Анализ образа татьяны лариной. Образ татьяны лариной

Анализ образа татьяны лариной. Образ татьяны лариной
Анализ образа татьяны лариной. Образ татьяны лариной

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», конечно, главным женским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девушки воспета впоследствии и драматургами, и композиторами. В нашей статье характеристика Татьяны Лариной построена с точки зрения ее оценки автором и в сравнении с сестрой Ольгой. Оба этих персонажа в произведении показаны абсолютно противоположными натурами. Конечно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже показывает нам определенные стороны своего характера. Все эти аспекты мы разберем далее, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной. Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

Про главную героиню романа можно говорить очень долго и очень много. А вот образ ее сестры - Ольги Лариной - Пушкин показал довольно лаконично. Ее достоинствами поэт считает скромность, послушание, простодушие и веселость. Такие же черты характера автор видел практически в каждой деревенской барышне, поэтому дает понять читателю, что ему скучно описывать ее. Ольга обладает банальными деревенской девушки. А вот образ Татьяны Лариной автор представляет уже более загадочным и сложным. Если же говорить об Ольге, то главной ценностью для нее является веселая беззаботная жизнь. В ней, конечно, присутствует любовь Ленского, но она не понимает его чувств. Здесь Пушкин пытается показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать характер Татьяны Лариной. Ольге, этой простодушной девушке, незнакома сложная душевная работа, поэтому и к смерти жениха она отнеслась легкомысленно, быстро заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом». Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины - абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка характера Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны - всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

Влияние деревенских обычаев на характер героини

Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной - это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания. Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

Какой мы видим главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт... кого-нибудь», на это осторожно указывает нам Александр Пушкин. Но не стоит забывать, где живет Татьяна Ларина. Характеристика ее любовных отношений зависит и от странных деревенских обычаев. Это проявляется в том, что Евгений Онегин посещает семью девушки только однажды, но вокруг уже народ говорит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать главного героя как объект своих воздыханий. Из этого можно сделать вывод, что переживания Татьяны надуманны, искусственны. Все свои мысли она носит в себе, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком. Но Татьяна находит выход - она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна - человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет. Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

Татьяна после неудачной любви

Поняв, что Онегин предпочитает быстрые увлечения, Татьяна едет в Москву. Здесь мы уже видим совсем другого человека в ней. Она переборола в себе слепое безответное чувство.

Но в Татьяна чувствует себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды чаще всего в обществе матери. Неудачная сделала ее равнодушной ко всем последующим увлечениям противоположным полом. Тот цельный характер, который мы наблюдали в начале романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В итоге Татьяна Ларина так и осталась «белой вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли помочь другим увидеть в ней истинную леди. Ее отстраненное поведение и при этом безошибочное знание правил этикета, вежливость и гостеприимность привлекали внимание, но при этом и заставляли оставаться на расстоянии, поэтому Татьяна была выше сплетен.

Конечный выбор героини

Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарит своему «милому идеалу» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строках романа она признается в любви Евгению Онегину. При этом это чувство больше не властно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности своему законному мужу и добродетели.

Онегин тоже обращает внимание на «новую» для него Татьяну. Он и не подозревает, что она не изменилась, она просто «переросла» его и «переболела» своей прежней болезненной любовью. Поэтому его ухаживания она отвергла. Вот такой предстает перед нами главная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами характера являются сильная воля, уверенность в себе, добрый характер. К сожалению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть несчастны, ведь они видят, что мир совсем не такой, как им бы хотелось. У Татьяны непростая судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

Где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.

Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.

Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.

Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами

Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.

В детстве девушка не играет, как остальные дети, в куклы и игры, зато она начитанная, образованная и умная. При этом ей очень нравится читать именно любовные романы, где герои постигают пламенную любовь. Вот как раз такого героя из своего романа увидела Татьяна в Онегине. Девушка влюбляется в Евгения и даже решается написать письмо. Но здесь мы не видим легкомысленности в поступке, напротив, мы видим простоту ее души и смелость девушки.

Как мы уже говорили, это милая девушка. Автор не дает ей образ красавицы, в котором нам показана ее сестра Ольга. Тем не менее Татьяна, со своей искренностью, добротой души, своими качествами намного интереснее своей сестры. Вот только Евгений сразу не смог по достоинству оценить Татьяну, ранив ее своим отказом.

Проходит время. Теперь мы видим Татьяну не робкой девушкой, а замужней женщиной, которая уже в сказки не верит, умеет себя вести в обществе, она держится величественно и недоступно. Вот здесь Татьяну и влюбляется, однако сама Татьяна, несмотря на все еще живущую в ней любовь к Онегину, остается верной мужу. Это говорит о ее благородстве и честности перед семьей.

Татьяна Ларина в пушкинском «Евгении Онегине » – полная противоположность своей сестре Ольге во внешности и характере. Ещё ребенком она жила в родной семье одиноко, «казалась девочкой чужой», не любила детских игр и молча могла просиживать целые дни у окна, погруженная в мечты. Но внешне неподвижная и холодная, Татьяна жила сильной внутренней жизнью . «Страшные рассказы няни» сделали ее фантазеркой, ребенком «не от мира сего».

Чуждаясь наивных деревенских развлечений, хороводов и игр, Татьяна зато всей душой отдалась народному мистицизму, её наклонность к фантазированию прямо влекла к этому:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы.
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Что ж? тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так вас природа сотворила,
К противоречию склонила.

От сказок няни Татьяна рано перешла к романам.

Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо...

Из фантазерки-девочки Татьяна Ларина сделалась «мечтательной девушкой», которая жила в своем особом мире: она окружала себя героями своих любимых романов и была чужда деревенской действительности.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала кого-нибудь.

Татьяна Ларина. Художник М. Клодт, 1886

Цитатная характеристика Татьяны Лариной, цитаты к образу

Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Это девушка из провинции, выросшая в сельском поместье своих родителей, в окружении природы и простых крестьян.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна…»

Характер Татьяны – задумчивый, мечтательный. С детства она любит читать книги, слушать рассказы няни - вместо того, чтобы рукодельничать, прихорашиваться, вертеться у зеркала – то есть заниматься тем, чем занимаются другие девочки.

«Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…»

Юная Татьяна наивно верит во все, написанное в книгах. Романтическая любовь, которой полны романы, пленяет ее. Она сама способна влюбиться так же глубоко и так же пылко.

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…»

Когда в уезде появляется новый сосед, Евгений Онегин, он становится героем романа Татьяны. Онегин умен, умеет себя подать, к тому же ухожен и хорош собой. Он приехал из столицы и явно выделяется своим образом мыслей, неординарностью личности среди скучных и стандартных соседей-помещиков. Татьяна влюбляется в него.

«Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь…»

Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. У нее и в мыслях нет поиграть, пококетничать, какими-нибудь уловками завлечь своего избранника:

«За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?...»

«…Кокетка судит хладнокровно.

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.»

Любовь Татьяны терпит крах: избранник не отвечает на ее чувства, а пытается «по-дружески» давать советы. Затем разыгрывается трагедия, Онегин на дуэли убивает Ленского и уезжает. Татьяна начинает лучше понимать личность возлюбленного. Но и ей приходится менять свою жизнь. В деревне нет подходящих женихов, а Тане уж давно пора замуж. Ее привозят в Москву, в высшее общество:

«…Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…»

Спустя несколько лет Онегин неожиданно встречает Татьяну в Петербурге. Она замужем за генералом и стала королевой высшего света, но при этом не изменила себе:

«…Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut...»

«…Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!...

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?...»

В душе Татьяна осталась прежней. Успехи в свете не затмили ей разума:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…»

Любовь Татьяны к Онегину так же жива, как и в былые времена, когда она была застенчивой деревенской девушкой. Но у Татьяны есть честь и достоинство женщины. Будучи замужем, она отказывается от романа с Онегиным, пусть даже теперь ее любовь стала взаимна. Онегин полюбил ее, но она не станет обманывать мужа:

«…Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Пушкин – поэт, чьё творчество чрезвычайно доступно человеческому пониманию. Ясность образов и гармония его произведений имеют воспитательно-образовательное значение. Его лира пробуждает в людях добрые чувства. Чтобы он ни описывал, о чем бы ни говорил, в его строках чувствуется любовь к людям и жизни.

