Дать толкование термина гротеск. Гротескный

Дать толкование термина гротеск. Гротескный
Дать толкование термина гротеск. Гротескный

Гротеск это вид условной фантастической образности, демонстративно нарушающий принципы правдоподобия, в котором причудливо и алогично сочетаются не сочетаемые в реальности образные планы и художественные детали. Гротеском были названы орнаменты , обнаруженные в конце 15 века. Рафаэлем при раскопках древнеримских терм Тита. Отличительный признак этих изображений - свободное сочетание живописных элементов: человеческие формы переходили в животные и растительные, фигуры людей вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с химерами и причудливыми строениями. Эти орнаменты упоминает в своей книге Б.Челлини («Жизнь Бенвенуто Челлини», 1558-65), об их особенностях пишет И.В.Гёте, называя их арабесками. Перенесение термина в область литературы и настоящий расцвет этого вида образности происходит в эпоху романтизма Ф.Шлегель в «Письме о романе» (1800) рассматривает гротеск как выражение духа времени, его единственное, наряду с «личными признаниями», романтическое порождение. На гротеск, как на характерную особенность литературы романтической, в отличие от «формы мертвой» - литературы классической, указывает в ставшем манифестом французского романтизма «Предисловии к драме «Кромвель» (1827) В.Гюгх. К проблеме гротеска обращался Ш.Бодлер в статье «О природе смеха и о комическом в пластических искусствах», противопоставив смех как «просто комическое» гротеск как «абсолютно комическому». Особенно популярным термин гротеск стал в 20 веке, первоначально в связи с новаторскими явлениями в театральном искусстве (В.Э.Мейерхольд), впоследствии в связи с распространением идей, выраженных в книге М.М.Бахтина о Ф.Рабле (1965).

Гротеск мог возникать в тех жанрах литературы, где неправдоподобность вымысла была очевидна и автору, и читателю (слушателю). Таковы комические жанры античности (к гротескным произведениям могут быть отнесены комедии Аристофана, «Золотой осел» (2 век), Апулея, юмористические и сатирические произведения эпохи Возрождения, небылицы фольклора. Начиная с 18 века гротеск строится в основном на нарушении принятой системы воспроизведения действительности, с которой фантастика вступает в своеобразный конфликт (гротескные повести Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, «История одного города», 1869-70, М.Е.Салтыкова-Щедрина). Гротеск может быть юмористическим , когда с помощью фантастики подчеркивается расхождение наличного и должного или когда в фантастических формах внешности и поведения персонажей буквально воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение. Однако именно в сатире, направленной по большей части на осмеяние социальных пороков, где фантастические образы выступают в наиболее обобщенном виде, полнее раскрываются некоторые содержательные возможности гротеска, в частности, его иносказательность. Гротеск также может быть трагическим - в произведениях с трагическими ситуациями, когда в центр ставятся судьба и духовное смятение личности. Это может быть изображение подавления личности инстинктами биологического существования («Превращение», 1916, Ф.Кафки), мотив столкновения с куклой, принимаемой за человека («Песочный человек»).

Слово гротеск произошло от французского grotesque, итальянского grottesco, что в переводе означает - причудливый от grotta - грот.

Необыкновенные стили в искусстве приковывают внимание таких же необычных людей. А также и эксцентричный гротеск влечёт персон особенных. Но в чём же суть этого жанра и как гротеск находит отражение в литературе? Давайте разбираться. Гротескный - это уродливо-комический образ чего-то или кого-то, основанный на контрасте и преувеличении. В обыденной жизни, многие воспринимают гротеск, как что-то уродливое и эксцентричное. В наше время его широко используют в карнавальных образах на различных праздниках.

Немного истории

Гротеск имеет довольно старинное происхождение . Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями.

Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения.

Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском.

Литература

Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск . В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое - это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное.

Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие. Это как бы две стороны одной медали.

В литературе гротеск и сатира идут рука об руку . Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём.

На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека.

Гротеск примеры использования стиля

  • Яркий пример применения - это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений.
  • Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина.

В живописи

В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью.

Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.

Сатира

Это проявление комического стиля в искусстве в самом резком его понимании. При помощи иронии, гротеска, доли гиперболы, она раскрывает унизительные и ужасные явления, придавая свою поэтическую форму. Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений.

Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния.

Гипербола

Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения. Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами. Преувеличение совмещается с и сравнением , предавая им необычную окраску. Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия.

Ирония

Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле.

Формы иронии

  • Прямая. Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения;
  • Антиирония. Используется для того, чтобы показать, что объект недооценён;
  • Самоирония. Высмеивается собственная персона;
  • Ироническое мировоззрение. Неприятие близко к сердцу общественные ценности и стереотипы;
  • Сократова ирония. Предмет обсуждения сам должен прийти к скрытому смыслу высказывания, обдумывая всю сказанную информацию субъекта.

Чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "гротескный" в других словарях:

    Карикатурный, уродливо комический, гротесковый, шаржированный Словарь русских синонимов. гротескный см. карикатурный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов

    ГРОТЕСКНЫЙ, гротескная, гротескное (книжн.). прил. к гротеск в 1 знач. (иск.). Гротескный стиль. || Уродливо комический. Гротескное зрелище. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    гротескный - ГРОТЕСКНЫЙ, ГРОТЕСКИЙ ая, ое. grotesque. Отн. к гротеску <приему>, связанный с ним. БАС 2. Нижний этаж <дворца Шереметевых> имеет гротеские сени, гротескую палату, увеселительную залу. 1773. РМ 1928 1 138. Чрез большой овраг три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (см. гротеск) контрастный, нарушающий границы правдоподобия, причудливо комический. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. гротескный [фр. grotesque] – уродливо комический; причудливый Большой словарь иностранных слов. Издательство… … Словарь иностранных слов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. гротеск I, связанный с ним 2. Свойственный гротеску [гротеск I], характерный для него. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гротескный, гротескная, гротескное, гротескные, гротескного, гротескной, гротескного, гротескных, гротескному, гротескной, гротескному, гротескным, гротескный, гротескную, гротескное, гротескные, гротескного, гротескную, гротескное, гротескных,… … Формы слов

    гротескный - грот ескный … Русский орфографический словарь

    гротескный - … Орфографический словарь русского языка

    гротескный - см. гротеск … Словарь многих выражений

    гротескный - гротеск/н/ый … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Городъ Нежнотраховъ, Большая Дворянская, Ferflucht Platz , Алексей Козлов. Гротескный роман о становлении и поисках собственного я в чудесном городе Нежнотрахове, при ближайшем рассмотрении оказывающемся ужасно похожим на Воронеж. Сюрреалистические описанияэлектронная книга
  • Жизнь по понятиям. Выборы царя , Карамов Сергей. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…

Гротеск (от итал. grottesco - причудливый от grotta -грот) - своеобразный стиль в литературе, которым подчеркивается искажение или смешение норм действительности и совместимость контарстов - комического и трагического, фантастического и реального и т.д. Целые литературные направления отрицали гротеск, утверждая, что в преувеличении, искажении нет верности «природе».

Зачем читателю знать, что младенец Гаргантюа, вылезший из уха Гаргамели, которая съела шестнадцать больших бочек, две малых да шесть горшков потрохов, кричит, будто приглашая всех выпить: «Пить, пить, пить». И как поверить, что для кормления младенца было выделено 17 913 коров, а для его штанов взяли 1105 локтей белой шерстяной материи. И уж, конечно, ни грамма правды не найдет благоразумный читатель в рассказе о том, как, решив отплатить парижанам за плохой прием, «...Гаргантюа отстегнул свой прекрасный гульфик и сверху так обильно полил их, что утопил 260 418 человек, не считая женщин и детей».

Гротескный мир - это мир доведенных до крайности преувеличений, часто фантастических. В нем угрожающе растут части человеческого тела, изменяются масштабы явлений, размеры вещей и предметов. При этом явления и предметы выходят за свои качественные границы, перестают быть сами собой.

Тип гротескной образности присущ еще мифологии, архаическому искусству. Сам же термин появился намного позднее. При раскопках в одном из фотов Древнего Рима были найдены орнаменты, представлявшие странные, причудливые переплетения растений, животных, человеческих лиц.

Смешение человеческих и животных форм - это древнейший вид гротеска. В языке слово гротеск закрепилось в значении странное, неестественное, причудливое, алогичное, и в этом отражение важнейшей стороны эстетического явления, свойственного всем родам искусства.

Гротеск в литературе может быть не только приемом, элементом стиля, окрашивающим произведение в алогичные тона, но и способом типизации. Вершинами его искусства эпохи Возрождения стали «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского.

В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Такой реакцией на искусство классицизма стал романтизм. В это время приходит и осознание эстетической сущности гротеска.

После появления «Предисловия к "Кромвелю”» (1827) B. Гюго популярность этого термина возросла. Гротеск часто внешне непритязателен. «Шуткой», в которой «так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального», назвал Пушкин «Нос» Гоголя. Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться.

Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною».

Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела (у Рабле), сказочного и реального (у Гофмана), фантастики и быта (у Гоголя). «Гротескный образ, - писал М.Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени.

В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ. «Барынька» Авдотья Игнатьевна раздражена близким соседством лавочника. Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев.

Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» (Ю.Манн). В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» (ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева). Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом.

В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести. В рассказе «Бобок» его превосходительство покойный генерал-майор Первоедов играет с покойным надворным советником Лебезятниковым в преферанс. Фантастическое дробит и укрупняет действительность, изменяет пропорции. Фантастика не самоцель автора. Она часто «снимается» писателем: в «Путешествии Гулливера» Свифта - точным, комически педантичным описанием места и времени действия, скрупулезным приведением названий и дат, в «Двойнике» Достоевского - отрицанием иллюзорности, фантастичности происходящего, которым каждый раз сопровождается появление двойника - Голядкина-младшего. Фантастическое обнажается писателем как художественный прием, от которого в свое время за дальнейшей ненадобностью можно отказаться. Часто реалистический гротеск, примеры которого мы привели, строится полностью на игре различных плоскостей изображения. Иногда гротескное произведение является пародией, как, например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

В основе гротеска может лежать не только предельное увеличение - гипербола, но и метафора. Метафорична природа гротескных сцен в поэме Т.Шевченко «Сон», водной из которых от крика царя, строго сохраняя иерархию - от самых «пузатых» до «мелких», - проваливаются в землю его приспешники. Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина.

Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф.Кафки. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях. Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое.

Формы гротеска использованы А.Франсом в сатирических романах «Остров пингвинов». «Восстание ангелов», К.Чапеком, Т.Манном, И.Эренбургом («Хулио Хуренито»), М.Булгаковым в сатирических рассказах (сборник «Дьяволиада»), пьесе Бег», романе «Мастер и Маргарита».

В поэзии и драматургии гротеск встречается реже, чем в прозе. Среди драматургических гротесков можно назвать пьесы Д.Пиранделло, Б.Брехта, Э.Ионеско, пьесы-сказки Е.Шварца.

Признаки гротеска имеет «страшная картина» в стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся»: на заседании «сидят людей половины». Поэтика гротеска свойственна многим стихотворениям «Городских столбцов» Н.Заболоцкого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2015-11-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Если вы встречали на улице молодых девушек, одетых излишне вычурно, вызывающе и обильно наштукатуренных, то знайте, что своим гротескным видом они хотят привлечь к себе внимание. Что значит Гротеск ? рекомендую прочитать ещё несколько интересных статей, что значит Талибан , как понять аббревиатуру СИЗО , что такое СБУ ? Этот термин был заимствован из французского языка "grot ", что можно перевести, как "пещера ".
Однако, более всего слово Гротеск используют в литературе, характеризуя им некоторые противоречивые, сюрреалистические , ужасно-комические и реально мистические описания странной, будоражащей кровь, вызывающей болезненный интерес реальности. В литературе гротеск, это вид художественности образности, заостряющий и обобщающий формы бытия с помощью контрастного и причудливого сочетания фантастического и реального, карикатуры и подобия.

Гротеск - это особый вид художественной образности, трагикомический или комичности выделяющий и обобщающий жизненные проявления с помощью алогизма и гиперболы, фантастического и реального


Гипербола в живописи - это орнамент в котором смешаны изобразительные и декоративные мотивы, простыми словами, это нагромождение различных видов и стилей


В разговорном языке термин Гротеск используют тогда, когда хотят выделить нечто эксцентричное, уродливое, фантастическое, поэтому нередко применяется, чтобы описать искажённые и отталкивающие формы, например картины Сальвадора Дали, девушек "готов " или "софт гранж ", а так же некоторые группы играющие в стиле тяжёлого рока, например Radiohead, Kiss, Black Sabbath .

Не стоит забывать произведение Гоголя "Нос", в котором сей "заслуженный" орган отправился на прогулку по Санкт-Питербургу. Рекомендую ознакомиться с произведениями Франца Кафки , от книг которого у некоторых впечатлительных граждан просто "уезжает крыша".

Происхождение слова Гротеск

Этот термин своими корнями уходит в 15 век , когда итальянские искатели сокровищ раскапывали жилища древних людей, рыли курганы, и однажды они наткнулись на пещеры и гроты , в которых проживало большое племя, расписывающие стены своей "обители" загадочными рисунками . Тематика их была весьма разнообразна и местами в ней сочеталось ужасное и прекрасное. В изображениях можно было уловить мотивы из растительной и животной жизни, сцены охоты. Поэтому первоначально "грабителями древностей" этому явлению было дано своё обозначение - гротеск. Почему гротеск ? Дело в том, что эти искажённые рисунки по большей части находились в гротах, именно от этого корня и пошло название понятия.
В качестве художественного образа гротеск имеет два плана, это некая условность, отклонение от нормы , очевидная карикатура, именно поэтому его часто используют в целях сатиры и юмора.