Любовь и трусость. Когда мужчины бояться настоящих чувств? Сочинение-рассуждение по тематическому направлению искусство и ремесло

Любовь и трусость. Когда мужчины бояться настоящих чувств? Сочинение-рассуждение по тематическому направлению искусство и ремесло

Пример итогового сочинения по направлению: "Смелость и трусость".

Тема: Может ли смелый человек бояться?

Принято считать, что смелый человек не боится ничего. Но так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что значит смелость и какой она бывает. В словарях смелость – это положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.


Действительно, смелость обычно связывают с хождением по краю, с угрозой жизни, но ведь она может проявляться и в повседневных ситуациях. Храбрецы бывают не только на войне, они встречаются нам повсюду. Смелым можно назвать того, кто не боится высказать свое мнение, кто имеет храбрость отличаться от большинства, способен воспринимать новое. Предполагает ли смелость страх? На мой взгляд, не боится только глупец. Бояться не стыдно, но только человек, преодолевающий страх, может называться смелым.

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, она достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонами в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения делает то, чего боится. Повзрослев, Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын. Кажется, что все страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание: начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, своего сына, будущее страны, но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы внести свой вклад. К сожалению, ее муж погибает, и Гуле приходится бороться в одиночестве. Она уходит на фронт не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет "четвертую высоту". Она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но преодолевает свои фобии.

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции "Отреченных", чтобы стать "Бесстрашной". Она опасается реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе "Бесстрашных", ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ужасается от мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.

Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, справедливость, мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Завершить свои размышления я бы хотела высказыванием М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие». Действительно, не нужно бояться страха и ассоциировать его с трусостью, нужно бороться с ним, преодолевая не только внешние обстоятельства, но и разрешая внутренние конфликты.

С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что под смелостью подразумевается способность человека к решительным действиям в любой ситуации, а трусость – это уход от этих действий.

Перечитывая отечественную литературу, можно встретить множество примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков тех, кто проявил себя как настоящий трус. В известном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт как человек, который демонстририрует смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» У Грушницкого есть Георгиевский крест, но Печорин считает его трусом. Прав ли он? Вспоминается сцена ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну с целью отомстить, Печорин же потребовал извинений. Грушницкому было проще соврать, чем при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Он боялся гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Грушницкий не изменился, даже стоя перед лицом смерти, он «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…». Однако настоящая смелость ему чужда. Если бы он был смелым, то он бы признал своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на такое просто не способен.

Вспоминается также роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это действительно так. Да, в первом бою под Шенграбеном он не открыл стрельбу по французам, вместо этого он бросил пистолет и, словно заяц, бросился бежать наутёк. Но это был его первый бой. Потом Ростов стал настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл серьёзную сумму Долохову, он сознался себе в совершённом преступлении, и поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он быстро навёл порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это бесценное качество, которое формируется со временем. Смелые поступки могут совершать только по-настоящему добрые и сильные люди. Только смелые люди могут сделать мир чуточку лучше и добрее, изменить его к лучшему.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смелость и трусость» читают:

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

Это направление на первый взгляд кажется наиболее простым и однозначным. Но так ли это?

В комментариях на ФИПИ читаем: «В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций». То есть эксперты ждут от выпускника рассуждений, а не детсадовских дразнилок. Нехорошо будет писать свое сочинение в стиле «Трусом быть плохо, а смелым - хорошо». Безусловно, расставить акценты необходимо, но обратите внимание, что в комментарии смелость и трусость рассматриваются не как черты характера, а как «проявления» личности. То есть анализировать следует не характеры, а поступки.

Во вступлении надо охарактеризовать понятие (или понятия, если в формулировке будут присутствовать оба) или порассуждать о том, что в человеке все не так однозначно. Во время войны многие люди показывали чудеса храбрости и героизма. Но где гарантия, что кто-то из них не боялся, к примеру, пауков? По словарному определению человек, который боится пауков, трус. А на войне он проявлял храбрость. Как же это понять?

Можно представить себе, например, такое вступление: «В разных ситуациях все мы проявляем то смелость, то трусость, то решительность, то малодушие. Тот, кто не боялся идти с гранатой на танки, в мирное время вдруг оказывался не способен заступиться за друга. Тот, кто был храбр и решителен в минуту опасности, перед лицом неминуемой смерти превращался в трясущегося негодяя. Каждый из нас вспомнит ситуации, когда один и тот же человек готов был защитить друга в драке, но не от несправедливого обвинения. Или наоборот».

Прекрасным аргументом в этом случае будет повесть «Сотников» В. Быкова . Сопоставляя поведение партизан - Рыбака и Сотникова, - мы видим, что Рыбак ведет себя великолепно. Он смел, умен, решителен, помогает недотепе Сотникову, демонстрирует настоящую самоотверженность. Но только пока он находится в экстремальных и опасных, но все же не смертельных обстоятельствах. А осознав, что он неминуемо будет убит, Рыбак вдруг проявляет крайнее малодушие. Он поддается страху смерти и предает товарищей. Иначе ведет себя Сотников. Он, напротив, проявляет настоящий героизм и погибает, никого не выдав.

