Известные инди рок группы. Инди-рок — независимое направление альтернативной музыки

Известные инди рок группы. Инди-рок — независимое направление альтернативной музыки
Известные инди рок группы. Инди-рок — независимое направление альтернативной музыки

Инди-рок (англ. Indie rock) - жанр альтернативного рока, существующий преимущественно в андерграунде, в независимом информационно-коммерческом пространстве. Берет свое название от английского слова «независимый» (англ. independent). Это не своеобразный отдельный стиль музыки, но обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей, объединённых причастностью к андерграунду, контркультуре, и (обычно) имеющих некоторое отношение к рок-музыке.

Независимость
Творческая и финансовая независимость музыкантов обеспечивается, как правило, или отсутствием контракта вообще или контрактом с инди-лейблом. Контракты с мейджор-лейблами нетипичны для инди-рока. И хотя самые крупные инди-лейблы могут использовать для дистрибуции помощь мейджор-лейблов, но сам процесс принятия решений остается автономным. Так, например, в инди-роке предоставляется полная свобода для исследования и эксперимента со звуком, эмоциями или лирикой, что не очень похоже на методы

Звукозаписывающих компаний, ориентированных на мейнстрим, когда музыка зависит от предпочтений массовой аудитории.

Развитие жанра
Появлению в Великобритании новой cубкультуры инди в cередине 70-х cпоcобcтвовало cразу неcколько факторов:
1. Окончание эпохи панков. Временное доминирование на музыкальном рынке популярной музыки, в оcновном танцевальной, не предлагавшей ничего, кроме пуcтого, но приятного времяпрепровождения.
2. Начало очередной «войны cтилей» - преобладание в «Образе Ином» cнобиcтcких идей «Новых Романтиков», предполагавших стиль Dressing Up. Приобщение этого образа к рынку мейнcтрима предполагает немедленный поиcк «альтернативы». Причем «Война Cтилей», а именно cтилевое противоcтояние между инди-кидз и рейверами - первое за вcю иcторию внутри cубкультур cреднего клаccа.
3. Cреди экономичеcких причин - продолжающийcя рост безработицы cреди молодежи.
4. Оcтрое понимание того, что Лондон по cути переcтал быть музыкальной cтолицей мира, и Англия вновь возвращалаcь во времена пятидеcятых - поcтоянному импорту и заимcтвованию культурных веяний из-за океана.

«Культурным зеркалом», оcновной движущей cилой для нарождающейcя cубкультуры cтала новая волна британcких рок-групп, которые запиcывалиcь на небольших, мало кому извеcтных лейблах. Хроничеcкое безденежье они превратили в предмет гордоcти, предcтавляя cобой в cтилевом отношении Dressing Down в обоих отношениях - анти-элегантноcть, проcтота, подобная «Разбитым», оcознание cобcтвенной непривилегированноcти. Cекрет их поcледующего уcпеха в том, что они были плоть от плоти cвоей аудитории - выходцев из cреднего клаccа, учащиеcя колледжей. Они - cвои парни, не имевшие ничего общего c выcокопарноcтью «новых романтиков», отcтраненноcтью готов и бездумноcтью рейверов. Ликвидировав cамо понятие личноcтноcти, образ культового рок-героя, выдвинули cвою альтернативу - группу (The Smiths, Joy Division, Ride, My Bloody Valentine). Внешне «Индиз», то еcть «незавиcимые» выглядели как cмеcь «разбитых», «хиппи» и «панков» одновременно - манерная раccлабленноcть, причеcки в духе «Cвингующего Лондона», джинcы, панковcкие ботинки, иногда армейcкая форма. В выборе одежды предпочтение даетcя cеконд-хэнду, то еcть подержанной одежде. От «разбитых» они позаимcтвовали издевательcкий и аполитичный юмор, меланхолию и пеccимизм, но решительно отказывалиcь нарочито бравировать cвоей образованноcтью. В оcнову музыки «незавиcимых» лег пронзительный гитарный «нойз» (шум) «манчеcтерcкой школы», cквозь который c трудом пробивалcя заунывный и мелодичный вокал. К концу воcьмидеcятых cаунд этот породил в британcком роке маccу подражателей, а Манчеcтер cтал новой cубкультурной cтолицей.

Практически каждый, кто впервые сталкивается с термином "инди-рок" ассоциирует его с Индией, священными коровами и традиционной индийской музыкой. На самом деле все не совсем так. Это подстиль, который вышел из направления альтернативного рока и берет свое название от слова «независимый» (англ. independent). Раньше это понятие понималось буквально: рок-музыканты были не подчинены крупным лейблам и звукозаписывающим компаниям, предоставлялась полная свобода для экспериментов со звучанием, независимо от предпочтений массовой аудитории. В связи с изменениями в музыкальной индустрии и развитием интернета в 2000-х годах понятие «independent» стало размываться и инди-рок приобрёл финансовый успех, что привело к вопросам правильности термина. На сегодняшний день под этим стилем подразумевается смешение гитарной и электронной музыки, в также использование мелодичного вокала, качественных аранжировок и легких для восприятия текстов. Мы собрали для вас самые популярные инди-рок группы.

The Killers - американская инди-рок-группа, образованная в 2002 году. Популярность к ним пришла после выпуска дебютного альбома «Hot Fuss». Первый сингл «Somebody Told Me» сначала не набирал популярность, вскоре этих ребят заметил журнал NME после их выступления в Англии. Следующий сингл, «Mr. Brightside», попал в британский топ-10, а перевыпуск песни «Somebody Told Me» стал хитом Европы.


Two Door Cinema Club - ирландская инди-рок группа, основанная в 2007 году. Она состоит из трех участников: Сэма Халлидэя, Алекса Тримбла и Кевина Бэйрда. Лейблами группы являются Kitsuné (в Европе) и Glassnote Records (в США). На их счету четыре альбома: ,Next Year (2013), Changing Of The Seasons (2013),Bad Decisions(2016), Are We Ready? (Wreck)


The Wombats – инди-рок группа из Ливерпуля. В ее составе: Мэтью Мерфи (вокал, гитара), Дэн Хаггис (барабаны) и Торд Оверленд-Кнюдсен (бас-гитара). Альбомы: Girls, Boys and Marsupials (Только в Японии)(2006),Go Pop! Pop! Pop! (Только в Японии)(2007),The Wombats Proudly Present: A Guide to Love, Loss & Desperation #11 UK, #35 Aus (2007),This Modern Glitch (2011)

Of Monsters and Men - исландская инди-фолк-группа Группа дебютировала на музыкальном конкурсе Músíktilraunir в 2010 году и стала победителем. Затем они отправились в тур по Исландии и к коллективу из четырех человек присоединились ещё двое. Важным стало выступление на музыкальном фестивале Iceland Airwaves, после которого группа выпустила первый хит «Little Talks. Позже ребята подписали контракт с лейблом Record Records для записи.

Эта статья обречена хотя бы потому, что здесь не указана и добрая половина инди-групп. А некоторые будут с пеной у рта доказывать, что половина групп никакой не инди, а пресловутая альтернатива. Но ведь сам инди вылился из альтернативы, да и большой разницы между звучанием нет. Во всяком случае, сами музыканты найти не могут. Инди был синонимом альтернативы и применялся для разделения исполнителей по географическому признаку: при этом альтернативный рок был предпочтительным для американских исполнителей, а инди-рок – для британских. Но с годами всё перемешалось.

Сам диапазон инди-музыки настолько широк, что к нему под гребёнку сваливают всё. Если бы Надежда Кадышева записывалась на независимых лейблах и добавила к своему звучанию больше ударных и гитары, она тоже могла бы считаться инди-фолк певицей. Любой, кто пишет самобытную музыку, автоматически становится инди-музыкантом.

Инди-музыкант должен записываться на независимых лейблах, но в наше время даже этот когда-то основополагающий факт перестал учитываться. Поэтому пусть тебя не удивляет наличие некоторых групп в этом списке. Мы выбирали исключительно по звучанию и качеству музыки. Надеемся, ты с нами согласишься. Прости, что здесь нет Kаsabian, Oasis, Imagine Dragons, OK Go, Florence and the Machine и Two Door Cinema Club. О них мы напишем, но чуточку позже, просто в нашем хит-параде место только десятерым.

1. Beirut


Очень сложно охарактеризовать их музыку. Безусловно, это инди-фолк, но сказать, какая музыкальная традиция прослеживается в их творчестве, невозможно. Сама группа – из занюханного, заселенного латиноамериканцами больше чем на половину штата Нью-Мексико. Считай, что это и есть Мексика, самая настоящая, с пустынями, кактусами, испанской речью, традиционными торжественными трубами и знойными марьячи. Потом жажда путешествий завела вокалиста Зака Кондона в Европу, где он проникся балканской брасс-музыкой и цыганским фольклором. Так у группы появились фирменные ритмы и узнаваемые духовые. А потом Кондон посетил французскую Бретань, и в песнях появились характерные для французского шансона нотки. А теперь смешай все эти музыкальные традиции, добавь щепотку укулеле, характерный «кошачий» вокал Кондона, и получится блюдо под названием Bеirut.

Все их творчество – это как большое путешествие, из города в город, из страны в страну. Потому музыка всегда разная, но с узнаваемыми бейрутовскими чертами. Их ни с кем не перепутаешь. Их песни можно сравнить с кучевыми облаками: они такие же воздушные и нереальные. Строго рекомендуется тем, кто любит хорошие духовые, отличную музыку и страдает от жажды путешествий.

2. Мак ДеМарко


Мак ДеМарко – это на всю голову «волшебный» парень, с очень странной расслабляющей музыкой, очень странными взглядами на жизнь и широченной щербиной между верхними передними зубами. Но стоит ему запеть или кинуть фирменную «дырявую» улыбку, как ты насквозь пропитываешься его обаянием, а музыка и проникновенный вокал начинают действовать на тебя, как наркотический приход. Даже истеричные запилы на самодельной электрогитаре не портят впечатления, наоборот, придают изюминку звучанию. Есть в его композициях что-то от сёрф-рока, что-то от Doors – всего понемножку, но вместе с тем его музыку сложно с чем-то перепутать, как и щербатую улыбку. В каком жанре играет ДеМарко, не знает сам ДеМарко. А что делают критики, когда музыкант играет самобытную музыку и по известности не сравним с Канье Уэстом? Его относят к инди. Так же поступили и с Маком.

Но главная изюминка его песен – это юмор. Так, недавно канадец выложил инструментальный альбом, записанный им всего за 4 дня, состоящий из композиций «Маленький Перец», «Луковый Парень», «Молодой Кокос» – эти и другие песни по мнению Мака являются идеальным саундтреком к барбекю.
А добивает Мак своими всегда экстравагантными клипами. Посмотри, какая симпатичная дама получилась.

3. Чад Ван Гаален


Нет большей радости, чем добавить Чада Ван Гаалена. Этот очень воспитанный и абсолютно адекватный молодой человек делает очень странную музыку, которая понятна не каждому. Но если тебе понравится творчество Вангаалена, ты не сможешь оторваться, а станешь рабом его песен и будешь слушать их каждый божий день, пока песням это не надоест.
А ещё Чад – художник, его, как это принято говорить, «наркоманские» рисунки и анимация вызывают едва ли не больше вопросов, чем песни. Однако злая магия не позволяет оторваться от потрясающих «художеств» канадца, больно уж они странны и притягательны.

А ещё Ван Гаалену удалось сочинить гимн инфернального инди, который перепели все, кто только мог. Речь идёт о песне «Molten Light». Простая по своей структуре, она завораживает демоническим аккордеоном, тревожными аккордами и нарисованным автором клипом. Первое впечатление после просмотра было такое, будто тебя прожевал и выплюнул Сатана. Но оно того стоило.

4. Smiths


Уделим немного времени отцам-основателям, поскольку многие уверены: если бы не Smiths, то инди-попа в привычном понимании не было бы. И все дело даже не в поэзии Морисси, которую лихорадило и швыряло от возвышенных метафор вроде «чая со вкусом Темзы» к откровенным соплям: «Если двухэтажный автобус врежется в нас… Ах, какой прекрасный способ умереть!» Все дело в лаконичных, цепляющих гитарных партиях Джонни Марра, который сумел создать действительно захватывающий андеграундный поп-саунд. Группа распалась в 86-м, но их музыку любят до сих пор. Марр с Морисси продолжают работать в жанре, но уже по отдельности, правда, страдальческие причитания Морисси продаются лучше. Наверное, потому что голос стал мужественнее, и поэзия – потвёрже.

Мэрлин Мэнсон в своей книге писал, что если ты любишь группу Smiths, то ты определённо гей. В принципе, это говорили многие, но не слушай их и ознакомься с творчеством как Smiths, так и Морисси с Маром, если по какой-то причине не знаешь, о чём речь.

5. Pixies


Мир делится на тех, кто относит Pixies к альтернативе, и тех, кто относит их к инди. Учитывая то, что грань между этими жанрами очень и очень тонка, мы посчитали, что Pixies вполне заслуживают места в этом списке, тем более что они внесли огромный вклад в развитие жанра, породив после себя кучу последователей, за которых им не хочется говорить спасибо. Они творили в те далёкие времена, когда инди-рок был музыкой изгоев, а не гимном агрессивно-прогрессивной молодёжи. И не удивительно, что свой культовый статус они обрели после распада в 90-х. Девид Боуи говорил, что это одна из самых недооценённых групп в истории музыки. И это становится понятно, когда после кучи замечательных песен, после воссоединения, после попадания в хипстерскую фонотеку на вопрос: «Знаешь Pixies?» – тебе отвечают: «А, это те, которые написали саундтрек к бойцовскому клубу». Жаль. Их стоило бы слушать как минимум из-за сюрреалистичных текстов про душевное нездоровье и физические пороки, НЛО, насекомых и бесконечных аллюзий на авангардные произведения.

6. Gotye


В 2011 году австралийский певец бельгийского происхождения Вутер де Беккер написал песню, которая целый год звучала из каждого чайника. Звучала из телефонов и машин, из радио и телевизоров, даже из утюгов! Она всем жутко надоела, но не могла разонравиться. Речь идёт о песне «Somebody that I used to know». Пожалуй, это последний на данный момент хит, который нравился бы людям, исповедующим разные музыкальные предпочтения: и рокеры, и рэперы, и даже пацанчики говорили, что песня чёткая. Разумеется, после такой композиции было сложно написать что-то посильнее. Пока у Готье не получилось, но ничего, подождём. А пока ждём, советуем ознакомиться с его остальным творчеством, благо, в нём очень много интересных песен, как червей в чернозёме после дождя. В основном инди-поп, но очень качественный инди-поп. Кстати, «Somebody that I used to know» также относится к этому жанру. Некоторые композиции мультиинструменталист Готье записывал без помощи посторонних музыкантов, так что послушать однозначно стоит.

7. Killers


Такое ощущение, что группе Killers как минимум 30 лет, и им пора давать юбилейный концерт. На самом же деле им всего 13, в этом возрасте даже паспорт не выдают. Но, несмотря на это, у них очень зрелый инди, которым они покорили сердца миллионов фанатов по всему миру. Иной раз кажется, что в их музыке нет ничего особенного, тем более, что изначально парни пытались косить под Oasis и Duran Duran. Но получилось так, что каждый их альбом имеет свой самобытный и узнаваемый характер, что отличает их от множества других групп, затонувших в толще музыкальной тривиальности. Крикливый вокал Флауэрса, уверенные гитары и фирменная подача подкупают. Казалось бы, что можно придумать нового за 13 лет работы в одном составе? А у них получается.

Некоторые утверждают, что если у тебя нет денег поехать на концерт Killers, можно подождать, когда в твой город приедут латыши из Brainstorm, уж больно они похожи, даже вокалом. Но что интересно, латышский бэнд появился раньше. Так что кто тут ещё плагиатор!

8. Yeah Yeah Yeahs


Первый альбом, изданный в 2003 году, стал одним из самых продаваемых альбомов в мире и разошелся тиражом в 750 тысяч копий. Ну а вслед за ним выпущенный сингл «Maps» стал настоящим хитом в эфире альтернативного радио. Что касается самого звучания группы, то тут наблюдается классическая мешанина из ретро, синтетики, панка и блюза, а также криков – все это создало довольно уникальное звучание, не появлявшееся в музыкальной индустрии до сих пор. Пусть и дальше кричат, этот крик у нас песней зовётся.

9. Arctic Monkeys


Чует сердце, если в этом списке не окажется «арктических обезьян», разнесут статью в клочья. Вот тебе, пожалуйста, арктические обезьяны. Одна из тех групп, которые показали, как можно сделать инди-рок коммерчески успешным, не заключая контракты с известными лейблами и сохраняя традиции того, изначального инди, когда музыканты пели по вшивым клубам и делали музыку в своё удовольствие. Кроме того, Arctic Monkeys стали одним из первых коллективов, добившихся большого успеха без традиционной поддержки СМИ. Их музыка распространяется через интернет. Довольно неплохой способ для возрождения традиций.

Они появились как раз тогда, когда инди только набирал обороты в старушке Британии. Вокал, два обычных и один басовый гитаристы и ударник создали коллектив, лидирующий в современных британских и мировых чартах. Неожиданный успех группе принес первый же альбом, выпущенный в 2006 году. А их первый сингл «I Bet You Look Good on the Dancefloor» стал мировым хитом.

10. Foster the People


Вообще-то группа изначально называлась:»Foster & the people», и всё было логично. Клавишник и вокалист группы Марк Фостер собрал вокруг себя каких-то людей с музыкальными инструментами в руках. Но народ упорно не замечал and, в итоге группа под натиском фанатской любви сдалась и сократила название до привычного и чуточку более лаконичного Foster the People. За 6 лет они превратились в инди-богов, их любят девочки по всему миру и почти столько же мальчиков. «Pumped-Up Kicks» вытянула группу на вершину мироздания, и с тех пор парни не сдают оборотов. Что будет дальше? Поживём – увидим.

Инди-рок возник в 1980-х годах в Великобритании и США. В те года панк вышел из моды, и звукозаписывающие , издававшие его годами, оказались неактуальными и ушли в андеграунд. Такие студии стали называться независимыми, то есть indie. Однако часть музыкального рынка в те времена принадлежала крупным музыкальным лейблам, которые издавали исключительно исполнителей, представлявших коммерческую ценность. Со временем инди-студии стали появляться повсеместно, и у неформатных молодых исполнителей практически не возникало проблем с изданием альбомов. Всегда можно было обратиться в одну из инди-студий, которые с радостью брались за выпуск альтернативной . Однако существовал один серьезный недостаток – независимые студии не гнались за прибылью и коммерческим успехом своих подопечных. Максимум, на что могли рассчитывать – это несколько десятков дисков записанных самих исполнителей.

В 80-х годах прошлого столетия образовалась целая плеяда молодых музыкантов, музыку которых называли колледж-роком. Эти команды играли музыку в стиле пост-рок, нойз-рок, шугейзинг и прочих неформатных направлениях. Из таких коллективов позже стали весьма популярными такие группы как The Smiths, Pixies, R.E.M. и New Order. Композиции этих исполнителей звучали на малобюджетных радиостанциях, а основную массу слушателей составляли и однокурсники.

Однако со временем группы, игравшие в андеграунде, попали в мейнстрим. Такие группы как Nirvana, Pearl Jam и The Offspring стали олицетворением волны панка, а коллектив Oasis стал культовым на Британских островах. Прорыв этих музыкальных коллективов перевернул всё с ног на . Все группы, которые еще несколько лет назад относились к стилю инди, перестали таковыми быть. К исполнителям инди-рока теперь стали причисляться только те, кто не желал сотрудничать с большими лейблами и отказался от показа клипов на музыкальных телеканалах.

Какие группы сейчас можно относить к инди-року?

К инди-року можно причислить отдельные коллективы, которые открыто подчеркивают свою независимость от окружающих стилей. Это группы, играющие музыку, которая им нравится. Часто причисляют к исполнителям инди-рока The White Sptripes, The Strokes, The Black Keys и Arctic Monkeys. Однако популярность этих коллективов, число реализованных альбомов и выпущенных клипов опровергают эти утверждения.

Сейчас инди-рок – это малоизвестные коллективы, которые не гонятся за

Инди (сокр. от англ. indipendent – независимый) – стиль, ставший частью одноименной культуры. Инди-кидов часто путают с , ведь как внешне, так и в плане воззрений и те, и другие стремятся к независимости от мейнстрима, массовой культуры. Они противопоставляют свои взгляды и устремления обществу потребления, а независимость от материальной составляющей – стремлению к обогащению. Представителей субкультуры инди называют «инди-киды».

Представители субкультуры инди отличаются от хипстеров тем, что инди-киды сохранили свою первоначальную составляющую во взглядах. Проще говоря, если хипстеры стремятся быть в , то инди-киды действительно стараются дистанцироваться от всего, что навязывается извне рекламой.

Родиной инди принято считать Англию. Анголязычные страны чаще всего становятся родоначальницами всевозможных молодежных течений. Стиль инди-музыки (рок, поп) появился в Англии в конце 70-х годов прошлого века. От привычного попа и эти стили отличало звучание. Главным правилом инди-музыки, как и культуры в целом, стал девиз «никаких правил».

Атрибуты стиля

К атрибутам стиля инди можно причислить все то, что присуще и стилю хипстеров. Это любовь к старым пленочным фотоаппаратам, вроде «Зенита» или ФЭДа, «Полароида» с его моментальными снимками, и ломография, и обожание виниловых пластинок с их особым звучанием, и страстная любовь к артхаусу в любом его проявлении.

Инди-киды любят и свою особую музыку. Критики часто ругают группы этого стиля за их однообразие, а иногда и за бесталанность, тщательно маскирующуюся под отсутствие правил.

Стиль одежды инди

Инди-киды, как и хипстеры, любят все те же бюджетные : Pull&Bear, и др. Все та же любовь к старым, винтажным вещам а-ля «бабушкин сундук». Все те же зауженные , шляпы, . Все те же яркие цвета. Часто инди-киды – это фриковатые молодые люди в весьма странной на первый взгляд одежде, которых просто невозможно не заметить в толпе.

Среди инди-кидов крайне популярны шарфы-арафатки и бабушкины с характерными узорами, большие , клетчатые , из кожзаменителя через плечо. Чисто визуально отличить хипстера от инди-кида невозможно. Большинство источников скажет вам, что хипстер и инди-кид – это одно и то же.

Об инди-кидах и хипстерах

Некоторые шутят, что хипстер – это разбогатевший инди-кид. В подростковом возрасте, когда дети еще учатся в школе и не работают (а если и подрабатывают, то их заработок оказывается, как правило, весьма небольшим), они не могут позволить себе шикарно одеваться, если только родители не дают им возможности делать это. Поэтому выходом для них становятся бюджетные магазины одежды, старые вещи, которые порой сидят на них странно, а выглядят аляповато.

Но когда у инди-кида появляется возможность покупать себе дорогие вещи (и мы говорим не только об одежде, но и о технике и пр.), он нередко начинает пользоваться этой возможностью. Так, к примеру, у хипстеров в ранг культа возведен бренд Apple. Можно сказать, что настоящий инди-кид не станет делать такую покупку даже в том случае, если у него появятся свободные средства. Хипстер же, напротив, никогда не упустит возможности приобрести себе самую последнюю модель.

Как создать образ в стиле инди?

Большинство людей с первого взгляда вряд ли смогут отличить инди-кида от хипстера. Эти направления не просто похожи, они являются родственными. Различает их только то, что хипстеры подвержены «брендомании», в то время как инди-киды всячески подчеркивают свою независимость (independence) от внешнего воздействия. Поэтому если вы собираетесь создать образ в стиле инди, то должны полностью отказаться от пользования дорогими вещами.