«Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М

«Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.

Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».

В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин. « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин, отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Заключение.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

Сочинение

Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф. М. Достоевского — «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков — Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа — Алеша Карамазов.

Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу — от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой — он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать».

Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению — Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то — отталкивая.

В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок — по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно — смертельно — заболел.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит?

Коля обладает хорошими задатками — он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм.

Мне очень жаль Илюшу и собаку, которую он чуть не убил, послушавшись совета подлого Смердякова. Действительно, мнение взрослых людей играет огромную роль в жизни подростков. Как важно, чтобы советы старших были мудрыми и правильными, ведь от них во многом зависит судьба детей, судьба всего общества в целом. Главы «Мальчики», как мне кажется, как раз об этом.

Другие сочинения по этому произведению

«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Братья Карамазовы Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Значение эпиграфа романа «Братья Карамазовы» Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы» Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).

Форма урока. Урок-диалог.

Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

Сформировать навык характеристики героя;

Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока

2. Работа с эпиграфом 1.

Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.

В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

(Тема детства, роли детей в жизни человека).

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок , что листок надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.

О чем же писал Достоевский?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)

3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

(Путь до Илюшиного камня.)

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)

4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;

Открытие радости, светлых чувств и переживаний,

Осознание прощения, счастья прощения и любви)

Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?

(Такие детали портрета мальчика…

… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Камень

Познание истины, которая «пришибла» мальчика,

Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

5. Характеристика образа Коли Красоткина.

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)

6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

Нужно ли участие старших в делах детей?

7. Подведение итогов.

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)

Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

…и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)

8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».


И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту.
И.А. Бунин

Я за то, чтобы писать обо всем… если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.
Г. Троепольский

Цель: в процессе знакомства с рассказом “Мальчики” показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления

Задачи: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; показать, что даже самое горестное в жизни человека имеет совершенно неожиданное преображение; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунки учащихся; карточки; плакат с толкованием понятий “добро”, “зло”, “сострадание”; тексты.

Ход урока

Учитель . Когда человек рождается, он горько плачет. А все вокруг смеются. Говорят, нужно прожить жизнь так, чтобы, когда ты умирал, все вокруг плакали, а ты смеялся.

Человек приходит в этот мир со своим характером, индивидуальностью, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому мы и повторяем слова Библии: “Будьте как дети”, призывая к добру, открытости, бескорыстию.

Для чего же, по-вашему, рождается человек на земле?(Звучат разные ответы детей.)

Сколько людей, столько и мнений.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

Тема нескольких наших уроков звучит так: “Горестный мир и его неожиданное преображение”. Но прежде мне хотелось бы напомнить вам о том, что в русской литературе есть три сюжета, объединенных одним образом страдающего ребенка. Пушкинский “Борис Годунов”, “Царь Федор Иоаннович” А.К. Толстого и роман “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, главы из которого выступают под общим названием “Мальчики”.

Читая эти главы, мы видим, что писатель дает и внешние черты героев, и приметы их внутренней жизни, душевные переживания. Найдите эти приметы в портрете “мальчика за канавкой”. О чем они говорят вдумчивому читателю?

Достоевский постепенно приближает к нам Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.

– Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях Илюшечки ведется от имени отца?

– Какие моменты в этом рассказе раскрыли для вас силу страданий Илюшечки?

У постели смертельно больного Илюши собрались его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел друг Илющи, Коля Красоткин, последнее время находившийся с ним в ссоре.

– Какое впечатление сложилось у вас о Коле Красоткине? Почему он притягивает к себе товарищей?

– Что нового для вас в историю Илюшечки Снегирева привнесло происшествие с Жучкой? Осуждаете ли вы мальчика или сочувствуете ему?

– Какие новые стороны характера Илюшечки приоткрыл рассказ Коли?

(Работа ученика по карточке №1.)

  1. Прочти выразительно.
  2. Как соотносятся слова Евангелия в эпиграфе к роману со смыслом произведения:
    Истинно, истинно говорю вам:если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется пшеничное зерно; а если умрет, то принесет много плода.
    Евангелие от Ионанна, Гл.XII,24

Учитель . “В знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного штабс-калитана Снегирева, было в эту минуту и душно и тесно от многочисленной набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши…” - так начинается глава “У Илюшиной постельки”.

О чем заставляет задуматься эта глава?

Почему то, что пережили дети в трагической истории Илюши, Алеша назвал не тяжелым, а “прекрасным”, “святым”, “хорошим” воспоминанием?

(Прослушивание ответа ученика на вопрос карточки №1.)

– Как вы думаете, почему дети поддаются нравственному влиянию Алеши? Какую роль сыграл он в жизни мальчиков?

Учитель (после ответов учащихся).

“Это юноша честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силою души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью”, - эти слова не вошли в текст рассказа “Мальчики”, но, может быть, вы когда-нибудь прочитаете их в романе “Братья Карамазовы”.

Речью Алеши у <Илюшиного камушка” заканчивается не только повествование о мальчиках, но весь роман. Это заключительная страница книги. А если учесть, что “Братья Карамазовы” - последнее произведение Ф.М. Достоевского, то речь Алеши - последние слова писателя, обращенные к нам. Устами своего любимого героя Алеши Карамазова он выражает и собственные дорогие ему мысли.

Послушаем еще раз эту речь и подумаем: каким отношением к детям она пронизана? Найдите слова, которые непосредственно передают это отношение. С этой речью перекликается стихотворение А. Михайлова “Дети, любите друг друга” (1882 г.).

(Чтение стихотворения ученицей.)

Дети, любите друг друга.
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь нелегко того сгубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною, плотною ратью;
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род.

(Работа ученика с карточкой №2.)

  1. Прочти выразительно.
  2. Объясни, как ты понимаешь эти слова: “Возможно, некоторые читатели и поплачут над этой книгой. Но ведь и смеяться по-настоящему не может тот, кто не умеет сочувствовать людям. Смех - это не просто беспечальность. Если человек умеет смеяться только как беспечальный тупица, то это не добрый, а черствый человек”. (С. В. Михалков)

Учитель . Мы поговорили о горестных страницах в творчестве Достоевского. Но вторая часть темы “Горестный мир” звучит так: “… и его неожиданное преображение”

В чем же состоит это преображение?

(После ответов учащихся учитель уточняет: преображение состоит в сохранении атмосферы детства. Это человеческая память, которая удерживает в сознании светлое начало жизни, первые впечатления.)

(Прослушивание ответа на вопросы карточки №2.)

Учитель . В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое - укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”.

К сожалению, число “горестных страниц” в жизни нашего общества не уменьшается. Брошенные или беспризорные дети, растущие в нищете - это укор всем нам, а поэтому нужно делать все, чтобы мир вокруг нас преображался.