Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву. Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: татары

Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву. Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: татары
Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву. Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: татары

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента - цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии.

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство . Прекрасно используя художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды - это и воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи (хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного искусства является техника бугорчатой скани , в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно изготовляли только дорогие и ценные украшения.

Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики , которое имеет древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков - булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая узорчатая обувь в XVI - XVII веках составляла часть парадной одежды не только татарской, но и русской знати.

Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов .

Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале XIX века широкое распространение получает золотое шитьё. Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики отличаются женские головные уборы - калфаки, узор вышивки в которых, создавался контрастом длинных и коротких стежков, сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами - декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти священные изречения, написанные масляными красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило, использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место - над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.

В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном искусстве республики Татарстан занимает творчество профессиональных художников, которые обращаются к традициям татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции народного искусства играют определяющую роль в формировании облика современного искусства Татарстана и его национального своеобразия.

Интересуетесь ли вы историей, культурой и традициями татарского народа, нашего края? Знаете ли, как делалась традиционная татарская обувь – сапоги-ичиги и туфли-башмаки? Чем отличаются татарские лапти от русских? Почему у женского головного убора – калфака – разные размеры? Чтобы все это узнать, Вам необходимо побывать на нашей выставке «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» - «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар».

На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочн ый промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью.

В Национальном музее РТ сохранилась одна из крупнейших коллекций изделий и инструментария татарских мастеров. Многие из них представляют традиционные промыслы, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение.

В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику.

На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров.
Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других.

Создатели выставки надеются, что она будет интересна посетителю не только своим содержанием, но также интерактивными зонами. На выставке проводятся мастер-классы по золотошвейному делу, кожаной мозаике, резьбе по дереву, каллиграфии; музейные занятия «Мы за чаем не скучаем», «В гостях у печки»; интерактивные театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция».

Есть в Алексеевском районе предприятие, где мало того, что все делают в ручную, так ещё и на артефактах. Станки, как и способ производства здесь не менялись с момента основания. Раньше были тысячи ткацких фабрик по всей стране. Постепенно ручной труд стали считать пережитком прошлого, заменили машинным. Фабрика ручного ткачества в Алексеевском районе Татарстана, одна из трёх в России, которая существует до сих пор. И самая старая из этих трёх. Фабрике в Шахунье 45 лет, в Череповце 77 лет, Алексеевской будет 90.

За 90 лет здесь поменялись только люди и сырье. Все остальное - станки, здание с тех времён. Располагается фабрика на втором этаже. Раньше занимали и первый, но пришлось отдать в аренду продуктовому магазину. Руководство говорит, что арендная плата помогает выжить, производство прибыльным не назовёшь - продукция на любителя. Хотя стоит фантастических денег. К примеру, полотенце сотканное в бранной технике (это самая трудоемкая работа, когда каждую ниточку ткачиха вручную вплетает в полотно, создавая узор) стоит 5500 рублей. Это средняя цена, в зависимости от сложности узора стоимость может доходить до 10 тысяч! Но есть и бюджетные варианты - по 300-500 рублей.

Сказать, что это большую прибыль нам приносит, что на этом можно заработать - нет. Легче закрыть производство, как многие сделали. Просто республика поддерживает народные промыслы - заказами обеспечивает, все гости, которые приезжают в Татарстан получают подарочные наборы - скатерти, салфетки. Ни один сабантуй без именного полотенца-рушника не обходится, - говорит Елизавета Терентьева, менеджер Алексеевской фабрики ручного ткачества.
За станками 10 мастериц, несмотря на высокую цену, по которой продают их товар, зарплата у них не высокая - 10 тысяч рублей в месяц. Поэтому и работают здесь одни пенсионеры.

Алексеевская фабрика - это, пожалуй, единственная фабрика в истинном понимании этого слова - имеющая сотрудников, помещения. Все остальные, например, фабрика национальной обуви в Арске, «рассыпались» на частных предпринимателей. Это выгоднее - мастерскую можно обустроить прямо в квартире, ручной труд не требует больших площадей. Но только до того момента пока мастер не обрастёт заказами. Вот тогда нужно нанимать сотрудников, арендовать помещение. Правда до этой стадии редкий бизнес доживает.

Я занимаюсь татарской кожаной мозаикой третий год. До этого - с 1992 года я был сапожником. Первый год самый тяжёлый. На этой стадии все закрываются - изделия тяжело реализовать, пока кто узнает чем ты занимаешься… Меня поддерживало моё ателье, я занимался ремонтом обуви и только поэтому выжил, - рассказывает историю своего дела мастер Рустем Емелеев. Он шьет обувь, сумки, кожгалантерею с татарским национальным орнаментом.

Ичиги - татарские сапоги стоят 30 тысяч рублей. Чувяки - «балетки» по современному - 2500. 70% от этой суммы расходные материалы, зарплата, аренда, налоги. 30% наценка производителя.

Иногда в сувенирные магазины отдаём по оптовой цене и там прибыль 8-10%. Так бывает зимой, когда не сезон. Идёшь к оптовикам только ради денежного оборота. Сказать, что это прибыльный бизнес нельзя - продал товар, купил материал, заплатил зарплату, - говорит Емелеев.

Мастеров народных промыслов в Татарстане поддерживают на государственном уровне. В прошлом году Рустем Емелеев получил грант в 300 тысяч рублей, в этом тоже планирует подать документы.

Для надомников - это очень хорошие деньги, но для производителей - это мало, хотя и на этом большое спасибо, я швейные машины на эти деньги обновил, - рассказывает предприниматель.

Государственную поддержку получают именно мастера, которые работают по традиционным методикам. Общий объем грантов - 3-4 млн рублей в год.

Есть изделия художественных промыслов, а есть сувенирная продукция. На сувенирной тюбетейке золотой краской наштамповали рисунок, а на тюбетейке от мастера золотое шитье. «Сувенирка» стоит 200 рублей, а изделие народного художественного промысла от 1000 рублей. По стоимости оно не может конкурировать с сувенирной продукцией, поэтому мастерам, которые занимаются традиционными ремёслами оказывается государственная поддержка. Иначе мы можем потерять этих мастеров, утратить технику, - говорит Нури Мустафаев, директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

Впрочем, за грантами бегут не все. Ремесленники жалуются на сложную процедуру отчётов и называют гранты «крючком», на который их хотят посадить.

Ты за него должен отчитаться - куда потратил, что купил, сколько людей взял на работу, сколько денег заработал… А если не заработал, потому что не смог продать? Я занимаюсь резьбой по дереву, мне нужен хороший ЧПУ станок, он стоит 1,5 миллиона рублей, а дают только 300 тысяч. Мне не хватает, я должен добавить. Но свои деньги по договору добавить я не могу, надо взять у них же кредит. Зачем это мне нужно? - размышляет мастер резьбы по дереву Александ Гаврилов.

По словам Гаврилова гранты хороши для тех кто занимается «мелочью» - они смогут отбить деньги быстро.

Кто покупает изделия художественных промыслов? Дорогие эксклюзивные вещи туристы в Казани редко покупают. Эти товары обычно реализуют на выездных выставках или мероприятиях, которые устраивают татарские организации зарубежом или в регионах России. Среди туристов в Татарстане хорошо расходятся недорогие вещицы ручной работы - украшения, предметы одежды - их берут для себя и на подарки.

Самый ходовой товар - это тот который можно использовать или носить - одежда, кошельки, чашки, тарелки. Вот это люди покупают. Предметы искусства - нет, - советует Нури Мустафаев тем, кто собирается заняться народными промыслами. Причём, ориентироваться лучше на женщин - они оставляют в лавках больше денег, чем мужчины. Максимум на что тратится сильный пол - магнитик. Но магнитики если они сделаны не в ручную из кожи, дерева или металла и не имеют ярко выраженного национального орнамента, к народным промыслам отношения не имеют - это сувениры.

Эти слова подтверждает и Гаврилов. Для художников сейчас не самые лучшие времена.

Раньше мы делали яблочки деревянные, которые все любили. Но сегодня даже они не продаются. Я их поставил за 800 рублей, они 8 месяцев стоят и не продаются. Скорее всего не до художественных произведений сейчас - поесть, одеться, отдохнуть съездить. Вот о чем люди думают, - говорит мастер.

Сейчас Гаврилов кроме яблок пытается продать панно из дерева «Шурале». Над ним он работал 3 года. Первоначально установил цену 2 миллиона рублей, сейчас снизил до 1,2 миллионов. Ждёт покупателей.

Кстати о магнитиках. Пока все магнитики, кружки, ложки с видами казанских достопримечательностей - то, без чего не уезжает ни один турист - из Китая. В Поднебесную отправляют каталоги с изображениями, обратно вагонами везут готовую продукцию. Сейчас хотят изменить ситуацию. Полностью перейти на собственное производство не получится, делать все здесь - это слишком дорого. Поэтому хотят начать с того, что там закупать только фурнитуру, а орнамент наносить уже здесь.

1 июля мы объявим конкурс на лучший сувенир Татарстана. Это будет способствовать тому, чтобы сувенирная продукция стала ярче и разнообразней. Мы надеемся, что вытесним с рынка китайскую продукцию, - говорит директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

На сегодняшний день в Татарстане в народных художественных промыслах трудятся 1500 человек. Ни одно ремесло не утеряно, но утерян вкус у потребителя. Он не видит разницы между штамповой и настоящей ручной работой, сетуют художники, и часто выбирает китайскую подделку вместо произведений искусства. Чтобы показать разницу, в лавках художники начали выставлять рядом со своими изделиями дешёвые аналоги. Цель двойная, а не только чтобы просветить покупателя. «Накрутка» на них 100% - 200%, но получается все равно намного дешевле, чем собственный продукт. Доход с их продажи помогает оправдать свои затраты.

Андрианова Арина, Макарова Дарья

Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Скачать:

Предварительный просмотр:

III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

исследовательская работа

Работу выполнили

Андрианова Арина, Макарова Дарья

ученицы 5 класса

МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

Руководитель работы

Андрианова Ирина Кабировна

учитель изобразительного искусства

Российская Федерация

Чистополь, РТ-2016

Полное название темы работы

Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву

Название секции

«Язык звуков и красок»

Тип работы

Исследовательская работа

Возрастная номинация

10-12 лет

Андрианова Арина,

Макарова Дарья

Место учебы

МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

Класс

Место выполнения работы

Кружок «Палитра»

Руководитель работы

Андрианова Ирина Кабировна

учитель изобразительного искусства МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

E-mail: [email protected]

I. Введение…………………………………………………………………4

II. Теоретическая часть

1. Особенности народного промысла нашего края………………………5

1.1. История возникновения росписи по дереву………………………….5

1.2. Особенности татарского орнамента ………………………………….7

III. Практическая часть

1. Практическая значимость народного промысла……………………… 10

Материал изделия ………………………………………. …………………10

IV. Выводы…………………………………………………………………..11

V. Источники………………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Методы: - метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;

метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Теоретическая часть.

  1. Особенности народного промысла нашего края.

История возникновения росписи по дереву

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества - искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.

Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921-1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII - начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия - пропильная европейского происхождения.

Основные средства декорирования татарских построек - стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора - создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно - своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.

Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.

Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе - балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета - красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев - роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи - "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.

Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)

1.2. Особенности татарского орнамента

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.

Сетчатая (ковровая).

Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.

Композиция в виде цветочного букета.

Цвет:

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.

Практическая часть.

2.1. Практическая значимость росписи по дереву

Что необходимо мастеру:

Материалы. Основной материал для росписи - краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты.

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,

Плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.

Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой.

Вывод:

Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта.

Заключение

Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились.

Список использованной литературы

1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

2. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.

4. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002. – 104 с.

5.Культура народов Татарстана\авт.-сост. Л.А.Харисова. – Казань, 2005. – 367с.

6.Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы». - Казань, 1995

7.Народный промысел.: - Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Palace Editions, 2000 г.- 12 с.

8.Фуад Валеев. «Татарский народный орнамент». - Казань, 2002

Приложение

Рис.1

Примеры слияния геометрического и растительного орнаментов

Растительный орнамент

Рис.2

Примеры разновидностей татарского орнамента

Рис.3

Современные образцы росписи по дереву


Набор тарелок с татарским орнаментом

В мае 2010 года Татарстан отметит свой юбилей. Вот уже 90 лет народ нашей республики достойно творит историю родного края и хранит традиции отцов. В последнее десятилетие особое внимание уделяется возрождению народных промыслов.

В Казани с каждым годом выявляется все больше мастеров и любителей вышивки, бисероплетения, кожевенного дела. Для их объединения и юридической поддержки в 2002 году была создана Палата ремесел РТ. Инициатор ее создания и директор, Нури Мустафаев, делится воспоминаниями.

В 1998 году, будучи заместителем министра экономики РТ и директором департамента малого и среднего бизнеса, я заметил, что часть представителей бизнеса занимаются выпуском сувенирной продукции. Фабрики и комбинаты, выпускавшие ранее продукцию традиционных промыслов, в 90-е годы разорились. Снизилась покупательская способность, рынки были уничтожены, была потеряна поддержка государства. Тем не менее, остались энтузиасты. Тогда мы с рабочей группой обратились в правительство РТ с просьбой учредить Художественный совет и подготовить программу господдержки народных промыслов и ремесел. Правительство пошло нам навстречу. В Художественный совет вошли Зиля Валеева, Гузель Сулейманова, ведущие эксперты Министерства культуры, музеев. Программу мы разрабатывали совместными усилиями, она была принята 30 декабря 1999 года. Она предусматривала создание инфраструктуры государственной поддержки народных промыслов. Ведь художнику некуда было обратиться, чтобы представить свой продукт на экспертизу, получить консультацию, заручиться поддержкой государства хотя бы в виде материальной помощи по оплате выставочных мероприятий. Палата ремесел - один из шагов реализации этой программы.

- Нури Амдиевич, как вы искали мастеров?

По выпускаемой продукции, по публикациям в СМИ, призывали их обращаться в департамент поддержки предпринимательства. Первоначально в Палату входило 43 человека. На сегодняшний день насчитывается 380 членов-мастеров, художников, ремесленников различных направлений. Они изготовляли свои работы с применением татарских и русских традиционных орнаментов, форм, которые ярко свидетельствуют: это продукт Республики Татарстан, его сделали наши люди.

Первым серьезным шагом стало издание книги «Татарский народный орнамент». Книга стала базовой для многих мастеров, она представляет собой историю татарского народного орнамента с архаичных времен до наших дней. Затем был издан каталог с фотографиями первых мастеров, их именами. Всего около 22 человек: кожевенники, ювелиры, лозоплетенщики и т.д. Через два года в новоизданном каталоге рассказывалось уже о 180 мастерах.

- На каких выставках довелось показать наши татарстанские изделия?

В 2002 году наша экспозиция впервые выехала во Францию, в Дижон. Эта выставка стала открытием не столько для нас, сколько для французов. Они увидели, что в России есть не только матрешки, балалайки, подносы и самовары. Россия богата и альтернативными промыслами! Нами был представлен восточный орнамент. Народ валом валил на «Дни Татарстана». Как сейчас помню: стою на сцене и вижу, как полицейский опускает шлагбаум и говорит: нет мест! Причем стоячих! Затем выставки стали регулярными: Германия, Португалия, Италия, Польша, Испания. Мастера, бывало, изготовляли изделия прямо на выставке. Вышивали золотом, вязали. Нашему переводчику сложно было бегать 30 метров туда, 30 метров обратно. Мы вызывали живой интерес. Достаточно сказать, что через три-четыре дня мы увидели в кафе, на дискотеках у молодежи наши тюбетейки! Кстати, в декабре прошлого года мы были награждены международным призом за совершенствование предпринимательства и сервиса в номинации «Народники».

- Какие еще мероприятия планируются по распространению культуры среди масс?

После образования Палаты ремесел был создан Государственный центр народных художественных промыслов. Летом планируется выездная вы-ставка в места компактного проживания татар: Екатеринбург, Тюмень, Тобол, города Поволжья и Центральная Россия. Первого апреля открылась Школа ремесел. А Палата ремесел снимает фильмы о промыслах.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В Россию из Египта бисер привез Ломоносов. Техника плетения украшений строго держалась в секрете каждой девушкой. Позже бисероплетение прижилось и у татар, изначально не являясь их народным промыслом. Постепенно оно вбирало в себя татарские традиции. В Татарстане украшения из бисера одновременно носят следы и православной, и мусульманской культур. Бисерные произведения искусства сегодня можно найти на любой казанской ярмарке, посвященной народным промыслам. За последний месяц выставки проводились и в Арт-галерее, и в Центре русского фольклора, и в Национальном выставочном центре.

Современные мастера рассказывают, что повальное увлечение бисером в Казани началось лет 12 назад. В моду входили фенечки в стиле хиппи. У многих любителей плетения из бисера все начиналось именно с них. Нитки были доступнее бусинок. Тогда не было ни литературы, ни хорошего бисера. Лучшим бисером считается чешский, сейчас он свободно продается в специальных магазинах. Пользуется спросом и бисер с Тайваня.

Инна Черняева - мастер РТ по бисероплетению, член Палаты ремесел. Сама она родом из Рязани, в Казани живет около девяти лет. Ее работы в числе прочих представляли Татарстан на международных мероприятиях. Основная работа Инны - педагог в центре детского творчества Азино. Кроме этого она проводит мастер-классы для взрослых.

Инна ломает стереотипные представления о том, что бисеро-плетение - занятие девочек начальной школы и пенсионерок. Она молодая женщина, весной хочет открывать свой магазин для продажи изделий из бисера. Инна Черняева не включает в свои работы ни русских, ни татарских орнаментов. Ее основное направление - бижутерия. Она рассказала о татарских традициях в бисероплетении как наблюдатель.

Есть изделия среди моих работ, которые в Татарстане считают традиционно своими. Хотя, честно говоря, я их подсмотрела у ирландцев. Работы с малазитом и бисером зеленого цвета татарстанцы тоже определяют как свои. У нас в республике татары любят украшения, которые закрывают шею и грудь. Выезжая в Москву на Сабантуй, я заметила, что там представителям татарской диаспоры больше по душе длинные бусы.

- Чем выделяются наши мастера на выездных выставках?

Наши мастера очень самобытны. Они надевают национальные костюмы. Кроме того, подавляющее их число не опускаются до того, чтобы привозить на выставку изделия, сделанные в Китае. Наши художники все делают своими руками. Во всех изделиях прослеживается казанская линия. Например, ювелир Ирина Васильева вывозит исключительно то, что носили казанские татары. Ну и, конечно, у татарстанских изделий более богатые узоры и яркие краски.

Существует несколько школ бисеро-плетения: московская, питерская, западная… Если бы существовала казанская школа, что было бы ее отличительной чертой?

Во-первых, вышивка (в том числе бисером) на бархате традиционных цветов: синий, бордовый, зеленый. Во-вторых, украшения, закрывающие грудь и шею.

Душа народа живет в танцах, песнях и несомненно в произведениях искусства, сделанных своими руками. Национальная культура жива до тех пор, пока она передается из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение.

Радует, что в Татарстане не забывают о поддержании духовного и культурного наследия. Девяностолетний рубеж мы перешагиваем, не потеряв своей самобытности, своего лица.

МАРИЯ МАКСИМОВА, «ИТ»