Белой акации гроздья душистые…История романса. Белой акации гроздья душистые «Белой акации цветы эмиграции»

Белой акации гроздья душистые…История романса. Белой акации гроздья душистые «Белой акации цветы эмиграции»

Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал, и молчали дома.


Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.
Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!
Годы промчались, седыми нас делая.
Где чистота этих веток живых?
Только зима, да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.
В час, когда ветер бушует неистовый,
С новой силою чувствую я,
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моb.

Перевод

All night the Nightingale was whistling to us,
The city was silent, and silent house.
The night drove us crazy.
White acacia clusters of fragrant
The night drove us crazy.
The entire garden was washed by spring showers,
In dark ravines, there was water.
God, how naive we were
How young we were then!
The years have passed, making us gray.
Where the purity of these branches alive?
Only winter, but this Blizzard white
Remind them today about.
When the wind rages violently,
With the new power I feel,
White acacia clusters of fragrant
Done, as my youth.
White acacia clusters of fragrant
Unique as the youth моb.

Иллюстрация из интернета. Коллаж Владимира ПАСТУХОВА

Романс можно послушать в исполнении камерно-вокального ансамбля педагогов на странице в списке концертных номеров, расположенного после списка "избранных".

Вокруг истории создания этого романса до сих пор не утихают споры. Михаила Матусовского ли стихи, автор музыки Вениамин Баснер или кто-то другой? Воспетая в романсе акация чья: Одесская, Московская, Киевская? Существует много версий, но ни одна не выдерживает критики.

Приступая к съёмкам телефильма "Дни Турбиных", Владимир Басов обратился к своему любимому поэту – песеннику Михаилу Матусовскому с просьбой написать запоминающиеся слова романса специально к этому фильму. Да еще такие, чтобы подчеркивали лейтмотив настроения героев пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» и местами его же романа «Белая гвардия», чтобы зритель сразу же мысленно перенесся в события гражданской войны и в терзаемый бесконечной сменой властей многострадальный Киев-город…

Матусовский предложил Басову один из самых любимых ими романсов «Белой акации гроздья душистые», который, родившись в далеком 1902 году, с успехом пережив несколько переделок текста, дожил до Октябрьской революции. Слова первоисточника, скорее всего, написаны поэтом А. А. Пугачевым и положены на музыку композитором А. Зориным (настоящая фамилия - А. М. Цимбал).

Впервые слова этого романса были опубликованы в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания имен авторов слов и музыки, а поэтому до сих пор не прекращаются споры об авторстве этого произведения. Летом 1903 года петербургская «Нотопечатня В. Бесселя и Ко» в серии «Цыганские песни Н. П. Люценко» издала уже клавир романса «с вокальными партиями для тенора и сопрано» в сопровождении фортепиано.

Романс становился все более популярным. Его текст и ноты публиковались с подзаголовком «известный цыганский романс в редакции Вари Паниной и музыкальной обработке Зорина», но при этом, по-прежнему, оставался безымянным.

В годы Первой мировой войны мелодию известного романса использовал народ, создав и полностью заменив текст, солдатскую патриотическую песню, которая начиналась такими словами:

Слышали, деды, - война
началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем за
Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую

Добровольцы армии царского генерала А. И. Деникина, переделав и дополнив куплеты этой песни, сделали ее гимном своей Добровольческой армии, который в 1919 году распевали и в захваченном ими Киеве.

Текст ее с разными словами пели по разные стороны баррикад, и белые, и красные. Причем, естественно, каждый на свой лад.

Слышали деды - война началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем
за власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это.

Много времени прошло… минула Великая Отечественная Война. И только в середине 70 годов власти разрешили экранизацию этого «идеологически вредного» произведения. Владимир Басов внимательно прочёл и произведение Булгакова «Белая гвардия». Режиссёр проникся его настроением, неповторимой атмосферой Города. Тогда и обратился он к поэту М. Матусовскому.

Приступая к съёмкам, В. Басов вспомнил, что во времена, когда происходит действие в фильме; был популярным романс «Белой акации гроздья душистые». Мелодия за все эти годы изменилась до неузнаваемости. Стал маршевым и ритм романса, который лёг в основу революционной песни «Смело мы в бой пойдём».

Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отзыв, эхо, как отдаленное воспоминание тех лет. Следующее рождение нового-старого романса началось сразу после премьеры телефильма.

Однажды Людмила Сенчина приехала на дачу Вениамина Баснера с просьбой написать для нее мелодии нескольких новых песен. Композитор предложил ей новую полную версию «Белой акации». Здесь первый и четвёртый куплеты романса.

Целую ночь соловей нам
насвистывал,
Город молчал и молчали дома.

Ночь напролет нас сводили с ума.

В час, когда ветер бушует
неистово,
С новою силою чувствую я:

Невозвратимы, как юность моя.

С тех пор триумфальное шествие романса «Белой акации гроздья душистые» началось по всей стране. В любом уголке тогдашнего отечества нашего можно было услышать грустные и проникновенные строки романса о юности и любви, о цветущей акации и великом Городе... Романс этот уже пережил всех своих создателей и стал поистине народным.

Романс изложен в благоприятной для пения тональности ми-минор. Мелодия его очень удобно поётся на два голоса: может исполняться дуэтом женских голосов - сопрано, альт, а также красиво звучит он и в исполнении сопрано и тенора. Особую гармоническую красоту мелодии придают почти интуитивно подстраиваемые во время пения терции во втором голосе в запеве и широко и красиво звучащие сексты в припеве.

Рецензии

Большое спасибо за отзыв, Павел. Этот романс можно и послушать
там же, у меня на странице, в исполнении ансамбля преподавателей
нашей ДШИ (ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ). Этот концерт состоялся в Зале
Союза художников на Охте (в Питере). Там звучал не только этот
романс. И не только в этом питерском зале... Мы вели активнейшую
концертную деятельность. Ваш отзыв навёл меня на воспоминания..., за
что мои Вам благодарность и признательность -

Существует множество версий происхождения знаменитого романса «Белой акации гроздья душистые» Первый вариант этого романса был опубликован в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания авторов слов и музыки.
Летом 1903 года в петербургском издательстве «Нотопечатня В. Бесселя и Ко» в серии «Цыганские песни Н. П. Люценко» появился клавир романса «с вокальными партиями для тенора и сопрано». Романс приобретал популярность.Текст и ноты имели подзаголовок «известный цыганский романс в редакции Вари Паниной и музыкальной обработке Зорина», но авторов по-прежнему не было. Были тогда в нем такие слова

Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии чудной луны!

Помнишь ли лето, под белой акацией
Слушали песнь соловья?..
Тихо шептала мне чудная, светлая:
«Милый, навеки, навеки твоя».

Годы давно прошли, страсти остыли,
Молодость жизни прошла,
Белой акации запаха нежного,
Мне не забыть, не забыть никогда…

Самую большую популярность получило исполнение Юрия Морфесси (1882-1957) после его значительной творческой обработки. Романс стал называться просто «Белая акация»:

Белой акации ветви душистые
Веют восторгом весны,
Тихо разносится песнь соловьиная
В бледном сверканье, сверканье луны.

Помнишь ли ночью средь белых акаций
Трели неслись соловья,
Нежно прильнув, ты шептала мне, томная:
«Верь, навсегда, навсегда я твоя»?

Время промчалось, и старость нещадную
Нам подослали года,
Но аромата пахучих акаций
Мне не забыть, не забыть никогда.

Граммофонные пластинки с записями «Белой акации» в исполнении Паниной, Вяльцевой, Сергеевой, Эмской, Морфесси и братьев Садовниковых быстро разошлись по всем городам огромной страны и даже отправились вместе с их обладателями в эмиграцию.

Но на этом превращения романса не закончились. В стране бушевала Первая мировая война. На мотив популярного романса народ создал патриотическую солдатскую песню, которая начиналась следующими словами:

Слышали, деды, - война началася,


Деды вздохнули, руками взмахнули,
Знать, на то воля, и слезы смахнули...

Добровольцы из армии царского генерала Деникина, переделали слова этой песни и сделали ее гимном своей Добровольческой армии. Эта песня звучала в захваченном ими Киеве.

Получается, что эту песню пели по обе стороны баррикад, но каждый со своими словами. Вот слова белогвардейской «Добровольческой песни»:

Слышали деды - война началася,
Бросай свое дело, в поход собирайся.
Мы смело в бой пойдем за Русь Святую
И как один прольем кровь молодую.


Скоро покончим с врагами расчеты.
Мы смело в бой пойдем за Русь Святую
И как один прольем кровь молодую.

Вот показались красные цепи,
С ними мы будем драться до смерти.
Мы смело в бой пойдем за Русь Святую
И как один прольем кровь молодую.

А вот слова песни, которую пели красноармейцы:

Слушай, рабочий, война началася:
Бросай свое дело, в поход собирайся!

Рвутся снаряды, трещат пулеметы,
Но их не боятся красные роты.
Смело мы в бой пойдем за власть Советов
И как один умрем в борьбе за это.

Вот показались белые цепи,
С ними мы будем биться до смерти.
Смело мы в бой пойдем за власть Советов
И как один умрем в борьбе за это.

Но и на этом не закончились трансформации знаменитого романса. Закончилась Первая мировая война, гражданская, Великая Отечественная…В 1970-х годах было решено начать съемки телефильма по роману Булгакова «Белая гвардия». Режиссер Басов поехал в Киев, чтобы ознакомится с местом действия романа.

Вот что вспоминает музыковед Е.Бирюков: «Приступая к съемке «Дней Турбиных», Владимир Павлович вспомнил, что в те давние времена, когда происходит действие пьесы Булгакова, в моде был романс «Белой акации гроздья душистые», мелодия которого позднее изменилась почти до неузнаваемости, приобрела маршевый характер и легла в основу известной революционной песни «Смело мы в бой пойдем».

Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в фильме как отдаленное воспоминание тех лет, и поставил такую задачу перед М. Матусовским и композитором В.Баснером. Так появились в телефильме две песни. Маршевая песня о бронепоезде «Пролетарий» за пределы фильма не вышла и широкой популярности не приобрела. А вот «Романс», как назвали поэт и композитор песню-реминисценцию о «Белой акации» получил свое второе рождение и славу.
И именно киевская цветущая акация вдохновляла поэта М. Матусовского, а свое настроение он передал композитору.
И вот окончательные слова популярного романса.