Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь. Лопе де вега - афоризмы, цитаты, высказывания Лопе де вега испания

Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь. Лопе де вега - афоризмы, цитаты, высказывания Лопе де вега испания
Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь. Лопе де вега - афоризмы, цитаты, высказывания Лопе де вега испания
Вега Лопе де - Великие любовные истории

Лопе Феликс де Вега Карпио

Испанский поэт и драматург, один из основоположников современной испанской драмы. Крупный представитель Возрождения. Его перу принадлежат эпические произведения, пасторали, оды, сонеты, романы и, предположительно, более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426, причем в основном трагикомедии. Его «Фуэнте Овехуна» (1618) названа первой народной драмой. К числу наиболее известных произведений также относятся: историческая драма «Великий герцог Московский» (1606), драма «Саламейский алькальд» (до 1610), комедии о любви «Учитель танцев» (1594), «Собака на сене» (1615). В 1588 и 1613 годах был награжден сразу несколькими священными орденами.

Романтическая жизнь Лопе
В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с замужней дамой актрисой Еленой Осорио. Длившийся четыре года роман закончился разрывом и высылкой Лопе из Кастилии в наказание за сочинение обличительных стихов в адрес неверной возлюбленной и ее родни. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе-прозаика — диалогическом романе «Доротея» (1634), завершающем жанровую традицию, заложенную «Селестиной» Ф. де Рохаса.


Покинув Кастилию, Лопе оказывается в Валенсии, где на протяжении 1570-1580-х гг. сложилась богатая театральная культура. Радикально переосмыслив опыт валенсийских трагиков-маньеристов, соединив его с традициями испанского площадного театра и итальянской комедией дель арте, Лопе создал новую драматургическую систему, основные принципы которой изложил в стихотворном трактате «Новое искусство сочинения комедий в наши дни» (1609).


В начале 1590-х гг. Лопе обосновывается в небольшом городке вблизи Толедо, где служит секретарем у герцога Альбы, принимает участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный маскарадный стиль жизни, зашифрованные намеки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина в 1594, легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).


В 1595 Лопе получает разрешение вернуться в Мадрид, где служит секретарем у ряда знатных особ, включая герцога де Сессу, помощником и доверенным лицом которого он был с 1605 до самой смерти. В 1598 он женится на дочери богатого мясоторговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни драматурга на протяжении почти десятилетия (1599-1608) занимает актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он становится доверенным лицом Инквизиции, а в 1614 — священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем — и Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы — сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614.

В 1616 Лопе встречает свою последнюю любовь — двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал ее в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий — «Валенсианскую вдову» (1604, переработана в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе — череда личных катастроф: в 1632 умирает Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погибает сын Лопе, а его дочь похищает соблазнитель. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Афоризмы

Кто не постучался в сердце, тот стучится в дверь напрасно

Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем

Ничто не усиливает любви так, как неодолимые препятствия

Половиной своей красоты женщины обязаны портнихам

Проклятая любовь всему виной
Кто ей поддастся, тот утратит разом
Свою свободу, мужество и разум

Известный испанский драматург Лопе де Вега, биография которого полна множества приключений, прожил долгую жизнь и добился успеха на литературном поприще. Он любил многих женщин (а они, в свою очередь, были ему преданы), занимался любимым делом, и не унывал, какие бы сложности ни преподносила ему жизнь.

Детство и юность писателя

Лопе де Вега родился в Мадриде 25 ноября 1562 года в состоятельной семье. Отец мальчика был выходцем из простой крестьянской семьи, но благодаря своим способностям смог стать состоятельным человеком. Поэтому ему удалось дать сыну качественное образование, и даже купить ему патент на дворянский титул.

Уже в детстве мальчик начал проявлять склонность к гуманитарным наукам. По словам самого автора, он начал писать и переводить тексты других писателей очень рано, с одиннадцати лет. Отец отправил сына на обучение в иезуитскую школу, после которой тот поступил в университет.

В университете будущий маститый испанский писатель учился в период с 1577 по 1581 год, но в результате ему так и не удалось его окончить.

Изгнание

В возрасте 21 года, т. е. в 1583 году, Лопе де Вега был участником похода на Вернувшись, он продолжил работать в качестве секретаря богатых аристократов, хотя к этому времени он уже был драматургом, известным на всю Испанию.

1588 год стал знаменательным в биографии писателя, ведь именно в этом году он был заключен в тюрьму, после чего его изгнали из Мадрида на 10 лет. Причиной его заточения стало оскорбление высокопоставленного дворянина. Писатель был вынужден уехать в Валенсию, куда взял с собой свою верную спутницу Исабель де Урбину, которая впоследствии стала его женой. В этом же году корифей средневековой испанской драматургии отправился в поход Непобедимой армады, а затем осел со своей дамой сердца.

Пребывая в Валенсии, Лопе де Вега почерпнул множество новых знаний у местных драматургов. В своих произведениях ему далось объединить воедино все те приемы, которыми он владел раньше с особенностями валенсийской драматургии. В результате он даже создал трактат в стихах, в котором изложил свои взгляды на прогрессирующую драматургическую систему.

Личная жизнь

Лопе де Вега, биография которого пестрит множеством значимых событий, был очень страстной натурой и отдавал свое сердце множеству женщин.

Елена Осорио

С этой женщиной писателя связывали длительные и серьезные отношения. Но и им пришел конец, поскольку дама вела меняя одного любовника за другим, и однажды в своих стихах взбешённый де Вега высмеял свою избранницу и ее семью, используя не самые приятные эпитеты. За «клевету» автора изгнали из Мадрида.

Исабель де Урбина

Вероятно, самой главной женщиной в жизни знаменитого драматурга стала его прелестная спутница Исабель де Урбина, которая, как отмечалось выше, добровольно покинула родной город и отправилась за любимым в изгнание. Но не все так просто складывалось, ведь она не являлась законной супругой писателя, а родители Исабель были ярыми противниками отношений до брака. Именно поэтому они начали против де Вега, который был закрыт, как только девушка стала его законной супругой. Исабель занимала важное место не только в жизни писателя, но и в его творчестве. Лопе де Вега о любви к ней писал в своих драмах, где Исабель выступала под именем Белисы. Но не суждено было этой паре прожить долгую и счастливую жизнь. В 1590 году Исабель скончалась, что стало одной из самых серьезных потерь для де Вега. К сожалению, детей от этого брака также не осталось, поскольку оба ребенка умерли в младенчестве.

Второй брак

Срок изгнания подходил к своем концу, и Лопе де Вега, драматургия которого только выиграла от ссылки, вернулся в родной Мадрид. Но непродолжительным оказалось его ликование по этому поводу, поскольку вскоре он опять оказался в зале суда в качестве обвиняемого по делу о сожительстве с вдовой, что было верхом неприличия в то время.

После судебного разбирательства отношения были прекращены, но писатель решил не оставаться холостяком надолго, и женился во второй раз в 1604 году. Но и этот брак не оказался счастливым: жена де Вега и его сын погибли.

Марта Неварес

Последней возлюбленной драматурга стала Марта Неварес, которая полностью посвятила себя писателю, и даже развелась с мужем ради него. Эти отношения были очень длительными, но, к сожалению, и в этот раз все закончилось весьма печально. Марта и Лопе де Вега прожили вместе полтора десятка лет, но после длительной болезни муза писателя скончалась, оставив его одного.

Церковь

Сохранилось достаточно мало информации, касающейся религиозных взглядов писателя, но неизменными остаются несколько фактов.

В 1609 году автору удалось получить титул «приближенного к инквизиции», который ограждал его от любых обвинений со стороны церкви. Кстати, это стало возможно не без помощи покровителя и наставника де Вега, герцога де Секка, у которого он работал секретарем.

В 1614 году писатель стал священником, а тринадцать лет спустя - доктором богословия. Такой высокий титул был им получен неспроста, а за написание драматического произведения, посвященного действующему Папе.

Старость

Лопе де Вега, произведения которого были удостоены самых высоких похвал, продолжал писать до преклонных лет. По разным данным, его творческое наследие насчитывает от 1500 до 2000 пьес, из которых до наших дней дошли не более 600. Последнюю комедию автор написал за год до смерти, а последнюю поэму - за несколько дней. Несколько последних лет писатель старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь и много времени проводил в молитвах. Он покинул мир 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха собралось множество коллег по творческому цеху и поклонников таланта.

