Клод франсуа - чтобы помнили. Биографии, истории, факты, фотографии Некоторые известные песни

Клод франсуа - чтобы помнили. Биографии, истории, факты, фотографии Некоторые известные песни
Клод франсуа - чтобы помнили. Биографии, истории, факты, фотографии Некоторые известные песни

Летним вечером 1961 года, Клод и Дженет вышли из поезда, который привез их на Лионский вокзал Парижа. Удалось снять небольшую квартиру на улице Верон, в районе Монмартра. Дженет, будучи танцовщицей с большим опытом, быстро нашла работу по специальности, но Клоду пришлось гораздо сложнее, и наконец ему удалось устроиться в группу Оливье Деспа «Les Gamblers». Эта временная работа помогала хоть как-то заработать на жизнь, а тем временем Клод надеялся на встречу с каким-нибудь продюсером, который поможет ему записать пластинку.

При содействии мужа сестры, аранжировщика Джерри Ван Руйена, продюсера всё-таки удалось найти. Клод прошёл прослушивание в доме звукозаписи «Фонтана», и им заинтересовался Жан-Жак Тилшэ, художественный директор этого учреждения. И уже с его помощью начинающий исполнитель записал свою первую пластинку под названием «Nabout Twist » - восточный твист, притом, даже две версии: на арабском и французском языках. Было решено взять псевдоним, Клод выбрал «Коко». Оказалось, что во Франции этот диск потерпел полный провал, зато в Африке его приняли весьма терпимо.

После первой попытки, Клод одержим одной идеей – начать сначала. Он не собирался опускать руки и сдаваться. В ожидании подходящего случая, Клод вернулся к Оливье Деспа и все лето 1962 года играл в Сен-Тропе в «Papagayo».

В свою очередь, Дженет принята в танцевальную группу Артура Пласэра в «Олимпии». Именно там, она встретила знаменитого Жильбера Беко, в которого влюбилась и потеряла голову. Она ушла от Клода, чтобы быть вместе с «Месье 100 000 вольт», как поклонники и журналисты прозвали Жильбера Беко после его концертов в «Олимпии» за зажигательную манеру исполнения. Дженет была уверена, что с ним ее ждет более блестящее будущее. Официально они разведутся 13 марта 1967 года. Клод тяжело пережил этот разрыв. Но с ним его музыка, она не предаст никогда.

Вернувшись в Париж, Клод подписал контракт сроком на семь лет со студией звукозаписи «Фонтана». Первым настоящим хитом стала “Belles, belles, belles”, кавер-версия песни «Made To Love» Everey Brothers.

Впервые песня появилась на знаменитой радиостанции «Европа 1», и сразу же завоевала огромную популярность. И вот она - слава. Множество интервью, участие в телепередачах. Первый клип снял молодой режиссёр Клод Лелюш - будущая легенда мирового кинематографа. Снимали видео в Шамони, на снегу, среди легко одетых девушек. К концу 1962 Клод уже - признанная всеми звезда. 18 декабря 1962 года он впервые вышел на сцену «Олимпии» в первой части концерта, перед Далидой и группой «Спутник». Второй раз это случилось уже 5 апреля 1963, на вечере, посвященном кумирам молодежи. Потом было первое настоящее турне, совместное с Сильви Вартан и группой «Gam’s».

В октябре 1963 года Клод выпустил новую сорокапятку, на которой появились песни «Si j’avais un marteau», «Marche tout droit» (Иди вперёд)

И «Dis-lui». Они оставались на вершине хит-парадов в течение нескольких недель. Имея такую благодарную внешность, Клод стал символом целого поколения. Продажи пластинок неуклонно росли, и 29 октября 1963, после специального выпуска передачи «Musicorama», Клод Франсуа получил два первых золотых диска за два миллиона проданных экземпляров.

На свой первый заработок Клод обзавёлся домом в Париже, на бульваре Эксельман, а через несколько месяцев он сделал своё главное приобретение: участок земли со старой ветряной мельницей в Даннемуа, деревушке недалеко от Милли-ла-форе.

Очень скоро это место станет для него «Счастливым хутором», где Клод Франсуа сможет быть таким, каким он был на самом деле, личный участок полной свободы. Он построил там свой Дом Мечты, в саду Клод сам выращивал пальмы, розы, магнолии, садовую мимозу, в поместье жили попугаи, в том числе длиннохвостые, лебеди, утки, павлины, фламинго, венценосные журавли, обезьянка по имени Несс-Несс, собаки и кошки. Любимым уголком, оазисом вдохновения, стал сад на берегу реки. Это стало для Клода тихой пристанью, где он был всегда так рад отдохнуть в окружении своих близких. Разумеется, основной причиной покупки стало огромное желание воссоздать атмосферу детства, уютной и безмятежной Исмаилии. Но вот что интересно: свой оазис уюта Клод Франсуа сделал не в восточном стиле, а в староанглийском: прекрасная смесь зелени и цветов в сочетании с домом, выстроенном по типу старых английских сельских домов. Частенько он принимал там гостей, изо всех сил и, с помощью мамы и сестры, стараясь сделать их отдых максимально замечательным. Изюминкой этих приёмов были восточные блюда, обожаемые Клодом и собственноручно приготовленные Лючией, редкие вина из собственного большого погреба и приготовленные лично хозяином коктейли - Клод Франсуа в душе явно был химиком-практиком, хотя и очень удачливым, т.к. эти смеси были очень неожиданными, но деликатными и изысканными. В глазах Клода, хороший приём – это, своего рода благодарность за то, что человек принял его приглашение. Клод Франсуа навсегда остался верен традициям Востока.

В 1964 году Клод отправился в триумфальное летнее турне, которое потом даст имя фильму Клода Верника «Бешеное лето». В сентябре он снова выйдет на сцену «Олимпии», но на этот раз уже Клод выступит в основной части концерта, а не в первой, предназначенной для начинающих артистов - как главная звезда вечера. Турне следуют одно за другим, вместе с появлением новых хитов «Donna, Donna», «J’y pense et puis j’oublie»(Я думал об этом, а потом забывал)

,

Посвящённая расставанию с Дженет. Фан-клуб Клода Франсуа постоянно рос. Орды кричащих девочек-подростков становятся весьма обычным явлением во время выступлений нового идола Франции.

Примерно в это же время Клоду удалось найти новую любовь, которая наконец-то вытеснила из сердца неверную Дженет в область воспоминаний. Девушку звали Франс Галль, на тот момент она была начинающей певицей. Они встречались какое-то время, но увы - семьи так и не вышло. Франс предпочла карьеру семейным хлопотам. Осмелюсь предположить, что просто-напросто с её стороны не было достаточно сильного чувства, иначе никакая карьера не встала бы на его пути.

В 1965 году Клод, уже имея очень прочное положение в родной Франции, начал задумываться о том, чтобы стать международной звездой. Его привлекали американские телешоу, из которых Клод частенько черпал идеи для своих концертов, и славу в США было решено завоевать через Англию.

Летом 1966, уже по традиции, Клод отправился в турне по городам Франции. Примерно с этого времени на сцене вместе с ним появляются две потрясающие сексуальные танцовщицы - Пэт и Синтия. Они также будут выступать вместе с ним три месяца спустя в «Олимпии» с 8 по 25 декабря, но пока еще никто не называет их Клодетками. Этот летний тур звезды был отмечен массовой истерией поклонниц (девочек-подростков), которые падали в обморок от избытка, переполняющих их эмоций на его концертах. Всё тот же бурный успех повторился и в декабре.

В 1967 году в Лионе, во время турне, Клод встретил Изабелл Форе, юную красавицу-танцовщицу, которая тремя годами ранее выступала в первой части его шоу. Она покорила знаменитость тонкими чертами и огромными голубыми глазами. Чувство оказалось взаимным, и влюблённые больше не расставались.
В профессиональном плане, этот год становится для Клода решающим. Он создал свой лейбл и студию звукозаписи Fleche. Окруженный артистической и технической командой, Клод, наконец, смог стать независимым и начать карьеру бизнесмена. Разумеется, музыка является для него приоритетной. После успешного исполнения песни «J’attendrai» (Я буду ждать)

,

Кавера группы Four Tops, записана ещё одна песня, в сентябре 1967 года на студии Europa Sonor, под своим собственным лейблом, «Comme d’habitude»(Как обычно). Она была посвящена их с Франс роману и расставанию.

