Почему печорин стал лишним человеком. «Печорин лишний человек» сочинение

Почему печорин стал лишним человеком. «Печорин лишний человек» сочинение

Коллекция сочинений: Печорин — тип «лишнего человека»

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — испо­веди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве «Максим Максимыч». По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин - загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «…зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные…» Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века,

В период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он

Получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — испо­веди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве «Максим Максимыч «. По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «… они не смеялись, когда он смеялся. Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный… «

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные… » Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Понятие «лишний человек» появляется в литературе 19 века. Лишний - это не просто отвергнутый обществом человек, это люди, которые не находят себя места в окружающей действительности. Почему Печорин «лишний человек»? Ответ лежит глубоко в содержании классического произведения.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери - женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно?

Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени - «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Герой нашего времени» - роман М.Ю. Лермонтова - необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя - Григория Александровича Печорина. Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов рисует нам главного героя как человека среднего роста, стройного, с широкими плечами и узкой талией, с маленькими руками, светлыми волосами. Но подчеркивает ряд деталей: во-первых, он не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность, а во-вторых, автор обращает наше внимание на его глаза. «Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Печорин не видит для себя цели в жизни, и в этом его главная трагедия. Вот как он описывает становление своего характера: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Печорин страдает от одиночества. Он сожалеет, что нет на земле человека, который мог бы его понять. Делая записи в своем дневнике, он сам пытается разобраться в себе, безжалостно описывая все свои недостатки. Он не обманывает себя, что уже не так просто для человека.

Главный герой быстро всем пресыщается, как увлечениями, так и людьми. Он делает несчастными многих женщин, безжалостно ломая им жизнь. Он осознает это, но изменить никак не может: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений -лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, - и никогда не мог насытиться».

Вера - единственная из всех его женщин, с которой ему не стало скучно. Он по-прежнему нежно любит ее и страдает, когда та уезжает.

В чем-то его можно сравнить с Онегиным: того тоже одолевает постоянная хандра, он тоже устал от светской жизни. Но если Онегин меняется к концу романа, преображается, то Печорин так и остается в плену у своей скуки.

Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...» В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

Печорин - натура сильная, цельная, самодостаточная. Он человек громадных душевных сил, и то, что он тратит их на похищение Бэлы, роман с княжной Мери, единоборство с Грушницким, а не на выслугу перед чиновниками, - самый главный подвиг героя нашего времени.

Почему мы относим Печорина к лишним людям своего времени??? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
«Герой нашего времени»- первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинными способностям и «вянуть без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов Х!Х в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
В предисловии к «Журналу Печорина Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.
Особое место в романе занимает последнее три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история предоставлена в виде дневника («Княжна Мери»), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.
Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственное слабости и пороки».
Печорин - «лишний человек». Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А.С. Пушкина, и герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».
В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: в начале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Но на этом сходства заканчивается. Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет других социально- политических условиях.
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политических оживления. Печорин- человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.
Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что» Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина.
Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина, позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».
Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, вн