Творчество

Писатель стал известен, в основном, благодаря своим драматическим произведениям, но, несмотря на это, внимания достойны и его поэмы, элегии и оды, в которые автор вложил весь свой талант и любовь к искусству. Де Вега стремился изобразить все важные особенности современной ему жизни, но он делал это в своей,
непринужденной манере.

Так, например, описывая исторические события, он не стремился детализировать конкретные факты, а увековечивал славу своей родины и ее народа. Ярким тому примером может послужить комедия «Знаменитые женщины Астурии», в которой писатель использовал даже соответствующий диалект, чтобы максимально натуралистично передать подвиг народа.

Тема испано-христианской монархии была излюбленной для Лопе де Вега. Произведения, в которых он изображает жителей Кастилии, полны как простых бытовых сцен, так и борьбы с мусульманами. Самыми яркими экземплярами, изобличающими исторические особенности этой области, являются «Король, брошенный в пропасть» и «Невинная кровь». В обеих драмах речь идет о королях, которые понесли кару за свои неправедные деяния.

Тематика

В своем творчестве автор затрагивает самые различные темы. Книги Лопе де Вега полны приключений, колорита и различных драматических положений. Так, в драме «Звезда Севильи» действующие лица вынуждены пройти множество испытаний, а автор только делает их жизнь более трагической, заставляя достигать вершины счастья и тут же падать в бездну боли и страданий.

Удивительно, но драматург не обошел вниманием и российскую историю. В одном из произведений Лопе де Вега, цитаты из которого использовались многими критиками, речь идет о Лжедмитрии. Пьеса «Великий князь Московский» повествует о жизни и судьбе царевича. Менее известными для широкого круга читателей, но все же достойными внимания, являются духовные и философские драмы.

Самым известным произведением писателя можно назвать пьесу «Собака на сене». Что касается названия произведения, то считается, что само выражение «собака на сене» можно трактовать как синоним человека, который сам не пользуется каким-либо благом, но не позволяет этого делать и другим. Комедия повествует об отношениях аристократки по имени Диана и ее секретаря Теодоро. Учитывая свое положение, Диана не может допустить своих отношений с секретарем, но и не позволяет ему стать счастливым с другой женщиной. Все эти интриги, в которых замешано и множество второстепенных персонажей, выливаются в комическую историю о сословных предрассудках.

Лопе де Вега значительно повлиял не только на испанскую драматургию, но и на развитие всей мировой литературы. Он сумел объединить в своем творчестве множество мотивов, создать неподражаемые образы и показать современную ему жизнь без прикрас. Именно поэтому его произведения до сих пор остаются популярными и востребованными.

(1562-11-25 ) Место рождения: Дата смерти: Род деятельности:

драматург, поэт, новеллист

Направление: Жанр:

комедия, драма, новелла

Произведения на сайте Lib.ru

Пьесы

  • Изобретательная влюбленная
  • Крестьянка из Хетафе
  • Звезда Севильи
  • Дурочка
  • Валенсианская вдова
  • Глупая для других, умная для себя
  • Периваньес и командор Оканьи
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев
  • Фуэнте овехуна (Овечий источник) - по пьесе создан балет Лауренсия
  • Девушка с кувшином

Фильмография

  • - Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель

Наследие

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 25 ноября
  • Родившиеся в 1562 году
  • Родившиеся в Мадриде
  • Умершие 27 августа
  • Умершие в 1635 году
  • Умершие в Мадриде
  • Поэты Испании
  • Драматурги Испании
  • Писатели Испании
  • Драматурги XVI века
  • Драматурги XVII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вега, Лопе де" в других словарях:

    ВЕГА КАРПИО (Вега Карпьо, Vega Carpio) (Лопе де Вега) Лопе Феликс де (1562 1635), испанский драматург. Крупный представитель Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Автор св. 2000 пьес (500 из которых изданы), романов, стихов, в т. ч.… … Энциклопедический словарь

    Феликс Лопе де Вега Карпьо Félix Lope de Vega y Carpio Дата рождения: 25 ноября 1562 Место рождения: Мадрид, Испания Дата смерти: 27 августа 1635 Место смерти … Википедия

    Феликс Лопе де Вега Карпьо Félix Lope de Vega y Carpio Дата рождения: 25 ноября 1562 Место рождения: Мадрид, Испания Дата смерти: 27 августа 1635 Место смерти … Википедия

    См. Лопе де Вега …

    См. Лопе де Вега … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо) - (1562 1635) крупный представитель Возрождения, испанский драматург золотого века испанской литературы. Выходец из бедной семьи, выпускник университета в Алкале, участник похода Непобедимой армады, секретарь герцога Альбы, маркиза Мальпика,… … Словарь литературных типов

    - (Felix Lope de Vega Corpio, 1562 1635) испанский драматург, деятельность к рого относится к так наз. «золотому веку» испанской литературы. Р. в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10 летнем… … Литературная энциклопедия

    ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio) (Лопе де Вега) Лопе Феликс де (1562 1635) испанский драматург. Крупный представитель Возрождения. Автор св. 2000 пьес (500 из которых изданы), романов, стихов, в т. ч. историческая драма Великий герцог Московский (1617) … Большой Энциклопедический словарь

Имя: Лопе де Вега (Lope de Vega)

Возраст: 72 года

Деятельность: драматург, поэт, новеллист

Семейное положение: вдовец

Лопе де Вега: биография

Жизнь писателя, поэта и драматурга, написавшего две тысячи пьес, Лопе де Вега была полна любовных приключений и отчасти напоминала его произведения, в которых комедия переплеталась с трагедией. В историю выдающийся представитель золотого века Испании вошел как основатель испанского национального театра.

Детство и юность

Феликс Лопе де Вега и Карпио (полное имя писателя) родился 25 ноября 1562 года, в крупнейшем городе Испании – Мадриде. Его отец и мать, крестьяне по происхождению, перебрались в Мадрид, в котором глава семейства освоил золотошвейное ремесло. Скопив необходимую сумму денег, он купил патент на дворянское звание и сделал все возможное, чтобы сын получил лучшее образование.


С ранних лет Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам: ему легко давалось изучение языков и литературных творений писателей прошлого. Так, прозаик в возрасте 10 лет перевел поэму Клавдия Клавдиана «Похищение Прозерпины», а в 13 сочинил свою первую комедию «Истинный любовник». Сначала Феликс обучался в иезуитском колледже, а затем - в университете в Алькала и Королевской академии.

За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной Феликс был осужден на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это, Лопе вернулся в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. В 1588 году он принял участие в походе Непобедимой армады, после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.


Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590 год), маркиза Малвпика (1596 год) и герцога Лемосского (1598 год). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609-ом драматург получил звание добровольного слуги инквизиции, а в 1614-ом принял сан священника.

Литература и театр

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф довел это число до 1800. Стоит отметить, что на сегодняшний момент ученым известны названия только 800 пьес драматурга, поэтому многие считают, что число созданных писателем произведений завышено.


Недраматические произведения Френсиса, при первой публикации составившие 21 том, складываются из «Доротеи» (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений, а также огромного массива лирической поэзии и сочинений.

В творчестве Лопе традиционно выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная, своей непосредственностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями, а вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями.


В целом, различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие искусства. Так, в поэзии писатель обращался, прежде всего, к воображению и чувствам, а не к разуму.

Созидательная энергия Лопе дала ему силы, вопреки рассудочности века, утвердить новый тип пьесы, в которой трагедия переплетается с комедией, а граница между этими стилями размыта. Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.


Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи, в которой он жил. В одних его драмах главенствует исторический сюжет, а в других – вымышленный. В книгах создателя произведения «Овечий источник» любовь, в соответствии с традициями литературы XVI века, поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, а затем она предстала перед читателями в виде источника социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации.


Также у де Веги есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как «Изобретательная влюбленная», в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать избранника.

Более оригинальную комедию представляет собой «Собака на сене», в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики, касающейся классовых различий, которые теряют свою силу перед магией любви. Еще одна излюбленна тема Лопе – тема чести, которая является основополагающей в его широко известных пьесах «Овечий источник», «Лучший мэр – король» и «Перибаньес».


Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Религиозные пьесы поэта в большинстве своем либо носили библейский характер и иллюстрировали эпизоды Ветхого Завета, либо представляли собой «комедии о жизни святых».

Личная жизнь

В 1583 начинающий драматург вступил в любовную связь с актрисой Еленой Осорио (история их любви нашла отражение в вершинном творении прозаика - диалогическом романе «Доротея»).

Интрижка с замужней дамой длилась пять лет, но в итоге ветреная артистка нашла себе нового, более богатого поклонника. Покинутый Лопе отомстил бывшей возлюбленной весьма оригинально: он написал пару злобных эпиграмм в адрес актрисы, которые незамедлительно собственноручно распространил среди труппы.


В ответ Елена подала на Феликса в суд за клевету, и в 1588 году писателя изгнали из столицы Испании. Через три месяца после оглашения приговора драматург женился на дочери придворного герольда Изабель де Урбине, а затем отправился в поход на борту корабля, входящего в состав Непобедимой армады.

После поражения Непобедимой армады поэт поступил на службу к герцогу Альбе и вместе с женой поселился в Валенсии. Скромная должность секретаря позволяла ему и обеспечивать семью, и работать над пьесами. Именно в этот период из - под его пера вышла комедия «Учитель танцев».

В 1595 году Лопе возвращается в Мадрид, оставив в Валенсии три дорогих ему могилы - жены и двух маленьких дочек. В столице Испании он устраивается на новую должность и знакомится с новой музой, актрисой Микаэлой де Лухан (в стихах и прозе он называл ее Камила Лусинда). Эту связь не мог прервать даже новый брак писателя с дочерью богатого торговца мясом Хуаной де Гуардо.

Лопе нашел в себе силы прервать эту связь в период серьезного духовного кризиса (в 1609 году он стал доверенным лицом инквизиции, а в 1614 - священником). Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями - любимого сына Карлоса Феликса, жены, а затем и любовницы Микаэлы. Свидетельство пережитой Лопе духовной драмы - сборник «Священные стихи», увидевший свет в 1614-ом.

Уже будучи пожилым человеком, писатель встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспевал в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия, Леонарда) и которой посвятил комедию «Валенсианская вдова», а также новеллы «Приключения Дианы», «Мученик чести», «Благоразумная месть» и «Гусман Смелый».

Последние годы жизни Лопе - череда личных катастроф: в 1632-ом умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году похищают его дочь, а в морском походе погибает и сын. Стоит отметить, что, несмотря на трудности, творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Смерть

Лопе де Вега творил вплоть до своей смерти. Последнюю комедию автор написал за год до кончины, а последнюю поэму - за четыре дня. Пару последних лет прозаик старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь, проводя большую часть времени в молитвах.


Поэт умер 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха пришли как коллеги по творческому цеху, так и поклонники его таланта.

В 2010 году режиссер Андруча Уэддингтон снял фильм «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», в основе сюжета которого лежит история жизни Феликса. Кроме того, в разное время были экранизированы пьесы «Учитель танцев» (1952 год), «Собака на сене» (1977 год), «Дурочка» (2006 год).

Пьесы

  • 1594 – «Учитель танцев»
  • 1596 – «Командоры Кордовы»
  • 1598 – «Аркадия»
  • 1613 – «Дурочка»
  • 1612 – «Вифлеемские пастухи»
  • 1613 – «Овечий источник»
  • 1614 – «Периваньес и командор Оканьи»
  • 1618 – «Собака на сене»
  • 1619 – «Валенсианская вдова»
  • 1621 – «Приключения Дианы»
  • 1623 – «Звезда Севильи»
  • 1624 – «Девушка с кувшином»
  • 1631 – «Наказание – не мщение»
Подпись:

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия »
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

  • - «Учитель танцев »
  • - «Собака на сене »
  • - «Дурочка »

Биография драматурга

  • - «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель »
  • 2-я серия 1-го сезона испанского фантастического сериала "Министерство времени " посвящена Лопе де Вега

Наследие

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М .: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-03135-7 .

Напишите отзыв о статье "Вега, Лопе де"

Примечания

Ссылки

  • Луков Вл. А. (2013). Проверено 2 августа 2013. .

Отрывок, характеризующий Вега, Лопе де

– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.