В истории вокальной музыки Шуберт занимает такое положение, как Бетховен в области инструментальной. Шуберт

В истории вокальной музыки Шуберт занимает такое положение, как Бетховен в области инструментальной. Шуберт

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду-альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но-визной.

Песни Шуберта - это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован-ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори-ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил « песенно» .

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений . Но использование песни в качестве материала - далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип - вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт - это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве - человека в аспекте его непосредст-венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни - мелодика, гармония, фортепианное сопровожде-ние, формообразование - отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни - ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев-ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта - это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж-дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» - звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия - образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод-ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра - «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало-гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму . Рефреном являются возгласы отчаяния ре-бенка, а эпизодами - обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу-ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон-трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие - возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод - в B-dur, 2-й - с преобладани-ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен - небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения - глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч-та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева-ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет-ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ-ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе-го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы-текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования - от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти-ков - Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Слайд 2

Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

  • Слайд 3

    1. Кто такой Франц Шуберт? 2. Когда и где родился Шуберт? 3. Кем были родители Шуберта? 4. Где Шуберт получил музыкальное образование? 5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу? 6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять? 7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? 8. Сколько песен написал Ф. Шуберт? 9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение? 10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? 11. Каким человеком был Шуберт? 12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? 13. Какого композитора Шуберт боготворил? 14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт? 15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? 16. Сколько лет прожил Шуберт?

    Слайд 4

    В возрасте одиннадцати лет В церковно-певческой школе - конвикте Школьный учитель и дочь слесаря 31 января 1797 г. в Австрии Австрийский композитор

    Слайд 5

    Песни исполнял певец Михаэль Фогль Фортепианное сопровождение носит изобразительный характер, участвует в создании музыкального образа Написал около 600 песен Жанр песни В возрасте тринадцати лет

    Слайд 6

    Всего 31 год Незадолго до смерти Представитель музыкального романтизма Людвига ван Бетховена «Шубертиады» Застенчивый, сдержанный, избегал похвалы

    Слайд 7

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Какие чувства выражает музыка? Какой образ передал в своей музыке композитор? - Кто исполняет это музыкальное произведение?

    Слайд 8

    ПЕСНЯ – БАЛЛАДА - сольное музыкальное произведение повествовательного характера с элементами фантастики

    Слайд 9

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Реальное в балладе сочетается с фантастическим Описываемое событие часто носит драматический характер В балладе большую роль играют пейзаж и диалог Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму

    Слайд 10

    Слайд 11

    Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души? - Как происходит развитие сюжета в балладе? - Какую роль в произведении играет фортепиано?

    Слайд 12

    И. В. Гёте В. А. Жуковский

    Слайд 13

    « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    Слайд 14

    7. Какой характер имеет баллада в целом? А). Тихий и спокойный Б). Взволнованный и тревожный В). Веселый и озорной 6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? А). Отца Б). Сына В). Лесного царя 5. Как звучит речь автора, отца и сына? А). Взволнованно Б). Завлекательно В). Вкрадчиво 7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального произведения? А). Любовь и ненависть Б). Жизнь и смерть В). Война и мир 6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? А). Пунктирный ритм Б). Ритм марша В). Ритм бешеной скачки 5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно? А). Отца Б). Лесного царя В). Сына 4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»? А). 4 Б). 5 В). 6 4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? А). Лирический Б). Драматический В). Эпический 3. Кто автор немецкого текста баллады? А). Шиллер Б). Гёте В). Шекспир 3. Кто сделал лучший перевод баллады? А). Пушкин Б). Лермонтов В). Жуковский 2. Сколько песен написал Ф. Шуберт? А). 600 Б). 500 В). 400 2. Во сколько лет Ф. Шуберт написал «Лесного царя»? А). 28 Б). 23 В). 18 В какой стране родился Франц Шуберт? А). Франция Б). Италия В). Австрия Сколько лет прожил Франц Шуберт? А). 27 Б). 31 В). 37

    Песни Шуберта.

    Предлагаемая вниманию работа своей задачей считает дать характеристику стиля песен Шуберта: особенностей мелодики, гармонии, фортепьянной партии, соотношения слова и музыки.

    Шуберт был первым великим композитором-романтиком. Многое сближает его с представителями венской классической школы: простота, ясность, гармоническая уравновешенность, которые свидетельствуют о классических чертах его творчества.

    Органическое соединение романтических и классических черт свойственно всему творчеству Шуберта, в том числе и песне.

    В песенном творчестве Шуберта происходит тесное единение поэтического текста и музыки.

    Шуберт достигал высокого художественного результата благодаря раскрытию духовного мира человека, в воспроизведении его чувств, переживаний, настроений.

    Важная особенность шубертовской песни – умение композитора даже самое сложное содержание выражать максимально простыми средствами. Это усиливает художественное воздействие, увеличивает доходчивость его музыки.

    Ряд своих песен Шуберт написал в жанрах серенады, колыбельной, а также баркаролы. Шуберт широко использовал элементы танца и марша для обогащения выразительности.

    Песенное творчество Шуберта отличает поразительное богатство и разнообразие. Они были написаны на стихотворения примерно ста поэтов, в целом присутствовала широта охвата поэзии немецкой и австрийской в песнях Шуберта.

    Очень разнообразны песни Шуберта и по содержанию. Большое место в песнях Шуберта занимает тема природы. Природу композитор всегда рисовал через восприятие ее героем. В особенности привлекала композитора водная стихия – и мирно журчащий ручей («Прекрасная мельничиха», ряд песен «Зимнего пути» и др.), и широкие просторы спокойного и бушующего моря.

    Наряду со светлыми чувствами в песнях Шуберта находят отражение страдания и скорбь. Важное место в его песнях занимает тема одиночества, неразделенная любовь. Разнообразие песенной мелодики Шуберта порождено разнообразием содержания, воплощенного в песнях, богатством круга их образов. Вокальная партия всегда оставалась у Шуберта основой песни.

    Лирическая мелодия Шуберта – это основная разновидность его мелодики. Вокальность мелодий тесно соединена с песенностью.

    Важные качества шубертовской мелодики – ее особая гармоничность и красота. Диатоника господствует в мелодике песен Шуберта. Он применял хроматизмы, подчиненные диатонике. Примечательны замаскированные «хроматизмы вразбивку», например, в песне « Ave Maria » на текст Скотта.

    Плавное мелодическое движение часто сочетается с движением по звукам трезвучий.

    Круг аккордов в мелодическом движении у Шуберта расширяется. Композитор использовал мелодически по звукам двойной доминанты в песне «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» (второй раздел).

    Особое положение в мелодике занимает V ступень лада с ее двойственной функцией квинты тоники и примы доминанты в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете. Шуберт применял этот прием в песнях, исполненных драматизма («Шарманщик» из «Зимнего пути»), что создавало ощущение незавершенности, вопроса.

    Широкий диапазон мелодии обусловливает использование различных регистров голоса. Сопоставление регистров в одной мелодии придает ей особую «объемность», эмоциональную наполненность, например, в песне «Спокойно спи» из «Зимнего пути».

    Очень широко представлено в песнях Шуберта мелодическое движение, которое можно определить как кружение. Кружение вокруг неустойчивых ступеней применяется в кратких построениях, например, в вокальной партии «Лесного царя» на текст Гете.

    Нередко Шуберт применял звуковысотные синкопы (то есть большая высота выделяет звук на слабой или относительно слабой доле). Классический пример представляет песня «Шарманщик» из «Зимнего пути».

    В мелодиях многих песен Шуберта встречается лирическое смещение каденций, что усиливает динамичность музыки. Подобного рода каденции встречаются в шести песнях из «Прекрасной мельничихи» - например, «В путь», «Пауза», «Охотник» и др.

    В колористическом плане шубертовские хроматические секвенции воспринимаются в связи с характеристикой мрачных душевных состояний.

    Восходящая секвенция ограничивается двумя звеньями в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете, что подчеркивает развитие чувств Гретхен.

    Выделяются в шубертовской песенной мелодике обороты с повторами, которые применяются в мелодиях различного типа. «Легкие» повторы звука характерны для народной песенности, например, в песне «Форель» на текст Шуберта.

    Изучение песен Шуберта показывает, что он привлекает некоторые тональности в связи с текстами определенного характера.

    До мажор является самым светлым и ярким по колориту.

    Соль мажорная тональность шубертовских используется для светлых и спокойных любовных песен, например, песня «Дикая роза» на текст Гете.

    Важная роль в песенных сочинениях Шуберта принадлежит задержаниям с острым диссонансом, в первую очередь малосекундовым. Известный пример – музыкальное воплощение криков ужаса ребенка в «Лесном царе» на текст Гете.

    Важнейшее выразительное значение у Шуберта приобретает ладотональная неопределенность интервалов (прежде всего терций, секст). Она тонко использована, например, в песне «Любимый цвет» из «Прекрасной мельничихи».

    Различные виды гармонической перекраски не одного звука, а целого мелодического оборота можно встретить в известной «Вечерней серенаде» на текст Рельштаба.

    В подавляющем большинстве песен Шуберта фортепианная партия отвечает прямым естественным возможностям инструмента, для которого она написана. Фортепианные партии Шуберта отличает интонационная, тематическая наполненность. Самое новое в фортепианных партиях песен Шуберта связано с соотношением их с вокальной партией.

    Музыкальные зарисовки водной стихии у Шуберта всегда тонки и глубоко содержательны. Музыкальные изображения ручья у Шуберта, например, в песне «Куда» из «Прекрасной мельничихи», композитор дает воплощение эмоций, которые ручей вызывает в душе героя.

    Новое применение Шубертом «сквозного» фигурационного движения было связано с оттенками содержания различных разделов сочинения. Возможности подобного варьирования фигураций Шуберт открыл уже в песне «Гретхен за прялкой».

    Позднее композитор полностью обновлял фактуру, сохраняя только ритмическую формулу. Известнейшим примером служит песня «Лесной царь».

    В песнях, в которых сталкиваются резкие контрасты, построение (постлюдия) строится на основе прежнего материала или выступает как обобщение – резюме, подводящее итог столкновению противоречивых начал («Спокойно спи» из «Зимнего пути»).

    Тенденция к трактовке заключительных построений как обобщения предшествующего развития наблюдается во многих песенных сочинениях Шуберта. Концовки такого рода заключения, дающие разное «эмоциональное осмысление» можно отметить в песне «Спокойно спи» из песенного цикла «Зимний путь».

    Ф. Шуберт осуществил реформу песенного жанра. Он был первым великим представителем нового романтического направления в музыке, а одной из ведущих черт романтизма является внимание к чувствам, переживаниям отдельного человека. Свою роль сыграли и специфические черты Шуберта как художника-романтика.

    Важнейшей опорой для Шуберта в его реформе песни было народно-песенное искусство Австрии и Германии. Шуберт опирался на все достижения немецкой и австрийской профессиональной музыки – прежде всего на достижения представителей венской классической школы. Шуберт с широтой, глубиной и правдивостью запечатлел в своих песнях строй мыслей и чувств, духовную жизнь людей своей эпохи.

    Список литературы.

      Вульфиус П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта.-М., 1974.

      Конен В. – Шуберт.- М., 1959.

      Васина – Гроссман В. Романтическая песня XIX века.- Москва, 1966.

      Хохлов Ю.Н. Песенное творчество Шуберта.-Москва, 1955.

      Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: Жизненный путь –М., 1968.

    Тема урока: « Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта».

    Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    Интерактивная форма : групповая (работа в парах), дискуссионная.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема четверти: «Музыкальный образ».

    Тема урока: « Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта».

    Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    Интерактивная форма : групповая (работа в парах), дискуссионная.

    Задачи:

    Образовательные : познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь».

    Развивающие : развивать коммуникативные способности, умения самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.

    Воспитательные : воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь».

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Board, фортепиано.

    Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант биографии Ф. Шуберта с вопросами.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)

    Учитель: – Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

    2. Повторение пройденного.

    Учитель: – Какие образы существуют в музыке?

    Дети: – Лирические, эпические, драматические. (Слайд 2) (Щелкать по овалам после появления на них руки).

    Учитель: – С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает?

    Дети: – «Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ.

    3. Изучение нового материала

    Учитель: – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

    Интерактивная работа в малых группах

    (Выполнение задания по парам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии). (Слайд 3)

    Вопросы для проверки выполнения работы.

    1. Кто такой Франц Шуберт?
    2. Когда и где родился Шуберт?
    3. Кем были родители Шуберта?
    4. Где Шуберт получил музыкальное образование?
    5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
    6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
    7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
    8. Сколько песен написал Ф. Шуберт?
    9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
    10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
    11. Каким человеком был Шуберт?
    12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
    13. Какого композитора Шуберт боготворил?
    14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
    15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
    16. Сколько лет прожил Шуберт?

    (Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

    (Слайды 4-6)

    Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    (Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.)

    Интерактивная дискуссия

    Учитель: – Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем прозвучит целиком, послушайте тему вступления. Какие чувства вызывает эта тема? Какой образ создает?

    Дети: – Тревога, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного. Наверное, здесь рассказывается о чем - то страшном.

    (О название произведения не говорить, хотя песня звучит на немецком языке.)

    Учитель: – А теперь последите за развитием образа. (звучит песня)

    Учитель: – Песня построена на развитие вступления, уже знакомого нам?

    Дети: – Нет, слышны разные интонации.

    Учитель: – Сколько было исполнителей?

    Дети: – Два – певец и пианист.

    Учитель: – А сколько музыкальных образов?

    Дети:– Ребята затрудняются с ответом.

    (Предложить учащимся нарисовать услышанное. К доске выходят ученики из каждой группы и рисуют цветными карандашами)

    Учитель: – Читает балладу «Лесной царь» и тихо включает фонограмму.

    Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

    Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

    К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

    Обняв, его держит и греет старик.

    «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

    Веселого много в моей стороне:

    Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

    Из золота слиты чертоги мои».

    «Родимый, лесной царь со мной говорит:

    Он золото, перлы и радость сулит». –

    «О нет, мой младенец, ослышался ты:

    То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

    «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

    Узнаешь прекрасных моих дочерей:

    При месяце будут играть и летать,

    Играя, летая, тебя усыплять».

    «Родимый, лесной царь созвал дочерей:

    Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –

    «О нет, все спокойно в ночной глубине:

    То ветлы седые стоят в стороне».

    «Дитя, я пленился твоей красотой:

    Неволей иль волей, а будешь ты мой». –

    «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

    Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

    Ездок оробелый не скачет, летит;

    Младенец тоскует, младенец кричит;

    Ездок погоняет, ездок доскакал...

    (каждая группа дает свой ответ)

    Дети: – Здесь четыре музыкальных образа: автор, отец, сын, лесной царь.

    Учитель: – А теперь обратите внимание на аккомпанемент, что вы здесь слышите?

    Дети: – Скок лошади.

    Учитель: – Да здесь интонации скока лошади, где стук копыт в фортепианном сопровождении играет связующую роль в передаче образов. Таким образом, в балладе получается пять персонажей: автор, отец, младенец, скачущая лошадь.

    Учитель: – А как думаете, чем заканчивается рассказ?

    Дети: – Дети сомневаются.

    (включить последние такты баллады и дочитать текст)

    Учитель: – В руках его мёртвый младенец лежал.

    Учитель: – Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Перевод с немецкого баллады сделал В. А. Жуковский в 1818 г. А. С. Пушкин назвал его «гением перевода». (Слайд)

    Учитель: – А теперь посмотрите на картины. Как вы думаете, на фоне, какого из предлагаемых вам пейзажей могло произойти действие баллады?

    (Работа по группам, каждая группа выбирает одну картину и по принципу жеребьёвки доказывает свою точку зрения) (Слайд)

    (Дети выбирают страшные картины. Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика)

    Учитель: – А теперь найдите пейзаж, на котором изображены спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. Почему я именно просила выбрать этот пейзаж. Хотите, я прочитаю описание пейзажа из баллады Гете:

    «Все спокойно в ночной тишине,

    то ветлы седые стоят в стороне».

    Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком и картину вы выбрали ту, которая наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали интонацию. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Мандельштам.(Слайд)

    Старинной песни мир – коричневый, зеленый,

    Но только вечно молодой,

    Где соловьиных лип рокочущие кроны

    С безумной яростью качает царь лесной.

    Франц Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д.

    Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень.

    Ф. Шуберт зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленила фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

    Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда было ему 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячено состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    Вот как описывает И. Кошмина первое исполнение баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: (Cлайд)

    «…С первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущий поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочушие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы из далека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…» (Cлайд)

    Вокальная баллада – эта песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика

    4. Вывод:

    Учитель: – Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознание в единый драматический образ, объединенный стремительный движением; не только движение летящего сквозь лес коня; но движением (развитие) чувств главных действующих лиц.

    5. Рефлексия:

    Учитель: – А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране) (Слайд)

    сегодня я узнал...

    было интересно...

    было трудно...

    я приобрел...

    меня удивило...

    урок дал мне для жизни...

    мне захотелось...

    6. Закрепление

    Учитель: – В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

    (Слайд 14) (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

    (Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

    1 вариант

    2 вариант

    1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
    А) Франции
    Б) Италии
    В) Австрии
    2. Сколько песен написал Шуберт?
    А) 600
    Б) 500
    В) 400
    3. Кто автор немецкого текста баллады?
    А) Шиллер
    Б) Гёте
    В) Шекспир
    4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
    А) 4
    Б) 5
    В) 6
    5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
    А) Отца
    Б) Лесного царя
    В) Сына
    6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
    А) Пунктирный ритм
    Б) Ритм марша
    В) Ритм бешеной скачки
    7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
    А) Любовь и ненависть
    Б) Жизнь и смерть
    В) Война и мир

    1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
    А) 27
    Б) 31
    В) 37
    2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
    А) 28
    Б) 23
    В) 18
    3. Кто сделал лучший перевод баллады?
    А) Пушкин
    Б) Лермонтов
    В) Жуковский
    4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
    А) Лирический
    Б) Драматический
    В) Эпический
    5. Как звучит речь автора, отца и сына?
    А) Взволнованно
    Б) Завлекательно
    В) Вкрадчиво
    6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
    А) Сына
    Б) Отца
    В) Лесного царя
    7. Какой характер имеет баллада в целом?
    А) Тихий и спокойный
    Б) Взволнованный и тревожный
    В) Веселый и озорной

    1 вариант

    2 вариант

    1. В
    2. А
    3. Б
    4. А
    5. Б
    6. В
    7. Б

    1. Б
    2. В.
    3. В.
    4. Б
    5. А
    6. В
    7. Б

    Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

    (Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

    6. Домашнее задание.

    Учитель: – Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

    – Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.


    Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение
    «Салымская общеобразовательная школа №2»

    Музыкальный образ
    в музыке Франца Шуберта

    Авторская разработка урока музыки в 7 классе
    учителя высшей квалификационной категории
    Удюровой Оксаны Александровны
    e-mail:

    2014 год
    Тема урока:
    Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта

    Урок проведен по программе Д. Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеева

    Тип урока: урок изучения нового материала
    Используемые методы обучения:
    словесные
    наглядные
    практические
    проблемно-поисковые
    самостоятельной работы
    работы с учебником
    проектный
    устного контроля
    тестирования
    взаимоконтроля
    Используемые приемы обучения:
    объяснение
    практические задания
    проблемная ситуация
    анализ и синтез
    сравнение и сопоставление
    Формы организации познавательной деятельности:
    индивидуальные
    парно-групповые
    коллективные
    фронтальные
    Средства обучения:
    мр3 с записью музыкального произведения
    учебник и дидактические материалы к уроку
    компьютер и мультимедиапроектор
    презентация к уроку
    Открытый урок музыки в 7 классе

    Тема четверти: Музыкальный образ.
    Тема урока: Музыкальный образ в произведении Ф. Шуберта.
    Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
    Задачи:
    - образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
    - развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
    - воспитательные - воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
    Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.
    Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.
    Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т. И. Науменко, В. В. Алеев учебник по музыке 7 класс.
    Ход урока.
    Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
    Слайд 1
    - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
    II. Повторение пройденного.
    - Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).
    Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).
    - С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» - лирический образ).
    III. Изучение нового материала.
    1). - Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 или 3.
    (Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).
    Слайд 3
    2). Вопросы для проверки выполнения работы.
    Кто такой Франц Шуберт?
    Когда и где родился Шуберт?
    Кем были родители Шуберта?
    Где Шуберт получил музыкальное образование?
    Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
    Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
    Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
    Сколько песен написал Ф. Шуберт?
    Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
    Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
    Каким человеком был Шуберт?
    Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
    Какого композитора Шуберт боготворил?
    Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
    Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
    Сколько лет прожил Шуберт?
    (Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)
    Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).
    3). Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
    - Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:
    Слайд 7
    - Какие чувства выражает музыка?
    - Какой образ передал в своей музыке композитор?
    - Кто исполняет это музыкальное произведение?
    (Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)
    - Как называется это произведение?
    - Что такое баллада?
    Слайд 8
    - Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
    Слайд 9
    - Сколько действующих лиц в балладе?
    - Как звучит тема каждого героя?
    - Какая интонация преобладает в речи персонажей?
    - Что вы услышали в аккомпанементе?
    - Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
    Слайд 10
    Вариант
    Действующие лица
    Речь
    Мелодия
    Музыкальное сопровождение

    II
    ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

    Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
    (По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)
    Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).
    - Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:
    - Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?
    - Как происходит развитие сюжета в балладе?
    - Какую роль в произведении играет фортепиано?
    Слайд 11
    (Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)
    - Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» - образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

    4). История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
    - Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
    Слайд 12
    - Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
    - Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
    Слайд 14
    - Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
    IV. Закрепление.
    - В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
    Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
    (Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
    1 вариант
    2 вариант

    1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
    А). Франции
    Б). Италии
    В). Австрии
    2. Сколько песен написал Шуберт?
    А). 600
    Б). 500
    В). 400

    3. Кто автор немецкого текста баллады?
    А). Шиллер
    Б). Гёте
    В). Шекспир
    4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
    А). 4
    Б). 5
    В). 6
    5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
    А). Отца
    Б). Лесного царя
    В). Сына
    6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
    А). Пунктирный ритм
    Б). Ритм марша
    В). Ритм бешеной скачки
    7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
    А). Любовь и ненависть
    Б). Жизнь и смерть
    В). Война и мир
    1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
    А). 27
    Б). 31
    В). 37
    2. Во сколько лет Шуберт написал
    «Лесного царя»?
    А). 28
    Б). 23
    В). 18
    3. Кто сделал лучший перевод баллады?
    А). Пушкин
    Б). Лермонтов
    В). Жуковский
    4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
    А). Лирический
    Б). Драматический
    В). Эпический
    5. Как звучит речь автора, отца и сына?
    А). Взволнованно
    Б). Завлекательно
    В). Вкрадчиво

    6. Какого персонажа характеризует
    плавная, закругленная, певучая мелодия?
    А). Сына
    Б). Отца
    В). Лесного царя

    7. Какой характер имеет баллада в целом?
    А). Тихий и спокойный
    Б). Взволнованный и тревожный
    В). Веселый и озорной

    1 вариант
    2 вариант

    1. В
    2. А
    3. Б
    4. А
    5. Б
    6. В
    7. Б
    1. Б
    2. В.
    3. В.
    4. Б
    5. А
    6. В
    7. Б

    Слайд 15
    Ответы для взаимопроверки: 7 – «5» 6 – «4» 5 – «3» 4 – «2»

    V. Итог урока.
    - С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?
    - Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
    Слайд 16
    - Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?
    (Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

    VI. Домашнее задание.
    - Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
    - Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.