Балерина Надежда Павлова: биография, репертуар, личная жизнь. Анна Павлова - биография, личная жизнь, фото великой балерины: Жизнь на пуантах

Балерина Надежда Павлова: биография, репертуар, личная жизнь. Анна Павлова - биография, личная жизнь, фото великой балерины: Жизнь на пуантах
Балерина Надежда Павлова: биография, репертуар, личная жизнь. Анна Павлова - биография, личная жизнь, фото великой балерины: Жизнь на пуантах


Имя: Анна Павлова (Anna Pavlova)

Возраст: 49 лет

Место рождения: д. Лигово, Россия

Место смерти: Гаага, Нидерланды

Деятельность: великая русская балерина

Семейное положение: была замужем

Анна Павлова балерина - биография

Февраль 1906 года, Мариинский театр. На сцену вынесли огромную корзину цветов от неизвестного поклонника и поставили к ногам раскланивавшейся примы... Так начался головокружительный роман балерины Анны Павловой и барона Дандре, породивший множество толков и сплетен.

Анна пыталась найти среди хризантем карточку хотя бы с инициалами поклонника, но тщетно. С этого дня подобные безымянные подарки молодая женщина стала получать после каждого спектакля. Это интриговало и вселяло надежду, что таинственный незнакомец имеет серьезные намерения.

Личная жизнь звезды императорской сцены не складывалась именно потому, что ее окружали мужчины, искавшие легких отношений. Она регулярно отправляла в корзину записочки от назойливых ухажеров с приглашением на свидание, а тут ее сердце затрепетало. Да и по всему выходило, что даритель - человек знатный и состоятельный. Для незаконнорожденной дочери горничной это тоже имело значение.

Анна Павлова: "Буду только балериной!"

Величайшая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Ее мать, Любовь Федоровна Павлова, служила в доме банкира Лазаря Полякова. По одной версии, он и стал отцом Ани. Однако есть и другое предположение. Люба Павлова носила белье банкира в прачечную, которой владел красавец-караим Матвей Шамаш.

Он-то и обольстил девушку. Караимской кровью, якобы текущей в жилах балерины, так легко было объяснить утонченную внешность Анны и ее тягу к восточным мелодиям и танцам. Однако когда девочка подросла и заявила матери, что мечтает танцевать на сцене, с просьбой оплатить учебу дочери в балетной школе Любовь Федоровна пошла не к Шамашу, а к Полякову. И тот не отказал.


Кстати, о том, что она будет только балериной и никем другим, Анна заявила еще в раннем, детстве, посмотрев в Мариинке балет «Спящая красавица». А на сцену этого театра Анна Павлова впервые в своей танцевальной биографии, как балерины - вышла в 1899 году будучи ученицей.

Окончив балетную школу, танцевала небольшие партии, пока в 1903 году ей не доверили Жизель. Тогда молодая балерина поразила всех глубиной трактовки образа и красотой исполнения. Потом ее ждали главные женские партии в «Наяде и Рыбаке», «Корсаре», «Дон Кихоте»... Но лишь в 1906 году Павловой присвоили звание балерины Императорской сцены, присуждаемое только ведущим танцовщицам. Судьбе было угодно, чтобы и главный роман в биографии ее личной жизни начался именно в этот год.

Завеса тайны приоткрывается...

Более чем странные ухаживания продолжались почти четыре года. В 1910 году российская звезда вернулась в Петербург из Лондона, где была на гастролях. Столичная публика, истосковавшаяся по своей любимице, до отказа заполнила зал Мариинского театра. Давали «Спящую красавицу», Павлова танцевала Аврору. После финальных аккордов и первых аплодисментов к ногам Анны поставипи такую большую корзину алых роз, что публика затихла.

На этот раз страстный поклонник оставил визитку, на которой золотыми буквами было написано: «Виктор Дандре». К визитке прилагалась записка - с тем же банальным приглашением на свидание! - и футляр, в котором оказался роскошный жемчужный фермуар с бриллиантами. Впервые записка не была Анной смята и выброшена...

Опальный возлюбленный балерины

Барону Виктору Дандре, статскому советнику, председателю ревизионной комиссии Петербургской городской думы, потомку древнего французского рода, осевшего в России, на этот момент исполнилось 35 лет. Он был красив, богат и талантлив. Правда, его талант не имел отношения к искусству. Барон был дельцом. Но - с нежным сердцем. Роман Павловой и Дандре обсуждали не меньше, чем в свое время связь и цесаревича Ники, будущего императора Николая II. Поговаривали даже, что влюбленные обвенчались.


На самом деле аристократ Дандре не собирался жениться. Он не скупился на подарки, снял для Павловой шикарные апартаменты, но этим и намеревался ограничиться. Когда Анна это поняла, она съехала со съемной квартиры и порвала отношения с Виктором. Страдала, ночами плакала в подушку. Чтобы поскорее забыть Дандре, вновь отправилась за границу. Ее пригласил Сергей Дягилев, решивший, что лучшей партнерши для премьера его труппы, блистательного Вацлава Нижинского, не найти. Павлова и Нижинский, действительно, стали звездами легендарных «Русских сезонов» в Париже.

А вскоре в Петербурге разразился громкий скандал, в центре которого оказался Виктор. Его обвинили в крупных аферах и получении взяток. Злые языки впутали туда и Павлову: мол, она уехала за границу, чтобы: не отвечать за делишки то ли тайного мужа, то ли любовника. Дандре был предан суду, после которого выплатил штраф 30 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) и дал подписку о невыезде. Но уже через несколько недель он с чужими документами в кармане входил в вестибюль лондонской гостиницы, где остановилась Павлова...

Семейный проект Павловой и Дандре

Париж не вылечил Анну от любви. Балерина поняла, что легкомысленный барон - единственный мужчина, с которым она может быть счастлива. Поэтому, узнав о его бедах, решила действовать.

К тому времени, когда Виктор появился в Лондоне, Анна уже покинула Дягилева и, подписав контракт с агентством «Браффл, выступала в британской столице. Есть сведения, что она приняла тяжелые условия англичан - давать по несколько концертов в неделю, танцевать на любых площадках ради фантастических гонораров. Деньги нужны были ей для того, чтобы оплатить услуги адвоката Дандре, внести за него штраф, а потом помочь тайно покинуть Россию.

Путь на родину барону был заказан, капиталов у него не осталось. Вот тут и пригодился его талант предпринимателя. Когда контракт с «Брафф» истек, Дандре стал импресарио балетной труппы!, которую организовала его жена.

Ради любимого Анна отказалась от мысли вернуться в Петербург. Последний раз она ненадолго приезжала в Россию в 1914 году - разумеется, одна, без опального Дандре. Но балерина всегда думала о родине. Переживала, узнав об Октябрьской революции. Отправляла в Советскую Россию денежные пожертвования для голодающих Поволжья, беспризорников. бедствующих артистов...

Последняя гастроль балерины Анны Павловой

Со своими танцовщиками и музыкантами супруги исколесили весь мир. Анне Павловой рукоплескали в Европе, Южной и Северной Америке, Японии, на Филиппинах... В Индии по окончании спектакля зрители встали на колени и подняли вверх руки, поклоняясь балерине, как божеству.

В коротких перерывах между поездками Павлова и Дандре возвращались домой - в поместье Айви-хаус на окраине Лондона, с большим садом и прудом, в котором плавал лебедь Джек, любимец Анны. Неделя покоя - и снова в путь.

Скончалась балерина во время очередной поездки. В январе 1931 года она простудилась и заболела тяжелейшим плевритом, но не отменила гастроли в Голландии. Анна Павлова покинула этот мир в Гааге в час ночи 23 января, совсем чуть-чуть не дожив до своего 50-летия.

Это был страшный удар для всех, кто ее знал и любил. На отпевании люди рыдали, некоторые теряли сознание. Трудно представить, какие чувства испытывал Виктор, везя белую мраморную урну с прахом жены в Лондон. В этом городе, любимом ею, и нашла последнее пристанище великая русская балерина.

Муж сделал все, чтобы труппа не развалилась. Он организовал новые гастроли в Южной Африке. Сингапуре и Австралии, неся в эти отдаленные уголки славу Анны Павловой. Виктор Дандре завещал похоронить себя рядом с женой, что и бьшо исполнено в 1944 году.

, Гаага , Нидерланды) - русская артистка балета , одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании , постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство балета во многих странах.

Биография

Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом. Незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна Павлова, обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым; этот брак вскоре распался. Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно неизвестно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков . Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти .

В детстве жила вместе с матерью в собственном доме на Николаевской улице .

Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.

Смерть

По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». В 2009 году эти слова были вынесены в заголовок российского фильма. [значимость факта? ] .

Признание


  • Во время австралийского турне Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали очень популярное пирожное , которое и по сей день подают на десерт в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.
  • В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae
  • Именем «Анна Павлова» назван один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines
  • В её честь назван венец Павловой на Венере .
  • Музыкальный эпизод «Умирающий лебедь» фигурировал в моноспектакле Андрея Денникова «Исповедь хулигана» (Театр имени Образцова , 2002-2011), символизируя как образ самой Анны Павловой, так и судьбу послереволюционной русской эмиграции.
  • В лондонском Palace Theatre до сих пор есть два места, билеты на которые не продают: они предназначены для призраков Анны Павловой и актера Айвора Новелло.

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • На стене дома № 5 по Итальянской улице Санкт-Петербурга в 2002 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. И. Трояновский, архитектор Т. Н. Милорадович) с ошибочными датами в тексте: "Анна Павлова великая русская балерина жила в этом доме в 1909 году".
  • В 2009 году в Ломоносове (Санкт-Петербург) появилась улица Анны Павловой .

Киновоплощение

Напишите отзыв о статье "Павлова, Анна Павловна"

Примечания

Литература

  • Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. - Л.: М.: Искусство, 1964. - 220 с. - (Корифеи русской сцены). - 70 000 экз.
  • Н. Аркина . . - М .: Знание, 1981. - 56 с.
  • Виктор Дандре. Анна Павлова. Жизнь и легенда. - М .: Вита Нова, 2003. - 592 с. - ISBN 5-93898-043-7 .
  • Альджеранов Х. Анна Павлова: Десять лет из жизни звезды русского балета М .: Центрполиграф, 2006

Ссылки

  • // Библиографический ресурс «Чтобы помнили»
  • // Национальная портретная галерея, Лондон.
  • // The Ballerina Gallery
  • // Мастера музыкального театра
  • Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.1998 N 1219-р об установке мемориальной доски А. П. Павловой.

Отрывок, характеризующий Павлова, Анна Павловна

Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
– Mon bon ami? – вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»
Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит всё, коли Бог ей поможет.
Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
– Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
– Ничего, мой друг.
– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
Анна Михайловна покачала головой.
– Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.
– От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
– Но ради Бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
– Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.
Анна Михайловна в коротких словах рассказала Наташе содержание письма с условием не говорить никому.
Честное, благородное слово, – крестясь, говорила Наташа, – никому не скажу, – и тотчас же побежала к Соне.
– Николенька…ранен…письмо… – проговорила она торжественно и радостно.
– Nicolas! – только выговорила Соня, мгновенно бледнея.
Наташа, увидав впечатление, произведенное на Соню известием о ране брата, в первый раз почувствовала всю горестную сторону этого известия.
Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…

Родилась одна из величайших актрис балета Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. Существуют две версии относительно того, кто был ее отцом. Первая из них гласит о солдате-караиме по имени Матвей Павлов (настоящее имя Шабетай Шамаш). Косвенно подтверждает этот факт и место рождения Анны — госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил Матвей. Вторая версия повествует о неком банкире еврейского происхождения, в доме которого мать Анны – Любовь Федоровна — служила гувернанткой. Якобы именно он приходится отцом девочки. Документальных подтверждений данному факту нет, а потому эта информация используется скорее в качестве легенды.

Зарождение огромной любви

Впервые побывать на балетном представлении маленькой Ане удалось в возрасте восьми лет. Тогда на сцене Мариинского театра, который через много лет станет для нее родным, шло представление «Спящая красавица». Анна с первых минут поняла, — быть балериной – ее призвание. С тех самых пор в доме только и было разговоров что о танцах, хореографии и грации легких, как пушинки, балерин. Мать, видя огромное стремление дочери, отвела ее в балетную школу. В возрасте 10 лет Анна стала ученицей престижного Императорского театрального училища. Девочка демонстрировала неплохие успехи, и еще будучи ученицей, не раз выходила на сцену «мариинки». В 1899 году Павлова успешно сдала выпускные экзамены и была зачислена в состав труппы Мариинского театра.

Изначально, конечно, Анне доставались небольшие и «невыразительные» роли, — начинающая актриса, что говорить. Но с каждым годом мастерство юной красавицы оттачивалось, и уже в 1903 году ей доверили главную роль – она сыграла Жизель в одноименной постановке. Ей удалось поразить всех не только грациозностью и красотой исполнения каждого движения, но и глубиной понимания образа ее героини. Готовясь к роли, Павлова буквально сутками не покидала студию, а ее негласным наставником стал Мариус Петипа, к которому она обращалась за советами для более детальной проработки образа.

Далее были главные роли во многих постановках, среди которых «Дон Кихот», «Корсар» и другие. В 1906 году, в возрасте 25-ти лет, Павлова была удостоена звания балерины Императорской сцены, что говорило о том, что отныне она – ведущая танцовщица.

Одним из самых плодотворных творческих союзов Павловой можно выделить работу с Михаилом Фокиным, учившимся на курс старше. От других балетмейстеров его отличал нетрадиционный взгляд на балет, он в свое время не стал отделять танец от пантомимы, а его целью было введение в постановку импровизации. Импровизация, по его мнению, вполне могла стать основой балетного искусства, избавив зрителя от необходимости наблюдать исполнение готовых форм, связок и комбинаций.

В одной из первых постановок Фокина — «Виноградная лоза» — он танцевал па-де-де с Анной. И постановка в целом, и работа танцоров, вызвали самые положительные эмоции и отзывы, а также были отмечены выдающимися деятелями, в том числе и Мариусом Петипа. Павлова участвовала и в последующих постановках Фокина, таких как «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды» и других. Особое внимание привлекла поставленная Фокиным специально для Павловой миниатюра «Лебедь». Исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре, она поразила многих до глубины души и уже совсем скоро стала одним из символов русского балета XX века.

Гастроли

Впервые оказаться за границей Павловой посчастливилось в 1097 году в составе небольшой труппы. Они колесили по европейским городам, первым из которых оказался Стокгольм. В 1909 году Анна Павлова приняла участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а спустя некоторое время уже блистала на премьерах постановок «Сильфида» и «Клеопатра». В том же 1909 году впервые Павлова сочинила собственную лирическую миниатюру, продолжив делать это и в дальнейшем. Время, проведенное в зарубежных командировках, способствовало становлению Павловой как самостоятельного балетмейстера, в дальнейшем ее жанр будет назван Юрием Беляевым как «хореографическая мелодекламация». Со своими танцовщиками и музыкантами Павлова объездила весь мир: Индия, Северная и Южная Америка, Филиппины и Европа – ей везде рукоплескали стоя, приклоняясь перед ее талантом.

Личная жизнь

У талантливой и привлекательной Анны с самого начала ее деятельности было огромное количество поклонников. Возвращаясь со сцены в гримерку, изо дня в день она находила десятки шикарнейших букетов, и в каждом из них по записке- с предложением провести вместе вечер. Гордая и непокорная, Анна один за другим отправляла их в мусорную корзину. И лишь перед одним букетом она устоять не смогла – это были цветы от Виктора Дандре.

Дандре был аристократом – выходец из дворянского рода, интеллигент, знавший несколько языков и великолепно разбирающийся в искусстве. Юная балерина была сражена. Тогда же молодой человек взял покровительство над балериной, что в то время было очень даже модно среди представителей богемы. Только если Анна уже представляла дальнейшую совместную жизнь с Виктором, день ото дня влюбляясь в него все сильнее, то он не торопился звать ее под венец. Он снял для балерины апартаменты, обеспечивал лучшими контрактами и дарил невероятные подарки, но о женитьбе речи не шло. И тогда она просто ушла – собрав всю волю в кулак, Анна покинула квартиру снятую ей как содержанке. Она с удвоенной силой приступила к работе – тренировалась, ставила представления, гастролировала. Но даже это не спасло ее – даже находясь в Париже, она все еще продолжала думать о нем.


В это же время, в Питере, Дандре ожидали большие неприятности – его обвинили в финансовых махинациях, взятках и аферах, не забыв упомянуть при этом и Анну, которая якобы и уехала заграницу, дабы не быть причастной к темным делишкам покровителя. Вскоре Виктор появился на пороге лондонского отеля, в котором остановилась труппа Анны. И она не смогла устоять – Дандре был прощен, влюбленные снова были вместе.

В то время Павлова уже покончила с Дягилевым и подписала контракт с агентством «Браффл». По окончанию контракта с лондонским агентством, Анна занялась организацией деятельности собственной группы, в чем ей неплохо помог ее возлюбленный – предпринимательская хватка Виктора пригодилась мягкой Анне как никогда. Ради Виктора, которому навсегда был заказан въезд на Родину, Анна отказалась от жизни в столь горячо любимом Питере — пара обосновалась в Лондоне. Последний визит великой балерины на родину припал на 1914 год – тогда она вместе со своей группой выступала с гастролями в Москве и Питере.

Не стало Анны Павловой январским днем 1931 года – актриса скончалась вследствие перенесенной пневмонии в Гааге (Нидерланды), так и не побывав больше на родине.

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц. В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.

Сегодняшний рассказ про величайшую русскую балерину, не просто звезду, а сокровище мировой балетной сцены, Анну Павлову . Это танцовщица, которая перевернула мир русского балета — именно с неё началась новая эпоха чувственности и утонченности в балете. Отошло на второй план всё искусственное, напускное, душа стала выше гонки за мастерством. До появления Анны Павловой, в русском балете господствовала эпоха итальянских танцовщиц, которых ангажировали за границей. Их танец был столь же напыщенным, сколь и виртуозным. Анна Павлова сломала эту традицию не только безупречной хореографией, но и бесконечной искренностью своего танца.
О личной жизни Анны Павловой известно немного — она издала книгу воспоминаний, но мы почти ничего не узнаем о жизни танцовщицы из этого повествования: оно целиком и полностью посвящено искусству. Павлова родилась в феврале 1881 года в семье простой прачки Любови Федоровны Павловой, однако предполагается, что была внебрачной дочерью довольно богатого купца Лазаря Полякова. Именно этим можно объяснить тот факт, что мать была в состоянии оплачивать её учебу в императорском балетном училище, куда Анечка не без труда поступила — её не хотели брать из-за слабого здоровья. Девочка родилась семимесячной, страдала малокровием, частыми простудами и излишней сутулостью. Однако знаменитый Мариус Петипа уже тогда разглядел молодое дарование и не ошибся.

Анна отдавала учебе всю себя, её не страшили не тяжелые условия обучения, ни многочасовые тренировки, ни многочисленные запреты, ни разлука с родными — она была рождена для балета и грезила только им. О самоотречении Павловой ходят легенды — она выходила на сцену с температурой, больная, изможденная, с растянутыми связками, а в Америке даже выступала с поломанной ногой.

После окончания училища, Анна была принята в труппу Мариинского театра, а в 1906 году стала ведущей балериной труппы. У Анны был и кумир — Мария Тальони, итальянская танцовщица, на которую Павлова равнялась и которая вдохновляла её на творчество и тяжкий труд. Знала ли Анечка, насколько она превзойдет свою вдохновительницу?

Свою самую знаменитую партию — хореографическую миниатюру Умирающий лебедь , поставленную Фокиным, она впервые исполнила в 1907 году. Позже эта постановка станет безусловным символом русского балета.

В 1910 году Павлова уходит из Мариинки и создает свою собственную труппу, которая успешно и много гастролировала за рубежом. После 1914 года Анна переезжает жить в Англию и уже больше никогда не возвращается в Россию. Она связывает свою судьбу со скандальным русским адвокатом Виктором Дандре. Их взаимоотношения загадочны и скрыты пеленой тайны. Одни источники полагают, что Виктор страдал от выходок и капризов известной танцовщицы, но смиренно терпел их, будучи бесконечно влюбленным. Другие утверждают, что он был невероятным диктатором, не жалел здоровья и сил балерины, и будучи не только спутником жизни, но и импресарио Павловой, устраивал невероятные по нагрузке гастроли — бывало, что концерты следовали один за одним каждый день без выходных в течение месяцев! Что происходило на самом деле, кто был виновником такого изнурительного гастрольного графика: сама балерина или её беспощадный спутник, мы, похоже, уже не узнаем.

Умерла Анна Павлова в Голландии, во время гастрольного тура, 23 января 1931 года, от острого плеврита: по дороге из Франции она сильно простудилась и к тому же получила значительный ушиб грудной клетки. Врачи рекомендовали немедленную операцию, однако по каким-то причинам операция была отложена, и 19 января Анна Павлова дала свой последний в жизни концерт в Гааге, будучи очень слаба. Кто был инициатором отмены операции — сама балерина или её спутник Виктор, так и осталось неизвестным.

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина