кристина Агилера (Christina Aguilera ), не раз обращавшаяся к своим эквадорским корням для завоевания латино-аудитории.

На волне и афроамериканская музыка: жесткий хип-хоп, чувственный соул, заводной ритм-энд-блюз. Ключевыми фигурами становятся Алиша Кис (Alicia Keys ), Канье Уэст (Kanye West ), Эминем (Eminem ), Бейонсе (Beyonce ) Рианна (Rihanna ). Процветает и такая тенденция, как смешение жанров: популярная музыка и, например, ритм-энд-блюз. Среди самых удачных комбинаторов: группы Black Eyed Peas и The Pussycat Dolls .

Популярная музыка в чистом виде также пользуется неизменной востребованностью: Бритни Спирс (Britney Spears ), Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake ), Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Кэти Перри (Katy Perry ), Кайли Миноуг (Kylie Minogue ) и дебютировавшая в 2008 году Леди ГаГа (Lady GaGa ) – самые успешные в этом плане исполнители.

Не стоит, тем не менее, забывать и о роке, хоть и не столь популярном, но все-таки имеющим свою неоспоримую важность. Этот жанр в наибольшей степени представлен группами Green Day , Coldplay , U2 , White Stripes , Nine Inch Nails и Bon Jovi . Стоит отметить, что в 2000-х очень мало появилось новых рок-групп, которые бы стали общепризнанными мировыми звездами, самые популярные команды этих лет образованы в 90-х, 80-х или даже в 70-х (например, U2).

В России в это время сцену захватывают выпускники «Фабрики Звезд »: группы «Фабрика», «Серебро », «Тутси » и «Корни », Наталья Подольская , Никита Малинин , Юлия Савичева . Конечно, есть и коллективы, пробившиеся без помощи этого телепроекта: группа «Уматурман », «Звери », не теряющие популярности «Дискотека Авария », певица МакSим . Тем не менее, самым популярным новым исполнителем по праву можно признать победителя «Евровидения» Диму Билана . Не стоит списывать со счетов исполнителей более старшего поколения: Валерию , Аллу Пугачеву , Филиппа Киркорова , по-прежнему выпускающих успешные альбомы и собирающих полные залы поклонников.

Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок

В музыке редко бывает так, чтобы определенная эра была воплощена буквально во всем: в ритмах, аранжировках, мелодиях, текстах, даже голосах и самих исполнителях. Девяностые года в музыке – по-своему великий период, подаривший нам многих прекрасных исполнителей и многие великолепные песни.

К сожалению, именно девяностые так славны так называемыми певцами одной песни, или попросту говоря – однодневками, причем ситуация эта складывается как и на западной, так и на российской сцене. Вряд ли кому-то сейчас что-то скажут такие имена, как Хаддауэй (Haddaway ), Джон Скэтмен (John Scatman ), группа Snap! , но, тем не менее, каждый с первых нот узнает песни What is Love?, The Scatman’s World, Rhytm Is A Dancer и прочие хиты любых дискотек.

Настоящим воплощением поп-музыки девяностых, особенно в начале этого десятилетия, стал такой жанр, как евродэнс – вроде бы и популярная музыка, вроде бы и хип-хоп, вроде бы и электроника. В общем, сочетание этих элементов дало просто фантастический результат: музыканты всего мира, и особенно из Европы, не перестают снабжать мировые чарты своими песнями, саунд которых не спутаешь ни с чем. Scooter , 2 Unlimited , Eiffel 65 , Culture Beat , Роберт Майлз (Robert Miles ) – истинные герои этого периода, практически забытые сейчас.

В 90-х годах как никогда популярны трогательные, нежные и романтические баллады – жанр, как нельзя лучше вписывающийся в популярную музыку, а также в соул и ритм-энд-блюз. Выигрывают в первую очередь исполнительницы-женщины, певицы с великолепными сильными голосами – Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Уитни Хьюстон (Whitney Houston ), Селин Дион (Celine Dion ), Тони Брэкстон (Toni Braxton ), Патрисия Каас (Patricia Kaas ). Не теряют актуальности и певцы, например Брайан Адамс (Bryan Adams ), Джордж Майкл (George Michael) , Элтон Джон (Elton John ), Майкл Болтон (Michael Bolton ), Эрик Клэптон (Eric Clapton ).

Во второй половине 90-х появляются поп-идолы нового поколения – группы N’Sync (и впоследствии отделившийся от них Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake )) и Backstreet Boys , поп-принцессы Бритни Спирс (Britney Spears ) и Кристина Агилера (Christina Aguilera ). Продолжает мега-успешную карьеру и Мадонна (Madonna ), никому не уступающая трон королевы популярной музыки и законодательницы всех модных музыкальных течений. Своеобразно складывается карьера Майкла Джексона (Michael Jackson ): невероятно популярный в первую половину десятилетия, певец очевидно сдает позиции к началу 2000-х.

Рок-музыка остается, как и во все другие времена, востребованной: чартовый, гастрольный и, конечно, коммерческий успех таких групп, как U2 , R.E.M. , Nirvana , Duran Duran , Bon Jovi , Aerosmith , Red Hot Chili Peppers , говорит сам за себя.

В России этот музыкальный период стал одним из самых интересных: после распада СССР в страну хлынул поток новой музыки, абсолютно нового звучания, новых веяний, новых исполнителей, жанров и стилей. Воспоминания о популярной музыке этих лет сейчас вызывают улыбку, но в целом результат был далеко не хуже, чем у западных исполнителей. И песни, и клипы создавались с большой фантазией, что делало российскую музыку своеобразной и интересной. Валерий Меладзе , Анжелика Варум , Филипп Киркоров , Ирина Аллегрова , «Иванушки International» , «Браво» , «Нэнси» и «Белый Орел» становятся главными исполнителями этого десятилетия на отечественной сцене.

Песни 80-х годов: гламур, диско и синти-поп

Некоторые музыкальные критики ассоциируют восьмидесятые года с плохой музыкой, что в корне не правильно. Конечно, с позиции современного человека некоторые приёмы, аранжировки, ритмы и голоса, популярные в то время, могут показаться наивными и в чем-то даже смешными, но это время неизменно вызывает ностальгию, что ярче всего проявляется через замечательные песни тех лет.

Конечно, самый успешный жанр того времени – это, бесспорно, популярная музыка. Тем не менее, можно смело сказать, что столько популярных ответвлений попа было ни в одно музыкальное десятилетие.

Прежде всего, восьмидесятые ассоциируются с диско, исполнители из которого происходят преимущественно из Европы. Легендарные шведы ABBA , французский поп-дуэт Ottawan и певец по имени F.R. David , немцы Modern Talking и Goombay Dance Band , англичанка Ким Уайлд (Kim Wilde ) и ее соотечественники Culture Club – эти имена и коллективы можно перечислять бесконечно, ведь каждый вспомнит хотя бы по одному хиты из их репертуара.

Особое место в структуре диско занимает творчество итальянских исполнителей, невероятно популярных в Европе и, конечно же, в СССР. Самыми известными исполнителями области итало-диско становятся трио Ricchi e Poveri , дуэт супругов Аль Бано (Al Bano ) и Ромины Пауэр (Romina Power ), исполнители Газибо (Gazebo ), Тото Кутуньо (Toto Cutugno ) и невероятно харизматичный певец и актер Адриано Челентано (Adriano Celentano ).

Исполнители из Великобритании обогащают жанр популярной музыки новыми тенденциями: появляются такие его виды, как Hi-NRG (главные герои этого направления – коллектив Dead or Alive ), нью-вейв (представленные группами Adam And The Ants и Visage ), и, конечно, синти-поп. Впоследствии этот жанр окажет большое влияние на образование таких направлений, как электроклэш и синт-рок. Главными коллективами, работающими в этом направлении, стали Pet Shop Boys , Depeche Mode и Eurythmics .

Тем не менее, в 80-х популярны и более тяжелые жанры: рок и даже хэви-металл. Хитами становятся композиции от таких групп, как Queen , Status Quo , Genesis , Scorpions , Dire Straits , Def Leppard и многих других.

На отечественной сцене в те года преимущественно блистали Алла Пугачева на пару с Юрием Антоновым , а в поздние восьмидесятые – Владимир Кузьмин, Игорь Тальков, Александр Серов, группы «Мираж » и «Ласковый май ». Популярны и различными вокально-инструментальные ансамбли – «Верасы », «Цветы », «Земляне », «Веселые ребята », «Браво », «Ялла », а так же рок-группы «Кино », «Наутилус Помпилиус », «Агата Кристи ».

Песни 70-х: рок, рок и еще раз рок

Семидесятые года в музыке можно с легкостью назвать «золотым веком рока» во всем многообразии его жанров. Во многом тут, конечно, лидирует глэм-рок во главе с Дэвидом Боуи (David Bowie ), своим андрогинным имиджем и прекрасным творчеством, сломавшим привычные представления о музыке. Нельзя не вспомнить и о таких британских командах, как T.Rex , Sweet и Slade и об американке Suzi Quatro , своими песнями составившими немалую часть всего глэма семидесятых.