Примером может служить также Швабрин («Капитанская дочка» А.С. Пушкина )

Можно порассуждать и о том, что иногда трусливое поведение - это осознанная позиция человека. Он именно не хочет ни во что вмешиваться, принципиально. В таком аспекте можно рассмотреть пьесы Е. Шварца «Тень» и «Дракон» . Они недлинные, легко читаются, так что можно разобрать их самостоятельно.

Наконец, привести примеры очевидной и несомненной смелости и самоотверженности. Например, «В списках не значился» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Последний бой майора Пугачева» В. Шаламова, стихи поэтов-фронтовиков .

Как правильно вводить аргумент? Он должен подтверждать мысль, а не просто упоминаться. Приведем пример.

Неправильно: «О смелости пишут разные авторы. Например, много смелых героев в рассказе В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Допустим, это главный герой, который храбро бежит из лагеря».

Правильно: «Человек, который прежде вел себя храбро, может не найти в себе силы умереть достойно, принять страдания, но не отступить, не предать. В рассказе В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» мы встречаем эпизод, в котором автор повествует о пропаганде власовцев среди военнопленных. Многие уже знали, что, даже спасшись из фашистского лагеря смерти, они будут расстреляны или отправлены в лагеря по приказу Сталина. И были те, кто переходил на сторону фашистов, предавая Родину и друзей. Страх несправедливого наказания, страх позора - вот чего не выдерживали те, кто храбро сражался до этого. Но были и те, кто остался верен Родине и присяге. Они нашли в себе мужество принять то, что им готовила судьба, но не обратить оружие против Отчизны» .

В заключении следует подытожить сказанное. Написать лучше всего о том, что смелость часто рождается там, где есть любовь и стремление защитить Родину, близких людей, убеждения, честь. В некоторых обстоятельствах, не имея возможности предать идеалы, даже робкий и слабый человек становится храбрым и мужественным. Смелость - это не глупое непризнание опасности. Это способность забыть про страх ради чего-то особенно важного, того, что нельзя предать.

Приведем примеры тем по этому направлению.

Смелость - начало победы.

Страх убивает разум.

Чем опасна трусость?

Что такое настоящая смелость?

Какой поступок вы считаете смелым?

Нужен ли человеку страх?

Всегда ли смелость - достоинство?

Признать свою ошибку - это смелость или слабость?

Может ли трус быть хорошим другом?

Как вы считаете, может ли смелый человек испытывать страх?

Отличается ли чем-то осторожность от трусости?


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Люди бывают смелыми и трусливыми и на войне, и в повседневной жизни. Обратимся к примерам из художественной литературы.

«Один из самых главных человеческих пороков – это трусость», — это слова одного из героев произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В библейских главах романа рассказывается о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который «умыл руки», не взял на себя смелость вынести оправдательный приговор бродячему философу Иешуа. Пилат боялся погубить карьеру, поэтому пошёл против совести. Нет морального оправдания его трусости, за которую он жестоко наказан: две тысячи лет муки совести терзают прокуратора.

Библейские главы перекликаются с остальными главами романа, в которых рассказывается о Москве 30-х годов. Сталинское время, политические репрессии – всё это скрыто в подтексте произведения. В основе приспособленчества, малодушия, подлости многих героев романа лежит трусость. Автор хочет сказать, что именно она привела к тому, что в сталинских лагерях и застенках погибли миллионы людей. «Трусость – главная причина подлостей на земле» — с этими словами писателя нельзя не согласиться.

Воспитывать в себе смелость и изживать трусость человек должен учиться с детства. Об этом говорит и писатель Владимир Железников в своей повести «Чучело». Героиня этого произведения Ленка Бессольцева взяла на себя чужую вину. Наверное, в её возрасте это тоже смелый поступок. Ведь она ещё подросток, и это первое серьёзное испытание в её жизни. За свою смелость Ленка переносит многое: бойкот одноклассников, преследование – её «гоняют» по городу – и даже казнь: чучело в её платье сжигают на костре. А тот, чью вину она взяла на себя, — трус. Ленкин одноклассник Сомов, красивый и успешный мальчик, боится выбиться из «стаи» себе подобных, спасти Ленку, признаться в не такой уж большой своей вине. Трусость приводит к первой подлости в жизни. Но ведь первая подлость самая трудная. Переступи эту черту – и дальше с каждым разом переступать её будет легче. Повесть Железникова учит и детей, и взрослых задуматься о себе, о своих человеческих качествах, о смелости и трусости.

У Эдуарда Асадова есть стихотворение «Трусиха». Прост его сюжет. Два героя, «парень со спортивною фигурой и девчонка – хрупкий стебелёк», сталкиваются вечером с двумя «плечистыми тёмными силуэтами». Автор рассказывает, как парень, только что говоривший о своих подвигах, о том, как он в бурю переплывал морской залив, «стал, спеша, отстёгивать часы». А девчонка, «воробьиная душа», как огнём, обожгла своими словами грабителей, назвала их фашистами, подонками, показала своим поведением, что нисколько их не боится. Смелая девушка сумела защитить и себя, и своего парня. «Воробьиная душа» оказалась храброй, а её спутник – трусом. Стихотворение Асадова рассказывает об обычных молодых людях и заставляет задуматься о том, как бы поступил в такой ситуации каждый из нас.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заинтересовала меня, ведь смелость и трусость играют большую роль в нашей жизни, поэтому так важно воспитывать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.