«Евгений Онегин» — это одно из знаковых произведений поэта. Необычна и сложна форма этого произведения. Это роман в стихах, ранее творений подобного рода в русской литературе не было.

«Евгений Онегин» — это источник представлений о русской жизни пушкинского периода. Одна из центральных фигур романа – Татьяна, дочь помещиков Лариных.

Показывая образ Татьяны, единственной цельной натуры в романе, Пушкин демонстрирует настоящее явление в русской жизни.

«…Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»

Татьяна живёт среди простых людей, которым незнакомы шум и суета большого света. Они наивны и по-своему милы.

Татьяну тянет к кому-то, кого она ещё не встречала, но кто бы был умнее, лучше, добрее окружающих. Она принимает за такого человека соседа, помещика Евгения Онегина. Со временем милая Татьяна влюбляется в него.

Он и вправду умнее её окружения, более знающ и рассудителен. Он способен на добрые дела (облегчил тяжкую участь своих крепостных крестьян):

«Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Ярем от барщины старинный
Оброком лёгким заменил, —
И раб судьбу благословил…»

Но Онегин – далеко не идеал. Татьяна ещё не распознала это. Он — праздный барин, ленивый, избалованный жизнью, недоучившийся, не знающий, что делать, потому что на плодотворную жизнь у него нет душевных сил, а от пустой жизни его грызёт тоска.

Татьяна пишет к нему письмо, в котором объясняется в любви. Но Онегин не может справиться со своим эгоизмом, он не принимает её душевных порывов.

После отъезда Онегина из деревни, Татьяна имеет обыкновение быть в его доме, читать книги. Она многому научилась и многое поняла. Онегин – не такой, каким она его себе представляла. Он – себялюбивый, эгоистичный человек, совсем не тот герой, к которому рвалась её нежная душа.

По истечении времени Онегин в Петербурге снова встречает Татьяну. Она — жена старого генерала. И тут Онегин по-новому взглянул на неё. В богатстве и знатности она кажется совсем иной. В его душе вспыхнула любовь. На этот раз она сама отвергла его, зная его себялюбие, зная пустоту его души и не желая нарушить слово, которое дала мужу.

Умела эта душа, добрая Татьяна, глубоко любить. Расставшись с Онегиным и поняв, что он – не герой её романа, — она всё же продолжала любить его и страдала от этого. Татьяна стала женой генерала не по собственной воле, ее об этом «молила мать». С любовью своей она не рассталась: в душе она любила Онегина.

Душа Татьяны – душа лучших русских женщин, — какие бы разные ни были их судьбы, мысли, дела.

Гениальность Пушкина заключается в том, что он предложил обществу по-новому взглянуть на судьбу русской женщины. Он прописал характер, доселе незнакомый русской литературе. Твёрдость натуры, сила, простота, естественность, верность своему слову, порядочность – эти черты обусловили целостность и крепость характера героини. Твёрдые принципы Татьяны были непоколебимы на протяжении всего повествования. Она испытывала отвращение к лицемерию, неискренности, пустословию, всему тому, что называла «ветошью маскарада».

С детства Татьяна была близка к народу, к народной поэзии. Её задушевная подруга – няня, которой она поверяла свои тайны. На протяжении всего повествования внутренний мир Татьяны не изменяется. Никакие внешние обстоятельства не заставят её сойти с пути истинного, не «сломают её духовного склада». Восхищение и любовь поэта в романе отданы Татьяне в полной мере.

Заключение

Пушкин соединил в себе две эпохи: в нём были известные черты настоящего и некоторые отголоски прошлого, в среде которых прошло его собственное воспитание; с другой стороны, с ним начинался совершенно новый период, период литературы современной.

Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин научил всех, кто писал после него, так же просто и задушевно изображать силу и страдания русской женщины. Пушкин поднял значение русской женщины в нашем сознании. Он создал почву для тех высоких идеалов женщины, которые мы видим в последующих произведениях других авторов.