Романтизм герой. Романтизм в России — характерные черты стиля и периода

Романтизм герой. Романтизм в России — характерные черты стиля и периода
Романтизм герой. Романтизм в России — характерные черты стиля и периода

Наверное, самый распространённый способ создания романтического героя – это типизация – то есть такие черты, которыми может обладать любой романтический герой. Этому оригинальному характеру удаётся выделяться из всех остальных.

Также характер романтического героя отличается от прочих своей внутренней силой, целостностью, сосредоточенностью на жизненной идее, страстью борьбы. Главное в таком характере – это безграничная любовь к свободе, во имя которой герой способен бросить вызов даже всему миру.

Романтический характер строится по контрасту с обыкновенными, обывательскими характерами, и обязательно вступает с ними в борьбу. Романтический герой зачастую очень одинок. Он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину, и в большинстве случаев увлекает за собой других.

Романтическому характеру соответствуют исключительные обстоятельства, в которых он раскрывается в полной мере. В данном характере используется – психологизм – средство углубления во внутренний мир героя.

Многие писатели довольно часто используют пейзаж, как средство характеристики героя.

Море – любимый пейзаж романтиков. А язык романтических произведений необычайно богат и разнообразен, в нём чаще всего используются яркие тропы – слова в переносном значении.

Романтический герой весьма сильная личность, которая практически во всех случаях является победителем, спасателем, одним словом, героем.

Глоссарий:

– характеристика романтического героя

– романтический характер

– какими чертами характера должен обладать романтический герой

– особенности романтического героя

– черты романтического героя


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и...
  2. Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лер­монтовым в 1839 году и в первоначальном вари­анте имела название “Бэри”, что в переводе с гру­зинского означает “монах”. Впоследствии...
  3. Образ женщины во все времена считался двигателем творчества. Женщина – муза, творческий вдохновитель поэтов, художников, скульпторов. Мужчины развязывали войны ради любимых женщин, устраивали дуэли. Женщинами...
  4. Между светом и тьмой: особенности женского характера в очерке Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. В своем сочинении отметьте, что главная героиня очерка Н.С. Лес­кова, созданного в...

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 - первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Три типа романтического героя.

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью.

Возникновение романтизма. Романтизм возник в конце 18 века. Родина романтизма – Германия, зародившаяся эстетика дала миру ряд философов: Ф. Шеллинг, Фихте, Кант. Немецкий романтизм оказал решающее влияние на все виды искусства: балет, живопись, литература, садово-парковое искусство. Очень многие романтики были лингвистами, язык интересовал их как выражение духа нации, выражение мыслей и чувств. Романтизм описывает яркий, исключительный сюжет, возвышенные страсти, чувства, любовную интригу.

Романтизм обладает своим способом типизации. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтики изображают человеческие качества на отлете от обыденного. С зарождения романтизма происходит воскрешение телепатии, парапсихологии. Рождение романтизма – кризис рациональной эстетики. Появляется новая типология героя. Эти типы стали вечными. .

Первый тип героя. 1 . Герой – странник, беглец, скиталец (его создал Байрон, он был у Пушкина (Алеко),.. Странничество не географическое, а духовное, внутренняя миграция, поиск неизведанного. Поиск высшей истины. Странничество – это метафора устремленности в неизведанное, вечного поиска, томления по бесконечному, это томление ведет к отчуждению от общества, противопоставлению себя окружающим, миру, Богу.

Этот тип героя породил вечные образы. Образ моря…(неспокойность, метания…)

Образ дороги …

Дон Кихот – странник, который всегда ищет и не может найти.

Образ ускользающего горизонта.

Второй тип героя Странный чудак, фантазер, не от мира сего. Ему свойственна детская наивность, житейская неприспособленность, на земле он не дома, а в гостях. (Одоевский «Городок в табакерке», Погорельский, Достоевский).

Третий тип героя Герой – художник, поэт с большой буквы. Художник – это не только профессия, а состояние души. Творчество у романтиков, кто главный творец? – Бог. Романтики его называют космическим художником, для них поэзия – это откровение. Они решили, что творение мира не завершено, и дело Творца должен продолжить поэт. Они подняли поэта на такую высоту… И дали начало символизма.

Видения, галлюцинации, сны порождали творчество. Романтики создали биографию Рафаэля. Статья Жуковского о том, как он писал картину Мадонна. «Он долго томился этим образом, но он не получался на полотне. Рафаэль уснул, и было видение. Он увидел этот образ, проснулся и написал. Поэт – духовный подвижник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

ТРИ ДНЯ «ЖИЗНИ» ГЕРОЯ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока:1. Усвоение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.2. Формирование умения сбора материала о герое литературно­го произведения.3. Формирование умения выразительного ч...

Нравственный пафос романтиков был связан, в первую очередь, с утвер­ждением ценности личности, что воплотилось и в образах романтических героев. Первый, наиболее яркий тип - это герой одиночка, герой-изгой, которого принято называть байроническим героем. Противопоставление поэта толпе, героя - черни, индивидуума - обществу, не понимающему и преследующему его, - характерная черта романтической литературы.

О таком герое Е.Кожина писала: «Человек романтического поколения, свидетель кровопроли­тий, жестокости, трагических судеб людей и целых народов, рву­щийся к яркому и героическому, но заранее парализованный жал­кой действительностью, из ненависти к буржуа возводящий на пьедестал рыцарей средневековья и еще острее сознающий перед их монолитными фигурами собственную раздвоенность, ущербность и неустойчивость, человек, который гордится своим «я», потому что только оно выделяет его из среды мещан, и в то же время тяготится им, человек, соединяющий в себе протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и пессимизм, и нерастраченную энергию, и страстный лиризм,- этот человек присутствует во всех роман­тических полотнах 1820-х годов».

Головокружительная смена событий воодушевляла, рождала надежды на перемены, будила мечты, но порой и приводила в отчаяние. Провозглашенные революцией лозунги Свободы, Равенства и Братства открывали простор человеческому духу. Однако очень скоро стало ясно, что эти принципы неосуществимы. Породив небывалые надежды, революция не оправдала их. Рано обнаружилось, что полученная свобода несла не только добро. Она проявлялась также и в жестоком и хищническом индивидуализме. Послереволюционные порядки менее всего походили на то царство разума, о котором мечтали мыслители и писатели Просвещения. Катаклизмы эпохи повлияли на умонастроение всего романтического поколения. Настроение романтиков постоянно колеблется между восторгом и отчаянием, воодушевлением и разочарованием, пламенным энтузиазмом и поистине мировой скорбью. Чувство абсолютной и безграничной свободы личности соседствует с осознанием ее трагической незащищенности.

С. Франк писал, что «ХIХ век открывается чувством «мировой скорби». В мироощущении Байрона, Леопарди, Альфреда Мюссе - у нас в России у Лермонтова, Баратынского, Тютчева - в пессимистической философии Шопенгауэра, в трагической музыке Бетховена, в жуткой фантастике Гофмана, в грустной иронии Гейне - звучит новое сознание сиротства человека в мире, трагической неосуществимости его надежд, безнадежного противоречия между интимными потребностями и упованиями человеческого сердца и космическими и социальными условиями человеческого существования».

Действительно, разве не говорит о пессимизме своих взглядов сам Шопенгауэр, учение которого окрашено в мрачные тона, и который постоянно говорит о том, что мир наполнен злом, бессмысленностью, несчастьем, что жизнь – это страдание: «Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление. Ибо нелепо допустить, чтобы бесконечное, истекающее из существенных нужд жизни страдание, которым переполнен мир, было бесцельно и чисто случайно. Хотя каждое отдельное несчастие и представляется исключением, но несчастие вообще – есть правило».

Жизнь человеческого духа у романтиков противопоставляется низменности материального бытия. Из ощущения его неблагополучия рождался культ неповторимой индивидуальной личности. Она воспринималась как единственная опора и как единственная точка отсчета жизненных ценностей. Человеческая индивидуальность мыслилась как абсолютно самоценное начало, вырванное из окружающего мира и во многом противопоставленное ему.

Героем романтической литературы становится личность, оторвавшаяся от старых связей, утверждающая свою абсолютную непохожесть на всех других. Уже в силу этого она исключительна. Романтические художники, как правило, избегали изображать обыкновенных и заурядных людей. В качестве главных действующих лиц в их художественном творчестве выступают одинокие мечтатели, гениальные художники, пророки, личности, наделенные глубокими страстями, титанической силой чувств. Они могут быть злодеями, но никогда - посредственностями. Чаще всего они наделены мятежным сознанием.

Градации несогласия с мироустройством у таких героев могут быть разными: от мятежной неуспокоенности Рене в одноименном романе Шатобриана до тотального разочарования в людях, разуме и миропорядке, свойственных многим героям Байрона. Романтический герой всегда пребывает в состоянии некоего духовного предела. Его чувства обострены. Контуры личности определены страстностью натуры, неуемностью желаний и устремлений. Романтическая личность исключительна уже в силу своей изначальной природы и поэтому совершенно индивидуальна.

Исключительная самоценность индивидуальности не допускала даже мысли о ее зависимости от окружающих обстоятельств. Исходной точкой романтического конфликта является стремление личности к полной независимости, утверждение примата свободной воли над необходимостью. Открытие самоценности личности было художественным завоеванием романтизма. Но оно вело к эстетизации индивидуальности. Сама незаурядность личности уже становилась предметом эстетического восхищения. Вырываясь из окружения, романтический герой мог порой проявлять себя в нарушении запретов, в индивидуализме и эгоизме, а то и просто в преступлениях (Манфред, Корсар или Каин у Байрона). Этическое и эстетическое в оценке личности могли не совпадать. В этом романтики сильно отличались от просветителей, у которых, напротив, в оценке героя этическое и эстетическое начала полностью сливались.



Просветителями XVIII века было создано немало положительных ге­роев, являвшихся носителями высоких моральных ценностей, воплощавших, по их мнению, разум и естественные нормы. Так, символом нового, «естественного», рационального героя стали Робинзон Крузо Д.Дефо и Гулливер Джонатана Свифта. Безусловно, подлинный герой Просвещения – это гетевский Фауст.

Романтический же герой - это не просто положительный герой, он даже не всегда является положительным, романтический герой - это герой, отражающий тоску поэта по идеалу. Ведь вопрос о том, является ли положительным или отрицательным Демон у Лермонтова, Конрад в «Корсаре» Байрона совершенно не возникает - они величественны, заключая в своем облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. Романтический герой, как писал В. Г. Белинский, - это «личность, опершаяся на самое себя», личность, противопоставляющая себя всему окружающему миру .

Примером романтического героя является Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное». Личная судьба Жюльена Сореля сложилась в тесной зависи­мости от этой смены исторической погоды. Из прошлого он заимству­ет свой внутренний кодекс чести, настоящее обрекает его на бесчестие. По своим задаткам «человек 93-го года», поклонник революционеров и Наполеона, он «опоздал родиться». Миновала пора, когда положение завоевывали личной доблестью, отвагой, умом. Ныне плебею для «охоты за счастьем» предлагается единственное подспорье, которое в ходу у детей безвременья: расчетливо-лицемерное благоче­стие. Цвет удачи переменился, как при повороте рулетки: сегодня, чтобы выиграть, надо ставить не на красное, а на черное. И юноша, одержимый мечтой о славе, поставлен перед выбором: либо сгинуть в безвестности, либо попробовать самоутвердиться, подладившись к сво­ему веку, надев «мундир по времени» - сутану. Он отворачивается от друзей и служит тем, кого в душе презирает; безбожник, он при­кидывается святошей; поклонник якобинцев-пытается проникнуть в круг аристократов; будучи наделен острым умом, поддакивает глуп­цам. Поняв, что «каждый за себя в этой пустыне эгоизма, именуемой жизнью», он ринулся в схватку в расчете победить навязанным ему оружием.

И все-таки Сорель, встав на путь приспособления, не сделался до конца приспособленцем; избрав способы завоевать счастье, принятые всеми вокруг, он не разделил вполне ихмораль. И дело здесь не про­сто в том, что одаренный юноша неизмеримо умнее, чем бездарности, у которых он в услужении. Само его лицемерие не униженная по­корность, а своего рода вызов обществу, сопровождаемый отказом признать право «хозяев жизни» на уважение и их претензии задавать своим подчиненным нравственные принципы. Верхи - враг, подлый, коварный, мстительный. Пользуясь их благосклонностью, Сорель, од­нако, не знает за собой долгов совести перед ними, поскольку, даже обласкивая способного юношу, в нем видят не личность, а расторопно­го слугу.

Пылкое сердце, энергия, искренность, мужество и сила характера, нравственно здоровое отношение к миру и людям, постоянная потребность в действии, в труде, в плодотворной работе интеллекта, гуманная отзывчивость к людям, уважение к простым труженикам, любовь к природе, красоте в жизни и искусстве, все это отличало натуру Жюльена, и все это он должен был в себе подавлять, пытаясь приспособиться к звериным законам окружающего его мира. Попытка эта не увенчалась успехом: «Жюльен отступил перед судом своей совести, он не смог побороть в себе тяги к справедливости».

Одним из любимейших символов романтизма стал Прометей, воплощая в себе мужество, героизм, самопожертвование, несгибаемую волю и непримиримость. Примером произведения, построенного на основе мифа о Прометее, можно назвать поэму П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей», являющуюся одним из самых значительных произведений поэта. Шелли изменив развязку мифологического сюжета, в которой, как известно, Прометей все же примирился с Зевсом. Сам поэт писал: «Я был против такой жалкой развязки, как примирение борца за человечеством с его угнетателем». Шелли создает из образа Прометей идеального героя, наказанного богами за то, что нарушив их волю, помог людям. В поэме Шелли муки Прометея вознаграждены торжеством его освобождения. Появляющееся в третьей части поэмы фантастическое существо Демогоргон низвергает Зевса, провозглашая: «Для тирании неба нет возврата, и нет уже преемника тебе».

Женские образы романтизма также противоречивы, но неординарны. Многие авторы эпохи романтизма возвращались и к истории Медеи. Австрийский писатель эпохи романтизма Ф. Грильпарцер написал трилогию «Золотое руно», в котором нашла отражение характерная для немецкого романтизма «трагедия рока». «Золотое руно» часто называют самым полным драматическим вариантом «биографии» древнегреческой героини. В первой части - одноактной драме «Гость» мы видим Медею еще совсем юной девушкой, вынужденной терпеть самодура-отца. Она предотвращает убийство Фрикса, их гостя, бежавшего в Колхиду на золотом овне. Именно он и принес в жертву Зевсу золоторунного овна в благодарность за спасение от смерти и повесил золотое руно в священной роще Ареса. Искатели золотого руна предстают перед нами в четырехактной пьесе «Аргонавты». В ней Медея отчаянно, но безуспешно пытается бороться со своими чувствами к Ясону, вопреки своей воле став его сообщницей. В третьей части - пятиактной трагедии «Медея» история достигает своей кульминации. Медея, привезенная Ясоном в Коринф, предстает для окружающих в качестве чужестранки из варварских краев, колдуньи и ворожеи. В произведениях романтиков достаточно часто встречается явление, что в основе многих неразрешимых конфликтов лежит чужеродность. Вернувшись на родину в Коринф, Ясон стыдится своей подруги, но еще отказывается выполнить требование Креона и прогнать ее. И только полюбив его дочь, Ясон сам возненавидел Медею.

Главная трагическая тема Медеи у Грильпарцера заключается в ее одиночестве, ведь даже ее собственные дети стыдятся и избегают ее. Медее не суждено избавиться от этой кары даже в Дельфах, куда она бежала после убийства Креусы и сыновей. Грильпарцер отнюдь не стремился дать оправдание своей героине, но для него было важным обнаружить мотивы ее поступков. У Грильпарцера Медея - дочь далекой варварской страны, не смирилась с уготованной ей участью, она бунтует против чужого уклада, и это очень привлекало романтиков.

Образ Медеи, поражающий своей противоречивостью, многие в трансформированном виде усматривают в героинях Стендаля и Барбе д"Оревильи. Оба писателя изображают смертоносную Медею в разных идеологических контекстах, но неизменно наделяют ее чувством отчуждения, которое оказывается пагубным для целостности личности и, следовательно, влечет за собой смерть.

Многими литературоведами образ Медеи соотносится с образом героини романа «Околдованная» Барбе д"Оревильи Жанны-Мадлены де Феардан, а также с образом поле известной героини романа Стендаля «Красное и черное» Матильды. Здесь мы видим три основных составляющих известного мифа: неожиданное, бурное зарождение страсти, магические действия то с благими, то с пагубными намерениями, месть покинутой колдуньи – отвергнутой женщины.

Таковы лишь некоторые примеры романтических героев и героинь.

Революция провозгласила свободу личности, открыв перед нею «неизведанно новые дороги», но эта же революция породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявляются в романтической концепции мира и человека. В. Г. Белинский нашел замечательную формулу, говоря о Байроне (и его герое): «это личность человеческая, возмутив­шаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя».

Однако в недрах романтизма формируется и другой тип личности. Это, в первую очередь, личность художника - поэта, музыканта, живо­писца, также вознесенного над толпой обывателей, чиновников, собственни­ков, светских бездельников. Здесь речь идет уже не о претензиях исключительной личности, а о правах истинного ху­дожника судить о мире и людях.

Романтический образ художника (к примеру, у немецких пи­сателей) далеко не всегда адекватен байроновскому герою. Более того, байроновскому герою - индивидуалисту противопоставляется универсальная личность, которая стремится к высшей гармонии (как бы вбирающая в себя все многообразие мира). Универсальность такой личности - это антитеза любой ограниченности человека, связанной хоть с узкими меркантильными интересами, хоть с жаждой наживы, разрушающей личность, и т. п.

Романтиками не всегда верно оценивались социальные последствия революций. Но ими остро ощущался антиэсте­тический характер общества, угрожающий самому существованию искусства, в котором царит «бессердечный чистоган». Художник-романтик, в отличие от некоторых писателей второй половины XIX века, отнюдь не стремился укрыться от мира в «башне из слоновой кости». Но он чувствовал себя трагически одиноким, задыхаясь от этого одиночества.

Таким образом, в романтизме можно выделить две антагонистические концепции личности: индивидуалистическую и универсалистскую. Судьба их в последующем развитии мировой культуры была неоднозначной. Бунт байроновского героя – индивидуалиста был красив, увлекал современников, но вместе с тем быстро обнаруживалась его беспер­спективность. История сурово осудила претензии отдельной личности творить собственный суд. С другой стороны, в идее универ­сальности отражалась тоска по идеалу всесторонне развитого чело­века, свободного от ограниченности буржуазного общества.

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!