Нарисовать красивое дерево карандашом. Как рисовать деревья простым карандашом

Нарисовать красивое дерево карандашом. Как рисовать деревья простым карандашом
Нарисовать красивое дерево карандашом. Как рисовать деревья простым карандашом

Деревья почти всегда является наиболее ярким и характерным показателем тех географических условий, которые присущи определенной местности. Поэтому, естественно, что художник с особенным вниманием должен подходить к растительности, и его зарисовки должны быть сделаны особенно тщательно. Так, например, если он рисует сосну, то у него на рисунке и должна быть сосна, а не просто дерево. Поговорим, как рисовать деревья карандашом . Рисуем деревья карандашом. Далеко не всегда деревья имеют такую характерную внешность, какую имеет сосна. Тем не менее у многих деревьев внешность достаточно типична. Наиболее характерными деревьями наших лесов являются из хвойных ель, сосна и лиственница , а из лиственных береза, дуб , отчасти липа . Из южных - пирамидальный тополь, кипарис, пальмы и некоторые другие. Вот с этими-то, наиболее типичными деревьями мы, в первую очередь, и познакомимся. Дети очень часто рисуют именно деревья. И вопрос, как рисовать деревья карандашом у многих появился еще в школе или садике.

Как нарисовать ёлку (ель)

Ель настолько характерна, что легко запоминается и изображается даже детьми дошкольного возраста (рис. 1). Рисунок 1 - Ель в изображении детей Прежде чем узнать как рисовать елку , необходимо выяснить, что характерного в этом дереве? Высокий прямо стоящий ствол, мутовчатое расположение ветвей, причем мутовки ветвей идут почти от основания и до самой верхушки, ветви густо опушены хвоей. Все это расположено в определенном закономерном порядке. Ветви верхних мутовок короткие, тонкие, и торчат в стороны и даже немного вверх. Нижние мутовки состоят из тяжелых ветвящихся, довольно длинных лучей, которые, в силу своей тяжести, свисают вниз. Чуть позже мы рассмотрим, как рисовать лиственные деревья карандашом.

Примеры рисования ели

Рисунок 2 - Развившиеся и не развившиеся "мутовки" молодой ели Говоря о характере рисования молодой ели , мы должны напомнить еще об одной детали. Каждый год сверху нарастает новая мутовка. Но не каждая мутовка сохраняется. Обычно выживают более сильные и глушат ближайшие, ниже расположенные мутовки. В результате между сохранившимися мутовками получаются довольно большие расстояния. От погибших же мутовок остаются лишь следы в виде высохших и отломившихся веточек. Чтобы нарисовать ель , нужно изобразить именно эти особенности. Рисунок 3 - Упрощенный рисунок взрослой ели Посмотрите на рисунок 2, как нарисована молодая елка. Лучи ее мутовок еще легки, и они почти не свисают. Рисование взрослой елки немного другое. Тяжелые нижние ветви (лапы) свисают почти до самой земли (рис 3). Если мы не знаем характера строения ствола, характера ветвления мутовок, то мы не сможем правильно изобразить ель. Всякий же человек, почти не умеющий рисовать, нарисует ель если только поймет характер строения стволами мутовок. Таким образом, прежде чем рисовать ель, необходимо ознакомиться с «анатомией» ели. Это легко достигается, если мы продумаем и нарисуем сначала упрощенную схему «скелета» дерева (рис. 4), потом молодую ель (рис. 5) и, наконец, взрослую ель (рис. 3). Рисунок 4 - Скелет молодой ели Рисунок 5 - Более взрослая ель Когда ель будет проработана, можно перейти к рисованию елей и елового леса издали. (Эти упражнения нам необходимы для того, чтобы потом, при изображении ландшафтов, нам не нужно было задумываться над тем, как рисовать ель, как рисовать еловый лес и вдали, и вблизи, и на равнине, и на склоне гор.)

Рисуем еловый лес

Еловые леса даже издали не утрачивают своей внешней особенности. Они отличаются своим острозубчатым верхом. Мы уже не говорим о характерном синем бархатном тоне, которым еловый лес резко отличается от других лесов, находящихся на таком же далеком расстоянии. Конечно, передачу тона мы перед собой пока не ставим, но передачу характера массы елового леса нам придется изображать (рис. 6). Рисунок 6 - Рисование елок на разных расстояниях При рисовании елки приходится применять штриховку. Дальние деревья, в которых нельзя разобрать деталей, можно покрывать простым штрихом, самые дальние - вертикальными штрихами. Каждый такой штрих должен как бы подчеркивать характер высоких и сравнительно узких деревьев. На ближних елях хорошо видны не только крупные ветви мутовок, но и мелкие, обычно свисающие вниз, ветки, густо опушенные хвоей. Мы не можем вырисовывать подобные детали, но путем вертикальной штриховки можем передать и характер этих свисающих веток (рис. 3). Понятно, что здесь штрихи в различных частях ели неодинаковы. На нижних ветвях они могут быть толще и длиннее, а на верхних тоньше и короче. Рисунки эти вначале удобнее делать карандашом.

Как нарисовать сосну

Сосна, как и ель, относится к хвойным, но между сосной и елью огромная разница. Ель тенелюбива. Она может расти в глухом лесу в условиях почти сумеречного освещения. Сосна, наоборот, в высшей степени светолюбива. Сосна мирится с каменным грунтом, с песками, с недостатком влаги, но гибнет при недостатке света. Таким образом, у сосны и ели совершенно различное отношение к свету, а отсюда и различная внешность, следовательно, есть и разница в том, как нарисовать сосну . Молодые сосны , растущие на открытом месте, в общем похожи на ель, только лучи мутовок расположены реже и хвоя подлиннее. Редкое расположение ветвей является уже следствием светолюбивости. По мере роста, нижние ветви, затемненные верхними, отмирают. Да и верхние ветви, в борьбе за свет, развиваются очень неравномерно. Сильно развившиеся отдельные лучи мутовок превращаются в толстые ветви, которые разрастаются широкими зонтами. Слабые же лучи мутовок гибнут. Остатки этих погибших веток мы видим на любой сосне. В результате борьбы за свет характер кроны меняется настолько, что взрослая сосна уже ничем не напоминает ель, и даже мутовчатое расположение ветвей становится мало заметным (рис. 7). Рисунок 7 - Как нарисовать сосну: слева - сосна, растущая на открытом месте, справа - упрощенные силуэты сосен Поняв характерные , мы лучше понимаем, как нарисовать сосну. Сначала будем делать умышленно самые упрощенные рисунки, в которых подчеркнуты все наиболее характерные черты (рис. 7). Очень полезно просмотреть в натуре отдельно растущие сосны, а потом сосны в лесу. Полезно также просматривать картины художников. На картинах нарисованной сосны обычно выражено все наиболее характерное.

Рисуем сосну в лесу

До сих пор мы говорили о сосне, растущей на открытом месте. В лесу условия другие. Там сосна борется с соседними соснами. Борьба за свет приводит к быстрому росту вверх одних сосен и гибели других, которые отстают в своем росте. В результате сосны в лесу имеют цилиндрический высокий ствол, почти лишенный ветвей, и густую на верхушке. В сосновом лесу всегда можно видеть деревья, различные по своей жизненной силе. Одни имеют высокие и, сравнительно с другими, толстые стволы, с богато развитой кроной, поднимающейся выше соседних крон. Это «господствующие» деревья. Рядом могут быть более слабые сосны с тонким, но также высоким стволом и менее развитой кроной. Наконец, здесь же будут сосны с очень тонкими стволами и слабо развитой кроной, которая не может выбиться на открытый простор. Это деревья «угнетенные», гибнущие или совсем погибшие, лишенные зеленой хвои (рис. 8). Рисунок 8 - Сосна в лесу: а - "господствующие", б и в - угнетенные, г - погибшие.

Рисование соснового леса

Подобно тому как мы рисовали ель (сначала вблизи, потом вдали, переходя потом к группам елей и еловому лесу), мы будем рисовать и сосны. По мере удаления от зрителя очертание сосны становится все проще, и, наконец, сосна принимает тот вид, который близок к условному значку сосны, применяемому на профилях и некоторых картах (рис. 9). Группа сосен или сосновый лес издали кажется темной массой, которая сверху имеет неправильные, редко расположенные, округлые зубцы различной величины. Внизу, если нет опушки, хорошо бывают видны вертикально стоящие стволы. Эти стволы удобнее всего передавать вертикальными штрихами (рис. 10). Вообще нужно сказать, что при рисовании соснового леса и отдельных сосен характер штрихов имеет большое значение. Однако, благодаря характерности кроны сосны, можно с успехом пользоваться и обычными штрихами. Рисунок 9 - Ближние и дальние сосны Сосны в различных местностях не одинаковы. Так, сосна таежной зоны весьма сильно отличается от крымской сосны. Еще сильнее отличаются формы сосен средиземноморских стран и Японии. У последних сильнее развита в ширину крона, что придает сосне вид зонта с более плоским верхом. Различаются они также в зависимости от условий, в которых находятся. Так, отдельно стоящие сосны на открытой местности имеют более толстый ствол, могучие ветви и богато развитую крону (рис. 7). Сосны же горных ущелий, наоборот, имеют необыкновенно высокие и сравнительно тонкие стволы с небольшой кроной на вершине (рис. 11). Рисунок 10 - Рисование соснового леса вдали Рисунок 11 - Деревья в глубоких ущельях, где слабые ветры и малое количество осадков. Стволы деревьев необычайно вытянуты в высоту (Алтай).

Как рисовать лиственницу

Лиственница особенно характерна для таежной зоны Сибири. Но она нередко встречается и в пределах нашей европейской территории. Лиственница отличается от других хвойных тем, что теряет свою хвою на зиму. Последнее обстоятельство известным образом отражается на ее внешности. Зимой лиственница не имеет хвои - это уже одна ее особенность. Ветви лиственницы, лишенные хвои, не удерживают на себе снега. Отсюда ветви, лишенные хвои и снега, даже при своей малой толщине, очень редко сгибаются книзу, как это мы видели у ели, а чаще свободно торчат в стороны и в верхних частях дерева даже изгибаются кверху (рис. 12). Рисунок 12 - Упрощенный "скелет лиственницы". Лиственница имеет высокий прямо стоящий ствол и своеобразное мутовчатое ветвление, резко отличающееся от ели и пихты. Приведем, в качестве примера, несколько зарисовок лиственниц, сделанных в зимнее время (рис. 13 и 14). Лиственницы, находящиеся вдали, хорошо сохраняют свой характер (рис. 15). Рисунок 13 - Упрощенное изображение взрослой и старой лиственницы в зимнее время. Рисунок 14 - Упрощенное рисование лиственничного леса зимой Для лиственниц характерна летом светлая, яркозеленая окраска, очень приятная для глаз, нежно-желтая или серебристо-желтая поздней осенью и своеобразная зеленая дымка в весеннее время. Рисунок 15 - Сильно упрощенное изображение дальних лиственниц

Как нарисовать березу

Белая кора, своеобразное ветвление и особенно свисающие тонкие ветви - очень характерные признаки нашей березы. Рассматривая ветвление березы, мы сразу же отмечаем отходящие от ствола, под острыми углами, довольно толстые ветви, которые подобным же образом разветвляются и дальше, переходя в тонкие и необыкновенно длинные конечные ветви. Подобное строение ветвей как раз и обусловливает их свисание. А свисание ветвей в значительной степени обусловливает и тот своеобразный облик березы, который нам всем так хорошо известен. Отметим, что при рисовании березы так же, как и в других случаях, самым важным является построение основы дерева : ствол, ветвление, характер конечных тонких веток и, наконец, уже листва (рис. 15 и 16). Рисунок 15 - Упрощенное рисование березы без листьев и с листьями
Рисунок 16 - Ряд постепенно удаляющихся берез.

Рисуем деревья: осина и тополь

Осина , растущая на месте лесных пожаров и вырубок, отличается тонким, высоким, прямо стоящим стволом и тонкими ветвями, отходящими от ствола последовательно, чаще всего под углом 30-40° (рис. 17). Тонкие ветви осины не свисают, очертание кроны простое, в виде лезвия ланцета. Встречаются и другие формы осин с мощным стволом и толстыми ветвями. Эта форма довольно близка к обычному нашему тополю (рис. 17).
Рисунок 17 - Слева : Рисуем молодую осину без листьев и с листьями. Справа : Схема ветвления и очертания кроны обычного тополя Как видим, вопрос о том, как нарисовать деревья карандашом , не однозначен. Давайте рассмотрим как рисовать такое дерево, как пирамидальный тополь . Он очень характерен для наших южных районов, особенно для степных местностей. Он растет небольшими группами около речек и других водоемов и особенно часто встречается около жилищ. Внешний вид тополя очень типичен. Он определяется наличием высокого прямо стоящего ствола и своеобразным ветвлением, как это показано на рисунке 18. Рисунок 18 - Пирамидальный тополь без листьев и с листьями

Как нарисовать дерево карандашом: липа

Внешний вид липы таков, что ее можно спутать издали с некоторыми другими лиственными породами деревьев. Тем не менее и у липы есть свои особенности, которые легко заметить при сравнении, например, с. тополем или дубом. Для липы характерно деление ствола на толстые крупные ветви, которые чаще всего отходят от ствола под острыми углами. Ветви достигают большой длины, густо ветвятся к концу. Это густое ветвление приводит к увеличению веса конечных частей, что, в свою очередь, ведет к некоторому свисанию верхушечных ветвей. Свисание это значительно меньше, чем у березы, но больше, чем у тополя и дуба (рис. 19). Рисунок 19 - Рисуем дерево липу Издали липовые рощи и леса отличаются мягкими округлыми очертаниями крон, напоминая верхушки кучевых облаков. Давайте рассмотрим и то, как рисовать такие деревья карандашом, как дуб.

Как рисуют дуб

Иной характер имеет дуб с его крепкими и мало сгибаемыми ветвями. В отличие от рисования такого дерева, как липа, тополь и некоторых других широколиственных пород деревьев, ветви дуба отходят от ствола под углами, близкими к прямому. Так же приблизительно отходят ветви второго и третьего порядка (рис. 20). Ветви отличаются толщиной, узловатостью и густым опушением на концах (опушение состоит из тонких веток и густой листвы). Этот своеобразный характер ветвления наблюдается не только па крупных зрелых деревьях, но и на молодых (рис. 20). Общее очертание кроны отчасти напоминает очертание дубового листа, но со вторичной, резко выраженной зубчатостью (рис. 21). Вообще внешний вид дуба выражает несгибаемость и крепость могучего дерева. Недаром дуб является символом стойкости и прочности.
Рисунок 20 - Как рисовать правильно дуб: Слева : Упрощенное изображение дуба без листьев и с листьями; Справа : Молодые дубы без листьев Дубовые деревья в лесу имеют более вытянутую вверх форму, но основные черты остаются приблизительно те же.
Рисунок 21 - Очертания дерева дуб Не имея возможности останавливаться на особенностях других наших менее распространенных или менее характерных деревьев, мы очень коротко коснемся некоторых самых типичных южных деревьев, с которыми нам часто приходится встречаться. Сюда следует отнести кипарисы, пальмы, баобаб и некоторые другие.

Рисуем кипарис

Кипарис весьма типичное растение для средиземноморских стран, широко распространен также как декоративное растение по южному побережью Крыма. Сильно вытянутый вверх, узкий, стройный, с острой верхушкой, кипарис легко передается на рисунке. Его сильная вытянутость вверх обусловлена большой высотой ствола и характерным ветвлением (рис. 22). Рисунок 22 - Кипарисы и схема их стволов и характера ветвления

Как нарисовать пальму

Как нарисовать такое дерево, как пальму тоже представляет интерес. Пальмы бывают разные, но для них характерно отсутствие ветвления и выход вайи приблизительно из одной точки. Правильная передача форм и характера пальмы прежде всего зависит от правильного изображения этого выхода вайи из одной точки. Общий же облик кроны округлый и нередко легко вписывающийся в круг (рис. 23). Следует помнить, что верхние вайи - самые молодые, они торчат вверх, а нижние - самые старые, они свисают и отмирают.
Рисунок 23 - Слева : Рисование кокосовой пальмы; Справа : Рисование финиковой пальмы. Ствол пальмы чаще всего бывает слегка изогнут в верхней своей части. Несколько иной характер имеет финиковая пальма.

Как рисовать дерево баобаб карандашом

Весьма интересно для рисунка дерево баобаб . У баобаба очень характерный ствол, ветвление и крона. Для баобаба типичен очень толстый и, сравнительно с высотой, короткий ствол. Высота ствола до начала ветвления обычно только в 2,5-3 раза превосходит его толщину. Ствол на некоторой высоте сразу же начинает делиться на 5-7 (редко более) толстых ветвей. Эти основные ветви сейчас же начинают ветвиться и очень быстро теряют свою толщину. В отличие от цилиндрического ствола, они имеют коническую форму. У баобаба густая и очень широкая, крона (рис. 24). Рисунок 24 - Баобаб без листьев Подобная форма кроны, впрочем, характерна для большинства деревьев саванн. Только у последних стволы обычно тоньше, а крона относительно ещё шире. По форме их крона напоминает зонт (рис. 25). Рисунок 25 - Акации саванн

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать дерево по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать дерево нам может понадобиться:

  • Графический редактор GIMP. Нужно скачать GIMP для Win или Mac OS и установить его.
  • Скачать кисти для GIMP , они могут пригодиться.
  • Могут понадобиться некоторые дополнения (инструкция как их устанавливать).
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Настоящая природа во всей своей красе может раскрыться только если рисовать ее с натуры. Нарисовать получится гораздо лучше, если вы будете смотреть прямо на дерево. Если же такой возможности нет, то могут выручить обычные фотографии, которых в поисковиках просто навалом.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Совет: выполняйте разные действия на разных слоях. Чем больше слоёв вы сделаете — тем проще вам будет управляться с рисунком. Так набросок можно сделать на нижнем слое, а беловой вариант на верхнем и когда набросок будет не нужен, то можно будет просто отключить видимость этого слоя.

При выполнении урока учтите, что из-за различий в версиях программ некоторые пункты меню и инструменты могут называться иначе или отсутствовать вовсе. Это может немного затруднить выполнение урока, но я думаю, что вы справитесь.

Каждый из нас должен уметь изобразить часть живой природы. Дерево - это неотъемлемая составляющая любого . Для того чтобы правильно и реалистично нарисовать любое дерево, первым делом нужно найти натуру. Сегодня я расскажу вам как поэтапно и пошагово нарисовать красиво дерево на полянке.

Для начала вам нужно обозначить общий контур будущего дерева, схематично обозначьте ствол и крону на прозрачном слое.

После того как вы символично изобразили части дерева, наметьте контуры веток, так называемый «скелет». Опять создам новый слой и работаем на нем.

Все деревья имеют крону и наша задача изобразить ее правильно. На этом этапе обозначьте полный объем кроны.

Когда прорисовываете дерево, помните одну деталь: нижние всегда толстые и большие. Вот такими и нужно их изобразить. Слой с эскизом можно либо удалить либо отключить при помощи пиктограммы слева от него.

На этом этапе нужно прорисовывать ветке от низа к верху. Верхние ветки намного короче и меньше, чем внизу. Используйте короткие штрихи тонкой кистью с малой непрозрачностью.

Ствол дерева нужно покрыть реалистичной корой, для этого тоже можно использовать дополнительный слой.

На данном этапе каждую веточку нужно «одевать» в листики.

Чтобы ваше дерево не было одиноким и не стояло в воздухе, прикрепите его к , нарисуйте цветочки и траву.

Настало время придавать объем. После создания нового слоя увеличиваем размер кисти и понижаем ее непрозрачность. Кора дерева отличает от общей картины, она должна быть темнее. Помните про ее фактуру, передайте шероховатости с помощью штриховки.

Левую часть кроны начинаем покрывать светлой штриховкой (просто нужно еще понизить непрозрачность кисти).

Переходим к штрихованию правой стороны и рисуем на ней листики.

На новом слое при помощи изменения непрозрачности кисти покажите переходы цветов, такая технология поможет передать объем дерева.

На новом слое будем рисовать . Не нужно детально прорисовывать каждый листочек, достаточно схематично обозначить их. Играйте с размером и непрозрачностью кити.

Особое внимание стоит обратить на тени и свет рисунка. Постарайтесь передать все особенности дерева. У вас в палитре уже должно быть достаточно слоев, прорабатывайте их.

На последнем этапе мы с помощью кисти белого цвета изобразим блики. Это придаст дереву реалистичности.

Вот такими несложными шагами мы пришли к финалу и получили красивый рисунок.

Вот вы и узнали как нарисовать дерево, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » - он такой же интересный и увлекательный. Делитесь с друзьями этим уроком в соц. сетях.

Изображение родной природы - интересное и увлекательное занятие.

Пошаговый метод поможет правильно решить вопрос: «Как нарисовать дерево, лужайку?»

1. На листе бумаги нужно обозначить общий контур дерева, символично обозначить крону и ствол.

2. Следующим шагом рисуем «скелет»: намечаем контуры ветвей.

3. Каждое дерево имеет крону, поэтому следует обозначить ее в полном объеме.

4. Нижние ветви у больших деревьев всегда толстые и мощные, такими и нужно их показать на рисунке.

5. Как нарисовать дерево без множества веток, которые по мере роста к верху становятся все тоньше и короче? Этим и стоит заняться на следующем этапе.

6. Ствол дерева по всей длине нужно покрыть «одеждой» - корой.

7. Ветви без листьев бывают только осенью, поэтому если рисовать дерево летом, то каждую ветку обрамляем в листву.

8. Чтобы дерево не висело в воздухе прикрепим его к земле мощным корневищем, а вокруг нарисуем травку и цветы.

9. Кора дерева имеет шероховатую фактуру, которую можно показать при помощи кривых линий и темной штриховки.

10. Более светлой штриховкой начинаем постепенно покрывать левую часть кроны.

11. Затем приступаем к правой стороне и аналогично рисуем на ней листья.

12. При помощи цвета, темных и светлых переходов нужно показать, что дерево имеет объем и форму.

13. Не стоит фанатично выписывать каждый листок в отдельности, достаточно обозначить их символично. Этого будет достаточно для правдоподобности.

15. Финальным штрихом станет изображение бликов. Их обозначают при помощи резинки. Простое занятие - а в результате дерево как бы заиграло лучами на солнце. Стоит проявить терпение и усидчивость, а в награду получить радость творчества. Освоив эти несложные шаги на практике, логично встает вопрос не «как нарисовать дерево», а сколько пород деревья еще есть в природе.

Инструкция

Очень необычную и интересную форму имеет кленовый лист. Начинать его следует с изображения окружности, с отсутствующей внизу ее частью треугольной формы. Внутри получившейся фигуры нужно нарисовать 5 прямых линий, направленных в разные стороны. От места соединения этих линий вниз нужно провести ещё одну линию (черенок листа). Далее вокруг каждой из пяти линий нужно нарисовать торчащие в разные стороны фигуры, напоминающие очертания домиков. Вокруг двух нижних полос следует нарисовать плавные треугольные линии, соединенные у основания черенка.Теперь очертания кленового листа следует зазубрить, а внутри листа нарисовать прожилки.

Дубовый лист также имеет весьма интересную форму. Нарисовать лист дуба несложно. Сперва нужно изобразить на овал с немного вытянутой нижней частью. Затем волнистыми линиями следует показать необычную форму листа дуба. Внизу получившейся фигуры нужно нарисовать короткий черенок. Далее на пластине необходимо нарисовать прожилки.

Нарисовать лист липы также не составит большого труда. Основа листа липы – это фигура, напоминающая . Значит , в первую очередь, следует нарисовать именно такую фигуру.Далее лист следует зазубрить и дорисовать к нему черенок. Остается нарисовать внутри листа тонкие прожилки. Лист липы готов.

Лист земляники состоит из трех маленьких листочков. Для того чтобы его нарисовать, для начала, нужно изобразить на бумаге 2 пересекающиеся перпендикулярные линии (крест). Три верхних отрезка должны быть одинаковыми, а нижний - чуть длиннее остальных.Далее следует нарисовать три овала, соединенных между собой. Три изначально нарисованных отрезка должны стать их серединными линиями.Теперь три получившихся следует зазубрить с помощью треугольных линий. Затем нужно дорисовать листу черенок и прожилки.

Лист рябины, также как и лист земляники, состоит из нескольких листочков. Сперва нужно нарисовать главную длинную линию. От нее следует нарисовать средней длины пары отрезков, направленные в противоположные стороны.Теперь нужно нарисовать продолговатые листья с мелкими по краю. Отрезки, идущие от главного стебля, должны послужить серединными линиями к листочкам. Нижнюю часть главной линии следует превратить в черенок листа.Заключительный этап рисования листа рябины – изображение на нем прожилок.

Видео по теме

Обратите внимание

Полезный совет

Сейчас вы узнаете, как нарисовать кленовый лист. Шаг 1. Чтобы нам проще было нарисовать лист, сделаем набросок из трех линий. Шаг 2. Поставим четыре точки, которые помогут потом в прорисовке листа. Лист готов, он должен получиться примерно таким. Посмотрите видео ниже и, вы узнаете, как нарисовать листья на ветке.

Источники:

  • как нарисовать листья дуба

Каждое дерево отличается от другого вида силуэтом, структурой коры, формой листьев. Большое разнообразие деревьев распространено по всему миру. Поэтому велико и многообразие форм их листьев. Для того чтобы научиться рисовать листья деревьев , возьмите простой лист березы или липы без всяких сложностей. Как научитесь рисовать такие листья , можно брать наиболее сложные их формы.

Вам понадобится

  • лист бумаги, карандаш

Инструкция

Подготовьте необходимые материалы для рисования листьев деревьев . Начинайте рисовать лист березы в виде фигуры каплевидной формы. Его края зазубрите с помощью треугольных линий. На листе необходимо тоненькие и мелкие прожилки. Не забудьте добавить черенок.

Нарисуйте лист липы. Это также не вызовет трудностей. Его лист напоминает . Таким образом, на бумаге нужно обозначить такую форму фигуры. Лист зазубрите, внутри прорисуйте прожилки и дорисуйте к нему черенок. Лист липы получился.

Нарисуйте кленовый лист. Он имеет интересную и необычную форму. Начинайте его с формы окружности без отсутствия внизу ее части треугольной формы. От этой фигуры нарисуйте пять прямых линий, которые направлены в разные стороны. От центра соединения данных линий проведите еще линию – это будет черенок клена. Затем вокруг каждой из этих линий необходимо нарисовать фигуры, торчащие в разные стороны. Они напоминают формы домиков. Вокруг 2 нижних полос нужно провести треугольные линии, которые соединяются у основания кленового черенка. Осталось зазубрить лист и нарисовать тоненькие прожилки.

Научитесь рисовать лист дуба. Это несложно. Изобразите на бумаге фигуру в виде овала с чуть вытянутой частью внизу. С помощью волнистых линий покажите красивую форму листа дуба. А внизу этой фигуры нарисуйте черенок. Не забудьте прорисовать прожилки на листе.

Попробуйте нарисовать лист . Он состоит из трех небольших листочков. Нарисуйте на бумаге две перпендикулярно пересекающиеся линии. Три отрезка вверху должны иметь одинаковую длину, а нижний отрезок – немного длиннее остальных. Затем нарисуйте 3 овала. Они должны быть соединены между собой. Получилось три . Зазубрите их с помощью треугольных линий. Дорисуйте листу прожилки и черенок.

Полезный совет

Чтобы нарисовать листочки деревьев, воспользуйтесь простым карандашом. Это наиболее распространенное орудие рисования, его не нужно долго искать.

Источники:

  • Как научиться рисовать листья, ветки и другие части дерева

Существует великое множество деревьев. Все они имеют определенный вид и отличаются друг от друга формой ствола, структурой и цветом кроны и имеют разную величину и форму листьев. Нарисовать отдельно взятый листочек можно с натуры или с помощью трафарета.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - простой карандаш;
  • - ластик;
  • - кисть;
  • - акварельные краски.

Инструкция

Нарисуйте лист березы или липы. Для этого тонкой линией наметьте овал. В середине проведите жилку и изобразите обе половинки. Сделайте по краям зубчики. Прорисуйте лист более четко.

Чтобы листочек выглядел более натурально, обведите его по контуру тонким кончиком кисточки. Плавными мазками закрасьте полностью лист. Жилки должны иметь более светлый тон. Для этого кистью, смоченной в воде, нарисуйте светлую полоску. Чтобы линии были тонкие, кисточку держите вертикально. Промокните рисунок чистой мягкой салфеткой. Краску с мест, смоченных водой, впитает бумага. На листе образуются светлые полоски.

Нарисуйте дубовый лист. Для этого также начертите овал, заузьте его в конце. В середине прорисуйте главную жилку. Она будет плавно переходить в черенок. От нее в разные стороны наметьте мелкие полоски. Правую и ле­вую стороны листочка нарисуйте симметрично. Край листа сделайте волнообразным.

Нарисуйте земляничный или клубничный лист. Для этого зрительно определите отношение ширины листа к его высоте. Тонкой линией прорисуйте горизонтальную полоску листа и наметьте его ширину. Нарисуйте листочки, края сделайте зубчатыми.

Нарисуйте ветку с листьями. На листе бумаги мысленно наметьте расположение ветки, зарисуйте ее . Посмотрите, сколько будет листочков? Одинаковые будут листочки по размеру или разные? Учитывайте то, что некоторые из листьев закрывают другие. Посмотрите внимательно на форму листьев, их цвет. Одни листья рисуйте темнее, а другие светлее.

Попробуйте нарисовать кленовые листья. Они могут быть зеленого, желтого и красного цвета. Внимательно посмотрите на лист. Он имеет сложную форму многоугольника. В отличие от листьев других деревьев, кленовый лист имееет пять жилок. Полоски расходятся­ от основания в разные стороны. Вокруг каждой линии нарисуйте отдельный листок. Прорисуйте острые зубчики в форме короны.

Для художников изобразить кленовый лист очень сложно, поэтому нарисуйте лист с натуры. Возьмите образец, засушите его, или сделайте из него трафарет на плотном листе, или картоне. Возьмите чистый лист бумаги, поместите в центре. По контуру кленового листа карандашом или маркером проставьте точки на небольшом расстоянии. Уберите листок, аккуратно обведите по контуру точки.

Видео по теме

Обратите внимание

При рисовании листочков обратите внимание, что жилка у них всегда пе­реходит в черенок.

Полезный совет

При рисовании листьев внимательно посмотрите на то, что если не­которые листочки сложить пополам по средней полоске,
то обе половины будут одинаковыми.

Источники:

  • http://ceolte.com/view/631

Листья разных пород деревьев – идеальные модели для обучения рисованию. Их форма, с одной стороны, четкая и симметричная, а с другой – не слишком простая, состоящая из нескольких элементарных форм. Рисование листьев позволяет оттачивать не только навыки построения фигур и их пропорций, но так же и умение подбирать и смешивать цвета, передавать фактуру материала и многие другие. Листья дуба обладают интересной узнаваемой формой, которая вписывается в простой овал.

Вам понадобится

  • - бумага для рисования;
  • - простой карандаш;
  • - ластик;
  • - краски, кисть/цветные карандаши/пастель.

Инструкция

Ориентируясь на проведенную ось симметрии, нарисуйте вытянутый и зауженный с одного конца овал. Для этого отметьте с обеих сторон от осевой линии примерно одинаковые расстояния, соответствующие половине ширины дубового листа. На самой оси отметьте длину листка, пропорциональную его ширине. Соедините найденные точки плавными линиями, образующими овал, один конец которого сделайте более узким.

Более конкретно прорисуйте центральную прожилку внутри овала, переходящую на узком его конце в «хвостик» листка. От этой прожилки проведите боковые, более тонкие – они направлены под углом примерно 45 градусов к центральной.

Теперь нарисуйте характерные волнистые края дубового листа. Для этого над каждой боковой прожилкой изобразите небольшой полуовал, а промежутки между ними плавно объедините небольшими кривыми.

Аккуратно сотрите вспомогательные линии внешнего овала. На боковых прожилках добавьте еще более мелкие линии. Среднюю прожилку и «хвостик», в который она переходит, сделайте утолщенными, нарисовав рядом дублирующую ее линию.

Раскрасить дубовый лист можно разными материалами, но принцип в любом случае будет примерно одинаков. Сначала задайте основной, относительно легкий и светлый, тон листа: лиственно-зеленый в летнем варианте, либо желто-оранжевый, охристо-коричневый – в осеннем.

В этом уроке рисования мы рассмотрим, как рисовать дерево карандашом поэтапно для начинающих. Для этого нам понадобиться карандаши разной мягкости и стерка с острым кончиком, или клячка(мягкая резинка, которую можно изменять).

Нарисуем вот такое красивое дерево.

Намечаем наше дерево по высоте, расположение ствола и ветвей.

Рисуем ствол, какой он толщины. Учтите, что ствол дерева не имеет форму моркови: он сужается вверх постепенно, и происходит это во многом благодаря отходящим от него веткам. Разветвляясь, становится тоньше. Это справедливо и для веток — чем больше ветка разветвляется, тем тоньше становятся веточки, удаляясь от ствола. Не стоит рисовать слишком толстое у корней дерево — иначе у Вас может не хватить высоты листа.

Продолжаем уточнять местоположение и размер веток дерева, рисуем более тонкие веточки.

Итак, на предыдущем этапе мы нарисовали дерево с ветками. Теперь обведем его по контуру мягким карандашом, меняя для выразительности силу нажима, чтобы линия была разной толщины.
Но нам нужно нарисовать листья. Каждый листок нарисовать невозможно, нужно решить, как выглядят листья в массе. Для этого представим, что свет падает сбоку. Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на настоящие деревья или фотографии деревьев в солнечный день. Там хорошо заметно, что листья расположены такими большими массами. Отдельные листочки можно нарисовать позже, а пока проложим тени. На стволе дерева тоже есть тени.

Наносим тени в области листвы дерева.

Наносим более темные участки дерева более мягким карандашом. Кое-где рисуем тонкие веточки с помощью резинки (стираем, и получаются белые веточки) и карандаша. В некоторым местах рисуем листья.

По такому же принципу дорисовываем дерево, для выделения светлых участков используем стерку.