Методы ознакомления детей с геометрическими фигурами. Формирование геометрических представлений у дошкольников

Методы ознакомления детей с геометрическими фигурами. Формирование геометрических представлений у дошкольников
  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 2 + 2 = 2 + 1’ = (2 + 1)’ = 3’ = 4.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 1-Й вариант
  • 2-Й вариант
  • 3-Й вариант
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

    Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими. Детей следует приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме.

    В качестве дидактических задач формулируются следующие:

    Различать и называть геометрические фигуры;

    Группировать фигуры по разным признакам (объемные, плоскостные, имеющие углы и округлые);

    Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков;

    Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность);

    Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.);

    Знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов;

    Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное;

    Развивать глазомер.

    Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей.

    Так, в первой младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить).

    Во второй младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски.

    В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.

    В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах . Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике.

    В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура - конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).

    В табл. представлено содержание знаний детей (Программа воспитания детей в детском саду. Киев, 2000.)

    Ранний возраст

    (1-я младшая группа)

    Выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме. Упражнять руку ребенка в обследовании формы предметов; устанавливать схожесть и отличие предметов по форме; группировать соответственно образцу

    4-й год жизни

    (2-я младшая группа)

    Сравнивать предметы по форме, используя геометрическую фигуру в качестве эталона. Выделять и называть геометрические фигуры: куб, круг, шар, квадрат, треугольник. Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательно-двигательным путем

    5-и год жизни

    (средняя группа)

    Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр)

    6-й год жизни

    (старшая группа)

    Делить знакомые геометрические фигуры на группы: плоские (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр) Сравнивать предметы по форме, используя геометрические фигуры как эталоны

    7-й год жизни (подготовительная к школе группа)

    Расширять знания о многоугольниках: треугольнике, четырехугольнике, пяти-, шестиугольниках. Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Делить геометрические фигуры, предметы на две, три, четыре и т. д. части

    От возраста к возрасту наблюдается не только увеличение количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности.

    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ФОРМЕ

    Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения .

    Используются наглядные методы и приемы : «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.

    Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы : «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др.

    Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы : «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

    Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов , определяя форму как их основной признак . В этой модели выделяется пять компонентов :

    1.целостное восприятие предмета;

    2.анализ предмета - вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;

    3.двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;

    4. вновь целостное восприятие предмета;

    5. построение модели из заданных форм или частей.

    На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика - последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая):

    1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

    2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

    3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

    4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

    5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.

    6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).

    7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

    Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов .

    Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

    Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.).

    - При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла . Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны.

    - Показывая стороны , ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой.

    - Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным.

    В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания .

    В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат , пользуясь приемом попарного сравнения : шар и куб, куб и брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры.

    Дети разглядывают и сравнивают шар и куб , находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»

    По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить . Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

    Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе . Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

    Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы , разнообразные практические действия , развивающие его сенсорные способности.

    В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры , а также способов ее обследования . Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

    Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения . Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.

    В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.

    В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам. Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

    В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

    В методике обучения ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ отличительным является более детальное обследование геометрических фигур . С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

    От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.

    Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

    Основными приемами могут быть:

    Практические действия с предметами (катают, ставят);

    Накладывание и прикладывание;

    Обведение по контуру, ощупывание;

    Упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур;

    Сопоставление форм предметов с геометрическими образцами;

    Анализ сложной формы.

    От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина и т. д.).

    Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами:

    Задания на усвоение геометрических фигур;

    Задания на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами;

    Задания на пространственный анализ составной формы.

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ методика формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не изменяется . Однако обследование становится более детальным и подробным .

    Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием , широко используется как методический прием измерение условной мерой.

    Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей.

    Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырехугольники.

    На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники ».

    Так, знакомя детей с прямоугольником , им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов.

    Потом сравнивают прямоугольник с квадратом , находят сходства и отличия в этих фигурах. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла . Это количество сторон и углов является общим признаком , который положен в основу определения понятия «четырехугольник».Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные, попарно .

    Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя), так и раздаточным материалом.

