Мцыри как романтическая поэма. Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Мцыри как романтическая поэма. Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

Романтизм произведения легко раскрывается таким художественным приемом, как тайна исповеди, рассказанная от первого лица. Читатель как будто бы выступает в роли духовника юного горца-сочувствует и сопереживает ему, проникается его любовью к жизни, не осуждая и не упрекая его. Для романтического героя характерно перерождение его внутреннего мира через трагизм ситуации.

В произведении описаны переживания молодого послушника. Кажется, он готов принять постриг, смирившись с судьбой пленного сироты. У него нет ни дома, ни родных. Что ждёт его там, за стенами монастыря? Мятежный неспокойный мир, к жизни в котором он не приспособлен. Сильный зов крови свободолюбивых предков не дает ему покоя. Он готов умереть, лишь бы вкусить волю полной грудью хотя бы на мгновение:

Жил-и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

говорит Мцыри своему духовнику и, в итоге, трагически погибает. В этой гибели нет горя-в ней есть ощущение острого, пережитого юным и страстным сердцем счастья.

Лишь прочитав гениальную поэму до конца, читатель понимает, что юноше нужно не сочувствовать, а радоваться за него. За три дня, проведенные вдали от стен ненавистного монастыря, ставшего для него тюрьмой, он познал любовь, радость борьбы и вольный дух свободы. Романтический мальчик так и не принял рабской философии монахов, живущих долгой и пресной жизнью, лишенной острых ощущений.

Готов ли главный герой променять эти дни на спокойную, размеренную, долгую жизнь? Нет! Дух вольного горца не дает ему покоя и гонит в родные края…

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика семьи Рудневых в рассказе Тапер Куприна

    Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

  • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героев

    Написание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

  • Сравнительная характеристика Чацкого, Онегина и Печорина сочинение

    Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства.

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты». Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».

Тест по произведению

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.

Идеалы романтизма, которые были необычайно популярны в Европе начала ХІХ века, нашли живой отклик в душе русского поэта М.Ю.Лермонтова. Он перенес их и в свое творчество, создав настоящие литературные шедевры, среди которых особое место занимают романтические поэмы. Сам поэт имел мятежную душу и всю свою недолгую, но яркую жизнь стремился к независимости, остро ощущая несправедливость окружающего его общества. Именно поэтому в своем произведении «Мцыри» он сумел с большой достоверностью и глубиной изобразить трагедию свободолюбивой личности, которая стремится вырваться из неволи даже ценой собственной жизни.

В основе сюжета поэмы «Мцыри» лежит трагическая судьба юноши-горца, который еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом. Не перенеся «трудов далекого пути», ребенок заболел и остался в монастыре. Казалось бы, уединенное место и благожелательность монахов должны были успокоить мальчика и приучить его к новой жизни. Но он воспринимал монастырь как свою тюрьму и постоянно смотрел на восток, туда, где остался его родной аул. Тоска по родине не отпускала Мцыри, и он мечтал хоть ненадолго вернуться к близким, вольным, как орлы, людям.

Самое большое желание Мцыри – «узнать, для воли иль тюрьмы» он пришел в этот мир. Как и положено персонажу романтической поэмы, он протестует против неволи и бежит из монастыря. Вскоре оказывается, что ему суждено насладиться свободой только в течение трех дней. Но Мцыри не жалеет об этом, потому что для него жизнь «без этих трех блаженных дней» была бы лишена смысла.

Романтики считали, что полнота жизни измеряется не количеством прожитых дней, а их качеством. Мцыри всего за три дня тоже испытал многое. Он смог почувствовать себя храбрым воином, победил в схватке с барсом, пережил влюбленность в “деву гор”. Но главное – юноша понял, что если бы не плен, он был бы «не из последних молодцов». Мцыри оказался мужественной, исключительной личностью, как этого и требуют особенности романтической поэмы.

Еще одна характерная особенность таких произведений – это исключительные обстоятельства, в которых действует герой. Лермонтов изображает экзотическую природу Кавказа, которую он сам очень любил. Мцыри видит «горные хребты, причудливые, как мечты», «груды тёмных скал». Он готов обняться с бурей, ловить руками молнии, не боится, когда «миллионом черных глаз» на него смотрит темнота ночи. Гармония природы, её величие противопоставлены сумрачным стенам монастырских келий, в которых царит атмосфера покорности и смирения.

Путь героя на родину оказывается трагическим, и это тоже вписывается в особенности романтического произведения, потому что романтики верили в рок, судьбу. Мцыри суждено вернуться в монастырь, и он не может изменить роковое стечение обстоятельств. Но зато герой может сделать для себя главный выбор: жить в неволе или умереть. Мцыри выбирает смерть.

Таким образом, основная идея лучшей романтической поэмы Лермонтова заключается в прославлении свободолюбивой личности, в полном отрицании смирения и рабства. Конечно, Лермонтов понимал, что абсолютная свобода для человека - это всего лишь идеал. Но, изображая трагическую судьбу Мцыри, поэт заставлял читателей поверить в то, что к этому идеалу нужно стремиться.

"Мцыри" М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Примерный текст сочинения

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу "меж бурным сердцем и грозой". Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. "Душой дитя, судьбой монах", он был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты ("сердитый вал", "горящая бездна", "сонные цветы"). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему "братьев в пляске круговой". Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, "играя и нежася". Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно как яркий образ хищника вообще. Этот "пустыни вечный гость" наделен "кровавым взором", "бешеным скачком". Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям "Думы". Белинский назвал Мцыри "огненной душой", "исполинской натурой", "любимым идеалом нашего поэта". Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Герои соприкасаются в точке, которая неизменна почти для всех произведений Лермонтова. Образ Мцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма, а, напротив, является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Демона с Мцыри сближает мечта о свободе, "небесном" рае, где он не знал дисгармонии. В рамках "Божьего мира" его...

И стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более...

И самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воздайте!» слышится голом народа имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и просветительского произвола. По меткому выражению А.В. Луначарского, она содержит «заряд гигантского мятежа». Демократическая идея...