Художник василий поленов картины. От европейского романтизма – к русской лирике

Художник василий поленов картины. От европейского романтизма – к русской лирике
Художник василий поленов картины. От европейского романтизма – к русской лирике

С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...

Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.

Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".


«Воскрешение дочери Иаира»
1871
Холст, масло. 173 x 280 см
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.

В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.


«Московский дворик»
1877
Холст, масло на картоне 48,8 x 38,5

Москва



«Московский дворик»
1878г
Холст, масло. 64.5 x 80.1 см
Государственная Третьяковская галерея

Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.


«Бабушкин сад»
1878г
Холст, масло 54,7 х 65
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Заросший пруд»
1879г
Холст, масло 77 х 121,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.


«Ранний снег»
1891
Холст, масло. 48 x 85 см
Государственная Третьяковская галерея


«Золотая осень»
1893
Холст, масло 77 х 124
Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Таруса


«Пруд в парке. Ольшанка»
1877г
Дерево, масло 24 х 33,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Старая мельница»
1880
Холст, масло 88 х 135
Серпуховской историко-художественный музей
Серпухов


«На лодке. Абрамцево»
1880
Холст, масло. 58 x 106.5 см
Киевский государственный музей русского искусства


«Река Клязьма. Жуковка»
1888г
Холст, масло 38 х 46,7
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


«Русская деревня (Северная деревня)»
1889
Холст, масло 89 х 142

Саратов


«Часовня на берегу Оки»
1893
Холст, масло. 24 x 43 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


«Приволжский поселок»
1897
Холст, масло. 32 x 54 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - "...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Поленов дважды побывал в Палестине. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.


Сидящий Христос. 1880-е


Палестинский монах. 1886


Голова Христа. Около 1887

В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909).


«Христос и грешница (Кто без греха?)»
1888г.
Холст, масло 325 х 611
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.

Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в.
В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915).


«На Тивериадском (Генисаретском) озере»
1888г


«Тивериадское (Генисаретское) озеро»
1881
Холст, масло 31 х 63
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань


«Тивериадское (Генисаретское) озеро. Палестина»
1880-е
Холст, масло 72 х 127,9
Ярославский художественный музей
Ярославль


«Мечты»
Картина из серии «Из жизни Христа».
1894г.
Холст, масло 180 х 165
Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов

В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. "Натура, - вспоминал впоследствии Поленов, - устанавливалась надолго, и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным изучением и, по возможности, точной передачей натуры". "Не подумавши, ничего не начинать, а, начавши, не торопиться", - советовал педагог Поленову. Очевидно, Чистяков сумел передать своему ученику главное - профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы и, что не мало важно Поленов это смог усвоить.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному, мастерская компоновка и решение цвета, она носила черты жанровости, но была не доработка в замысле этой картины. Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж, и написал там, в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 г. звание академика. Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра 3). По окончанию войны поселился в Москве. После много путешествовал.

Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа" (красавица Венеция), представляющаяся (по его словам) "проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном". Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе покорившего его еще в период обучения в Академии художеств. С тех пор увлечение Веронезе не проходило, становясь, год от году все более осмысленным и целенаправленным. Поленов с его задатками колориста поражал огромный колористический дар венецианского художника, сила его живописи. "Какое тонкое чувство красок, - восхищался Поленов, - какое необыкновенное умение сочетания и подбора тонов, какая сила в них, какая свободная и широко развернутая композиция, при всем этом легкость кисти и работы, как я ни у кого не знаю!". Преклоняясь перед красотой колорита полотен Веронезе. После проследовал в Рим, но он его разочаровал. "Сам Рим... какой-то мертвый, отсталый, отживший, - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным. - Существует он... сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких средневековых городах... Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он как будто существует для иностранцев... О художественной жизни в современном смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу... Римский художник уже в первой своей картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не увлекают...". Поэтому в Риме не было создано ни одной картины.

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.

Гуманистическое дарование Поленова наконец-то раскрывается в свою полную силу и раскрывается именно на русской почве, обнаруживая при этом именно свой русский склад. Ему предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд".

Например, картина "Бабушкин сад" была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Она действительно, прежде всего, покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественность и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни. Слияние человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика. И те, и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником.

А вот картина "Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую "незначительную" вещь, как "Московский дворик", написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время", - сетовал Поленов. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, какое будущее, ждёт это произведение, что именно она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа.В этой картине автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в густой зелени травы ребятишки, вот-вот тронется в путь запряженная в телегу лошадь... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.

Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , – говорил Василий Дмитриевич, – «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте – он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» – «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь – Создатель мира, но как просто передает это Поленов! – Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, – заплаканной, оцепеневшей, – прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.

Выдающийся русский художник Василий Поленов ушел из жизни ровно 89 лет назад – 18 июля 1927 года.

«Бабушкин сад» (1879)

Еще одна известная картина художника, также хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена публике всего лишь через год после завершения «Московского дворика». При этом обе работы перекликаются между собой. В «Бабушкином саду» усадебный дом, окружённый садом, тот же, что и в «Московском дворике».

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации.

«Бабушкин сад» перекликается с другой картиной мастера. Фото: Commons.wikimedia.org

«Заросший пруд» (1879)

Полотно «Заросший пруд» Поленов начал писать еще до своего отъезда на русско-турецкую войну. Летом 1977 года живописец провел в деревне Петушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший основной для картины. Спустя некоторое время в Москве Поленов вдохновился прелестью старого сада на окраине города. Это настроение он и перенес в старый этюд.

На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане - берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане - тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина.

Работу выставили на той же выставке передвижников что и «Бабушкин сад». Позднее свой «Заросший пруд» написал и ученик Поленова Левитан.

Заросший пруд впоследствии писали несколько художников. Фото: Commons.wikimedia.org

«Христос и грешница» (1887)

Поленов еще в юношеские годы был впечатлен картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Тогда и у него зародилась идея создать полотно, способное воздействовать на зрителя силой драматизма. Поленов считал, что такая работа отвечала бы духовным потребностям людей.

Картина «Христос и грешница» была показана на выставке передвижников в феврале 1887 года. При этом изначально цензурой она была осуждена, но за работу Поленова вступился Александр III. Он был в восторге от полотна и даже приобрел его для своего музея.

Сам Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Поленов перед написанием картины посещал Египет, Палестину и Сирию. Там он изучал местный быт, нравы. Это помогло ему создать на полотне исторически достоверную обстановку.

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.)

Изначально эта работа мастера была не по нраву цензуре. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

Картина, которая стала символом русской природы. Фото: Commons.wikimedia.org

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /1 июня/ 1844 года в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец - Дмитрий Васильевич Поленов /1806–1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать - Мария Алексеевна Поленова /1816–1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова, была детской писательницей и талантливой художницей.

Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П. П. Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга - Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии.

За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой », - писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.

80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И. Левитана, К. Коровина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Иванова.

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.

Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.

Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил ».

Хроника жизни

1855
Постройка дома в имении Имоченцы Олонецкой губернии.

1858
Знакомство с картиной А. А. Иванова «Явление Христа народу», выставленной в Академии художеств в Петербурге.

1859
Начало уроков рисования и живописи у П. П. Чистякова. Посещение класса Ф. И. Иордана в Академии художеств.

1861–1863
Переезд в Петрозаводск. Окончание гимназии, экстерном получен аттестат для поступления в университет.

1863
Одновременное поступление на физико-математический (юридический) факультет Петербургского университета и в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Знакомство с И. Е. Репиным.

1864
Перевод в натурный класс Академии художеств.

1865–1871
Учеба в Академии художеств у А. Т. Маркова, П. В. Васина, П. М. Шамшина, А. Е. Бейдемана, К. В. Венига.

1868
Возобновление занятий в университете на юридическом факультете.

1869
Малая золотая медаль за программу «Иов и его друзья» в Академии художеств.

1871
Окончание Петербургского университета со званием кандидата прав. Окончание Академии художеств со званием «живописца портретного и исторического жанров». Большая золотая медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право от Академии на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

1872–1876
Пенсионерская командировка.

1872–1873
Путешествие по Германии и Швейцарии, Италии. Рим: первый живописный эскиз для картины «Христос и грешница». Знакомство с С. И. и Е. Г. Мамонтовыми.

1873–1876
Париж. Работа в мастерской Репина на Монмартре, затем – в своей мастерской.

1873
Первое посещение подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Поездка в Париж.

1874
Картина «Право господина» выставлена на Весеннем Салоне в Париже. Посещение вечеров в доме А. П. Боголюбова. Знакомство с А. К. Толстым, В. А. Серовым, И. С. Тургеневым; салон Полины Виардо, встречи с Эмилем Золя, Эрнестом Ренаном.

июль – август
Вёль в Нормандии: этюд «Белая лошадка».

1875
Создание картины «Арест гугенотки Жакобин де Монтебелъ, графини д’Этремон». Поездка в Лондон. Работа над картинами "Заговор гёзов", "Блудный сын" (не закончены), «Семейное горе».

1876–1877
Участие в качестве добровольца Cербо-Черногорско-Турецкой войне, где находится до конца ноября. За участие в сражениях был награжден медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Во время пребывания на фронте выполняет этюды маслом и многочисленные рисунки.
Работа над картиной «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе».
Выставка в Академии художеств картин и этюдов, выполненных в пенсионерский период. Звание академика.

1877–1878
Переезд в Москву. Создание картин «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка (художник-декоратор и актер).

1879
Создание картины «Заросший пруд». Жизнь летом в Абрамцеве.

1880–1881
Работа над картиной «Больная». Жизнь летом в Абрамцеве. Создание архитектурного проекта и эскизов внутреннего убранства церкви в Абрамцеве.

1881–1882
Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной «Христос и грешница»: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина и Сирия, Греция.

1882
Участие в создании интерьера церкви в Абрамцеве. Женитьба на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858–1931). Начало преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Ученики: А. Я Головин, К. А Коровин, И. И. Левитан, Л. О. Пастернак, Э. М. Татевосян и др. Создание эскизов декораций к спектаклю мамонтовского кружка «Алая роза» по пьесе С. И. Мамонтова.

1883–1884
Поездка в Италию. Работа над эскизами и этюдами для картины «Христос и грешница» в мастерской в Риме. Участие осенью 1884 года в создании Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Рисовальные вечера в доме Поленовых.

1885
Выставка этюдов из путешествия на Восток 1881–1882 годов (ТПХВ). Создание в размер полотна графического варианта (уголь) картины «Христос и грешница».

1886
Заканчивает картину «Больная». Работа над картиной «Христос и грешница» в московском доме С. И. Мамонтова.

1887
Картина «Христос и грешница» – на выставке ТПХВ.
Путешествие с К. А. Коровиным по Оке.

1888
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме. Совместная работа с К. А. Коровиным, И. С. Остроуховым, В. А. Серовым, И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым. Завершение работы над картиной «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

1889
Лето – на даче в Жуковке на Клязьме.

1890
Париж. Картина «На Генисаретском озере» («Мечты») – на выставке в Салоне Мейсонье.
Покупка имения Бёхово на Оке; обмен с местными крестьянами земли Бёхова на земли на берегу Оки.

1890–1910
Работает над картинами цикла «Из жизни Христа» и одновременно над рукописью «Иисус из Галилеи».

1891
Работа по реорганизации Академии художеств.
Начало строительства по собственному проекту усадебного дома в Борке. Создание картины «Ранний снег».

1892–1893
Обустройство дома в усадьбе Борок как музея.
Создание картин «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень». Работа над проектом церкви технического училища в городе Кологрив Костромской губернии.

1894
Окончание работы над картиной «Мечты».

ноябрь
Поездка в Рим.

1895
Рим: работа над картиной «Среди учителей». Строительство Адмиралтейства и Фахверка в усадьбе Борок.

май
Путешествие в Париж.

1896
Окончание работы над картиной «Среди учителей».

1897–1898
Эскизы декораций к «Орфею» Глюка в Русской частной опере С. И. Мамонтова. Начало работы в Комитете по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве.

1899
Второе путешествие на Восток. Продолжение работы над циклом картин «Из жизни Христа».

1902
Работа над проектом стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.

1903
Создание проекта церкви для села Бёхово.

1904
Строительство по своему проекту мастерской – Аббатства – в усадьбе Борок. Продолжение работы над евангельским циклом.

1906
Завершение строительства церкви в селе Бёхове.
«Мое художественное завещание». Постановка оперы Поленова «Призраки Эллады» в большом зале Московской консерватории.

1907
Освящение храма Святой Троицы в Бёхове.
Путешествие по городам Германии и Италии.

1909–1910
Выставки картин цикла «Из жизни Христа» (Петербург, Москва, Прага).

1910
Путешествие по городам Германии.

1911
Путешествие по городам Франции, Испании, Греции. На средства Поленова строится школа в селе Страхово, расположенном рядом с Бёховым.

1914
Выставка картин цикла «Из жизни Христа» в Москве в пользу раненых солдат Первой мировой войн.

1915
Строительство дома для Секции содействия фабричным и деревенским театрам (с 1921-го – Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова) по проекту Поленова в Москве на участке земли, купленном на его средства.

1918–1919
Жизнь в усадьбе Борок. Работа поленовского крестьянского театра.

1920–1921
Работа над световым театром-диорамой «Кругосветное путешествие»: создано 65 картин.

1924
Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к восьмидесятилетию со дня рождения художника.

1926
Присвоение Поленову звания Народного художника Республики.

1927
июль
18 июля - кончина художника в Борке: похоронен на кладбище в Бёхове.

1939
Дар государству от семьи Поленовых коллекций музея. Усадьба Борок переименована в музей В. Д. Поленова.