    На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает: «Как и какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники)?» При этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в полученных фигурах.

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию , использовать эти знания в самостоятельной деятельности . Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию . Такие занятия позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических фигур разных размеров.

    Так, во время одного из занятий детям раздают конверты с набором моделей геометрических фигур. Воспитатель показывает аппликацию «робота», составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций. Сначала все вместе последовательно рассматривают образец. Устанавливают, из каких частей (фигур) выполнена каждая деталь. В такой же последовательности дети создают орнамент. Педагог показывает два-три орнамента и предлагает детям выбрать один из них, внимательно его рассмотрев, выложить такой же орнамент.

    В объемных фигурах (таких как цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания . При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью .

    Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их.

    В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей .

    Ознакомление с формой , как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности.

    Во время занятий широко используются накладывание, прикладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети вырезают, объемные - лепят из пластилина, глины.

    Эта работа тесно связана с обучением детей элементам письма: обведению клеток, рисованию кружочков, овалов, проведению прямых и наклонных линий. Дети знакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают, как разлинованы страницы в тетради. Воспитатель предлагает детям найти и обвести клетки в разных частях страницы: вверху, внизу, слева, справа, посередине; начертить семь квадратов размером в одну клетку с пропусками между ними в две (три) клетки. При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками, проведение линий слева направо и сверху вниз.

    Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.

    На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности :

    Сначала выделяют общие контуры и основную часть,

    Потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

    Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

    В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар), т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

    3.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов

    3.3.1 Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами

    1 этап (до 3-х лет). Организуем выполнение характерных действий с предметами разной формы, вводим название геометрических фигур в пассивный словарь детей. Воспитатель детского сада с самого начала использует общепринятые термины. Чаще всего дети раннего возраста используют для названия формы название часто встречающегося предмета. На первом этапе это допустимо. Однако нельзя навязывать ребенку слово-заместитель, придуманное взрослым. Воспитатель может повторять за ребенком его название, но тут же параллельно произносить правильное название.

    В 3 года название геометрических фигур постепенно переводится в активный словарь детей. Для этого детям задаются вопросы: «Что это? Как называется?»

    Предлагаются упражнения по нахождению фигуры по образцу, а потом и по названию.

    2 этап (3 – 6 лет). Учим детей осознавать свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Вводим название фигур в активный словарь. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры одинаковой объемности, а затем малоконтрастные одинаковой объемности и, наконец, малоконтрастные разной объемности (например, круг и шар).

    Для детей 3-4 лет показывают и сравнивают:

    1. Круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

    2. Треугольник и круг (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);


    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. Формирование представления о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

    1 Психология формирования геометрических представлений

    2 Смысл плоскостного моделирования

    ГЛАВА 2. Обоснование выбора игр на плоскостное моделирование для развития представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников

    1 Значение игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

    2 Использование игр на плоскостное моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность.

    Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления.

    Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

    Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

    К старшему дошкольному возрасту многие дети правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети часто смешивают или заменяют их.

    Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильно и слуховое. Для этого можно использовать дидактические игры на плоскостное моделирование.

    С целью освоения дошкольниками формы, размерных отношений разрабатывались познавательно-игровые пособия, ориентированные на обогащение опыта интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений. Яркими примерами являются пособия «Дары» Ф. Фребеля, «Доска-дюймовка» Е.И. Тихеевой, игры с лучинами и на плоскостное моделирование, серия игр «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», разнообразные конструкторы (например, «Лего» и др.).

    Идея интеграции пространственного моделирования основана на том, что в процессе освоения различных дисциплин (например, экономической, математической) «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т.п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.А. Смоленцевой и др.

    В данной работе представлены способы формирования геометрических представлений в дошкольном возрасте методом плоскостного моделирования. Этот метод представлен не только теоретически, но и практическими упражнениями во второй главе.

    Объект исследования: метод плоскостного моделирования.

    Предмет исследования: применение метода для формирования представлений старших дошкольников о геометрических фигурах.

    Цель работы: осветить вопрос по практике использования игр на плоскостное моделирование в старшем дошкольном возрасте.

    ) показать особенности формирования геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте,

    ) отразить суть игр на плоскостное моделирование,

    ) доказать обоснованность применения игр для старших дошкольников,

    ) раскрыть частные особенности плоскостного моделирования.

    Методы исследования: анализ литературы, синтез полученной информации.

    ГЛАВА 1. Формирование представления о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте


    .1 Психология формирования геометрических представлений


    Формирование геометрических представлений развивается согласно возрастным особенностям.

    Так, в старшей группе можно уже наблюдать, следующие умения и навыки (отражены в программе «Детство»):

    Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.).

    Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб).

    Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка).

    Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.

    Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек .

    По наблюдениям Шарабаевой Т.В. на первоначальном этапе детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление. Исследования педагогов ориентируются на то, как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах .

    Для старшего дошкольного возраста помимо начинающей появляться учебной деятельности (в минимальном количестве с целью психологической подготовки к школе), остается игровая деятельность и сказки, как педагогический инструмент.

    Сказки создаются не простые, а геометрические. Так при знакомстве с треугольником можно рассказывать такую сказку. В тридевятом царстве, далеком государстве жил-был король. Король был очень добрым, и звали его Круг. У короля был сын - прекрасный принц Квадрат. Жили они хорошо и дружно. Но однажды налетел ураган и унес принца в свое королевство. Король Круг кликнул клич: «Кто спасет принца Квадрата, тот получит полцарства в награду!» Согласился один из слуг. Нашел волшебного коня и тот вмиг домчал его до королевства ветров. Прошептал слуга заклинание, стена темницы раздвинулась и принц Квадрат был свободен.

    Как тебя зовут, мой спаситель?» - спросил Квадрат.

    Меня все зовут Треугольником, потому что у меня три угла - ответил слуга.

    Какой ты смелый, Треугольник - сказал Квадрат - Я приглашаю тебя жить к нам во дворец и быть мне названным братом .

    После рассказывания сказки воспитатель с детьми исследует фигуру, проводит пальцем по сторонам и считает углы. Можно рассказывать специальные стихотворения.

    Можно не рассказывать, а придумывать сказку вместе с детьми, при этом выкладывать уже знакомые фигуры и составлять сюжет - выкладывать сюжетную картину из индивидуальных наборов геометрических фигур. Так, задействуются и тактильная сторона восприятия, и зрительная, и слуховая. Такое изложение в виде сказки помогает детям легче запомнить название геометрических фигур и возможность преобразования и сочетания этих фигур.

    При знакомстве с новой фигурой известные геометрические герои встречаются с фигурой, получается как бы продолжение уже знакомой детям сказки (например, прямоугольник может быть и мостом и рекой, многоугольник может быть озером, круг - солнцем, овал - облаком, лужей и т.д.).

    Таким образом, сказочные сюжеты помогают формировать представление о геометрических фигурах.

    Помимо сказок в работе по формированию представлений о геометрических фигурах, как мы уже писали, эффективны дидактические игры, игровые задачи. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов - объемных и плоскостных. Игра - основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение .

    В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; учится выбирать активные поисковые действия, осуществлять деятельность на основе логических операций мышления, соотносить действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат.

    Суть технологии - создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат.

    Характерные черты технологии:

    ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;

    обычно исключаются показ и подробное объяснение;

    ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;

    ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;

    взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность .

    Одной из таких технологий являются игры на плоскостное моделирование.


    1.2 Смысл плоскостного моделирования


    Плоскостное моделирование - это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелепипедов, овалов .

    Такая работа повышает интерес детей к сознательной поисковой работы, вносить в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, обогащает словарный запас младших школьников, чтобы потом включить их в активную речь.

    В основу положен принцип доступности и посильности, т.е. составление из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям изображения фигур животных, птиц, растений и предметов быта, букв, цифр. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность, что способствует более активному и осознанному запоминанию буквы и звука .

    Рассмотрим использование игр на плоскостное моделирование в разных возрастных группах.

    игровой дошкольный плоскостной моделирование

    Таблица 1. Использование игр на плоскостное моделирование .

    Младшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группа1.Блоки Дьенеша. 2.Логико - математическая игра. 3.Магнитная геометрическая мозаика (с вариантами простых изображений предметов). 4.Простые игры со счетными палочками. 5. «Сложи узор» (СУ - А №1- №10). 1.Блоки Дьенеша. 2.Логико - математическая игра. 3. Магнитная гео-метрическая мозаика. 4.«Сложи квадрат». 5. Квадрат Воскобовича. 6. Игры со счетными палочками. 7. Палочки Кюизенера. 8. Рамки - вкладыши Монтессори. 9. Геометрическая мозаика. 10. «Тетрис». 11. «Монгольская игра». 12. «Дроби». 13. «Сложи узор». (СУ - А № 3- 15; СУ -Б № 1-12) 14. «Танграм».1. « Сложи квадрат». 2. «Монгольская игра». 3. Разнообразные геометрические мозаики. 4. Квадрат Воскобовича. 5. Рамки - вкладыши Монтессори. 6. «Танграм». 7.Игры со счетны-ми палочками. 8. «Тетрис» (составление на быстроту, с вязанными глазами). 9. Игры с палочка-ми Кюизенера 10. «Дроби». 11. «Сложи узор» (СУ -А № 16-22, СУ - Б №.10- 24, СУ- В №1-15). 12.«Прозрачный квадрат». 13.«Волшебный квадрат».1.Разнообразные геометрические мозаики. 2. «Танграм». 3. «Сложи узор» (СУ - В, СУ - Г, СУ- Д). 4. Игры со счетными палочками. 5. «Дроби» (знакомство с понятием дроби). 6. «Квадрат» Воскобовича. 7. «Прозрачный квадрат». 8. Палочки Кюизенера. 9.«Волшебный квадрат». 10.«Вьетнамская игра». 11.«Колумбово яйцо». 12. «Пифагор». 13.«Пентамино». 14.«Волшебный круг».

    Одним из условий реализации таких игр является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Для создания всех уровней восприятия: аудиального, визуального и тактильного, необходимо правильное руководство процесса педагогом

    Этапы руководства:

    Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.

    Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему?

    Самостоятельная работа - моделирование. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты.

    Источником экспериментирования являются детские вопросы: что получится, если кубик склеить по-другому? Как построить форму из заданных фигур?

    Таким образом, плоскостное моделирования реализует проблемное обучение, которое наилучшим образом готовит детей к школе.

    ГЛАВА 2. Обоснование выбора игр на плоскостное моделирование для развития представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников


    .1 Значение игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте


    Дидактические игры - это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания зарубежными педагогами Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли .

    В отечественной педагогической практике до 50-х гг. дидактические игры рассматривались в основном как форма работы с дошкольниками.

    С 60-х гг. дидактические игры стали применяться в начальном, в среднем звене в школе классах, необходимости использования этой формы работы немало способствовало введение обучения с 6-летнего возраста.

    С 80-х гг. дидактические игры стали использовать и при обучении взрослых в виде деловых игр.

    От всех остальных игровых форм дидактические игры отличаются особым сочетанием игрового плана и игровой формы с её учебной направленностью деятельности.

    В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, в которых четко очерчен ход игровых действий и чётко выражено обучающая основа.

    Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и эмоционально-личностное воздействие.

    Кроме того, дидактические игры могут преследовать разные дополнительные цели к основной: например, компьютерные игры становятся средством формирования у детей компьютерной грамотности, ознакомления с языком программирования, формирования навыков работы на ЭВМ. В школе компьютерные игры применяются не только при обучении математике, но и в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного циклов. В высшей школе используются компьютерные игры-имитации, позволяющие моделировать сложные процессы, например, в политике, экономике, управлении производством и т.д. Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производственных ситуаций и отношений, направлены на приобретение опыта эффективного решения реальных профессиональных задач .

    Игры преследуют не только образовательные цели, они воздействуют:

    интеллектуальную,

    эмоциональную,

    коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.

    Активизация познавательной деятельности младших школьников происходит через понимание, что игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

    Дидактические игры в результате регулярного, но не частого использования дают следующий эффект:

    ) развивают познавательные процессы;

    ) формируют социокультурную компетенцию;

    ) формируют картину предметного мира;

    ) развивают эмоционально-эстетические переживания и компетенции учащихся .

    В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. С каждой возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту - на примере игр на плоскостное моделирование это было наглядно отражено в таблице 1 первой главы.

    В старшем дошкольном возрасте детям очень нравятся игры из палочек и пластилина (вместо палочек можно использовать спички или зубочистки). Эти игры помогают запомнить объемные геометрические фигуры и лучше развить пространственное мышление. Также предлагаются детям игры на развитие логического мышления, умение сравнивать и обобщать, такие как «Заполни пустые клетки», «Найди пару», «Домик для фигуры» и др.

    Есть игры, которые продается в готовом варианте и также способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.

    Конструктор геометрический «Малыш-Гео» помогает закрепить знания о свойствах геометрических фигур.

    «Квадратные забавы» или «Квадраты Воскобовича». Эта игра помогает закрепить представление о геометрических фигурах и развивает воображение.

    «Чудо-головоломка» Эта игра направлена на знакомство с формами, на развитие навыков конструирования из деталей заданных геометрических фигур.

    Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.

    Как использовать пособия и организовывать игры на плоскостное моделирование - см. в следующем параграфе.


    2 Использование игр на плоскостное моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками


    На занятиях по формированию элементарных математических представлений включают в ход как специальный методический материал, так и подручный (кубики, палочки). При этом учитывается цель занятия, время его проведения (режимно-физические возможности ребенка воспринимать).

    Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

    Игры на плоскостное моделирование наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

    Такие игры не только развивают математическое представление, но и формирует усидчивость, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, развиваются конструктивные умения и другие полезные качества.

    Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

    Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

    Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

    Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

    Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

    Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

    Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

    В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

    К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

    Составление геометрических фигур

    (подготовительные игровые упражнения для детей 5 лет)

    Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.

    Материал: счетные палочки длиной 5 см (15-20 штук на ребенка), 2 толстые нитки длиной 25-30 см.

    Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: «Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них». Дает задания:

    Составить квадрат и треугольник маленького размера.

    Вопросы для анализа: «Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур».

    Составить маленький и большой квадраты.

    Вопросы для анализа: «Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?»

    Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично.

    Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.

    После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания.

    Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие фигуры составляются из нитки, сложенной вдвое.

    Анализ фигур проводится по схеме: «Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно».

    Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их предлагают детям в определенной последовательности:

    Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

    Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

    Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

    Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

    Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

    Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

    Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

    Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).

    Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).

    Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

    Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом при-строения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего достаточно 2, 3 палочек.

    По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого, воспитатель, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, направляет ребят на целенаправленные пробы, которым предшествует хотя бы элементарное обдумывание конкретного хода решения. В процессе поиска решения обращает внимание ребят на то, что, прежде чем составлять ответ, надо подумать, как это можно сделать. Достаточно провести 3-4 занятия, в процессе которых дети овладевают способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими. Примеры (для детей 5-6 лет)

    Составление фигур из треугольников и квадратов

    Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

    Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

    Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте».

    После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой снизу» (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением «пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки».

    Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

    После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

    Вопросы для анализа: «Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?»

    Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: «пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.

    Ход работы. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания:

    После выполнения задания воспитатель предлагает всем детям составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура - четырехугольник (рис. 2). Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске. Воспитатель просит показать 3 отдельных треугольника, четырехугольник и треугольник (2 фигуры), четырехугольник.

    Рис. 2 Составление фигур из треугольников


    Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание.

    После этого воспитатель предлагает детям нарисовать мелом на доске составленные фигуры и рассказать о последовательности выполнения задания.

    Вопросы для анализа: «Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?»

    Воспитатель, уточняя ответы детей, говорит: «Начинать составлять фигуру можно с любого треугольника, а потом к нему пристраивать другие справа или слева, сверху или снизу».

    Цель. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

    Ход работы. Воспитатель задает детям вопросы: «Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?».

    По мере выполнения воспитатель вызывает нескольких детей зарисовать составленные ими фигуры на доске и рассказать последовательность составления. Предлагает всем детям составить фигуру из 3 равных квадратов, расположенных в ряд, по горизонтали. На доске рисует такую же и говорит: «Посмотрите на доску. Здесь нарисовано, как можно по-разному решать эту задачу. Можно пристраивать к одному квадрату другой, а затем и третий. (Показывает.) А можно составить прямоугольник из 8 палочек, затем разделить его на 3 равных квадрата 2 палочками». (Показывает.) Затем задает вопросы: «Какие фигуры получились и сколько? Сколько прямоугольников получилось? Найдите и покажите их».

    Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять.

    При выполнении этого задания дети, как правило, допускают ошибку: составляют 2 треугольника усвоенным способом - пристроением, в результате чего получается четырехугольник. Поэтому воспитатель обращает внимание ребят на условие задачи, необходимость составления квадрата, предлагает наводящие вопросы: «Сколько палочек нужно для составления квадрата? Поскольку у вас палочек? Можно ли составить, пристраивая 1 треугольник к другому? Как составить? С какой фигуры надо начинать составлять?» После выполнения задания дети объясняют, как они делали: надо составить квадрат и разделить его 1 палочкой на 2 равных треугольника.

    Цель. Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться.

    Ход работы. 1. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Подумать и сказать, как надо составлять. (Несколько детей высказывают предположения.)

    Если дети затрудняются, воспитатель советует: «Вспомните, как составляли из 5 палочек квадрат и 2 треугольника. Подумайте и догадайтесь, как можно выполнить задание. Тот, кто первым решит задачу, зарисует полученную фигуру на доске».

    После выполнения и зарисовки ответа воспитатель предлагает всем детям составить у себя одинаковые фигуры (рис. 3).


    Рис. 3 Составление фигур из треугольников


    Вопросы для анализа: «Какие геометрические фигуры получились? Сколько треугольников, квадратов, четырехугольников? Как составляли? Как удобнее, быстрее составлять?».

    Из 10 палочек составить 2 квадрата - маленький и большой.

    Из 9 палочек составить 5 треугольников.

    При необходимости в ходе выполнения второго и третьего заданий воспитатель дает наводящие вопросы, советы: «Сначала подумайте, затем составьте. Не повторяйте ошибок, ищите новый ход решения. Говорится ли в задаче о размере треугольников? Это задачи на смекалку, надо сообразить, догадаться, как решить задачу» .

    Итак, в начальный период обучения детей 5 лет решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. С целью развития у них умения планировать ход мысли следует предлагать детям высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думаний, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

    Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

    При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.

    Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических фигурах является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).

    Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.

    С помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.

    Во второй главе работы подробно описан метод плоскостного моделирования как форма развития геометрических представлений ребенка. В пункте 2.2 отражены разработки З.А. Михайловой, представляющиеся наиболее прогрессивными и актуальными. Исходя из исследований педагогов-практиков, моделирование на плоскости - очень эффективный метод, развивающий не только элементарные математические представления, которыми должны владеть старшие дошкольники, но и психологические качества (усидчивость, внимательность), которые необходимы для формирования всесторонне развитой личности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: «Мозаика-синтез», 2006. - 243с.

    2.Белошистая А.А. Знакомства с геометрическими понятиями [Текст] / А.А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 8-9

    .Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

    .Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.

    .Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М: Детство-Пресс, 2010. - 244 с.

    .Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.

    .Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 273 с.

    .Кузнецова Г.В. С математикой в путь [Текст] / Г.В. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2006.- №12. - С. 43.

    .Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2004. - 368с.

    .Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб, Питер, 2007. - 320 с.

    .Микляева Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю.Н. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32.

    .Михайлова З.А. Математика - это интересно / З.А. Михайлова, И. Чеплашкина. - М: Детство-Пресс, 2008. - 102 с.

    .Подласый И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М: Юрайт, 2012. - 576 с.

    .Сербина Е.В. Математика для малышей [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. - М.: Просвещение, 2005. - 80 с.

    .Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2008. - 40с.

    .Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336с.

    .Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. - 236с.

    .Шарабаева Т.В. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста. - Воркута, 2011.

    .Шехирева Е.В. Плоскостное моделирование. - Пермь, 2012.

    .Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.

    .Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Владос, 2001. - 360 с.


    Заказ работы

    Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
    Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

    Выполнила: студентка заочного отделения, 541 гр.

    Багаутдинова Л. Ч.

    Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Галкина Л. Н.

    Челябинск, 2008

    Введение. 3

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

    1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 6

    1.2. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 13

    1.3. Методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 18

    Выводы по I главе. 25

    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27

    2.1. Состояние уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 27

    2.2. Перспективный план формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 31

    2.3. Анализ опытно-поисковой работы.. 45

    Выводы по II главе. 46

    Заключение. 47

    Список использованной литературы.. 49

    Приложение 1. 52

    Приложение 2. 54

    Введение

    Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.

    В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

    Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.

    Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

    Ирина Алмазова
    Методика формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения : шар и куб, куб и брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру.

    Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах) . Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур : «Что это?» , «Какого цвета шары?» , «Какой из них меньше?» По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу : маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета . Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе . Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его . Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани, он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой. Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы , разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке , указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

    Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

    Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры : «Назови геометрическую фигуру » , «Чудесный мешочек» , «Домино фигур» и др. В игре «Чудесный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры , а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры , размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры : правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать) . При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур . В играх «Найди предмет такой же формы » , «Что лежит в мешочке?» , «Геометрическое лото » дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам .

    Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей . Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов . В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.

    В методике обучения детей средней группы отличительным является более детальное обследование геометрических фигур . У ребенка развивают умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета . Сначала дети упражняются в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы . Они подбирают предметы к моделям фигур . Так удается отделить модели геометрических фигур от других предметов , придать им значение образцов. Проводятся игровые упражнения : «Найди предмет такой же формы » , «Найди то, что я скажу» и др. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят , сравнивая их модели с уже знакомыми, или друг с другом : прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром.

    От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы , к обобщению. Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким : Что это? Какого цвета? Какого размера (величины? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи? Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы , не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы - флажки , дощечки и т. п., так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные) . Дети выбирают предметы указанной формы (из 4-5 шт., подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы ; называют, какой формы предметы нарисованы на таблице.

    Позже им предлагают найти предметы указанной формы в определенных местах комнаты («Посмотрите, есть ли на полочке предметы , похожие на цилиндр», проводят игры «Путешествие по групповой комнате» , «Найди то, что спрятано» .

    Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов . Дети обводят контур предметов , ощупывают их. Можно задать, например, такие вопросы : «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы ?» Дети делают обобщение по признаку формы . В конце года им предлагают описать форму предметов , состоящих из 2-5 частей (неваляшка, машина и др.) .

    Основными приемами могут быть : практические действия с предметами (катают, ставят) ; накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур ; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами ; анализ сложной формы . От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета , состоящего из 2-4 частей : неваляшка, машина и т. д.).

    Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами , задания :

    на усвоение геометрических фигур ;

    на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами ;

    на пространственный анализ составной формы .

    В старшей группе обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Важным элементом методики является измерение условной мерой. Работа по фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур . Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например четырехугольники.

    Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур : выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники» . В результате дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию.

    Старшие дошкольники учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру) . Методика формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур , накладыванием и прикладыванием, широко используется как методический прием измерение условной мерой.

    Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. Так, знакомя детей с прямоугольником , им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы) . «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники» . При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры : попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах : у квадрата и прямоугольника по четыре угла и четыре стороны, все углы равны между собой. Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные, попарно. Особое внимание в этой группе следует уделять изображению геометрических фигур ; выкладыванию из счетных палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя, так и раздаточным материалом. На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает : «Как и какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники?» При этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в полученных фигурах. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщенному понятию «четырехугольник» .

    Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла. Это количество сторон и углов является общим признаком, который положен в основу определения понятия «четырехугольник» . Далее дети сравнивают разные по форме четырехугольники . В равенстве сторон и углов дети убеждаются при накладывании одного на другой

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности.