Картины с пышными женщинами известных художников. Образ женщины в картинах великих художников

Картины с пышными женщинами известных художников. Образ женщины в картинах великих художников
Картины с пышными женщинами известных художников. Образ женщины в картинах великих художников

Рембрандт ван Рейн Саския в виде Флоры. Женщина в виде растительного мира (цветов). Вот, как расшифровывается эта картина. Цветы в руках Саски, будто жезл. Повязка на голове, будто корона. Сама женщина, будто королева живой природы.

Рафаэль Санти Мадонна Рафаэля. Картина старая, но красивая. Художники освещают в своих работах лишь самое прекрасное, а это мать с детьми. Рафаэль Санти решил не отличаться от остальных художников и написал картину " Мадонна ". Считаю, что эта картина достойна почета и высокого рейтинга.

Рафаэль Санти Дама с единорогом. Фантазия у художника была изящна. Написать даму с единорогом, существом, которое само по себе творение волшебное, не могло не стать предметом почтенного искусства самого Рафаэля Санти. Говорить о красоте дамы думаю не имеет никакого смысла. Эта женщина превосходна.

Рафаэль Санти. Малая Мадонна Каупера. Итальянский живописец и
архитектор, один из самых
великих художников во всей
мировой истории, мастер
мадонн, изобразил еще одну Мадонну с белокурыми волосами и ребенком на руках. Простота ее лица и взгляда, поражает меня.

Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем и ангелами. На картине ясно видно, что даже ангелы восхищаются неземной красотой этой несравненно прекрасной женщины. Их ручки тянутся к ней, как ручки малышей тянутся к матери. Ангелы - послы Божьи.

Сандро Боттичелли. Венера и Марс. Картина написана 1483 года. Написано, возможно,
по заказу купеческой семьи
Веспуччи. Один историк предложил, что Марс изображен с закрытыми
глазами, так как находится
под воздействием
одурманивающих веществ. А так оно или нет, никто не знает.

Зинаида Серебрякова Кормилица с ребёнком. Как же красивы и великолепные русские женщин. А быть еще и матерью - это подвиг. Быть матерью детей и всегда хорошо выглядеть - это не только великое искусство, но и тяжелый труд.

Иван Петрович Аргунов Портрет императрицы Екатерины Второй. 1762 году И. П. Аргунов
получил ответственный заказ
- создание портрета
императрицы Екатерины II. Увидев свой портрет,
написанный Иваном
Петровичем «наизусть»,Екатерина была
приятно удивлена.

Иван Петрович Аргунов Картины Аргунова. Портрет Лобановой-Ростовской. Вы только посмотрите, какая у нее тонкая талия. Женщины того времени старались как можно лучше следить за своей фигурой. Красивые, пышные наряды, украшенные драгоценными камнями шикарно смотрятся даже на самых некрасивых женщинах.

0 0 7

Иван Петрович Аргунов Портрет неизвестной в крестьянском костюме. одно из известнейших
произведений русского
художника. Портрет
неизвестной отражает интерес
к крестьянской тематике,
появившийся в то время в
русском обществе. Интерес вызван происхождением самого автора.

0 0 11

В начале ХХ века в нашем календаре появился новый праздник, название которого звучало как революционный лозунг: «Международный женский день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав».
К счастью, со временем этот день приобрел совсем иной смысл, и для нас 8 марта - праздник женской красоты и очарования.

Желая совместить историческое с приятным, мы собрали несколько картин милых, кокетливых и сильных тружениц от великих художников - вечных пленников женской красоты и добродетелей!

Алексей Венецианов, уроженец Москвы,впервые побывал в деревне в 35 лет, когда после свадьбы молодожены отправились проведать родителей жены в Тверскую губернию.

Художник был так очарован природой, что у него тут же возникло желание поселиться среди русских просторов и он покупает имение в Сафоновке.

Именно здесь он пишет картину «На пашне». Все творчество Венецианова пронизано поэзией,его картины, посвященные крестьянскому быту,идеализируют деревенскую жизнь.

В картины Венецианова с детства была влюблена Зинаида Серебрякова. В ее ранних картинах чувствуется незримая связь с творчеством русского бытописателя. Крестьянки Венецианова сто лет спустя словно продолжают жить на ее картинах.

Деревенские девушки у художницы величавые, с царственной осанкой, они неторопливо делают повседневную работу - истинная поэзия духовности!

Зинаида Евгеньевна Серебрякова." Жатва "
1915, 177×142 см.


Картины «Жатва» и «Беление холста» относят к лучшим произведениям Зинаиды Серебряковой. Они были написаны в родовом имении Нескучное в Харьковской губернии, где с 1898 года семья Серебряковых проводила лето и осень.

В 1914 году после продолжительного путешествия по Северу Италии Зинаида приехала в Нескучное и сразу принялась за работу над картиной «Жатва».

Изучение творчества художников итальянского Возрождения, только недавно увиденных в музеях и галереях, ощущается в классически построенной композиции, а монументальность форм подчеркивает красоту женских фигур на фоне пейзажа с пшеничными полями, неровно уходящими за горизонт.
Эти картины считают последними идиллическими картинами дореволюционной России.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова." Беление холста "
1917, 141.8×173.6 см.

Кружева, пудра, помада - все, что прелестнице надо...

Французские дамы тоже трудятся, не покладая рук, на картинах художников. В эпоху рококо самой модной профессией городских жительниц была работа модистки.

Элегантные и роскошные наряды, корсеты, вышивки и кружева составляли все женские помыслы, ведь нужно было поспевать за законодательницей мод мадам Помпадур!

И фантазии юных дев воплощали мастерицы на все руки - модистки. Франсуа Буше на картине «Модистка» словно украдкой заглядывает в комнату и подглядывает за дамами, которые обсуждают будущую модель.

Франсуа Буше. " Модистка "
53×64 см.

В XVIII веке в эпоху Просвещения во Франции в искусстве было принято восхвалять и утверждать достоинства третьего сословия, а в живописи хорошим тоном считалась простота и естественность.

Жан-Батист Грёз в картине «Прачка» не только изображает грациозную и очаровательную юную труженицу - таким образом он воспевает трудолюбие.

В России во второй половине XVIII века Грёз стал модным художником, дворянская знать наперебой заказывала ему портреты, сама императрица Екатерина ІІ по совету Дидро приобрела у художника картину «Паралитик» .

Безусловно, такая популярность творчества Грёза не прошла незаметно для русской живописи, его картины имели большое влияние на русский портрет.

Жан-Батист Грёз." Прачка "
1761, 32×40 см.

Мастерицы-кружевницы

«Русским Грёзом» называли Василия Тропинина за очаровательные женские портреты. Он впервые в русской живописи создал новый тип жанрового портрета - поэтический образ девушки за работой.

Юные красавицы на картинах «Кружевница» и «Золотошвейка», занятые своей работой, на минутку отрывают взгляд от своей работы и лукаво смотрят на зрителя.

Василий Андреевич Тропинин. " Золотошвейка "
1826, 64×81 см.


Тропинин был крепостным художником и только в возрасте 47 лет получил вольную. Символично, что именно 1823 год - год написания «Кружевницы», приносит художнику и свободу, и официальное признание.

В этот год он впервые показывает свои работы в Академии художеств, и художника удостаивают звания «назначенного в академики». Так интимный портрет горожанки принес свободу и успех его творцу.

Тропинин." Кружевница "

Хранительница домашнего очага

Домашнее хозяйство всегда было на женских плечах и кухонные хлопоты - прямая обязанность. Для некоторых это благословение, а для многих - морока. Для героини картины «Кухарка» Бернардо Строцци - это долг и священнодействие.

Можно задавать себе много вопросов, глядя на картину. Например, почему молоденькая девушка потрошит птицу в нарядном платье и бусах? Большая ли у нее семья, ведь на ужин предполагается изрядное количество блюд?

Кто изображен на картине - может,художник изобразил свою жену и поэтому она так ласково смотрит на зрителя? Такой вариант вполне возможен: картина на бытовой сюжет у Строцци - большая редкость и для супруги он вполне мог сделать исключение.

Бернардо Строцци." Кухарка "
1625, 185×176 см.

Автор картины - итальянский художник эпохи барокко с примечательной биографией. Авантюрный характер Строцци отразился на всей его деятельности: в юности он вступил в орден капуцинов и стал священником, затем учился живописи в мастерской генуэзского художника Сорри и одновременно работал корабельным инженером на генуэзском флоте.

Позже художник сбежал из монастыря и скрывался от преследований монахов в Венеции. Но занятий живописью Строцци не оставлял никогда. Основной его темой были портреты,религиозные и мифологические сцены, а на творческую манеру большое влияние оказала живопись Караваджо.

«Профессия» пастушки некогда была очень популярна и художники к ней часто обращались. Трогательный образ немолодой пастушки находим в творчестве Ван Гога, который с особой теплотой и любовью писал простых деревенских жителей.

Взгляните на колорит картины: желтые пшеничные поля - цвет солнца и тепла, мягко противопоставлен синей накидке пастушки, - частый прием в работах художника,но он не вызывает тревожных чувств, как на других его картинах.

Ван Гог оттенками цвета необыкновенно точно передает свои чувства. Какие бы вихри не бушевали вокруг, женщина спокойна и покорна нелегкой судьбе… И наше главенствующие и искреннее чувство при виде этой картины - «сопереживание».

Винсент Ван Гог. " Пастушка "
1889, 52.7×40.7 см.

Художник создал эту работу во время лечения в Сан-Реми на юге Франции. В этот период 1889-1890 годы он изучал творчество основателя барбизонской школы Жана Франсуа Милле, и за это время сделал копии с 23 его картин, среди них и «Пастушка» (хотя трудно картину Ван Гога назвать копией).

Винсент так пишет своему брату о своем занятии:
«Уверяю тебя, что мне страшно интересно делать копии, и, поскольку сейчас у меня нет моделей, я при помощи этих копий не заброшу работу над фигурой.
Я использую черно-белые репродукции Делакруа и Милле, как если бы это были реальные жизненные сюжеты. А затем я импровизирую цвет, хотя конечно не совсем так,как если бы делал это сам, а стараясь припоминать их картины.
Однако это „припоминание“, неясная гармония их красок… и есть моя интерпретация».

Сравнивая картины двух художников, кажется, что Ван Гог написал пастушку в своем воображении.

Милле "Пастушка"1, Милле "Пастушка" 2.

Жан Батист Шарден наблюдал за жизнью простых горожан и писал сюжеты из их повседневной жизни. От картины «Прачка» веет тихим домашним уютом, где все согрето заботами хозяйки.

Пока мама стирает, сын занят своей нехитрой забавой. Детские образы всегда присутствуют на картинах Шардена, подчеркивая любовь матери к ребенку. Демонстрация этих отношений помогают ему создавать душевную атмосферу тепла и скромной, но значительной и наполненной жизни горожан.

Женский труд на картинах художника приравнивается к благородной работе, сделанной с особым старанием и любовью.

Жан Батист Симеон Шарден. " Прачка "

Передовицы соцтруда - мы новый мир построим!

Новые профессии осваивают женщины в советской стране. У нас они не просто какие-то западные модистки-модницы - советская женщина может и метро построить!

В графической серии 1930-х годов Александра Самохвалова портреты девушек-метростроек воплотили идеал социалистического труда.

Задор, молодая энергия, оптимизм и сила бьют через край в этих работах - мы построим новую страну. Вот она со сверлом, с лопатой,красивая, сильная и счастливая, ей все по плечу!

Художник включился в идейный путь страны, он искренне верит во всеобщее созидание на благо светлого будущего. А душевные порывы художника - материя вполне осязаемая, лишь взгляните на работы!