Лусинэ Геворкян: «Рэп-тусовка сейчас спокойно уделывает рок». Лусинэ Геворкян – биография

Лусинэ Геворкян: «Рэп-тусовка сейчас спокойно уделывает рок». Лусинэ Геворкян – биография
Лусинэ Геворкян: «Рэп-тусовка сейчас спокойно уделывает рок». Лусинэ Геворкян – биография

Сфера Влияния Лейблы

Лусинэ́ «Лу» Геворкя́н (арм. Լուսինե Գևորգյան ; род. 21 февраля ) - российская певица и автор песен, вокалистка рок-групп «Tracktor Bowling » (с 2004 года) и «Louna » (с 2008 года).

Биография

После недолгого перерыва группа вновь появилась на сцене в январе на рок-фестивале «FROST» в Санкт-Петербурге. Уже в Москве, 7 февраля LOUNA выступила в клубе Arena Moscow с программой «Ещё громче!» Концерт был настолько масштабным, что были скуплены все билеты. Сейчас группа начинает свой весенний тур «Мы - это Louna»

Личная жизнь

Дискография

Альбомы, синглы

Год Группа Альбом Тип релиза / Комментарий
Tracktor Bowling It’s Time To… сингл
Tracktor Bowling Черта альбом
Tracktor Bowling Шаги По Стеклу альбом
Tracktor Bowling Vol.1 (Live) концертный альбом
Tracktor Bowling Полгода До Весны… акустический альбом
Tracktor Bowling Время сингл
Tracktor Bowling Поколение Рок сингл
Tracktor Bowling Ни шагу назад сингл
Louna Чёрный сингл
Louna Белый сингл
Louna Солнце сингл
Tracktor Bowling Tracktor Bowling альбом
Louna Сделай громче! альбом
Louna Кому веришь ты? (feat. Тэм) сингл
Louna Время X альбом
Louna Mama сингл
Louna Проснись и пой! концертный альбом
Louna Business сингл
Louna Behind a Mask англоязычный альбом
Louna Мы - это Louna альбом
Tracktor Bowling Наш 2006-й сингл
Tracktor Bowling Натрон сингл
Tracktor Bowling Бесконечность альбом
2016 Louna 18+ сингл

DVD, видеоклипы

Год Группа Название Тип релиза / Комментарий
Tracktor Bowling Черта музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Шаги по стеклу музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Два шага до… и год после документальный DVD
Tracktor Bowling Твоя музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Outside музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Время музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Мы музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Шрамы музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Tracktor Bowling Ничья музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna (в 3D-формате) музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna музыкальный видеоклип
Louna документальный DVD
Louna музыкальный видеоклип
2016 Louna Песни о мире (feat Globalis) Концерт DVD
2016 Tracktor Bowling Смерти нет Музыкальный видеоклип

Сотрудничество с другими проектами

  • Группа LUMEN - Кому веришь ты? ft. Тэм
  • Группа Anna Molly - Закрывая глаза (EP)
  • Группа Horizon 8 - Песок (single)
  • Группа INEXIST - Читая сны (single)
  • Группа Lunchbox - Железное сердце (альбом: Lunchbox)
  • Группа Secret Diary - Пандора (single)
  • Группа Viper Inc. - Призраки мечты (single)
  • Группа КняZz - Убежище (альбом: Тайна Кривых Зеркал)
  • Группа Тараканы! - 5 слов (single) (альбом: MaximumHappy I)
  • Группа Чёрный обелиск - Не говори (альбом: Мой мир)
  • Группа TARAKANY! - Don’t ever leave (альбом: Russian Democrazy )
  • Группа 7000$ - Дедлайн (альбом: Тень Независимости)
  • Группа Risha - Дождик / Lullaby
  • Группа Элизиум - Где-то сжигают книги (альбом: Снегири и Драконы)
  • Группа Бригадный подряд - Точка невозврата (single: Принцы и Принцессы)
  • Группа Мельница - Шелкопряд
  • Группа СЛОТ - Небо видело всё

