Кто такие скоморохи? Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Кто такие скоморохи? Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.
Кто такие скоморохи? Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

Часто можно услышать слово «скоморох», брошенное в сторону чрезмерно весёлых и несерьёзных личностей, как часто мы слышали пословицы и поговорки с упоминанием скоморохов, видели их изображения на картинах. Кем же были эти люди в действительности?

История скоморохов на Руси

Скоморохи — странствующие артисты, соединяющие в себе практически все виды фольклора средневековой Руси. Первое упоминание об этих фокусниках и лицедеях относится к середине XI века, уже после крещения Руси. Археологами находился «реквизит» скоморохов — кожаные маски, относящиеся к двенадцатому веку. Расцвет деятельности этих артистов, по данным историков, приходился на XV—XVII века, после чего жанр начал постепенно исчезать, предположительно под давлением царских и церковных властей, оставив в народной культуре лишь отголоски своего жанра в виде райка, небольшого переносного кукольного театра, и балагана.

Особенности представлений

Представление начиналось с того, что пройдя максимально шумно по главным улицам, зазывая зрителей, скоморохи останавливались на площадях, позволяя толпе себя окружить. На этой импровизированной «сцене» они, под общих хохот толпы, играли различные сценки, часто неприличного характера. Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, среди которых гусли, жалейка, бубен и мн.др. Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы, танцы для детей .

Основной репертуар — весёлые сценки сатирического характера, «на злобу дня», называемые «игрищами» и «глумами». Персонажи всегда делились на «хороших» и «плохих», и первыми обычно представлялись простые люди «из народа». Для каждого персонажа был свой реквизит, образ. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но настоящим умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка.

Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т.ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих "шоу" был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.

«Скоморохи на Руси»

Отношение к этому виду искусства у простого люда и у высших сословий в корне отличалось. Если для крестьян и мещан скоморохи всегда были желанными гостями, то церковь и власть всегда были настроены отрицательно. Церковные тексты и вовсе называют скоморохов «бесовскими слухами» за языческие мотивы их песен, нецензурную брань и общий похабный характер действа. Но есть причина, объединяющая церковную и княжескую/царскую власть — сатира, которой пропитаны сюжеты частушек и спектаклей, где отрицательным персонажем, выводившимся на потеху публике, мог быть и жадный поп и глупая знать. Поэтому с XVII столетия начинается активное давление и травля со стороны высших сословий под предлогом асоциальных, бесовских настроений и преступлений, якобы совершаемых странствующими труппами. К петровским временам скоморохов практически не существует. Их начинают заменять профессиональные театры, отдельные уличные представления: бродячие музыканты, актёры, фокусники и укротители медведей, исполнители джаз фанк .


Перевёрнутый мир скоморохов

Почему же в средневековой Руси, полностью погружённой в христианство со всей его аскезой, такого рода представления пользовались огромным успехом? На самом деле это явление, характерное для всей средневековой Европы, вне зависимости от конфессий. Бродячие артисты; неприличные сюжеты; так называемый «плутовской роман», крайне популярный в западноевропейской средневековой литературе — всё это отражение «перевёрнутого мира». Это явление в народной культуре, когда в определённые дни при определённых условиях, будь то праздники или карнавалы, люди позволяли себе абсолютно противоположные действия и мысли, нежели те, которым они следовали в своей обычной жизни. Эта «разрядка» абсолютно не воспринималась народом как нечто противоречащее той строгости, которой он придерживался всё остальное время. Не обошёл этот культурный феномен и Русь.

В современном представлении скоморохи - этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Откуда взялись и когда появились скоморохи на Руси

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» - мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян - славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги». Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни. Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна. Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах. Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

5 (100%) 1 vote

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике.

Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем.

Рекомендуем почитать

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил — они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Чем занимались

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

Особенности

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» - гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Молва

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».