Михаил Шолохов и его герои «в трагическом поиске правды. Настоящая слава и последние годы жизни

Михаил Шолохов и его герои «в трагическом поиске правды. Настоящая слава и последние годы жизни

Сегодня день рождения Михаила Шолохова (1905–1984). На портале Президентской библиотеки можно найти редкие материалы, раскрывающие незаурядную личность писателя, глубину и масштабность поднятых им проблем. В электронном фонде библиотеки имеются прижизненные издания произведений писателя, литературоведческие исследования и его фотопортреты.

Особого внимания заслуживает открытая на портале Президентской библиотеки электронная копия книги Исайи Лежнёва «Михаил Шолохов» , изданной в 1941 году. В ней раскрывается история создания романа «Тихий Дон», ставшего крупнейшим отечественным литературным событием ХХ века. «Шолохов задумал написать историю казачества нашей эпохи, художественную энциклопедию бывшего казачьего сословия», - пишет Лежнёв.

К этому замыслу молодого казака подвела сама действительность 1920-х годов, по отношению к которой Михаил был отнюдь не сторонним наблюдателем. Боец красной конницы, рубая на ходу шашкой белоказаков, он, как и его главный герой Григорий Мелехов, всякий раз задавался «проклятыми вопросами»: кому это надо, чтобы брат шёл на брата?..

Родился Шолохов в 1905 году в хуторе Кружилином Вёшенской станицы бывшей Области Войска Донского. Когда мальчик подрос, отец отвёз его в город учиться, а мать, тоскуя по сыну, сама выучилась грамоте, чтобы иметь возможность с ним переписываться. Вполне вероятно, к этому подтолкнул её и крепнувший талант сына, который она интуитивно прозревала в каждой строке его писем.

Учился будущий писатель вплоть до 1918 года, пока земли русские не содрогнулись от братоубийственной войны. И война эта накрыла самым беспощадным образом донские казачьи станицы.

В коротенькой автобиографии Михаил Шолохов пишет: «С 1920 года служил я и мыкался по Донской земле. Банды гонялись за нами. Гонялся и я за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. Приходилось бывать в разных переплётах… Первую книжку издал в 1925 году. С 1926 года пишу “Тихий Дон”…».

Итог творческой работы Шолохова того периода - шесть больших книг: четыре тома «Тихого Дона», первый том «Поднятой целины» и первая его работа - сборник «Донских рассказов».

В литературной среде, по словам Лежнёва , Шолохов был встречен недружелюбно. Критики времён РАППа были столь же беспощадны, сколь и бездарны. Писали, скажем, про то, что Шолохов одержим «идеологией колеблющегося середняка». Подобное обвинение в те годы могло сломить кого угодно, но только не Шолохова, правда которого была правдой его станицы, всего его существа. По счастью, жив был ещё старейший пролетарский писатель Александр Серафимович, который дал высокую оценку уже первой книжке донского станичника - «Донским рассказам». Критик отмечал особую сочность языка Шолохова, огромное знание описываемой действительности. А ещё - чувство художественной меры, зоркий глаз: «Как степной цветок, - цитировал Лежнёв Серафимович, - живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь - перед глазами стоит».

Когда молодой писатель в 1927 году прислал в редакцию журнала «Октябрь» первый том «Тихого Дона», там отнеслись к рукописи довольно сдержанно. Но так как в романе речь шла о казачестве, а в почётных редакторах журнала состоял Серафимович, бывший родом из казацкой семьи, то для верности рукопись передали ему на окончательное заключение. Все 20 авторских листов.

«Нелегко было старому писателю прочесть её! - пишет в своей книге Лежнёв. - Малоопытный в редакционных порядках, Шолохов представил рукопись, переписанную на машинке, - совсем без интервалов!.. Прочёл Серафимович и увидел, что это художественный шедевр. И тогда, в 1928 году, с январской книжки журнала началось печатание «Тихого Дона».

