Прощание с матерой настасья характеристика. Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой

Прощание с матерой настасья характеристика. Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой
Прощание с матерой настасья характеристика. Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой

Тема урока: Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: диалог с классом

Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин).

Цели урока

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Когнитивные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

1) Тексты повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

2) Презентация

3) Музыкальный фон («Марш энтузиастов» И.Дунаевский - А.Д"Актиль, «Малиновый звон» А.Морозов - А.Поперечный).

План урока

Этапы урока

Формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

2. Мотивационное начало (подготовка учащихся к восприятию учебного материала)

Вступительное слово учителя

3. Выход на тему урока

Коллективная форма работы

Коллективная форма работы

5. Словарная работа

Беседа

Сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1);

История Матёры (гл.1);

Сцена разорения кладбища (гл. 2 -3);

Сцена горящей избы (гл. 8);

Сцена сенокоса (гл. 10);

7. Словарная работа

Беседа

8. Работа с художественным текстом

Сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7);

Сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20);

Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных сцен повести, индивидуальные сообщения учащихся

9. Подведение итогов

10. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. 15 марта 2012 г. исполнилось 75 лет со дня рождения русского писателя, нашего современника и нашего земляка, Валентина Григорьевича Распутина, родившегося в деревне Аталанка Иркутской области.

Валентин Григорьевич Распутин – яркий представитель так называемой «деревенской прозы» - одного из ведущих направлений в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни (Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Борис Можаев и др.).

Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.

Известность В. Г. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии» (1967), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».

Сегодня мы обратимся к повести В. Г. Распутина – «Прощание с Матёрой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под предлогом великих преобразований.

3. Выход на тему урока. (Звучит песня «Малиновый звон»)

- Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?

Родина - 1) Отечество, отчизна, родная страна;

2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;

«Малая» родина - отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.

Итак, тема нашего урока «Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Эпиграфом к уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными проблемами повести.

В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).

«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы литературы», 1976, № 9).

4. Обмен читательскими впечатлениями

Что вас взволновало, когда вы читали повесть «Прощание с Матёрой»?

5. Словарная работа

Давайте определим лексическое значение слова Матёра. Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.

Матёра - 1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);

2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);

3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);

Все эти значения реализуются в тексте повести.

1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).

2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».

3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.

6. Работа с художественным текстом

Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.

Давайте прочитаем описание Матёры . (гл. 1.) (Приложение 1)

Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.

Какая же она «та Матёра», прежняя?

(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).

Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)

Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?

Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.

(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.

В первой главе повести мы узнаём историю жизни Матёры, краткую, но всё же историю. Расскажите её.

Эпизод «История жизни Матёры» (гл. 1) (Приложение 2)

Триста лет жила деревня размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матёре была настолько обособленной, что даже посёлки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, казались жителям краем света. Эта деревня многое повидала на своём веку за три с лишним сотни лет: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию – колхоз». Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России осиротела, не дождавшись многих своих защитников.

Таким образом, в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю его историю?

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть история, жизнь, прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о родной земле, тем она ближе и дороже тебе. История жизни Матёры богата событиями, которые вызывают у читателя уважение к этой земле и людям, живущим там.

Эта деревня многое повидала на своём веку, но такое было в первый и, видимо, теперь уже в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят. Все жители знали об этом. Но знать – одно, а поверить в такое – совсем другое, не каждый сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное. Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкою. Вроде бы, давно их и нет уж на свете, но как же без них-то совсем? Это – как без памяти.

Но страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди… люди не в счёт… (Видеоролик «Марш энтузиастов»)

Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А трудное время – это время испытаний человека. Сразу ясно, кто есть кто.

Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной земле, к своему дому, к «малой» родине и к могилкам тоже).

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле – родине и о земле – территории. «Если земля – территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. О земле. которая всем принадлежит, кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища (гл.2-3). (Приложение 3)

Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести.

В чём суть конфликта жителей с чужими?

Ворвавшись к пьющим чай старухам, Богодул закричал: «Мёртвых грабют!» С этого момента начинается этический, философский конфликт, который приобретает форму противостояния памяти и беспамятства, ценности и цены. Многое могли бы жители Матёры перенести молча, безропотно, многое, но не это. Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично; что для одних вечно, то для других бренно.

Зачем чужие приходят на Матёру? Чужие приходят на Матёру, чтобы начать её уничтожение, их начинание кощунственно – они жгут кладбище, поэтому для местных жителей они «черти», «нечистая сила», «ироды», «нехристи». Для старух кладбище – святое место, это место успокоения близких им людей; для чужих – просто часть суши. Для них старики и старухи – «граждане затопляемые». Где им, чужакам, понять матёринцев. Они всё делают по распоряжению. Потому так клеймит их Дарья, этих людей с одинаковыми ржавыми глазами, в одинаковых зелёных куртках. Для них, чужих, Матёра – «ложе для водохранилища», «зона затопления», а для матёринцев их остров – живое место, Дом.

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? Для них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства – «туристы».

Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Как к этому относитесь?

Ребята, такие моральные качества и чувства человека как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память - как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

Для кого из героев повести, кроме чужаков, Матёра – это просто территория? Какие они, «чужие свои»?

Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры, но оказывается, что Матёра им не нужна. Клавка говорит: «Давно надо было утопить… Живым не пахнет…». Для неё главное в жизни – удобства, а удобно ей там, где нет Матёры.

Петруха – пьяница, не сумевший даже сохранить собственное имя. За никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община. Своими руками Петруха поджёг избу, свой дом, чтобы поскорее компенсацию за него получить. Сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто и не рос в этом доме. Не стыдно ему, потому что у него нет совести.

Сцена горящей избы (гл. 8) (Приложение 4)

Вся деревня собралась, чтобы видеть это. Нет необходимости уничтожать огонь, всё равно гореть всему. Но люди стыдятся того, что происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех.

Чужая Матёра и для Андрея, внука Дарьи, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС.

Давайте перечитаем диалог Дарьи с внуком (гл 12). (Приложение 5)

Динамизм Андрея положителен лишь на первый взгляд. Человек, забывший свой дом, вряд ли будет счастлив. Грустно звучат слова Дарьи, как бы предвидящей все ужасные последствия этой «удали». «Никуда с земли не деться. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она вся не поборола сила эта-та. Она-то большая, а вы-то какие были маленькие, так и остались».

Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора? Симпатии автора на стороне старшего поколения. Перед нами предстают «старинные старухи» с типичными русскими именами: Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, автор дал имя Богодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи.

Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса (гл 11). (Приложение 6). Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа.

Изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста (так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет никогда). Это последний вздох Матёры – работа, песни, купание. Люди как будто забывают о надвигающейся утрате.

К чему это время оживления в деревне? Зачем автор показывает последний праздник Матёры? Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить.

Самые трогательные сцены повести – сцены прощания.

7. Словарная работа

Прощание – расставание

Проститься 1) Слова приветствия при расставании;

2) Покинуть что-нибудь, расстаться

Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относится к обоим значениям этого глагола. Следовательно, в его значении присутствует очень важный для понимания идеи повести смысл – «расстаться с одушевлённым лицом». Матёра для автора и для многих героев повести – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой.

8. Работа с художественным текстом

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью. Дважды рассказывает Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настастья, а потом Дарья. Давайте перечитаем эти трогательные сцены.

Сцена прощания с домом Настасьи (гл 7). (Приложение 7)

Как в простоте и обыденности происходящего проявляется трагичность момента прощания? Во время отъезда Настасья вдруг обнаруживает, что вещи, в прежней жизни ей очень нужные (сундук, самовар, половик), взять с собой невозможно. В той, новой жизни, им нет места, их место в доме. Образ брошенной избы у Распутина одушевляется: слепнут окна, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями.

Сцена прощания с избой Дарьи . (гл. 20) (Приложение 8)

Не понять чужому, зачем Дарья перед уничтожением белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимает Дарья. «А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили». Вот и прибирает Дарья свой дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Она белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с ней делают. Последняя ночь Дарьи в доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что в её силах, родному дому, деревне, острову, но и убеждённость, что только так, а не иначе должен проститься человек с уходящей в прошлое жизнью: достойно и стойко, свято и просто. И трагическое завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в читателя веру в моральные ценности.

- Каков финал повести? (гл. 22) (Приложение 9)

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает.

«Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно принадлежа и живым, и мертвым.

Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о «царском листвене» - символе неувядаемости жизни.

Эпизод «Царский листвень на Матёре» (гл. 19) (Приложение 10)

Пожегщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные «ответственные за переселение», построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, - «жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно его назначение во Вселенной.

9. Подведение итогов урока

Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой? (ответы учащихся)

- Какие проблемы ставит автор в повести?

Это проблемы и вечные, и современные.

1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Экология (от "ойкос" - обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" - понятие, учение, наука) - об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем стало ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.

2. Проблемы «экологии души», духовные проблемы.

Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

3. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.

4. Проблема поиска смысла человеческого существования.

5. Проблема отношения народа и власти.

- В чём смысл конфликта повести?

Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию.

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

Обратимся ещё раз к словам В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Мы желаем вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о родном доме.

10. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Что дала мне встреча с Матёрой?»

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый мир постепенно выделяет духовность и то, что было создано предками, а также память о них.

Единственный персонаж, кто помнит о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родиной - это старики. И «самая старая из старух» - Дарья Пнигина. Именно она и становится главной героиней повести. Невзирая на свои уже немолодые года, она еще достаточно крепкая, у нее еще есть сила в руках и ногах. Кроме того, женщина умело справляется с «немалой работой по хозяйству».

С образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении явно выделяется эпизод на кладбище, когда начали разорять могилы. Здесь отчетливо была видна необыкновенная сила духа, которую проявила старуха. Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», женщина бросилась в защиту святого места. Ведь кладбище - это священное место почитания предков, а разрушить его - это грех и кощунство. Но новому поколению приказ свыше важнее, и им чужда привязанность пожилых жителей к земле и уважение к чужой памяти.

Дарья - это воплощение духовных идеалов. Именно она постоянно рассуждает о верности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений и человеческой душе. Героине довелось прожить нелегкую жизнь, полную утрат: потерю мужа и смерть троих детей. Однако это не озлобило ее, не довело до отчаяния, а наоборот, дало ей силы, опыт и возможность понимать главное в жизни. Главное для человека - это его душа. Ведь не зря героиня часто заводит разговоры со своим внуком Андреем. Правда, им тяжело понять друг друга.

Создавая образ Дарьи, ее сына Павла и внука Андрея, автор показывает, как из поколения в поколение человек деградирует душевно. И если у Павла мы видим хоть какое-то сочувствие и жалость к Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не захотел пройтись местами детства и попрощаться со своей «малой родиной».

У Дарьи совсем другое отношение к Матере и каждому домику, и уголку в деревне. Это ее родной, живой и полноценный мир. Жгут мельницу, героиня идет провожать ее, думая, сколько хорошего она ей дала. Перед тем, как собрались сжечь избу героини, она побелила ее, прибралась в ней, будто совершала обряд над покойником. И перед тем, как покинуть свой родной дом, женщина запирает его, дабы не осквернили его чужаки.

Автор наделил свою героиню истинной народной силой и духовностью. Это невообразимое могущество характера стоит на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Именно эти ценности и воспевает В.Г. Распутин.

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья - сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, “не обремененные образованием”, но правдивые и реалистические. В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой

Вся жизнь Владимира Маяковского прошла под знаком борьбы и бунтарства. В начале творческого пути он боролся за перемены, защищал революцию. Позже, в послереволюционное время, призывал к продолжению борьбы за светлое будущее. Еще позже он бунтовал против мещанства и пошлости обыденного быта. Поэт все время был против чего-то: против «чистого» аполитичного искусства, против серости и банальности, против «буржуйства», против пустых циничных людей. При этом сам Маяковский был выдающейся, неординарной личностью. Одни его уважали, другие ругали за свободное выражение мыслей. Но никто не мог оставать

На картине К. Юона "Мартовское солнце" изображена ранняя весна, время, когда пробуждается природа. Небо на картине сине-голубое и по нему плывут белые и розовые облака. Окраска неба придаёт весеннее настроение. Солнца не видно, но на снегу заметен золотистый свет лучей. И оно светит так ярко, что слепит глаза. Деревья изображены огромные и высокие, а в центре картины расположились стройные белоствольные берёзы. Снег отяжелевший от солнечных лучей и, поэтому осел и стал немного сероватым. На нём видны падающие от деревьв синеватые тени. Воздух чистый, прозрачный и ещё слегка морозный, но уже ч


В повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой" воплотилась дорогая для писателя русская идея соборности, проповедующая слияние человека с родом, миром и всей Вселенной.

Героини повести - "старинные старухи" с характерными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Среди эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи - Аксиньи. Самому колоритному персонажу, напоминающему лешего, дано оригинальное символическое имя Богодул. За плечами у всех героев лежит долгая трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Показательными в этом смысле являются слова старухи Симы - "Греть и греться".

В "Прощание с Матерой" включены несколько эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из ключевых центров повести - сцена сенокоса. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благодатное ощущение жизни, удовольствие от сплоченности друг с другом и природой. Необычайно точно подметил различие между укладом жизни жителей Матеры и беспокойной деятельностью строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: "Они там живут только для работы, а вы здесь вроде наоборот, вроде как работаете для жизни". Работа для них не является самоцелью, но участием в продлении семейного рода и, если смотреть шире, всего человеческого племени. Вот почему Дарья, ощущая за собой строй поколений предков ("строй, которому нет конца"), не может смириться, что родные могилы исчезнут под водой. Ее страшит то, что она останется одна, так как порвется цепь времен.

Поэтому Дом для Дарьи и других старух это только место для жилья и вещи - это одушевленная предками часть их жизни. Дважды прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. В двадцатой главе повести, в которой Дарья через силу белит свой обреченный на сжигание дом, украшает его пихтой, точно отражены христианские обряды соборования, когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью. Словно покойника дом обмывают, отпевают и готовят к неизбежному, назначенному "назавтра", погребению.

В монолог загадочного зверька, хранителя острова, Распутин вкладывает следующую мысль, руководящую поведением старух и Богодула: "Все, что живет на свете, имеет один смысл - смысл службы". Все персонажи осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку "на подержание": ее надо беречь, сохранить для потомков.

Писатель находит удивительно емкую метафору для выражения мыслей Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Когда одни узелки распускаются, умирают, то на другом конце завязываются новые. И старухам совсем не безразлично, какими будут эти новые люди. Вот почему Дарья Пинигина постоянно размышляет о смысле жизни, истине, спорит с внуком Андреем, задает вопросы умершим.

В ее спорах, размышлениях и даже в обвинениях содержатся и праведная торжественность, и тревога, и обязательно любовь. "Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла", "Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится", - рассуждает Дарья.

Раздумья Дарьи о продолжении рода и своей персональной ответственности за него перемешиваются у нее с тревогой о "полной правде", о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. Эта тревога как никогда сопряжена с трагическим осознанием эпохи.

Во внутренние монологи Дарьи Распутин вкладывает мысли о необходимости каждому человеку "самому докапываться до истины" и жить работой совести. Особенно тревожит и автора, и его стариков и старух желание все большей части людей "жить не оглядываясь", "облегченно", нестись по течению жизни. Так, Дарья бросает в сердцах своему внуку: "Пуп не надрываете, а душу потратили". Героиня не против развития технического прогресса, воплощенного в машинах, облегчающих человеческий труд. Для мудрой крестьянки неприемлемо, чтобы человек, обладающий благодаря технике огромной силой, уничтожал жизнь, бездумно подрубая сук, на котором пока еще сидит. Показателен диалог Андрея и Дарьи. "Человек - царь природы", - пытается убедить бабушку Андрей. "Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет", - отвечает Дарья. Лишь в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом смертный человек может победить смерть, по крайней мере, если не индивидуальную, то родовую.

В "Прощании с Матерой" Валентин Распутин образно описывает красоты первозданной природы - тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают тревожную атмосферу в тон мрачным мыслям стариков и старух, предчувствующих драматическую развязку.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие, сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение, оголение, истечение (любимое слова автора). "Темь пала" на Матеру, утверждает Распутин, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием "звезды срываются с неба".

Хранителям народных, родовых ценностей писатель противопоставляет современных "обсевков", которых он рисует в крайне жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной Распутин наделил более или менее сложным характером. Так, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков. В свой последний приезд перед отъездом он так и не обошел родную Матеру, не простился с ней. Андрея манит суета грандиозной стройки. Он чуть ли не до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является исконными ценностями.

Однако в нем еще не совсем умерло единение с природой. "Минутное пустое глядение на дождь", завершивший семейную дискуссию, "сумело снова сблизить" Андрея, Павла и Дарью. Столь же объединяет их и работа на сенокосе. Для Распутина характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям. В душе Андрею жалко остров. Потому он и не поддерживает Клавку Стригунову, радующуюся исчезновению родной Матеры. Несмотря на свое несогласие с Дарьей, он, в то же время, ищет бесед с ней, "ему для чего-то был ее ответ" о сущности и предназначении человека

Совсем иронично и зло показаны другие антиподы "старинных старух". Болтун и пьяница Никита Зотов, сорокалетний сын Катерины, за свой принцип "лишь бы прожить сегодняшний день" лишен даже своего имени - превращен в Петруху. Автор создает неологизм "петрухать" по сходству с глаголами "громыхать", "воздыхать". Падение Петрухи приводит к тому, что он сжигает родной дом (то же сделала и Клавка) и издевается над матерью. Отвергнутый деревней и матерью Петруха словно стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы таким злым способом утвердить свое существование в мире.

Верхом исключительного зла, беспамятства и бесстыдства утверждают себя в жизни т.н. "официальные лица", которых Распутин снабжает не только "говорящими" фамилиями, но и не менее символическими характеристиками: Воронцов - турист (без какой-либо заботы шагающий по земле), Жук - цыган (безродный человек, лишенный корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух образна и выразительна, а речь Павла и Андрея - литературно правильна, но сбивчива, - то "официальные лица" Воронцов и ему подобные говорят рублеными фразами-штампами, где превалирует императив ("Понимать будем или что будем?", "Кто позволил?", "И никаких", "Вы мне опять попустительство подкинете", "Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим").

В финале повести Распутин сталкивает обе стороны, не оставляя сомнений в том, за кем правда. В тумане символично заблудились Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов "затих", "сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой". Все, что остается им делать, - подобно детям" звать мать, что и делает Петруха: "Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!" Делает он это "глухо и безнадежно", после чего засыпает беспробудным сном. "Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана". А старухи Матеры в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого "недетское, горькое и кроткое понимание", покидают это мир, удаляясь на небеса.

Трагический финал повести просветлен рассказом о царском листвене - символе вечной, неувядаемой жизни. По преданию, это дерево держит на себе весь остров, всю Матеру. Листвень не удалось ни сжечь, ни спилить. Еще раньше В. Распутин скажет дважды, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, вынужденных жить в поселке, построенном на неудобном месте, "жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой". Одна из особенностей человека - его умение сроднится с любым местом, и преобразовать его своим трудом. В это заключается еще одна его миссия во вселенской бесконечности.


Метки публикации:

Краткое содержание "Прощания с Матерой" Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.

Сюжет повести

Краткое содержания "Прощания с Матерой" Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.

Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.

Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.

Главная героиня

Краткое содержание "Прощания с Матерой" Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.

Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.

В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.

Завязка повести

Краткое содержание "Прощания с Матерой" Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории. Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.

Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.

На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.

Особая гордость деревни - собственная церковь, которая стоит на высоком берегу. В советское время ее приспособили под склад. Также есть своя мельница и даже мини-аэропорт. Два раза в неделю "кукурузник" садится на старом пастбище и отвозит жителей в город.

Плотина для ГЭС

Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди - Матера.

Повесть Распутина "Прощание с Матерой", краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.

Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин "Прощание с Матерой". Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.

Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.

Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.

Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.

Деревня погибает

Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.

При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.

Дарья прощается с избой

У Распутина в "Прощании с Матерой", читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.

Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.

Распутин в произведении "Прощание с Матерой", краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.

Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.

Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.

Санитарная бригада

Подробно у Валентина Распутина в "Прощании с Матерой", краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.

Д арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.

Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.

Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.

Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.

Развязка повести

На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина "Прощание с Матерой" нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.

Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.

Самое простое - не задаваться этими вопросами, а плыть по течению, как можно реже задумываясь, почему все так происходит и как устроен окружающий мир. Но ведь как раз желание докапываться до истины, выяснять, почему так, а не иначе, и отличает человека от животного, - заключает Павел.

Прототипы Матеры

Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.

Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.