Напишите отзыв о статье "Геворкян, Лусинэ Аркадьевна"

Примечания

Литература

  • журналу DFMO.NET , 6.01.2012
  • Интервью Лусинэ журналу Ровесник , 2011 год, стр. 16 // «Tracktor Bowling - 15 лет в пути!»
  • Интервью Лусинэ журналу Dark City № 55, 2010 год, стр. 32

Ссылки

Отрывок, характеризующий Геворкян, Лусинэ Аркадьевна

– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

Лусинэ Геворкян появилась на свет 21 февраля в 1983 году в маленьком армянском городке под названием Капан, в семье инженера и домохозяйки. Спустя несколько лет семья переехала в Серпухов. Там Лу начала посещать музыкальную школу, чтобы научиться игре на фортепьяно. Несколько лет она была одним из лучших пианистов-юниоров. Уже тогда Лу была полностью поглощена музыкой, правда на тот момент классической.

Общение со сверстниками было минимальным. В основном это были ребята из той же музыкальной школы, что сама Лу. Окончив школу, будущая исполнительница поступает в МГТУ на факультет экономики, который заканчивает в 2001 году и в дальнейшем поступает в МГУКИ. Несмотря на то, что родители всегда предоставляли ей свободу выбора и не заставляли делать то, что не нравится, Лу чувствовала себя очень виноватой, когда вместо учебы отправилась в свой первый тур.

Карьера

В августе 2003 года Лу становится вокалисткой группы «Сфера влияния». В 2004 году ребята записывают несколько песен, которые приносят им невероятный успех. Однако, осенью того же года, Лу переходит в состав TracktorBowling, заняв место Людмилы Деминой. В начале 2005 года команда выпускает дебютный для Лусинэ альбом «Черта».

Именно в это время к певице приходит широкая известность и любовь поклонников рок-музыки. В 2008 году она вместе с Виталием Демиденко набирает музыкантов в группу Louna, значительно отличающуюся от предыдущей как музыкой, так и текстовой тематикой. С того момента и до 2017 года Лу поет в обеих командах.

В 2013 году Лусинэ получает награду «Лучшая солистка», став ею по итогам голосования среди слушателей. Геворкян Лусинэ Аркадьевна имеет контракты с популярными брендами музыкальной аппаратуры. «Sennheiser», «TC-Helicon» и другими.

В 2017 году команда TracktorBowling прекращает свою музыкальную деятельность. Лу также сотрудничала с такими группами как «Тараканы», «Черный обелиск», «Мельница», ViperInc., «Бригадный подряд», Lumen, «Порнофильмы» и т. д.

Личная жизнь

Присоединившись к коллективу TrB Лу знакомится с Витом (Виталий Демиденко-бас). Музыканты почти сразу начали жить вместе, поняв что это любовь. До 2013 года живут в гражданском браке, пока не узнают о беременности Лу. Так как она сама не любит праздники, то и типичной свадьбы не было. Ребята по-тихому расписались и в день бракосочетания отметили это событие в кругу друзей на пикнике. Обручальные кольца эта пара не носит, вместо них - татуировки. 31 октября 2014 года в музыкальной семье родился сын, которого они назвали Максим.

Пара весьма активно занимается благотворительной деятельностью, впрочем, не афишируя свои занятия для широкой публики. Это и сотрудничество с фондом помощи больным детям, и проект по детям-отказникам в Уфе и множество музыкальных мероприятий для сбора денег в помощь нуждающимся, которые проводит Лусинэ вместе со своими друзьями музыкантами.

Яркая исполнительница Лусинэ Геворкян стала лицом двух рок-коллективов. Первый - группа Tracktor Bowling, которая прекратила деятельность в конце 2017 года. Второй - группа Louna, который активно работает.

Кто такая Лусинэ Геворкян?

Будущая рок-исполнительница родилась в 1983 году в Армянской ССР, а выросла в городе Серпухов в Московской области. Лусинэ окончила музыкальную школу, но не продолжила музыкальное образование. Зато Геворкян получила высшее образование по экономической специальности.

Юная вокалистка стала узнаваемой в 2004 году, когда присоединилась к группе Tracktor Bowling. В 2008 году Лусинэ Геворкян с коллегами организовала коллектив Louna. В нем музыканты Tracktor Bowling играли более легкую музыку, акцент в которой смещен в сторону текстов с социальной проблематикой.

В 2013 году Геворкян получила премию «Чартова дюжина» в номинации «Лучшая рок-вокалистка». В голосовании она обошла Земфиру и других известных рок-исполнительниц.

Лицо группы TracktorBowling

Коллектив Tracktor Bowling появился на сцене в середине 90-х. Несколько лет группа вела активную концертную деятельность, но не записывала альбомы. В 2002 году вышел первый диск TracktorBowling«Напролом». Практически сразу после его выхода коллектив покинула вокалистка Людмила Демина. Ее место заняла Лусинэ Геворкян.

Группа Tracktor Bowling играла тяжелую музыку. Критики отнесли ее творчество к жанру ню-метал. В группе Лусинэ пришлась ко двору. Ее экспрессивность и мощный вокал удачно вписались в музыку коллектива.

В 2005 году вместе с Лусинэ Геворкян группа Tracktor Bowling записала второй альбом под названием «Черта». Также коллектив выступил на фестивале «Нашествие». До 2008 года группа записала еще два студийных альбома. А потом внимание Лусинэ Геворкян сместилось в сторону проекта Louna.

Tracktor Bowling несколько раз уходил в творческий отпуск. Но время от времени группа собиралась, давала концерты и записывала материал в студии. В конце 2017 года музыканты официально объявили о завершении творческого пути коллектива. Лусинэ Геворкян и Виталий Демиденко с другими музыкантами сосредоточились на проекте Louna.

Группа Louna: музыка легче, слова тяжелее

Так можно охарактеризовать разницу между творчеством Tracktor Bowling и Louna. Первый коллектив играл тяжелую музыку: разные направления метала. Творчество Louna можно отнести к хард-року. Иногда коллектив причисляют к представителям альтернативного рока и даже панк-рока.

В Louna Лусинэ Геворкян и ее коллеги сделала акцент на интеллектуальности текстов. Творчество группы носит протестный и бунтарский характер. Это скорее личный протест молодого человека против серости окружающего мира, обыденности, мещанства.

Первый альбом группа Louna записала в 2010 году. Он называется «Сделай громче». В этом же году коллектив выступил на нескольких рок-фестивалях, включая «Нашествие». Альбом принес группе известность. В 2011 году она выступает на «Нашествии» уже на главной сцене. Лусинэ Геворкян поет в компании с Шахриным, Кинчевым и другими корифеями отечественного рока.

Композиция «Бойцовский клуб» получила премию «Чартова дюжина» в качестве лучшей песни 2011 года.

В 2012 и 2013 году Louna записала три альбома. Первым вышел диск «Время X», который повторил успех пластинки «Сделай громче». Второй альбом - англоязычный Behindamask. На этой пластинке представлены переведенные на английский язык песни группа Lounaс двух первых альбомов.

В конце 2013 года Геворкян с коллегами выпустили третий русскоязычный альбом. Он называется «Мы - это Louna».

Следующий 2014 год оказался не таким продуктивным в музыкальном плане. Зато он стал важным для музыкантов лично. У Лусинэ Геворкян и ее супруга и коллеги Виталия Демиденко осенью родился сын. К активной концертной деятельности группа вернулась только в конце зимы и начале весны 2015 года.

В конце 2016 года группа выпустила диск. Хедлайн «Дивный новый мир» позаимствовано у автора практически одноименного произведения в жанре антиутопия Олдоса Хаксли. Весной 2014 года группа Louna планирует выпустить сразу два альбома: русскоязычный и англоязычный.

Louna светит ярко

Этого у группы Louna и ее вокалистки Лусинэ Геворкян не отнять. Коллектив играет добротный рок. Яркая и экспрессивная фронтвумен привлекает внимание ценителей рок-музыки. Остается пожелать рок-бэнду новых хитов. А любителям музыки предложить послушать уже созданные рок-шедевры.

