Музыкальные произведения о весне русских композиторов. Тема урока: «Музыка весны в произведениях русских и зарубежных композиторов»

Музыкальные произведения о весне русских композиторов. Тема урока: «Музыка весны в произведениях русских и зарубежных композиторов»
Музыкальные произведения о весне русских композиторов. Тема урока: «Музыка весны в произведениях русских и зарубежных композиторов»

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Музыка весенней природы даёт возможность почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года". В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром». Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня. Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином."

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу. Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль. Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон. Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом. Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача - настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни - безоблачной и радостной весне. На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив - так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него - к нежному сопрано Ганны. Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки. Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон. Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка "

Нерчинский район, Забайкальский край

Проект «Весна в музыке»

Работу выполнила :

Верхотурова Дарья - ученица

4класса

Руководитель:

Трушина С.Ю.

Содержание:

Введение (актуальность проекта)

Цель, задачи проекта

Вид проекта

Предметная область

( предметно-содержательная область, характер координации, количество участников, продолжительность выполнения)

Используемые ресурсы

Этапы работы над проектом

Заключение

Приложение

Тема проекта: «Весна в музыке»

Актуальность проекта:

Тема времени года издавна привлекала музыкантов, композиторов, исполнителей.

А сейчас весна - великолепное время года. Весна на долгое время дарит нам оптимистическое настроение, заряжает позитивной энергией

Ещё наши предки связывали приход весны с началом новой жизни. В это время устраивались празднества. Люди приветствовали приходящую весну и прогоняли зиму. И сейчас весна несет новую жизнь и бодрое настроение.

А поскольку музыка и песни- это самое весёлое искусство, то я решила взять именно такую тему- «Весна в музыке»

Цель проекта:

Познакомиться с музыкальными произведениями , которые рассказывают о времени года «Весна»

Задачи:

Найти и изучить тематику детских песен о весне.

Познакомиться с современными, эстрадными песнями о весне, узнать исполнителей песен

Познакомиться с народными песнями, связанными с темой весны

Весна в песнях Великой Отечественной войны

Прививать любовь к музыке и песням разных композиторов

Вид проекта : информационный, частично- поисковый

По предметно-содержательной области- Музыка

Монопредметный проект (проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

По характеру координации-

Проект с открытой , явной координацией - (координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции )

По количеству участников

Личностные (индивидуальные)- один участник

По продолжительности выполнения

Краткосрочный- 1 неделя

Используемые ресурсы проекта:

Материалы, фото сети Интернет, сборники песен кабинета музыки

Этапы работы над проектом .

Детские песни о весне.

Весна- красна идёт

Девочка-весна

Весенняя песенка

Весенняя капель

Солнышко смеётся

Солнечные зайчики

Весенняя полечка

Весёлая капель

По весну

Долгожданная весна

Здравствуй, милая весна

Радуйся весне

Весеннее танго

Бежит ручеёк

Становится весною

Кап- кап,звенят сосульки весело

Песня про весну из мультфильма «Маша и Медведь» (Солнечные зайчики»

Исполнители песен- «Мультикейс» «Волшебники двора», «До-ми- сольки».)

Эстрадные песни о весне

«Песня о весне» - Ада Ведищева

2 Пришла весна в мои края- Владимир Трошин

«Про весну - Полина Гагарина

«Песня про весну» Сергей Трофимов (Трофим)

«Весна» - группа «Краски»

«Песня о весне» из кинофильма «Весна» Любовь Орлова

«Чумачечая Весна» Потап и Настя

«Когда весна придёт» из кинофильма «Весна на заречной улице»

« Понимаешь» группа «Корни»

3. Образы весны в классической музыке

1. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П.Чайковского «Времена года». Три пьесы - три месяца весны «Март» (Песня жаворонка). Апрель (Подснежник), «Май» (Белые ночи)

2. «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

«Весна» Вивальди возвращает природу снова к жизни после долгих месяцев холодов и морозов.

4. Концерт №1 ми мажор «Весна» А. Вивальди

3.Пьеса «Воздух» Иоганна Себастьяна Баха Великолепной весенней композицией считается это произведение, которое вызывает настроение весны и ее прообразы

4. Произведения Эдварда Грига «Ручеёк» и пьеса «Весной»

Ручеёк течёт и днём, и ночью, путь его преграждают разные препятствия-камни, овраги, горные тёмные ущелья, но заканчивается пьеса весело.

5.Романс «Весенние воды» С. В. Рахманинов

4.. Народные песни, связанные с темой весны

(Приложение 1)

Украинская народная песня Веснянка (Приложение 2)

Песни - заклички- Русские народные песни - Веснянки

(Приложение 3)

Русская народная песня «Ой, бежит ручьём вода»

(Приложение 4)

5.Весна в песнях Великой Отечественной войны

Песня «Майский вальс» Иосиф Кобзон, Лев Лещенко

(Приложение 5)

Песня «Весна Победы» - Эдуард Хиль

(Приложение 6)

Мульти Кейс «О той весне»

(Приложение 7)

Заключение.

Весна - это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло композиторов разных стран и эпох сочинять песни, классические музыкальные произведения о весне.

Данная тема проекта будет использоваться на уроках музыки в 3 и 4 кл.

Используемая литература

Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/songs/spring.php

Песни про весну- https://www.ixtira.tv/pesni/vremena-goda/pro-vesnu

Сайт для детей и родителей http://chudesenka.ru/load/pesni_pro_vesnu

Приложения

(Приложение 1)

Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка — Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка — тепло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;
Третья вестушка — соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

(Приложение 2)

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

(Приложение 3)

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На синё море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

* * *

Ты пчелынька,

Пчелка ярая!

Ты вылети за море,

Ты вынеси ключики,

Ключики золотые.

Ты замкни зимыньку,

Зимыньку студеную!

Отомкни летечко,

Летечко теплое,

Летечко теплое,

Лето хлебородное!

* * *

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

(Приложение 4)

1)Ой, бежит ручьём вода, нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой вода, нет ни снега, нет ни льда -2 р.

2)Прилетели журавли и соловушки малы

Журавли, журавли, и соловушки малы -2 р

3)Мы весняночку поём, весну красную зовём

Ой поём, ой поём весну красную зовём -2

(Приложение 5)

Весна сорок пятого года
Как ждал тебя синий Дунай
Народам Европы свободу
Принес жаркий солнечный май
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад
На старой израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат….

(Приложение 6)

Весна Победы, Весна Победы

Горят огнем гвоздики и тюльпаны

Весна Победы, Весна Победы

Поклон вам низкий, наши ветераны!

(Приложение 7)

И всё о той весне

Увидел я во сне,

Пришёл рассвет и миру

улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны

домой вернулся...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

I Организация начала урока

Введение в тему урока (слайд 1)

Человек любит свою землю, потому что не может жить без запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей головки василька в поле. Без рек и гор человек как без друзей.

В нашей стране много художников, композиторов, поэтов, способных передать красоту нашей родной земли.

Времена года - осень, зима, весна, лето - сменяют друг друга. ВЕСНОЙ оттаивает с согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. ЛЕТО - пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом лесу. ОСЕНЬ приносит людям богатый урожай: полные корзинки ягод и грибов. А ЗИМОЙ природа вновь погружается в сон. И каждое время года прекрасно по своему.

У: Посмотрите на картины (слайд 2).

Какое время года изображено?

Д: Весна.

Как вы определили, по каким признакам?

Что весной происходит с природой?

Как мы узнаём, что наступила весна?

Как мы одеваемся весной?

У: Правильно. Ребята. И сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. (слайд 3)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это весною

С носа капает вода?

(сосулька)

Играю вступление.

Что это за песня?

- "Солнечная капель".

Повторяем слова. (к каждому куплету - иллюстрация)

У: Какая музыка по характеру? Какое в ней настроение?

Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.

У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Д.: В запеве плавно, в припеве – отрывисто.

У.: Что изображает припев?

Д.: Как падают капли.

У.: Эта песня называется “Солнечная капель”(слайд 4).

Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?

Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.

II Слушание музыки

Весна - это светлый праздник рождения природы. Природа просыпается. Человеку весной легче дышится. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется зелень травы; бабочки, жуки выползают из щелей и греются на солнце. Появляются первые подснежники:

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?"

Итак, вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски, и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки берёзы.

Слушайте и смотрите весну!

(слушают)

Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?

Какая музыка по характеру? (плавная, напевная, нежная)

Темп? (не очень быстрый)

Танцевальная, песенная или маршевая? (танцевальная)

В ритме какого танца исполняется? (вальса)

Эту музыку написал русский композитор П.И.Чайковский . Свою пьесу Чайковский назвал «Апрель. Подснежник "(слайд 6) С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы, как под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы-подснежники.

Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского.

Повторное слушание.

Сейчас будем слушать ещё раз. Плавность мелодии передадим движениями рук.

Кто исполняет?

Ансамбль.(показать иллюстрацию) (слайд 7)

Какие инструменты звучали? (показать на стенде)

Иллюстрации (слайд 8)

А сейчас, мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню и всматриваться в её краски.

Презентация "Апрель.Подснежник" (в исполнении ф-но)

Узнали произведение?

Кто исполнял? (ф-но)

Как называется?

Кто написал?

III Игра на детских музыкальных инструментах

У: А мы на каких инструментах умеем играть?

Д: металлофон, ксилофон, маракасы, погремушка "Румба"

(показываю инструменты - дети называют)

(исполняют "Рондо" Моцарта на детских музыкальных инструментах)

IV Исполнение

У: Ребята, а вы знаете как встречали весну раньше? В эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что птицы казались летящими. При этом ребята пели песни – заклички. Как назывались такие песни?

Д: Веснянки.

У: скажите, что особенного в Веснянках?

Д.: В Веснянках много раз повторяются настойчивые, восклицательные интонации.

Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

VI Музыкально-дидактичесая игра

Но не только композиторы отражали картины природы, времена года в музыке.

Весна волновала сердца настоящих художников. Предлагаю вам представить, что вы художники. Лучше понять, почувствовать её поможет нам музыка Рамиресса "Жаворонок".

У: Какие бы вы взяли краски чтобы изобразить звучание весны.

Светлые или тёмные?

(Звучит музыка - дети откладывают карточки нужного цвета)

Д: Светлые, тёплые тона, потому что весной всё оживает, просыпается, радуется.

VII Исполнение

У: Пришла весна. Всё радуется. И всё-таки символично, что именно в первые дни марта отмечают самый светлый, нежный и ласковый праздник.

Кого мы поздравляем?

Да, мы поздравляем мам. Таких же нежных ласковых, красивых, как сама весна.(исполнение песни)

VIII Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

С музыкой какого композитора познакомились? (слайд 9)

Как называется?

Кто исполнял?

Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. А о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках .(слайд 11)

На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (Исполняется песня по желанию детей " Отличное настроение"

Елена Авдеева

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Познакомить с произведениями искусства, выяснить, как поэты, художники и музыканты отражают весну в своих произведениях;

Вспомнить творчество П. И. Чайковского о весне, дать представления о творчестве А. Вивальди, С. Майкапара, Э. Грига.

Развивающие:

Развивать представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве;

Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки

Воспитывающие:

Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Воспитывать интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Интеграция.

«Коммуникация» : развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

«Художественное творчество» : побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

«Познание» : расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Музыкальный материал : «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского; «Весна» А. Вивальди, «Весною» С. Майкапара, «Весной» Э. Грига, «Весенние воды» С. Рахманинова.

Методическое оснащение: видеосюжеты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», видеосюжет из альбома А. Вивальди «Времена года», видеосюжет Э. Грига «Весной». Слайды репродукций известных художников по теме «Весна» И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова. Портреты композиторов.

ТСО: ноутбук, экран, музыкальный центр.

Материалы для детей: листы бумаги, цветные мелки, карандаши.

Музыкальный руководитель предлагает ребятам отправится в сельскую библиотеку. Дети под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» заходят в читальный зал библиотеки.

Лидия Романовна (библиотекарь). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – о весне.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

Библиотекарь. Ребята, а вам нравится весна? За что вы ее любите? (ответы детей). Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).

Вы знаете, ребята, что очень часто композиторы, художники, поэты обращаются в своем творчестве к образам природы? (да).

Муз. рук. Правильно, ребята, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим разнообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. И сегодня мы с вами поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Ребята, вы заметили, какая звучала прекрасная мелодия, когда вы вошли? Она напоминает потоки воды, бурные журчащие ручьи. Кажется, что мы стоим возле ручья, а мелодия словно повторяет переливы движущейся воды (звучит произведение С. Рахманинова «Весенние воды»).

А сейчас я предлагаю вам послушать знакомые произведения известного композитора (дети просматривают видеосюжеты на музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Называют произведения, композитора. Проходит беседа об услышанном).


Библиотекарь. Вы знаете, ребята, многие поэты посвятили весне свои стихи (читает стихотворение о весне по выбору, показывает портреты).


Муз. рук. Ребята, я предлагаю вам тоже прочитать стихи о весне.

Дети читают стихи.

Библиотекарь. А еще о весне существует много пословиц и поговорок, может вы знаете какие-нибудь?

Дети произносят по очереди.

Ранняя весна – много воды.

Весна все покажет.

Гуси высоко летят - воды будет много; низко – мало.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Библиотекарь. Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но еще о весне написано много картин (идет демонстрация картин, написанных известными художниками). Художников, изображающих природу, очень много, это и И. Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др. (показывает портреты художников).


Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная (дети рассказывают о том, что они видят на иллюстрациях).

Муз. рук. А сейчас мы послушаем еще два произведения о весне. Первое произведение называется «Весною», написал ее композитор Самуил Майкапар (звучит пьеса С. Майкапара «Весною»). Скажите, какая музыка по настроению? (нежная, веселая). Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина видится вам? (бегут ручейки, поют птицы). Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы. А вот послушайте пьесу Эдварда Грига с похожим названием - «Весной» (дети слушают произведение Э. Грига «Весной»). Ребята, вы обратили внимание, что первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная? В пьесе Грига мы слышим разные настроения. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только посыпается (звучит начало пьесы, то мощная, грозная, бурная, взволнованная (звучит фрагмент средней части, то восторженная, свежая, открытая, яркая (звучит фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Вот ребята, мы видим, как с помощью музыкальных звуков композиторы сочиняют свои произведения о весне. Как с помощью кисти и красок художники пишут свои весенние творения, а поэты, используя слово, сочиняют свои прекрасные стихи о весне.

Педагог. Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг. Весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек. Ну а сейчас представим, что мы с вами художники и мы будем рисовать свою весну. Она у каждого может быть разная. Вы можете изобразить прилет птиц, появление цветов, прозрачные ручейки и т. п.

Муз. рук. А чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А. Вивальди, которое тоже называется «Весна» (звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

Дети выполняют работу.

Библиотекарь. Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и веселая, и грустная, и яркая, и задорная.

Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто же из великих композиторов, художников, поэтов рисовал при помощи слова, звуков и красок весну (ответы детей).


Правильно ребята. Весна в их творчестве – яркая, ранняя, быстрая, стремительная, торопливая, грустная, журчащая. Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была веселой, солнечной, радостной и конечно счастливой.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо.