Духовные искания андрея болконского и пьера безухова. Основной философский конфликт князя андрея и пьера

Духовные искания андрея болконского и пьера безухова. Основной философский конфликт князя андрея и пьера

Основной философский конфликт возникает между двумя главными героями романа - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт невозможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо действительное столкновение мнений, и в книгу вводится диалог - разговор двух героев. С самого начала проводится параллель: князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь, разная судьба, но они очень близки друг другу. Возникает ассоциация, основывающаяся на именах апостолов-братьев Петра и Андрея. Петр принес христианство в Европу, а Андрей - на Русь. Столкновение «западного» Петра и «восточного» Андрея и показывает автор.

Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера в салоне Анны Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фразами, но мы видим, какие близкие, дружеские отношения связывают их по мягкой улыбке князя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позднее, когда, покинув салон, друзья могут освободиться от условностей, раскрыть свою душу. Но философский диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе.

Между первым и вторым диалогом проходит не так много времени, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых героев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла мире быть несчастным.

Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей допускает разделение на «хороших» и «плохих», на тех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьер испуган этими страшными словами, напоминающими нам теорию Раскольникова о «крови по совести». Диалог о зле и счастье - один из самых важных морально-этических моментов произведения. В разговоре с Пьером князь Андрей утверждает, что никогда больше не будет служить в русской армии. Таким образом, разговоров Богучарове играет значительную композиционную роль и служит для дальнейшего развития сюжета, но важнее внутренний, философский смысл этого диалога. В любом диалоге можно лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю Андрею необходимо выговориться, он должен излить тяжелые свои думы, чтобы разобраться в себе, а для Пьера это проверка твердости его масонских идей.

Монолог Пьера значителен как часть его философского миросозерцания и как часть философии самого Толстого, но Андрей почти не слушает его. До философских откровений надо дойти самому, и никто словами не сможет передать суть учения, откровения. Но слова Пьера о Боге, об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея. Он вслушивается в смысл слов Пьера, вникает в него, но видит дальше, глубже масонской философии. Слова Пьера открывают ему собственный новый путь. Вновь князь Андрей смотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в которое он смотрел на поле Аустерлица, и опять на него нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания.

Следующая, малозначащая встреча героев происходит на балу в Петербурге, первом балу Наташи: Пьер просит князя Андрея пригласить на танец Ростову.

Последняя встреча князя Андрея с Пьером происходит накануне Бородинского сражения. Андрей боится остаться наедине с Пьером - он чувствует, что ему не суждено жить. Чувствует это и Пьер. Вновь разговор идет об убийстве - о войне, о философии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что завтра они победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но именно в Бородинском сражении князь Андрей не делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер духовно помогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между князем Андреем и Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием, он призывает обратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пытается принести пользу своей армии. Он думает, что может сделать добро для России, занимаясь политикой и т. п. Князь Андрей надеется добиться гармонии через внутренний мир. Если он будет счастлив, если будет счастлива его семья и если каждый будет думать о личном благе, то мир, наконец, достигнет гармонии.

Пьер, несмотря на свою нелюбовь к внешней деятельности, занимается общественными делами и т. п. Но мы так и не получаем ответа, какой путь истинен.

После смерти князя Андрея диалог его с Пьером не прекращается. Пьер вспоминает Болконского и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует и его сын Николенька, который внутренне часто обращается к отцу и, вероятно, продолжит его духовный поиск.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основной философский конфликт князя Андрея и Пьера . И в закладках появилось готовое сочинение.

Том II

Часть вторая

Пьер после объяснения с женой едет в Петербург. В по-ездке он размышляет над тем, что такое жизнь и смерть, какая сила управляет всем на земле. Остановка на стан-ции в Торжке. Мрачные мысли Пьера. Он думает о том, что у него много денег, но они не дают ему счастья, спокой-ствия. Приезд на станцию масона Баздеева. Это был при-земистый, ширококостный, желтый, морщинистый старик с седыми бровями и непонятного цвета глазами. Пьер хочет заговорить с Баздеевым, но тот засыпает. Пьера непреодо-лимо тянет к этому загадочному человеку.

Разговор Баздеева с Пьером. Баздеев первым заговари-вает с Пьером, говоря, что знает о постигшем того несча-стье и желании помочь ему. Пьер интересуется, масон ли Баздеев, и боится, что у них слишком разные взгляды на жизнь, а потому они не поймут друг друга. Пьер признает-ся, что не верит в Бога. Масон говорит, что просто Пьер его не знает и оттого несчастен. Баздеев проповедует масонство. Пьер слушает этого человека и начинает верить, испыты-вая радостное чувство обновления и возвращения к жизни. Пьер просит Баздеева помочь ему, научить его. Масон со-ветует Пьеру по приезду в Петербург посвятить все время уединению, обсуждению самого себя и ни в коем случае не вступать на прежний путь жизни. Пьер свято поверил в воз-можность братства людей, объединенных целью помогать друг другу. Таким он считал теперь масонство.

Пьер в Петербурге. Его уединение и чтение им масон-ских книг. Ему неизвестно, кем была доставлена книга Фомы Кемпийского. Приезд к нему графа Вилларского. Он сообщает Пьеру о том, что его хотят принять в брат-ство масонов ранее срока и он, граф Вилларский, будет его поручителем. Перед тем как ехать, граф спрашивает Пьера, отрекся ли тот от своих прежних убеждений и уверовал ли в Бога. Пьер отвечает, что да. Испытания Пьера и церемония перед вступлением в масонскую ложу. Пьера предупреждают, что он должен с мужеством переносить все, что бы с ним ни случилось. Ему объясняют цели ма-сонства, которые состоят в исправлении человечества и ис-коренении зла любыми способами. Затем Пьеру дают до-бродетели масонов и говорят, что он теперь должен делать, чтобы стать полноправным членом масонов. Он должен обратить внимание на самого себя и искать источник бла-женства в своем сердце.

Заседание масонской ложи по поводу вступления Пьера в масонство. На Пьера вдруг находит сомнение, верно ли он поступает. Но он ужасается этому чувству и вновь верует в братство. На Пьера надевают такой же белый кожаный фартук, как и на других, дают в руки лопату и три пары перчаток. Пьер слушает устав братства. Пьер во всех этих людях видит только братьев. Он хочет отдать в сбор мило-стыни все деньги, которые у него были, но боится показать-ся гордым и дает столько же, сколько и все.

Приезд к Пьеру князя Василия для улаживания его разрыва с Элен. Князь Василий уверяет Пьера в том, что Элен невиновна перед ним. Он предлагает Пьеру написать Элен, чтобы та приехала, и все уладилось, в противном слу-чае, угрожает Василий, Пьер может очень сильно постра-дать. Пьер чувствует, что не может противостоять Василию, но в то же время он понимает, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Пьер вы-гоняет князя Василия. Отъезд Пьера в свои имения. Масо-ны дают Пьеру письма к братьям в Одессе и Киеве, которые будут руководить Пьером в его новой жизни.

Осуждение Пьера светским обществом за разрыв с же-ной и радушный прием Элен по возвращении ее в Петербург. Пьера обвиняли в том, что он «бестолковый ревнивец, под-верженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец». Элен приняла такую позицию, что муж, по-сланный ей Богом, — это ее крест, и она, не жалуясь, будет переносить свое несчастье. Вечер Анны Павловны Шерер в конце 1806 г. Анна Павловна собрала у себя сливки на-стоящего хорошего общества, на котором «угощала» всех Борисом Друбецким. Приезд на вечер Бориса Друбецкого. Его характеристика. Он теперь состоит адъютантом при очень важном лице. Он не богат, но все свои деньги употре-бляет на то, чтобы быть хорошо одетым и ездить в лучших экипажах. Сближается он только с теми людьми, которые были бы ему полезны. О Наташе и своем детстве в ее доме он вспоминает с неприязнью и никогда там не бывает. Борис присоединился к обществу и рассказал много интересного о войске, о дворе и др. Внимание Элен к рассказу Бориса. Она приглашает Бориса посетить ее.

Рассказ Ипполитом Курагиным шутки о прусском ко-роле, в которой были слова: «Мы напрасно воюем за прус-ского короля». Разговор о наградах. Спор о том, является ли табакерка с портретом наградой. По окончании вечера Элен еще раз приглашает Друбецкого к себе. Сближение Бо-риса с Элен.

Деятельность старого князя Болконского в качестве главнокомандующего по ополчению. Он выполняет свои обязанности строго и даже жестоко, доходя до всех мело-чей. Жизнь князя Андрея после кампании 1805 г. Теперь он большую часть времени проводит в Богучарове, части имения Болконских, которое ему определил отец. Он реша-ет никогда больше не служить и принимает должность под начальством отца по сбору ополчения. Болезнь маленького Николушки. Мальчик несколько дней находится в бреду, и князь Андрей с княжной Марьей всеми средствами ста-раются его вылечить. Князь Андрей и княжна Марья в дет-ской. Письмо старого князя сыну. Он приказывает сыну скакать в Корчев за провиантом.

Письмо Билибина к князю Андрею о кампании 1806 г. Он пишет, что Наполеон разбил пруссаков и поселился в Потсдамском дворце. Русские вовлечены в войну на сво-ей же границе, причем за прусского короля. У русских нет главнокомандующего. Появляются мародеры, которые ухудшают положение России. Кризис в болезни Николушки и радость князя Андрея. Кризис прошел, хотя Болкон-ский боялся, что потеряет мальчика. Князь Андрей решает, что все, что ему теперь осталось, — это сын.

Пьер в Киеве. Вызов им всех управляющих имениями и объяснение своего намерения освободить крестьян от кре-постной зависимости. Женщины и дети не будут больше по-сылаться на работы, наказания будут не телесные, а увеще-вательные, должны быть учреждены больницы, приюты, школы. Бюджет Пьера. Пьер чувствует, что он сейчас менее богат, чем когда получал наследство. Его занятия с главно-управляющим делами. Он не имел той цепкости, которая позволила бы взяться за дела, а потому Пьер только дела-ет вид, что занят делом. Рассеянная жизнь Пьера в Киеве. В Киеве нашлось много знакомых, и жизнь Пьера опять протекает между вечерами, балами, обедами, ужинами. Пьер весною 1807 г. объезжает свои имения. Управляющий Пьера, считающий, что освобождение крестьян принесет только убытки, приостановил его выполнять, но приказал лишь построить школы и больницы и устроить встречи Пьера. Встречи Пьера с крестьянами, устроенные главно-управляющим. Народ во всех имениях представлялся Пье-ру трогательным и благодарным. Наивное восхищение Пье-ра от сделанного им для крестьян добра. Пьер не знал, как на самом деле тяжело живется народу.

Пьер в Богучарове у Болконского. Пьера поражает скромность того маленького домика, в котором теперь жи-вет князь Андрей. Его встреча с князем Андреем. Проис-шедшая перемена с князем Андреем также поражает Пьера. У него был потухший, мертвый взгляд, в котором была сосредоточенность и убитость и которому князь Андрей, как ни старался, не мог придать блеска. Задушевный раз-говор Пьера с Андреем о жизни и назначении человека. Пьер говорит, что понял, что счастье — это жить для дру-гих. Князь Андрей возражает, что жить надо для себя, избе-гая двух зол: угрызения совести и болезни. Надо дожить до смерти, никому не мешая, — таково предназначение чело-века. Пьер ни за что не захотел согласиться с Болконским.

Болконский говорит, что мысли Пьера похожи на мыс-ли княжны Марьи, и хочет их познакомить. Поездка князя Андрея и Пьера в Лысые Горы. Пьер излагает князю Ан-дрею масонство. Он говорит о том, что масонство не секта, а «лучшее, единственное выражение лучших, вечных сто-рон человечества». Разговор друзей на пароме. Пьер стара-ется убедить Андрея в существовании Бога и вечной жиз-ни. Надо верить, что мы живем не только сейчас, а жили всегда, и будем жить вечно. «Да, коли бы это было так!» — восклицает Болконский. Он не понял, что с этой встречи на пароме в нем началась перемена к тому лучшему, что жило и нем и о чем он не догадывался.

Князь Андрей и Пьер в Лысых Горах. На заднем крыль-це при их подъезде происходит сумятица: оттуда выбега-ют «божьи» люди, которых принимает княжна Марья. Они принимают Пьера и Андрея за старого князя Болконско-го. Посещение ими княжны Марьи и разговор с «божьими людьми». Марья сразу хорошо отнеслась к Пьеру. Князь Андрей насмешливо относится к богомольцам, а княжна Марья их защищает. Старушка рассказывает о сиянии от иконы, а Пьер говорит, что это обман.

Рассказ странницы, суждение княжны Марьи о князе Андрее. Она говорит Пьеру, что боится за князя Андрея, ко-торый носит свое горе внутри, в себе. Просит Пьера, чтобы тот уговорил Болконского поехать за границу. Ему нужна де-ятельность, иначе тихая жизнь его погубит. Приезд старого князя. Спор Пьера со старым князем. Пьер доказывает, что настанет время, когда не будет войны. Старый князь оспари-вает это мнение, но не сердится. Дружеские отношения Пье-ра со всем семейством Болконских. Все в этой семье полюби-ли его, даже маленький Николенька пошел к нему на коле-ни. После отъезда Пьера все говорили о нем только хорошее.

Возвращение Николая Ростова в полк. Уже подъезжая к полку, Ростов испытывает те же чувства, что и при подъ-езде домой. Чувство успокоения Ростова после вступление в привычные условия полковой жизни. Он почувствовал, что здесь он дома, под родительским кровом. После про-игрыша Долохову Николай решает служить хорошо, быть отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным чело-веком. Стоянка Павлоградского полка около Бартенштейна. Голод и болезни солдат в Павлоградском полку. От них полк потерял почти половину людей. Солдаты питаются машкиным корнем. И весной среди солдат начинается болезнь, которая проявляется в опухоли ног, рук и лица. Врачи считают, что причиной всему машкин корень. Дружба Ростова с Денисовым. Николай чувствует, что такой друж-бе не в последнюю очередь помогла несчастная любовь Де-нисова к Наташе. Эпизод спасения Николаем от голода ста-рика поляка и его дочери с ребенком. Он привозит семью к себе на квартиру и содержит до тех пор, пока старик не по-правился. Некоторые товарищи говорят, что Ростов хитер: под прикрытием помощи живет с полькой. Ростов вспыхи-вает, дело доходит почти до дуэли. Ростов объясняет Дени-сову, что полька ему как сестра. Денисов восклицает: «Экая дурацкая ваша порода ростовская», подразумевая, конеч-но, отношение Наташи к нему как к брату.

Перемирие между русскими и французами после Фридландского сражения. Поездка Николая Ростова к Денисову в госпиталь. Разговор Николая с доктором. Доктор не пу-скает Ростова в госпиталь, так как там тиф. Ростов спраши-вает о Денисове, доктор говорит, что тот умер, но все же пу-скает Ростова самого поискать друга, может, тот жив. Ро-стов осматривает солдатские палаты. Тяжелое впечатле-ние Ростова при виде больных и раненых. Солдаты лежат на полу, на соломе и шинелях, большая часть в забытьи. Те, которые были в сознании, смотрят на Ростова с прось-бой о помощи и с завистью к чужому здоровью. Среди жи-вых были мертвые, которых не успели убрать. Ростов бы-стрее уходит оттуда.

Глава XVIII Материал с сайта

Ростов в офицерских палатах. Встреча его с раненым Тушиным. Тушину отрезали руку, но он с той же покорно-стью принимает и это событие. Положение раны Денисова. Хоть рана была небольшой и была нанесена шесть недель назад, она не заживала. Чтение Денисовым ответа на бума-гу следственной комиссии по делу с провиантскими чинов-никами. В середине чтения улан советует Денисову просить помилования у государя. Но Денисов поначалу противится, говорит, что он не крал. Но в итоге Денисов решает подать через Ростова просьбу на имя государя о помиловании.

Поездка Ростова по делу Денисова в Тильзит. Тиль-зитское свидание Александра I с Наполеоном. Наполеон подает императору Александру руку, оба они скрываются в палатке. Борис Друбецкой в свите императора. Его успех по службе. Борис состоит при свите государя, два раза он ездит с поручениями к самому государю, так что тот знал его в лицо. Борис становится за своего. Друг Бориса граф Жилинский устраивает для своих знакомых французов ужин. Приход Ростова к Борису во время ужина. Ростов, как и большинство людей в армии, еще не привык к тому, что заключено перемирие и французы теперь друзья. Бо-рис и Жилинский не очень рады приезду Ростова. Разговор Николая с Борисом о деле Денисова. Борис крутит, вертит, видно, что ему не хочется браться за дело Денисова. Ростов говорит, что если тот не хочет, то пусть прямо так и скажет. Борис отвечает, что поможет чем сможет.

Николай Ростов в штатском платье бродит по улицам города. Его мысли о встрече с государем и подаче ему пись-ма Денисова. Николай думает, что Борис не хочет ему помо-гать и не надо, между ними все кончено, но Ростов не уедет, пока не решит с письмом Денисова. Теперь он не упустит случая подойти к самому императору, как это было после Аустерлица. Ростов в приемной императора. Встреча Нико-лая Ростова со знакомым кавалерийским генералом и его просьба передать письмо. Генерал был бывшим начальни-ком Ростова. В эту кампанию он заслужил особую милость государя. Генерал берет письмо Денисова. Выход Алексан-дра I. Восторг Ростова при виде царя. Генерал что-то долго говорит императору. Государь отвечает, что не может, так как закон сильнее его.

Дружеское свидание русского и французского импера-торов. Оба императора на равных общаются друг с другом. Наполеон награждает орденом Почетного легиона солдата-преображенца Лазарева. Батальон французской гвардии дает обед Преображенскому батальону. Николая мучают странные мысли о бесполезности войны, в которой пострада-ло столько людей. Ведь теперь Наполеон — друг Александра, он держит себя высокомерно, его уважает и любит импера-тор. Обед Николая в трактире. Горячая вспышка Ростова по поводу суждений офицеров о мире и о союзе с французами. Офицеры в трактире были недовольны миром. Николай воз-мущается, что солдаты не имеют права рассуждать о решени-ях государя. Но солдаты не согласны с Николаем, им прика-зывают рубиться, они рубятся, а думать не их дело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание война и мир 2 том 2 часть 11-14 главы
  • тильзитский мир война и мир краткое содержание
  • война и мир 1 том краткое содержание по частям и главам
  • в какой главе была встреча пьера с масоном
  • письмо билибина князю андрею

Пьер после объяснения с женой едет в Петербург. В по­ездке он размышляет над тем, что такое жизнь и смерть, какая сила управляет всем на земле. Остановка на стан­ции в Торжке. Мрачные мысли Пьера. Он думает о том, что у него много денег, но они не дают ему счастья, спокой­ствия. Приезд на станцию масона Баздеева. Это был при­земистый, ширококостный, желтый, морщинистый старик с седыми бровями и непонятного цвета глазами. Пьер хочет заговорить с Баздеевым, но тот засыпает. Пьера непреодо­лимо тянет к этому загадочному человеку.

Разговор Баздеева с Пьером. Баздеев первым заговари­вает с Пьером, говоря, что знает о постигшем того несча­стье и желании помочь ему. Пьер интересуется, масон ли Баздеев, и боится, что у них слишком разные взгляды на жизнь, а потому они не поймут друг друга. Пьер признает­ся, что не верит в Бога. Масон говорит, что просто Пьер его не знает и оттого несчастен. Баздеев проповедует масонство. Пьер слушает этого человека и начинает верить, испыты­вая радостное чувство обновления и возвращения к жизни. Пьер просит Баздеева помочь ему, научить его. Масон со­ветует Пьеру по приезду в Петербург посвятить все время уединению, обсуждению самого себя и ни в коем случае не вступать на прежний путь жизни. Пьер свято поверил в воз­можность братства людей, объединенных целью помогать друг другу. Таким он считал теперь масонство.

Пьер в Петербурге. Его уединение и чтение им масон­ских книг. Ему неизвестно, кем была доставлена книга Фомы Кемпийского. Приезд к нему графа Вилларского. Он сообщает Пьеру о том, что его хотят принять в брат­ство масонов ранее срока и он, граф Вилларский, будет его поручителем. Перед тем как ехать, граф спрашивает Пьера, отрекся ли тот от своих прежних убеждений и уве-

ровал ли в Бога. Пьер отвечает, что да. Испытания Пьера и церемония перед вступлением в масонскую ложу. Пьера предупреждают, что он должен с мужеством переносить все, что бы с ним ни случилось. Ему объясняют цели ма­сонства, которые состоят в исправлении человечества и ис­коренении зла любыми способами. Затем Пьеру дают до­бродетели масонов и говорят, что он теперь должен делать, чтобы стать полноправным членом масонов. Он должен обратить внимание на самого себя и искать источник бла­женства в своем сердце.

Заседание масонской ложи по поводу вступления Пьера в масонство. На Пьера вдруг находит сомнение, верно ли он поступает. Но он ужасается этому чувству и вновь верует в братство. На Пьера надевают такой же белый кожаный фартук, как и на других, дают в руки лопату и три пары перчаток. Пьер слушает устав братства. Пьер во всех этих людях видит только братьев. Он хочет отдать в сбор мило­стыни все деньги, которые у него были, но боится показать­ся гордым и дает столько же, сколько и все.

Приезд к Пьеру князя Василия для улаживания его разрыва с Элен. Князь Василий уверяет Пьера в том, что Элен невиновна перед ним. Он предлагает Пьеру написать Элен, чтобы та приехала, и все уладилось, в противном слу­чае, угрожает Василий, Пьер может очень сильно постра­дать. Пьер чувствует, что не может противостоять Василию, но в то же время он понимает, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Пьер вы­гоняет князя Василия. Отъезд Пьера в свои имения. Масо­ны дают Пьеру письма к братьям в Одессе и Киеве, которые будут руководить Пьером в его новой жизни.

Осуждение Пьера светским обществом за разрыв с же­ной и радушный прием Элен по возвращении ее в Петербург. Пьера обвиняли в том, что он «бестолковый ревнивец, под­верженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец». Элен приняла такую позицию, что муж, по­сланный ей Богом, — это ее крест, и она, не жалуясь, будет переносить свое несчастье. Вечер Анны Павловны Шерер в конце 1806 г. Анна Павловна собрала у себя сливки на­стоящего хорошего общества, на котором «угощала» всех Борисом Друбецким. Приезд на вечер Бориса Друбецкого. Его характеристика. Он теперь состоит адъютантом при очень важном лице. Он не богат, но все свои деньги употре­бляет на то, чтобы быть хорошо одетым и ездить в лучших экипажах. Сближается он только с теми людьми, которые были бы ему полезны. О Наташе и своем детстве в ее доме он вспоминает с неприязнью и никогда там не бывает. Борис присоединился к обществу и рассказал много интересного о войске, о дворе и др. Внимание Элен к рассказу Бориса. Она приглашает Бориса посетить ее.

Рассказ Ипполитом Курагиным шутки о прусском ко­роле, в которой были слова: «Мы напрасно воюем за прус­ского короля». Разговор о наградах. Спор о том, является ли табакерка с портретом наградой. По окончании вечера Элен еще раз приглашает Друбецкого к себе. Сближение Бо­риса с Элен.

Глава VIII.

Деятельность старого князя Болконского в качестве главнокомандующего по ополчению. Он выполняет свои обязанности строго и даже жестоко, доходя до всех мело­чей. Жизнь князя Андрея после кампании 1805 г. Теперь он большую часть времени проводит в Богучарове, части имения Болконских, которое ему определил отец. Он реша­ет никогда больше не служить и принимает должность под начальством отца по сбору ополчения. Болезнь маленького Николушки. Мальчик несколько дней находится в бреду, и князь Андрей с княжной Марьей всеми средствами ста­раются его вылечить. Князь Андрей и княжна Марья в дет­ской. Письмо старого князя сыну. Он приказывает сыну скакать в Корчев за провиантом.

Письмо Билибина к князю Андрею о кампании 1806 г. Он пишет, что Наполеон разбил пруссаков и поселился в Потсдамском дворце. Русские вовлечены в войну на сво­ей же границе, причем за прусского короля. У русских нет главнокомандующего. Появляются мародеры, которые ухудшают положение России. Кризис в болезни Николушки и радость князя Андрея. Кризис прошел, хотя Болкон­ский боялся, что потеряет мальчика. Князь Андрей решает, что все, что ему теперь осталось, — это сын.

Пьер в Киеве. Вызов им всех управляющих имениями и объяснение своего намерения освободить крестьян от кре­постной зависимости. Женщины и дети не будут больше по­сылаться на работы, наказания будут не телесные, а увеще­вательные, должны быть учреждены больницы, приюты, школы. Бюджет Пьера. Пьер чувствует, что он сейчас менее богат, чем когда получал наследство. Его занятия с главно­управляющим делами. Он не имел той цепкости, которая позволила бы взяться за дела, а потому Пьер только дела­ет вид, что занят делом. Рассеянная жизнь Пьера в Киеве. В Киеве нашлось много знакомых, и жизнь Пьера опять протекает между вечерами, балами, обедами, ужинами. Пьер весною 1807 г. объезжает свои имения. Управляющий Пьера, считающий, что освобождение крестьян принесет только убытки, приостановил его выполнять, но приказал лишь построить школы и больницы и устроить встречи Пьера. Встречи Пьера с крестьянами, устроенные главно­управляющим. Народ во всех имениях представлялся Пье­ру трогательным и благодарным. Наивное восхищение Пье­ра от сделанного им для крестьян добра. Пьер не знал, как на самом деле тяжело живется народу.

Пьер в Богучарове у Болконского. Пьера поражает скромность того маленького домика, в котором теперь жи­вет князь Андрей. Его встреча с князем Андреем. Проис­шедшая перемена с князем Андреем также поражает Пье-

ра. У него был потухший, мертвый взгляд, в котором была сосредоточенность и убитость и которому князь Андрей, как ни старался, не мог придать блеска. Задушевный раз­говор Пьера с Андреем о жизни и назначении человека. Пьер говорит, что понял, что счастье — это жить для дру­гих. Князь Андрей возражает, что жить надо для себя, избе­гая двух зол: угрызения совести и болезни. Надо дожить до смерти, никому не мешая, — таково предназначение чело­века. Пьер ни за что не захотел согласиться с Болконским.

Болконский говорит, что мысли Пьера похожи на мыс­ли княжны Марьи, и хочет их познакомить. Поездка князя Андрея и Пьера в Лысые Горы. Пьер излагает князю Ан­дрею масонство. Он говорит о том, что масонство не секта, а «лучшее, единственное выражение лучших, вечных сто­рон человечества». Разговор друзей на пароме. Пьер стара­ется убедить Андрея в существовании Бога и вечной жиз­ни. Надо верить, что мы живем не только сейчас, а жили всегда, и будем жить вечно. «Да, коли бы это было так!» — восклицает Болконский. Он не понял, что с этой встречи на пароме в нем началась перемена к тому лучшему, что жило и нем и о чем он не догадывался.

Глава XIII.

Князь Андрей и Пьер в Лысых Горах. На заднем крыль­це при их подъезде происходит сумятица: оттуда выбега­ют «божьи» люди, которых принимает княжна Марья. Они принимают Пьера и Андрея за старого князя Болконско­го. Посещение ими княжны Марьи и разговор с «божьими людьми». Марья сразу хорошо отнеслась к Пьеру. Князь Андрей насмешливо относится к богомольцам, а княжна Марья их защищает. Старушка рассказывает о сиянии от иконы, а Пьер говорит, что это обман.

Рассказ странницы, суждение княжны Марьи о князе Андрее. Она говорит Пьеру, что боится за князя Андрея, ко­торый носит свое горе внутри, в себе. Просит Пьера, чтобы

тот уговорил Болконского поехать за границу. Ему нужна де­ятельность, иначе тихая жизнь его погубит. Приезд старого князя. Спор Пьера со старым князем. Пьер доказывает, что настанет время, когда не будет войны. Старый князь оспари­вает это мнение, но не сердится. Дружеские отношения Пье­ра со всем семейством Болконских. Все в этой семье полюби­ли его, даже маленький Николенька пошел к нему на коле­ни. После отъезда Пьера все говорили о нем только хорошее.

Возвращение Николая Ростова в полк. Уже подъезжая к полку, Ростов испытывает те же чувства, что и при подъ­езде домой. Чувство успокоения Ростова после вступление в привычные условия полковой жизни. Он почувствовал, что здесь он дома, под родительским кровом. После про­игрыша Долохову Николай решает служить хорошо, быть отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным чело­веком. Стоянка Павлоградского полка около Бартенштейна. Голод и болезни солдат в Павлоградском полку. От них полк потерял почти половину людей. Солдаты питаются машкиным корнем. И весной среди солдат начинается болезнь, которая проявляется в опухоли ног, рук и лица. Врачи считают, что причиной всему машкин корень. Дружба Ростова с Денисовым. Николай чувствует, что такой друж­бе не в последнюю очередь помогла несчастная любовь Де­нисова к Наташе. Эпизод спасения Николаем от голода ста­рика поляка и его дочери с ребенком. Он привозит семью к себе на квартиру и содержит до тех пор, пока старик не по­правился. Некоторые товарищи говорят, что Ростов хитер: под прикрытием помощи живет с полькой. Ростов вспыхи­вает, дело доходит почти до дуэли. Ростов объясняет Дени­сову, что полька ему как сестра. Денисов восклицает: «Экая дурацкая ваша порода ростовская», подразумевая, конеч­но, отношение Наташи к нему как к брату.

Денисов и Ростов со своим полком на аванпостах. Офи­церская землянка. Денисов силой отбивает у своих транс­порт продовольствия, предназначенный для пехотного пол-

Глава XVII.

Перемирие между русскими и французами после Фридландского сражения. Поездка Николая Ростова к Денисову в госпиталь. Разговор Николая с доктором. Доктор не пу­скает Ростова в госпиталь, так как там тиф. Ростов спраши­вает о Денисове, доктор говорит, что тот умер, но все же пу­скает Ростова самого поискать друга, может, тот жив. Ро­стов осматривает солдатские палаты. Тяжелое впечатле­ние Ростова при виде больных и раненых. Солдаты лежат на полу, на соломе и шинелях, большая часть в забытьи. Те, которые были в сознании, смотрят на Ростова с прось­бой о помощи и с завистью к чужому здоровью. Среди жи­вых были мертвые, которых не успели убрать. Ростов бы­стрее уходит оттуда.

Глава XVIII.

Ростов в офицерских палатах. Встреча его с раненым Тушиным. Тушину отрезали руку, но он с той же покорно­стью принимает и это событие. Положение раны Денисова. Хоть рана была небольшой и была нанесена шесть недель назад, она не заживала. Чтение Денисовым ответа на бума­

гу следственной комиссии по делу с провиантскими чинов­никами. В середине чтения улан советует Денисову просить помилования у государя. Но Денисов поначалу противится, говорит, что он не крал. Но в итоге Денисов решает подать через Ростова просьбу на имя государя о помиловании.

Поездка Ростова по делу Денисова в Тильзит. Тиль­зитское свидание Александра I с Наполеоном. Наполеон подает императору Александру руку, оба они скрываются в палатке. Борис Друбецкой в свите императора. Его успех по службе. Борис состоит при свите государя, два раза он ездит с поручениями к самому государю, так что тот знал его в лицо. Борис становится за своего. Друг Бориса граф Жилинский устраивает для своих знакомых французов ужин. Приход Ростова к Борису во время ужина. Ростов, как и большинство людей в армии, еще не привык к тому, что заключено перемирие и французы теперь друзья. Бо­рис и Жилинский не очень рады приезду Ростова. Разговор Николая с Борисом о деле Денисова. Борис крутит, вертит, видно, что ему не хочется браться за дело Денисова. Ростов говорит, что если тот не хочет, то пусть прямо так и скажет. Борис отвечает, что поможет чем сможет.

Николай Ростов в штатском платье бродит по улицам города. Его мысли о встрече с государем и подаче ему пись­ма Денисова. Николай думает, что Борис не хочет ему помо­гать и не надо, между ними все кончено, но Ростов не уедет, пока не решит с письмом Денисова. Теперь он не упустит случая подойти к самому императору, как это было после Аустерлица. Ростов в приемной императора. Встреча Нико­лая Ростова со знакомым кавалерийским генералом и его просьба передать письмо. Генерал был бывшим начальни­ком Ростова. В эту кампанию он заслужил особую милость государя. Генерал берет письмо Денисова. Выход Алексан­дра I. Восторг Ростова при виде царя. Генерал что-то долго говорит императору. Государь отвечает, что не может, так как закон сильнее его.

Дружеское свидание русского и французского импера­торов. Оба императора на равных общаются друг с другом. Наполеон награждает орденом Почетного легиона солдата-преображенца Лазарева. Батальон французской гвардии дает обед Преображенскому батальону. Николая мучают странные мысли о бесполезности войны, в которой пострада­ло столько людей. Ведь теперь Наполеон — друг Александра, он держит себя высокомерно, его уважает и любит импера­тор. Обед Николая в трактире. Горячая вспышка Ростова по поводу суждений офицеров о мире и о союзе с французами. Офицеры в трактире были недовольны миром. Николай воз­мущается, что солдаты не имеют права рассуждать о решени­ях государя. Но солдаты не согласны с Николаем, им прика­зывают рубиться, они рубятся, а думать не их дело.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • война и мир 2 том краткое содержание по главам
  • Краткое содержание ВОйна и мир
  • краткое содержание война и мир 2 том по главам
  • война и мир 2 том 2 часть краткое содержание по главам
  • война и мир 2 том 2 часть краткое содержание

Бородинское сражениекульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого «Война и мир». Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению писателя, помогло русскому народу победить Наполеона. Именно в описании Бородино проявилась точка зрения Толстого на войну вообще, на ход истории, ее движущие силы.

Разговор двух любимых героев писателя – Пьера Безухова и Андрея Болконского – предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе.

Князь Андрей вечером 24 августа, за день до Бородинской битвы, встречает Безухова в расположении своего полка. Мы помним, что Пьер решил присоединиться к русским войскам, чтобы быть в центре событий, быть причастным к тому великому, что происходило вокруг. Поэтому Безухов тоже находился среди русских войск.

Но Болконский, увидев своего старого друга, к которому испытывал искреннюю привязанность, совершенно не обрадовался. Больше того, ему было неприятно появление Пьера: он напоминал ему о Москве и обо всем том, что произошло в жизни князя Андрея в последнее время. Именно поэтому герой так неприветливо встретил Пьера и не захотел побеседовать с ним наедине.

Первая половин разговора двух друзей происходила в присутствии еще нескольких офицеров, среди которых был и капитан Тимохин. Конечно, общая беседа вертелась вокруг войны с Наполеоном, предстоящей битвы, назначения Кутузова на пост главнокомандующего. В присутствии Пьера, этого совершенно невоенного человека, казавшегося совершенно лишним в такой обстановке, офицеры чувствовали себя скованно. Говорил в основном робкий и стеснительный капитан Тимохин.

Разговор коснулся назначения Кутузова и смещения Барклая де Толли. Князь Андрей был очень рад таким перестановкам, так же, как и другие офицеры. Уже здесь начинает звучать тема патриотизма, той скрытой любви к родине, которая живет в каждом русском человеке. И если Барклай действует умом и не переживает всем своим существом за исход битвы, то Кутузов, может быть, не такой искусный полководец, всем сердцем со своим народом, страной, солдатами. Именно поэтому преимущество на его стороне.

В этом эпизоде раскрывается взгляд Толстого на силы, влияющие на ход военных действий. Если Пьер смотрит на войну лишь с точки зрения теоретика и человека постороннего, то Болконский видит ее изнутри. Он прекрасно понимает, что исход сражения нельзя просчитать, потому что «на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна». Отчего же зависит успех на войне. По мнению князя Андрея, исключительно «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

Болконский приводит в пример сражение под Аустерлицем. Он считает, что русские потерпели там поражение, потому что не настроились должным образом, не дали себе установку выиграть. Так произошло, потому что им не за что было бороться, русские люди не чувствовали кровной заинтересованности в победе при Аустерлице. Теперь все иначе. И именно от простых рядовых солдат будет зависеть исход сражения.

По мнению князя Андрея, военные начальники никоим образом не могут изменить или повлиять на исход битвы. Вся их суета и приготовления - не больше, чем «забава», «ребячество», по мнению героя. Больше того, они своей суетой лишь мешают общему ходу дел, потому что заняты только собой и своими интересами. Руководство, по большей части, стремится извлечь для себя выгоду, получить лишний крестик или похвалу императора. Кроме этого, мало кого что интересует.

В отличие от них, простой народ понимает значение предстоящей битвы. Тимохин говорит, что его солдаты даже отказались пить водку – «не такой день, говорят».

Когда друзья остались один на один, Болконский выразил уверенность, что предстоящее сражение будет выиграно. Между этими героями начался более теплый и откровенный разговор. В нем князь Андрей выразил свое истинное отношение к войне (здесь его мысли близки мыслям самого Толстого). Этот герой считает войну грязным и кровавым делом. Поэтому ею нужно «заниматься» серьезно, а не играть, как это любят делать люди.

Почему-то военное сословие считается одним из самых уважаемых в обществе. А если разобраться, то за что уважать людей, считающих своим делом убийство невинных людей, кровопролитие? По мнению Толстого, люди слишком легко и беспечно относятся к войне, поводом к ней может послужить любой пустяк. А ведь это в корне неверно. Над этим начинает серьезно задумываться князь Андрей, и Пьер с ним соглашается.

Важно, что герои чувствуют, что эта их встреча – последняя. Так, впрочем, и случилось. Каждый ушел после этого разговора со своими мыслями, раздумьями, в преддверии важного события, свидетелями которого они должны были стать.

Таким образом, данный эпизод играет важную роль в романе. Из него мы узнаем концепцию самого писателя относительно войны вообще, сил, влияющих на победу и т.д. Кроме того, мысли, звучащие из уст Болконского и Безухова, характеризуют их как истинно русских людей, в критический момент оказавшихся вместе со своей Родиной.

Основной философский конфликт возникает между двумя главными героями романа - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт невозможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо действительное столкновение мнений, и в книгу вводится диалог - разговор двух героев. С самого начала проводится параллель: князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь, разная судьба, но они очень близки друг другу. Возникает ассоциация, основывающаяся на именах апостолов-братьев Петра и Андрея. Петр принес христианство в Европу, а Андрей - на Русь. Столкновение “западного” Петра и “восточного” Андрея и показывает автор.

Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера в салоне Анны Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фразами, но мы видим, какие близкие, дружеские отношения связывают их по мягкой улыбке князя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позднее, когда, покинув салон, друзья могут освободиться от условностей, раскрыть свою душу. Но философский диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе.

Между первым и вторым диалогом проходит не так много времени, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых героев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонством, ему кажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла мире быть несчастным.

Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей допускает разделение на “хороших” и “плохих”, на тех, кого можно убивать и кого нельзя. Пьер испуган этими страшными словами, напоминающими нам теорию Раскольникова о “крови по совести”. Диалог о зле и счастье - один из самых важных морально-этических моментов произведения. В разговоре с Пьером князь Андрей утверждает, что никогда больше не будет служить в русской армии. Таким образом, разговоров Богучарове играет значительную композиционную роль и служит для дальнейшего развития сюжета, но важнее внутренний, философский смысл этого диалога. В любом диалоге можно лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю Андрею необходимо выговориться, он должен излить тяжелые свои думы, чтобы разобраться в себе, а для Пьера это проверка твердости его масонских идей.

Монолог Пьера значителен как часть его философского миросозерцания и как часть философии самого Толстого, но Андрей почти не слушает его. До философских откровений надо дойти самому, и никто словами не сможет передать суть учения, откровения. Но слова Пьера о Боге, об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея. Он вслушивается в смысл слов Пьера, вникает в него, но видит дальше, глубже масонской философии. Слова Пьера открывают ему собственный новый путь. Вновь князь Андрей смотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в которое он смотрел на поле Аустерлица, и опять на него нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания.

Следующая, малозначащая встреча героев происходит на балу в Петербурге, первом балу Наташи: Пьер просит князя Андрея пригласить на танец Ростову.

Последняя встреча князя Андрея с Пьером происходит накануне Бородинского сражения. Андрей боится остаться наедине с Пьером - он чувствует, что ему не суждено жить. Чувствует это и Пьер. Вновь разговор идет об убийстве - о войне, о философии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что завтра они победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но именно в Бородинском сражении князь Андрей не делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер духовно помогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между князем Андреем и Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием, он призывает обратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пытается принести пользу своей армии. Он думает, что может сделать добро для России, занимаясь политикой и т. п. Князь Андрей надеется добиться гармонии через внутренний мир. Если он будет счастлив, если будет счастлива его семья и если каждый будет думать о личном благе, то мир, наконец, достигнет гармонии.

Пьер, несмотря на свою нелюбовь к внешней деятельности, занимается общественными делами и т. п. Но мы так и не получаем ответа, какой путь истинен.

После смерти князя Андрея диалог его с Пьером не прекращается. Пьер вспоминает Болконского и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует и его сын Николенька, который внутренне часто обращается к отцу и, вероятно, продолжит его духовный поиск.