Лусинэ Геворкян смогла доказать, что девушка в рок-музыке - это не просто разодетая под байкера обычная поп-певица с пустыми лирическими песнями про любовь. Рок может существовать и с женским вокалом!

Лусинэ родилась в городе Капан, Армения, 21 февраля 1983 года. Немного позже будущая рок-звезда вместе с родителями переехала в подмосковный город Серпухов. В детстве Геворкян занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, но получать высшее музыкальное образование певица не стала.

Девочке в детстве было достаточно сложно найти общий язык со сверстниками, поэтому общалась она в основном не с одноклассниками, а такими же «изгоями», как и она сама из музыкальной школы. Лусинэ постоянно выступала в различных конкурсах и в течение нескольких лет была одной из лучших пианисток-юниоров. Будущую рок-звезду интересовала только сцена и она всегда с нетерпением ждала момента, когда в очередной раз сможет выйти на нее.

Лусинэ считает, что люди, получившее музыкальное образование теряют свою изюминку «эмоционального музыканта» и в будущем мало кому удается стать настоящим рок-музыкантом. Когда Лусинэ Геворкян подросла, она поступила на экономический факультет МГТУ "МАМИ", который закончила в 2001 году. А после, в 2006 году, закончила МГУКИ, где училась на факультете менеджмента и социально-информационных технологий.

В 2003 году Лусинэ Геворкян становится участницей рок-группы «Сфера Влияния» и с этого момента начинается ее. Через год в группе Tracktor Bowling освобождается место солистки и Лусинэ переходит в новый коллектив. В составе новой группы к ней приходит известность.

Творческие люди, и уж тем более музыканты, никогда не стоят на месте, им постоянно необходимо какое-то движение, новые возможности для самореализации. Поэтому уже в 2008 году Геворкян и басист группы Виталий Демиденко создает новый музыкальный проект под названием Louna. Группа Луна быстро становится популярной.

Лусинэ удается успешно работать в двух проектах одновременно по сей день, где она является соавтором музыкальных материалов и текстов песен. В группу Луна вошли еще три участника, а сами музыканты решились на новый проект для того, чтобы воплотить свои безграничные творческие идеи.

Один из друзей рок-исполнительницы решил открыть музыкальную школу-клуб под названием «МузКласс». Идея Лусинэ понравилась настолько, что она предложила проводить там мастер-классы по эстрадно-роковому вокалу. Для Геворкян это стало отличным способом не только солировать в группе Луна, но интересно и весело проводить свободное время в неформальной обстановке, обучая будущее поколение рок-музыкантов.И, в то же время, получать новый интересный опыт для себя самой.

Кроме того, сейчас Лу известна не только как солистка групп Tracktor Bowling и группы Луна, но еще и как самостоятельная творческая единица. Певица частенько дает сольные концерты, а в качестве приглашенных гостей выступают музыканты из ее групп Louna иTracktor Bowling.

Но не только творческая жизнь сложилась успешно у российской певицы армянского происхождения. На личном фронте тоже все отлично. Совсем недавно поклонники группы Луна обсуждали беременность солистки. Да, Геворкян вышла замуж за коллегу по группе - бас-гитариста Виталия Демиденко и 31 октября 2014 года.

Сама Лусинэ считает, что то обстоятельство, когда оба супруга - музыканты, на самом деле очень важно для отношений, ведь «только музыкант может понять музыканта».

Что интересно, сам факт беременности певица скрывала, как могла практически до последнего момента, еще бы чуть-чуть и в роддом она бы отправилась прямо со сцены. Единственное, что выдавало ее, так это то, что на последних концертах Лу мало двигалась и частенько сидела на высоком стуле.

Сейчас Лусинэ Геворкян солистка группы Луна находится в декретном отпуске, но фанаты не успеют сильно соскучиться, ведь уже на 7-ое февраля запланирован ее сольный концерт в Москве.