Именно в это время как никогда популярны «тяжелые» виды рока: хард-рок, хэви-метал, а также вдумчивый и причудливый прогрессив-рок. В авангарде этих жанров также стоят английские команды: Deep Purple , Uriah Heep , Led Zeppelin , Nazareth , Black Sabbath . Главными исполнителями от прог-рока стали Pink Floyd . Особняком стоят Queen , чье творчество настолько многообразно, что вогнать его в рамки одного жанра просто невозможно.

Влияние рока на вкусы меломанов проявляется также и в том, что британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber ) пишет рок-оперу «Иисус Христом суперзвезда », с оглушительным успехом прошедшую на многих концертных площадках мира.

В 70-х происходит и два трагических события. Уходят из жизни две легенды: одна в переносном смысле, а другая – в прямом. Речь идет о распаде в 1970 году группы The Beatles и о смерти в 1977 году Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Elvis Presley ). Тем не менее «битлам» стоит отдать должное: ни один из музыкантов не ушел на покой, а лишь с новой силой начал творить, подарив миру еще немало прекрасных песен.

В 1974 году зарождается такой жанр популярной музыки, как диско – некоторые отсчитывают эту музыкальную эру с победы шведского квартета АВВА на конкурсе «Евровидение» с песней Waterloo . Разгоняясь все больше на протяжении нескольких лет, диско по-настоящему взорвало музыкальный мир в восьмидесятых, то изменяясь в сторону более жесткого электронного саунда, то переплетаясь с популярной афроамериканской музыкой, то возвращаясь к классическому поп-звучанию. Говоря о диско семидесятых, сразу вспоминаются такие исполнители, как Boney M. , Донна Саммер (Donna Summer ), Eruption и Bee Gees .

Увлекается мир и экзотическим звучанием музыки Карибских островов (в первую очередь это регги, представленный Бобом Марли (Bob Marley )), той самой афроамериканской (соул, блюз, ритм-энд-блюз, отчасти – джаз), а также латиноамериканской музыкой.

В СССР самыми популярными становятся главные темы из кинофильмов. Известны и любимы творения вокально-инструментальных ансамблей со всех уголков Советского Союза. Загорается главная звезда отечественной популярной музыки – Алла Пугачева . Не забываются и певцы из дружественных СССР республик: например, Польши (Марыля Родович ) и Румынии (Дан Спэтару ). Любимы также европейские – французские (Мирей Матье (Mireille Mathieu ), Мишель Сарду (Michel Sardou )) и итальянские (Адриано Челентано (Adriano Celentano )) исполнители.

Рок и поп, или лучшие песни 60-х

Итак, остался в прошлом. Нет, нельзя сказать, что его совсем забыли – он просто перестал быть знаменем для молодежи и «красной тряпкой» для старшего поколения. К нему привыкли. Конечно, еще звучали лучшие композиции, созданные Чаком Берри и Литлом Ричардом , еще собирал полные залы Элвис Пресли , но в общей песенно-звуковой массе начала шестидесятых уже стали появляться новые непривычные интонации и ритмы. Примечательно, что на этот раз источником новшеств была Европа, а не США. Европа, а точнее – одно европейское государство, Великобритания, начало задавать тон в популярной музыке.

Ливерпульская рок-группа The Beatles первой двинулась на покорение Америки – и покорила весь мир. В течение короткого времени и Старый, и Новый свет были охвачены битломанией. Но что же такое особенное предложили музыканты-самоучки избалованным впечатлениями слушателям?

«Британское вторжение» дало мощный творческий импульс музыкантам всех стран и континентов, и в результате мы сегодня можем наслаждаться самой разнообразной музыкой в стиле рок: классический рок, хард-рок, серф-рок, панк-рок, фолк-рок, барокко-рок, психоделический рок и еще десятками производных жанров.
Один из них, так называемый «гаражный рок» – это музыка, которую изначально играли дворовые рок-группы. Просто собирались подростки, молодые люди, и играли в свое удовольствие. Некоторые исследователи подобную разновидность рока относят к народной музыке 20 века.

Начиная с середины 60-х, рок-группы начинают образовываться и в Советском Союзе, преимущественно в студенческой среде. Из такого школьно-студенческого ВИА впоследствии «вызрела» одна из самых известных советских рок-групп Машина времени .