После выхода во Франции, эта песня становится одним из самых ярких хитов 20 века. Пол Анка написал английский текст для Фрэнка Синатры, и несколько месяцев спустя песня облетела весь мир, превратившись в “My Way”.

1967 год – это год турне не только по Франции, но и по Италии, где очень любят Клода Франсуа. Его шоу все больше и больше поражают воображение обилием прожекторов, потрясающей хореографией, при этом возрастает и число танцовщиц. Теперь их уже все называют Клодетками, но к ним добавились четыре девушки – бек вокал, которых быстро прозвали Флешетками, по логотипу студии звукозаписи. Турне Клода – это серьезное предприятие, которое требует большое количество персонала и тонны материала.

Если для большинства во Франции 1968 год – это год бунтов, беспорядков и протестов, то для Клода – это один из самых счастливых в его жизни. Первого января, в Новый год, Изабелл сообщила, что ждёт ребёнка. Рождение наследника состоялось 8 июля, его окрестили Клодом, а родители прозвали Коко. Счастливый отец потом признался журналистам, что это событие перевернуло всю его жизнь и придало ей особый смысл.

Второй сын не заставил себя долго ждать и появился на свет 15 ноября 1969 года, получив имя Марк. «На этот раз, - решил Клод – мы будем скрывать рождение Марка лет пять. И так Коко постоянно рискует пострадать от этой шумихи вокруг него. Ни в коем случае не нужно, чтобы то же досталось и Марку». Надо бы уже и зарегистрировать их с Изабелл отношения, да только совершенно нет времени.

Стоит упомянуть, что 1969 год был особенно перегружен работой. Вышли новые триумфальные пластинки «Eloise» в начале года и «Tout eclate, tout explose» в ноябре. В этом же месяце он в течение 15 дней выступает на сцене «Олимпии». Кроме всего прочего, Клод Франсуа, наконец, стал международным артистом. Он выступает в Африке, в Италии и в начале 1970 года он отправляется в Канаду. С 19 по 28 февраля Клод пел в самых крупных городах этой страны. Все это время «Comme d’habitude», ставшая “My Way”, продолжает свое триумфальное шествие по миру.

Эта песня получила «Оскар» как лучшая иностранная песня, которая транслировалась по радио США более миллиона раз. Результатом такой жизни стали бессонницы, регулярно преследовавшие звезду, частенько Клод засыпал уже утром, а по-настоящему день для него начинался не раньше двух часов дня.

В марте 1970 года, после десятидневного пребывания в США, Клод возвратился во Францию. В субботу 14 марта он пел в Марселе в зале Валье, во время концерта, прямо на сцене, артист потерял сознание. Оказалось - сердечный приступ, причиной для которого стали огромные перегрузки. Его отправили в больницу, откуда Клод выписался уже через два дня. Врачи прописали ему продолжительный отдых и полный покой в течение полутора месяцев. Что ж, Клод воспользовался вынужденным перерывом и улетел на Канарские острова вместе с Изабелл.

Триумфальное возвращение на сцену произошло там же, где пришлось прервать череду концертов. Как заявил сам певец: «Если я упал на марсельской сцене, я должен подняться там же». В среду, 6 мая 1970, он пел перед своими поклонниками, которые были счастливы убедиться, что их кумир вновь полон сил и энергии. Но... всего через несколько дней, 17 мая, Клод Франсуа попал в серьёзную автомобильную аварию. В очередной раз артист оказался в больнице, в результате катастрофы особенно пострадало лицо Клода: сломан нос и расколоты скулы, он вынужден пройти курс ринопластики.
В июне Клод появился на телевидении уже с новым профилем, в это же время выходит его новая пластинка: «C’est du l’eau, c’est du vent» (Вода и ветер).

