Как понять что у тебя красивый голос. Как разработать голос для пения; как узнать, есть ли у тебя голос? Как проверить есть ли слух и голос — комментарии экспертов

Как понять что у тебя красивый голос. Как разработать голос для пения; как узнать, есть ли у тебя голос? Как проверить есть ли слух и голос — комментарии экспертов
Как понять что у тебя красивый голос. Как разработать голос для пения; как узнать, есть ли у тебя голос? Как проверить есть ли слух и голос — комментарии экспертов

Я так понимаю, раз Вы зашли почитать эту статью, то Вас конкретно волнует определение своего голоса или определение голоса своего ученика. Тема эта, как Вы понимаете, очень длинная и Я не буду сейчас углубляться в различия голосов по их спинтовости или величине, о которой, Я уже писал в статье « ». Думаю, Вам интересно, именно определение голоса по типу, т.е.: , и т.д. Кстати, что б ни писать здесь о характеристиках различных голосов Вы можете ознакомиться с ними подробно в разделе « », та информация, надеюсь, Вам тоже поможет. Думаю, вообще трудно переоценить.

Сразу скажу, что невозможно прочитать текст и встав из-за компьютерного стола или убрав из поля зрения телефон с которого Вы это читаете, узнать способ, как не имея вокальной школы просто взять и определить свой тип голоса. Я могу помочь только тем, кто хоть как-то образован, кто имеет догадки и т.д. А вообще, что б ни лукавить, Я просто объясню способы, которыми педагоги определяют голос ученика, а Вы уже сами решайте, и если после этой информации Вы останетесь, не уверены, то, дорога в музыкальную школу или к частному преподавателю пения Вам заказана.


И так. Теперь собственно комплекс признаков, по которым определяется тип голоса:

  1. 1. Тембр. Ну конечно, первое на что смотрят – это звучание, окрас, густоту грудных и головных регистров голоса, что там говорить, если Магомаев, например, был баритоном, то этот чисто баритональный тембр ни с чем не спутать, конечно, некоторые тенора могут изобразить низкие баритоновые ноты, но это будет зажато, мало звучно, не окрашено. И наоборот, баритон не сможет изобразить той лёгкости и полётности верхней форманты, которую продемонстрирует тенор. Та же история с сопрано и меццо, да в принципе и с любыми голосами. А вообще, опытные преподаватели определяют тембр голоса ученика, просто по внутренним ощущениям и интуиции, потому что за жизнь уже наслушались столько голосов, что обмануть их слух почти невозможно.
  2. 2. Переходные ноты. В каждом голосе есть переходные ноты, «мосты» между регистрами, головным и грудным. Есть так же теория о том, что в каждом голосе 3 регистра и споры на эту тему до сих пор тянутся столетиями, сейчас не об этом. Так или иначе, эти переходники есть и нащупав их, так же можно, хоть не со 100% уверенностью, но всё же определить тип голоса, вот например, у тенора переходные ноты ми-фа# первой октавы, у баритона ре-ми бемоль первой октавы, переходные ноты меццо: ре-ми бемоль второй октавы, у сопрано ми-фа# второй октавы и т.д. Вот и хорошая идея для следующей статьи нашлась о переходных тонах. Но следует помнить, что опытные певцы переходных тонов не чувствуют и попросту забывают о них.
  3. 3. Диапазон. Наверное, это самый растяжимый критерий в этом списке.На начальном этапе обучения пению, диапазон, преимущественно мал у всех и никому ни о чём не говорит, а что касается оперных певцов, то их диапазоны зачастую 2,5 – 3 октавы, а значит и это не критерий. Многие меццо поют в тесситуре Сопрано, и наоборот, контральто могут доставать верхние ноты меццо, тенора доставать ноты баритонов, басы могут петь в тесситуре баритонов и т.д. конечно эти способности есть не у всех, но всё же они есть. У хороших певцов всегда большой диапазон и от этого никуда не денешься.
  4. Строение гортани и связок. Когда-то существовалислухи о том, что фониатрия якобы может, взглянув на связки спрогнозировать голос певца или сделать то же самое по размеру и форме кадыка. Якобы у теноров, кадык небольшой и еле заметный, а у басов большой и т.д. Но осмотрев хотя бы с пару десятков певцов, Вы сразу сообразите, что это далеко не так и тип голоса не зависит от строения гортани, а что касается связок, то этот критерий так же ничего значить не может. В конце концов, если строение связок играет роль, то нужно оценивать их размер, толщину, прочность, эластичность, подвижность и т.д.
  5. Телосложение. Миф о том, что меццо-сопрано и тенора обязательно полные, а басы и колоратуры обязательно тощие так же не имеет места, как обоснованная и доказанная теория определения голоса, потому что по статистике в этой теории будет больше половины исключений, а значит, теория не имеет смысла.
  6. Способность выдерживать тесситуру. Что касается этой способности, то здесь всё ясно, имеется ввиду способность певца долго петь в однообразно высокой или низкой тесситуре.

Например, если баритон, способен брать теноровые ноты, и даже тембром схож с драматическим тенором, это ещё не значит что он тенор, потому что, как не крути. Но у тенора, порой, тесситура всего произведения настолько высока, что способность едино-разово брать высокую ноту не спасёт, а вот тенор так устроен, что ему под силу выдерживать высокую тесситуру на протяжении всей оперы и т.д. Хотя конечно, Я уже писал о певце , который мог дать фору многим тенорам и доставал он До# 2 октавы, что кажется невероятным просто.

Стоит ли делать вывод из вышесказанного, что каждый человек сам делает свой голос с нуля? – «Нет! конечно». Потому что даже несмотря, на то, что по отдельности все эти факторы не значимы, в совокупности они рождают собой целую науку «определение голоса». Природа всё-таки вложила в каждого из нас особый перечень способностей и лучше всего раскрывать то, что уже есть и даже на это может не хватить жизни, не то, что бы на трансформацию себя.

Бархатистый или звучный голос, способность задевать за живое с помощью своего пения – подлинное мастерство. Некоторые люди обладают этим даром от природы, другим нужно долго и упорно учиться, чтобы хоть немного приблизиться к идеалу. Бывает и так, что у человека есть музыкальный слух, но голосовые связки недостаточно развиты и пение получается не таким, как хотелось бы. Таким людям помогут долгие и упорные тренировки над развитием своего голоса. Ведь голосовые связки – это тоже мышцы, которые можно разрабатывать и тренировать.

Основное, что следует помнить, приступая к упражнениям по развитию голоса – это необходимость правильного дыхания. Именно с него нужно начинать тренировки. Ведь если человек дышит неправильно, сила его голоса никогда не достигнет нужного уровня. Чтобы научиться правильно дышать, можно попробовать ходить по комнате, считая вдохи и выдохи. На первых двух шагах – вдох, на вторых – выдох. Но это только в первые дни занятия. Постепенно нужно увеличивать промежутки между вдохом и выдохом до десяти шагов. Также полезным является следующее упражнение: нужно встать прямо, поставить ноги на ширине плеч, а руки соединить в замок и поднять вверх. Прогибаясь назад, делать вдох, а на выдохе наклоняться вперед. При наклоне одновременно с выдохом произносить различные гласные: "а-а-а", "у-у-у", "о-о-о", "и-и-и", "е-е-е". Регулярное выполнение этих несложных упражнений – первый этап, как развить голос для пения. Желательно выполнять эти и последующие упражнения перед зеркалом, чтобы следить за тем, как работает диафрагма.

Для тех же, кто поставил перед собой цель, как развить голос для пения в домашних условиях, стоит перейти к следующим упражнениям – проговариванию слогов. Лучше всего использовать такие звукосочетания, которые содержат одновременно звонкие и глухие согласные в сочетании с гласными звуками. К примеру: тхпи, тхпе, тхпа, тхпо, тхпу. Если поначалу сложно запомнить, то можно написать их заранее на листе бумаги и зачитывать вслух. Также помогают для усиления голосовых связок скороговорки. Их очень много, поэтому выбрать можно те, которые наиболее понравятся. Например: "Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры". Лучше всего подыскать такие скороговорки, которые содержат разные звуки и звукосочетания. Проговаривать их нужно в разном темпе: начиная с медленного и постепенно увеличивая.

Полезно читать вслух различные произведения: как стихи, так и прозу. При этом нужно следить за дикцией и четко проговаривать каждую букву, учиться ставить в нужных местах логические ударения. Лучше делать это, записывая на диктофон, чтобы иметь возможность прослушать свой голос и понять, какие ошибки допускаются в процессе чтения. Поначалу читать вслух литературу можно по десять – пятнадцать минут, но постепенно увеличивать время до часа и больше.

Хорошо помогает для развития голоса непосредственно пение, начиная от распевок, заканчивая исполнением самих музыкальных произведений. Распевки могут быть самые разные: те же самые слоги, которые проговаривались вслух, но напеваемые в разной тональности. Начинать следует с низкой тональности и заканчивать так высоко, как только получится. Так можно определить свой диапазон. Иногда понизить голос помогает обычное дыхание через нос. Также для этой цели поможет несложное упражнение, которое называют жужжанием. Нужно прижать подбородок к груди и просто издавать звук: "ж-ж-ж". Если выполнять жужжание каждый день, то довольно быстро можно заметить результат. Итак, зная эти нехитрые приемы, как разработать голос для пения в домашних условиях, можно сделать свой голос более звучным и сильным.

Наверняка у большинства людей, решивших заняться пением, возникает один и тот же вопрос, как проверить голос. В общем, о голосе известно многое, достаточно полистать соответствующую литературу или воспользоваться Интернетом. Однако, любого человека, который увлекается вокалом, естественно интересует именно его родной голос. Вот об этом и поговорим.

Как проверить наличие голоса

Первым делом, необходимо напеть и записать на диктофон несложную мелодию или простую гамму. Может так случиться, что с первого раза у вас это не получится. Все потому, что, скорее всего ваш слух еще малоразвит, а голос с ним не скоординирован.

Впервые прослушав запись, вы наверняка не узнаете свой голос. Это происходит потому, что в реальности человек слышит себя через кость, а вот окружающие легко узнают исполнителя.

Если прослушав запись, вам удалось услышать фальшивые нотки, которые при исполнении не ощутили, то можете смело рассчитывать на то, что слух у вас все же есть. Если фальши не было, тогда вы обладатель природной развитой координацией голоса и слуха.

Можно обратиться к друзьям, которые занимаются музыкой. Они наверняка помогут вам в вопросе, как проверить есть ли голос. Для этого нужно позаниматься с музыкантом и попробовать повторить голосом сыгранные ноты.

Кроме друзей всегда можно обратиться к учителю пения в школе, либо к педагогу по вокалу в музыкальной школе. Профессионал вокалист поможет разобраться с возможностями вашего голоса и изменить его в лучшую сторону. С вопросом, как проверить свой голос целесообразно также обратиться к врачу фониатру. Большинство таких специалистов в частном порядке сотрудничают с музыкальными учебными заведениями.

Даже, если вы от природы не являетесь обладателем сильного голоса, это не помешает, вам заниматься пением. Голосовые параметры можно легко исправить и развить в процессе занятий. Причиной, по которой вы не сможете обучаться вокалу, может послужить патология органов слуха, которые отвечают за образование голоса.

Возможно, в душе или в машине вы поете как рок-звезда, но иногда сложно объективно оценивать собственные вокальные способности. Оказывается, оценить себя вполне реально, если научиться правильно слушать и слышать. Запишите себя на диктофон и обратите внимание на тон, высоту звучания и способность контролировать голос. Хорошая новость заключается в том, что научиться петь хорошо может практически каждый. Следуйте простым рекомендациям, чтобы развивать свои вокальные данные.

Шаги

Часть 1

Как оценить свои вокальные способности

    Оцените общий тон и тембр голоса. Тембр - это общая характеристика звучания голоса. Если вы попадаете во все ноты, но тон или тембр не соответствуют песне, то исполнение будет звучать не лучшим образом. Обратите внимание как четко и последовательно вы подчеркиваете гласные звуки, насколько полно используете свой голосовой регистр и как воспроизводите ритмические нюансы (адаптируете голос под различные стили исполнения).

    • При оценке тембра обратите внимание на мягкость или жесткость, резкость или плавность, силу или слабость голоса.

    Часть 2

    Как научиться петь лучше
    1. Используйте аудиацию. Прослушайте короткую мелодию или звук, затем мысленно представьте эту мелодию или звук в полной тишине. Далее представьте, как вы поете эту мелодию и при этом не издавайте ни звука. Наконец, спойте мелодию или звук вслух.

      Частный учитель музыки

      Аннабет Новицки - частный учитель музыки из Техаса. Получила диплом бакалавра по музыке в университете Карнеги-Меллона в 2004 году и диплом магистра по специальности «Музыка в вокальном искусстве» в Университете Мемфиса в 2012 году.

      Частный учитель музыки

      Аннабет Новицки, частный преподаватель по вокалу: «Несмотря на то, что некоторые люди поют лучше других от природы, этот навык можно развивать и совершенствовать. Если вы очень любите петь, то подходите к делу с умом и регулярно работайте над собой».

      Ежедневно задействуйте свой диапазон и технику. Некоторые люди лучше других контролируют свой голос от природы, но практика полезна каждому певцу. Продолжайте учиться контролировать дыхание, развивайте голос и слух, а также найдите тот музыкальный стиль, который лучше всего подходит для вашего тембра.

      • Музыкальный талант часто развивается параллельно музыкальной одаренности. Познакомьтесь с вокальными техниками и научитесь пользоваться голосом как инструментом. Чем больше вам известно о разных составляющих правильного исполнения, тем эффективнее будут ваши занятия.
    2. Посещайте уроки вокала. Если найти человека, который научит вас пользоваться голосом как инструментом, то ваше пение значительно улучшится. Выберите репетитора, который научит вас не только правильно попадать в ноты, но и сможет развить общую технику исполнения. Хороший педагог подскажет, как правильно стоять, дышать, двигаться и читать ноты во время исполнения вокальных партий.

      • Если ваши друзья посещают уроки вокала, обратитесь к ним за рекомендациями. Также можно положиться на отзывы руководителя хора, местных групп и ансамблей.
      • Многие педагоги проводят пробный урок бесплатно или по сниженной цене. Посетите пробные уроки у нескольких преподавателей, чтобы выбрать оптимальный вариант. Учитель воодушевил вас? Разговаривал большую часть занятия? Сосредоточился только на голосе или также уделил внимание технике исполнения?
    3. Научитесь принимать конструктивную критику. Если у вас прекрасный певческий голос, вам это уже будет известно, как и обратная ситуация. Как начинающему гитаристу приходится пережить неловкий этап, когда он еще плохо владеет инструментом и не всегда попадает по струнам, так и певцам следует усердно работать, чтобы улучшить свой голос. Такие навыки не даются человеку с рождения, но приобретаются упорным трудом.

      • Если кто-то сказал вам, что вы не умеете петь, но у вас есть сильное желание научиться, тогда продолжайте работать над своим голосом не покладая рук. Не слушайте недоброжелателей. Есть люди, которые никогда не научатся петь, как бы они ни старались. Если дело обстоит именно так, то вы уже будете знать об этом.
    4. Запишитесь в музыкальную школу или местный хор, чтобы практиковаться петь и развивать свой голос. Работа в хоре - прекрасный способ улучшить свои вокальные навыки. Вам будет известно мнение руководителя хора и других участников о ваших способностях, а также вы получите шанс работать в коллективе. Часто неопытным исполнителям комфортнее петь вместе с другим людьми и не становиться центром внимания критиков.

      Продолжайте регулярно учиться и практиковаться, чтобы улучшать свою технику исполнения. Если вы решите, что у вас нет врожденных способностей, но вы любите петь, тогда продолжайте работать. Преподаватель поможет извлечь максимальный результат из ваших возможностей. Радость пения доступна всем желающим.

    Часть 3

    Как проверить свои врожденные способности
    1. Пройдите проверку на музыкальную глухоту. Музыкальная глухота - неспособность правильно воспринимать высоту звуков. В интернете можно найти несколько тестов, которые позволят вам выявить наличие такой проблемы. Узнайте, способны ли вы различать высокие и низкие ноты или вы входите в те 1,5 % населения, которые страдают от «амузии» и не могут распознать высоту, тон и даже ритм.

      • Большинство онлайн-тестов состоят из нескольких коротких отрывков известных песен и мотивов. Прослушайте отрывок, а затем укажите, правильно ли он был исполнен.
      • Музыкальная глухота не означает, что у вас плохой голос, но ограничивает вашу способность подстраивать голос под конкретную песню или мелодию.
      • Аналогичным образом трудности при попытках контролировать свой певческий голос вовсе не означают, что у вас музыкальная глухота. Хорошее исполнение зависит от множества факторов. Вполне возможно, что вам просто нужно больше работать.
    2. Узнайте мнение людей, которым вы доверяете. Подобно пению в присутствии друзей и родных, включите запись своего голоса самым близким людям, чтобы узнать их мнение. Если ваш друг хорошо поет, то спросите его о технических аспектах. Если слушатель не знаком с вокальными приемами, то узнайте первую реакцию.

      • Выбирайте людей, которые дадут вам честный ответ и мнению которых вы доверяете. Лучше не обращаться к человеку, который в любом случае похвалит или раскритикует вас.

Ответ:

Многие женщины любят петь в душе, но как понять есть ли голос? Давно доказано, что человек слышит себя не так, как окружающие его люди. Во всем виноват резонанс в синусовых пазухах. Люди слышат себя через кость. Для того чтобы человеку узнать, как воспринимают окружающие его пенье, можно записать голос даже на самый обыкновенный диктофон.

При первом прослушивании записи, многие приходят в ужас от своего голоса. Это происходит из-за того, что люди не могут узнать свой тембр. Посторонний человек ничему не удивится, потому что голос на записи будет для него привычен.

Прослушав свое пение, можно услышать фальшь, которой изначально не ощущалось. Если человек ее распознает, значит, слух у него все-таки есть. В противном случае огорчаться не стоит. Скорее всего, от природы может быть развита координация слуха и голоса.

Для того чтобы окончательно убедиться в том, есть ли голос, необходимо обратиться к профессиональному музыканту или педагогу-вокалисту. Понятно, что их услуги будут стоить немалых денег, но чего не сделаешь ради того, чтобы начать музыкальную карьеру. Необязательно обращаться к специалистам из высших учебных заведений, можно выбрать и преподавателя с музыкальной школы или училища.

Как проверить есть ли слух и голос — комментарии экспертов

Не стоит бросать занятия музыкой, думая, что нет слуха и голоса. Просто их надо развивать. Дадим несколько рекомендаций, как проверить есть ли слух и голос:

  • один человек играет ноту на фортепиано, второй ее слушает и запоминает. Затем клавиши будут нажиматься вразброс, пока второй человек не услышит нужной ноты. Если получиться по звучанию определить ноту, значит, слух есть;
  • один человек молча выстукивает какой-то ритм по столу карандашом в течение десяти секунд. Испытуемый следом пытается воспроизвести этот ритм. Со временем можно усложнять музыкальный рисунок;
  • если испытуемый умеет играть на фортепиано, можно провести музыкальный диктант. Преподаватель играет по очереди одиночные звуки. Испытуемый пытается попасть голосом в унисон тех звуков, которые слышит;
  • вокалист играет на фортепиано, испытуемый пытается записать в тетрадь услышанные ноты. Затем вокалист проверяет ошибки.

В случае, когда что-то не получается, эксперты советуют не опускать рук. Рано или поздно получиться, главное, чтобы было желание развиваться. Просто надо немного потренироваться. Голос и слух заложены в человека природой. Людям, у которых они менее развиты, придется приложить много усилий для их совершенствования.