Рассказ о картине франца марка птицы. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных

Рассказ о картине франца марка птицы. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных
Рассказ о картине франца марка птицы. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных

Франц Мориц Вильгельм Марк (Franz Moritz Wilhelm Marc) родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене в семье Вильгельма Марка (Wilhelm Marc), юриста и художника-любителя.

Его отец Вильгельм Марк , исполняя, очевидно, желание своих родителей, с успехом закончил юридический факультет, а затем посвятил себя пейзажной живописи. По замечанию Франца, отец его был пейзажистом «необычайно философского склада».

Кисти Вильгельма Марка принадлежит полотно, на котором изображен 15-летний Франц, занятый резьбой по дереву (вверху; ок. 1895, сейчас картина находится в Музее Франца Марка/ Franz Marc Museum).
Мать будущего художника, София , была родом из эльзасской семьи с суровыми кальвинистскими традициями; работала домашней учительницей.
Дедушки и бабушки Франца были художниками-любителями, копировали полотна известных мастеров. Их предки происходили из аристократических родов; имели друзей среди художников и литераторов.

Вообще, год 1880-й можно назвать годом живописцев, поскольку тогда родились Андрэ Дерен (André Derain; 1880-1954) — французский живописец, график, театральный декоратор;
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner; 1880-1938) — немецкий художник-экспрессионист, график и скульптор;
Фриц Блейль (Fritz Bleyl; 1880-1966) — немецкий художник-экспрессионист и архитектор;
американский художник немецкого происхождения Ганс Хоффман (Hans Hofmann; 1880-1966), представитель абстрактного экспрессионизма,
а также Макс Кларенбах (Max Clarenbach; 1880-1952), немецкий художник, один из организаторов дюссельдорфского объединения Зондербунд.

В детстве будущий живописец отличался застенчивостью и склонностью к мечтам и размышлениям. В семье Франца называли «маленький философ ». Эти черты характера поощрял в нем старший брат Пауль (Paul Marc, 1877—1949), впоследствии известный ученый-византинист.

Оба они обучались в мюнхенской гимназии Луитпольд (Luitpold Gymnasium), которую Франц, сдав выпускные экзамены, закончил в 1899 году (годы его обучения там 1895—1899).
1899 год – Франц Марк служит в армии, в кавалерии.

В последние годы пребывания в гимназии Франц особенно увлекался философией Фридриха Ницше и музыкой Рихарда Вагнера.
Первоначально он намеревался посвятить себя изучению теологии и мечтал о стезе сельского священника (мать будущего художника была строгой кальвинисткой).

Ф. Марк. Портрет матери (1902)

Немного позднее он подумывал о занятиях философией и даже поступил в 1899 году на философский факультет Мюнхенского университета.
И лишь во время прохождения обязательной военной службы Франц Марк принял решение стать художником.

В 1900 году Марк был принят в баварскую Королевскую академию изящных искусств, где учился в течение нескольких лет под руководством академических живописцев Габриэля Хакля (Gabriel von Hackl, 1843-1926) и Вильгельма фон Дица (Albrecht Christoph Wilhelm von Diez; 1839-1907; немецкий художник-колорист, видная фигура в Академии изящных искусств).

В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Вкусы мюнхенской публики определяла господствующая манера модного светского портретиста Франца фон Ленбаха — артистически небрежная, в темных тонах живопись. Направление символизма было представлено творчеством Франца фон Штука, последователя популярного швейцарского художника Арнольда Беклина. Штук также преподавал в Академии в годы обучения там Марка; среди его учеников были Пауль Клее и Василий Кандинский, которым позднее было суждено стать близкими друзьями Франца Марка.

В 1901 году вместе со старшим братом Паулем Франц путешествовал по Венеции, Падуе и Вероне.

1902 год – у баварского городка Кёхел (Kochel) пишет на пленэре («Торфяные мшистые хижины в Дахау», вверху).

В Академии Марк приобрел профессиональное мастерство, но система преподавания исторической живописи в традициях XIX века была ему глубоко чужда.

В 1903 году по приглашению однокашника Франц Марк посетил Париж , а также Бретань и Нормандию. На выставках и в музеях Парижа он открыл для себя импрессионистов, аскетичные формы древнего искусства из собраний Лувра и линейную декоративность японской гравюры.

Обучение в Академии давно не приносило удовлетворения. А после того, как в Париже Марк впервые увидел работы Ван Гога, Гогена, Мане – он решил бросить академию и продолжить обучение самостоятельно. Из поездки Франц привез также впечатлившие его японские ксилографии (гравюры на дереве).

В 1904 году Франц Марк, покинув стены академии, переезжает в свою первую независимую студию в Мюнхене (Каульбахштрассе, 68). В конце этого же года переезжает снова (ул. Шеллингер, 33). Пишет «Индерсдорф» (Indersdorf).

Ф. Марк. Индерсдорф (1904)

Кратковременные эпизоды его биографии — увлечение стилем модерн и сентиментальным лиризмом немецкого почвенничества — только способствовали осознанию собственных эстетических воззрений.

Ф. Марк - Этюд с лошадью (1905)

В 1906 году Франц вместе со своим старшим братом Паулем, специалистом по Византии, путешествует по Греции , посещая гору Афон, Салоники и другие места.

Ф. Марк. Фреска (1904-1908)

В 1907 году состоялась вторая поездка во Францию. Живя в Париже почти полгода, Франц Марк посещает городские музеи, копирует знаменитые полотна – традиционная для художников форма изучения и развития техники.

Огромное влияние оказали на молодого живописца произведения Ван Гога .
Марк отмечал: « – самый искренний, величайший, берущий за душу живописец из всех мне известных. Писать в наиболее простой манере, вкладывая в полотно всю веру и устремления – это наивысшее достижение... Теперь я рисую только самое простое... Только в нем можно найти символизм, пафос и тайну природы».

В Париже Франц вошел в артистический круг, познакомился со знаменитой Сарой Бернар.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались знакомства...

Так сложилось, что развитию Марка-живописца сопутствовали меланхолия и эмоциональные взрывы. Летом он много путешествует, стремясь оправиться от неудачных любовных романов.
Пылкий Франц оказался внутри любовного треугольника, будучи в связи с двумя Мариями: Мари Шнюр (художница-иллюстратор, Marie Schnür , 1869 - 1955) и Марией Франк (Maria Franck, 1876-1955).

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на холме» (1906), вверху.
Много лет длился его мучительный роман с замужней художницей Анеттой фон Экардт (Annette Von Eckardt; на 9 лет старше Марка).

Мари Шнюр была старше Франца на 11 лет. У неё уже был внебрачный сын, когда она познакомилась с Францем и вышла за него в марте 1907 года. Со стороны Марка это был «брак из сострадания»: благодаря замужеству Мари Шнюр могла забрать к себе сына (жившего ранее с её родителями).

Сохранился фотоснимок счастливых дней вместе (1906) – обе Марии и Марк наслаждаются свободой и наготой на лоне природы.

Ставший вскоре формальностью, первый брак не давал художнику возможности узаконить его отношения с Марией Франк до 1911 года . Они познакомились еще в 1905 году на костюмированной вечеринке (фото внизу).

Влюбленным требовалось разрешение церкви на вступление в брак. Дважды получив отказ, они поехали в Англию, надеясь зарегистрировать отношения по тамошним законам, - но снова отказ. Тогда Франц и Мария просто зажили вместе - неслыханная смелость по тем временам.

Ф. Марк. Голова девушки (с Марии Франк, 1906)

Внешне они не казались подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, и Мария с грубоватым крестьянским лицом.

(Мария и Франц Марк с пёсиком Русси, 1911 год)

Но именно она, сердечная и открытая, стала его верной спутницей на всю жизнь.

В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена «Орфей и звери» (Мюнхен, Ленбаххаус). Фризообразная композиция эскиза как бы воскрешает забытое видение земного рая — певец, идущий по цветущему лугу в окружении послушных божественным звукам зверей и птиц.
Известно, что свой интерес к животным художник подкреплял всесторонним изучением предмета.

Ф. Марк. Слон (1907)

Он читал об обращении с животными в монастырях ордена францисканцев; его настольной книгой была «Жизнь животных» Альфреда Брема; в знаменитом берлинском зоопарке делал зарисовки с натуры, а в зоологическом музее — штудии скелетов животных; исследовал соотношение внешней формы и внутренней структуры.

Ф. Марк. Мёртвый воробей (1905)

Около 1908 года Марк начинает особенно активно изучать поведение, движения и природу животных . Он целыми часами наблюдает и пишет коров и лошадей на баварских пастбищах; оленей в лесу. Сохранилась серия фотоснимков, возможно, сделанных самим Марком, которые показывают, что иногда художнику приходилось скрываться в густых тростниковых зарослях ради его наблюдений.

В 1908 - 1909 годах Франц Марк проводит время в городе Тёльц, Верхняя Бавария.
Картины «Лиственницы» и «Олень в сумерках» (1909, вверху).

«С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище », — писал Марк.
Образ животного стал изобразительной метафорой чистого, естественного, не изуродованного цивилизацией человеческого духа — такого, каким он должен быть по мысли художника.

Пишет «Обнаженную с кошкой», «Пасущихся лошадей», начинает работу над картиной «Собака, лежащая на снегу».

В 1910 году знакомится с торговцами произведениями искусства Бранклом (Brakl) и Таннхаузером (Thannhauser).

В этом же году произошло важное событие в жизни Франца Марка: он познакомился с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке (August Macke , 1887 – 1914) . Завязалась крепкая дружба. Макке стал единомышленником Франца на недолгие оставшиеся им обоим годы жизни.

Из студии в Мюнхене Франц перебрался в деревушку Зиндельсдорф (Sindelsdorf) – вместе с Марией Франк.

Осенью 1910 года Ф. Марк участвует во второй выставке Ассоциации Новых Художников (New Artists" Association) в мюнхенской галерее Таннхаузера.
В том же 1910 году прошла первая самостоятельная (solo) выставка произведений Ф. Марка в галерее Бракля (Brakl) в Мюнхене. Более того, Марк заручился финансовой поддержкой промышленника и мецената Бернгарда Кёлера (Bernhard Koehler, 1849 – 1927), который приходился дядей жене Августа Макке.

Близость Мюнхена помогает общительному Макке сойтись с художниками, объединившимися позднее в «Синем всаднике», особенно с Францем Марком и Паулем Клее. Макке с интересом следил за их творческими поисками, участвовал в их проектах (например, в альманахе), по возможности помогал им, ведя переговоры с галеристами, меценатами, устроителями выставок.
Однако он не во всем разделяет эстетические взгляды «Синего всадника», которые кажутся ему порой излишне претенциозными или, по его выражению, идущими «слишком от головы» .

С Францем Марком у Макке завязались самые сердечные дружеские отношения.
С июня по ноябрь 1910 года они проработали вместе под Мюнхеном в деревушке Зиндельсдорф, где теперь жил Марк.
Этот период активного взаимовлияния оказался для обоих художников чрезвычайно важным и плодотворным.
Марк и Макке едут вместе в Париж, где знакомятся с цвето-световыми экспериментами Робера Делоне, для которых Гийом Аполлинер придумал название «орфизм». (из статьи)

В 1910 году в ответ на просьбу мюнхенского издателя Рейнхарда Пипера прокомментировать тему «животных в искусстве» Франц Марк писал:

«Я не ставлю своей целью изображение только животных ... Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе... Я не знаю лучшего способа подобного "оживления" искусства, чем изображение животных».

Именно тогда, в 1910 году, Марк сформулировал свое эстетическое кредо, которое сам он описывал терминами «оживление», «пантеизм», «чистота», «ритм».

«Три красные лошади» (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка.
Конь был любимым «героем» художника, воплощением красоты и совершенства природных сил. Все лето 1910 года , поворотного в творчестве Марка, художник провел в деревушке Зиндельсдорф, наблюдая пасущихся в лугах лошадей. Он делал беглые зарисовки, которые вылились в три варианта картины «Лошади на пастбище».

(Лошади на пастбище, 1910)

Но только четвертый вариант, «Три красные лошади», суммировал натурные наблюдения в отточенный символический образ. Грация благородных животных, изображенных в разных поворотах и слитых в триединое целое, напоминает кружащийся ритм танца.

Franz Marc- Grazing Horses IV (The Red Horses), 1911

Глубокие мерцающие цвета — красные тела на фоне желто-зеленого луга, голубых камней и пурпурно-лиловых отблесков уходящего солнца — раскрывают новые эмоциональные возможности колорита в живописи.

В 1911 году Франц Марк познакомился с русским художником Василием Кандинским (1866-1944), который уже пятнадцатый год жил в Мюнхене. Франц Марк и Август Макке горячо поддержали идею Кандинского об издании специального альманаха, на страницах которого авангардисты могли бы высказывать свои взгляды на искусство. Так возник «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Душой издания и артистического кружка, сплотившегося вокруг него, были Василий Кандинский и сам Франц Марк.

(«Синий всадник»: слева Мария Франк и Франц Марк, 1911)

Художники этого объединения, среди которых были также Генрих Кампендонк (Heinrich Campendonk , 1889 – 1957), Лионел Фейнингер (Lyonel Feininger , 1871–1956), Пауль Клее (Paul Klee , 1879–1940), Альфред Кубин (Alfred Kubin , 1877–1959), продолжали развивать принципы немецкого экспрессионизма, провозглашенные в 1905 году живописцами группы «Мост» в Дрездене.

«Синий всадник — это мы двое», — сказал позднее Кандинский.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах.
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком в саду Зиндельдорфа, свидетельствует о взаимопонимании двух художников: «Мы оба любили синий цвет, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».

(Ф. Марк и В. Кандинский, 1911)

Декабрь 1911 - январь 1912: Франц Марк показал первые свои работы на выставке «Синего всадника», организованной в мюнхенской галерее Thannhauser Galleries .
Мюнхенская выставка группы и опубликованный позднее альманах принесли художникам «славы дань: кривые толки, шум и брань». И публика, и пресса были возмущены этой революционной живописью, с отпечатком радикальной свободы красок и цве та. Всюду слышалось: «Мазня, цветная пачкотня».
Это был апогей движения немецких экспрессионистов. Выставка была показана также в Берлине, Кёльне, Хагене и Франкфурте.

В эссе «Духовные сокровища», написанном для альманаха «Синий всадник» в 1912 году , Франц Марк анализирует понятие «мистического внутреннего устройства », говоря о восприятии духовного начала, которое придает существу или месту особый, уникальный характер. Марк изучает эту тему посредством фигур на полотнах Эль Греко и пейзажей . Использование слова «мистический» вызывает мысль о чем-то нематериальном или не очевидном с первого взгляда, а также ощущение заинтригованности. Франц Марк стремится запечатлеть это «мистическое внутреннее устройство» в своих изображениях животных.

Упоминавшаяся выше картина «Две женщины на холме» (1906) – одна из немногочисленных работ художника, где изображены люди.

Ф. Марк. Синяя лисица (1911)

Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, собак, тигров, обезьян, лисиц, кабанов.

Ф. Марк. Бык (1911)

Hо чаще всего — лошадей. Их он навсегда полюбил в годы обязательной военной службы.
Но анималистом Франц Марк не был: зверь для него – не реалистическая «натура», а высшее существо, символ естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку царство природы:


«Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах животного ? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Насколько убого и мертво наше стремление помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души ».

Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как «Голубая лошадь» (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), «Бык» (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма, вверху), «Белая кошка» (1912, Галле, галерея Морицбург, внизу), «Собака, глядящая на мир» (1912, Цюрих, частное собрание, вверху справа).


Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы. Однако накануне Первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Это было скорее интуитивное предчувствие надвигающейся катастрофы , чем рациональное осознание исторической ситуации.

В 1913 году Марк пишет картину «Волки» (Мюнхен, Ленбаххаус, вверху) — стаю хищников, вносящих огонь войны и разрушения в мирную идиллию природы.

В том же году он создает свою знаменитую «Башню синих лошадей» (вверху; местонахождение неизвестно), где некогда гармонический образ лошади становится звеном устрашающе неустойчивой конструкции громоздящихся и рушащихся форм.

Кульминацией тревожных предчувствий стала картина «Судьбы животных » (1913, Базель, Художественный музей). По признанию самого художника, он лишь впоследствии ощутил в полной мере пророческий характер этих картин: в разломах и сдвигах форм ему явственно слышался «гул копыт апокалиптических всадников».

Это самое известное полотно Франца Марка. Он закончил его в 1913 году , когда «всё общество было охвачено ощущением грядущей катастрофы».
На заднике картины Франц Марк написал: «И всё живое пылает в агонии » ("Und Alles Sein ist flammend Leid").
Уже будучи на фронте, об этой своей картине: «...она сродни предчувствию грядущей войны — сокрушительной и жуткой. Мне даже трудно поверить, что это я создал такое полотно».

Подзаголовок картины «Деревья обнажают свои кольца, животные – свои жилы » подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья показывают кольца, только мертвые звери являют свое нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, запрокинувшую голову к небу.
Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, – одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью.

В последний год творчества (1914 ) Марк открыл для себя возможности живописи вне реальных предметных форм. «Картина с коровами», «Борющиеся формы», «Тироль» [внизу] (все три — Мюнхен, Баварские государственные собрания) последовательно демонстрируют тот путь, по которому двигался художник, переступив порог реализма.


Взрывчатая динамическая структура этих полотен, мощный ритм цветовых сочетаний позволяли ожидать развития принципов абстрактного искусства. Правда, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей.


«Я уезжаю в четверг... сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории ».

Ф. Марк. Спящая собака. 1909 год


В апреле 1914 года Франц и Мария Марк купили небольшой сельский домик в Риде (Ried, муниципальный район в Баварии). По воспоминаниям Кандинского, эта покупка стала «исполнением одного из величайших желаний Франца». Он смог держать собаку и даже ручного оленя.
Дни перед отъездом на фронт Марк провёл дома в Риде (Ried) под Бенедиктбейрен: в своей студии в саду, где паслись косули, и где у Русси (белой пастушьей собаки) был свой маленький рай.


Но уже в августе того же 1914-го года , с началом Первой мировой, Марк записался добровольцем на фронт (в кавалерию) - разделяя общую для части немецкой интеллигенции иллюзию духовного обновления , которое должна была принести с собой героическая победная война... Кандинский пришел сказать другу и соратнику «До свидания», но Франц ответил: «Прощай».

Спустя несколько недель, проведённых в казармах полевой артиллерии, Марк отправляется на пограничные сражения за Лотарингию. Из «Синего всадника» художник превратился в конного фронтового связиста. Полевой почтой он отправляет в Рид: «Мне так спокойно, нет никакого страха перед грядущими трудностями».

(справа: Франц Марк и пёсик Русси, рисунок Августа Макке)


Но уже через несколько дней война показывает свое истинное лицо: «Трупный запах на многие километры вокруг невыносим».
Вскоре заболевший Марк лежит в лазарете в Руре.

В октябре 1914 года Ф. Марка настигло глубоко поразившее его известие о гибели 27-летнего Августа Макке (в сентярбе 1914-го)...

В некрологе, посвященном другу, Ф. Марк писал:
«На войне мы все равны, но из тысячи достойных людей пуля сразила одного незаменимого...
С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить.
Каждый идет своей дорогой; и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Мы, художники, хорошо знаем, что с его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим.
Из всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо».
(из статьи)

К февралю 1916 года , как видно , «он тяготеет к военному камуфляжу». Он разработал технику росписи брезентовых тентов и чехлов для укрытия артиллерии от разведки с воздуха, в стиле смелого пуантилизма. Франц Марк создал серию из девяти таких «росписей по брезенту», в стилях, которые варьировались «от Мане до Кандинского»; причем, по словам художника, именно Кандинский наиболее эффективен против самолетов противника, летающих на высоте в две и более тысяч метров.

С фронта Марк присылал множество писем, излагая свою философскую эстетику.
При нем всегда был блокнот с набросками картин, которые он надеялся написать, как только выдастся возможность.

Вокруг него творятся катастрофы и разрушения, но Марк, тем не менее, теоретизирует о предположительной пользе от войны, упоминая среди прочего духовный прорыв и искупление через страдание. Он так уверился в конечной полезности войны, что даже забывал о том, что его патриотическая преданность, по сути, подпитывает военные действия и обуславливает его присутствие на войне.
Вскоре художник начал истолковывать происходящее в еще более фаталистическом ключе; считая себя сродни изображениям животных, ставших для него просто мотивом чего-то более масштабного.
На фронте Марк вынужден рационализировать собственную цель, – но при этом его глубоко терзают противоречия. Пауль Клее «опасался, что Франц станет совершенно другим человеком», что его тонкая душевная организация не перенесет груза реальности. Марк был травмирован войной; он писал, что только смерть принесет ему утешение и покой. Одно из писем (к матери художника) содержит такие строки:

«...в смерти нет ничего устрашающего, это всеобщая участь, постигающая каждого и возвращающая нас назад, к нормальному «бытию». Пространство между рождением и смертью – это исключение, таящее так много страха и страданий. Единственный истинный, неизменный, философский отдых и утешение – это осознание того, что упомянутое исключительное состояние минует, и что "я-сознание", вечно беспокойное, непостижимое, недосягаемое, снова потонет в дивном покое до-рождения... Для того, кто жаждет чистоты и знания, смерть является спасением». (см. )

После проведения мобилизации в германскую армию, правительство составило список выдающихся художников, которых в целях безопасности следовало избавить от пребывания на фронте. Франц Марк был одним из этого списка. Но еще до того, как приказ об освобождении достиг фронтовых частей, художник погиб.
Во время одного из разведывательных выездов конница попала под обстрел, Франц Марк был убит осколком снаряда, попавшим ему в голову. Это случилось 4 марта 1916 года в битве под Верденом. В бессмысленной битве, длившейся едва ли не полгода и унесшей 335 000 жизней со стороны Германии и 360 000 со стороны Франции.

После смерти художника в Мюнхене и Берлине были организованы его мемориальные выставки.

В 1936-37 гг. нацисты заклеймили творчество позднего Ф. Марка как «дегенеративное искусство»; с выставок в музеях Германии было изъято около 130 его работ. Это вызвало шумные дискуссии в обществе: художник Франц Марк был любим публикой, он погиб в бою, как офицер германской армии.

Немецкие экспрессионисты – это яркое, эмоциональное и выразительное пятно в мировом искусстве. И Франц Марк – один из них, а также, вместе с Августом Макке и Василием Кандинским, участник и соучредитель художественного объединения немецких экспрессионистов «Синий всадник». Считая людей безобразными, он рисовал животных.

портрет Франца Марка кисти Августа Маке

Родился 8 февраля 1880-го года в Мюнхене, немецкой Баварии. Отец его был профессиональным пейзажистом. В 1899-м году юный Франц поступает на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не возвращается, а идёт учиться в Мюнхенскую академию художеств, где его учителями были художники-академисты Вильгельм фон Диц и Габриэль фон Хакль.

Но традиционное, натуралистичное видение окружающего мира не впечатляло Франца Марка , особенно после творческих визитов в Париж и знакомства з постимпрессионизмом, работами Гогена, Сезанна и Ван Гога. В поисках собственного стиля молодой художник даже обращается к анатомии животных, препарирует их и пытается понять их сущность.

Франц Марк. "Собака". 1908 год

Франц Марк. "Слон". 1909

Первое десятилетие нового века знаменует рождение экспрессионизма Франца Марка . Животные на его картинах являются красными, синими, жёлтыми и зелёными, а фоновые пейзажи - весьма условными.

Франц Марк. "Косули в камышах". 1909 год

В это же время он знакомится с Августом Макке, а также вступает в «Новое мюнхенское объединение», лидером которого был русский абстракционист Василий Кандинский. И уже через год или чуть больше все трое - Марк , Макке и Кандинский - покидают «Объединение» и создают собственную художественную группу «Синий всадник».

Франц Марк. "Синий конь". 1911 год

Своему названию группа обязана Кандинскому и Марку . Оба они любили синий цвет, Марк - лошадей, а Кандинский - бега.

Первая выставка «Синего всадника» и Франца Марка , в частности, состоялась с декабря 1911-го по январь 1912-го годов в галерее «Таунгаузен» в Мюнхене, где впоследствии часто выставлялись работы этого нового направления.

Франц Марк. "Бык". 1911

Излюбленным сюжетом Франца Марка были животные - лошади, олени, лисы. По мнению художника, они есть чудом природы, в отличие от человека, которого Марк считал безобразным существом.

Франц Марк. "Мальчик с ягнёнком". 1911 год

В зрелых работах Франца Марка рядом с анималистическими мотивами появляются тревожные нотки - кубистические образы, резкие цветовые переходы, жёсткие линии. Примером может служить его картина «Судьба животных» 1913-го года.

Франц Марк. "Судьбы животных". 1913 год

Как только началась Первая мировая война, художник-новатор бросил кисть и пошёл воевать. Но его внутренний созидатель скоро разочаровался, поняв деструктивную сущность войны. В 1916-м году в ходе Верденской операции на территории Франции Фарнц Марк был убит осколком снаряда в возрасте 36 лет. Много животных остались не нарисованы им.

Франц Марк. "Свиньи". 1913 год

Франц Марк. "Четыре лисы". 1913 год


Франц Марк. "Кот"


Франц Марк. "Красный олень". 1912 год


Франц Марк. "Лисы". 1913 год


Франц Марк. "Жёлтый конь". 1913 год


Франц Марк. "Мёртвый олень". 1913 год


Франц Марк. "Собака"


Франц Марк. "Тигр". 1912 год


Франц Марк. "Два коня". 1912 год

Подготовила Юлия Сидимянцева

Франц Марк (08.02.1880 - 04.03.1916) - немецкий художник и график, один из основателей художественной группы "Синий всадник". Марк снискал мировую известность колоритными, выполненными в экспрессионистском стиле изображениями животных.

Марк родился в Мюнхене в семье художника-пейзажиста. Он рос в атмосфере строгой набожности и мечтал стать священником.

1900: В поисках стиля. В 1900 Марк начал учиться в Мюнхенской Художественной академии. Его ранние работы отмечены влиянием мюнхенской школы: выполненные в радостных красках картины-ландшафты, мелкие детали которых тщательно вырисованы тонкой кистью.

В Париже Франц Марк познакомился с творчеством импрессионистов, что привело (1903) к перемене художественных взглядов Марка. Он покинул академию и приблизился по манере живописи к импрессионизму, работая со светлыми, излучающими энергию красками, которые наносил широкими, небрежными штрихами.

В 1905 меланхоличный и часто находящийся под воздействием очередного душевного кризиса Марк познакомился с художницами Мари Шнюр и Марией Франк. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Через год их союз распался, при этом Шнюр, несмотря на первоначальный уговор, подала иск о возмещении Марком ущерба от развода, препятствуя тем самым свадьбе своего бывшего мужа с Франк. Во время летнего пребывания в Ленггризе в 1908 Марк написал свою первую картину с изображением лошади. Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Изображение сводилось к вычленению главного и характеризовалось ритмичным направлением штрихов, хотя цветовая палитра при этом оставалась натуралистически полной.

1910: Теория цвета. В переписке со своим другом Аугустом Макке Марк разработал собственную теорию цвета, согласно которой каждый из трех основных цветов характеризовался индивидуальными свойствами: синий представлял "мужское начало, духовную и аскетическую сущность", желтый - "женское начало, нежность и радости жизни"; красный олицетворял материю как таковую и потому был "грубым и тяжелым", находясь в противостоянии по отношению к двум предыдущим. Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была "Лошадь на фоне ландшафта" (1910).

1911-1913: Знаменитый анималист. Животные в глазах Марка были носителями таких качеств, как красота, чистота и верность, которые он уже не чаял отыскать в человеческой среде. Рисуя животных, Марк не стремился к тому, чтобы запечатлеть их глазами человека, а скорее представлял себя на их месте. Так, на картине "Косуля в лесу II" (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины "Синяя лошадь I", "Желтая корова", "Маленькие синие лошади" (все - 1911), а также "Тигр" (1912).

1911: "Синий всадник". В 1911 Марк примкнул к "Новому объединению художников Мюнхена", к которому принадлежал также Василий Кандинский. В том же году Кандинский и Марк начали работу над альманахом, в котором, по их замыслу, должны были быть собраны картины различных культур и статьи о художниках. Напряженные отношения внутри "Объединения" заставили Марка и Кандинского покинуть группу и создать собственную, названную ими "Синий всадник". Свою художественную цель они определяли как "соединение чистого цвета с чистой формой".

1912: Путь к абстракции. После выхода в свет альманаха "Синий всадник" (1912) Марка заинтересовала абстрактная живопись: животные зачастую представлены в виде формул, которые нужно расшифровать. Впечатленный выставкой работ итальянских футуристов, Марк стал подчинять цвет запутанному нагромождению плоскостей.

Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы ("Косуля в монастырском саду", 1912; "Судьба зверя", 1913; "Конюшни", 1913/14). Одновременно он работал над "Башней синей лошади" (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. В четырех так называемых "картинах-формах" (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Сразу после начала первой мировой войны Марк ушел на фронт добровольцем, ожидая, что война внесет в общество очищение и обновление. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет.

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия - 4 марта 1916, Верден, Франция) - немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.

Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл . В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.

Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников - Сезанна , и . Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.


В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals-particularly о лошадях и deer-in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.


Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» - это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь - это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Картины экспрессионистов всегда завораживали и удивляли почитателей искусства. Это течение появилось в конце 19 века, но наибольшего расцвета достигло в начале 20-го. Наиболее яркие представители этого направления рождались в Австрии и Германии. Франц Марк не стал исключением. Он, наряду с другими творцами, старался выразить в своих картинах свой взгляд на те уродства цивилизации, которые вызвали события 20 века, в частности Первая мировая война.

Рождение

Родился Франц Марк в 1880 году. Его отец также был художником, что напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Несмотря на то, что он в юношестве мечтал стать священником, уже в 20 лет решил обратить внимание именно на искусство.

Обучение

Живописец прожил недолгую жизнь. В Академия художеств стала для него родным домом, где он занимался и знакомился с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Тогда это место было некой обителью мирового творчества. Мюнхенская академия художеств собирала под своей крышей будущих знаменитых художников. Рядом с Францом учились Хакль и Диц. Хотя они и стали известными, все равно Марка им было не догнать.

Молодой художник старался не сидеть на месте, а изучать искусство не только в своей стране. Это объясняет его где он как раз и знакомился с французскими направлениями в искусстве. Тут он мог видеть творения великого Ван Гога и Гогена.

Вторая поездка живописца в Париж повлияла на тематику его будущих творений. Вернувшись в Мюнхен, он стал углубленно изучать анатомию животных, чтобы изобразить свой взгляд на природу в своих картинах.

«Синий всадник»

"Новое мюнхенское художественное объединение" привлекло внимание Франца после знакомства с Августом Маке. Тогда, в 1910 году, он решил быть частью этой организации. Длительное время он не мог познакомиться с главой сообщества Василием Кандинским. Спустя год они наконец-то встретились. Через 10 месяцев художники Кандинский, Маке и Франц решили создать собственную организацию «Синий всадник».

Тут же они смогли организовать выставку, где Франц и представил свои работы. Тогда в галерее Тангаузер были собраны лучшие немецкие картины экспрессионистов. А трио мюнхенских живописцев работало над продвижением своего общества.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Полотна и стиль

Жизнь влияет на художника, на его творчество и стиль. С Францом также происходили изменения, которые вливались в его полотна новыми красками. Немец по своей природе был мечтателем. Он страдал за человечество и грустил по утраченным ценностям в современном мире. В картинах он старался отобразить нечто фантастическое, мирное, красивое, но невооруженным глазом видно, что каждое полотно было наполнено тоской.

Писатели и художники начала 20-го века пытались найти и воссоздать золотой век, но война превращала все в груду обломков, а творческие люди пытались залечить раны. В своих работах Франц Марк старался отобразить прежде всего философское начало. Причем все, что было изображено на картинах, имело значение. Каждому цвету давались свои символы, каждый предмет был наделен чем-то особенным. Цвета и формы влияли на психику человека, на его настроение и самоценности.

«Синий конь»

Всегда отличался особым подходом к созданию своих полотен Франц Марк. «Синий конь» стал чем-то символическим в творчестве живописца. Эта картина наиболее популярна среди остальных. Кроме того, на ряду с другими она выделяется особым стилем. Один только взгляд на нее приводит человека в состояния очарования и пронзительности.

На картине изображен конь, который полон сил. Он символизирует юношу. Тело лошади имеет несколько изломанные формы и интересный пересвет. В грудь словно впивается белый луч, а грива и копыта, наоборот, окутаны синевой.

То, что цвет лошади синий, вызывает необычный интерес. Но стоит отметить и не менее привлекательный фон. Итог: конь дополняет фон, а фон дополняет коня. По замыслу живописца эти два объекта не могут существовать отдельно, они связаны между собой и являются одним целым, хотя и выделяются между собой.

После творения этой картины Франц пытался объяснить Маке свою идею. Он утверждал, что синий цвет - это строгость мужчины, желтый - женская мягкость и чувственность, красный - материя, которая подавляется двумя предыдущими оттенками.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» - еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» - это тот самый стиль, который появился после Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.