Всё лето певец гастролировал по Франции вместе с некоторыми своими коллегами. Также он ухитрялся уделять время и продюсерской деятельности, помогая молодым талантам, заключившим контракт с его студией. В сентябре на фестивале европейской песни в Венеции Кло-Кло представил пластинку, целиком состоящую из итальянских песен.

По возвращении во Францию, в конце года была записана пластинка для детей. В нее включены ранее неизданные песни, а также классические вещи – "Le jouet extraordinaire" (Необычная игрушка)

,

И Donna, Donna

.

Для фотографии на конверт, Клод пригласил детей своих родных, сотрудников, своих племянницу Стефани и сына Коко. Причиной для её появления, конечно, стало и отцовство, и просто любовь Клода к детям.

«Уважаемые радиослушатели, в эфире – премьера музыкального шоу «МЬЮЗИКОРАМА»! Прямой эфир из «ОЛИМПИИ!» Только лучшие песни в исполнении неповторимого КЛОДА ФРАНСУА!».
40-к лет назад эти позывные впервые прозвучали во французском радиоэфире. 40-к лет назад зажглась одна из наиболее ярких звёзд парижской сцены. КЛОД ФРАНСУА – потрясающая карьера и трагическая судьба. КЛОД ФРАНСУА – стремительный взлёт и нелепая смерть. Почему-то в жизни случается всё именно так: яркое пламя гаснет внезапно.


Клод Франсуа родился 1 февраля 1939 в Исмаилии, в Египте. Его отец Эме был контролером движения судов на Суэцком канале. Он переселился на берег Красного моря в 1951 со своей женой-итальянкой Люси, дочерью Жозеттой и сыном Клодом в Порт Тауфик. Эта семья жила спокойно до 1956, даты национализации Суэцкого канала президентом Египта Насером.
Вынужденная уехать, семья пережила возвращение во Францию как грубый отрыв от корней. Она поселяется в Монте-Карло в скромной квартире. Эме сражен болезнью и не способен работать. Постепенно его сын занимает место главы семьи.
После пребывания за банковской стойкой в качестве служащего Клод Франсуа начинает мечтать об успехе. Обладая предприимчивым и трудолюбивым характером, он начал искать работу в оркестрах больших монакских отелей.
Очень рано его родители отдали его на обучение игре на скрипке и пианино. Он же сам интересуется миром ударных инструментов. Эта ритмика дала ему первую возможность самовыразиться.

Итак, в 1957 он приглашен в оркестр Луи Фрозио, выступавший в Международном Спортивном Клубе. Его отец косо смотрит на попадание Клода в художественный мир, и с этого дня ссора между ними поселилась навсегда.
Определившийся в решении Клод, несмотря на маленькую зарплату, настаивает на этом пути. Директор не хочет давать ему петь - тем хуже для них, он собирается уходить в другое место, точнее - в провансальский отель Жуан-ле-Пен. Уже более уверенный в себе, он начинает становиться известным в ночных кафе региона. Однажды в 1959 он встречает ту, которая станет годом позже его женой, английскую танцовщицу по имени Дженет Вулкут.
Честолюбивый и решивший добиться успеха в жизни, Клод Франсуа решает переехать в Париж. В конце 1961 он уезжает с женой, семьей и багажом в столицу.
Начало 60-х годов было эпохой больших потрясений для французской эстрады. Началось время "Привет, друзья", знаменитой радиопередачи, переделок на французский язык знаменитых американских шлягеров, твистов и других йе-йе.
Клод Франсуа устраивается в оркестр Оливье Депакса "Les Gamblers". Но положение остется ненадежным. Поиски работы - не самое главное, он все время жаждет иметь успех. Он выпускает вскоре пластинку-сорокапятку у "Фонтана", озаглавленную "Nabout twist" (род восточного твиста) под именем Коко. Этот первый диск стал провалом.

Эме Франсуа скончался в марте 1962, не успев услышать вышедший несколькими месяцами позже первый большой успех своего сына "Belles Belles Belles", перевод на французский песни Эверли Бразерс.
"Запущенный" передачей "Привет, друзья", Клод Франсуа начинает настоящую карьеру певца. Взятый под опеку Полом Ледерманом, уже зарекомендовавшим себя импресарио, Клод Франсуа начал появляться на пластинках своих коллег. Уехав в поездку в 1963 вместе с "Шоссетт Нуар" (выступая в первой части их концерта), понемногу этот сверхэнергичный молодой человек заставляет признать себя на сцене как восходящую звезду. Несколько песен поднимаются в течение этого года на вершины хит-парадов, например, "Marche tout droit" или "Dis-lui". Число поклонниц постоянно увеличивается: его имидж молодого человека из хорошей семьи, его светлые волосы, покрытые лаком, и его лишенные оригинальности слова являются способом привлечь женскую публику. В октябре выходит другой шлягер, "Si j"avais un marteau", перевод "If I had a hammer" Трини Лопеса.

Клод Франсуа много работает и использует песни, переведенные с английского, хотя тем не менее они оставляют немеркнущие воспоминания ("Petite meche de cheveux" или "Je veux tenir ta main"). Итак, наконец пришел успех, и певец получает все больше и больше денег. В 1964 ему предлагают купить бывшую мельницу в деревне, в Даннемуа, Иль-де-франс. Несколькими неделями позже публика слышит "La ferme du bonheur". Это также год его первой поездки в качестве звезды с "Les Gams", группой, поющей большей частью йе-йе, "Les Lionceaux" и Жаком Монти. Это не было особо приятно, так как певец показал себя вздорным, даже непримиримым и неприятным со своими сотрудниками. В сентябре того же года происходит первое выступление в "Олимпии" в Париже. В этот вечер Клод Франсуа поет "J"y pense et puis j"oublie", ностальгическую песню, ставшую поводом для развода с женой.

В 1965 певец записывает около пятнадцати песен, от "Les choses de la maison" до "Meme si tu revenais". Он делает "Мюзикораму", радиопередачу, записанную непосредственно в "Олимпии" в октябре. Это триумф. Он продолжает, записав и сняв на телевидении версию "Золушки". Год 1966 отмечен созданием "Clodettes" с четырьмя танцовщицами-помощницами. Летняя поездка, еще более неистовая, отмечена сценами коллективной истерии поклонниц. В конце года он снова поднимается на сцену "Олимпии", вновь добившись триумфа.

После недолгой идиллии с Франс Галль он встречает Изабель, которая станет вскоре матерью его детей. 1967 год окажется решающим. Действительно, у Клода Франсуа заканчивается контракт с "Филипс", и он предполагает создать свое собственное предприятие. Это и было сделано с "Диск Флеш". Он становится артистически независимым и хозяином самому себе, настоящий бизнесмен. Новый лейбл торжественно представлен в 1968 с песней "Jacques a dit". Он продолжает с переводом "Би Джиз" "La plus belle des choses". На этом же диске представлена песня, которая станет мировым шлягером. Написанная в сотрудничестве с Жаком Рево (музыка) и Жилем Тибо (текст), "Comme d"habitude" на самом деле является символом разрыва певца с Франс Галль. Переведенная на английский Полом Анкой, "My way" будет спета такими грандами, как Синатра или Элвис Пресли.

В июле того же года Изабель рождает Клода Младшего, быстро прозванного Коко. Но Клод Франсуа не выставляет напоказ свою частную жизнь, он хочет сохранить своих поклонниц и не разочаровывать их. Он продолжает поездки - в Италию, потом в Африку, от Чада до Габона, проехав через Берег Слоновой Кости (Кот д"Ивуар).
За исключением рождения сына Марка, год 1969 похож на предыдущие. Заметим, что его выступление в "Олимпии" в течение 16 дней при закрытых кассах снова стало триумфом. Зрелище похоже на настоящее американское шоу, четыре танцовщицы, восемь музыкантов и большой оркестр "Олимпии", всё в адском ритме. На следующий год намечена поездка в Канаду. Но в Марселе впервые он падает прямо на сцене. Несомненно, в основе этой болезни переутомление. Он уезжает на Канарские острова, чтобы отдохнуть. Возвратившись, он станосится жертвой автокатастрофы. Едва оправившись (был сломан нос и разбито лицо), неутомимый Клод Франсуа снова отправляется в поездку с Дани и Си Жеромом. В конце года он выкупает "Подиум", журнал для молодых людей, который вскоре будет вытеснен соперником, знаменитым "Привет, друзья". В 1972, как настоящий знаток черной американской музыки, он уезжает, чтобы записать песню "C"est la meme chanson" в США, в Детройт, на студию "Тамла Мотаун". Но его деятельность теперь разнообразна. Он занимается продукцией "Диск Флеш", он продюсирует артистов, таких, как Патрик Топалофф и Ален Шамфор.

Всегда в поисках новых талантов, он нанимает молодого композитора, Патрика Жюве, чтобы написать "Le lundi au soleil", настоящий успех 1972 года, для которого Клод Франсуа и "Clodettes" выполняют хореографические упражнения на основе маленьких неровных шагов и размахивания руками. Эта хореография станет настолько знаменитой, что будет преподаваться в школе!
С другой стороны, он решает не выступать в "Олимпии" и едет в "турне" вокруг Парижа с шапито на 4 000 мест. В конце года он подвергается налоговому контролю и вынужден заплатить 2 миллиона франков государству. В 1973 он исполняет "Je viens diоner ce soir", "Chanson populaire" и главным образом "Ca s"en va et ca revient", песни, которые становятся в свою очередь настоящими шлягерами. Однако рок, кажется, ополчился на певца. В июне 1973 мельница Даннемуа уничтожена пожаром. В июле во время концерта в Марселе перед 10 000 зрителями один чересчур усердный фанат наносит ему удар по голове, в результате - синяк под глазом.
Год следующий идет немного лучше. "Le mal-aime" приносит несчастье, но быстро становится мегашлягером, "Le telephone pleure" продан в двух миллионах экземпляров. Дела идут на лад, и Клод Франсуа инвестирует деньги в модельное агентство "Girls Models". Всем известно влечение певца к молодым девушкам, которое подтолкнуло его в прошлом году выкупить журнал мод "Абсолют". Он даже от случая к случаю превращался в фотографа!
Выстраивая свою карьеру с исступлением, Клод Франсуа удерживает свой успех, хотя в середине 70-х годов все идет не так, как хотелось бы. Концерты всегда привлекают впечатляющее количество зрителей, уверенных в неистовом шоу, в котором они будут участвовать. Так, 1 июля 1974 он объединяет 20 000 зрителей у Ворот Пантэн в Париже для "Подснежника", общества помощи детям-инвалидам, возглавляемого одним из его друзей, Лино Вентурой. На следующий год журналист Ив Мурузи организует концерт Клода Франсуа в пользу медицинского исследовательского центра перед очень многочисленной публикой в Тюильри в Париже. Это будет последним концертом певца в столице.
Между записями новых дисков, которые часто проходят в напряженной атмосфере (певец очень требователен) случаются поездки, в том числе на Антильские острова в апреле 1976 и в Африку в конце года, любовные истории с финской девушкой Софией или Каталиной (его последней подругой), его телевизионные передачи, непрерывные поездки, Клод Франсуа живет со страшной скоростью. И иногда это похоже на кошмар: в 1975 он стал жертвой взрыва бомбы Ирландской Республиканской Армии в Лондоне (он отделался лопнувшей барабанной перепонкой), в 1977 в него стреляли откуда-то сверху, когда он в одиночку вел машину.

Хотя он и повторял в течение этих лет, что ему приходится петь песни в одном жанре, чтобы удовлетворить публику, Клод Франсуа умел приспосабливаться любым способом к моде, пока она соответствует его персоне. В 1977 музыка диско находится в апогее. Он поднят этой волной с "Magnolias for ever" и главным образом в 1978 с "Alexandrie Alexandra", написанной Этьеном Рода-Жилем, постоянным автором Жюльена Клера.

11 марта 1978 вся Франция узнает, что Клод Франсуа умер от удара электричеством в своем парижском доме, попытавшись, не вылезая из ванны, поправить лампочку. Скоропостижная кончина идола погружает публику в состояние глубокого огорчения, которое переходит иногда в истерию. Певец тогда вошел в легенду.
Вытолкнутый разрушительной необходимостью добиться успеха, несмотря на внешность и голос, который он сам ругал, Клод Франсуа смог держаться на вершине своего искусства в течение почти двадцати лет. Его предпринимательский дух, как и бесспорное чутье, были движущей силой этой необычайной карьеры, которая сделала его владельцем марки "популярная песня". 11 марта 2000 площадь Клод-Франсуа торжественно открыта под звуки фанфар там, где был его парижский дом

Биография

Известность Клоду Франсуа принесли не только незаурядные вокальные данные, но и талант шоумена : яркие блестящие костюмы, танцевальные номера с девушками-«клодеттами», необычные декорации характеризовали каждое его выступление.

Гибель

Похоронен 15 марта на кладбище коммуны Даннемуа (департамент Эсон , регион Иль де Франс), где у него был свой дом и куда он любил приезжать, чтобы отдохнуть и набраться сил. В день похорон певца вышел в свет его сингл «Alexandrie Alexandra » (дату релиза певец выбрал сам, за несколько дней до своей смерти).

Память

Некоторые известные песни

  • «Même Si Tu Revenais» («Даже если ты вернёшься» ) ();
  • Примечательна впервые исполненная Клодом Франсуа песня «Comme d"habitude » («Как обычно ») (1967) (музыка: Жак Рево , Клод Франсуа ; слова: Жиль Тибо ), которая приобрела более широкую известность в англоязычном варианте под названием «My Way » («Мой путь» ) (автор английской версии текста Пол Анка , исполнитель Фрэнк Синатра);
  • До сих пор весьма популярна песня Клода Франсуа «Alexandrie Alexandra » (1977, релиз - март 1978) (слова: Etienne Roda-Gil ; музыка: Клод Франсуа и J.P. Bourtayre ).

Напишите отзыв о статье "Франсуа, Клод"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Франсуа, Клод

– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.

Клод Франсуа, сокращённо Клокло (фр. Claude François; 1 февраля 1939 11 марта 1978) французский автор и исполнитель, популярный в 60 х и особенно в 70 х гг. на волне успеха стиля диско. Известность ему принесли не только незаурядные вокальные… … Википедия

Франсуа Клод - (Franç ois, 1559 1632) бенедиктинский монах, принимавший деятельное участие в преобразовании бенедиктинского ордена. Изучив в Монте Кассини устав этого монастыря, Ф. разработал уставы французских бенедиктинских монастырей, которые и были… …

Франсуа, Клод - (François, 1559 1632) бенедиктинский монах, принимавший деятельное участие в преобразовании бенедиктинского ордена. Изучив в Монте Кассини устав этого монастыря, Ф. разработал уставы французских бенедиктинских монастырей, которые и были… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Буйе, Франсуа Клод де - Франсуа Клод де Буйе фр. François Claude de Bouillé … Википедия

Ферран, Антуан Франсуа Клод - Антуан Франсуа Клод Ферран фр. Antoine François Claude Charles, comte Ferrand Дата рождения: 4 июля 1751(1751 07 04) Место рождения: Париж Да … Википедия

Булье Франсуа-Клод-Амоур - (François Claude Amour marquis de Bouillé) французский генерал; род. в 1739, † в Англии 1800. Он отличился в войне за американскую независимость, защищая Антильские о ва от англичан, и, по возвращении во Францию, был назначен генерал лейтенантом … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Франсуа Фуко - François Foucault Дата рождения: 1880 год(1880) Место рождения: Амьен, Франция … Википедия

Франсуа - (фр. François) французские фамилия и мужское имя. Известные носители фамилии: Франсуа, Герман фон (1856 1933) германский генерал от инфантерии Франсуа, Жан (математик) (1582 1668) французский математик и иезуит; учитель… … Википедия

Франсуа I де Невер - Франциск Неверский в молодые годы Франциск Клевский, герцог Неверский, граф д’Э (фр. François Ier de Clèves; … Википедия

Клод Жад - Claude Jade Дата рождения: 20 октября 1948 Место рождения: Дижон Дата смерти: 1 декабря 2006 Место смерти: Париж … Википедия

Книги

  • Золотая коллекция мировой живописи для юных искусствоведов , . Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что… Купить за 795 руб
  • Статистика Леви и лазерное охлаждение. Как редкие события останавливают атомы , Барду Франсуа, Бушо Жан-Филипп, Аспе Ален, Коэн-Таннуджи Клод. Эта книга вышла в издательстве Cambridge University Press в 2002 году и является первым в мировой литературе изложением разработанного авторами нового статистического подхода кописанию…

Он считал себя недолюбленным - часто жаловался на это в интервью; наверное поэтому он был страшный бабник...

И его жизнь отмечалась, как этапами, его женщинами..


Его первая любовь, Жанетт, с которой он начинал свою эстрадную карьеру, изменила ему со знаменитым певцом.
С тех пор он женщинам не доверял. Даже своей матери.. Но о ней потом.

Когда к Клоду пришла слава после песни "Бель-бель-бель", в него влюбилась девочка, Франс Галль.

Она следила за ним в кулисах - ее папа сочинял песни для знаменитых шансонье.
Она втайне от родителей ходила к нему по ночам. Она хотела замуж, но Клод не хотел.

Потом у Франс стало получаться в эстрадном деле и она выступала вместе с Клодом.

И Клод ревновал ее ко всем и вся.. Случалось, он запирал ее одну в квартире, когда отлучался...

Потом Франс Галль сама стала преуспевающей певицей.. И он начал завидовать ее успеху..

Когда Франс Галль выиграла "Евровидение" в Стокгольме, она позвонила Клоду и сообщила о победе..
Клод ей ответил "Ты меня потеряла"...
И когда Франс повторяла песню на сцене, она плакала, а публика думала, что это слезы счастья.. (((

Победительница Евровидения не осталась на праздничный ужин, села в самолет и приехала к Клоду..
Клод долго не открывал ей дверь, а она его уговаривала. Он открыл ей через час...
И тогда Франс поняла, что ей с ним нечего делать..

Клод потом очень переживал... Он посвятил Франс Галль песню "Как обычно" (Comme d"habitude")
И потом Клод заявлял, что он уже не сможет больше полюбить..

Вскоре он встретил Изабель.
Они познакомились в Лионе, девушка была танцовщицей.
Она была домашней и уступчивой.

Она родила ему сына Клода- голубоглазого блондина.
Потом через год второго, Марка.

И вот - второго сына Клод от народа СКРЫВАЛ...
Ему так посоветовали продюсеры..
Сказали, что для его образа - многодетное отцовство - фактор негативный, который его старит.
Изабель родила в роддоме под именем Клодовой кузины..

И Клод всем говорил, что Марк - сын его кузины.
Когда в загородный дом, где жила Изабелль с детьми, приезжали гости, показывали только одного ребенка..
И в сад выпускали гулять только одного мальчика, то Клода, то Марка - чтоб соседи чего не заподозрили и не разболтали.

Кроме того, Клод не разрешал Изабель показываться с ним вместе на публике, а однажды на Рождество подарил ей... чемодан..

Конечно же, Клод изменял часто.

Но он покинул Изабелль только, когда встретил финнскую манекенщицу Софию.

Которая среди прочего рассказала -
"Это был сексуальный маньяк, у меня было от него 3 аборта".


Это София, о которой в следующей серии))))

продолжение следует..
=====
Пост написан по заявкам моих ФБ читателей, которые не жалеют лайков на мои посты...

Не то, что жжисты ((...
Но про политику тоже буду писать... просто про "французов" легче.))