Огромным литературным событием явилось внезапное появление первых двух книг столь незаурядного произведения. Это и дало повод некоторым собратьям по перу усомниться: произведение такого масштаба и силы не мог, по их мнению, написать 23-летний паренёк из глухой донской станицы с четырьмя классами гимназического образования. Отдельная группа учёных и публицистов занималась и занимается до сих пор спорами об авторстве «Тихого Дона», которые зачастую вовсе выходят за рамки филологической науки.

«…Некоторые ортодоксальные “вожди” РАППА обвиняли меня в том, - сетовал в письме Максиму Горькому Шолохов, - что я будто бы оправдываю восстание, приводя факты ущемления казаков верхнего Дона. Так ли это? Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествовавшую восстанию… Изболелся я за эти полтора года за свою работу и рад буду крайне всякому Вашему слову».

Новым потрясением для писателя явилась история с публикацией в 1969 году свежих глав из романа «Они сражались за Родину». Рассказанная в них правда о репрессиях 1937 года не устраивала тогдашнюю власть. И всё-таки после встречи с Леонидом Брежневым главы были напечатаны в газете «Правда», главной газете страны.

Потребность Шолохова в правде, какой бы тяжёлой она ни была, стремление отобразить её во всех реальных противоречиях отмечали все, кому выпало счастье общаться с писателем. Добывать на белом листе бумаги крупицы этой правды было большим трудом и огромным счастьем. Но ведь и отклик был каков: «Шолохов - судя по первому тому, - талантлив, - писал Максим Горький после первого знакомства с «Тихим Доном». - Вот это - радость. Очень анафемски талантлива Русь».

Из произведений Михаила Шолохова

Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке.

Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться.

Если нет смысла в смерти, значит, не было его и в жизни.

Худой ты стал, будто хворость тебя точит. Не ты хлеб ешь, а он тебя.

И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так. Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются.

Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была.

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

Характеристика героев «Тихого Дона»

Главные герои «Тихого Дона»

Григорий Мелехов

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий - заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Наталья

Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ - образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.

Аксинья

Аксинья - центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов

Степан Астахов - молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.

Василиса Ильинична Мелехова

Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.

Дарья Мелехова

Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

Дуняша

Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Дед Гришака

Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Дмитрий Коршунов

Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.

Николай Алексеевич Листницкий

Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.

Мишка Кошевой

Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.

Иван Авдеевич Синилин

Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.

Сергей Платонович Мохов

Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок - человек склочный и Семак - участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова - краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

Тест по произведению

Литературные герои произведений М.А. Шолохова нашли своё воплощение в скульптуре уже при жизни писателя.

Макет скульптуры «Григорий Мелехов» (другие варианты названия - «Бездорожье», «Тяжкое раздумье»). 1941 г.
Скульптор:
Сергей Григорьевич Корольков (1905 - 1967).
Судьба этой скульптуры неизвестна. Скорее всего, она погибла во время первой оккупации Ростова германскими войсками (с 21 по 29 ноября 1941 года).
В одном из писем В.И. Михайлов (в 30-40-е годы жил по соседству с семьёй художника) дал характеристику этой скульптуры: «Григорий едет на коне по степи. Поводья им отпущены, конь неторопливо и устало переступает ногами, а его хозяин сидит в седле, ссутулившись и опустив голову на грудь. Вся поза Григория говорит о его глубоком и невесёлом раздумье».

Дед Щукарь (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:

Со Н.В. Солодов.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.

Нахалёнок (фрагмент). 1980 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
гипс тон.
Размер:
1,5 н.в.
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской обл.

Памятник Ермакову Харлампию Васильевичу, прототипу главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова. 1981 г.
Иван Александрович Калеганов (1930 г.р.), житель Горьковской области, рабочий Горьковского автозавода.
СоА.М. Глухов.
Материал:
металл (медь), нержавеющая сталь. Вес - 87 кг.
Размер:
высота - 1 м; ширина - 69 см; размеры подставки - 44х44,5 см
Был установлен автором в окрестностях хутора Калининского Ростовской области, затем демонтирован. Сейчас хранится в музее-заповеднике М.А. Шолохова.
На памятнике надпись: «Ермаков Харлампий Васильевич. Прототипу главного героя Т. Дона, лихому рубаке и отчаянно храброму человеку. 1893 - 1927 гг.». Вверху пятиконечная звезда, под надписью - фотография в овальной рамке, скрещенные пика и сабля. С обратной стороны надпись: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь… Шолохов М.А.».

