Живопись: шедевры искусства, знаменитые на весь мир.

 Живопись: шедевры искусства, знаменитые на весь мир.
Живопись: шедевры искусства, знаменитые на весь мир.























































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

Задачи:

Предметные:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  • развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

  • расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  • воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

УМК: Русская художественная культура. 11 класс. (учебник)/Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

Оборудование: презентация.

Подготовка: проекты учащихся (по 4 человека)–

  • “Литература первой пол. 19 века”,
  • “Путь от “русской европейскости” к вершинам отечественной классической живописи”,
  • “Архитектура - Русский ампир”,
  • “Скульптура первой пол.19 века”,
  • “Русская музыкальная классика первой пол.19 века”.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний

Целевая установка. Слайд 1

Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.

В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.

Какова тема нашего урока.

Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”

На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?

Проблемное задание

Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

XIX век... Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века

А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цель урока : раскрыть загадки, особенности “золотого века” русской культуры.

  • буду знать ... особенности “золотого века” русской культуры
  • продемонстрирую ... результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.
  • смогу поразмышлять ...о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

Работа с историческим источником

Прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

“Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.

Римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

V. Вступительная беседа

(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.

“Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.

В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.

Слайд – 5

Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа

Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.

Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

“Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.

VI. Представление проектов.

Литература

Учитель. Литература первой половины XIX века

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

Расцвет русской романтической литературы

Алекса?ндр Серге?евич Пу?шкин - русский поэт, драматург и прозаик . Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы

Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Никола?й Васи?льевич Го?голь - русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.

Русская живопись.

Учитель. Вступление.

Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:

“Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.

- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.

Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов) .

Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя(например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).

Выступление учащихся. Проект.

1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич

Учитель. Вступление.

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

Выступление учащихся. Проект.

Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма

Учитель. Вступление.

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества.

Выступление учащихся. Проект.

1.Венецианов Алексей Гаврилович

Учитель. Вступление.

Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.

Выступление учащихся. Проект.

1.Тропинин Василий Андреевич,

2. Орест Адамович Кипренский

Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)

“Архитектурные шедевры русских мастеров”.

Учитель. Вступление.

Русский ампир (от фр. empire - империя ) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.

Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым .

Выступление учащихся. Проект

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин .

Выступление учащихся. Проект

  • Тома де Томон
  • Карл Иванович Росси
  • Василий Петрович Стасов
  • Август Августович Монферран

Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России. )

3. Учитель. Вступление. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове .

Выступление учащихся. Проект

Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.

Выступление учащихся

Мартос Иван Петрович, Борис Иванович Орловский, Петр Карлович Клодт

Музыкальное искусство. – Всякий, кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.

Выступление учащихся

ГЛИНКА Михаил Иванович, Даргомыжский Александр Сергеевич .

Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)

Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________

Закрепление.

Задание 1.

Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________

Три самых важных чувства (качества) ___________________________

Анализ и оценивание творческих работ учащихся, формирование выводов по изученному материалу. Обсуждение проблемного задания

Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию . В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)

- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (выбрать)

1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.

2. Ответить на вопросы.

Какие “главные вопросы” русской жизни стали темой искусства 1 пол 19 века.

Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?

Кто стоял у истоков русского классического изобразительного искусства?

Рефлексия.

Список литературы.

  1. Русская художественная культура. 11 класс. (учебник) / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело

Отношение каждого человека к живописи и к искусству в целом разное. Одни восторгаются, другие не понимают. Одни посещают галереи и выставки, стоят на морозе, выстаивают длинные очереди и иногда выламывают двери , только бы добраться до «святого» и желаемого. Другие же с усмешкой и явным непониманием всей этой народной любви и прыти лишь пожимают плечами — «умом Россию не понять». Очевидно, что каждому свое. Также очевидно разделять — нежелание знать от абсолютного равнодушия и отсутствия интереса к искусству.

Не посещать выставки и галереи как-бы можно, но не знать фамилии таких выдающихся людей, как Шишкин или Васнецов, Серов или отличившийся на весь мир своим «Черным квадаратом» Малевич, сродни равнодушию, отторжению, неуважению и пренебрежению к стране в целом.

Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. Их имена известны во всем мире, а под их кистью рождались шедевры, на века возвеличившие имена своих создателей.

Русский художник – это человек с великой душой, поэтому и русская живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной суровостью и притягательной красотой.

Согласен, не все имеют возможность посетить музеи, галереи и увидеть своими глазами необыкновенную палитру красок, изящество линий на полотнах художников. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Шедевры русской живописи», где каждый из Вас сможет познакомиться с самыми известными картинами русских художников.

Для должного восприятия, мы разделили статью на несколько частей. Сегодня мы рассмотрим лучшие и самые известные шедевры русского художника Ивана Шишкина. И вот почему:

Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) русский художник, живописец — лучшие работы по мнению редакции сайт

«Утро в сосновом лесу» 1889

«Утро в сосновом лесу»- картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Дубовая роща» 1887

На картине «Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Это интересно: Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. Картина находится в Киевском музее русского искусства.

«Дождь в дубовом лесу» 1891

В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и «объективен». Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи. «Иван Иванович! – спросила она. – Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! – взволнованно ответил художник. – Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес. Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу? Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

«Прогулки в лесу» 1869

Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, она полна летнего солнечного тепла и позитива. В этом произведении художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство в полном составе. Муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, так как идут немного в стороне.

Чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии - пёс в пятнах, снующий туда-сюда и охраняющий своих хозяев. Тонкая передача лёгкого ветерка и игра с тенью и светом делают «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.

Конечно, как и во всех работах Ивана Шишкина, один из главных героев картины - это лес. Как же красиво вокруг! Высокие берёзы, большие камни, разбросанные тут и там. Солнца не видно, но его свет наполняет всю картину особым сиянием, мастерское исполнение художником переходов свет-тень ещё раз доказывает профессионализм Ивана Шишкина как художника-пейзажиста.

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» 1891

Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Тут в 1880-е годы не однажды снимал дачу Репин, а в 1891 году жил Шишкин, создавший здесь два шедевра -представленную работу и пейзаж Мордвиновские дубы. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось; в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Правда, их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.

«Вечер» 1871

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает…»

«В роще» 1865

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подробностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спокойному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника.» Василий Михеев, критик

«В парке» 1897

«Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…» Крамской И.Н.

«Первый снег» 1875

Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Все необычно точно по ощущению, даже невольному осязанию изображенных хлябей, тяжелого, обмякшего снега, проступающей воды, не принимаемой землей, серого, сумрачного неба и неверного света, вносящего беспокойство в панораму поздней осени. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Картина находится в Киевском государственном музее русского искусства.

«Деревня» 1874

«На севере диком» 1891

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

В зиму 1890/91 года Иван Иванович несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты заинтересовали его. На мызе у дочери им написаны были «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».

Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Это было время тесной дружбы двух художников. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью; Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек; после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Религия имеет силу убеждения и влияния на человека, искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Картина также находится в Киевском музее русского искусства.

«На даче (Около дачи)» 1894

«Мельница в лесу. Преображенское» 1897

«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.

«Лесной пейзаж с цаплями» 1870

«Лесное кладбище» 1893

«Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех своим здоровым весельем… и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.» Репин И.Е.

«Мордвиновские дубы» 1891

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать.»

Васнецов В.М. (из письма Шишкину в 1896 году).

«Лесная сторожка» 1892

«…он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.» Из письма Крамского Ф.Васильеву (5 июля 1872 г)

«Кама близ Елабуги» 1895

«Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло», – писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества «певца русского леса». В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Картина находится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.

Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Творчество художника – это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».

Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальное восприятие природы было чуждо И. Шишкину. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.

Это интересно: «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.» Из воспоминаний современников.

«…Мы не знаем другого художника, который обладал бы таким безупречным рисунком и который с такой правдой, с такой горячей любовью к своей родине и к своему делу заносил бы на свои холсты нашу русскую, близкую всем нам природу. Что же касается русского леса, то в изображении его Шишкин не имеет соперников.» Современник

«Надеюсь придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная взглянет с холстов русских художников.»
Шишкин И.И.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

В театре Наций продолжается цикл литературных вечеров. Один из них – «Наше все. Шедевры русской литературы». Моноспектакль представляет народный артист России, мастер слова Авангард Леонтьев. За художественную часть отвечает постановщик Ксения Перетрухина. На сцене прозвучат повести Н.С. Лескова «Чертогон» и Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

Зрители вечера станут свидетелями того, как с помощью литературных произведений будут шаг за шагом выявляться все грани характера русского человека, будут затронуты темы добра и зла, религии и безверия, угодничества и самодурства. Словом, многообразие тех черт, которыми наделены герои Лескова и Толстого. Спектакль «Наше все. Шедевры русской литературы» сам Авангард Леонтьев именует как «звучащее слово».

Как купить билеты на спектакль «Наше все. Шедевры русской прозы»

В нашем агентстве можно заказать билеты на моноспектакль «Наше все. Шедевры русской литературы» одним из способов:

Почему стоит купить билеты именно у нас? На это есть веские причины. Среди наших неоспоримых преимуществ:

  • Бесплатная доставка билетов по Москве и Санкт-Петербургу.
  • Консультация и подбор удобных мест от менеджеров.
  • Различные способы оплаты.
  • Скидки для больших компаний и бонусы для постоянных клиентов.

Спектакль будет интересен всем любителям литературных вечеров, художественного слова. Это не только чтецкий концерт, но еще и откровенный разговор с чутким собеседником, который ответит на волнующие вопросы и унесет в волнующий мир русской литературы.

Одна из самых любимых в народе картин была написана Иваном Шишкиным на острове Городомля, что на озере Селигер в Тверской области. Все, кажется, настолько ясно могут представить её перед глазами, что зачастую упускают из вида некоторые важные подробности, и это влечёт за собой заблуждения. Прежде всего, картину писал не только Шишкин. Всеми любимых медведей изобразил известный живописец Константин Савицкий. Считается, что его подпись снял Павел Третьяков со словами о том, что на полотне «всё, от начала до исполнения, говорит о манере Шишкина», но и это не так. На самом деле первоначально картина выставлялась с подписями двух авторов, и лишь затем Савицкий сам попросил убрать своё имя. Кроме того, в народе часто путают название работы — то получается «Три медведя», хотя медведей там четверо, то «Утро в сосновом бору», хотя бор по определению и является сосновым.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

«Грачи прилетели»

История создания самой известной картины Саврасова «Грачи прилетели» до сих пор остаётся невыясненной: мнения исследователей по поводу места её написания расходятся. Несмотря на подпись автора о том, что натурой для этой работы служило село Молвитино Костромской губернии, существует гипотеза о создании первого этюда в Ярославле. Также есть предположение, что Саврасов писал картину по памяти и окончательно завершил её, уже находясь в Москве. Но в то же время биографы художника утверждают, что пейзаж был исполнен в один день.

«Грачи прилетели» была высоко оценена современниками: картину сразу же приобрёл Павел Третьяков. Но картина пользовалась таким успехом, что автору было заказано большое количество её реплик. В них Саврасов иногда вносил изменения — все картины сразу же разошлись по различным коллекциям.

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

«Видение отроку Варфоломею»

Когда картину Нестерова в начале XX века впервые представили публике, она неприятно поразила зрителей. Многие критики, в том числе и известные художники, во весь голос кричали, что это полотно «вредоносно». По их мнению, Нестеров ступил едва ли не на поле иконописцев, а скрещивать художественное произведение с церковным образом они считали недопустимым. Однако были и те, кто почувствовал тонкий замысел автора, который заставляет замирать публику перед картиной и сегодня: художник на одном полотне соединил божественное и реальное — образы старца и мальчика.

Сам Нестеров был убеждён, что это полотно — его лучшая работа, а на старости лет любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

ИВАН ГЛАЗУНОВ

«Распни его!»

Иван Глазунов — продолжатель творческой династии, сын известного художника Ильи Глазунова, которого часто ошибочно принимают за создателя полотна «Распни его!». Дело в том, что картина «Распни его!» была дипломной работой юного Ивана, но зрителям обычно трудно себе представить, что такой грандиозный холст создал ученик. Полотно, которое в 1994 году поразило выпускную комиссию своей композицией и исполнением, сегодня продолжает вызывать и восхищение, и бурные споры. Образ связанного Иисуса на картине в окружении агрессивных вооружённых людей часто связывают с образом России.

Иван Глазунов не случайно обратился к изображению Христа: его лик часто появлялся на полотнах отца, Ильи Глазунова. Тогда обращение старшего Глазунова к образу святого вызывало озлобление у советских властей, сегодня династия художников известна и уважаема во всём мире.

МИХАИЛ КЛОДТ

«Дубовая роща»

Клодт выделялся среди русских художников-пейзажистов XIX века тем, что всегда изображал жизнь сельчан, не приукрашая и не идеализируя её. В своих картинах художник передавал жизнь и природу такими, какими они являлись перед его глазами. А для того, чтобы добиться высокой точности изображения, Клодту иногда приходилось по несколько раз переписывать свои полотна. Его особенное внимание к деталям заметно в картине «Дубовая роща», которая интересна и тем, что в ней Клодт специально нарушает академические каноны — ближний и средний планы прописаны одинаково чётко, а дальний план вообще отсутствует.

Несмотря на высокую оценку творчества Клодта современниками, его финансовое положение всегда оставалось тяжёлым, что можно связать с отсутствием предпринимательской жилки у художника — он не умел удачно продавать свои картины. А последние годы жизни плодотворного мастера оказались особенно тяжёлыми: Клодт находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей.

ИГОРЬ ГРАБАРЬ

«Мартовский снег»

Грабарь учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но после его окончания предпочёл стать художником и в 1894 году поступил в академию художеств, где преподавал знаменитый русский живописец Илья Ефимович Репин.

«Мартовский снег» был написан Грабарем в 1904 году, когда он гостил у своего друга в подмосковной деревне Чурилково. На картине художник хотел изобразить обычный мартовский день, клонящийся к закату. На холсте всё говорит о приближении весны: снег тёмный и насыщенный водой, а на крышах виднеющихся вдали деревенских изб его уже совсем не осталось. Грабарь почти завершил работу над полотном, но на протаявшей тропинке случайно увидел спешащую за водой девушку с коромыслом и двумя вёдрами — художник тут же решил изменить сюжет полотна и запечатлел фигуру девушки в центре своей картины.

АРХИП КУИНДЖИ

«Лунная ночь на Днепре»

Для картины «Лунная ночь на Днепре» была организована персональная выставка - по тем временам беспрецедентный факт. Куинджи называли «художником цвета» за его любовь к игре светотеневых контрастов, способности эффектно передавать солнечные закаты и лунные ночи. Но эта картина превзошла все ожидания публики и уже во время создания обрела небывалую славу: в мастерскую к художнику приходили посмотреть на необычный пейзаж Крамской, Менделеев, Тургенев и многие другие. «Лунную ночь на Днепре» поспешил приобрести великий князь Константин Константинович, который даже в кругосветном путешествии не хотел с ней расставаться. Со временем, в том числе и из-за влажного морского воздуха, пейзаж стал темнеть, и, к сожалению, многие из богатства полутонов этой картины сегодня утеряны.

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ

«Золотая осень»

«Золотая осень» и сегодня кажется воплощением мечты городского жителя о пейзаже, лишённом будничной суеты. Перед тем, как приступить к работе, художник долгое время бродил по берегу Оки в собственной усадьбе в поисках лучшей натуры. Наконец он выбрал место на возвышении, откуда открывался один из самых лучших панорамных видов на реку, которую художник уже успел запечатлеть в картинах «Ранний снег» и «Ока летом». На этот раз Поленов хотел изобразить не только близкий сердцу пейзаж, но и своё любимое время года — осень. Для композиции картины «Золотая осень» художник выбрал необычное решение — запечатлел реку в форме дуги. Такая форма Оки, как отмечают искусствоведы, придаёт пейзажу завершённость и помогает взгляду зрителя совершить визуальное путешествие по холсту.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

«Кружевница»

Картина крепостного крестьянина Тропинина «Кружевница» стала известной благодаря счастливому стечению обстоятельств. В подарок на Пасху Тропинин, который 47 лет был крепостным крестьянином, от своего хозяина графа Моркова получил вольную. Он тут же отправился в Петербург с целью исполнить свою давнюю мечту — получить диплом Академии художеств, где ранее обучался искусству рисования. Среди других представленных им перед комиссией картин была и «Кружевница». Эта поездка изменила всю жизнь бывшего крепостного. Уже через год художнику присвоили звание академика, а в 1843 году его избрали почётным членом Московского художественного общества.

Сама же картина была явлением нового жанра портретной живописи, изображающего обыкновенные радости жизни, и открыла для общества художника Тропинина. Особенно отмечалось, как автору успешно удалось запечатлеть характер склонившейся над работой простой девушки.

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

«Золотая осень»

Как творчество Левитана в целом, так и именно «Золотая осень» были не слишком обычными для русской живописи той поры. Левитан привнёс в русскую живопись понятие «пейзаж настроения», и «Золотая осень» — одна из наиболее знаковых и любимых публикой работ в этом ключе.

Но картина и для самого Левитана не слишком привычна. Осени художник посвятил более сотни картин, но именно в этой не отразил традиционную в таких случаях грусть. Наоборот, каждый элемент на полотне будто освещён золотым солнечным светом. Этот факт искусствоведы связывают с особым периодом в жизни художника: во время написания картины Левитан был влюблён. Существует версия, что автор остался недоволен своей работой и через год написал ещё одну картину с тем же названием — новое полотно было выполнено уже в привычной для художника манере.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН

«Памятник»

Этим произведением Державин фактически перевернул представление общества о поэтах, из разряда «скоморохов» перевёл их в разряд мастеров серьёзного жанра. В XVIII веке было широко распространено представление о поэте-шуте, который вынужден сносить капризы и насмешки двора. Стихотворение Державина, написанное в 1795 году, стало первым произведением в русской литературе, где главным героем выступил поэт-творец, обладающий чувством собственного достоинства. Автор «Памятника» выступает в защиту поэта и говорит о необходимости признания права на свободу творчества. Позднее история о нерукотворном творении воплотилась в творчестве современников писателя: Капниста и Ломоносова. Эта тема надолго пережила эпоху и самого Державина - к ней возвращались Пушкин, Маяковский, Ахматова.

Особенный расцвет русского изобразительного искусства наблюдался в XIX веке и охарактеризовался развитием множества жанров и стилей. Именно отечественные художники этого столетия подарили миру настоящие шедевры, которыми сейчас и знаменита русская живопись. В то время как современные картины часто совершенно не привлекают внимание зрителя, произведения прошлых эпох неизменно поражают и впечатляют своей глубиной и мастерством. О лучших шедеврах русской живописи XIX столетия мы и расскажем далее.

«Девятый вал» (1850)

Один из главных шедевров, которыми славится русская живопись, написан известнейшим русским художником-маринистом Иваном Айвазовским. Работа находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Ее основой стало когда-то популярное среди моряков поверье, будто каждая девятая по счету волна оказывается сильнее и выше других и несет смертельную опасность.

Какую же картину мы видим на полотне: бушующее море озарено восходящим солнцем, обессиленные люди хватаются за обломки не пережившего шторм судна, а на них вот-вот обрушится тот самый грозный девятый вал. Величие разбушевавшегося моря и рассветное великолепие изображены художником с неповторимым мастерством. Но, глядя на эти яркие краски и переливающиеся волны, не кажется, что все закончится трагично, а вера в человеческую стойкость и мужество становится только сильнее.

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись, и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет.

Художник избрал один из своих любимых мотивов: дремучий сосновый лес, добавив к нему непривычный для своих картин элемент в виде животных — семьи медведей. Лесная чаща, все еще частично охваченная туманом, залита первыми лучами солнца, а на сломанных недавней бурей деревьях резвятся трое потешных медвежат под неусыпным присмотром мамы-медведицы. И мы, зрители, будто бы тайком, чтобы не спугнуть, подглядываем за этой любопытной семейкой.

Интересный факт: на самом деле картина была создана в соавторстве с художником Константином Савицким: он и есть тот, кто нарисовал медвежат. Однако Шишкину пришлось удалить подпись Савицкого с картины по требованию коллекционера Павла Третьякова, который хотел приобрести это произведение. Оригинал сейчас и находится среди коллекции Третьяковской галереи.

«Бурлаки на Волге» (1873)

Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Темой картины стало жестокое угнетение простых людей и бедняков, порицание общества, которое делает из людей рабов. Полотно словно бы служит призывом к милосердию.

На полотне мы видим вереницу бурлаков — людей, которые тащат по реке против течения наполненное грузом речное судно. Они и являются главным акцентом произведения, а фон — реку, участки суши, корабль — мы почти не замечаем. Удивительно, как художник сумел по-разному изобразить каждого из людей на картине, живо и красочно, хоть с первого взгляда они и кажутся безликой массой.

Картина стала бронзовым призером венской художественной выставки 1873 года, а приобрел ее за три тысячи рублей великий князь Владимир Александрович. Посмотреть на нее можно в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Богатыри» (1898)

Известный художник Виктор Васнецов работал над этим произведением около тридцати лет. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу, именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись.

В основу картины легла русская народная былина о трех богатырях (слева направо): Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче — надежных защитниках и опоре земли русской. Они готовы выстоять против самого искусного врага, ведь каждый из богатырей изображен с разным оружием.

Так же и сама картина является символом мощи, силы и мудрости русского народа. А увидеть это произведение в настоящее время можно в Третьяковской галерее.

«Утро стрелецкой казни» (1881)

Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. В ее основу легла реальная казнь стрельцов вследствие провалившегося восстания 1698 года.

Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Один из них, рыжеволосый, гневно бросает взгляд на царя Петра I, который восседает на коне и наблюдает за процессией. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха.
Трагичность ситуации подчеркивается благодаря темным, мрачным тонам, в которых выполнена работа. Местность еще слабо освещена только просыпающимся солнцем, поэтому особенно хорошо выделяется на общем фоне белое одеяние стрельцов и красные, как кровь, элементы одежды людей из толпы.

«Девочка с персиками» (1887)

Именно эта картина прославила художника Валентина Серова; невозможно ее не вспомнить, думая о работах, которыми может похвалиться русская живопись XIX века. Для картины художнику позировала двенадцатилетняя Вера, дочь известного русского мецената Саввы Мамонтова. Увидеть эту картину можно в Третьяковской галерее.

Портрет сразу запоминается озорным взглядом героини портрета, которая, казалось бы, спокойно сидит за столом, но явно задумала что-то каверзное. Яркая блуза розового цвета сочетается с румянцем на девичьих щеках и выделяется на фоне строго классического интерьера комнаты. Белые стены и скатерть создают контраст с загорелой кожей девочки, а оттенки персика и листвы за окном добавляют портрету свежесть и легкость.

«Последний день Помпеи» (1833)

Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.

Оно изображает сюжет из древней истории: охваченных ужасом жителей древнеримского города Помпеи, в момент перед погребением в раскаленном пепле вулкана Везувий. Кто-то разбегается в стороны, а кто-то в страхе не может сдвинуться с места, кто-то пытается спасти близких или же в спешке уносит ценные вещи.

Данная работа характеризуется сложнейшим пространственным и свето-теневым построением. Сочетание глубоких, ярких оттенков, игры света, античной архитектуры и эмоциональных лиц выглядит торжественно, величественно и несколько театрально, даже при всей трагичности ситуации; произведение насквозь пронизано патетикой. В период написания картины Брюллов жил в Риме, и когда она была закончена, то привела в невероятный восторг итальянскую публику.

«Явление Христа народу» (1857)

Русский живописец Александр Иванов положил в основу данной работы третью главу Евангелия от Матфея. Он стремился запечатлеть человечество в тот фундаментальный момент, который изменил его судьбу. Художник писал картину около двадцати лет и скоропостижно скончался после того, как она была завершена. Русская живопись, представленная в Третьяковской галерее, вмещает в себя и эту картину.

Кроме того, что Иисус появляется отдельно от толпы, посланный словно ниоткуда, Иванов дополнительно выделил его визуально среди других людей этого сюжета, облачив его в синие с красным одежды, самые темные и насыщенные в сравнении с остальными персонажами. Но при этом главный акцент произведения делается на простых людей, изображение их лиц, эмоций, когда они видят появление Христа.

Структура композиции произведения на первый взгляд проста, но на самом деле она рациональна: передний план построен так, что на какого бы человека мы ни посмотрели, взгляд обязательно переведет нас к фигуре Иисуса или Иоанна.

«Грачи прилетели» (1871)

Алексея Саврасова считают основоположником «лирического пейзажного стиля». «Грачи прилетели» — действительно символическая и самая знаменитая работа художника, которая является прекрасной элегией весне, ознаменованной возвращением грачей. Полотно было приобретено Павлом Третьяковым.

Несмотря на обыденный пейзаж и укрытую снегом землю, присмотревшись внимательнее, мы понимаем, что перед нами именно весна: вот сквозь тучи виднеется участок нежного голубого неба, а вот и снежок тает, образуя глубокие лужи. И, конечно, о приходе весны словно трубят грачи, слетающиеся на высокие изогнутые березки.

Этюды к этой картине были запечатлены художником в селе под названием Молвитино, сама работа была закончена уже в Москве — так русская живопись пополнилась новым веянием в пейзажном жанре. Картина сразу же снискала признание публики. Павел Третьяков незамедлительно приобрел произведение в свою коллекцию. Оно стало настолько популярным, что впоследствии Саврасов неоднократно писал повторения прославившей его картины.

«Над вечным покоем» (1894)

Художник Исаак Левитан писал эту картину, слушая траурный марш Бетховена — вероятно, это одна из причин того, что она получилась одной из самых мрачных в творчестве художника. Один из друзей Левитана охарактеризовал эту работу как «реквием самому себе».

Произведение так и дышит тяжестью: небо затянуто огромными серыми свинцовыми облаками, отчего и водоем будто застыл на месте, и только при внимательном рассмотрении его выдаст мелкая рябь. В небе нет ни одной птицы, словно ничто не может нарушить эту тревожную серость пространства. На переднем плане видим заброшенного вида церквушку, кладбище с накрененными крестами и забытыми могилами и деревья, гнущиеся под напором ветра.

Левитан был несказанно рад, что эта картина попадет в коллекцию к Третьякову, так как считал: именно она является самой удачной и в полной мере раскрывает его мироощущение и передает тяжелые переживания.