Онегин и печорин. Сравненительный анализ герой нашего времени и евгений онегин

Онегин и печорин. Сравненительный анализ герой нашего времени и евгений онегин

«Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным ?

Оба героя - представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», - пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях. Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.

В романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины 19 века.

Онегин живет в двадцатые годы 19 века, в период расцвета общественных движений, тайных обществ, надежд на революционные преобразования. Печорин живет в тридцатые годы 19 века. Этот период отмечен упадком общественной активности.

Образование Печорина было несколько поверхностно, но оно было достойным для того времени. Печорин, как и Онегин, родился в аристократической семье, получил хорошее образование и достойное воспитание. Печорин обладал острым умом и хорошей памятью. Как и все дети, представлявшие высшее сословие своего времени, Онегин получил традиционное воспитание и домашнее образование, любил читать Адама Смита.

Онегина и Печорина объединяет эгоизм: и для того, и для другого мнение других людей неважно, они пренебрегают чувствами, которые испытывают окружающие. Онегин дорожит свободой, поэтому отказывается от любви Татьяны. Желание проучить Ленского, привело к смерти друга. А Печорин вообще не принимает дружбу, он считает: «из двух друзей всегда один раб другого». Все те люди, которые близко общаются с Печориным: Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, испытывают разочарование, их жизнь меняется после встречи с ним не в лучшую сторону. Отношения с женщинами он начинал, чтобы на время развлечься, а затем он охладевал к ним, причиняя им страдания.

Печорин был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. Его походка была небрежна и ленива. В улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб. Несмотря на светлый цвет волос, усы и брови у него были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы - ослепительной белизны и карие глаза. О внешности Онегина автор пишет мало «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде, как денди лондонский одет».

Все, что увлекает Печорина, быстро ему надоедает, это и занятия, которые он выбирает, и женщины, и друзья. Печорин влюбился в Бэлу и всеми силами пытался завоевать ее любовь, у него это получилось, и он остыл к ней, такая же история была с Мери. Об отношении Евгения Онегина к женщинам автор пишет так: «В красавиц он уж не влюблялся. А волочился как-нибудь, откажут - мигом утешался, изменят - рад бы отдохнуть».

Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях, оба способны на сильное чувство. Онегин к концу романа понял, что любит Татьяну, готов ради нее на все, хотя бы, чтобы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, бросился вслед за ней, но не догнал ее, упал посреди дороги и заплакал, как ребенок.

К героям, созданным Пушкиным и Лермонтовым общество относится противоречиво, их поведение непонятно им.

Жанр - сложное и многосоставное образование, включающее в себя различные компоненты художественного произведения. Его составляют материал повествования, приемы и способы изложения сюжета, темпы и ритм рассказа о событиях, характер конфликта и многое другое. Жанровые свойства «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени» сходны. Никто не писал до А.С. Пушкина романов в стихах, никто не осмеливался назвать большое произведение в стихах романом. Обычно такие стихотворные произведения именовались поэмами. В то время «Евгения Онегина» читатели считали неоконченным романом и не видели до конца истории Онегина, но роман Пушкина был закончен.

Когда А.С. Пушкин работал над своим романом, представления об этом жанре в русской эстетике и критике определенно еще не сложилось. Романом называли тогда всякую вымышленную историю человека. Пушкин к тому времени, когда начинал писать «Евгения Онегина», уже четко представлял, что такое роман. В своем творчестве он обратился к нему не прямо, а, испытав возможности этой жанровой формы. Недаром первые выпуски его романа были им определены то как песни (поэмы), то как главы. Этот факт говорит о том, что в начале своей работы поэт не думал о жанре своего повествования.

Позднее Пушкин назовет «Евгения Онегина» романом, а еще позднее - свободным романом. Вероятно, что у Пушкина не было никакого плана по написанию романа, иначе он не мог бы говорить о нем как о свободном. Пушкинский роман рассчитывался на движение мысли читателя, постигающего развертывающиеся панорамы столичной жизни, картины сельского бытия, времен года и т.д.

Свобода в романе понимается Пушкиным не только как свобода от требований устаревших принципов современной эстетики и критики, но и как свобода сочетания противоположных начал сюжета - эпического и лирического. В основе пушкинского романа лежит циклизация эпического и лирического. В основе лермонтовского - циклизация целых повестей, содержащих законченные сюжеты.

Эпическое в романе Пушкина - картины жизни людей, природы и общества. Эпическое начало строится как неторопливый, детальный рассказ о той жизни героев, которая определяется условиями их материального бытия. Бытовые детали насыщают роман, и становятся в эпической части основной стихией:

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Еще усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Еще не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Еще снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

(Гл.1, строфа 12)

В эпическое начало романа входят и лирические отступления. Они ведут к расширению сюжета и составляют не только общий фон, на котором разворачивается как сюжет, так и система образов.

В пушкинском романе все проще, но не менее сложно, чем у Лермонтова. Простота деталей только кажущаяся, потому что повествователь принадлежит к тем лицам, для которых в окружающем мире все имеет причинную связь, свое значение и свою ценность. Автор тяготеет к ассоциативности мышления, стремится охватить внутренне связанные, причинно обусловленные отрезки жизни героев. От этапа к этапу развивается ассоциация, усложняется ее восприятие, позиция повествователя. Это также является особенностью свободного романа Пушкина. Таким образом, свободный роман должен рассматриваться как роман с выраженной тенденцией к реалистическому исследованию жизни в ее различных проявлениях и характерах, ею сформированных.

Лирическое начало в романе - размышления автора-повествователя, его оценки, реакции. Своеобразие динамики свободного романа определяется и внутренней структурой как глав, так и групп строф и отдельной строфы. Ни одна глава не имеет одинакового количества строф. Все они, за исключением одного случая, оторваны друг от друга лирическими отступлениями, которыми завершается одна глава и начинается другая. Только пятая глава непосредственно примыкает к шестой в сюжетном отношении и хронологически.

Своеобразная авторская позиция позволяет говорить о том, что жанровой доминантой в романе является бытовая стихия, которая и определяет жанровую специфику этого свободного романа, имеющего главной своей задачей воспроизведение социально-обусловленного быта, формирующего личность героя своего времени, лишнего человека - Онегина.

Как и Пушкин, Лермонтов долго не называл свое произведение романом, обозначая его жанр по-разному: записки, сочинение, длинная цепь повестей. Возможно, Лермонтов полагал, что это не традиционный жанр романа, не одна из его привычных разновидностей, а нечто новое, не укладывающееся в общепризнанные рамки романа. «Герой нашего времени» был новой формой романа.

По мнению Эйхенбаума, заслуга Лермонтова не только в том, что он обновил жанр романа, синтезировав в нем цикл повестей с такими нероманными жанрами, как новелла, путевой очерк, но и сделал роман психологическим. Следовательно, Пушкин развил и изменил жанр романа, а Лермонтов - обновил его.

В.Г. Одиноков называл роман Лермонтова полифоническим (термин М.М. Бахтина). В таком романе все «голоса», понимаемые как выражение определенных жизненных позиций героев, звучат равноправно. Полифонический роман представляет собой диалог самостоятельных и равноправных голосов сознаний, включая сознание не только героев, но и автора. Мы можем согласиться с мнением В.Г. Одинокова, так как Лермонтов в романе для раскрытия образа Печорина «использует» голоса сознания Максима Максимыча, Грушницкого, Мери и самого себя.

Своеобразие лермонтовской задачи состояло в том, что, с одной стороны, его интересовала история человеческой души, а, с другой стороны, нельзя было, чтобы судьба человека была связана только с той средой, к которой он принадлежал. Она должна быть квинтессэнцией судьбы человека в крепостной России, стране забытой и неподвижной. Только в таком случае персонаж романа мог быть назван героем своего времени. Эта задача и заставила Лермонтова отказаться от романа, развитие действия которого включено в единый сюжет, и создать свободный роман, состоящий из цикла повестей и рассказов, имеющих самостоятельное содержание и значение и в то же время неразрывно связанных в единое целое не только образом главного героя, но и единством поэтической идеи.

Также мы можем говорить о романе Лермонтова как о романе-портрете. Мы можем сказать, что роман Лермонтова в какой-то степени также является свободным романом. Автор вводит циклизацию повестей, объединенных одним героем и последовательным развитием авторской идеи. Но, в отличие от пушкинского романа, циклизация в «Герое нашего времени» носит психологический характер.

Повесть «Княжна Мери» по жанру напоминает роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения - княжне Лиговской, так и главному герою -- Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает так же, как погиб Ленский.

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике - это направление можно назвать социально-психологическим. Лермонтов развил и углубил пушкинские принципы психологического анализа.

Характерными особенностями его лермонтовского романа стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск основ бытия человека на земле, поэтому он создал роман в прозе, а не в стихах.

Роман М.Ю. Лермонтова продолжил и развил «Евгения Онегина», традиции «свободного романа». «Герой нашего времени» отличается от «Онегина» менее заметной субъективностью, более заметным психологизмом. Значительно снижена у Лермонтова роль автора как свидетеля, судьи. Это вызвано тем, что в своем романе он создавал портрет пороков «целого поколения», к которому принадлежал сам, и в полном их развитии.

Однако лермонтовский роман уступал «Онегину» в другом: типичные характеры изображались в нем в основном вне процесса их формирования. Даже о том, как Печорин стал «лишним человеком», у Лермонтова говорится бегло и в общем плане. Пушкин же, вскрывая логику развития характеров, особенно онегинского, тем самым показывает и объективные закономерности их формирования. Вследствие этого характер и поведение Онегина были очень последовательно объяснены реальными обстоятельствами его жизни.

Если Пушкин создавал свой роман, отталкиваясь от жанра романтической поэмы, то Лермонтов взял за основу прозаическую, но тоже по большей части романтическую повесть: этот жанр в 30-е годы XIX века также был разработан лучше, чем русский прозаический роман.

Лермонтов - ученик и копиист Пушкина - на раннем этапе: использует тексты Пушкина, по их канве создаёт произведения иного жанра (либретто по «Цыганам») или варьирует мотивы («Кавказский пленник»); далее усваивает и растворяет в своей поэтике сразу несколько пушкинских произведений, среди которых всё большее значение для него начинает играть «Евгений Онегин».

Поэтика усвоения пушкинского романа на этапе начала 30-х годов в первую очередь характеризуется вниманием к форме, строфике, отдельным темам, включению авторского голоса в текст большого произведения. При этом она не связана с задачами пародирования и предполагает уже несогласие Лермонтова с трактовкой Петербурга, а также ведёт к соединениям поэтики «Евгения Онегина» с сатирическими и нравоописательными произведениями Пушкина, такими, как «Граф Нулин».

Это творческое усвоение, перенесение пушкинского приёма в иную содержательную плоскость, попытка доказать и собственную самостоятельность и оригинальность. Влияние же «Евгения Онегина» на роман «Герой нашего времени» Лермонтова таково, что это усвоение намеренно декларируется - цитатами и аллюзиями защищается преемственность, обнажается связь типов двух героев, но Лермонтов выстраивает свой свободный роман в прозе, задачи которого уже иные, не пушкинские. В результате, можно говорить о преодолении ученической зависимости и даже о преодолении традиции, заложенной пушкинским романом, о возникновении своеобразного творческого спора с «Евгением Онегиным» Пушкина в изображении типического лица эпохи, попытке доказать первостепенное значения души человеческой, не характера, о движении к тем тайнам сознания, которые станут предметом пристального внимания Достоевского.

В. Г. Белинский в числе первых критиков отметил несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени», - писал Белинский.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабристов, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. А вот идеи романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» общие — изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции, которая была не удовлетворена жизнью, но отстранялась от общественной деятельности и бесцельно растрачивала свои силы, а ее представители превращались в «лишних людей». Таковы Онегин и Печорин.

Формирование характеров, условия воспитания и Онегина, и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли одинаковый путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности своей жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», - пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой». У Печорина тоже очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что дало им возможность видеть пороки общества, стать выше молодежи их круга. Образованность и природная любознательность Онегина видна из перечня тем споров с Ленским:

…Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…

Свидетельством образованности Онегина является и его библиотека. Печорин так говорил о себе: «Я стал читать, учиться - науки тоже надоели». Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растрачивали ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень». Печорин говорил: «…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…» Любовь женщин (Бэлы, княжны Мери) не «растопила» холодности и рассудочности Печорина, который приносит им только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны также сначала оставила равнодушным Онегина. Но если Онегин впоследствии переживет озарение любовью к Татьяне — светской даме, генеральше, то Печорин не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь — это пресыщенная гордыня».

Оба героя дорожили своей свободой. Онегин в своем письме Татьяне писал:

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Печорин заявлял: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего», а Печорин говорит: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» Это видно из его холодного отношения к Максиму Максимычу, который считал его своим другом. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской чорни». По Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушниц-ким, мстит обществу за несбывшиеся надежды («Княжна Мери»). По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у Лариных. О себе Печорин говорил: «Я лгал, но мне хотелось его победись. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…»

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется пониманием бесполезности своей жизни. Пушкин говорит:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

Ему, как бы вторит Печорин: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… узнав хорошо свет и пружины жизни… я сделался нравственным калекой».

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга…

Он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин тоже путешествует, горестно восклицая: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадежно устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что образ Печорина более разносторонний, более многогранный; это более активная личность с чертами демонизма. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» - говорит Печорин. Как человек Онегин остается загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак?..

И Онегин, и Печорин - это мыслящие, страдающие, хотя и эгоистичные, герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему и становятся «лишними людьми». В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия «лишних людей». Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это трагедия общества, породившего его.

Печорин — Онегин нашего времени. В. Г. Белинский
Пушкин и Лермонтов — люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет.
Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничность возможностей человека. Напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти две эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов.
Как и два великих поэта — Пушкин и Лермонтов, их герои тоже родились каждый в свое время. И все же эти герои очень похожи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже был знаком с Евгением Онегиным, без «Евгения Онегина» вряд ли состоялся бы «Герой нашего времени». И Онегин, и Печорин — оба чужие в своем обществе, в своей среде. Писателей и поэтов во все времена интересовала тема «лишнего человека». Есть что-то завораживающее и привлекательное в человеке, который способен противопоставить себя обществу.
Оба героя получили хорошее воспитание. Евгений Онегин сначала обучался у французской гувернантки, затем воспитывался у гувернера, то есть получил типичное светское и модное для людей того времени воспитание. Детство его прошло в богатой, но разорившейся дворянской семье. Хотя образование его было несколько поверхностным, оно все же считалось достаточным для людей того времени. Печорин, так же как и Онегин, — выходец из аристократической семьи, получивший хорошее воспитание и образование. Он обладал острым умом, хорошей памятью, разбирался в литературе, истории, философии, его знания были более глубокими и прочными, чем познания Онегина.
Оба героя вели похожий образ жизни, так называемый светский. Они заводили романы с красавицами, посещали балы, театры. Но оба стояли выше типичных представителей того времени и скоро поняли, что внешний блеск — это просто мишура, за которой скрываются зависть и озлобленность, интриги и сплетни. Обществу того времени не нужны были люди умные и образованные, достаточно было знание французского языка и хороших манер. В этом обществе им стало скучно. Онегин заболел «русской хандрой», а Печорина терзают приступы тоски. Оба пробовали заняться литературной работой. Но система воспитания того времени не научила Онегина работать, «упорный труд ему был тошен», а Печорин понял, что наука современному обществу не нужна, она не принесет ни счастья, ни славы, Но если Онегин, испробовав все развлечения, устал от жизни, пресытился ею, то Печорину жизнь не надоела, он хочет жить, поэтому ищет выход из создавшейся ситуации. В надежде, что «скука не ж ивет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.
В любви и Онегин и Печорин видят лишь спасение от скуки. Они не умеют любить. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не «создан для блаженства» семейной жизни. Он слишком много видел в жизни примеров так называемого «семейного счастья»:
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Чувствует пресыщение и Печорин: «Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь». Для теперешнего Печорина любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует бросить его на дороге: авось, кто-нибудь поднимет.
Глубоко страдает чистая и любящая Татьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера. Удел Онегина и Печорина — одиночество.
Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически: «всем сердцем юношу любя», Онегин не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Печорин вообще не верит в дружбу: «„.из двух друзей всегда один раб другого».
«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — эти слова Пушкина в одинаковой мере можно отнести и к Онегину, и к Печорину. Беда не в том, что они мыслят, а в том, что живут в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. И Онегину, и Печорину неинтересно жить так, как живут люди посредственные, но и найти применения своим силам они не могут. Как результат — полное одиночество героев. Они одиноки не только потому, что разочаровались в жизни, но и потому, что утратили возможность видеть смысл в дружбе, любви, близости человеческой души,
Отмечая сходство между двумя героями, Белинский писал: «Печорин — это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».