Скульптурная композиция «Дед Щукарь». 1982 г.
Скульптор:

Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.

Скульптурная композиция «Нахалёнок». 1982 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бетон, металл (медь).
Размер:
1,5 н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, на набережной у речного вокзала.

Скульптурная композиция «Нахалёнок с гусями».
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
н.в.
Памятник установлен в Ростове-на-Дону, около Дворца бракосочетания.

Григорий и Аксинья. 1982 г .
(Рабочая модель монументально-декоративной скульптуры, г. Ростов-на-Дону).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Материал:
оргстекло.
Размер:
134х179х53 см
Находится в Можаевском художественном музее Ростовской области.

Григорий и Аксинья. 1982 г.
(Рабочая модель, 1-й вариант с участием Н.В. Солодова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник Украины, лауреат Шолоховской премии.
Находится в Митякинском краеведческом музее Ростовской области.

Памятный знак «Орёл». 1983 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева, архитектор В.Г. Десятничук.
Материал:
чугун, бронза, бетон.
Размеры:
высота скульптуры - 3,4 м, с пьедесталом из бетона - 7 м, с учётом насыпного кургана - 14 м, размах крыльев -7,7 м. Вес - 13,5 т.
Установлен на меловой горе, у хутора Белогорский.
В образе орла скульптор отобразил судьбу писателя, окрылённость таланта. На постаменте - слова А. Серафимовича о молодом Шолохове: «Ехал я по степи… На кургане чернел орёлик. Пыльная дорога извилисто добежала к самому кургану и поползла, огибая.Тогда вдруг расширились крылья - ахнул я… Расширились громадные крылья. Орёлик мягко отделился и, едва шевеля; поплыл над степью.
Вспомнил я синеюще-далёкое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул».

«Григорий и Аксинья». 1983 г.
(Монументально-декоративная скульптура по мотивам произведений М.А. Шолохова).
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Со Э.М. Можаева.
Архитекторы:
В.Г. Десятничук, В.И. Волошин, Г. Холодный.
Материал:
металл (бронза).
Размер:
2 н.в. Высота - 6,5 м. Вес - 12 тонн.
Когда эскизы композиций «Григорий и Аксинья» были представлены М.А. Шолохову, он посоветовал заменить цибарки (конусные) на вёдра (цилиндрические), а также «пересадить» Григория с арабского коня с лебединой шеей на коня-дончака.
Первоначально скульптурная композиция была установлена в 1983 году в Ростове-на-Дону, в районе базы отдыха и судоремонтного завода «Прибой», где находилась 12 лет, затем в апреле 1995 года она была перевезена в Вёшенскую.

Скульптурная композиция «Казакам Тихого Дона». 1994 г.
Скульптор:
Николай Васильевич Можаев (1928 г.р.), Заслуженный художник УССР, лауреат Шолоховской премии.
Соавторы:
Э.М. Можаева, Н.Н. Щербаков, Заслуженный деятель искусств Украины.
Архитектор:
В.И. Волошин.
Материал:
бронза.
Размеры:
2 н.в., высота скульптуры - 6 м, высота с насыпным курганом - 14 м. Вес - 8 тонн.
Памятник установлен на насыпанном холме около хутора Кружилинского к 89-й годовщине со дня рождения М.А.Шолохова.
На камне надпись: «Казакам Тихого Дона».

Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:

Размеры:
высота - 2,4 м; длина - 2,5 м; ширина - 1,3 м.
Установлена в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Скульптура «Щукарь». 2003 г.
Скульптор:
Сергей Павлович Кальченко.
Материал:
железная арматура, бетон, краска.
Размеры:
высота - 1,5 м; длина - 1,1 м; ширина - 0,7 м.
Памятник установлен в г. Белая Калитва Ростовской области в парке культуры и отдыха им. Маяковского, ул. Набережная.

Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.
Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы».
В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.
В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка.
Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца.
Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.
В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать».
Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека.
Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину».

Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.

    Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как...

    Судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки...

    Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелехов, удалой казак из романа «Тихий Дон», другому полюбился дед Щукарь, смешной старичок из книги «Поднятая целина». Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым,...

    В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов скромный труженик,...

Однажды в библиотеке мне на глаза чисто случайно попалась статья на литературную тему. Она -о Шолохове, точнее -против Шолохова, а конкретнее -против «Тихого Дона» в школьном изучении.
Главный аргумент «против» — наличие в романе многих жестоких сцен с особыми натуралистическими подробностями. И хотя прошёл уже срок давности со дня выхода статьи, задела она меня за «душу живу», решила — таки написать отклик в защиту писателя и его героев.

Есть книги, которые прочно врезаются в память, производят сильное впечатление. Для меня — это книги М.Шолохова.

Чем покоряет меня, как читателя, Шолохов — писатель? Прежде всего мощной силой изобразительности. Художественное слово писателя обладает какой -то особой магией, которая сразу овладевает воображением,задевает «душу живу», будит мысль.

Когда художественная книга и просвещает, и очищает душу,и делает человека лучше? Когда задевает эмоциональное состояние души читателя. Для меня главным в книгах писателя и является это не выразимое словами эстетическое чувство, которое и просвещает, и очищает, и делает лучше.
До Шолохова я имела смутное представление о казачестве. А он дал возможность заглянуть в эту душу, оценить тот «тихий свет», который в ней горит,понять её скорби и полюбить её. Шолохов, как человек и писатель,покоряет и тем, что он в качестве главного героя избрал простое трудовое крестьянство, исторический опыт которого очень значителен,интересен,сложен и поучителен для нас, живущих уже в другую эпоху, как напоминание о том, что и сегодня крестьянство — это один из основных трудовых классов. На нем, как на устоях, стот вся Россия.
«История души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Лермонтовское утверждение.

Для меня тем и дорог Шолохов — писатель,что он прежде всего видит душу, а через нее — уже события.
Живу я в деревне и хотя глубоких нравственных корней традиционной деревенской культуры, я,может быть, и не знаю, но, прочитав «Тихий Дон», скажу однозначно: некоторые народные «корни», так возмутившие автора статьи,живучи оказались на века. Таков уж, наверное, склад народного характера. Он по-прежнему любитель «крепкого словца»,встречаются и сегодня семейные «треугольники» и разрешаются они далеко не «дипломатически»,а так, что «ажник перья летят». И «на грудь»любитель принять. Но, как гласит народная мудрость: «В семье — не без урода». Главное ведь в другом — деревенский труженик по — прежнему остается верен земле,он — трудяга от зари и до заката. А крестьянка — и «коня на скаку…»,и в «горящую… войдет».

Теперь о жестокости… И тут хочется оговориться. Не напрягая воображения,зримо сколько ее, жестокости,видим с экранов, читаем со страниц газет мы сегодня. И с такими подробностями…

В книгах Шолохова действительно много насилия,кровавых сцен. Мир казачества, показанный автором, иногда поражает нас своей жестокостью и дикостью, порой примитивностью и грубостью. Можно возмутиться»неотесанностью»Григория Мелехова, его «фатерой»,»кубыть»,»антилерией»,»дисклокацией».
Но такова была суровая правда жизни. Не рисует Шолохов «розовых»картин, не обманывает читателя, всегда остается верный правде. Как никто из писателей,обладая способностью вторгаться в сферу наших чувств, он убеждает в истине слов, написанных им же:»Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению».

Я не отношу себя к большинству тех, кто читает «поверх текста» и о книгах узнаю не только от учителя, а пытаюсь иметь и собственное мнение. Идет война.Да какая! Брат — против брата. Сын — против отца. Пять лет казак в седле, пять лет в окопах…Ему бы «ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков,слушать журавлиный голубой трубный клич… и неотрывно пить винный запах поднятого плугом земли.

А взамен этого — разрубленные лезвиями дорог хлеба… одна лишь черная смерть вставала во весь рост, пугала и понуждала по — животному оберегаться».

