Как научить ребенка в игровой форме доброте, сочувствию и сопереживанию? Воспитание детей. Как научить доброте и состраданию

Как научить ребенка в игровой форме доброте, сочувствию и сопереживанию? Воспитание детей. Как научить доброте и состраданию
Как научить ребенка в игровой форме доброте, сочувствию и сопереживанию? Воспитание детей. Как научить доброте и состраданию

Каким мы, современные родители, мечтаем видеть собственного малыша? Конечно, он должен быть уверенным в себе, смелым, отзывчивым, умным и обязательно счастливым. Еще не менее важно, чтобы ребенок умел любить, научился прощать и не был жестоким. Психологи утверждают, что именно доброта и любовь является основой воспитания, на которой выстраивается взаимосвязь малыша с окружающим его миром.

Эти понятия многогранны и включают в себя множество составляющих. Среди них и умение сочувствовать, проявлять заботу, а также — сострадать и помогать. Родители часто интересуются у педагогов и психологов, с какого возраста уже можно начинать учить кроху делать добрые дела. Рекомендуемый период – с 2 до 5 лет, когда у ребенка начинает интенсивно развиваться эмоциональная сфера.

NHero подготовил для вас несколько простых приемов, которые помогут вашему малышу стать более открытым к окружающему миру, активизируют умения сопереживать, а также научат любить.

Как научить ребенка делать добро?

  1. Учите взаимопомощи. Например, малыш может помогать родителям по дому.
  2. Демонстрируйте на собственном примере, как помогаете кому-то, кто в этом нуждается.
  3. Просматривайте с малышом добрые мультфильмы и читайте поучительные истории или сказки с дальнейшим их обсуждением.
  4. Заботьтесь о животных и научите ребенка ухаживать за ними. Можно завести домашнего питомца.
  5. и постоянно объясняйте ему, что жадность – это плохо.
  6. Не забывайте малыша хвалить за добрые дела, ведь от хороших поступков нужно получать только положительные эмоции.
  7. Не учите кроху давать сдачу в , так как это развивает у него только агрессивное поведение. Объясняйте ребенку, что всегда можно договориться, используя слова, а не кулаки.
  8. Не повышайте голос на ребенка и других членов семьи. Научитесь прощать, поддерживать теплые отношения с близкими людьми и находить выход из сложных ситуаций с помощью спокойного обсуждения проблемы.
  9. Научите малыша совершать добрые поступки каждый день.

Известно, что мальчики и девочки – это совершенно два разных мира, которые по-разному переживают, чувствуют, анализируют и осмысливают ситуацию.

Родители мальчика должны учитывать следующие моменты:

  • Не усердствуйте, требуя от сына тщательности при выполнении вашего поручения. При этом важно, чтобы в этом задании присутствовал момент поиска, активизирующий его сообразительность.
  • Не ругайте сына обидными словами, так как эмоциональная чувствительность и тревожность намного выше у мальчиков, чем у девочек.
  • Для мальчика важна визуализация, поэтому очень желательно для побуждения его к активным действиям сопровождать свой поучительный рассказ какими-то иллюстрациями.
  • Помните, что умение любить и доброта формируется в семье. Посейте в малыше любовь, умение сострадать, заботиться о близких людях, и только так вы сможете воспитать настоящего человека!

Дети, в возрасте двух лет могут показаться слишком агрессивными и задиристыми . Не церемонясь с окружающими сверстниками, они могут легко отбирать друг у друга игрушки и другую детскую собственность. Описанная ситуация не такая уж редкая - это происходит сплошь и рядом, часто приводя в ужас мамочек таких малышей.

Значит ли это, что ваш ребенок «пойдет по кривой дорожке»? Ничего подобного! Ребенок слишком мал, чтобы принимать во внимание потребности других детей. В этом возрасте его интересует только собственная персона. Игрушка или отбирается, и «жертва», в шоке от происходящего, не находит сил сопротивляться, либо «обидчик» получает решительный и громкий отпор, и даже может быть побит.

Если вы наблюдаете такое поведение своего ребенка постоянно (ваш малыш - типичный «захватчик») наверное, имеет смысл подобрать ему в партнеры по игре более старших детей. Тогда силы сравняются и ситуация стабилизируется сама собой. Если же агрессия по-прежнему выплескивается на окружающих, следует проанализировать причины возникновения подобного поведения.

Считается, что после трехлетнего возраста, повышенная агрессивность некоторых детей проходит, но всегда возможны исключения из правил. Главное, что нужно знать родителям в подобных ситуациях: если вы застали ребенка за причинением «морального и материального ущерба» кому-либо, без лишних слов извлеките ребенка из центра конфликта (оттащите его). Конечно, он будет сопротивляться и останется весьма недоволен вашим поведением. Но не нужно его винить и подвергать многочисленным упрекам. От этого он станет лишь более замкнутым.

Для того, чтобы научиться любить окружающих людей, ребенку необходимо время. Если вы заставите вашего малыша отдать то, что он по праву считает своими бесценными сокровищами, ребенок примет решение о том, что все, включая родителей, против него. Весь мир объявил ему войну. Это нормальное явления для двухлетних детей. В этом возрасте собственнический инстинкт развит необычайно. Со временем, ребенок учится дарить окружающим людям радость и задача родителей в том, чтобы показать каким образом, отдавая в пользование часть «только своих» предметов, ребенок может помочь другим и получить большое удовольствие от общения.

Повышенная агрессивность после трех лет должна насторожить родителей. К этому возрасту агрессия не является для детей характерной. Квалифицированный врач-психиатр всегда может оказать консультацию по данному вопросу. Часто к исправлению случаев повышенной агрессивности приходят с помощью анализа проблемных отношений в семье, и вы всегда должны помнить, что только ваша доброта, терпение, нежность и любовь смогут воспитать хорошего человека.

Давайте сознаемся: мир иногда кажется страшным местом, в котором для доброты не осталось пространства. Мы думаем, что дети должны бы усвоить понятие доброты как-то спонтанно, как нечто естественное, но, на самом деле, если родители своим примером не научат их, то все наши «добрые сказки на ночь» ничего не дадут.

Вот как можно быть добрыми вместе с ребенком:

1. Если вы видите на улице полицейского, поблагодарите его за службу. Ему будет очень приятно, а ваши дети научатся не стесняться обращаться в случае необходимости за помощью к людям в погонах.

2. Заплатите в кафе за одинокого человека или маму с детьми. Их удивленные улыбки согреют ваши сердца.

3 . Разрешите вашим детям заплатить чаевые официанту.

4 . Купите в супермаркете консервы или другие товары и отвезите их в волонтерский центр, там-то уж точно их отдадут тем, кто в них очень нуждается.

5. Напишите смешные и добрые записки на пачке стикеров и позвольте детям расклеить их по городу.

6 . Попросите написать письмо бабушке и дедушке, в котором дети расскажут, какое у них самое любимое воспоминание о них.

7 . Помойте машину соседу.

8 . Оставьте в баре или дорожном МакДональдсе «подвешенный кофе» для того, кто приедет вслед за вами.

9 . Заплатите за обед солдата, поблагодарите его за то, что он делает для всех нас.

10 . Присоединитесь к минуте молчания или зажгите свечу в окне, когда случаются несчастья.

11 . Навестите пожилого одинокого соседа и посмотрите, как улыбка осветит его лицо, когда он увидит вашего ребенка. Пусть старенькие расскажут вашим детям о своем детстве или молодости.

12. Помогите кому-то донести покупки.

13 . Станьте волонтером местной организации.

14 . Если вы уходите с местного праздника, а у вас еще остались билеты или бонусы – отдайте их другим детям, которые остаются, они будут очень счастливы.

15. Положите букетик цветов в чей-то почтовый ящик.

16 . Помогите соседу в его саду и посадите красивые цветы.

17 . Напишите мелом на городских тротуарах ободряющие послания.

18 . Помогите игрушками и одеждой интернату или нуждающейся семье.

19. Помогите кормом местному собачьему питомнику.

20 . Отнесите книги, которыми вы уже не пользуетесь, в местную библиотеку.

21. Возьмите песика из питомника или удаленно «усыновите» животное в зоопарке.

22. Предложите кому-то помочь донести поднос в ресторане самообслуживания.

23. Просто говорите «пожалуйста» и «спасибо» с улыбкой и глядя человеку в глаза.

24 . Убирайте мусор там, где вы его видите.

25. Остановившись на красный свет, опустите стекло и скажите людям в соседней машине: «Всего вам хорошего!». Они подумают, что вы не в себе, но им будет приятно.

Является ли человек добрым от природы, рождается ли он с этим качеством, сказать сложно. Но то, что качество это можно воспитать в ребенке, также как и свести его на нет, очевидно. Детки чутко реагируют на доброту и не менее остро чувствуют несправедливость. Ну а задача взрослых – не спугнуть эту душевную чуткость своим прагматизмом. Понятно, что дети учатся, глядя на взрослых. Именно примеры, а не заученные дежурные слова, которые, зачастую, расходятся с делом, – вот что важно. Окружив ребенка нежностью и любовью с самого рождения, став для малыша отличным образцом сострадания, милосердия и благородства, вы сделаете первые шаги к детской доброте.

Научно доказано, что ребенку для полноценного развития необходимо до двенадцати объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребенка: любовь способствует воспитанию доброты.

Но и в игре можно попробовать научить ребенка доброте и состраданию. Кстати, подобные мероприятия принесут немало приятных минут не только ребенку, но и родителям. Ведь, если так разобраться, игра – это демонстрация любви к малышу, а что может быть радостнее и приятнее, чем дарить любовь и получать ее от самого дорого человека на свете?

Поцелуйчики и обнимашки

Самые простые игры в доброту, которые подойдут для малышей, – поцелуйчики, пожалейчики и приласкушки. Это названия, которые мы с сыном придумали сами. Наверно, они несколько смешны, но для нас – понятны и дороги, поскольку мой ребенок осознает, как важно любить, и не нужно стесняться этого чувства.

Самое главное в воспитании - приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребенка нормой.

Мамочки просто зацеловывают своих малышей, пока те еще совсем карапузы. Это естественно. Правда, кто-то говорит, что таким образом можно избаловать ребенка, особенно мальчика. Но именно в возрасте до года, во всяком случае, так утверждают психологи, особенно важен и нужен тактильный контакт с ребенком. Я не заморачиваюсь на советах специалистов, больше руководствуюсь своими эмоциями и чувствами. Поэтому с ребенком мы придумали целый ритуал, вернее придумала его я, он поддержал. Кроме обнимашек, мы ввели в практику воздушные поцелуйчики. И это не абстрактные, летящие в никуда целовашки. Как только я отправляла поцелуй малышу, обязательно показывала, куда он должен «приземлиться» – на носик, щечки, пальчики и т.д. А как только малыш начал осознавать, что происходит, он начал ловить мои поцелуйчики ручкой, это выглядело очень забавно и трогательно одновременно! И практически каждый поцелуй я сопровождала комментарием, типа: «Много-много поцелуйчиков летят от меня к тебе!» А еще мы модифицировали наши поцелуи, то есть мы стали это делать, как в племени индейцев – носиками. Я приближала свое лицо к личику ребенка и пыталась потереть его носик своим, приговаривая при этом: «Я поймала твой носик». Получалось довольно смешно, но заразительно, потому что к такой игре очень быстро присоединился и наш папа. Вариантов подобных проявлений любви к малышу на самом деле может быть множество, любая мамочка в этом деле, думаю, профи, и в советах не нуждается. Только со временем к подобным играм было бы неплохо добавить и другие, ведь ребенок растет и с возрастом начинает понимать намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Посвящаю маме

Есть у нас еще одна игра, которую, между прочим, придумал мой сын, когда ему было года три. А назвал он ее очень просто – «Тебе, мамочка, посвящается». Дело в том, что одно время мой сын как-то вдруг разлюбил купание. Ну вот как бабка отшептала, и все тут! Быстрый душ и ничего больше, хотя до этого из ванны его было не вытащить. Я решила схитрить и предложила в процессе купания надувать мыльные пузыри, да не просто абы какие, а всякой интересной формы. С этим проблем не было, сегодня купить можно что угодно, и даже форму для выдувания пузырей в виде сердечек и шариков разных размеров. Условие было только одно: пузырями балуемся исключительно в ванной, поскольку от них остаются следы на полу, а мамин труд (я имела в виду уборку) нужно уважать. Фокус получился! Радости от шариков и, пусть отдаленно, но все же похожих на сердечки пузырей было много. И вот, выдувая очередной мыльный шедевр, мой Алешка сказал, что посвящает его мне. Я чуть не расплакалась от умиления! Следующий пузырь был посвящен папе и так пошло-поехало. Но самое интересное, во время прогулки сын научил этой игре в посвящалки своих друзей. Мамы были очень довольны.

Примерно в этом же возрасте, в три года, мы с сыном сделали первую кормушку для птиц, куда ребенок сам сыпал крупу и крошки, чтобы птички не оставались голодными. И это вошло у него в привычку. Мы просто объяснили ему, что подкармливать птиц, особенно зимой, нужно, им важна наша забота. Самое главное в воспитании - приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребенка нормой.

Ручная работа

Праздников в году предостаточно, и в такие дни принято дарить подарки. Впрочем, подарок можно подарить и просто так, от души, без повода. А что может преподнести в качестве презента малыш, которому еще и пяти лет нет? Конечно, поделку, сделанную своими руками. И пусть она будет неказистая, зато сколько любви и внимания в ней! Вот и мы с сыном однажды решили не уходить далеко от этой истины, и поздравить нашу бабулю с днем рождения, а в качестве подарка были приготовлены бусики из… соленого теста. Я нашла рецепт такого в Интернете, и мы взялись за дело. Сделали тесто (2 стакана муки, 1 стакан соли, 3/4 стакана воды). Сам процесс изготовления теста уже был весьма занимателен для малыша. Потом скатали из этого материала шарики, правда, получились они все разного размера, но это не беда, тем интереснее их было собирать. Пока тесто не засохло окончательно, я нанизала шарики на леску. Потому как была использована иголка, делала это сама. Дали бусикам затвердеть, на это ушли сутки. А потом мы стали их раскрашивать. Вот где душа малыша развернулась на полную катушку! В красках было все: сами бусы, Алексей и я, и, конечно, весь стол, на котором мы создавали этот ювелирный шедевр. В качестве совета тем, кто решится на подобный эксперимент: если краска не будет прилипать к тесту, попробуйте обвалять фигурки в крахмале, тогда точно получится. Процесс приготовления подарка мы держали в секрете ото всех. И вот наступил долгожданный день рождения. Бабуля собрала всех за праздничным столом и в абсолютно торжественной обстановке мой сын вручил ей свой подарок. Никто этого не ожидал! Все были просто в восторге! Прошло уже почти три года, и поделок было сделано после этого немало, но бусики наша бабушка до сих пор хранит и с гордостью всем заявляет, что это ручная работа одного очень дорого ей мастера-ювелира. Вроде бы мелочь, ну подумаешь, какая-то поделка, а ведь все начинается с малого: и желание сделать чуточку счастливее своих близких, и возможность помочь тем, кто нуждается в этом, и много что еще.

С заботой о других

Есть у нас с сыном еще одна забава, вернее, мое хобби как-то незаметно стало и увлечением ребенка. Я коллекционирую комнатные растения, дома у меня их не счесть, и каждое нуждается во внимании.Я даже разговариваю иногда с ними, хотя супруг и подсмеивается потихоньку надо мной. И вот совсем недавно мой ребенок предложил помощь в уходе за растениями. Понятно, что многого он сделать еще не может, хотя, скорее, просто не умеет, но, скажем, побрызгать и убрать сухие листочки – это ему под силу. Сначала я побаивалась, думала, что он может сломать или залить не в меру цветы, но все же решила рискнуть. Ни в коем случае нельзя ребенку отказывать, если он предлагает помощь, в этом я твердо убеждена. В первый раз мы всю процедуру делали вместе, я показывала, немного контролировала, а он делал. Но через какое-то время сын без напоминаний сам стал производить необходимые манипуляции с цветами. И делал это с удовольствием. Я к чему это говорю. Подобные вещи очень дисциплинируют ребенка, воспитывают в нем чувство ответственности. Он понимает, что от него зависят другие. И меня мой сын в этом плане очень радует.

Добро побеждает зло

По-моему, малыша можно научить сочувствию. Скорее, даже не можно, а нужно. И самый подходящий для этого возраст три-пять лет. Именно в это время ребенок может поставить себя на место другого, попытаться понять, что чувствуют другие, когда им больно и грустно. Но в такие моменты очень важно вместе с ним проявить участие в судьбе нуждающегося. Именно дела отличают истинную доброту от сентиментальных слез, и именно они не дают сердцу ожесточиться. Помните, как сказал классик: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». А учиться этому можно всю жизнь. Малышу уже с первых лет жизни нужно объяснять, что нельзя шуметь, когда кто-то спит, что когда кто-то болеет, за ним нужно ухаживать, что пришедшему с работы папе необходимо отдохнуть, потому что он очень устал, и так далее. Как правило, детки довольно быстро усваивают подобные вещи.

Да, мы живем в непростое время, и всегда идти дорогою добра становится все сложнее. Впрочем, любая другая дорога неизбежно приведет нас в никуда. Это показывает жизнь, как и то, что добро всегда побеждает зло. Давайте же взращивать добро в сердцах наших детей, может быть, так мы приблизим его победу?

Есть несколько действенных приемов, которые направлены на то, чтобы воспитать в ребенке доброту и сострадание:

  • не учите ребенка давать сдачу, это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами;
  • чаще читайте ребенку поучительные сказки;
  • учите ухаживать за животными,по возможности заведите питомца дома и учите ребенка заботиться о нем;
  • учите малыша делиться, расскажите, что жадничать - плохо;
  • поговорите с ребенком о разных людях вокруг нас, расскажите, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам;
  • научите ребенка помогать в домашних делах, так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда;
  • хвалите малыша за добрые дела, ведь от них нужно получать удовольствие.

Ирина Ваганова

“Красоту уносят годы – доброту не унесут”.

(Пословица)

В своей воспитательной работе я уделяю большое внимание процессу совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива.

Главной целью для развития коллектива:

  • создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности.
  • воспитание быть добрым и милосердным;
  • формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;
  • совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;
  • развитие умений и навыков умственного труда;
  • воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду:
  • воспитание эстетической культуры;
  • физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
  • развитие самостоятельности;
  • интеллектуальный и личностный рост учащихся;
  • отношение и прелесть русской природы.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют сущность воспитательной системы класса, являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Учитываю, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, объединяться для решения социальных задач, делать добро, а самое главное, видеть результат своей деятельности. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы. Их можно назвать, как заповеди:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Стремись найти свою цель в жизни!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
  • Воспринимай чужое несчастье и горе как своё собственное.

Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.

Что такое доброта?

Л.Н. Толстой писал: “Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное”.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. В народе существует много различных пословиц и поговорок, говорящих о доброте.

Вот некоторые из них:

“Добро творить - себя веселить”, “Делай добро - не получишь зла”,

“От ласкового слова в избе светло”, “ Добрые дела красят человека”,

“Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”.

“Доброе сердце лучше богатства”, и др.

Эти пословицы я очень часто употребляю на уроках русского языка и чтения. Делать добрые дела, на первый взгляд могут показаться, что ничего особенного в них нет. Ну что такое - пойти и сделать доброе дело, что от этого изменится, каждый день что-то доброе происходит. А изменится очень многое.

Делать добрые дела можно по-разному: уступить место бабушке в троллейбусе, угостить знакомого ребенка шоколадкой, перечислить деньги в какой-то фонд, например: в детский дом, подарить вещи, книги, игрушки, или просто улыбнуться прохожему, принять участие в акции “Помоги собраться в школу” и т.д. - все это добрые дела. Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

О доброте впервые ребенок узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Воспитание у детей добрых чувств - это значит, первое, чему надо научить ребенка - не разрушать природу, второе - научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, посадить растения (рис.1) и ухаживать за растениями в ближайшем окружении. Доброй традицией стали трудовые десанты по чистоте школьного двора, и красоте его. Любят трудиться все – посадили тюльпаны. Они видят пользу своего труда. Воспитание бережливости - длительный процесс. Также с ранних лет необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр...

Рисунок 1

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для меня.

Я, да и не только я, а все мы сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. В центре внимания ставлю воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, быть добрым и милосердным.

С первого класс каждый учащийся живет в своей группе из 5 человек. У каждого есть свои поручения. Учу их помогать одноклассникам, участвовать при подготовке к мероприятиям, быть внимательным к больным детям (при заболевании одноклассников - ему приносят тетради и задание или сообщают по телефону). Ведь общение - суть жизни человека.

Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость познания совместного труда, совместной игры, отдыха, где каждый увлеченно и старательно участвовал. Работа проводится ненавязчиво, а как бы само собой. С первого дня школьника учу делать доброе. А начинается это с возложения цветов Герою Отечественной войны к мемориальной доске на улице Лебедева, находящей недалеко от школы, где дети впервые узнают о мужестве, доблести и героизме Героя Советского Союза Михаила Васильевича Лебедева, почему именно здесь находится мемориальная доска и о том, что в честь Михаила Васильевича Лебедева установлены мемориальные доски не только на нашей улице, а на здании школы вд. Немда – Обалыш и бывшего педагогического училища в пгт Новый Торъял. Его имя носит улица в п. Новый Торьял родная Немдинская школа также названа его именем. В 1976 году в школе был открыт музей М.В. Лебедева. Провожу экскурсии с обязательным возложением цветов к. памятникам Воинской славы и Воинам Афганистана (рис.2).

Рисунок 2

Доброта начинается с любви к людям, прежде всего к самым близким.

Стараюсь развивать чувство любви к окружающей природе и людям; учу ненавидеть зло и равнодушие, учу видеть прекрасное в окружающей природе, воспитываю не только любовь к животным, но заботу.

Это подтверждают записи из портфолио и сочинений: Вот, например, из портфолио ученицы 1 класса: “Однажды мы с мамой возвращались домой из школы. В подъезде была небольшая собачка. Она тряслась от холода, а на улице был мороз. Мы взяли её домой. Мы взяли её домой и накормили. Но она через некоторое время стала скулить и проситься на улицу. Мама сказала, что она, наверное, просто потерялась и озябла, вот и спряталась в подъезд погреться. Мы её выпустили. А на другой день она подбежала к нам и стала ласкаться. А потом подошел хозяин собаки. Мы рассказали ему, как мы познакомились с его другом. Он сказал нам “ большое спасибо за то, что мы приютили её”....

Ребята писали, что не обязательно брать животных домой, можно позаботиться о бездомных животных, просто накормить их или отвезти их в ближайший приют.

Мои ученики участвовали в конкурсах “Защитим лес”, “Зеркало природы”, в конкурсе Всероссийского детского экологического форума “Зеленая планета” и были награждены грамотами и дипломами.

О доброте дети узнают из сказок, например, рассмотрим сказку “Морозко”. Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:

Красный кружок - радуюсь;

Синий - мне жалко;

Желтый - хочу помочь;

Зеленый - справедливо;

Коричневый - несправедливо.

Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: “Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко”. А потом предлагаю детям придумать более человечный способ как перевоспитать злую мачеху и ее ленивую дочь.

Читая сказку “Лиса и журавль” (о том, как они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга), которая заканчивается сказка, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, - такова идея этой сказки. В данном случае тоже использую карточки-символы. Изменить конец сказки по плану, как исправить положение и сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

При помощи сказок можно учить детей решать возникшие противоречия. Нас взрослых постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть творить. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, но важнее научиться придумывать. И дети придумывают и превращают, например, горошину в кусочек льда в сказке “Принцесса на горошине”.

Или в сказке “Гуси-лебеди” рекомендуемый проблемный вопрос: “А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?” Может быть, она сама что-нибудь придумает? Проблемные вопросы можно встретить почти во всех сказках. Например, если бы не прибежала мышка в сказке “РЕПКА, или в сказке “ Красная Шапочка”: а если бы не подоспели дровосеки?

В сказке “Петушок и бобовое зернышко очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Очень яркий пример противоречий в сказке К. Чуковского “Бармалей”: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти самим, а пошли…

Таких примеров можно привести много.

А вот в сказке “Кот в сапогах” мы предлагается рассмотреть пословицу “Чужими руками хорошо жар загребать”. Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки? Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке “Рукавичка” нравственный урок предлагает раскрывать с помощью следующей поговорки: “В тесноте, да не в обиде”. Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном уровне школьнику и творчески решать противоречия – дед, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (бабушка свяжет новые рукавички).

На уроках чтения, используя тексты, стараюсь расширить представления детей об истинном товариществе и верной дружбе. Пытаюсь помочь детям разобраться в поведении и поступках детей, почувствовать красоту добра и осудить зло. Например, при чтении рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”, ребята при характеристике бойца - повара отметили его главную черту характера: доброту - “Он накормил голодных детей, несмотря на то, что это были дети врагов. Он понимал, что дети не виноваты”.

Все это помогает мне воспитывать не только добрые чувства, но и творчество, помогает воспринимать реальную действительность в более светлых тонах и воспитывать позитивное отношение ко всему окружающему.

На уроках технологии первостепенной задачей считаю воспитание у ребенка чувства радости, которое создается трудом и что только в труде окружающий мир делается лучше. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками изделий! А особенно при изготовлении подарков и сувениров для родителей, бабушек или друзей. Это подтверждают изделия (рис. 3-6).

Одной из важнейших задач является – заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные изделия. На изготовление их требуется определенные волевые усилия, ребенок встречается с трудностями и пытается их самостоятельно разрешить. Необходимо вовремя заметить это и помочь преодолеть препятствия, тем самым формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Работая в маленьких группах или в парах, позволяет сформировать навык дружной коллективной работы, умения договориться между собой при распределении и выполнении изделий, а также способствует развитию личности ребенка.

Разъясняя важность и необходимость работы сообща, дружной, быстротой и аккуратной, сравниваю с трудом взрослых, которые трудятся на заводах и фабриках бригадами.

Коллективный труд (рис.7) позволяет сформировать у детей дружеские и доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество и побуждают ребят к выполнению других более сложных работ. Сколько искренней радости, восторга приносят замысловатые поделки, изготовленными своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия. Какой восторг вызывает у детей поделка, изготовленная на уроке технологии. При изготовлении, которой формируется не только комплекс знаний и навыков, но главное её можно использовать как сувенир для ветеранов (рис.8, 9), пожилых людей (рис.10, 11).

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

В начале учебного года 3 класса провожу сочинение на тему: “Каким бы ты хотел видеть наш класс?”. Ребята фантазировали, придумывали различные истории, которые бы улучшили и облегчили труд учителя, мечтали о том, чтобы все учились только на 4 и 5”, чтобы все были дружными, добрыми, отзывчивыми критиковали себя и искренне верили. Что их класс будет таким через некоторое время.

Недавно, перебирая записи из сочинений прошлых лет, я нашла очень интересные высказывания в них “Я хотела бы учиться в таком классе, где бы ребята добрыми делами и оценками радовали учителя и родителей, были смелыми и добрыми, а самое главное - всегда были бы дружными. (Аня.)

А мечта этого высказывания в сочинении Сергея К. (1991 г.) сбылась: “Хочу, чтобы учителям не приходилось долго стоять у доски и писать мелом, отчего пачкаются руки. Достаточно как на печатной машинке слова будут появляться на специальной доске. В таком классе годовую программу можно изучить за половину года, а остальное время гулять, заниматься спортом, ходить в кино”.

“Я хотела учиться только в своем классе. Если кто-то заболел, ребята навестят и принесут ему задание. Я хотела бы учиться в классе и, чтобы всегда была с нами первая учительница”. (Наташа).

“Я хочу учиться в своем классе. Если ты стал плохо заниматься, тебе помогут понять твои ошибки. Правда есть недостатки в нашем классе, ученики забудут то тетрадь, то задание выполнить. Но зато все очень любят трудиться, а особенно коллективно и делать, что- то полезное для других”. (Юля.)

С первых лет обучения учу детей творить добро и быть милосердным.

Неправда, что этому нельзя научиться. Можно. Ведь доброе, отзывчивое отношение к человеку - это теплота, заботливое отношение к людям - это внимание. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Доброй традицией становится у детей делать приятно к окружающим: будущим первоклассникам (рис.12) или просто для учителей школы (рис.13).

Рисунок 12

Рисунок 13

В своих сочинения на тему “Что такое добро” дети писали:

- “Добро – это просто. Нужно поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Доброта и милосердие делает человека человеком. Человек не должен относиться равнодушно к горю другого человека. Каждый человек должен совершать добрые дела. Чем больше, тем лучше. Тогда люди будут дружными”. (Марат)

- “Однажды я подала руку старушке и помогла ей спуститься с троллейбуса. Она сказала: “Дай Бог тебе здоровья”. Я думаю, что добрые дела надо делать не за награду, а от чистого сердца. От этого становится хорошо на душе”. (Гульшат)

- “На нашей планете существует и добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Злые дела приносят горе и несчастья в семьи. А добрые дела никогда не забудутся. Я думаю, что всем людям нужна только доброта. Пусть будет побольше добрых людей, которые будут делать только хорошие дела и говорить добрые слова, ведь добрые слова дороже богатства”. (Лиза)

На протяжении моей работы, каждый выпуск был по-своему дружным и с добрыми намерениями, возможно, не все проблемы были решены до конца. Но очень хочется верить, что я сумела заложить в их сердца семена добра и научила дорожить дружбой. Доброта делает ребят отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь, воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство ответственности при работе в группах, развитие творческих способностей. И как бы жизнь не летела, продолжаю сеять семена и учить делать доброе дело, ради счастья детей.

Литература

1. Алексеенко В. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника, М., 2008.

2. Кротов В. “Капризы и обиды”, М., 2007.

3. Петрова В.И. “Этические беседы с детьми”, М., 2007.