Музыкальный аккомпанемент. Значение слова аккомпанемент в словаре музыкальных терминов

Музыкальный аккомпанемент. Значение слова аккомпанемент в словаре музыкальных терминов

Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне .

Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. , как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора , решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

Как проверить подобранный аккомпанемент?

По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.

Думали ли вы о том, чтобы аккомпанировать певцу (солисту) на фортепиано и хотели бы научиться этому, в основном, будучи дома. Навык игры на фортепиано в качестве сопровождения включает в себя обычное мастерство игры на фортепиано, но есть вещи, которые очень отличается от игры соло. Вы скоро поймете, что сопровождать певца на фортепиано легче, чем играть соло - используя некоторые основные принципы.

Шаги

Аккомпанемент с помощью аккордов

    Сопровождение певца на фортепиано - осуществляется приблизительно так же, как игра на гитаре. Таким образом, вы следуете за певцом, а не:

    • Играете ноты из "мелодии" одновременно с тем, как певец озвучивает их,
    • Или задаете "темп" в тех местах, где солист делает акцент на медленные и быстрые части и т.д.
    • Или подстраивайте "ритм", когда певец интерпретирует медленные и быстрые части,
      • Таким образом, вы не решаете, каким будет "стиль" ... Не делайте работу певца. Обсудите это с вашим солистом! Большинство солистов хотят, чтобы вы следовали за ними, но некоторые могут нуждаться в вас, чтобы удерживать устойчивый ритм (немного похоже на то, как это делают ударные), таким образом, они остаются в нужном русле. Все люди разные, поэтому все что вам нужно, это просто спросить. Квалифицированный солист сможет сказать вам, что для него или ее будет лучше всего. Как правило, вы играете " accompagnato " – следуете всему, что делает солист (темп и общий стиль) исполняя песню.
  1. В качестве основной техники, играйте не вызывающе (не слишком громко). Представьте что вы аккомпанируете в группе, где гитарист слегка перебирает аккорды, в то время как барабанщик использует кисти или выбирает мягкий стиль игры и т.д., но, конечно, некоторые певцы, в качестве альтернативы, могут придерживаться стиля, в котором инструменты слышны довольно громко...

    Разбейте аккорды (arpeggio как бренчание, обыгрывание) так, чтобы это было "не , как "бам, бам. .." и как аккомпаниатор облегчите или просто используйте одну руку, чтобы играть - объясним более подробно ниже. Аккомпанируя на пианино, часто используют обе руки для поворота вокруг частей, левой или правой рукой сочетают варианты, идеи, как прочитать музыку и адаптировать к тому, что делает солист, поняв его стиль и реагируя на темп, ритм и стиль на слух. Вам, наверное (но не обязательно) нужно будет играть обеими руками введение и концовку.

    Чтобы аккомпанировать на пианино, используйте одну руку. Конечно, нужно научиться гораздо большему, что быть хорошим аккомпаниатором. Посмотрите аккорды в "Советах" ниже.

    • Это не просто играть аккорды слегка одной рукой - в основном с помощью 3 тонов, называемых триадой аккордов (смотрите аккорды, и рисуйте формы аккордов на пальцах и руках – в разделе " Советы " ниже)
  2. Научитесь разбивать аккорд в арпеджио, что означает звучание нот аккорда в последовательности, а не одновременно .

    • Не берите весь аккорд сразу.
  3. Практикуйте прохождение нот, покачивая или двигая рукой и пальцами: проходя каждый аккорд, играйте ноты отдельно.

    • Не делайте из аккордов слипшиеся звуки .
  4. Представьте в уме картину, как пальцы образуют "форму"

    • каждый трех нотный аккорд, как 3-х зубчатая вилка или штатив и
    • четырех нотный аккорд (7-й), как вилка с четырьмя зубами.
  5. Попробуйте играть "рядом" среднюю ноту До, ниже на октаву (или, может быть выше), чтобы гармонировать с певцом(ами).

    Научитесь получать аккорд из ключевых знаков. Вы увидите картину в ключевых знаках, как они прогрессируют на каждом пятом ключе /ноте в "квинтовом круге".

    • Таким образом, каждый ключ в музыкальном интервале (расстоянии) называют пятый от соседней клавиши (только отсчет , а не доли).
    • В ключевых знаках, которые содержат бемоль, ключ называется "бемоль слева от последней бемоль". Ключевые знаки с четырьмя бемоль, Си, Ми, Ля, Ре, например, является ключом Ля бемоль.
  6. Запишите аккорды над словами на написанной или напечатанной странице, как это делают для гитары. Существует студийно-профессиональный способ сделать это, используя обозначения Нэшвилл аккордами . Это для ритм секции (обычно состоящей из фортепиано, гитары, барабанов и баса). Музыканты тренируются, чтобы иметь возможность импровизировать, представляя аккорд в сочетании с другими инструментами. Этот пронумерованный метод записи позволяет музыкантам, которые знакомы с ключами и аккордами играть ту же песню в любой тональности , без знания письменных нот.

    Используйте различные стили игры на фортепиано на слух, и таким образом вы измените темп и аккорд, так же как для изменения тональности вверх или вниз по мере необходимости. Это не любительская уловка - это бесплатное программное обеспечение, созданное департаментом компьютерного программирования Коледжа Harvey Mudd для этого вида нотационных работ используемых оркестрами и т.д. .

    Оставьте мелодию певцу, и таким образом ваш аккорд зазвучит ловко и ритмично во время вокала (нечто вроде бренчания, играя ритм). Таким образом вы нажимаете отдельные ноты аккорда, как уже говорили, используя форму арпеджио (также называемые разбитые аккорды). Короче говоря, эта техника, как суть идеи.

    • Обратите внимание, что схема "квинтовый круг" основана на подсчете каждой пятой ноты . В любой части "Ля" до "Соль" – тогда ноты можно рассматривать как начало образования круга. После Соль , считайте ля, си, до, Ре , и так посмотрите на круг и Соль" и "Ре" будут пятыми , потому что есть 3 ноты между ними (считая 1, 2, 3, 4, 5), назад или вперед .
    • Таким образом, вы можете отсчитать пять в музыкальном алфавите: игнорируя три ноты между первой и пятой. Затем посмотрите на круг и вы увидите "Ре и Ля будут пятыми : Ре, ми, фа, соль, Ля . Так работает модель ключевых знаков, и это показывает, как круг получил свое название.

Помогите певцам научиться гармонировать

  1. Покажите двум и более исполнителям гармонию трех самых основных аккордов: "1,3,5" аккорды (которые просто До мажор или Фа мажор или Соль мажор), не имеющие диезов, бемоль, и т.д. 1 представляет собой "коренную" (фундаментальную) ноту. 3 представляет собой «третий», или ноту 2 местами выше. 5 представляет собой «пятый», который находится на 4 месте вверх от корня и на 2 месте от 3. Каждая пропущенная нота называется интервал (создавая приятное разделение между теми, которые прозвучали).

    Продемонстрируйте аккорды певцам и помогите им услышать, как различные комбинации нот (аккорды) звучат вместе. Легче выучить азы созвучия, слушая ноты, исполняемые на фортепиано. Затем кто-то может начать петь вместе с фортепианными нотами. Потом они могут перейти к совместному пению с другим певцом.

    • Хороший способ различать 2 или 3 певцов, когда каждый поет мелодию на октаву выше или ниже другого, просто поет в унисон, но не согласованно.
    • Например: мужчина поет мелодию на октаву ниже "против" женского сопрано в унисон (не согласованно). Пение в унисон является "наслоением", и может усилить звук, как в хоре (но дуэт, трио или квартет обычно не поют в унисон, кроме некоторых специальных эффектов).
  2. Гармонизируйте пением "на мелодию", но в немного выше или ниже, чтобы создать аккорд с голосами.

    • Но, если солист поет созвучную ноту вместо мелодии, это является формой пения не в ключе...
  3. Изучите основные 1,3,5,7 главные ноты аккорда (До7, Фа7, Соль7 – смотрите раздел «Советы» ниже), как группу, и затем вы сможете помочь певцам гармонизировать, последовательно проходя каждую ноту аккорда; потом они научаться слышать их в аккорде (и таким образом они слышат гармонию) среди голосов. Плохая гармония бывает несовместимой, и таким образом переходите от ноты одного к ноте кого-то другого (вне ключа).

    • Если у вас больше 3 человек, то может быть 2 или более тех, кто поет с нот, как в хоровой группе. Если вы чувствуете основы гармонизации "1, 3, 5 и 1, 3, 5, 7" вы можете экспериментировать с другими видами нот в других аккордах, которые имеют острые диезы или бемоль.

Сочетание

  1. Аккорды обычно состоят, по крайней мере, из "трех" нот/ шагов / тонов (назовем их нотами) звучащих вместе. Если вы говорите только о двух нотах, которые должны были звучать, тогда они известны как интервал (как расстояние).

    Аккорд До, исполненный из нот "До-Соль-Ре" указывают на фигуры и плоскости, образуя различные аккорды. Дважды щелкните на фотографию, чтобы увеличить это.

Изображение " фигур аккордов" с помощью ваших пальцев и рук

Две основные аппликатуры будет работать для всех крупных, малых 7-х аккордов...

Орф. аккомпанемент, -а Орфографический словарь Лопатина

  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМЕНТ, а, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). | прил. аккомпанементный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМЕНТ -а; м. [итал. accompagnamento]. 1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать а. Петь под а. гитары. Выступать без аккомпанемента. Толковый словарь Кузнецова
  • аккомпанемент - Аккомпанемент, аккомпанементы, аккомпанемента, аккомпанементов, аккомпанементу, аккомпанементам, аккомпанемент, аккомпанементы, аккомпанементом, аккомпанементами, аккомпанементе, аккомпанементах Грамматический словарь Зализняка
  • Аккомпанемент - (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. Музыкальная энциклопедия
  • Аккомпанемент - (accompagnamento, accompagnement) - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • аккомпанемент - АККОМПАНЕМ’ЕНТ, см. акомпанемент. Толковый словарь Ушакова
  • аккомпанемент - сущ., кол-во синонимов: 4 автоаккомпанемент 1 аккомпанирование 5 музыкальное сопровождение 3 сопровождение 23 Словарь синонимов русского языка
  • аккомпанемент - См. аккомпанировать Толковый словарь Даля
  • Аккомпанемент - (франц. accot-pagnement, от accompagner - сопровождать) музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору) на каком-либо инструменте (на рояле, баяне, гитаре и др. Большая советская энциклопедия
  • аккомпанемент - Аккомпанемента, мн. нет, м. [фр. accompagnement]. 1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения (муз.). Петь под аккомпанемент гитары. Большой словарь иностранных слов
  • АККОМПАНЕМЕНТ - АККОМПАНЕМЕНТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать) - 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.). Большой энциклопедический словарь
  • аккомпанемент - аккомпанемент м. 1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2. перен. Действие, явление, сопровождающее что-либо, создающее фон для чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
      (франц. accompagnement от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (франц. accot-pagnement, от accompagner - сопровождать), музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (accompagnamento, accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.Аккомпанемент …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Современном энциклопедическом словаре:
      (французское accompagnement, от accompagner - сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в …
    • АККОМПАНЕМЕНТ
      [от французского accompagnement] музыка, сопровождающа и гармонически дополнюща главный голос; музыка, сопровождающа певца (соло), солирующий инструмент или хор (например, парти …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
      а, мн. нет, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. гитары. Под а. канонады, перестрелки (перен.: под звуки канонады, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедическом словаре:
      , -а, м. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя). II прил. аккомпанементный, -ая, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АККОМПАНЕМ́ЕНТ (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать), гармонич. и ритмич. сопровождение осн. мелодич. голоса. Сопровождение одним или неск. инстр-тами, а …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (accompagnamento, accompagnement) ? музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      аккомпанеме"нт, аккомпанеме"нты, аккомпанеме"нта, аккомпанеме"нтов, аккомпанеме"нту, аккомпанеме"нтам, аккомпанеме"нт, аккомпанеме"нты, аккомпанеме"нтом, аккомпанеме"нтами, аккомпанеме"нте, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -а, только ед. , м. 1) Музыкальное сопровождение пения, декламации или музыкального инструмента. Петь под аккомпанемент гитары. Синонимы: под"ыгрывание (…
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом словаре иностранных слов:
      (фр. accompagnement) в муз. произведении - гармоническое сопровождение, дополняющее главный (мелодический) голос; музыка, сопровождающая певца (соло), солирующий муз. инструмент …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре иностранных выражений:
      [фр. accompagnement] в муз. произведении - гармоническое сопровождение, дополняющее главный (мелодический) голос; музыка, сопровождающая певца (соло), солирующий муз. инструмент или …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре синонимов Абрамова:
      см. …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
      автоаккомпанемент, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      м. 1) Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2) перен. Действие, явление, сопровождающее …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре русского языка Лопатина:
      аккомпанем`ент, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      аккомпанемент, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Орфографическом словаре:
      аккомпанем`ент, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Словаре русского языка Ожегова:
      музыкальное сопровождение Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен. : при звуках …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Толковом словаре Ефремовой:
      аккомпанемент м. 1) Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2) перен. Действие, явление, …
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    • АККОМПАНЕМЕНТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      м. 1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2. перен. Действие, явление, сопровождающее …