Параллельно со всевозможными вариантами рока в шестидесятые годы бурно развивалось еще одно весьма популярное направление: поп-музыка. Его истоки – в далеком прошлом: это народная песня, средневековая баллада, городской романс, позже – мюзикл и музыкальное шоу. Вокал, человеческий голос – вот главное для этого стиля. Музыкальные инструменты, будь то скромный ансамбль или целый оркестр, лишь аккомпанируют певцу. Поскольку одним из источников поп-музыки является фольклор, песни поп-стандарта зачастую имеют яркий национальный колорит. Иногда такую музыку называют просто эстрадной. Лучшие песни 60-х годов в стиле поп были исполнены Фрэнком Синатрой и Луисом Армстронгом (США), Сальваторе Адамо и Мирей Матье (Франция), Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (СССР) и еще многими замечательными музыкантами в разных странах мира.

Лучшие песни 50-х годов: под знаком рок-н-ролла

Пятидесятые годы прошлого века вошли в историю популярной музыки как период рождения и расцвета нового стиля, рок-н-ролла.
В Америке неудержимый взлет этой музыки «молодежного бунта» пришелся на середину пятидесятых. К концу десятилетия американский рок-н-ролл несколько повзрослел и остепенился, но рок-эстафету к тому времени уже приняла Европа. В шестидесятых годах именно Старый Свет даст начало тому многогранному и многозначному явлению в музыкальной культуре, которое будут называть коротким словом «рок».

Музыканты, сумевшие найти верную интонацию, стали кумирами молодого поколения пятидесятых. Большинство из них не имело профессионального музыкального образования: лучшие песни 50-х годов в стиле рок-н-ролл были сочинены и спеты самоучками. Вот они, эти всемирно известные герои великого американского противостояния поколений:

Элвис Пресли : белый паренек из небогатой семьи, водивший дружбу с подростками из «черных» кварталов, и от них же перенявший манеру исполнения и стиль в одежде. 1954-й – год появления его первого хита «That"s All Right Mama ».

Чак Берри : негритянский музыкант, один из немногих, кто отважился смешать в своих песнях интонации «черного» блюза и «белого» кантри. Его суперхит 1958 года «Johnny B. Goode » впоследствии был назван золотым стандартом рок-н-ролла.

Билл Хэйли (белый гитарист и вокалист) и его группа «Кометы»: композиция «Rock Around the Clock », записанная ими для саундтрека к фильму «Школьные джунгли» (1955 год), проторила дорогу рок-н-роллу к европейскому слушателю.

Литл Ричард : чернокожий певец и пианист; его взвинченная и даже в чем-то истеричная манера исполнения породила массу подражателей с одной стороны, а с другой – стала поводом для появления огромного количества пародий. Самый известный его сингл – «Тутти-фрутти » (1955 год).


The Platters
: группа из трех молодых людей и одной девушки, все афро-американцы. Они работали в стиле ду-воп (вокальный рок-н-ролл). Ария «Smoke Gets In Your Eyes » в исполнении квартета Плэттерс в 1959 году побила все рекорды популярности.

Рок-н-ролл стремительно ворвался в размеренную сытую жизнь послевоенной Америки, оживил музыкальную атмосферу Европы, но, конечно же, не заменил собой всех остальных музыкальных жанров.

В конце пятидесятых и в Новом, и в Старом Свете особую популярность приобрела экзотическая музыка дальних океанских провинций. Звуки гавайской гитары и этнических перкуссионных инструментов навевали слушателю мечты о девственных джунглях и тихоокеанских пляжах.

В эти же годы весь мир узнал и полюбил перуанку Иму Сумак . От природы ей достались талант, независимый характер и поистине уникальный голос: глубокий, сильный, красивый, с очень широким диапазоном. Ее творчество трудно отнести к какому-либо стилю (хотя чаще всего упоминают «мамбо»). Единственная и неповторимая – об этой певице точнее и не скажешь.

Публике всегда нравились итальянские и латиноамериканские напевы. Пожалуй, лучшие песни 50-х годов в стиле «латино» – это «Volare » и «Ла бамба ».
Песня «Volare » в исполнении итальянца Доменико Модуньо в 1958 году заслужила несколько международных наград, в том числе и американскую премию Грэмми. Народная мексиканская мелодия «Ла бамба » в аранжировке Ричи Валенса вошла в список «100 лучших песен в стиле рок-н-ролл».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году, позволил и советской публике познакомиться с новыми направлениями в популярной музыке, в том числе и с рок-н-роллом. Однако фестиваль отшумел и завершился, а политика партии и правительства осталась неизменной: советскому народу не нужны нездоровые сенсации. В том, что темпераментная и эксцентричная музыка в сочетании с «непристойными» движениями это явление нездоровое, у чиновников от культуры сомнений не было.
Музыка в стиле рок еще найдет дорогу свою дорогу в страну Советов, но это произойдет позже. Намного позже.

Лучшие песни 40-х годов: музыка кино- и телеэкрана

Видеоматериалы, позволяющие нам не только услышать музыку 40-х годов, но и увидеть лучших исполнителей этого десятилетия, технически несовершенны. Однако они являются документами эпохи, с их помощью можно ощутить особую атмосферу тех лет.

Начало 40-х – это, конечно же, Вторая мировая война. Усиление патриотических настроений привело к появлению в 1941 году бодрых песен-маршей: «Воевать мы мастера » (СССР), «Thank You America » (США).

Лучшие советские песни 40-х годов, связанные с темой войны, – суровая героическая «Война священная » и лирическая «Темная ночь ».

Между тем, даже в те грозные сороковые люди старались хоть ненадолго «отключиться» от тревог. Необыкновенно популярны были комедийные кинофильмы, лирические песни и даже комические куплеты.

Немецкий фильм 1944 года выпуска «Девушка моей мечты » с Марикой Рёкк в главной роли обошел все экраны Европы, а после войны его показывали даже в СССР. Правда, в Советском Союзе из этой картины вырезали «непристойные» эпизоды, в том числе и знаменитую песню «По ночам одиноких не бывает» («In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine »).

После войны Америка принялась осваивать новые жанры в кино. Если в тридцатых годах на экранах появились музыкальные фильмы-короткометражки, то сороковые ознаменовались рождением жанра «сверхкороткого кино» – Soundies . Эти прародители музыкальных видеоклипов к концу десятилетия перекочевали из кинозалов на телевизионные экраны – ведь именно тогда в США начались регулярные телетрансляции. Лучшие песни 40-х годов, лучшие композиции в исполнении самых популярных эстрадных и джазовых оркестров стали доступны буквально «с доставкой на дом». Каждый телезритель мог увидеть прекрасные глаза Дины Дурбин , ослепительную улыбку Луи Армстронга , зажигательный степ Фреда Астера и ловкие пальчики малыша-пианиста Фрэнка Робинсона .

Западной Европе и советским республикам, сильно пострадавшим в той кровопролитной войне, еще только предстояло пройти этот путь.

Самые популярные песни 30-х годов: музыка кинематографа

Тридцатые годы стали, пожалуй, самым сложным десятилетием двадцатого века. Весь мир был охвачен экономическим кризисом, нарастали политические противоречия, и все это вместе взятое привело к развязыванию Второй мировой войны в 1939 году.

Как всегда, отвлечься от тревог и забот людям помогала музыка. Однако все лучшие, все самые любимые песни 30-х годов пришли к слушателям не с эстрады, не с театральных подмостков, как это бывало раньше, а с киноэкрана. В 20-х годах кинематограф носил прозвище «великий немой». В 30-х он перестал быть «немым», запел, заговорил и постепенно превратился в самостоятельную отрасль индустрии развлечений.

Америка лидировала в процессе превращения кинопроизводства в киноиндустрию. Комедия, драма, скетч – из любой пьесы можно было сделать фильм, а еще лучше киномюзикл. Имена композиторов Ирвина Берлина , Джерома Керна , Коула Портера , особо отличившихся на поприще музыкального кино, к середине 30-х знали все кинозрители.

«Старушка» Европа, не желая сдавать позиций оплота мировой культуры, изо всех сил старалась не отставать от молодого и энергичного заокеанского соседа. Именно в тридцатых годах началось становление национальных кинематографических школ, именно тогда самых популярных актеров стали называть «звездами». Грампластинки, на которых записаны самые популярные песни 30-х годов, донесли до нас голоса «звезд» того времени: Марлен Дитрих (Германия), Эдит Пиаф (Франция), Ян Кепура (Польша).

Лучшие песни 30-х годов, созданные в СССР, тоже были частью киномузыки. Имена композитора Исаака Дунаевского и актрисы Любови Орловой фигурировали в титрах практически всех знаковых советских кинокартин того времени.

Ну и, конечно же, джаз! Музыка 30-х годов – это в значительной своей части именно джаз. В Советском Союзе это «песенный джаз» Леонида Утесова , в Америке – инструментальные ансамбли и оркестры, вокал и танец. Самые значимые фигуры в джазовой музыке – Кэб Кэллоуей , Бенни Гудман , Луи Армстронг – заявили о себе именно в тридцатых годах прошлого века.