Война и мир карточный долг. Деньги в русской литературе по курсу цб рф

Война и мир карточный долг. Деньги в русской литературе по курсу цб рф
Война и мир карточный долг. Деньги в русской литературе по курсу цб рф

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные «общие слова», попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку. Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние, знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.


Писатель в своем произведении рассказывает о Николае Ростове. Герой находится в смятении, так как только что проиграл в карты большую сумму денег. Говорить о проигрыше семье Николаю было стыдно. Приехав домой, он вошел в залу, и его охватила «поэтическая атмосфера». Герой услышал великолепное пение своей сестры, и весь мир для Ростова сосредоточился в ожидании следующей ноты. Он приободрился, и происшествие, случившееся с ним, перестало быть для него трагичным.

Л.Н.Толстой утверждает, что музыка способна воздействовать на самое лучшее в человеке. Своим пением Наташа Ростова спасла от отчаяния своего брата Николая. А гармоничная музыка смогла отвлечь героя от всех невзгод, пережитых им.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Порой она переворачивает наше сознание, останавливает время и дает нам возможность подумать о счастье, любви, гармонии и о смысле своего существования.

В литературе есть немало произведений, где ставится проблема влияния музыки на душевное состояние человека.

Вспомним повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Слушая сонату Бетховена, главная героиня княгиня Вера Шеин испытала настоящее духовное очищение после пережитых ею тяжелых минут жизни. Чудесные звуки рояля помогли ей обрести внутреннюю гармонию, успокоиться, смириться с неизбежным и найти в себе силы жить дальше.

Главный герой рассказа В.Короленко «Слепой музыкант» Петрусь родился слепым. Он долгое время не мог привыкнуть к своей жизни. Но благодаря музыке герой смог смириться со своей слепотой. И теперь уже Петрусь начал воздействовать на людей, рассказывая с помощью звуков им то главное, что так трудно понял сам. Музыка помогла герою не упасть духом, выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

В рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар» идет речь об Иоганне Мейере. Он чувствует приближение смерти, но не хочет исповедоваться перед священником. Поэтому его дочь зовет первого встреченного на улице человека, чтобы отец мог рассказать о своих грехах хотя бы ему. Один юноша согласился выслушать старика, который поведал ему о своей жене. Ради нее он совершил свой единственный грех. Когда она болела, украл маленькое золотое блюдо у хозяев, разбил его и продавал по кускам, чтобы выручить денег на лекарства для дорогого ему человека. И теперь перед смертью ему очень хочется вновь увидеть их первую встречу. Молодой человек тогда сел за клавесин и начал играть. Своей музыкой он помог старому повару снова вспомнить тот солнечный зимний день в горах, когда герой встретил свою любимую Марту. Со слезами на глазах Иоганн Майер благодарил молодого человека за доставленные ему минуты счастья, за то, что он смог вновь увидеть жену и почувствовать себя молодым. Незнакомцем, сыгравшим для старого повара, оказался великий композитор – Вольфганг Амадей Моцарт.

Таким образом, музыка всегда благотворно воздействует на человека, так как она меняет его восприятие жизни, помогает почувствовать себя счастливым и пробуждает в нем лучшие нравственные качества.

Обновлено: 2017-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Примерно по тому же сценарию, что и с Пьером, развивается «дружба» Долохова с Николаем Ростовым. Первоначальная идеализация и «не разлей вода» сменяется завистью и намеренным желанием разрушить его жизнь .

(на фото - Джей Джей Филд (?) в роли Долохова)

Пока Долохов отлеживается у матушки, его связь с Ростовым крепнет. И Долохов предстает перед ним совсем другим. «Настоящим», как ошибочно думает Ростов .

«Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге . У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины ».

Итак, Николаю внушается, что он - «особенный», «один из очень немногих». Часто нарцисс в фазе идеализации противопоставляет нас «истеричкам и меркантильным сукам, которых сейчас 95%». А как еще он может относиться к «сукам»? Как и Долохов - «обращать внимание, насколько они полезны или вредны».То есть, пользоваться.

«Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных...»

(перебью Долохова, мне очень хочется спросить: кто они, эти мужчины? Фамилии можно назвать?)

«...но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня ».

Этот период общения Николая и Долохова можно назвать Обольщением. На этом этапе Долохов бессознательно идеализирует Ростова, исподволь завидуя ему как человеку с совсем иным устройством, человеку счастливому . И эта зависть усиливается, когда Николай вводит Долохова в свой дом. Он видит радостных, дружных людей, тепло относящихся друг к другу, естественных в выражении своих чувств. От наблюдательного взгляда психопата не укрываются особые отношения Николая и Сони, которые также становятся предметом его зависти. Он бессознательно стремится «стать Николаем» - чтобы полюбить Соню и стать любимым ею. Но он не Николай...

«Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя никто и не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах y Иогеля, где всегда бывали Ростовы.

Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд ».

(что это за взгляд, знает каждый, кого идеализировал нарцисс)

«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой».

И вот Долохов делает Соне предложение. Обратите внимание: нарциссы очень любят соблазнять женщин своих друзей. Сценарий «была тебе любимая, а стала мне жена». Логика такая: идеализируемый друг, которому завидует нарцисс, всяко выбирает «саааамое лучшее». Значит, его женщина становится объектом идеализации и зависти нарцисса. Параллельно здесь действует подспудное или даже вполне осознанное желание разрушить чужой брак, союз, которые вызывают зависть нарцисса.

Но Соня отказывает Долохову. Причем, отказывает, невольно попадая в самое уязвимое место нарцисса. Она говорит, что любит другого. Другого! Значит, кто-то лучше, умнее, красивее, достойнее этого охренительного Долохова. А кто этот «более лучший», Долохов без труда узнает.

В припадке нарциссического стыда он перестает ездить к Ростовым. За эти дни разгорается его ненависть к Николаю, и он решает ему отомстить. За что? Почему? Вряд ли на это ответит даже сам социопат. По большому счету, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

«Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу».

Разумеется, Ростов не ожидает подвоха от человека, которого считает другом. Даже то, что Долохов втайне от него наводил мосты с его девушкой, почему-то не смущает его. Видимо, он рационализирует поведение Долохова , рассуждая примерно так: «А что такого? Это личное, и он не обязан мне докладываться о своих чувствах. Почему он сватается к моей девушке, не поговорив со мной? А, тут тоже все просто! Конечно же, он не знает, что это моя девушка, я же ему ничего про Соню не говорил. Иначе бы он так не поступил. Это все просто недоразумение, над которым мы сегодня же посмеемся за бутылкой-пятой бургундского!»

Пока Николай размышляет примерно в таком духе, Долохов ждет его, чтобы совершенно сознательно разорить. Он даже назначает себе символическую сумму, до которой доведет игру — 43 тысячи. 26 (возраст Долохова) +17 (возраст Сони).

«Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

Потрясающе точное наблюдение! Николай интуитивно понимает, что для Долохова, мающегося скукой, наступил момент «адреналинчика». Только он еще не догадывается, кто назначен в жертву.

«— Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее ».

Психопат почти открытым текстом предупреждает об опасности , но многие ли, не набив шишек, прислушиваются к подобным заявлениям? Наоборот, такие слова подстегивают нас. Как же, как же, разве можно бояться играть с другом? Ведь это ж друууг! Уж он-то не обидит! А если я откажусь, то что он подумает? Что я доверяю не ему, а гнусным слухам? Нет-нет, своим отказом я нанесу ему великую обиду. Да и себя выставлю трусом.

Только в процессе игры до Ростова начинает доходить чудовищный смыл поступка «друга». В голове у него каша, он, точно так же, как и Пьер перед вызовом на дуэль, задает себе вопросы: за что? Что я ему сделал, кроме хорошего?

«И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. - «Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил ... Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?»

(опять попытка рационализации)

«И я не виноват, — говорил он сам себе. — Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?»

Николай, не видя логики в поведении Долохова, силится понять, за какие грехи карма, Вселенная, провидение дает ему этот жестокий «урок». Разгадка, меж тем, проста: потому что. Потому что ты столкнулся с психопатом.

«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно — чувствовать себя так во власти этого человека», — думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

— Твоя кузина... — хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. — Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! — крикнул он с бешенством».

Долохов и его матушка

Как мы помним, после дуэли с Пьером Николай Ростов везет раненого Долохова в Москву. Он впервые видит друга «с восторженно-нежным выражением лица»:

«Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
— Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
— Кто? — спросил Ростов.
— Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать.
И Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат ».

"Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре" , - пишет в сочинении школьник.

Вот из-за чего не складывается паззл! Да, Долохов жесток, порочен, но как же в эту картину уложить его трепетную нежность к матери и сестре?.. А ведь все просто: любить мать и сестру — не то же самое, что говорить, что любишь мать и сестру.

И вот тут настало время развенчать миф о любви Долохова к матушке, и тем более — к сестре. Достаточно сказать, что сестра вообще существует в виде тени, у нее в романе нет даже имени. Скорее всего, это забитое бесправное существо, "неудавшийся" ребенок (мало того, что девочка, да еще и горбунья), находящийся в полном рабстве у нарциссической мамаши. А свет в окошке Феденька, похоже, растился как кумир семьи и воспитывался в атмосфере дифирамбов, всепрощения и полного потворства любым его прихотям и капризам.

Итак, сестра - тень. Но и матушка всплывает лишь тогда, когда раненый Долохов вынужден отлеживаться у нее. В остальное время судьба этих "обожаемых" женщин мало занимает Долохова . Их в его жизни попросту нет.

Наверно, вам интересно, у какой матери мог вырасти такой сын. Толстой вкладывает в уста Марьи Ивановны Долоховой всего один монолог, но он весьма информативен:

«— Да, граф, он слишком благороден и чист душою , — говаривала она Ростову, — для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!

Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас.

И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа..

Ну просто прелесть что такое. То ли апофигей загазлайченности собственным же сыночкой, то ли кривая перверзная логика нарциссихи. Как добродетелен и высок душой ее Федя — и как бессовестен граф Безухов, имевший наглость не понять шашней Долохова со своей женой! Ачотакова, «а у кого сейчас нет интриги».

А как вот такое может прийти в голову нормальному человеку: «И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость!»?

Мне видится, что очень кривые мозги у старушки Долоховой. Вот она, нарциссическая матушка в трех-пяти ярких мазках.

(В следующих постах я расскажу о прототипах Долохова. Среди современников, вдохновивших Толстого, выделяют троих таких людей).

Литературные персонажи, как и реальные люди, постоянно пользуются деньгами. Однако их материальное положение мы чаще всего определяем не по денежным суммам, а по каким-либо иным признакам, ведь, если время действия литературного произведения не совпадает с современностью, то и понять реальную цену денег весьма непросто. И уж совсем легко с этим запутаться, если речь идёт о классической литературе XIX века.

Опираясь на недавнюю публикацию в, сконвертируем тот рубль, которым пользовались герои известных произведений, в его современную стоимость.

Своеобразное достижение в символической номинации «Презрение к деньгам» принадлежит Настасье Филипповне , которая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» бросила в огонь пачку денег, когда Рогожин хотел на них купить её любовь. Примечательно, что раньше эта героиня романа вполне покупалась, но тут вдруг решила покончить со своей продажностью и… поехала с ним просто так, а деньги гордо предала огню! О глубоком смысле этого эпизода написано немало - мол, развратное общество привело девушку к падению, а положительный герой князь Мышкин помог ей духовно возродиться, и деньги, горящие в огне - это символ её очищения. Только вот о сумме, брошенной в камин, литературоведы как-то не очень распространяются. А жаль! 100 тысяч рублей 1868 года - это 8 миллиардов 2015 года! И чтобы вы знали - в 2015 г. регионам России, вместе взятым, на модернизацию профессионального образования из федерального бюджета было выделено чуть больше одного миллиарда . Деньги, отвергнутые Настасьей Филипповной, сегодня очень даже пригодились бы российскому профобразованию!

Кстати, приблизительно в 1830 г. пушкинский Германн из «Пиковой дамы» сошёл с ума и от меньшей суммы. Сорвавшийся у него выигрыш 396 тыс. руб. эквивалентен современным 2,5 миллиардам рублей . И - ещё раз кстати - Германн и до своей карточной авантюры был не таким уж бедненьким, как мы привыкли считать со слов Пушкина, ведь его первая ставка была 47 тыс. (300 млн. руб. на современные деньги).

Однако вернёмся к Достоевскому, который, похоже, был склонен приуменьшать роль денег в нашей жизни. Другой его персонаж, Родион Раскольников, в 1865 г. убил пожилую процентщицу ради «каких-то» трёхсот семнадцати рублей! В романе «Преступление и наказание» несколько раз подчёркивается, сколь ничтожная сумма досталась «убивцу», что он и пошёл-то на убийство не ради денег, а «просто так», чтобы проверить, сможет ли он убить человека. Преступников с такой мотивацией сегодня называют отмороженными. Однако если пересчитать 317 руб. по курсу 2015 года, то получается 320 тыс. - большинству современных отморозков такое и не снилось.

Помните, сколько в 1806 году Николай Ростов проиграл в карты Долохову? Прося деньги у отца, он изо всех сил делал вид, что сумма пустяковая - «всего-то» 43 тысячи . Отец же от его просьбы просто оторопел, да и мы вместе с ним, ведь сегодня это целых 70 миллионов !

Хлестаков из гоголевского «Ревизора» в 1831 г. только от городничего получил 400 руб. (400 тыс. по курсу 2015 г.) , а всего набрал денежных подношений более чем на тысячу - свыше миллиона, если перевести в нынешнюю стоимость рубля. По сравнению с современными должностными лицами, погоревшими на взятках, это, может, и мелочь. Но Хлестаков-то получил такую сумму мимоходом, к тому же он не только не был должностным лицом, он до конца так и не понял, за кого именно его приняли! (Тряпичкину он пишет, что его приняли за генерал-губернатора, хотя в действительности его принимали за ревизора.)

Во всех предыдущих примерах образ денег не несёт в себе позитива: азартные игры, сумасшествие, продажная любовь, взятки должностному лицу и три погибших старушки (двойное убийство совершил Раскольников, ещё одна смерть на совести Германна). Однако есть в русской литературе и такие эпизоды, где деньги не связаны со злом.

Так, заячий тулупчик из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , по словам Савельича, в 1773 г. можно было продать за 15 рублей , что сегодня бы составляло 140 тыс. руб. Прижимистый Савельич простой тулуп оценил как хорошую норковую шубу! А Петя Гринёв просто взял да и подарил его незнакомцу. Неудивительно, что незнакомец, оказавшийся знаменитым бунтовщиком Емельяном Пугачёвым, впоследствии не раз выручал молодого офицера, проявившего такую щедрость.

Ну, и вряд ли кто-нибудь из мастеров-умельцев отказался бы от современного эквивалента тех ста рублей, что получил в 1826 году тульский косой , подковавший блоху. Сегодня это 800 тысяч .

Увидела на одном из видеохостингов мультипликационный ролик из ротации телеканала ProPoker сюжетом которого является игра в покер двух классических писателей - Пушкина и Достоевского.
И этот ролик заставил меня задуматься - а как все было на самом деле? Были ли эти писатели игроками на самом деле, или прославились как таковые благодаря образам из своих произведений? И насколько распространена была игра в то время в творческой среде?

Под катом факты об известных писателях и их отношении к игре.

Считается, что Федор Михайлович Достоевский в период написания своего знамнитого романа "Игрок" проживал в Висбадене, где находилось крупнейшее на тот момент казино во всей Германии. Регулярные посещения этого казино рождали в писателе волнующее чувство азарта, которое, в свою очередь, было мощным толчком для вдохновения писателя. Идя на поводу у этой слабости, Достоевский спускал все деньги до копейки. В тот момент, когда дела у писателя шли совсем уж плохо, работа над романом застопорилась, а карточные долги стали грозной реальностью, на помощь писателю пришла двадцатилетняя Анна Сниткина, невзирая на трудности характера и странные капризы, полюбившая писателя. Для поддержания вдохновленного настроя игрока-писателя она постепенно снесла в ломбард все свои вещи. Говорят, когда Достоевский узнал об этом, он бросил играть. По другим свидетельствам, он сам выпрашивал деньги у жены, оставляя ее голодать. Впрочем, некоторые его долги были оплачены только благодаря творческим гонорарам. Федору Михайловичу Достоевскому принадлежат слова: "Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы" . Но есть и другое мнение, полностью опровергающее все вышесказанное. Роман "Игрок", как известно, повествует о страсти к рулетке . Более того, первоначальное его название - "Рулетенбург". И именно рулетка, а не карты, было его страстью. Анна Достоевская в своих воспоминаниях говорит: "Кстати о картах: в том обществе (преимущественно литературном), где вращался Федор Михайлович, не было обыкновения играть в карты. За нашу 14-летнюю совместную жизнь муж всего один раз играл в преферанс у моих родственников, и, несмотря на то, что не брал в руки карт более 10 лет, играл превосходно, и даже обыграл партнеров на несколько рублей, чем был очень сконфужен." И уж совсем непонятным в свете всего сказанного звучит заявление доктора С.Д.Яновского, знающего писателя с 1846 года: "В карты Федор Михайлович не только не играл, но не имел понятия ни об одной игре и ненавидел игру." Более того, нашлось и такое безымянное утверждение: " Достоевский в одном из писем однажды признался - не раз испытывал во время карточных посиделок оргазм, особенно в моменты крупного проигрыша...". Рассматривать это не хочется вовсе.

Однажды на стол Бенкендорфу попал отчет одного из жандармов, досматривающих за Пушкиным , известным своими свободными взглядами. В своем отчете некий П.А.Ефремов пишет: "В полицейском списке московских картежных игроков за 1929 год в числе 93 номеров значится: "1. Граф Федор Толстой - тонкий игрок и планист. 22. Нащокин, отставной гвардии офицер.Игрок и буян.Всеизвестный по делам, об нем производившимся. 36 Пушкин, известный в Москве банкомет". По словам друга Пушкина, Ал.Н.Вульфа, Пушкин говорил: "Страсть к игре есть самая сильная из страстей" . Другому приятелю Александр Пушкин как-то сказал: "Я предпочел бы умереть, чем не играть". Князь Павел Петрович Вяземский, сын знаменитого поэта и страстного игрока, заметил как-то: «Пушкин до кончины своей был ребенком в игре и в последние дни жизни проигрывал даже таким людям, которых, кроме него самого, обыгрывали все» . Весной 1820 года Пушкин «полупродал, полупроиграл» Никите Всеволожскому рукописный сборник своих стихотворений. Вслед за стихами (в игре со штабс-капитаном Великопольским) чуть было «не съехала на тузе» вторая глава «Онегина», а за ней и пятая. Проигрывал он огромные суммы. При годовом жалованьи в 700 рублей он мог за ночь проиграть несколько тысяч. После смерти он оставил 60 тысяч рублей долга, не менее половины которого составлял карточный долг. Этот долг погасил из собственных средств император Николай I...

Страсть к карточным играм была семейной страстью Некрасовых . Дед Николая Некрасова, Сергей Некрасов, проиграл в карты почти все состояние. Николай Некрасов позже шутил о том, что судьба возвратила внуку втрое больше того, чем проиграл дед. "Певец народного горя" не отказывал себе ни в чем - сладко ел, играл, наслаждался всеми благами, которые позволяли ему средства, полученные порой не самыми порядочными путями, из-за которых друзья нередко были вынуждены отворачиваться от писателя. Во время игры он никогда не терял самообладания, для него была важна не нажива, а возможность почувствовать себя победителем, сломить "слепую фортуну". Играл Некрасов блестяще. Ему принадлежит даже особая система, благодаря которой писатель много выигрывал, что позволяло ему полностью обеспечивать все свои нужды. Это поистине уникальный случай. Когда и как Некрасов выиграл впервые - неизвестно, как и то, что он ставил на кон - у него ничего не было. Впоследствии, Некрасов поднялся настолько, что был приглашен в престижный Английский клуб, и играл не с безымянными сомнительными бродягами, а с представителями высшего общества своего времени. И даже тогда, когда гонорары позволяли ему не иметь дополнительных источников дохода, Некрасов продолжал играть, и этим не раз спасал свое детище - журнал "Современник" от банкротства и гибели.

Марк Твен играл в покер и писал о нем. Его сборник рассказов "Жизнь на Миссисипи" - это, своего рода, путевой журнал писателя. Тогда, в 19-м веке, когда покер был под запретом из-за процветания шулерства, игра оставалась актуальной благодаря так называемым "речным казино". В одном из рассказов из этого цикла, "Рассказе профессора", Твен рассказывает о шулерах, пытающихся обмануть простака-крестьянина, но в итоге, сами остаются ни с чем. Однажды Марк Твен отправился в компании друзей в яхтенный круиз по Карибам. Один из его приятелей, конгрессмен Рид выиграл 23 раза подряд. И тогда, если капитан объявлял о приближении к очередному порту, ему отвечали: "Плывем дальше, и не мешай играть!". Марк Твен прожил очень долгую, сложную и насыщенную жизнь. Но и до самой смерти в 1910 году сохранял жизнерадостный настрой и интерес к покеру.

Петр Андреевич Вяземский числился на службе в межевой канцелярии, но вел светскую жизнь, проматывая наследство в карты. Лидия Гинзбург пишет об этом: "Сознательно чуждаясь официальных, бюрократических кругов, юный Вяземский ведет рассеянную жизнь, азартно играет в карты, но в этот же период складываются прочные литературные связи, надолго определившие его творческий путь"

Из ряда вон выходящей кажется в сегодняшнем контексте характеристике Агапа Ивановича, крепостного крестьянина Псковской губернии, отпущенным барином "на оброк "служившего рассыльным у поэта Кондратия Федоровича Рылеева : "За работою он пил обыкновенно воду через сахар с лимоном. Кружка самая простая была. Вино вообще употреблял неохотно. В карты играл мало, я не видал его, чтоб играл (...)".

Любил играть и Афанасий Фет , постоянно находящийся в бедственном материальном положении. Рассказывают, что однажды во время игры, когда он наклонился, чтобы поднять упавшую десятирублевую купюру, Лев Николаевич Толстой, чтобы указать на низость такого поступка, поджег от свечи сторублевую купюру и посветил ему.

Друг Владимира Маяковского , Николай Асеев, вспоминал: "С Маяковским страшно было играть в карты". Маяковский играл агрессивно, каждый проигрыш воспринимая как личную драму, и тут же был крайне склонен к обвинениям в шулерстве в адрес партнеров по ломберному столу. Часто начинал драку, неудовлетворенный исходом партии.

Наверно, как и в случае с Достоевским, творческая личность всегда питает свое вдохновение и талант в азарте, в чем бы он ни проявлялся.