Писатель – хобби, творчество или престижная работа? Может ли писательская деятельность дать финансовую независимость Тише едешь - дальше будешь или наоборот.

Писатель – хобби, творчество или престижная работа? Может ли писательская деятельность дать финансовую независимость Тише едешь - дальше будешь или наоборот.

Остап Бендер в Крыму

Анатолий Вилинович Современная русская литература Дальнейшие похождения Остапа Бендера

Автор – член Международной ассоциации писателей , кинодраматург, журналист; киевлянин; писательской деятельностью занимается с 1983 года. Роман «Остап Бендер в Крыму» является продолжением предыдущей книги А. Вилиновича «Дальнейшие похождения Остапа Бендера», вышедшей в 1997 году.

Александр Михайлович Казбеги Зарубежная классика Отсутствует Нет данных

Цико впервые встретилась с прекрасным юношей, самоотверженно ее любящим, она убедилась, что он похитил ее не ради того, чтобы ее обесчестить, насильно завладеть ею, нет, истинная любовь заставила Гугуа ее похитить. А это в глазах каждой горской девушки – подвиг, заслуживающий похвал; к тому же его взгляд, излучавший силу, победил, подчинил ее против воли… Электронная версия произведения публикуется по изданию 1955 года.

Александр Михайлович Казбеги Зарубежная классика Отсутствует Нет данных

Писательское дарование и гражданская мужество Александра Казбеги особенно ярко проявились в его творческой деятельности 80-х годов XIX века. В его романах и рассказах с большой художественной силой передан внутренний мир героев, их чувства и переживания.

Лучшие страницы его романов «Отцеубийца», «Циция» посвящены жизни чеченцев, а повесть «Элисо» – целиком о чеченцах, к которым грузинский писатель относился с величайшей симпатией, хорошо знал их быт, обычаи и нравы. Электронная версия произведения публикуется по изданию 1955 года.

«Право записывать» – это книга статей, очерков, записей журналистки и писательницы Фриды Вигдоровой (1915–1965). Большая ее часть построена на архивных материалах – писательских и журналистских блокнотах, в которых проявилась одна из главных особенностей таланта Вигдоровой: абсолютный слух на людскую речь и способность художественно воспроизводить услышанное многоголосье.

В книгу включена также глава из ее неоконченной повести «Учитель». Помимо текстов Вигдоровой, в книгу вошли фрагменты воспоминаний, статей, выступлений, посвященных ее жизни, творчеству и деятельности. Большая часть материалов публикуется впервые. Тексты Фриды Вигдоровой публикуются с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

К. Д. Бальмонт

Евгений Аничков Критика Отсутствует

«Когда в марте 1912 г. в Петербурге праздновали двадцатипятилетие поэтической деятельности Бальмонта и стали в особой комиссии, куда входили и профессора, и критики, и поэты, обсуждать, что, собственно, он сделал, с какой-то поразительной ясностью обнаружилась значительность творчества этого вечно живого и вечно юного поэта.

Ведь, если подумать, с одной стороны, странно, что у него за плечами уже четверть века упорной писательской работы, а с другой стороны, и этот срок слишком короток, чтобы, столько наделать. „Я весны длю!“ – еще недавно уже маститым сорокалетним писателем воскликнул Бальмонт.

Да, вся его поэзия – неперестающая весна. Слово это так подходит к нему…».

Клуб частных расследований (Сезон 1)

Александр Николаев Ужасы и Мистика Отсутствует Нет данных

Журналист – фрилансер Игорь Зарубин – основное действующее лицо дискретного остросюжетного романа. Он обладает незаурядным писательским талантом, имеет хорошую физическую подготовку благодаря службе в спецназе и увлечению восточными единоборствами. Все это, и некоторые паранормальные способности, данные от природы, помогают ему распутывать сложные и необычные, сопряженные с мистикой, ситуации, в которых оказывается он сам и окружающие его люди.

Результаты подобной деятельности журналиста впоследствии становятся основой для его художественных публикаций. В Городе, который фигурирует в рассказах, Игорь Зарубин известен как писатель, журналист и человек, берущийся расследовать то, от чего отказываются официальные правоохранительные органы.

В этой полной опасностей работе ему помогает друг детства – ныне майор полиции, возглавляющий городской отдел по расследованию убийств – Алексей Успенцев. В шутку они называют друг друга Холмс и Ватсон. В процессе расследования одного из дел («Изумрудная скрижаль») они помогают попавшей в беду девушке – Даше Атанази.

Она становится третьей в их компании в качестве мисс Хадсон. После этого молодые люди образуют неформальный Клуб Частных Расследований. Продолжение следует!

Никита Николаевич Моисеев. Судьба страны в судьбе ученого

Александр Петров Биографии и Мемуары

Артур и Шерлок. Конан Дойл и создание Холмса

Майкл Симс Биографии и Мемуары Биография великого человека

Эта книга – прекрасный подарок всем почитателям знаменитого Шерлока Холмса. Написанная в стиле, напоминающем манеру его создателя, Артура Конан Дойла, она рассказывает поистине детективную историю о том, как молодой шотландский доктор стал писателем с мировым именем, а его герой – величайшим сыщиком всех времен и народов.

Погрузив читателя в атмосферу викторианской Англии, Майкл Симс вводит его в литературный и научный мир конца XIX века, знакомит с ближайшим окружением Артура Конан Дойла, с его лабораторией – медицинской и писательской. «Нет ничего важнее мелочей», – пишет автор.

И их в этой книге немало: многочисленные неизвестные факты из жизни Конан Дойла, детали деятельности прототипа Шерлока Холмса, разбор «маркетинговых» приемов, использовавшихся в «продвижении» революционных для своего времени повестей и рассказов о великом сыщике и многое другое.

Из книги вы также узнаете: Как звали Шерлока Холмса и Джона Ватсона изначально Чем отличается дедукция от индукции и дедуктивный ли метод на самом деле использовал великий сыщик Какие семейные тайны Артура Конан Дойла легли в основу его произведений Когда Холмс впервые появился «на публике» в своем знаменитом «охотничьем кепи» и почему это было совершенно неприлично Почему Артур Конан Дойл поссорился с первым издателем историй о великом детективе С кого самый известный иллюстратор книг о Шерлоке Холмсе Сидни Пэйджет списал «каноническое» изображение сыщика.

Ночные всадники. Нарушители закона (сборник)

Риджуэл Каллем Зарубежные приключения Классика приключенческого романа 1906, 1914

Риджуэл Каллем (1867–1943) – псевдоним американского литератора Сиднея Грейвза Бурхарда. По натуре авантюрист и страстный искатель приключений, он в семнадцатилетнем возрасте покинул Англию и, сраженный золотой лихорадкой в Трансваале, отправился в Южную Африку.

Множество приключений выпало на долю будущего писателя. Он участвовал в англо-бурской войне, затем, соблазненный перспективами страны Сагеней, этого канадского варианта Эльдорадо, пересек океан, чтобы попасть на Юкон, где чудом избежал голодной смерти; позднее замерзал на золотых приисках Клондайка.

Затем стал успешным скотоводом в Монтане, принимал участие в восстании индейских племен сиу… После успеха своего первого романа «Бочонок дьявола» (1903) решил посвятить себя писательскому ремеслу и за сорок лет творческой деятельности выпустил свыше трех десятков книг, большинство из которых можно отнести к жанру вестерна.

Действие романов «Ночные всадники» и «Нарушители закона», представленных в данном томе, происходит в XIX веке на бескрайних просторах канадских прерий. Их герои – ковбои и разбойники.

Аркадий Гайдар без мифов

Борис Камов Биографии и Мемуары Отсутствует

Борис Николаевич Камов представляет девятую, заключительную книгу о жизни, боевой деятельности и творчестве Аркадия Петровича Гайдара. Автор дает наиболее полное представление о создателе «Школы» и «Тимура», приоткрывает нам внутренний мир этого удивительного человека, описывает его нелегкий путь в литературу.

Большое место в книге отведено вопросам педагогики. Показано как система воспитания в семье Голиковых повлияла на педагогику шестнадцатилетнего командира Аркаши Голикова. Вершиной писательско-педагогической работы Гайдара стало создание образа Тимура: организатора, гуманиста, готового на самоотверженный поступок ради другого человека.

А счастливая семья изображена в «Голубой чашке». Настоящая книга адресована старшеклассникам, школьным учителям, воспитателям детских учреждений, студентам педвузов, библиотечным работникам и родителям. Но многие эпизоды могут быть интересны детям среднего и начального возраста – если кто-то будет им читать вслух дома, на уроке или после занятий.

politicsslashletters.live
  1. Никогда не используйте метафору, сравнение или другой речевой оборот, который вы часто видите на бумаге.
  2. Никогда не употребляйте длинное там, где можно обойтись коротким.
  3. Если можно выбросить слово, всегда избавляйтесь от него.
  4. Никогда не употребляйте пассивный залог, если можно использовать активный.
  5. Никогда не используйте заимствованные слова, научные или профессиональные термины, если их можно заменить лексикой из повседневного языка.
  6. Лучше нарушить любое из этих правил, чем написать нечто откровенно варварское.

devorbacutine.eu
  1. Используйте время совершенно незнакомого человека так, чтобы оно не казалось ему потраченным напрасно.
  2. Давайте читателю хотя бы одного героя, за которого хочется болеть душой.
  3. Каждый персонаж должен желать чего-то, пусть это всего лишь стакан воды.
  4. Каждое предложение должно служить одной из двух целей: раскрывать героя или двигать события вперёд.
  5. Начинайте как можно ближе к финалу.
  6. Будьте садистом. Какими бы милыми и невинными ни были ваши главные герои, поступайте с ними ужасно: читатель должен увидеть, из чего они сделаны.
  7. Пишите, чтобы угодить только одному человеку. Если вы откроете окно и займётесь, так сказать, любовью со всем миром, ваша история подхватит пневмонию.

Современный британский писатель, очень популярный среди поклонников фэнтези. Ключевая работа Муркока - многотомный цикл об Элрике из Мелнибонэ.

  1. Своё первое правило я позаимствовал у Теренса Хэнбери Уайта, автора «Меча в камне» и других произведений о короле Артуре. Оно было таким: читайте. Читайте всё, что попадается под руку. Я всегда советую людям, желающим писать фэнтези, или научную , или любовные романы, перестать читать эти жанры и взяться за всё остальное: от Джона Баньяна до Антонии Байетт.
  2. Найдите автора, которым восхищаетесь (моим был Конрад), и копируйте его сюжеты и героев для собственной истории. Будьте художником, который подражает мастеру, чтобы научиться рисовать.
  3. Если пишете сюжетно-ориентированную прозу, представляйте главных героев и основные темы в первой трети. Можете называть её введением.
  4. Развивайте темы и героев во второй трети - развитии произведения.
  5. Завершайте темы, раскрывайте тайны и прочее в финальной трети - развязке.
  6. Когда возможно, сопровождайте знакомства с героями и их философствования различными действиями. Это помогает сохранить драматическое напряжение.
  7. Кнутом и пряником: герои должны быть преследуемы (одержимостью или злодеем) и преследовать (идеи, объекты, личностей, тайны).

flavorwire.com

Американский писатель XX века. Прославился такими скандальными для своего времени произведениями, как «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна».

  1. Работайте над чем-то одним, пока не закончите.
  2. Не нервничайте. Работайте спокойно и с радостью, чем бы вы ни занимались.
  3. Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время.
  4. Когда , работайте.
  5. Цементируйте понемногу каждый день, вместо того чтобы вносить новые удобрения.
  6. Оставайтесь человеком! Встречайтесь с людьми, посещайте разные места, выпивайте, если хотите.
  7. Не превращайтесь в ломовую лошадь! Работайте только с удовольствием.
  8. Отступайте от плана, если вам это необходимо, но возвращайтесь к нему на следующий день. Фокусируйтесь. Конкретизируйте. Исключайте.
  9. Забудьте о книгах, которые хотите написать. Думайте только о той, что пишете.
  10. Пишите быстро и всегда. Рисование, музыка, друзья, кино - всё это после работы.

www.paperbackparis.com

Один из известнейших фантастов нашего времени. Из-под его пера вышли такие работы, как «Американские боги» и «Звёздная пыль». Впрочем, экранизировали .

  1. Пишите.
  2. Добавляйте слово за словом. Найдите подходящее слово, запишите его.
  3. Закончите то, что пишете. Чего бы вам это ни стоило, доведите начатое до конца.
  4. Отложите записи в сторону. Прочтите их, как будто делаете это впервые. Покажите работу друзьям, которые любят что-то подобное и чьё мнение вы уважаете.
  5. Запомните: когда люди говорят, что что-то неправильно или не работает, они почти всегда правы. Когда они объясняют, что именно не так и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
  6. Исправьте ошибки. Помните: вам придётся отпустить работу ещё до того, как она станет идеальной, и начать следующую. - это погоня за горизонтом. Двигайтесь дальше.
  7. Смейтесь над своими шутками.
  8. Главное правило письма: если вы творите с достаточной уверенностью в себе, можете делать что угодно. Это также может быть правилом всей жизни. Но для письма оно подходит лучше всего.

moiarussia.ru

Мастер короткой прозы и классик русской литературы, который едва ли нуждается в представлении.

  1. Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший - натуры нетронутые и неиспорченные.
  2. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи.
  3. Стать же писателем, которого печатают и читают, очень трудно. Для этого: будь и имей талант величиною хотя бы с чечевичное зерно. За отсутствием больших талантов дороги и маленькие.
  4. Если хочешь писать, то поступай так. Избери сначала тему. Тут дана тебе полная свобода. Можешь употребить произвол и даже самоуправство. Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены.
  5. Давая волю фантазии, придержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела. Растянутая резинка стирает карандаш нисколько не лучше нерастянутой.

www.reduxpictures.com
  1. Если вы ещё ребёнок, убедитесь, что . Тратьте на это больше времени, чем на что-либо ещё.
  2. Если вы взрослый, старайтесь читать свои работы так, как это делал бы незнакомец. Или ещё лучше - как читал бы их ваш враг.
  3. Не возвышайте своё «призвание». Вы либо можете писать хорошие предложения, либо нет. «Писательского образа жизни» не существует. Важно только то, что вы оставляете на странице.
  4. Между письмом и редактурой делайте существенные паузы.
  5. Пишите на компьютере, который не подключён к интернету.
  6. Защищайте рабочее время и пространство. Даже от самых важных для вас людей.
  7. Не путайте почести и достижения.

Однажды я стояла перед зеркалом – взрослая, образованная, имеющая семью и работу, и вдруг подумала: есть ли что-то за внешними ролями, какова моя глубинная суть. Тогда во мне и проснулся писатель, наружу стали выпрыгивать разные истории – смешные и грустные, сначала очень короткие, а потом и длинные. Я задавала вопросы, я искала ответы, мне очень хотелось делиться тем, как я вижу эту жизнь, наш мир. К моей радости, истории нашли отклик, мои рассказы появились в журналах и сборниках, а потом вышли первые книги.

Писательство стало для меня образом жизни, я пристально наблюдала, стараясь видеть скрытую сторону вещей, и рассказывала об этом. Сейчас, когда у меня вышло более пятнадцати книг, я могу назвать себя профессиональным писателем. У меня легко выходит работать в заданных сроках, я люблю рамки – это тонизирует, подпитывает трудолюбие, тренирует вдохновение. Но для меня всегда очень важно писать с радостью, с желанием заниматься именно этим делом. Все натужное – мертво, лишь со страстью рождается искусство. По натуре я не графоман (в хорошем смысле этого слова), потому порою мне требуется восстановление – время собирать камни.

Свою первую книгу я написала в шутку, за компанию – подруга предложила вместе поучаствовать в литературном конкурсе. Победителем тогда я не стала, но очень полюбила свой текст. Захотела ему счастливой судьбы и разослала по всем издательствам, которые принимали «самотёк» – рукописи начинающих авторов. Мне ответили из двух издательств, а через два года (тогда это казалось вечностью) в вышла моя первая книга. С тех пор я сотрудничаю с «Эксмо» и ИД «Фома».

По-прежнему есть трудности с публикацией текстов, выходящих за рамки имеющихся серий. Раскручивают тех, кто приносит доход, а доход приносят – раскрученные. Только творческий человек с изрядной чудинкой может прокрутить это кольцо, как хулахуп, не оказавшись при этом белкой в колесе.

Все трудности писательского дела – сложность продвижения, низкие гонорары и высоколобая критика – может окупить лишь счастливое время, проведённое наедине с текстами. Успех приходит лишь к тому, кто искренне любит свое дело. Тексты, как наши дети – мы можем создавать их, на первых порах делая всё для того, чтобы они нашли себя в этом мире. А дальше – отпускать и принимать как их горькие неудачи, так и великие успехи…

Писательство – хобби или работа?

Марика Ми, писатель

У меня не было, как у некоторых, какого-то переломного момента или озарения типа «Писать – это мое призвание». Но всю свою жизнь, сколько себя помню, я сочиняла истории, а как только научилась писать, стала их записывать.

Для меня писательство – это определенно работа. И, на мой взгляд, это один из ключевых моментов, который нужно осознавать. Если писательство рассматривать как , то это развлечение. Ты никому ничего не должен, пишешь, когда захочешь, сколько захочешь и как захочешь. Но и результат получается соответствующий. А когда ты после работы садишься ещё на несколько часов каждый день, несмотря ни на что – это уже никакое не хобби, а такая же работа. Конечно, есть и исключения, но обычно именно с таким отношением к писательству становятся профессионалами и добиваются публикаций и тиражей.

Но главное всё же - отношение. Я всегда относилась к написанию книг как к работе, пусть она пока не приносит денег или приносит, но мало.

Сложно описать какой-то «типичный» мой день, так как они зависят от остальной моей деятельности: учёбы, работы и т.д. Раньше я старалась ставить себе нормы по количеству слов, но отказалась от этого: редактура и обдумывание сюжета – не менее важные вещи, но в итоге отходят на второй план, так как вроде и не считаются.

Главные мои принципы: работать регулярно, заранее определённое количество времени, но при этом обязательно оставлять время на отдых, на «заточку пилы». Раньше я работала без выходных, но теперь хотя бы один день даже не открываю редактор и стараюсь не думать о тексте.

Вдохновение, конечно, важно. Но обычно оно приходит в процессе писательства. Делаешь себя чаю, нехотя садишься, расписываешься... И вскоре сама не замечаешь, как процесс пошел. А сидеть в Фейсбуке и ждать, когда же озарит, можно долго.

Отдельно хочу сказать про работу с аудиторией. Хочется нам этого или нет, но сейчас именно автору нужно работать над продвижением себя и своих произведений. Поэтому отдельным пунктом идёт общение с читателями: ЖЖ, писательская группа во ВКонтакте и т.д. Мне повезло: мне нравятся мои читатели и общаться с ними здорово, но иногда приходится писать пост через не хочу, особенно когда обещала и люди ждут.

Уверена, писательство вполне может стать основным источником дохода для автора в России – при хороших роялти и тиражах. Это не так нереально, как многим кажется. У меня достаточно много знакомых писателей, которые нигде больше не работают, только книги пишут. Но и такого, что с первой книги ты станешь миллионером (другой распространенный миф), не будет. Нужно работать, много писать и продвигать себя.

На одном англоязычном писательском сайте говорили, что настоящий успех приходит после седьмой книги. Может, это и преувеличение, но обычно 3-4 книги написать и опубликовать придётся, прежде чем сформируется своя аудитория и пойдет серьёзная отдача.

Можно ли научиться писать?

Началось всё с дедушки (он был достаточно известным поэтом) и теста по : в двенадцать лет получила результат – «быть вам писателем». Где я и где писатели? Но всё, что я делала, сводилось к стихам и зарисовкам. И всегда было ощущение, что донести идею и мысли будет грамотнее через произведение. Ребёнок быстрее примет ценности через сказку, например, чем через нотацию.

Для меня писательство, скорее, образ жизни. Я пишу всё и обо всём, заряжаю окружающих писать свою историю. В этом есть рабочая сторона, есть и увлеченческая. Одинаково жизненно писать для души, писать под заказ, вдохновлять, направлять, делиться тем, в чём осведомлена.

Можно ли научиться писать? Вижу на практике – можно. Если создать творческий фон, вдохновить на знакомство с теорией, подружить с практикой – это и будет эффективное обучение. Закончить литинститут для этого можно, но не обязательно. Важно найти среду, где ты развиваешься как творец. Кому-то подойдут жёсткие курсы, кому-то творческие, а кому-то структурированный институт.

Но курсы не дадут углублённых знаний по литературоведению. Зато дадут практику и внутреннюю кухню книгоиздания. Если вы знаете фундаментальные основы, практика ляжет в нужном направлении.

Писательский путь у всех разный. Иногда приходит женщина в метаниях: моё - не моё? А через несколько месяцев читаешь текст, разрывающий душу. У нас на писательской мастерской есть Ирина Кубанцева, вот её путь примерно такой.

Не важна профессия, важно желание. Вот Анна Воронина – , математик до кончиков пальцев, недавно и подумать не могла, что станет писать, а сегодня её стихи и сказки печатают СМИ и альманахи.

Любовь Холов, автор романа «Дорога к призванию», долго сомневалась: нужны ли её истории - девушки, которая приехала из российской глубинки в Америку? А сегодня тысячи читателей благодарят за книгу, вышедшую в питерском издательстве.

Ольга Струговщикова поставила задачу написать книгу, села и сделала – сила воли. Процесс от задумки до стадии «книга в руках» занял полгода.

Писательство – это больше, чем пересказ историй или создание воображаемых миров. Как сказал Николай Басов, роман – это лучшая модель жизни. А Кристофер Воглер считает, что автор через путешествие героя в произведении может протестировать свою жизнь, попробовать разные варианты и найти самый счастливый. Писательство формирует пространство и освобождает от сложностей. Пишите свою жизнь сами.

Как работает сценарист

Александр Молчанов, сценарист, драматург, создатель онлайн-киношколы Onlinefilmschool

Я работал главным редактором журнала «Новый Крокодил» и познакомился с Игорем Угольниковым, который тогда перезапускал «Фитиль». Игорь Станиславович пригласил меня писать для «Фитиля» и я написал три или четыре сценария, которые были сразу же сняты и вышли в эфир.

Сегодня профессия сценариста – это единственный способ для пишущего человека получить доступ к многомиллионной аудитории, творческую самореализацию и финансовую независимость. Никакие другие области творчества – ни театр, ни литература этого не дают.

Идеальная ситуация – когда сценарист придумывает идею фильма, пишет заявку, получает на эту заявку заказ от кинокомпании или телеканала, а потом пишет сценарий. В реальности сценаристу приходится на каждой стадии получать множество поправок и все их учитывать. Пишут писатели. Сценаристы в основном переписывают.

Самое важное в работе – услышать, что хочет заказчик. Сценарист всегда – часть творческой группы.

Нужно ли для работы вдохновение? Обязательно! Правда, вдохновение обычно посещает тех, кто год за годом, день за днём в одно и то же время садится за стол и пишет.

Серию сериала можно написать за неделю, полный метр – от трёх месяцев до полугода. Нужно учитывать, что многие сценаристы работают в режиме «то густо, то пусто». То три проекта одновременно, то полгода нет работы. Поэтому важно учиться распределять полученные гонорары и создать «подушку безопасности».

Три-четыре года назад конкуренции в этой сфере не было совсем. В профессию можно было войти с улицы, закончив киношколу или пройдя сценарные курсы. У работающих сценаристов выстраивалась очередь из заказчиков на два-три года. Сейчас сценаристов стало больше, а заказов – меньше. Соответственно, требования к сценаристам выросли. Тем не менее, это растущий рынок и профессия остаётся очень востребованной.

Что касается оплаты сценарного творчества: есть разные полные метры и разные сериалы. Есть артхаусные полные метры, которые снимаются с копеечным бюджетом, и есть полные метры-блокбастеры. И разброс гонорара - от двухсот-трехсот тысяч до пяти миллионов рублей. На телевидении есть дневной эфир, где серия стоит около 60 тысяч рублей, и есть прайм, на котором серия может стоить до четырехсот тысяч рублей. Роялти с проката в нашей индустрии нет. Это связано с особенностями нашего законодательства , по которому авторами фильма являются сценарист, режиссер и композитор, а роялти получают только композиторы.

Сколько может заработать писатель?

Путь от рукописи до публикации может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Когда книга написана, автор составляет синопсис (краткое описание книги, обычно его пишут на 1-2 страницы) и отправляет в издательства. Больше шансов получить публикацию, если писать для серии, которая уже выходит в ИД. Но и у новинки без серии есть шансы быть принятой.

Начинающий автор может рассчитывать на тираж 3-5 тысяч экземпляров и гонорар около 15-25 тысяч рублей (в некоторых случаях выплаты могут дойти до 50 тысяч). Если тираж допечатывают, то автор может получить дополнительную оплату. За последующие произведения можно рассчитывать на более высокий гонорар. Реже встречается вариант, когда автору платят только проценты с проданных экземпляров, но в этом случае деньги он получит только после реализации партии.

Гонорар напрямую зависит от тиража. Чем он больше, тем выше будет сумма в договоре. Автор, книги которого выходят в количестве 30-50 тысяч экземпляров, получит в 10 раз больше, чем начинающий. Так что рассчитывать на безбедную жизнь с первых же книг не приходится, для этого нужно имя.

Писатели говорят, что если вы можете не писать – не пишите. Но если вы постоянно придумываете различные истории и героев, создаёте образы, которые сами просятся на бумагу, попробуйте оформить свои мысли. Пусть это сначала будет хобби без обязательств. Но со временем оно может превратиться в полноценную занятость. Джоан Роулинг начала писать от безысходности. Вы знаете, к чему это привело.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

На заглавном фото: Стивен Кинг;

— Добрый день! Мною написано, подготовлено, издано несколько книг, публикаций. Имею возможности, опыт, навыки написания текстов больших объемов на заказ по различным темам. С пожеланием успехов, Петр, Москва.

Часто обращаются ко мне люди, кто желает помочь мне в писательской деятельности, а именно в написании книг на заказ. Это хорошо, что есть много желающих в творческой деятельности, кто напрямую связан с развитием и совершенствованием. Правда, есть не меньше причин, почему я предпочитаю работать самостоятельно. Постараюсь о них в этом материале рассказать.

Начнем с самой философской.

Во-первых, писательская деятельность – это мой путь Сердца (кто читал Карлоса Кастанеду, тот поймет!), по которому я должен пройти самостоятельно, встречая по дороге путников (соавторы, потенциальные клиенты), кто чему-то должен меня научить. То есть, написание книги на заказ – для меня это не совсем коммерческая сфера. Это, прежде всего, мой духовный рост, направленный на многочисленные озарения, инсайты, эксперименты и др.

Приведу простой пример.

Когда я решил сменить дизайн своего сайта и выбрал именно этот, то мой программист долго отговаривал меня, утверждая, что он не продажный и не принесет успеха. Я ему ответил так: “Главное, чтобы он резонировал с моим внутренним миром, а всё остальное – это второе и третье…”. Так и получилось. На моем пути встречались именно те люди, кто разделял мою точку зрения и с кем по творческому пути нам пришлось пройти какой-то отрезок времени. Написание книги на заказ – не может быть коммерческой сферой в том понимании, в каком мы привыкли видеть традиционный бизнес, ведь это не онлайн-магазин, это не торговая площадка по продаже косметики и прочей продукции. Нет. Здесь льется чистое творчество! Конечно, писатели питаются не воздухом, но тот писатель, который гонится за деньгами, перестает быть писателем. В результате, он может не состояться, ни как писатель, ни как бизнесмен. Именно потому что я не бизнесмен, то не нанимаю «на работу» третьих лиц и беру заказы индивидуально, которые больше всего помогут мне разобраться в тех или иных вещах.

Во-вторых, писатели – это не фрилансеры. Поверьте, далеко не все фрилансеры способны написать полноценную книгу, не говоря уже законченном художественном произведении. Также как далеко не все писатели напишут продающийся рекламный текст. К сожалению, некоторые, кто обращаются, относятся к писателям, как к фрилансерам: “А-а, там дешевле, пойду к нему”, забывая о качестве. Ведь мой индивидуальный подход направлен именно на качество литературного произведения. Иногда, ко мне обращаются с просьбой написать автобиографическую книгу за месяц, чтобы приурочить ее к какому-нибудь громкому пиар-событию. Я сразу говорю: “Нет”, потому что прекрасно знаю, что хорошие книги за месяц не пишутся. Дайте мне на выбор “три месяца” работ или “девять месяцев” – пожалуй, я выберу “двенадцать”. И всё ради качества! И ради творчества! Потому что хочется творить в удовольствие! Потому что писатель вкладывает душу в свое литературное произведение.

В-третьих, писатели – это состояние души. Именно поэтому я заговорил об индивидуальном подходе к литературному произведению, потому что потенциальный клиент приходит в проект со своей идеей, сюжетом, героями, также он приходит со своим настроением. Но если ваши души не объединяться на время написания книги в творческом порывы, то пиши-пропало: заказчик не получит того, чего хотел, а писатель останется неудовлетворенный своей работой. Именно поэтому – я выбираю индивидуальный подход с двухсторонним движением. И привлекать для меня третьих лиц, кто напишет книгу для кого-то на заказ или вообще отдать кому-то проект, преступлению подобно. Нет. Мне интересно работать с человеком tet-a-tet, чтобы только две души участвовали в этом творческом таинстве. Три человека – уже команда, а я человек, к счастью или сожалению, далеко не командный. Мне чуждо слово команда, особенно в таком деле, как написание литературного художественного произведения.