Встреча в музыкальной гостиной. Музыкальная гостиная

Встреча в музыкальной гостиной. Музыкальная гостиная
Встреча в музыкальной гостиной. Музыкальная гостиная

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге, «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования и молодежной политики

муниципального образования

Администрации г. Усолье – Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Адаптационная, комбинаторная, радикальная

«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Харитонова Ирина Владимировна

музыкальный руководитель ВКК

МБДОУ «Д/С ОВ №1»

г. Усолье – Сибирское,

Пояснительная записка Актуальность: в ходе прохождения МДОУ «Д/С ОВ №1 процедуры аккредитации экспертом по музыкальному воспитанию было предложено обобщить опыт работы музыкального руководителя с педагогами.

На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем, стоящих перед

современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность

утраты нравственных ориентиров.

Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние, бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.

Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания авторской педагогической разработки: «Музыкальная гостиная», как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Новизна: в авторской педагогической разработке «Музыкальная гостиная» представлена система мер по оптимизации взаимодействия в диаде «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия – тренинги, музыкально – поэтические часы.

Методологическая основа

Основу авторской педагогической разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога – музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.

ЦЕЛЬ

Выявление и развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.

1. Обеспечение музыкального развития педагогов;

2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;

3. Повышение уровня музыкального развития детей.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития;

Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ;

Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов;

Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.

Авторская педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» - перспективный план работы. Третий раздел содержит диагностическую методику выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.

Раздел 1. Методика работы Методические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.

Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:

1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога;

2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара;

3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей;

4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата;

5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.

2. Театральные подмостки;

4. Музыкальная игра.

В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.

Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.

Этапы обучения

1 этап - подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность

воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы

музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику

по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество»,

«Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».

2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:

1. Вводная консультация;

2. Музыкальная мастерская;

3. Семинар – практикум;

4. Занятия – тренинги;

5. Мастер – классы;

6. Конкурсы;

7. Музыкальные КВны;

8. Выпуск звуковой газеты «Погремушка» и «РОСТОК»;

9. Музыкально – поэтические вечера;

10. Музыкально – театрализованные представления.

Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.

Пассивные - в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.

Активные - формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в

в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

3 этап – заключительный. Цель работы на этом этапе – получение итоговых диагностических данных по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество», анализ деятельности воспитателя на музыкальном занятии.

Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.

Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» - 1 раз в неделю.

В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.

Диагностические задания Музыкальных и артистических способностей педагогов.

1 раздел «Восприятие музыки» Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.

Задание №1

Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров.

Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.

Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.

Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.

Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?

В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?

(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)

Задание №2

Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец)

Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.

Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».

3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.

2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.

1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.

2. Раздел «ПЕНИЕ» Задание №1

Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно.

Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой

песни, умение инсценировать содержание песни.

Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.

Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.

Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.

Задание №3

Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.

Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.

Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.

3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.

2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.

1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален

3. Раздел «Элементарное музицырование» Задание №1

Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.

Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.

Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.

Задание №2

Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах.

Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.

Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».

3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.

2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.

1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.

4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства» Задание№1

Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях.

Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами.

Материал: Небольшие отрывки стихотворения.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.

Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.

3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.

2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.

1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.

По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.

Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.

В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).

Затем анализируются результаты:

1. Ранжирование и распределение частоты баллов.

2. Распределение сгруппированных частот:

1 действие – определение размаха R=(max-min)+1

2 действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);

3. определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.

Используемая литература

Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.

Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.

Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.

Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.

Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.

Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.

Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.

Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.

Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.

Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.

Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.

«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.

Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная» .
Это цикл литературно-музыкальных занятий , в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области ».
Более конкретные задачи , которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой , — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.

Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности :
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога . Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы :
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Оформление зала : портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина, иллюстрация, на которой изображен большой симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты : треугольники, колокольчики, бубны, металлофоны, румбы.

(Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В зал входят дети подготовительной группы и садятся.)

Музыкальный руководитель : Тихо, тихо сядем рядом. Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, разноцветном, расписном. Дети, вы любите сказки?

(Ответы детей.)

Какие сказки вы любите? (Разные, русский народные, волшебные.) Я рада, что вы ответили именно так, потому что я тоже очень люблю волшебные сказки, более того, я вам открою секрет... Я волшебница! Я уведу вас в сказочный мир с помощью музыки.

(Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», дуэт Марии и принца.)

Дети, кто написал эту удивительную музыку? Да, эта музыка П.И. Чайковского, великого русского композитора. Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этот и мечтал Петр Ильич. Он очень хотел, чтобы его музыку могли слушать как можно больше людей: и больших, и маленьких. Он хотел, чтобы его музыка была утешеньем, радостью, подмогой.

(Звучит фрагмент из увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».)

Вот мы и очутились в царстве музыки. Вы удивлены? Она звучит так празднично и ярко. Музыканты чересчур разыгрались, а успокоить их может только...

Дети: Дирижер.

Музыкальный руководитель : Эту чудесную музыку исполняет оркестр. Подойдем поближе.

(Подходят к месту, где висит иллюстрация, на которой изображен большой симфонический оркестр, рассматривают ее, называют знакомые инструменты. Музыкальный руководитель дополняет ответы детей (скрипки, виолончели, арфы, деревянные и медные духовые, ударные).)

На сцене будто праздник:

Серебро и медь.

Сколько труб и скрипок разных -

Трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижер, он в черном фраке,

Он, как ласточка, одет.

Все блестит в сиянье света,

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем это...

Дети: Симфонический оркестр!

Музыкальный руководитель: В моем царстве можно не только слушать музыку, но и исполнять ее.

(Предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах, спрашивает, что бы они хотели исполнить. Дети перечисляют знакомые произведения, останавливаются на «Вальсе цветов» П.И. Чайковского. Звучит аудиозапись «Вальса цветов». Дети играют на музыкальных инструментах.)

Музыкальный руководитель: Какой по характеру этот вальс? Как вы будете его исполнять? (Плавно, легко, нежно.) Музыка вальса полна радости и красоты, арфа звучит нежно, валторны - призывно, скрипки - ласково, плавно.

(Дети подходят к столам, где разложены инструменты, выбирают по желанию треугольники, колокольчики, бубны, металлофоны, румбы. Музицируют, применяя знакомые приемы игры (тремоло, глиссандо).)

Молодцы! Вы очень выразительно исполняли вальс. Теперь познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем царстве.

(Включает диапроектор. В кадре крупным планом кот из диафильма «Лукоморье».)

Воспитатель (читает): «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...».

Музыкальный руководитель : Совершенно верно, мой кот действительно ученый. Во всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных.

Воспитатель (подходит ближе к экрану, обращается к коту): Как вас зовут? Разве он не разговаривает? Он же волшебный!

Музыкальный руководитель: Почему же? Конечно, разговаривает, но услышать его может не каждый.

Воспитатель : Вы нам поможете услышать вашего волшебного кота?

(Звучат в аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений («Марш Черномора» М.И. Глинки, «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Тридцать три богатыря» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Дети называют их, продолжают смотреть диафильм.)

Музыкальный руководитель : Вы были внимательны и услышали, о чем рассказывал кот. Чем же мне вас еще удивить? В моем царстве живут феи, слышите, они летят?

(Звучит фрагмент «Вальса снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Выбегают две девочки.)

1-я девочка: Я фея танца.

2-я девочка: А я фея мелодии, и мы рады с вами познакомиться. Какие мелодии вы знаете?

(Воспитатель и дети перечисляют напевные, задумчивые, взволнованные, протяжные, плавные.)

Музыкальный руководитель: В царстве музыки много прекрасных мелодий, а чтобы их услышать, мы полетим за феями.

(Звучит в запись «Вальса снежных хлопьев». Дети легко двигаются по залу. Звучит тема «Лебеди». Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя.)

Мелодия очень красива и выразительна.. Почему же она звучит так трепетно, грустно, тревожно?

(Ответы детей.)

Вот лебеди кружатся в танце. Как звучит музыка? (Радостно, легко.) Какой это танец? (Вальс.)

(Дети слушают в записи «Танец маленьких лебедей».)

Как звучит танец? (Легко, отрывисто, изящно.)

(Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского в исполнении музыкального руководителя.)

Слышите, как празднично, торжественно звучит этот вальс. Мы прилетели на бал и тоже можем потанцевать!

(Дети импровизируют движения вальса.)

Воспитатель : Какие интересный сказки может рассказать музыка! (Обращается к музыкальному руководителю.) Вы самая главная волшебница, ваша музыка привела нас в это царство.

Музыкальный руководитель : Нет, я не главная волшебница. Вот они, волшебники: писатели-сказочники и композиторы. (Указывает на портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина). Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки!

Я рада, что вам очень понравилось в нашем царстве музыки. Пожалуйста, чаще приходите к нам сюда, в волшебный мир звуков и сказок.

«Музыкальная гостиная в детском саду » Рабочая группа по подготовке проекта: старший воспитатель ГБОУ д/с 1641 Попович Е.И. старший воспитатель ГБОУ д/с 2570 Григорьева Г.Ю. старший воспитатель ГБОУ д/с комбинированного вида 685 Копейко К.А. «Просвещённое родительство». Москва 2012 г.


Цель: Приобщить семью к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей музыкальному и общекультурному развитию детей с помощью концертов (15), досугов (музыкальная гостиная) (20) для детей и родителей в течении одного года с 11 января 2012года до11 января 2013года. Задачи: Интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях. Обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребёнка персонифицированных культурных событий Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и музыке.


Краткое содержание проекта Проект направлен: На приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, на воспитание интереса и любви к классической музыке; На воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке; На приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой; На укрепление семейных традиций, семейных отношений.


Обоснование необходимости проекта: Становление творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической и народной музыки, укреплению семейных отношений, выявление одаренных детей. Ожидаемые результаты обучения: В результате проекта повысится музыкальный и ритмический уровень развития детей, творческий потенциал, который пригодится им в дальнейшей жизни. Активизация родителей по приобщению детей к музыкальной культуре.







КомпонентыСодержание деятельностиРезультат Создание предметно- развивающей среды на территории ДОУ Организация развивающих центров: игровой центр «В гостях у Нотки»; музыкальная гостиная «Весёлая карусель»; познавательно- исследовательская площадка «Умники и умницы»; __ Информирование общественности. Заключение договоров о сотрудничестве с родителями. План-проект. Создание слайд- презентации Визитная карточка проекта Буклеты для родителей Создание средств визуальной информации Еженедельная газета детского сада « », Брошюра ДОУ. Баннер Информирование общественности. Создание пресс-релизов для родителей Фотоматериалы Сотрудничество в СМИ Интернет Выпуск ежеквартальной газеты ДОУ « » Публикации печати: в газете «»; журнал «», «» Размещение информации на официальном сайте ДОУ Информирование общественности. Позиционирование ДОУ. Продвижение имиджа. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА ИМИДЖ-ПРОДВИЖЕНИЯ