Как не зачерстветь душе казака, как не обнажиться низменным чувствам. И интеллект казака порой до уровня примитивности, потому как «университеты» свои заканчивал не в стенах учебного заведения, а в военных походах, в хозяйстве, в поле, в вечном труде.

И насчет натурализма у меня есть своё мнение. Конечно же, сразу вспопоминается дикая по своей жестокости сцена коллективного изнасилования казаками Франи (тут, конечно, все завистит оттого, куда занесет читательское воображение; у меня до скрежета сжимаются зубы от негодования).

Но считаю, что и тут писатель не может заслужить упрёк по той причине, что он не переступил границы между правдивым реализмом и вульгарным, жестоким натурализмом.

Писатель просто изобразил страсть «одичавших» казаков в её последовательном развитии, но это никак не порок казачества в целом…

Соглашусь,много отрицательного в казаке, но сердцевина -то здорова, и сколько разумного, вечного сконцентрировано в ней. Даже в этой сцене,потому что смысловая нагрузка эпизода все же писателем переносится на «историю души».Помните? Один против ватаги казаков Григорий бросился на защиту девушки — совершенно чужого ему человека.

Вот потому так прочно и врезаются в память шолоховские герои, что они являются носителями здоровых начал — разума, опыта, труженичества,правдоискательства, нравственной чистоты.
А главное,- писатель увидел человечность простого человека. Я помню свое первое знакомство с Шолоховым — писателем. Оно началось задолго до «выпускного» — с рассказа «Жеребенок». Плакала, по — детски всхлипывая от слез.

И вот я на пороге «зрелости», перечитываю заново. Эмоциональное состояние души то же.
Столкнулись две стихии — война и мир. Появилось на свет живое существо, родился жеребёнок. Но первым чувством, изведанным им на земле, было чувство ужаса от шрапнельного взрыва, воющего гула. Радость рождения, всепобеждающая сила жизни — и насильственное уничтожение ее. Вот оно, притиворечие, о котором невольно задумываешься.

Просто, образно,ярко, сжато звучит рассказ писателя, но в этой сжатости столько жизни, столько напряжения и правды. Рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Кажется, слышишь над водой этот призывной крик жеребёнка, «до холодного ужаса похожий на крик ребёнка, звонкий и оттченный, как жало шашки».
Кажется, видишь, как тянет Трофим жеребёнка, взяв «под на холодавший живот». Близок берег. Близка развязка. И вот уже учащеннее бьется пульс у читателя. Спазмы перехватывают дыхание, слезы наворачиваются на глаза.
Вот последнее чудовищное усилие — и ноги Трофима уже скребут землю. И вдруг… Раздался одинокий выстрел — с правого берега.Глубоко символична концовка рассказа.

Равнодушные, натренированные движения офицера — убийцы — на одном берегу. И сраженный пулей в двух шагах от спасенного жеребенка чудесной души человек. «Жесткие, посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, и в смерти улыбались».

Читаешь это сегодня и видишь не только наше прошлое. В памяти невольно возникает мысль о холодном, бездушном равнодушии тех, кто и сегодня взрывает метро, школы,убивает ни в чем не повинных детей, и тех, кто, жертвуя собой, вступает в борьбу за жизнь.

Великий писатель — гуманист… Он человечность ставил во главу. О разумном, вечном советуют нам и герои М.Шолохова.
Вот дед Гришака, побывавший в турецкой кампании,вспоминает, как взял в бою турецкого офицера живьем: «Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Вот Григорий во весь опор летит спасать от смерти Кошевого:»Выручить…Кровь легла промеж нас, но ить не чужие же мы?!»

Вот дед Гаврила(«Чужая кровь»), поборов ненависть к врагу,раненому красноармейцу, жалеет его, а потом полюбит, как родного сына: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного».
Вот Валет отпускает пленного:»Беги, немец! У меня к тебе злобы нету. Стрелять я не буду. За что я тебя буду убивать?» (как некогда к прощению и жалости призывал главнокомандующий руской армии Кутузов после победы над французами).

Признать в другом человека — значит,самому стать им. Пожалеть врага…А ведь в этом — глубокий смысл. Любовь к врагу,отказ от мщения — это высшая степень смирения перед Богом, «ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылать дождь на праведных и неправедных».
Ведь отчего «расчеловечивается»душа человека, разрушается человек? От неразличения добра и зла, от ненависти. И только любовь,доброта, человечность созидательны. Поэтому, убеждают нас герои М.Шолохова,в жизни нет ничего важнее, как учиться побеждать в себе дух зла и жить в любви и согласии.
Герои Шолохова… Они такие многоликие, многоголосые,то сдержанные то стихийные, с достоинствами и недостатками. Но именно с ними, простыми людьми труда, писатель связывает самые сложные, великие,вечные истины.

Одна из них — связь поколений, преемственность, уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов», чувство «сыновства» и «отцовства». Абсолютная, вечная истина,от решения которой зависит ход общественного развития и отступление от неё грозит нравственной одичалостью.
«Мелеховский двор — на самом краю хутора…» — так начинается роман «Тихий Дон». Не с исторических событий, с истории рода Мелеховых, с рассказа о том, как, умирая, несчастная турчанка оставляет сына.
А вот его финал: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал, Григорий. Он стоят у ворот родного дома, держал на руках сына…»Своебразное обрамление. И это символично.Григорий вернусся в стены родного куреня, к оставленной им родной земле. И он держит на руках сына — будущего продолжателя рода и преемника мелеховских качеств.

Конечно, Мишатка, став взрослым, будет уже жить в другой эпохе. Многое в укладе жизни его будет иным. Но хочется верить, что своих народных корней он не забудет.
Существует и такая святая истина — отчий дом.»Родительский дом — начало начал и в жизни моей надёжный причал…» Крепкий тыл. Отчий дом — что малая церковь,где закладываются основы жизни.
Вопреки всему выстоял мелеховский дом. Он потерял многое и многих, но устоял, потому что был возведён не на песке, а на «камне веры» в традиции православного уклада жизни, потому что в нём уважительно относились к жизненному опыту и мудрости «отцов», хранили традиции народной нравственности.

Дуняша остается единственной из рода Мелеховых хранительницей семейно — бытовых традиций. И хотя свою будущую семью она создает не по воле родителей (как было принято традиционно), а на основе личного выбора, но родительское благословение считает обязательным. С трудом, но все же добивается и от мужа — атеиста церковного освящения их брака.
Это она, Дуняша, любя своего мужа, тем не менее предупреждает брата о грозящей ему опасности, а затем, в отсутствие Григория, воспитывает его детей.Именно в семейных, кровных узах сила мелеховского дома. Выжить в то грозное лихолетье могла только крепкая семья.

А вот другой эпизод,наводящий на глубокие раздумья о вечном «…Вот и отпели донские соловьи дорогим моим сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница,отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда -то с верховьев Гремячего буерака…Вот и все!»

Трогательные, бередящие душу слова писателя по дорогим его сердцу героям. Полюбившимся и читателю. Однако, хочется остановиться, оглянуться, подумать и ужаснуться от этого короткого писательского:»Вот и все!…» Почему — то вспоминается горьковское: «А был ли мальчик?» или лермонтовское «Зачем я жил?…для какой цели родился?»
«…Вот и все!..»Как итог жизни. А ведь народная мудрость гласит,что человек за свою жизнь, должен дом построить, дерево посадить и сына воспитать.Даже «всякая мелкая пташка — и та гнездо вьет,потомство выводит…» и «животное всякое, и дерево, и земля пору знают,когда им надо обсеменяться…»
Основой основ и для человека является семья. С чём мы связываем надежды на своё бессмертие? — С семьей и будущими детьми.

В чем главный смысл жизни человека?- В том,чтобы, овладев нужным людям делом,
передать секреты его потомкам, как это делает кузнец Шалый.Не имея собственных детей, Шалый обучает своему ремеслу «сиротков».

Сколько мудрости в его словах: «Тем и горжусь я,что хучь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется».
Оставить свой след на Земле — вот мудрость жизни. Вот то общечеловеческое и вечное в героях Шолохова.
Горький, но ценный урок для нас преподносят и гремяченские коммунисты, заставляющие нас подумать над вопросом: почему?

Почему герои «Поднятой целины»оказались неспособными создать свой дом, свою семью, воспитать детей? Почему писатель, одарив все же своих героев счастьем любви,
не дал им испытать счастья отцовства?

Наверное, виной всему — зов их сердец, к сожалению, принадлежащих только партии.
Одержимые идеей партии,они оказались в силу трагических событий бессловесными исполнителями,отвергли великие и вечные законы, которым следовали их предки. Они «давно уже не верят в бога, а в коммунистическую партию, ведущую трудящихся всего мира к голубому, светлому будущему». Идеалы семейного счастья слишком мелки для них, окрыленных мечтой о счастье всеобщем.
А,может, такова творческая воля писателя. Какое духовное наследие могли передать устроители новой жизни детям своим?

И все — таки, по — человечески жаль. Погибли два человека,честные,преданные идее. Жаль, что «вот и все…» Кто вспомнит? Кто прийдет на могилку?Кто помянет?
Горький, но урок, и с философским — почему? Почему, задаюсь вопросом,каждое новое поколение разрушает миросозерцание предыдущего поколения? Почему то,что казалось неопровержимым вчера, то валится сегодня? Почему уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов» ставим под сомнение. Почему разрушив, потом возрождаем утраченное?

А не лучше ли не забывать о силе традиций, о зависимости человека от исторического прошлого?
В нашем русском языке сотни тысяч слов. А для героев Шолохова самыми главными,святыми являются три слова: земля,хлеб,народ. Это те три корня,на которых держится наше государство.Это самая сущность и казачества.
Герои Шолохова — великие труженики. Самое дорогое качество человека в глазах казаков называлось эпитетом «работящий». В поте лица трудится на земле Яков Лукич Островнов. Один, с семьей в три человека, почти не нанимая работников, засевал 28 гектаров,»сам возля земли трудился и других кормил», сдавал государству «и хлеб, и мясу, и маслу, и кожи, и шерсть, и птицу…»

Отменный фермер, хозяйственный, работящий по нашим временам.
Не распрямляется Ильинична, ставшая «горбатой от работы». Всегда в делах трудолюбивейший казак — крестьянин Пантелей Прокофьевич. Мы видим руки Натальи большие, раздавленные работой. Радуемся за Давыдова — вспахана — таки за день одна десятина…

И вместе с ним видим, как «…борозда за бороздой — валится изрезанная череслом и лемехом заклёклая, спресованная столетиями почва, тянутся к небу опрокинутые, мертво скрюченные корневища трав, издробленная, дернистая верхушка прячется в черных валах… пресный запах чернозема живителен и сладок…»
Запах чернозема… Запах земли… Наверное, нельзя его перевести на язык понятий. Этот запах можно лишь постичь чувством.Только тому, кто блузок к труду на земле, чья жизнь с детства связана с её возделыванием, знаком этот запах.

Казаку он известен, потому что в труде — его призвание, радость, смысл и красота жизни. Вот потому главное в казаке — это его думы о земле. Вот потому во время похода брал казак с собой узелок со щепотью родимой земли. Тоскуя по дому «шли мимо пахоты, и каждый нагибался, брал сухой, пахнувший вешним солнцем комочек земли, растирал его в ладонях, давил вздох».

«Степь — матушка», «Дон — батюшка», — так говорили казаки.
«Хлеб всему голова», «Будет хлеб — будет и песня…» С детства внушаемая нам истина.Но часто ли мы вспоминаем о тех и отдаём дань уважения тем, кто добывает хлеб в поте лица своего, у кого мозолистые руки и бессонные ночи?
И по — шолоховски хочется воскликнуть:»Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании… Низко кланяюсь и по — сыновьи целую твою пресную землю,донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Так воспринимает свою родную землю Шолохов — писатель и человек. Одним чувством живет он со своими героями — чувством святой любви к земле,завещая его и нам как высшую ценность.
«История души человеческой…» Любопытно, какой она будет, история души XX1 века? Что оставим мы потомкам?..